на каком временном отрезке жизненного цикла проекта рассчитывается эффективность проекта
Фазы, стадии и этапы жизненного цикла проекта (ЖЦП)
Проект — это совокупность операций и работ, которые направлены на достижение одной цели и результата в форме уникального продукта. Для проектной деятельности характерны временные под циклы, имеющие начало и окончание. Жизненный цикл проекта — это основополагающий термин, который помогает принять правильные решения в финансовых, организационных и предпринимательских вопросах.
Сущность жизненного цикла проекта
Проект описывает модель ситуации и план по её улучшению, а также совокупность методов для воплощения. Проектная деятельность включает в себя замысел, управленческий персонал, материальную базу, определение цели, необходимые результаты и т. д. Она объединяет несколько видов занятий, общими признаками которых являются:
Проект работает в среде, которая включает жизненные внешние и внутренние компоненты, а также учитывает политические, социально-культурные, организационные, правовые и подобные факторы. Реализация осуществляется с помощью руководителя, менеджерского состава, команды и других лиц, которые выполняют задачи, касающиеся рабочих процессов.
Определение ЖЦП
Понятие жизненного цикла для запланированного проекта весьма распространено в современном мире. Любое органическое явление, будь то живое существо, реальный бизнес или планета, подчиняется принципам жизненного цикла.
Под этим циклом понимают комплекс и последовательность определённых под циклов, которые преодолевает любой проект в процессе жизни. Другими словами, это временной интервал между стартом и ликвидацией. Для любого проекта, кроме цикла существования, есть ещё два цикла — до рождения и после завершения. Цикл играет важную жизненную роль по следующим причинам:
Для бизнесменов начало проектной деятельности предполагает вложение денежных ресурсов для реализации задуманного дела. Старт и окончание проекта обычно подтверждается официальными документами.
Жизненные стадии и их особенности
Каждый проект принято развивать на под циклы, которые подразделяются на ещё более мелкие. Под фазой понимают структурный компонент. Каждое её окончание означает достижение каких-либо значимых результатов. Совокупность фаз характеризуют ЖЦ.
Общепринятой классификации числа фаз и стадий жизненного цикла для проекта не существует. Их последовательность зависит от направленности деятельности, опыта участников и условий реализации. Деление жизненных стадий может быть самым разнообразным, главное, чтобы оно учитывало достижение контрольных точек или вех, в ходе чего менеджер получает сведения и оценивает перспективы развития. Основные фазы ЖЦП:
Жизненные стадии проекта считается успешными, если он выполнен без задержек, при этом сохранен лимит бюджета, отсутствует перерасход средств, и достигнуты поставленные цели. Существуют следующие под циклы жизненного цикла проекта:
Перечисленная классификация — это лишь пример. Точный перечень этапов жизненных циклов различаются в зависимости от отраслевого направления.
Как могут выглядеть циклы
Так, для стройкомпании, циклы могут выглядеть, как:
Жизненные стадии строительной компании, как правило, состоит из 4 этапов. В исключительных случаях возможно разделение на большее количество фаз.
Организация контрольных мероприятий циклов
Главную роль в управлении жизненными циклами играет процесс контроля. Он осуществляется не только руководителем, но и проектным менеджером. Правильная система контроля основана на следующих принципах:
Следует контролировать действия работников на каждой жизненной стадии. Отклонения, выявленные на ранних циклах, позволят избежать серьёзных недочётов в будущем.
Роль жизненных этапов для проекта сложно переоценить. От того, насколько тщательно организован и детализирован этот процесс по всем стадиям, зависит его судьба. Многие руководители осознают необходимость качественного проектного управления и перспективы использования этой технологии.
Как бы объяснили жизненные циклы продолжительных проектов?
Тесты по управлению проектами
1. Все следующие ситуации являются преимуществами проектной организационной структуры КРОМЕ:
A. Руководитель проекта имеет полное руководство над проектом.
В. Оборудование и люди объединены через проекты. +
С. Линии коммуникаций сокращены.
D. Командная работа и чувcтво сопричастности..
E. Члены команды подчинены одному руководителю.
2. Какие факторы из следующих НЕ ЯВЛЯЮТЯ преимуществами матричной структуры управления проектом?
A. Связи между функциональными подразделениями расширена
B. дублирование ресурсов минимизировано
С. Политики в организации согласованы
3. Какие из следующих показателей представляют интерес в управлении проектом?
3. ДОСТУПНОСТЬ ресурсов.
A. только 1. В. ТОЛЬКО 2. С. ТОЛЬКО 3. D.1 и 2 только. E.1,2, и 3.
4. Для критического пути проектных работ, чтобы быть наиболее эффективным, работы или задачи проекта должны быть:
A. Отчетливо выраженными.
E. Все вышеуказанное.
5. Раннее время завершения работ равняется:
A. Самое раннее возможное время начала работ.
B. Самое раннее стартовое время плюс время выполнения работ.
C. Самое последнее время выполнения работ без резервного времени.
D. Самое раннее время деятельности минус время выполнения работы.
E. Самое последнее стартовое время минус время выполнения работ.
6. Критический путь проекта может характеризоваться следующим образом:
A. Ненапряженное время для каждой задачи в проекте нулевое.
D. Чтобы уменьшать длительность проекта, Вы должны уменьшить ненапряженное время задачи в критическом пути.
7. Вы назначены руководителем проекта, в котором участвуют 100 работников и проект разработки новой машины, подобной текущему продукту, будет иметь в два раза выше эффективность и более низкую стоимость. Предполагается длительность проекта два года. У Вас неполная определенность о времени требующемся, чтобы завершать этот проект. д Какую технику управления проектом Вы будете использовать в этой ситуации?
A. CPM с единственной оценкой времени
C. CPM с тремя временами оценки
E. Любая технология из вышеуказанного будет работать.
A. Единственный руководитель проекта признан ответственным за успешное завершение проекта.
B. Участники группы должны оставить их функциональные обязанности в фирме и заняться только карьерным ростом в системе управления проектом.
C. Связь между функциональными обязанностями строго определена.
D. Участники проектной команды подчиняются одновременно двум руководителям, что создает возможности потенциального конфликта.
E. Комбинация функциональных знаний многих подготовленных работников может дать синергические решения возникающих проблем.
9. Раннее время завершения работ равняется:
A. Самому раннему возможному времени начала деятельности.
B. Самому раннему стартовому времени плюс время завершения деятельности.
C. Самому позднему времени завершения работ.
Выберите правильный вариант ответа на вопрос и обведите его в кружок.
1. Что понимают под инвестиционным проектом как социально-экономической системой?
1) Дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.
2) Хозяйственное мероприятие, работа, проект.
3) Система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.
4) Комплекс мероприятий (технических, организационных и др.), нацеленных на достижение определенных целей (экономических, социальных, экологических и т. д.) и требующими для своего осуществления использования капитальных ресурсов.
2. Каковы группы принципов, на которые должны ориентироваться методики оценки инвестиционных проектов?
2) Методические и методологические.
3) Методологические, методические, операционные.
3. Что такое жизненный цикл инвестиционного проекта?
1) Продолжительность выполнения мероприятий по проекту от момента зарождения идеи до ее полной реализации.
2) Временной интервал, характеризующий продолжительность, выполнения работ по данному проекту.
Промежуток времени от момента обоснования проекта до момента получения инвестиций в проект.
4. Что включает в себя жизненный цикл проекта?
3) Фазы, стадии и этапы.
5. На каком временном отрезке жизненного цикла проекта рассчитывается коммерческая эффективность проекта?
1) На прединвестиционном.
2) На инвестиционном.
3) На эксплуатационном.
6. Что такое коммерческая эффективность проекта?
1) Целесообразность реализации проекта с позиций его инициаторов.
2) Выгодность осуществления данного проекта с точки зрения решения социально-экономических задач.
3) Эффективность внедрения проекта с позиций бюджетов различных уровнен.
7. На какие периоды жизненного цикла проекта распространяется проблема управления проектами?
2) Прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
3) Инвестиционную и эксплуатационную. Классификация проектов.
8. Понятие «инвестиционная привлекательность проекта» распространяется на:
1) интересы и цели инициаторов проекта;
2) краткосрочные и долгосрочные цели инвестора;
4) других участников проекта;
5) всех перечисленных выше.
9. Каковы методы количественной оценки коммерческой эффективности проектов?
1) Метод внутренней нормы возврата.
3) Метод срока возврата.
4) Все перечисленные.
10. Что является необходимым условием отбора проекта для финансирования?
2)Требование NPVj = 0/
11. Чтобы проект был эффективен для инвестора, норма дисконтировании должна быть:
1) равна депозитной ставке;
2) выше депозитной ставки;
3) ниже депозитной ставки.
12. В терминах концепции потока реальных денег рассчитываются следующие оценочные показатели:
3) срок возврата инвестиций;
4) все перечисленные показатели;
5) индекс доходности и период окупаемости;
6) дисконтированный срок окупаемости;
13. Финансовые притоки включают в себя:
3) все перечисленное.
14. Финансовые оттоки включают в себя:
1) выплаченные дивиденды, выкуп акций, проценты, уплаченные по ссудам, уменьшение счетов к оплате, поступления от продажи основного капитала, получение ликвидационной стоимости, поступления от продаж, поступления от уменьшения чистого оборотного капитала, операционные притоки реальных денег,
15. Бизнес-план является:
1) частью инвестиционного проекта;
2) технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта;
3) документом, разрабатываемым независимо от разработки инвестиционного проекта.
16. Структура бизнес-плана обязательно должна включать:
2) организационный план:
3) производственный и финансовый план:
4) производственный и организационный план;
6) все перечисленные разделы.
1) Разработать инвестиционный проект в соответствии с международными методиками.
2) Представить инвестиционный проект, учитывающий требования конкретного инвестора и специфические условия, в которых предполагается реализация проекта.
3) Предложить потенциальному инвестору исходные предпосылки и идею проекта для его последующей оценки и анализа самим инвестором.
Вариант 3
1. Определите следующие понятия:
— некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами, обуславливающими способ ее решения;
— специальным образом сформированная заявка на разработку инвестиционного проекта и поиска партнеров в инвестиционном процессе;
— предварительное финансовое обоснование проекта;
— показатель доходности проекта на основе оценки будущих потоков доходов.
2. На какой фазе проектирования производится подготовка и обучение персонала:
а) предварительный анализ
б) инвестиционная фаза
в) внедрение проекта
3. На каком этапе реализации проекта определяется перечень целей, требований и задач проекта:
а) разработка концепции
в) разработка проекта
4. Три альтернативных варианта проекта получили следующие оценки экспертов:
Управление проектами
Жизненный цикл и фазы проекта
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации принято называть проектным циклом или жизненным циклом проекта. Для каждого проекта, вне зависимости от лежащего в его основе замысла, характерен жизненный цикл определённой продолжительности.
1. Жизненный цикл и фазы проекта
Жизненные циклы проекта понимаются как определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации, а также функционирования. Такое разделение важно не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, ведь оно дает возможность лучше контролировать процесс производства.
Определение термина Понятие жизненного цикла проекта подразумевает под собой определенную последовательность этапов по реализации той или иной идеи касательно производственного или управленческого процесса. Роль данного понятия может быть выражена в следующих утверждениях:
— определяет продолжительность проекта, четко обозначая даты его начала и завершения; позволяет детализировать процесс реализации замысла, разбивая его на конкретные фазы;
— дает возможность четко определить количество задействованного персонала, а также необходимые ресурсы;
— облегчает процедуру контроля.
Стадии жизненного цикла проекта
В процессе реализации того или иного замысла касательно производственного процесса или прочих мероприятий на предприятии можно выделить несколько последовательных моментов. Так, принято выделять следующие этапы жизненного цикла проекта:
Стоит отметить, что данное деление на этапы жизненного цикла проекта весьма условное. Каждая организация вправе самостоятельно детализировать этот процесс и разбивать его на стадии.
Можно выделить четыре основные фазы жизненного цикла проекта, а именно:
Особенности жизненного цикла проекта
Жизненные циклы проекта, как уже было сказано выше, могут быть выстроены индивидуально с учетом специфики того или иного предприятия. Тем не менее, все они имеют некоторые общие особенности, а именно:
— Наибольшим количество затрат и персонала, задействованного в реализации проекта, является в середине цикла. Начало и конец данного процесса характеризуются невысокими показателями.
— На первом этапе наблюдается наибольший уровень риска, а также неуверенности и сомнений по поводу успешного исхода деятельности.
— В начале жизненного цикла проекта участники имеют огромные возможности касательно внесения изменений и совершенствования методик достижения целей.
С течением времени это становится сделать все сложнее.
Каскадная модель жизненного цикла проекта
Несмотря на то что жизненные циклы для каждого отдельно взятого проекта или организации могут существенно отличаться, существуют некоторые общепринятые модели, которые могут послужить базовой основой. Одной из самых распространенных является водопадная, которая подразумевает последовательное выполнение каждого запланированного действия и характеризуется следующими особенностями:
составление четкого плана действий по достижению поставленных целей;
по каждому действию определяется определенный перечень задач, а также обязательных к исполнению работ;
внедрение промежуточных (контрольных) этапов, на которых будет проводиться контроль за соблюдением ранее разработанного плана.
Жизненные циклы проекта, которые отличаются цикличностью, разрабатываются согласно спиральной модели. На каждом витке определяется эффективность разработки в соответствии с ее стоимостью. Эта модель отличается тем, что при ее разработке одна из ключевых позиций отводится рисковой составляющей, которая чаще всего включает в себя следующие пункты:
— недостаток квалифицированных и опытных кадров;
— возможность выйти за рамки бюджета или же не уложиться в заданные сроки;
— потеря актуальности разработки за время ее реализации;
— необходимость вносить изменения в процессе производства;
— риски, связанные с внешними факторами (перебои с поставками, изменение рыночной ситуации и так далее);
— несоответствие производственной мощности необходимому уровню;
— противоречия в работе различных подразделений.
Жизненные циклы проекта могут быть рассмотрены с точки зрения инкрементной модели. Наиболее актуальным и обоснованным ее использование будет в том случае, когда предполагается сложная и масштабная работа с большим количеством участников. В данном случае объемный проект расчленяется на множество мелких составляющих, которые, реализуясь по частям, впоследствии складываются в масштабный проект. Инкрементная модель не требует единовременного вложения всей необходимой суммы средств. Можно постепенно вносить небольшие суммы, покрывающие каждый из этапов. А поскольку весь проект разбит на небольшие составляющие, то он является достаточно гибким и позволяет в любое время вносить соответствующие изменения. И одним из самых важных моментов является минимизация рисков, которые равномерно распределяются между фазами (инкрементами).
Принципы жизненного цикла проекта
Жизненные циклы проекта характеризуются рядом принципов, а именно:
наличие детального плана, в котором четко прописаны все временные периоды, сроки, участники, а также показатели в цифровом выражении, которые должны быть достигнуты по итогам работы;
должна быть разработана система отчетности, в соответствии с которой по завершении каждой стадии будет проводиться мониторинг соответствия достигнутых результатов заявленным;
наличие системы анализа, в соответствии с которой может быть спрогнозирована будущая ситуация, с целью внесения коррективов;
в организации должна быть налажена система реагирования на непредвиденные ситуации, чтобы работа могла быть направлена в нужное русло на любом из этапов жизненного цикла.
Жизненный Цикл Проекта: Простая Формула для Эффективного Управления
Каждая организация, будь то стартап или международная корпорация, заинтересована в успешной реализации проектов. И хотя для каждого из них требуется индивидуальный подход, все проекты имеют схожую структуру.
Иными словами, независимо от того, какая методология выбрана для управления проектом, у каждого из них всегда будет начало, середина и завершение. Это — жизненный цикл проекта.
Люди, не специализирующиеся на управлении проектами, могут думать, что вести его не так уж и сложно: достаточно договориться с клиентом, составить план и указать дедлайны. Однако, это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Из нашей статьи вы узнаете, что такое жизненный цикл проекта и чем полезно деление проекта на этапы.
Что такое жизненный цикл проекта?
Жизненный цикл проекта — это последовательность этапов, через которые проходят проекты от инициации до завершения независимо от их специфики.
Четкое понимание этих фаз позволяет менеджерам и руководителям максимально эффективно контролировать проекты. Целью жизненного цикла является создание простой в использовании структуры для руководства и управления проектами.
Согласно опросам Института Управления Проектами (PMI), в среднем организации теряют почти 10% от каждого вложенного доллара из-за низкой производительности. Примерно каждый третий проект не достигает поставленной изначально цели, 43% выходят за рамки бюджета, а почти половина (48%) не завершена в срок.
При этом 85% руководителей высшего звена считают, что их организации работают на полную мощность и достигают поставленных стратегических целей. Такое расхождение цифр провоцирует значительные финансовые потери у предприятий по всему миру.
Жизненный цикл проекта помогает:
Из каких же фаз состоит жизненный цикл проекта?
Фазы жизненного цикла проекта
По данным Project Management Body of Knowledge, или PMBOK, жизненный цикл состоит из пяти фаз:
Как правило, этапы цикла идут последовательно, один за одним. Но бывает иначе. Если в ходе реализации появляются изменения, всегда можно вернуться на стадию планирования, чтобы скорректировать работу команды проекта в будущем.
Рассмотрим каждую фазу жизненного цикла в отдельности.
1. Инициация
Инициация — это старт работы над концепцией, подготовка к ее планированию и реализации. Для начала определите, какая задача стоит перед командой и поможет ли ваша идея решить проблему. Если ответ положительный, приступайте к написанию концепции и экономического обоснования, а также к поиску партнеров.
Фаза инициации включает в себя множество обсуждений, исследований и анализов. На встречах с потенциальными партнерами постарайтесь выяснить, что для них важно, какие проекты они вели в прошлом и чего ожидают от будущих.
Задача этого этапа — определение общих целей, реализация которых приведет каждую из сторон к желаемому результату.
После достижения соглашений, необходимо зафиксировать основные тезисы и договоренности в уставе проекта. Устав — это формальный, довольно краткий документ, который описывает проект. Он является важной составляющей планирования, так как используется на протяжении всего жизненного цикла проекта и помогает решить все спорные моменты на протяжении рабочего процесса.
В уставе отражается следующая информация о проекте:
2. Планирование
Когда документы подписаны и условия финально утверждены заинтересованными сторонами, начинается стадия планирования.
Теперь менеджер переходит к созданию подробного плана проекта (или дорожной карты), к которому каждый участник команды может обратиться на любом этапе рабочего процесса. В документе подробно изложены детали и цели, которые соответствуют ожиданиям сторон.
На этапе планирования менеджер разбивает рабочий процесс на мелкие задачи, создает команду, распределяет роли, чтобы, в том числе, успешно управлять командой, разрабатывает пошаговую последовательность выполнения задач и обозначает сроки. Чтобы задачи имели больше шансов на успех, важно убедиться, что для каждой из них хватает ресурсов.
Уместно отметить, что диаграмма Ганта — отличный инструмент для создания дорожной карты и контроля над ней. Диаграммы идеально подходят для планирования и составления графиков и для дальнейшего отслеживания прогресса на всех фазах жизненного цикла.
С помощью диаграммы Ганта вы также сможете:
Когда готов календарный график, обозначены ключевые роли и зоны ответственности, выявлены возможные риски и пути их предотвращения, а бюджет спланирован, настает время для организационного совещания.
В ходе этой встречи менеджер представляет проект и его цели, обсуждает с командой важнейшие этапы плана, отвечает на вопросы, а также знакомит всех с инструментами, которые команда будет использовать в процессе работы. После общего собрания каждый из членов команды должен иметь четкое представление о проекте в целом, его этапах и их реализации.
Для этого после совещания рекомендуется дать участникам постоянный доступ к плану проекта. Так, члены команды смогут постоянно быть в курсе дел и изменений в ходе рабочего процесса.
3. Исполнение
Теперь, когда проект утвержден, команда сформирована и готова приступать к делу, рабочий процесс переходит к фазе исполнения.
Задача менеджера на этом этапе — проконтролировать синхронный запуск работы всех отделов и убедиться, что каждый выполняет свою задачу.
4. Контроль
Эта фаза, как правило, совпадает с фазой инициации. Потому что для достижения поставленных целей и максимально успешного завершения проекта недостаточно только благополучно запустить рабочий процесс. Руководителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы команда следовала первоначальному плану.
Поэтому в этой фазе жизненного цикла менеджер контролирует ресурсы и своевременное выполнение задач, координирует участников команды, оперативно вносит правки в план проекта в случае непредвиденных обстоятельств.
Изменения в плане на этой стадии — абсолютно нормальное явление. Гибкость в этом случае даже играет на руку. Ведь чем раньше выявлена проблема, тем быстрее она решится. И не забывайте, что все нововведения должны быть обязательно согласованы с клиентом.
Проводите промежуточные совещания с командой. На этих встречах менеджер собирает отзывы участников проекта о рабочем процессе, обсуждает нововведения и корректировки. Также совместные обсуждения спорных моментов часто приводят к новым, зачастую более эффективным решениям проблемных ситуаций.
5. Завершение
Это последний этап, означающий официальное его окончание. Но не стоит сразу же умывать руки и переключаться на следующие задачи. Для того чтобы оставить приятное впечатление от профессионализма и работы команды, опытный менеджер:
Теперь проект официально завершен.
GanttPRO — онлайн инструмент для управления проектами на основе диаграммы Ганта. Сервис легко позволяет разделить проекты на фазы, а также соблюдать и контролировать все процессы их жизненного цикла.
Пример жизненного цикла проекта
Давайте подробнее рассмотрим все этапы жизненного цикла на примере планирования, организации и проведения музыкального фестиваля.
Так, на стадии инициации необходимо:
Когда партнеры найдены и документы подписаны, мы составляем уже более детальный план действий (фаза планирования). Для этого нужно:
Теперь, когда команда грядущего музыкального фестиваля ознакомилась с подробным планом, можно смело запускать рабочий процесс (фаза исполнения).
Начинаются активные подготовительные работы: поиск места проведения, переговоры с музыкантами, разработка визуала фестиваля, его анонсирование и так далее.
Далее команда переходит к работе на локации. Монтаж сцены, мониторов, звуковой аппаратуры. На территории проведения фестиваля появляются игровые зоны, зоны отдыха, фудкорты и многие другие развлечения.
Проходят генеральные репетиции, закупается вода, готовятся гримерки и пресс-зона. И вот, наконец, настает день мероприятия.
Все это время менеджер (или менеджеры) проекта контролируют каждую задачу, каждый рабочий процесс (фаза контроля). В случае форс-мажора менеджер оперативно решает проблемы, корректирует план, а изменения обсуждаются и согласовываются с командой на промежуточных встречах.
Фестиваль прошел, публика в восторге, сцена разобрана. Дело за малым: закрыть документацию и обсудить с командой результаты работы (этап завершения).
Теперь можно расслабиться и отпраздновать с коллегами очередной успешный кейс.
Заключение
Временами управление проектами кажется делом непосильным. Однако, разделение проекта на пять отдельных фаз, которые называются жизненным циклом проекта, поможет команде разумно расходовать время и ресурсы, что повышает шансы на успех проектов любой величины и сложности.