на каком языке был написан первый коран
На каком языке написан оригинальный Коран — на арабском?
Множество научных исследований доказывают, что Коран не был написан на арабском, т.к. арабского языка не существовало еще 150 лет после смерти Мухаммеда. Последняя тенденция предполагает, что Коран был написан на арамейском языке. Таким образом, современное буквальное прочтение Корана на арабском языке является неточным. Это глубоко опровергает и сводит на нет многие современные исламские требования. Что Вы думаете?
На каком языке был написан оригинальный Коран?
Арабский письменный язык восходит к 400-м годам от Рождества Христова (или н.э., что значит нашей эры). Коран относится к 600-м годам, это просто неправда, что не было арабского языка во времена Мухаммеда и оригинала Корана (часть которого, возможно, была написана еще в 610 году н.э.).
Путаница может возникнуть из-за того, что арабская письменность, в конечном счете, восходит к арамейской письменности, образцы которой сохранились еще со времен царя Давида (1000 лет до н.э.). Во времена Христа, набатеи жили и торговали в Аравии и на Ближнем Востоке, и их язык сохранился в письменном виде с первого века нашей эры. Набатейская письменность, что подтверждают исследования, в конце концов превратилась в классический арабский язык.
Для более подробной информации обратитесь к всемирной сети. Но сам язык и то, каким образом язык написан, — это две разные вещи. Наша английская письменность восходит к древнему латинскому алфавиту. И все-таки 2500 лет назад не было «английского языка», мы «одолжили» систему письма, которое было дано римлянам и грекам древними финикийцами. В лингвистике все выпрошено, позаимствовано или своровано!
Коран
Коран – главное достояние ислама. Священная книга, в ней ответы на все вопросы жизни. Даже самые трудные. Но как появилась она? Очень важный вопрос. На Аравийском полуострове, где жил пророк Мухаммед, народ был безграмотным. Пророк и сам не умел читать и писать…
А если быть совсем точным, то надо сказать, в мире тогда не было книг. Их еще не изобрели. При Пророке тексты писали в свитке и читали по свитку. Восток почитал свитки как самую надежную форму записи. Тюрки называли их словом, созвучным слову «книга».
По священным свиткам учились вере в Бога Небесного народы Востока в I веке, во времена Канишки (хана Эрке). По ним учились Европа и весь Средний Восток. Потом свитки словно исчезли куда-то, их заменили книги.
Бумажная полоса с ладонь шириной, испещренная каллиграфическим почерком, собственно, это и есть свиток. Прочитав, его скручивали трубочкой и вставляли в специальный пенал… Древние Кораны имели такой необычный вид, были не похожи на нынешние книги.
Первая сура Корана.
В Иране, в священном городе Кум, хранятся самые древние экземпляры Корана. Их больше десятка, выполнены они в свитках. На длинном столе полутемного зала библиотеки города Кума лежат с ладонь шириной бумажные полосы с древним текстом.
Их очень бдительно охраняют, они бесценные сокровища культуры.
В Коране есть строки, совпадающие с текстами Талмуда и Библии. Удивительно? Ничего удивительного нет, Коран это сборник Божественных откровений, ниспосланных всему человечеству. Труд, на который людей подвигли слова Пророка Мухаммеда.
Десятилетиями писали Коран, шлифовали его строки, изучали десятки текстов. Тюркских, египетских, сирийских, иранских, еврейских – разных. Искали зерна мудрости, которые потом будут услаждать слух поколениям мусульман.
На каком языке написан Коран? Большинство мусульман думает, что на арабском. Но при жизни Пророка арабского языка еще не было, потому что не было на Востоке такого народа – арабы. Арабами стали называть египтян, ливийцев, сирийцев, палестинцев, принявших ислам. А вернее, отказавшихся от восточного христианства.
Но любопытнее здесь другое. Текст самых древних свитков Корана не прочитал ни один знаток арабского языка, не сумел. Почему? Ответ надо искать в самом Коране. Там есть так называемые белые пятна – непонятные арабам слова. Откуда они? Например, в 108-й суре Корана: «Гесера даровали Мы тебе, так обрати же к Господу молитвы…» Так начинается сура, трудно понять ее глубину, не зная, что означает слово Гесер!
Возможно, поэтому «непонятное слово» у переводчиков Корана всегда вызывало дискуссии и споры. Даже произносили они его по-разному – Кевсер, Каусар, Гесер. И толкование давали разное – «изобилие», «достаток». А это же имя Пророка тюрков, сына Тенгри, который явился людям Алтая две с половиной тысячи лет назад и передал религию Вечного Синего Неба.
Имя забытого Пророка введено в текст Корана! Целая сура посвящена ему. Ибо нельзя написать книгу, не зная букв. Нельзя решить задачку, не зная цифр. Значит, слово «Гесер» в Коране связано с каким-то важным событием, ныне «забытым» или оставленным без внимания…
Но Небо нельзя обмануть.
Древний Коран был написан по-тюркски. На языке, который считался божественным! Написан он куфическим письмом, которое, чуть изменив, позже назвали «арабской вязью»… Когда записывали Коран, арабского языка не существовало в природе.
Ученым известна история создания языка ислама. Успех в этом труднейшем деле сопутствовал Абу Мансуру Мухаммаду ибн ал-Азхару ал-Азхари (891–981), его «Книге исправлений». Вот когда появился язык Корана! Он представлял собой уже не смесь тюркских и аравийских слов, а своеобразное «соединение» тюркской и аравийской языковой культуры. Этот «очищенный» язык объявили языком ислама, на него и перевели Коран.
До XI века мусульмане читали Коран, написанный тюркским языком. Другого Корана просто не было.
Появление арабского языка не явило собой нечто новое. В Индии так же (в тех же условиях, но по времени раньше) появился санскрит – искусственный язык, как бы «составленный» из древнетюркского и древнеиндийского. На этом языке стали записывать тексты, священные и для пришельцев-тюрков, и для аборигенов Индии.
Вот конкретный пример смешения «старых» культур ради создания новой. Именно это отличало времена Великого переселения народов – создание нового.
Ученые-религиоведы обратили внимание не только на «непонятные» слова современного Корана, но и на сам текст, звучащий по-особому. Арабы так не говорили и не писали, у них строй фразы иной. Коран – это «неарабская речь». Таково заключение науки. Все арабисты отмечают, что арабский разговорный язык – это не язык Корана.
Что ж, и древняя мудрость учит тому же: «Верблюда не спрятать среди овец». Воистину так.
Те переводы (не только Корана) на Среднем Востоке стали назваться «арабской литературой». Именно пе-ре-во-ды. Они услаждали слух и души мусульман, являя собой новую культуру нового Востока, то есть свободного от византийской деспотии.
Один перевод назывался «Гесер-эфсане» («Хазар-афсана»), в конце VIII века у него появилось новое имя – «Тысяча и одна ночь»… Шахерезада рассказывала сказки по-тюркски.
И Синдбад-мореход, как выясняется, говорил по-тюркски, потому что другого языка не знал…
Удивительная наука история, она не только открывает великие тайны прошлого, но и доказывает, что Коран не просто «сборник мудрости, написанной языком откровений», но еще и хранилище «утерянных» сокровищ. Нерукотворная книга! Его притчи и искрометные фразы – плод высокой литературы. Он – как украшение из степного кургана: не повторить, не превзойти. Бриллиант в короне культуры Востока.
Как известно, Коран сложен из аятов, из искрящихся самоцветов, они наполняют его главы – суры – светом и мудростью. «Айат» – слово тюркское: «ай» – «разъясняй», а «ат» – «название». Эта фраза (или часть фразы) читается нараспев. Тюрки свои молитвы читали распевно. Традиция Древнего Алтая, ничего с ней не поделаешь, и в новом языке она не затерялась.
Мухаммед низвергает идолов в Каабе.
Миниатюра. Французская национальная библиотека. Париж. 1808 г.
Текст Корана начали записывать с 633 года, прошли десятилетия, прежде чем священные страницы увидели свет. Но конкретно с чьих слов записывали Коран? Неизвестно.
Зато хорошо известно, что после смерти Мухаммеда Аравия вернулась к язычеству. Аравитяне первыми забыли своего Пророка. Они и при жизни Мухаммеда плохо знали его учение. Памятно событие 637 года, когда халиф Омар после победы над персами попросил своих воинов произнести хотя бы одно изречение Мухаммеда. Никто не сумел. Лишь один тихо промолвил: «Басмала».
И это все, что знали об исламе его «распространители».
Считается, что со слов неких стариков, уцелевших после битвы при Йемаме, араб Зейд ибн Табит (Зайд ибн Сабит) стал записывать первые строки Корана. Может быть, и так. Но тогда надо бы добавить, что было ему двадцать два года, и опыта работы со словом он не имел. В 651 году, будучи зрелым мужем, завершил он свою титаническую работу. Но не Коран.
Еще говорят, что рядом с Пророком Мухаммедом были какие-то секретари, умеющие писать. Но это совсем маловероятно в неграмотной стране… Текст Корана утвердился к VIII веку, это исторический факт, все остальное – не ясно. Не понятно тут многое. Например, каким письмом написан Коран? Откуда появилась «арабская» вязь, если не было арабов?
…Во времена Великого переселения народов Восток познакомился с «божественной тайнописью» – письмом тюрков. Ее называли словом, по звучанию близким к слову «шифр». О тайнописи первыми узнали индийцы. Потом армянские христиане, ставшие союзниками тюрков. Лишь избранным доверяли эту тайну… Копты тоже знали секреты тюркского письма.
Роль «коптского писаря» отражена в изречениях знаменитых мусульман – в хадисах. Что далеко не случайно. Видимо, секретарями Пророка были епископы ближневосточной Церкви. Судя по всему, было именно так. Других вариантов нет.
В 615 году Мухаммед отправил доверенных людей в коптскую и абиссинскую Церкви. Он звал к себе христиан, называя их единоверцами. Просил «помочь правоверным обрести благочестие» и переложить на свои плечи «иные заботы мусульман». Заботы были связаны с письменностью, утверждать так позволяет сама письменность.
Арабское письмо приняло свой нынешний вид к концу X века, когда Коран был написан. Арабы сознательно изменяли «божественное письмо», чтобы поскорее забыть о его существовании. Новое «арабское письмо» делали доступным, оно переставало быть шифром.
Вот почему нет прижизненных записей Пророка Мухаммеда. Они, как и текст первого Корана, в Средние века были предметом охоты. Их уничтожали, чтобы быстрее забыть тюрков и тюркское прошлое ислама, которое написано на «божественном», то есть на тюркском языке. Причем инициаторами уничтожения были тюрки. Те, кто принял мусульманство…
Дополняет Коран священное предание, древняя Сунна, в ней записаны поступки и высказывания самого Пророка. Эта книга была завершена к IX веку опять не арабами. С ней закончилась эпоха «египетского христианства» и началось самостоятельное плавание – учение Пророка Мухаммеда стало полноценной религией.
Авторами Сунны были великие тюрки: аль-Бухари и Муслим. Они не из Аравии! Произведение аль-Бухари за глубину мысли назвали «Сахих» («Истинный»). После Корана нет книги авторитетнее этой. Таково мнение известных ученых Востока, которые единодушны в том, что едва ли не все крупнейшие ученые-мусульмане выходцы из тюркского мира. Лучше них учение Мухаммеда не знал никто. Это признанный факт.
Махмуд Кашгарский. Карта.
На карте показаны места расселения тюрков, в ней ключ к разгадке Великого переселения народов
Эти люди книгами воздвигали вечные памятники себе и своему народу, а сами потерялись. Все равно слава им.
У аравитян в ту пору не было людей высоких знаний. Даже достойной одежды для мусульман у них не оказалось. Их накидки годились разве что для езды на верблюде. От тюрков пришла и одежда мусульман.
Чалма (сувлук), шапки и фески, шаровары и рубахи с вырезом на груди, черные короткие куртки (капа), кафтаны… они пришлись мусульманам кстати. Климат на Ближнем Востоке иной, чем на Алтае, поэтому одежду делали легкой, но фасон ее оставался прежним, алтайским – один в один.
По одежде все сразу узнавали мусульманина. Чиновника отличала вырезанная на груди длинная рубаха, богослова – накидка, тайласан (от тюркского «талу сан» – «особая честь»). А всех мусульман вместе, мужчин и женщин, отличали шаровары, которые ценились особенно высоко.
Тюркская одежда прижилась на Ближнем Востоке. Например, в кафтан облачался халиф ал-Муктадир, отправляясь на смерть… Далеки те страницы мусульманской истории. Но не совсем забыты они. Их не знают, потому что мир к XIX веку изменился не в пользу тюрков. Тюрки стали ненавистны всем. Даже самим себе: предательски пала Османская империя, последний оплот тюркского мира на Востоке… И – сразу же потускнело само слово «тюрк».
А раньше, еще в IX веке, мусульмане помнили фразу Всевышнего и, не стесняясь, повторяли ее: «У меня есть войско, которое Я назвал тюрками и поселил на востоке; когда Я разгневаюсь на какой-нибудь народ, Я даю моему войску власть над этим народом». Прекрасные слова. Их приводил великий ученый мусульманского мира – Махмуд Кашгарский!
В этих словах вся история Великого переселения народов. Здесь и Апокалипсис, с которого началось крушение Римской империи. Здесь и Аттила, которого боялись европейцы, боялись и называли «Бич Божий». Здесь и ислам, на который кто-то в Европе с ужасом смотрит как на неминуемую «кару Божию».
В них, в этих отрывочных воспоминаниях, и прошлое, и будущее тюркского мира. Или нет?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
26. Коран и Библия
26. Коран и Библия С течением времени мусульманство сильно менялось. Современную форму оно приняло сравнительно недавно.Отношение западных комментаторов XIX века к Корану и Магомету (не до конца преодоленное до сих пор) в целом было весьма скептическим. Дескать,
ГЛАВА 14. ПОТЕРЯННЫЙ КОРАН
ГЛАВА 14. ПОТЕРЯННЫЙ КОРАН Средние Аббасиды: утраченное влияние В 929 году Абд аль-Рахман III в Андалузии провозгласил себя халифом и тем самым окончательно разорвал последние, пускай и формальные, связи с Багдадом. Вероятно, это было скорее предупреждение Фатимидам,
Коран и французы
Коран и французы Докладываю Молотову:— Я недавно был в командировке в Ленинграде и зашел в Отдел рукописей Публичной библиотеки. Директор, очень эрудированный человек, писатель Д. Аль рассказал мне судьбу Корана.— Ну-ка, ну-ка, это интересно.— За этим Кораном, который
26. Коран и Библия
26. Коран и Библия С течением времени мусульманство сильно менялось. Современную форму оно приняло сравнительно недавно.Отношение западных комментаторов XIX века к Корану и Магомету (не до конца преодоленное до сих пор) в целом было весьма скептическим. Дескать,
Коран
Коран Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в
Священный Коран
Священный Коран Афганистан… Афган… Скоро два года, как Олег Зубов здесь, в этом прокаленном, пропыленном, иссеченном и заминированном краю. Вот он, этот край, перед ним, во весь стол. Вернее, не весь Афган, а окрестности Джелалабада, где по всем азимутам два года он шнырял
КОРАН И МАГОМЕТАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
КОРАН И МАГОМЕТАНСКАЯ РЕЛИГИЯ Священная книга магометан — это Коран, то есть «Чтение». Это Библия Ислама, содержание которой верующие считали непосредственным божественным откровением. Первоначальная рукопись ее, по представлению ортодоксальных мусульман, с
Коран
Коран Конечно, Коран — главное достояние Ислама. Священная книга, в ней ответы на все вопросы жизни. Даже самые трудные… Но как появилась она?Это очень важный вопрос. Ведь на Аравийском полуострове вообще не было книг, — его народы не знали письменности. А у древних
3. Коран
3. Коран Коран состоит из нескольких «слоев». Заметная его часть фактически является вариантом нескольких фрагментов книг ветхозаветной Библии. Хотя упоминаются и новозаветные персонажи: Иисус Христос, Дева Мария, апостолы. Коран рассказывает, в частности, о следующих
Коран
Коран Коран – главное достояние ислама. Священная книга, в ней ответы на все вопросы жизни. Даже самые трудные. Но как появилась она? Очень важный вопрос. На Аравийском полуострове, где жил пророк Мухаммед, народ был безграмотным. Пророк и сам не умел читать и писать…А если
2. Коран – «завершенное пророчество»
2. Коран – «завершенное пророчество» Исламское учение рассматривает Коран в качестве «завершенного пророчества» и видит в этом его превосходство над священными книгами иудеев и христиан. Согласно Корану, иудеи и христиане верят в того же Бога, что и мусульмане, это
Коран
Коран Конечно, Коран – главное достояние ислама. Священная книга, в ней ответы на все вопросы жизни. Даже самые трудные… Но как появилась она?Это очень важный вопрос. Ведь на Аравийском полуострове вообще не было книг: его народы не знали письменности. А у древних тюрков
Священный Коран
Священный Коран Афганистан… Афган… Скоро два года, как Олег Зубов здесь, в этом прокаленном, пропыленном, иссеченном и заминированном краю. Вот он, этот край, перед ним, во весь стол. Вернее, не весь Афган, а окрестности Джелалабада, где по всем азимутам два года он шнырял
Коран и опыт общины
Коран и опыт общины По мере того как развивалась мусульманская община, менялись коранические послания. Ранние отрывки носили эстетический характер, рассказывая о прелестях и величии божественного мира и подчеркивая исключительность самого Откровения. Эти лирические
Ученые «омолодили» священный Коран
Традиция ислама гласит, что священная книга мусульман Коран была написана в седьмом веке, а изложенное в ней учение распространял пророк Мухаммед. Однако многие исследователи считают, что многие части Корана появились гораздо позже, не ранее середины VIII столетия. В качестве аргумента ученые прибегли к проверенному способу — углеродной датировке.
История Корана
По-арабски название пишется как Аль-Куран, что означает «чтение вслух», «назидание». Согласно исламским верованиям, Коран представляет собой свод откровений, изложенных от имени Аллаха пророком Мухаммедом (Магометом) и записанных со слов Мухаммеда его сподвижниками. Как утверждают мусульманские источники, содержание Корана передавалось пророку через ангела Джабраила (Гавриила) с 610 по 632 год.
Коран состоит из 114 глав — сур разнообразного размера и содержания. В свою очередь, суры состоят из отдельных стихов — аятов. Всего их в священной книге 6236.
Уже вскоре после составления Корана между последователями ислама возникли разногласия. Это привело к тому, что возникли разные направления и секты — сунниты, хариджиты и шииты. Тем не менее представители всех исламских ветвей вынуждены были пользоваться канонической версией.
Поскольку в Коране имелось много неясных мест и противоречий (это обнаружилось еще во времена Мухаммеда), появилась необходимость в толковании священного писания — «тафсир».
Со временем появился институт насха (это слово означает «отмена»). Если два места Корана противоречили друг другу, толкователи устанавливали, какой текст следует считать истинным, а какой — устаревшим (объяснялось это тем, что воля Аллаха в процессе передачи Мухаммеду порой менялась).
«Правильный» текст получал название «насих», неправильный — «мансух». Считается, что таких противоречий в Коране насчитывается 225, и более чем в 40 сурах встречаются аяты, которые были отменены…
Правила чтения
Существуют особые правила чтения Корана, установленные шариатом. Так, читать его следует вслух, речитативом и нараспев. Кроме того, каждый мусульманин должен был заучивать значительную часть текста наизусть. И в наши дни встречаются люди, которые знают наизусть весь текст Корана. Такой человек носит звание хафиза и пользуется почитанием.
Брать Коран в руки следует лишь после омовения. Читать его можно лишь в чистых местах. Держать Коран нужно на высоких местах, нельзя класть его на пол.
Читая Коран, мусульмане должны размышлять над его смыслом: в этом и состоит цель чтения: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Коран, 47:24).
Также мусульмане должны строго следовать всем предписаниям Корана и строить жизнь в соответствии с указанными там нравственными принципами.
Главная книга мусульман
Именно Коран долгие века являлся основным, а порой и единственным учебным пособием: по нему изучали язык, законы и философию. В исламской литературе встречается множество отсылок к Корану. Более того, именно стиль Корана является стандартом для оценки других арабских литературных источников.
Исламские богословы убеждены, что в Коране предсказаны многие научные теории и открытия, такие как тектоника плит или скорость света. Хотя ряд исследователей полагают, что многие научные факты, о которых говорится в книге, в период ее написания и составления были уже известны (скажем, теория Галена).
Загадки возраста
Недавно был проведен радиоуглеродный анализ самых ранних рукописных фрагментов Корана, в частности, найденных в 1972 году в Сане — столице государства Йемен. Оказалось, что отдельные части текста были написаны лишь через несколько лет после 650 года нашей эры, когда халифом Усманом был утвержден канонический вариант писания.
Между тем в коллекции рукописей Бирмингемского университета с 1936 года находятся два фрагмента Корана, написанные, если верить датировке специалистов из Оксфордского университета, еще при жизни пророка Мухаммеда или немного позднее — в 568-645 годах нашей эры. Это довольно близко к общепринятым в мусульманстве датам.
Эти факты могут свидетельствовать о том, что разные куски Корана писались в разные времена и эпохи. Хотя есть и немало спорных моментов. Дело в том, что радиоуглеродный анализ способен точно определить возраст материала, на котором написан текст — например, шкуры животного или папируса, но не дату нанесения самого текста.
Так, французский исследователь Франсуа Дерош в 2014 году заявил, что, согласно такой датировке, получается, что Коран появился в 661-750 годах нашей эры, в эпоху Омейядов, а это слишком ранний период — вероятно, это возраст материала, а не самих записей. Впрочем, сколько бы лет ни исполнилось этой священной книге, мы не можем отрицать того, что Коран является одним из величайших литературных и духовных источников, оставленных человечеством.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Коран
(по-арабски кур‘ан, буквально `чтение`), священная книга мусульман. Согласно ортодоксальному мусульманскому поверью, Коран, содержащий слова Аллаха, извечно пребывал на небе и был раскрыт Мухаммаду архангелом Гавриэлем. Существовало также поверье о сотворении Корана вместе с сотворением мира. Современное исламоведение считает Коран плодом личного творчества Мухаммада.
Содержание
Коран утверждает ислам в качестве истинной монотеистической религии, пришедшей на смену иудаизму и христианству. В нем многократно провозглашается единство и всемогущество Бога (Аллаха), который сотворил весь мир и которому ведомо все явное и тайное (6:59). Аллах судит, вознаграждает и наказывает человека по его делам. Праведникам уготован рай, грешникам — ад; рай и ад изображаются в конкретно-чувственных образах (18:28; 22:20–22; 89:22–26; 88:8–16: 83:22–28; 89:27–30). Эсхатологические мотивы, тема Страшного суда и воскресения из мертвых играют в Коране весьма важную роль (22:1–2; 18:45–47:21:48).
Одно из центральных мест в Коране занимает тема отношения человека к Богу: от мусульманина требуется вера в Аллаха, его ангелов и пророков, в посланничество Мухаммада, в Страшный суд и воскресение из мертвых, а также выполнение ряда ритуальных предписаний. Кроме того, в Коране содержатся нормы семейного и уголовного права, пищевые запреты (свинины, вина), правила, касающиеся охоты, торговли (в том числе запрет ростовщичества), войны, свидетельств, обетов и т. д. Эти правила легли впоследствии в основу мусульманского законодательства.
Коран несет на себе явный отпечаток внешних влияний: еврейского (в Коране широко использованы мотивы библейских, апокрифических и аггадических произведений), христианского (главным образом евангельские мотивы), а также домусульманского арабского фольклора. В арабском языке Корана нередко встречаются заимствования из иврита, греческого и других языков (например, таурат — `закон`, от иврского тора, иб-лис — `дьявол`, от греческого диаболос).
Многие места в Коране, отражающие влияние Библии, Мидраша и Нового завета, содержат рассказы о предшественниках Мухаммада, именуемых пророками: Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Исмаиле, Иакове, Иосифе, Давиде, Соломоне, Иоанне Крестителе, Иисусе и других. Авраам охарактеризован как первый монотеист. Многократно описываются страдания разных пророков, отвергнутых своим народом, причем подчеркивается сходство их судьбы с судьбой Мухаммада. Вместе с тем Коран содержит мало фактических сведений о биографии Мухаммада.
Большое место в Коране уделяется полемике с евреями и христианами, из которых лишь немногие признаются верующими в Аллаха и заслуживающими награды (3:199; 7:159). Евреи в своем большинстве обвиняются в фальсификации Торы, в отвержении пророчества Мухаммада и присоединении к врагам пророка из зависти к нему (4:44–46; 5:41–44). Кроме того, Коран обвиняет евреев в убийстве пророков (2:87; 3:111), в непослушании своим вождям, например, в поклонении золотому тельцу (2:51–54; 7:148–152), и в нарушении предписаний Торы: осквернении субботы, занятии ростовщичеством (7:163–166; 4:161).
Христиане осуждаются главным образом за признание сыном Божьим Иисуса, которого Коран называет пророком. О евреях Коран говорит более резко, чем о христианах: за то, что евреи упорнее христиан противятся правоверным (5:82), они осуждены на унижение (2:61). Это отношение Мухаммада к евреям нашло выражение в их изгнании из Медины.
Структура
Коран — первая книга, написанная прозой на арабском языке. Он делится на 114 глав (сур, по-видимому, от ивритского шура — `строка`), написанных рифмованной прозой и не объединенных по смыслу. Каждая из сур, в свою очередь, состоит из отдельных стихов ( айят, ед. число яйя; ср. на иврите от — `знак`). Суры расположены в порядке убывающей величины: более длинные предшествуют более коротким.
Имеются исключения из этого правила; самой важной из них является 1-я сура, содержащая всего 7 стихов и представляющая собой «символ веры» ислама. Она включена во все пять молитв, которые мусульманин обязан читать ежедневно. Как правило, каждая сура посвящена нескольким темам, между которыми не всегда имеется смысловая связь; это является, по-видимому, отражением того, что многие суры составлены из отрывков, относящихся к различным периодам.
Все суры (за исключением одной) начинаются формулой: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Каждая сура называется по открывающему ее слову или по одной из тем, которым она посвящена. Коран написан в основном прямой речью — от имени Аллаха или Мухаммада, возвещающего слова Аллаха.
История
Согласно мусульманскому поверью, Коран был по частям раскрыт Мухаммаду архангелом Гавриэлем (см. выше) за 20 лет (примерно 610–630 гг.). Первые суры относятся ко времени пребывания пророка в Мекке: в них выражен его глубокий страх перед Божьим судом и содержится призыв к соплеменникам изменить свою жизнь и обратиться к Аллаху. Остальные суры относятся к периоду после бегства Мухаммада в Медину (622); значительное место в них занимают вопросы законодательства, а также нападки на евреев и «лицемеров» в лагере самого пророка.
Поэтому с хронологической точки зрения принято делить суры Корана на «мекканские» и «мединские», отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по стилю. Чтобы избежать противоречия между различными местами Корана, мусульманские теологи выработали теорию, согласно которой в спорных вопросах следует отдавать предпочтение позднейшим главам.
При жизни Мухаммада Коран передавался устно. Первые записи полного текста Корана были сделаны лишь после смерти Мухаммада. Существовало несколько вариантов этого текста. В 650–655 гг. по приказу халифа Османа был выработан единый вариант Корана, признанный каноническим («Османова редакция»). Внешняя форма текста Корана претерпела ряд изменений в процессе развития арабского письма. Орфография, правила чтения и структура текста Корана окончательно канонизированы лишь в 1920-х гг.
Место Корана в исламе
Так как возникновение ислама как религии неотделимо от создания Корана, с самого начала принятого как божественное откровение, Коран занимает центральное место в цивилизации ислама. Его содержание, язык и стиль почитаются недосягаемым образцом совершенства, а само это совершенство — свидетельством божественного происхождения Корана. Из Корана исходит мусульманское предание (сунна) и законодательство (шариат); толкование Корана породило огромную литературу и стимулировало развитие грамматики и лексикографии арабского языка.
Первыми комментаторами Корана были сподвижники и ближайшие родственники Мухаммада. Наиболее известным из ранних комментаторов Корана был Табари (10 в.). Большим влиянием пользуются также комментарии Замахшари (12 в.), Рази (начало 13 в.), Байдави (конец 13 в.) и других. Коран сохраняет центральное место в жизни мусульман и по сей день. Многочисленные мусульманские теологи стремятся доказать, что развитие науки и техники не противоречит истине, содержащейся в Коране.
Переводы
В средние века Коран несколько раз переводился на языки мусульманских народов: персидский (10 в.) и турецкий (по-видимому, 11 в.). Однако эти переводы не получили распространения, так как мусульманская ортодоксия относилась к переводам Корана неодобрительно. С 19 в. положение меняется; в настоящее время существуют переводы Корана на большинство языков стран ислама, а также на многие европейские языки. На латинский язык Коран переведен еще в 12 в.; на итальянский язык — в 16 в.; на немецкий, французский, голландский и английский языки — в 17 в. На русский язык Коран переводился несколько раз в 18 в. с европейских переводов; первые переводы с арабского языка опубликованы лишь в 70-х гг. 19 в.
В средневековой еврейской литературе (Са‘адия Гаон, Хай бен Шрира, Моше Ибн Эзра и другие) встречаются намеки на Коран, иногда дословные цитаты из него; однако полного перевода Корана на иврит не существовало. Перевод Корана с итальянского языка на иврит (Венеция, 1547), по-видимому, не был напечатан. Первый прямой перевод Корана с арабского языка на иврит был выполнен немецким востоковедом Ц. Г. Рекендорфом (Лейпциг, 1857), а в 20 в. — И. Ривлином (Иер., 1932–35) и А. Бен-Шемешем (Иер., 1971).