Далеко не все люди обладают стандартным набором средств выражения своих чувств. Для большинства из нас уметь разговаривать — это неотъемлемая способность, важный инструмент коммуникации. Однако есть и такие люди, которые от рождения не способны слышать, видеть или воспроизводить какие-либо звуки. На каком же языке тогда думают они? Давайте разбираться.
Орган чувства, которого нет
Стоит сразу сказать, что здесь речь идет не о тех, кто когда-либо мог слышать или видеть. Вовсе нет. Среди потерявших голос или слух в течение своей жизни вам вряд ли удастся найти того, кто думает на другом, не понятном нам языке. Их мысли действуют в той же форме, что и наши, однако в случае людей, у которых того же слуха не было изначально, подобного сказать нельзя. Они определенно мыслят на другом языке.
И это касается почти всех людей, не имеющих одного из органов чувств или конечности. Организм человека во многом нацелен на самодостаточность, и даже при некоторых хирургических вмешательствах может спокойно жить. Наша система направлена на компенсацию недостатков, что позволяет слепым хорошо слышать. Иначе говоря, организм подстраивается под обстоятельства, и так как те же глухие люди остаются полноценным членами общества, это означает, что они способны анализировать информацию похожим на наш способом, просто на другом языке.
Родной язык глухих
Так как глухие часто общаются на языке жестов, и именно он является для них основным и родным. Фактически никаких других средств выражения он не имеет. И то, что даже думают глухие на своем языке, подтверждает пример со снами. Когда человек спит, он может начать шевелить руками, что и представляет собой общение для неспособного слышать. Почти так же мы разговариваем во сне, так как для нас именно речь представляет собой способ коммуникации с другими людьми.
Однако использование языка жестов вовсе не означает, что человек уступает говорящим людям. Это скорее является таким приспособлением, благодаря которому глухой может контактировать с остальным обществом. В его понимании никакой дисфункции нет, он общается просто другими средствами. Данный язык, наоборот, позволяет ему вливаться в коллектив и социализироваться. И некоторые даже осваивают чтение по губам. Но для них это остается вторым языком, а не первым.
Напомним, что также мы рассказывали про людей с афантазией, то есть тех, кто не имеет богатого воображения.
На каком языке мыслят глухонемые от рождения люди?
Потеря в раннем детстве органов осязания – зрения и слуха – полностью изолирует ребенка от внешнего мира. А если ты слепоглухонемой с рождения и никогда не знал о существовании речи, предметов? Как происходит социализация, развивается мышление в этом случае? Подобные вопросы занимают многих.
Развитие глухонемого ребенка невозможно без определенного педагогического процесса, оно искусственно. Изначально тифлосурдопедагоги – профессионалы, работающие с людьми, имеющими с рождения ограничения зрения и слуха – были уверены, что в даре речи и состоит сущность человека. И первое, что пытались сделать – это научить таких людей первичной речи. Положительного эффекта, конечно, не возникало.
На каком языке мыслить?
Мысль является первичной – приходит невысказанной, лишь впоследствии развития облекается мозгом в известные ему слова. По сути, сами слова отдельны от мыслей и существуют одновременно. Просто так отрефлексировать этот процесс невозможно. В первую очередь наше мышление взаимодействует не с определенным предметом, а с символом – его образом. Каждый имеет некий запас знаний и понятий, из которых и формируется мышление.
Сегодня, согласно данным об обучении и воспитании слепоглухонемых детей, высказывается уверенность, что психика и поведение человека не являются врожденными, не развиваются спонтанно, а вырастают, формируются лишь благодаря общению. Поэтому, прежде чем судить о мышлении глухонемых – их нужно научить взаимодействовать с внешним миром. То есть формирование речи – не первая роль в обеспечении и развитии психики.
На первое место здесь выходит деятельность общения, то есть формирование жестов – первой речи глухонемых, и лишь после этого можно переходить к речи словесной. У глухонемого человека словесная речь может сформироваться лишь в дактильной (пальцевой) форме. Такая речь создается после общения жестами, когда жесты, которые обозначают предметы или действия заменяются словами на пальцах. Лишь после этого можно изучать рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля, который был разработан в 1824 году.
Если мы постараться объяснить это просто? Для людей с обычным слухом сочетания звуков, то есть привычные слова, связаны с определёнными изображениями – картинками. Именно эти картинки и обрабатываются нашим мозгом. У глухонемых же нет необходимости мысли и понятия облекать в формы слов. Таким образом, можно предположить, что глухие «думают» с помощью языка жестов, то есть также, как мы мыслим на обычном для себя языке.
Но образ определенного слова у глухонемого все-таки может быть осязательным. О том, как формируются мысли, мыслят глухонемые, которым не удалось выучить специальный язык, мы ничего не можем знать. С большей или меньшей определенностью можно лишь утверждать, что у таких людей как правило слабые интеллектуальные способности.
Психике глухонемого человека нужно помогать формироваться. У обычных детей невозможно четко отследить факторы, благодаря которым их психика развивается, ведь многие навыки и предпочтения, чувства и эмоции слагаются незаметно – в обычной повседневной жизни.
Глухонемого ребенка ведет и «создает» педагог, он как бы программирует будущую личность. Свои представления о нашем мире такой человек может получить лишь при общении с педагогом – на том языке, на котором этот педагог говорит. Лишенные такого общения дети попросту не развиваются.
При должном подходе и обучении с грамотными преподавателями, биологически оставаясь глухонемым, человек может обрести доступ к любым сферам жизни и знаниям. Как если мы не видим лучей ультрафиолета, в отличии от насекомых, но ведь знаем об их существовании.
В сообществе для глухонемых и не только, мы попробуем помочь научиться жестовому языку общения, найти места, где можно отдохнуть, поехать в паломническую поездку с гидом для глухонемых. Найти храм, где проходят службу для глухонемых. И многое другое, в том числе общение!
На каком языке думают от рождения глухонемые люди? как учатся?
По материалам книги советского языковеда Льва Успенского «Слово о словах» (1971). Вот что он пишет о языке и мышлении глухонемых.
— Те из них, которые объясняются при помощи рук, обычно не жестикулируют, а как бы пишут в воздухе букву за буквой, слово за словом свои предложения. Из каких же слов эти предложения состоят? Из каких-нибудь особенных, так сказать «глухонемых»? Да нет, из самых обычных русских слов, только изображенных не нашим алфавитом, не нашим письмом, а другой азбукой, состоящей из разных комбинаций пальцев. Но ведь и мы с вами порою прибегаем к тому же: моряки на расстоянии, на котором звучащая речь не доходит, сигналят флагами, пускают в ход семафорную азбуку… Телеграфисты постоянно пользуются так называемой азбукой Морзе… В этом нет ничего удивительного и необычного. Источник: thequestion.ru/questions/5448/na-kakom-yazyke-dumayut-ot-rozhdeniya-glukhonemye-lyudi-kak-uchatsya
Удивительно, скорее, другое: как и откуда могли глухие люди узнать наши слова, слова людей говорящих и слышащих? Да и знают ли они их?
Безусловно, знают: теперь огромное большинство граждан нашей страны, страдающих глухонемотой, – вполне грамотные люди. Без всякого затруднения читают они наши газеты и книги, пишут письма, и пишут их не какими-нибудь особыми «своими», а нашими, общеизвестными, «звуковыми» словами.
В прошлом веке главной задачей сурдопедагога было научить воспитанников пользоваться простейшей «пальцевой азбукой». Многие думают, что и сейчас дело сводится к тому же.
Между тем это далеко не так. Теперь люди овладели искусством передавать глухонемым умение читать наши слова, слова людей говорящих, глазами: по движениям губ того, кто говорит. И не только читать, но и понимать. И не только понимать, но и, в свою очередь, произносить эти слова так, чтобы их понимали другие. Произносить, несмотря на то, что сам ты их не слышишь!
Кроме того, как только это становится возможным, глухонемых у нас обучают обычному нашему чтению и письму. Это несколько труднее, чем обучение нормальноговорящих людей, но все же это отлично удается.
Настоящих глухонемых, которые никак, совсем бы, не были приобщены к общечеловеческой звуковой речи, у нас в стране уже не осталось. Они в той или иной форме овладевают ее различными более или менее удобными заместителями, прочно связанными с нею. В своих специальных школах они проходят ту же программу, что и говорящие дети. Иные из них затем успешно поступают в общие вузы и спокойно обучаются в них наряду со всеми.
Они читают в общих библиотеках, смотрят кинокартины (никогда не жалуясь на то, что «звук плохой», если только изображение достаточно ясное); они слушают лекции, которые для них либо читают несколько медленнее, чем обычно, либо переводят на ручную азбуку специальные переводчики. Советский закон справедливо считает их такими же полноценными гражданами нашей страны, как меня или вас.
Мне могут сказать: ну, с языком так. А как же обстоит дело с мышлением таких людей? Отличается оно от нашего или полностью совпадает с ним? О чем думают они? В какие удивительные и причудливые формы отливается, может быть, оно?
Я не могу здесь подробно и ясно отвечать на этот трудный вопрос. Можно сказать одно: конечно, по форме своей, да и по самому характеру своему, мышление глухонемых не может не отличаться от нашего. Нам, говорящим, нелегко представить себе, каким рисуется им мир, даже в тех случаях, когда они сами пытаются поведать нам об этом.
Разве не поразительно, например, что глухонемые, которые отлично понимают вашу речь по движению губ и членораздельно отвечают вам, не имеют в то же время ни малейшего представления, скажем, о музыке или о пении? Скажу больше: вероятно, зал, переполненный благоговейно неподвижными людьми, перед которыми на эстраде еще один человек, не производя никакого заметного эффекта, быстро-быстро перебирает зачем-то пальцами клавиши рояля, а другой странно трет волосяным смычком по безмолвным струнам, представляется им крайне нелепым, может быть, даже неправдоподобным, зрелищем.
Диким кажется глухонемому и занятие насвистывающего мальчугана, мычащей коровы или поющего петуха; понять невозможно, для чего все они делают такие странные и ни к чему не приводящие телодвижения! Зато моментальные фотокарточки, заснятые во время разговора людей, могут произвести на них такое же нелепое впечатление, но уже по прямо противоположной причине: там мы слышим звуки, которых они не воспринимают, а тут до них доходят те совершенно незаметные для нас звуки, которые фотоаппарат запечатлел навсегда на совершенно немой, с нашей точки зрения, пластинке: сидит человек, и на губах у него застыло вечное, никогда не умолкающее «у-у-у-у-у» или «м-м-м-м-м». Все это, на наш взгляд, почти непредставимо…
Как же будешь судить о внутреннем мире людей, у которых болезнь отняла почти целиком одну пятую часть воспринимаемого нами внешнего мира?!»
На каком языке думают от рождения глухонемые люди? как учатся?
Недавно прочитал очень познавательную книгу советского языковеда Льва Успенского «Слово о словах» (1971). Вот что он пишет о языке и мышлении глухонемых. — Те из них, которые объясняются при помощи рук, обычно не жестикулируют, а как бы пишут в воздухе.
И глухие и слышащие мыслят понятиями и образами. А жестовый язык ничем не хуже любого другого языка. В разных странах жестовые языки различаются. Глухие вынуждены искать образы и предметы чтобы объясниться с иностранными глухими. Даже английский и американский жестовые языки в корне отличаются.
Мы общаемся на русском жестовом языке, в Казахстане и на Украине тоже такой же. Это дактильная азбука. Но ей пользуются редко – только для имен собственных и новых слов, для которых пока нет жестов.
Это наш неофициальный гимн:
А жестовый язык красивый, вот на нем поют мои знакомые:
Тут я читала свое стихотворение:
Это ссылка где множество жестов глухих: http://video.mail.ru/mail/rohrandreas/1893 Мои ответы о жестовом языке: http://otvet.mail.ru/question/24814578/ Как можно выучить язык жестов? http://otvet.mail.ru/question/30237003/ Где скачать самоучитель языка жестов, на котором говорят глухонемые? http://otvet.mail.ru/question/29530992/ Смогут ли общаться на языке жестов глухонемые из разных стран?
Недавно в Казани были глухие японцы и мы с ними общались
>> Глухие вынуждены искать образы и предметы чтобы объясниться с иностранными глухими
Точно так же, как и слышащие, но не понимающие иностранного языка. Русский и немец, не знающие языка друг друга, будут общаться, скорее всего, жестами. )))))
Обычно глухие — образованные люди, которые так же, как и остальные, учатся в школах и институтах, работают. Следовательно, они знают минимум два языка: жестовый и государственный язык страны, в которой живут. Так что по факту практически все глухие люди — билингвы. (Ранее «Моя Планета» рассказывала, един ли язык глухих во всем мире.)
Но одно дело владеть языком, и совсем другое — думать на нем. Здесь все немного сложнее. Даже когда думает слышащий человек, он не фиксирует, как это происходит: где-то в голове проносятся образы, где-то — фразы, сказанные про себя. Так же и у глухих от рождения: иногда они «проговаривают» мысли, но делают это на родном языке, жестовом. Хотя, если человек долго читал книгу, к примеру, на русском, у него в голове может пронестись фраза на этом языке. Например, моим первым языком является русский. Но когда я много времени провожу в Великобритании, замечаю, что начинаю думать на английском.
Если увидите, как глухой от рождения человек шевелит во сне руками, знайте: он с кем-то общается
Со снами та же история. Если накануне я долго общалась с глухими, во сне могу разговаривать на жестовом, то есть задействуется моторика. И не только у меня. Так что, если увидите, как глухой от рождения человек шевелит во сне руками, знайте: он с кем-то общается. Порой таким людям снятся фразы из книг. Разумеется, глухие от рождения не слышат голосов, так как не знают, как звучат звуки, но знают, как выглядят те или иные слова, и иногда воспроизводят их в своих снах.
Если человек оглох в сознательном возрасте, он может думать на том языке, звучание которого успел запомнить. И на нем же видеть сны.