на каком языке говорили в пруссии
Прусский язык
Prūsiskan, Prūsiska Bila
бо́льшую часть истории бесписьменный;
латиница (фиксации XIV-XVI века)
Содержание
История. Диалекты
На нём говорили в юго-восточной Прибалтике, к востоку от Вислы. Ареал прусского языка после протекавших на этой территории войн XIII-XV веков распался на ряд небольших областей. С начала XVII века язык постепенно стал вымирать даже в последних традиционных ареалах (есть запись о смерти «последнего старика, жившего на Куршской косе и знавшего прусский», в 1677 году), потомки пруссов к началу XVIII века полностью перешли на нижненемецкий язык (иногда сохраняя некоторые элементы прусского субстрата в лексике). Сохранилось очень мало письменных памятников прусского языка, многие из них отражают сильное влияние польского и немецкого языков. Некоторое дополнительное представление о прусском языке дают топонимия и антропонимика, а также прусские заимствования и субстратные элементы в языках соседей (немецком, польском, западных говорах литовского языка, белорусского).
Среди дошедших до нас источников прусского языка — случайно обнаруженный в 1970-е годы Базельский фрагмент (XIV в., после 1369 г.), считающийся древнейшим балтийским текстом. Это шуточная эпиграмма, сочинённая, возможно, обучавшимся в Карловом университете в Праге пруссом:
Kails rekyse Thoneaw labonache thewelyse
Eg koyte poyte Nykoyte pennega doyte.
прусский | русский |
---|---|
Kails | Привет |
rekyse, rikīs | господин |
Tho ne aw | ты не так |
labonache | любим, хорош |
thewelyse | товарищ |
eg | если |
koyte | хотите (хочешь) |
poyte | пить |
Nykoyte | не хотите (не хочешь) |
peningā | деньги (пенязи) |
dōiti | давать |
Обычно текст трактуют так: «Привет, сударь! Ты нехороший товарищ, если хочешь пить, а денег давать не хочешь».
прусский | русский |
---|---|
saūlis | солнце |
deynnaktenis | сутки (дословно день-ночь) |
Wakarāina | вечерняя звезда |
deyna | день |
nakts | ночь |
zemē | земля |
buttan | дом |
stāgs | крыша |
azzaran | озеро |
undan | вода |
pīws | пиво |
pints | путь (пѫть) |
as | я (азъ) |
tū | ты |
tāns | он |
sargs | страж |
prasīsenis | вопрос |
plūgs | плуг |
siksna, sawinzli | пояс |
wīdātun | видеть |
sūisargs | зонт |
Выделяют два диалекта: помезанский (западный, район Мариенбурга и Эльбинга) и самландский или самбийский (восточный, район Кёнигсберга). Помезанский диалект отражает Эльбингский словарик XIV века (802 слова), на самбийском диалекте составлены и напечатаны три катехизиса XVI века, представляющие собой переводы с немецкого (самый развёрнутый, «Энхиридион» 1561 г. — перевод «Малого Катехизиса» Мартина Лютера), выполненные немцами же. Дискуссионен вопрос о том, насколько катехизисы отражают прусскую речь информантов и насколько она искажена переводчиками, писцами и печатниками. Средневековыми авторами выделялось (помимо помезанцев и самбийцев) ещё 9 прусских племён, вероятно, свои диалекты были и у других, но от них ничего не сохранилось.
Лингвистическая характеристика
Из нынешних живых языков прусский язык наиболее близкий к литовскому и латышскому языкам.
В некоторых отношениях прусский язык обнаруживает и особую близость к славянским языкам: сюда относятся общие структурные черты в области морфологии (в частности, именного склонения).
Для фонетики прусского языка характерны:
В морфологии известны четыре падежа имени (именительный, родительный, дательный, винительный и звательный). В поздний период (к которому относятся памятники) отмечено вытеснение косвенных падежей конструкциями «предлог с винительным падежом», а звательного — именительным. В помезанском диалекте сохранялся средний род, утраченный в латышском и литовском. Прусский язык имел отличные от латышского и литовского основы притяжательных местоимений. В катехизисах представлен определённый и неопределённый артикль; вопрос о том, насколько это живое явление прусской речи, а не механическая пословная калька с немецкого, дискуссионен. В прусском глаголе выделяются формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), есть аналитический перфект с глаголом быть (по-видимому, собственно прусское явление), четыре наклонения, залог. В прусском имелся лексикализованный глагольный вид славянского типа, в частности, чистовидовая приставка совершенного вида po (ср. литовское pa-), но задокументирован он в источниках слабо.
О прусском синтаксисе нет достаточных сведений (ввиду того, что в катехизисах порядок слов в большинстве случаев совершенно точно соответствует немецкому оригиналу).
В лексике представлены заимствования из славянских языков (например, dusi — «душа», swetan — «мир», somukis — «замо́к») и германских (adder — «или», werts — «достойный», penningas — «деньги»).
Старый прусский язык
содержание
Исходная ситуация
Начиная с 17 века, старопрусский язык вымер как самостоятельный язык, так как все больше и больше использовались восточно-прусские диалекты восточно-нижненемецкого и восточно-центральнонемецкого или мазурского и литовского (см. Прусско-литовский ). Есть общины в Литве, Польше и других странах, которые борются за возрождение старопрусского.
Базель эпиграмма одновременно самые старые прусская и самый старый памятник языка Балтийского и может быть найдена в Codex от 1369.
Kayle rekyse. Thoneaw labonache thewelyse. Например, койте пойте ныкой пенега дойте. Молодец, сэр. Ты плохой дядя. Если вы хотите пить, вы не хотите тратить деньги.
Список слов, включающий около 100 лексем, взят от монаха Симона Грунау периода между 1517 и 1526 годами. Поскольку он очень ошибочен, он используется в исследованиях только с оговорками.
Старая пословица можно найти в Турнейссер, Леонард в Onomasticum от 1583:
Девес делает дантеш. Девес делает гейтка. Бог дает зубы, Бог дает хлеб.
Отдельные термины и толкования взяты из различных документов. Кроме того, материал традиционных имен, особенно топонимов, имеет большое значение для развития языка.
Диалекты
морфология
Существительные
Прилагательные
Как и в латышском и литовском, в старопрусском также есть 3 основы неопределенных прилагательных. Однако в настоящих текстах есть лишь небольшое количество прилагательных, так что точное различение вряд ли возможно. Можно найти сравнительные формы, которые имеют сходство с литовскими формами. Полное задание для всех случаев не может быть выполнено одним прилагательным.
Глаголы
Цифры
Кардиналия
Немецкий | Старый прусский | Литовский | Латышский |
---|---|---|---|
один | Ains | вена | вены |
два | два | ты | диви |
десять | dessimpts | dešimt | следовательно |
Ordinalia
Немецкий | Старый прусский | Литовский | Латышский |
---|---|---|---|
первый | пирмы | pìrmas | груша кукуруза |
второй | Antars | антрас | Отрайс |
в третьих | tīrts | Trẽčias | Trešais |
четвертый | кеттвиртс | ketviřtas | ceturtais |
пятый | piēncts | пеньктас | пектаис |
шестой | США | šẽštas | сеста |
седьмой | септмы | септинты | септитаис |
восьмой | асмус | аштунтас | Astotais |
девятый | новички | девинтас | девитаис |
десятый | dessīmts | Дешимтас | Desmitais |
Диалекты под влиянием старопрусского
В 1924 году Вальтер Циземер обнаружил, что древнепрусский язык, за исключением большого количества географических названий и названий полей, почти не оставил лингвистического влияния на немецкие диалекты Восточной Пруссии. В канцелярский язык Тевтонского ордена была включена лишь небольшая часть прусской лексики, например, милая рабочая лошадка, служащий ордена прусского происхождения или жемчужный гонорар, причитающаяся доля. Последнее слово все еще использовалось в 18 веке. Словарь недавних немецких диалектов содержал относительно мало слов прусского происхождения. Дальше всего распространились Маржелл «Девочки» (кроме вроцлавских ), Куйель «кабан» и Каддиг «можжевельник». Зиземер ограничился словарным запасом. Он не спрашивал, можно ли проследить лингвистическое сходство между нижнепрусским и высоким прусским до прусского субстрата.
По словам Райнхарда Шмёкеля, «широкий тон» немецких диалектов Восточной Пруссии восходит к старопрусскому влиянию.
Новый прусский
С 1980-х годов было несколько попыток реанимировать прусский как новый разговорный язык. Тем временем были опубликованы словари и грамматики для различных форм реконструированного (нового) прусского языка. Однако публикуемые тексты в основном ограничиваются стихами и песнями. Сторонники Новой Пруссии часто называют свой язык прусским в немецком языке.
реконструкция
Летас Пальмайтис внес важный вклад в прусский язык. В 2007 году он опубликовал свои научные статьи по прусскому языку: 1) Lexicon Borussicum Vetus. Concordantia et Lexicon Inversum. Bibliotheca Klossiana I, Universitas Vytauti Magni, Каунас, 2007; 2) Памятники древнепрусской письменности. Факсимиле, транслитерация, реконструкция, комментарии. Bibliotheca Klossiana II, Universitas Vytauti Magni, Каунас 2007.
Пруссы: загадки исчезновения
Все мы знаем слово «пруссы», но стоит спросить, кто это, как вопрос поставит собеседника в тупик.
Слова «Пруссия», «пруссаки», «прусский» на слуху у любителей истории. Сразу вспоминаются и король-солдат Фридрих Великий, и вымуштрованная армия, по мнению Суворова больше годная для парада, чем для сражения, и «железный» канцлер Бисмарк, и Восточно-прусская операция, со взятием Кёнигсберга в конце войны… В тени этих исторических лиц и событий остаются незаметными сами пруссы – средневековый союз балтских племен, завоеванный тевтонскими рыцарями и истребленный в ходе иноземной колонизации.
Кто такие пруссы?
Народы, жившие на южном берегу Балтийского моря и добывавшие ценный янтарь, были хорошо известны историкам и географам Древней Греции и Рима. Их называли эстиями.
Так же называли эти племена и германцы. Но эстии и современные эстонцы имеют мало общего. Археологи доказали, что в античности янтарь добывали только в небольшом районе, окружавшем полуостров Самбия, современную Калининградскую область.
В самой же Эстонии находки янтаря случайны. Именем эстиев античные авторы называли много разных племен, в том числе и предков пруссов. Тацит и Плиний Старший знали о них только понаслышке, от купцов, и считали Янтарный край границей населенной земли. Происхождение имени пруссов окутано тайной. Первый раз оно встречается только в IX веке в форме Brusi в черновике анонимного купца и позднее встречается в польских и немецких хрониках. Лингвисты находят ему аналогии во многих индоевропейских языках и считают, что оно восходит к санскритскому purusa, «человек».
Быт и нравы
Со времени Карла Великого племена пруссов и балтийских славян обретают на границе нового соседа – христианское королевство. Оттуда в их земли потянулись монахи-миссионеры, которые не только пытались обратить в свою веру местных жителей, но и оставили нам свои этнографические наблюдения о жизни пруссов.
Пруссия для своего времени была довольно густо заселена и богата рыбой, медом, пушниной, янтарем. В землях пруссов не было больших городов, но часто встречались небольшие поселения, укрепленные валом, рвом и частоколом. Их жители занимались промыслами – рыбной ловлей, охотой (особенно зимой, на кабанов, оленей, туров и пушного зверя), скотоводством.
В 1970 году в библиотеке Базельского университета, на одной из страниц средневекового кодекса была найдена небольшая запись, в которой, как оказалось, сохранился самый древний известный нам текст на прусском языке. Запись эта была сделана студентом-пруссом Карловского университета в Праге около 1369 года. Ее текст был далек от ученых штудий и гласил:
Kails rekyse Thoneaw labonache thewelyse
Eg koyte poyte Nykoyte pennega doyte.
что в переводе звучит так:
Привет, сударь! Ты нехороший товарищ,
если хочешь пить, а денег давать не хочешь.
Видимо, уставший от занятий прусский школяр написал ее на странице книги своему другу, шутливо намекая на какую-то недавнюю попойку. К сожалению, небольшой словарь прусского языка и несколько книг на нем были созданы уже позднее, только в XV – XVI веках и поэтому имена их вождей и история, известны только в поздних легендах и пересказах собирателей прусской старины. К этому времени прусский язык под воздействием немецкого и польского уже сильно изменился и начал исчезать. Последний старик, знавший его на Куршской косе, умер в 1677 году, а чума 1709 – 1711 годов истребила последних пруссов и в самой Пруссии.
Религия и культы
Пруссы в средневековой Европе были известны как одни из самых ярых язычников. Их религия основывалась на почитании пантеона богов, наиболее значительными из которых были Перкуно (бог грома и молнии), Патримпо (бог молодости, цветения, источников и рек), Аутримпо (бог моря) и Патолло (бог старости, подземного мира).
Связь Перкуно со славянским Перуном и литовским Перкунасом подчеркивает индоевропейскую общность славян и балтов. Участие в культовых действиях и обрядах приобщало человека к сакральному миру. Главную роль в них играли жрецы, наиболее почетным из которых был верховный жрец Криво-Кривайтис, у которого в подчинении стояли жрецы-вайдслоты (прусск. «знающие»).
Местами совершения обрядов служили святилища, располагавшиеся в священных рощах и на холмах. Важное значение в обрядах играли жертвоприношения, в том числе человеческие. В качестве жертвенных животных использовались козел (его кровью окроплялись жители деревни и скот для повышения плодородия) и конь, сопровождавший своего хозяина в могилу. Культ белого коня связан с легендой о братьях Брутене (верховном жреце пруссов) и Видевуте (князе) заключившим мир со славянами и принесшими в жертву богам белую кобылицу.
С того времени (по легенде 550 год н.э.) белые лошади у пруссов почитались как священные. Самым значительным и известным был культовый центр Ромове, основанный Брутеном и Видевутом (совр. пос. Бочаги, Черняховского района Калининградской обл.). В нем прусские жрецы приносили в жертву захваченных рыцарей-крестоносцев, возводя их на костер верхом на лошади в полном снаряжении. В 997 году в жертву был принесен и один из главных польских святых миссионер Адальберт (Войцех), за то, что осмелился нарушить границы священной рощи.
В 1981 году археологам вблизи от леса Кунтер, в урочище Охсендреш удалось обнаружить округлое святилище с жертвенником, сооруженное для разового жертвоприношения. Это святилище однозначно связывается с последними часами жизни миссионера (Кулаков). В земле пруссов погиб и проповедник Бруно, известный своим путешествием на Русь в 1007 г. Военные успехи пруссов в XII веке способствовали почитанию власти Криво-Кривейтиса другими балтскими народами.
Исчезновение пруссов
Богатство и плодородие земли привлекали ее соседей – немцев, поляков и литовцев. Агрессивность прусских дружин вызывала стремление обезопасить себя. Однако главным двигателем завоевания Пруссии стал Тевтонский орден, четвертый магистр которого Герман фон Зальца получил в 1230 г. от Римского Папы Григория IX благословение на крещение прусских язычников.
К 1283 году завоевание Пруссии было завершено. С потоком католических священников-проповедников и колонистов-земледельцев из Германии, Польши, Литвы Нидерландов и Франции пруссам справиться было еще тяжелее, чем с военным завоеванием. Постепенно местное население теряет свою идентичность, забывает язык. В XVII веке брандендургско-прусские короли (немцы по происхождению) запрещают местным жителям под страхом тюрьмы или смерти собирать на побережье моря янтарь. По-немецки «Bоernstein», «горящий камень», он ценился ими не меньше, чем аристократами Древнего Рима. Вместо прусской истории начинается история «пруссачества» и королевства Пруссия, местное население которого имело мало общего с балтским именем пруссов. ©
О том, что когда-то, до сложения восточнославянских народностей — русских, белорусов и украинцев, на территории нынешней Белоруссии и смежных районов России жили носители балтийских языков, свидетельствуют названия местных рек и речек. В большинстве своем они являются по происхождению балтийскими: сменив с течением времени язык, потомки древнего населения оставались жить на земле предков, сохраняя, в частности, и древние местные географические названия. Собственно, субстратом белоруссов были ятвяги.
Разделы страницы о западнобалтской (периферийной балтской) языковой группе и прутенистике:
На эту страницу имеется ссылка в статье Википедии о прусском языке.
В прусском языке было 2 диалекта: самландский (замландский) и помезанский (памедианский). Иногда к диалектам прусского языка относят и ятвяжский язык [тогда вышеназванные 2 диалекта лучше называть прусскими наречиями].
Прусский язык представлен следующими памятниками:
К моменту создания упомянутых памятников прусский язык уже вытеснялся немецким: уменьшалась территория его распространения и сфера употребления. Немецкий, а ранее польский сильно повлияли на прусский. В частности, постепенно упрощалась грамматическая система (например, сокращалось количество падежей), заимствованная лексика частично вытеснила исконную. Однако имеющихся скудных свидетельств о прусском языке недостаточно для корректных выводов о состоянии этого языка в 16 в. Невозможно разграничить реальную деградацию прусского языка 16 в. и деградацию языка имеющихся в распоряжении памятников из-за их перевода. Авторы-составители этих текстов могли недостаточно владеть прусским или, наоборот, немецким языком. Невозможно решить, что в этих текстах передает фонетический строй прусского языка, а что является орфографической условностью: ясно, что приспособление немецкой орфографии к прусской фонетике шло непросто и потому было непоследовательным; возможно также, что часть текстов записана немецкоговорящими людьми, воспринимавшими прусскую фонетику через призму немецкой звуковой системы. (Из Лингвофорума)
История эстиев и пруссов
Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине I тысячелетия н.э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев – как считается, балтоязычного народа. Однако археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не основой формирования указанной культуры (Кулаков 1996: 39).
C III в. на земли эстиев начинают проникать представители чужеродного для западнобалтского мира народа, несшие с собой собственные элементы культуры и традиции. По словам одного из ведущих специалистов по истории Пруссии, д.и.н. В.И. Кулакова, их «приход… был позитивен для местного общества» и «именно эти события послужили причиной прекращения культуры эстиев и заложили основу культуры пруссов» (Кулаков 1996: 42). Возникновение таких явлений, как прусская дружина и прусское жречество также напрямую связано с появлением новых этнических элементов на Янтарном берегу [готов?].
По имеющимся свидетельствам, граница распространения прусского языка в момент его письменной фиксации проходила на западе по р. Висле, на востоке (согласно Р.Траутману, который, однако, опирался не на реальное состояние, а на топонимы) в районе немецких городов Лабиау (ныне Полесск) и Велау (ныне Знаменск); южная часть этой границы не очень ясна, границей на севере было Балтийское море. В I тыс. н.э. область распространения прусского языка, по-видимому, была обширнее [вот здесь, как раз, будет по Траутману]. В течение 17 в. прусский язык окончательно вымирает. Имеются свидетельства о том, что последний носитель прусского языка умер в 1677.
Ресурсы по прусскому языкознанию
Прусские словари
Словари (в том числе PDF-документы для скачивания), а также обзор словообразовательных суффиксов прусского языка вы можете посмотреть на дочернем сайте «Лексиконы» в разделе прусского языка. Там будут также обзоры по лексике и обобщённый прусский словарь.
Библиография по прусскому языкознанию
Ятвяжский язык (диалект прусского)
Основные занятия — земледелие, молочное животноводство, пчеловодство. Земли ятвягов подвергались неоднократным нападениям со стороны древнерусских князей (например, Ярослава Мудрого). В XII веке часть их земель была подчинена Галицко-Волынскому княжеству и Мазовии. В 1422 вся Судовия вошла в состав Великого княжества Литовского. Бесписьменный язык ятвягов принадлежал к балтской группе индоевропейской языковой семьи.
Ятвяги участвовали в этногенезе белорусской, польской и литовской наций [прусско-литовское наречие?]. (Из Википедии)
Ятвяжский язык иногда считают диалектом прусского, но на самом деле это переходный диалект от прусского к литовскому, о чём можете убедиться, исследовав его словарный фонд.
Под названием Bruzi пруссы встречаются у Баварского Географа, что позволяет «привязать» употребление этого термина для обозначения данного народа к девятому веку нашей эры. Со временем он модифицируется в иные названия, например, брузи, боруссы и т.п. Схожее по звучанию слово существует и сегодня, фигурирует в наименовании клуба «Боруссия». Одна из гипотез гласит, что население Пруссии мигрировало с территории европейской части современной России, а название «пруссы» является просто модификацией чисто славянского топонима «Po-Rusi». Наименование Prucia используется в «Истории Испании», датируемой 1282 или 1284 годом. В документах папской курии страна пруссов именовалась Пруссией за сто лет до этого. Она числилась там, как земля, на которой необходимо было вести активную миссионерскую деятельность. За ней располагалась «Руссия».
Согласно польскому хронисту Галлу Анониму, проживавшему в 1000-1100 годах во Франции, когда мятежная Саксония воевала с империей Карла Великого, часть бунтовщиков отправилась по морям на восток и, выбрав место для поселения, назвала эту территорию «Пруссия». В пользу саксонской гипотезы говорит этноним «Законы саксов», существовавший там с древних времён. Необходимо отметить, что население Саксонии составляли не только саксы, но и другие народы, в частности, славяне.
Вероятно, эстии были союзниками готов, но по изгнанию последних из Италии вернулись домой. В пользу этой гипотезы говорит появление в захоронениях такого необычного культурного артефакта, как седло, которое отсутствовало в Европе до VI века, и было принесено из Азии. По мере отступления готов эстии занимали всё большие территории, добравшись до Калининградского полуострова. Закрепиться в регионе помешало переселение славянских племён, потерпевших поражение от Византии. Та часть славянских племён, которая не пожелала подчиниться грекам, отправилась искать счастья в землях эстиев, где в жестокой борьбе начала добиваться передела территорий. В конечном итоге племена эстов расселились на территории, которую впоследствии назовут Пруссией, где за ними и закрепилось новое название.
Предположение о родственной связи пруссов и славян получило определённую популярность. Например, её сторонником был Мавро Орбини. Его работа «Славянское царство», которую опубликовали в 101 году, была посвящена изложению доводов в пользу этой гипотезы. Эту же версию разделял и Михаил Васильевич Ломоносов. Во многом он разделял взгляды Ивана Грозного. Так в своей книге «Древняя российская история», учёный сообщает: «цитата Ломоносова».
Невозможно отрицать активное взаимодействие балтов и славян, отразившееся как на культуре, так и на экономической деятельности народов. Это и породило распространившуюся в советской историографии автохтонную теорию, исходя из которой можно было заключить, что славяне изначально населяли Восточную Европу, а не колонизировали её, общая славянско-балтская группа обжила Прибалтику ещё за 2 тысячи лет до н.э.. Разделение же этих народностей произошло позже.
Из останков, найденных в древнепрусских захоронениях 1000-х годов, удалось получить только отдельные генетические материалы, которые свидетельствуют о том, что пруссы были носителями гаплогруппы R1a-M198.
Религиозные верования пруссов.
С таким отношением к смерти неудивительно, что культ почитания мертвых был распространен среди пруссов и представлял собой ряд сложных обрядовых практик и традиций. Так, в праздник поминовения, на кладбищах приносили в дар умершим родственникам шкуры лошадей, помогая, таким образом, мёртвому добраться в родной дом и вкусить пищу и питьё, которое оставляли на пороге.
За соблюдением погребальных обрядов следили жрецы. Считалось, что им дарована возможность созерцать процесс перехода из мира живых в мир мёртвых. Святилище главного жреца располагалось у священного дуба в Ромове (неподалеку от современного посёлка Знамеска в Калининградской области). Жрецы поддерживали там неугасимый огонь, который, как видно из вышесказанного, играл важную роль в погребальных обрядах.
Необходимо отметить, что существует определённое разночтение в иерархии богов, поскольку в некоторых источниках Аутримпс и Звайгстикс не упоминаются, а Потримпса называют богом света магии, войны и всех вод, по сути, приписывая ему свойства двух предыдущих.
Триада играла важную роль в прусской религиозной символике, она соотносилась с пространственной моделью мира с одной стороны (небо, земля, подземный мир ставились в соответствие Потримпсу, Перкунасу, Патолсу) и жизненному циклу с другой (молодость, зрелось, старость). Священный дуб в Ромове делили между тройкой, в частях устанавливались окошки с кумирами богов из триады. Напротив кумира Перкунаса поддерживали вечный огонь.
Самыми незначительными представителями потустороннего мира выступали демоны. Особо почитался Курке, который отвечал за плодородие. Религиозные верования были прочным фундаментом, на них строилась строгая организация прусских племён.
Устройство прусского общества.
Торговля янтарём привела к тому, что Пруссия превратилась в самый богатый регион Балтии, земледелие вытеснило эту хозяйственную отрасль только в XI-XII веках. Это стало возможным благодаря заимствованию новых землевладельческих орудий, таких как серп и коса, распространением многополья и новых сельскохозяйственных культур. В Пруссии культивировались пшеница, овес, ячмень, лён. Благодаря огромным территориям, занятым лесом, процветало бортничество, а близость к морю делала прибыльным рыболовство и, по предположению некоторых исследователей, охоту на тюленей. Существует разброд мнений относительно роли скотоводства и охоты в племенах пруссов. С одной стороны они активно выращивали лошадей, коров, свиней, но охота продолжала сохранять свою роль в обеспечении пруссов мясной пищей.
Развитие земледелия способствовало возникновению новых ремёсел, ранее неизвестных в данных краях. Стало использоваться железо, процветать литьё бронзы, ткачество, керамика. Тогда же появилось и каркасные постройки, что привело к определённому видоизменению жилища пруссов.
Тем не менее, общество пруссов было организовано примитивно, особенно в сравнение с территориями, заселёнными католиками. Все города пруссов представляли собой небольшие поселения, процессу их роста не способствовало даже построение крепостей. Велась активная торговля с соседями, пруссы закупали всё, что не могли приобрести самостоятельно.
Документы свидетельствуют, что уже к XIII веку дифференциация в общинах народов, населявших Пруссию, усилилась, и равноправное независимое население расслоилось на свободных и свободных зависимых. Элита так же постепенно расслаивалась, «отпочковалась» служилая знать — дружинники.
К 1200-м годам численность пруссов оценивалась в 200-250 тысяч человек. Площадь территории расселения племён составляла почти 50 тысяч квадратных километров.
Пётр Дусбург утверждал, что в 1200-х годах сформировалось 11 прусских земель. По поводу наименования этих территориальных единиц существует две версии. Согласно общепринятой это исконные названия, однако П.И. Кушнер считает, что их искусственно внедрили рыцари Ордена.
Список земель составлялся на основе политического группирования, из него невозможно установить, на каких наречиях говорили обитавшие там племена. Так, из названия ряда племён и топонимов, используемых ими (речь в первую очередь о Скаловии, Надровии, скорее всего и Галимбии), представители этих племён говорили на языках, куда более близких дренелитовскому. Установить же точно границы распространения того или иного языка на территории пруссов сегодня очень сложно в виду постепенного онемечивания населения. С уверенностью, однако, можно заявлять, что западнее захваченных тевтонцами земель, в Померании, в древности проживали именно племена пруссов, в пользу чего свидетельствует гидронимика. Лишь в 500-х годах сюда приходят славянские племена, в процессе их взаимодействия с пруссами появляется ряд смешанных народностей, таких как полабы, проживающие на западе и поморяне, обосновавшиеся на востоке. А к концу первого тысячелетия в Померании появляются и скандинавы, основывая города и торговые пункты.
Рыцари Тевтонского ордена сообщали о глубоко патриархальном укладе прусского общества. Мужчина был главой семьи и обладал абсолютной властью над домочадцами, вплоть до того, что имел право на продажу в рабство и убийство любого члена семьи. Женщины выступали товаром, не имели права питаться за одним столом с главой семьи, обязаны были мыть его ноги. Наследником мог выступить только сын, девочки были лишены каких-либо имущественных прав. Пруссы не редко брали в жёны пленённых в Польше женщин.
Адам Бременский сообщает, что пруссы не были уличены в пиратстве, безразлично относились к золоту и серебру, употребляли в пищу конину, внешне были краснолицы и голубоглазы, а единственным их недостатком, который счёл нужным выделить хронист, являлось язычество.
Основным языком, распространённым на территории, заселённой пруссами, являлся прусский. Он относился к группе западно-балтских индоевропейских языков, походил на куршский и ятвяжский. Ни одного литературного памятника прусского языка не сохранилось, основным источником, из которого можно извлечь информацию о нём, являются немецкие тексты. Поскольку последние составлялись уже после колонизации, зачастую самими германцами, а не носителями, создаётся впечатление, что прусский язык подвергся сильному воздействию германских наречий. По мнению Петра из Дусбурга у пруссов не было письменности.
Покорение прусских язычников.
Из-за существовавшей раздробленности пруссам не удавалось собирать крупные армии. Так, средневековые хронисты, такие как Грамматик и ибн Якуб сообщают, что пруссы почти не нападали на соседние племена в X веке. Хронистами отмечалась смелость пруссов, язык, непохожий на славянские, и частые нападения русов на пруссов. Однако они успешно противостояли набегам соседей, а впоследствии и сами не редко совершали походы во владения других племён. Так, кунигсы часто отправлялись в грабительские походы на Польшу. Как правило, в этих походах общее руководство осуществлял один из наиболее уважаемых князей.
В 1217 году Рим объявляет поход против прусских язычников. В 1230 начинается процесс завоевания Пруссии Тевтонским Орденом. Возникают рыцарские замки, вокруг них растут города, в которые съезжаются переселенцы. Начало городу Торн как раз дал замок, самым первым построенный тевтонцами. По мере продвижения на север крестоносцы закреплялись всё прочнее. Уже на прусских землях был построен замок Бальга, а к 1255 году и Кёнигсберг. Основной причиной успеха тевтонских рыцарей стала раздробленность прусских племён: Орден громил отдельные племена, а после победы использовал их уже как союзников против других пруссов. Неудивительно, что, не смотря на численное превосходство пруссов, рыцари первоначально одерживали победу за победой и смогли удержаться даже во время масштабных восстаний XIII века, когда пруссам помогли литовцы и князья Гданьского Поморья.
В своих целях рыцари использовали и прусские крепости, возводя на их месте новые замки. В связи с этим сложившееся административно-территориальное деление не утратило своего значения, и подконтрольные территории по-прежнему подчинялись прежним городам.
Не приходилось прибегать к насильственному крещению пруссов, поскольку успехи ордена создавали политико-экономические предпосылки для перехода языческих племён в христианство. Воевавшие на стороне тевтонских рыцарей пруссы крестились, а их примеру следовали пользовавшиеся меньшим авторитетам в своих общинах люди.
Процесс онемечивания проходил несколько медленнее, поскольку немецкий язык распространялся в основном в городах, откуда шло размывание языковых традиций коренного населения. Вплоть до XVI века пруссам удавалось сохранять свой язык.
В результате смешения населения на территории Восточной Пруссии шёл активный процесс этногенеза. Так, возникла новая этническая группа — немцы-пруссаки. Предполагается, что прусская народность прекратила своё существование в 1700-х, когда болезни и скудное питание уничтожили последних пруссов.
Однако нельзя забывать, что часть населения Пруссии переселялась на территории Великого Княжества Литовского. Сегодня эти земли входят в состав современной Белоруссии. Поселения потомком бартов (барцяков) существуют там по сегодняшний день. Другая часть пруссов смешалась с литовским этносом. Образовавшаяся народность носит название летувининки.
На сегодня считается, что пруссы были ассимилированы немцами и литовцами. Насколько соответствует действительности такая точка зрения? Согласно профессору В.С. Суворову, это лишь политическая сторона дела, не отражающая реальности. Этнос не исчез и не мог исчезнуть, он всего лишь изменил название.
Поскольку согласно одной из версий наименование «Пруссия» возникло из названия народа, то появление на этой территории нового государства — Пруссии, создало определённые политические сложности. Так, пруссами могли называть себя и подданные вновь возникшего герцогства, и представители народа, проживавшего на этой территории с древних времён. В связи с этим требовалось разделять эти две категории, с чем успешно справился хронист Симон Грунау, назвав территорию расселения пруссов Малой Литвой, где проживали как непосредственные потомки древних пруссов, так и переселившиеся туда литовцы. Поскольку оба народа были довольно близки в культурном плане, пруссы естественно тяготели к Литве, став прусскими литовцами. С учётом этого, легко понять гипотезу Бишинга, называвшего пруссов потомками завоевателей и коренных жителей. В этом смысле термин пруссы просуществовал до середины XX века. Не стоит забывать, что многие выдающиеся жители Восточной Пруссии не без гордости за своё происхождение называли себя пруссами.
Ключевые события истории древних пруссов:
50-60-е годы
Армии римлян достигают Янарного берега, обитателей прибалтийских территорий описывает Плиний Старший.
I-III века
На территорию современной Калининградской области переселяются германские племена.
425-455 гг.
Гунны достигают Прибалтики, налаживают контакты с местным населением. Вероятно, эстиев удалось убедить примкнуть к походу Аттилы, но после его поражения и краха построенного им государства они уходят обратно на свои земли.
450-475 гг.
Начало этногенеза пруссов, первые зачатки их самобытной культуры.
800-850 гг.
Баварский Географ впервые употребляет термин «пруссы» в отношении народов, населяющих земли эстиев.
860-880 гг.
Очередной набег скандинавов, в результате которого Трусо сравняли с землёй. Моря Вулфстон прибывает в Восточную Пруссию.
983 г.
Русские князья совершают свой первый поход на территорию пруссов.
992 г.
Первый из серии польских походов в Пруссию.
997 г.
Казнь святого Адальберта за посещение священного леса пруссов.
1009 г.
Казнь епископа Кверфуртского, пытавшегося вести миссионерскую деятельность на землях пруссов.
1010 г.
Очередное вторжение Польшу в Пруссию, уничтожения святилища Ромове.
1014-1016 гг.
Вторжение скандинавов в Самбию. Викинги уничтожают Кауп.
1080-1090-е гг.
Пруссы совершают набеги на своих соседей.
1110-1111 годы
Очередное вторжение поляков в Пруссию, больше всего пострадали Натангия и Самбия.
1147 год
Вторжение славян на юг Пруссии.
1210 год
Последнее вторжение скандинавов в Пруссию.
1222-1223 годы
Крестоносцы начинают своё вторжение в Пруссию.
1224 год
Нападают на Польшу, сожжение нескольких польских городов.
1230 год
Крестоносцы Тевтонского ордена начинают свой поход на территории пруссов.
1233 год
Битва при Сигурне, пруссы терпят поражение.
1239-1240 годы
Тевтоны строят замок Бальга. Попытки пруссов предотвратить это проваливаются.
1241 год
Прусский военный Гландо Кабило принимает христианство. Именно он станет родоначальником династии Романовых.
1242-1249 гг.
Пруссы пытаются коллективно противостоять тевтонцам, полагаясь на помощь поморских народов.
1249 год
Христбургский договор, захваченные тевтонами территории закреплены за ними юридически.
29 сентября 1249 года
Пруссы наносят поражение тевтонам в Натангии.
1249-1260 гг.
Второе массовое восстание в Пруссии против Ордена.
1251 год
Битва между дружиной князя Даниила Галицкого и пруссами на реке Лык.
1254 год
Вторжение чехов в Самбию.
1255 год
Тевтонские рыцари заложили Кёнигсберг и Рагнит.
1260-1283 гг.
Очередное массовое восстание пруссов против тевтонцев.
1283 г.
Ятвягия пала, благодаря чему победа западных завоевателей над пруссами стала свершившимся фактом.