на каком языке говорят митагинцы
Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия
Главная лента
Уникальные таты
О языке жителей сел Митаги и Митаги-Казмаляр
Раздел: Главная лента / Культура
Как нам известно, на территории южного Дагестана, вблизи города Дербент издавна проживали, и по сей день проживают потомки иранцев, которые именуются татами. Нам давно известно, что на территории Дербентского района и в самом городе Дербент проживают таты. На этой территории имелись семь сел, говорящих на иранском языке. Во время нашествия турков-сельджуков жителям этих сел пришлось нелегко.
Огнем и мечом эти народы заставляли отказаться от родного языка и принять турецкий язык. Не имея возможности сопротивляться, со временем эти народы были вынуждены принять насаждаемый захватчиками язык. Эти насаждения испытали на себе такие села как Рукель, Джалган, Митаги, Гимейди, Билгади, Зидьян, Камах. Следует отметить, что до сегодняшнего дня пять из семи перечисленных сел полностью утратили свой родной язык – в пяти из них нынешнее поколение уже не знает его.
Но не стоит забывать о двух селах, которые не утратили свой язык, и по сей день разговаривают на татском, хотя и в этих двух селах, как и в других пяти, азербайджанский и поныне преподается в качестве родного языка.
Двуязычием в Дагестане никого не удивишь. На просторных горных отрогах и склонах Страны гор издавна рассыпались жители, пользующиеся не только двумя, а то и тремя разными языками и диалектами.
Наречие, сбереженное митагинцами, относится к иранской группе языков индоевропейской семьи. История и формирование рассматриваемого нами поселения восходит к 6 веку нашей эры. Появление этого населенного пункта и судьба обитателей, проживающих в нем, несомненно, связаны с сооружением вокруг Дербента оборонительной стены сасанидов Даг бару. Детальное хронологическое прослеживание истории этих сел не представляется возможным из-за отсутствия какого-либо письменного и археологического материала по данному региону.
Обсуждение татской топонимики с иранскими коллегами во время научной конференции
Историю сел Митаги и Митаги-Казмаляр можно разделить на три периода: иранский, арабский и тюркский. В этногенезе митагинцев, кроме иранцев, также принимали участие арабы, тюрки, табасараны и даргинцы. Однако в быту митангицев, в материальной культуре, в этнографии доминируют персидско-тюркские направления.
Особые связи сложились у митагинцев с сельскими обществами Рукель, Мугарты, Камах, Зидьян, Джалган и Сабнова. В этом аспекте интерес представляют коммуникативные сферы общин Гимейди и Бильгади. Еще в 19 веке жители этих сел использовали в быту иранское наречие, идентичное митагинскому, что нельзя говорить о джалганском диалекте, который отличается по разным параметрам.
Знание трех языков помогает митагинцам и облегчает их коммуникативные возможности с другими народами Дагестана. Следует отметить в этом процессе и роль русского языка, как языка межнационального общения.
Поселение на горе Кундахар
В 17 километрах к юго-западу от древнего Дербента, на горе Кундахар расположено село Митаги, которое входит в Дербентский район. Поселение расположено на высоте 700 метров над уровнем Каспийского моря.
На пути к основному селу расположился в подоле предгорий еще один моносоставный по языку отселок, образованный переселением жителей из Митаги в Митаги-Казмаляр. Оба села сохранили в качестве бытового средства общения иранский диалект.
По природно-географическому положению Митаги находится выше отселка Митаги-Казмаляр. Повышение земной поверхности от Каспия к отрогам Митаги обусловило перемену умеренного теплого климата в нижнем селе Митаги-Казмаляр на суровый зимний климат и прохладно-летний в верхнем. Климат можно охарактеризовать как влажный. Природные условия верхнего села Митаги не совсем благоприятны для развития культурных растений, что нельзя сказать о нижнем селе, где вольготно растет на богарных склонах отменный виноград, миндаль и все сельскохозяйственные злаки.
Фауну митагинских лесов и лугов составляют такие виды животных, как дикий кабан (хуг), шакал (чаггал), лиса (тюлки), волк (дженеве), барсук (пустуруг), заяц (хагуш), белка (деле), дикая кошка (эвше назу), джейран, ежик (джеджю).
Почвенные пласты села Митаги разнообразны. Встречаются покровы желтой глины (зэдэ хак), везде можно встретить слои белого песка (сибире гум), причем на глубине 40 сантиметров.
Флора рассматриваемых поселений представлена различными микропоясами. В лесном микропоясе можно встретить такие виды растений, как граб (велес), ясень (денде), клен трех видов (гейгаб), дуб (палут), бук (пип), карагач (сийе да), лиана (гура), тополь (гаваг), тис (зернаб).
Из полукустарников в митагинских землях можно выделить такие виды, как калина (шуш гелья), шиповник (ковхарек), боярышник (зару), мушмула (эзгил), алыча (элюче). Интересно, что митагинцы называют граб «афун да» (железное дерево) а калину «шуш гелья» (палка для кальяна).
Гидросистема в основном состоит из подземных сточных вод, которых очень мало в нижнем селе Митаги-Казмаляр. Названия родников (гидронимы) в обоих поселениях имеют арабские и иранские лексические значения. По этой семантике можно ориентировачно определить период построения того или иного родника. Приведем ряд гидронимов с лексическим иранским корнем в составе: «Ов пак” (чистая вода), «Ов гут» (желанная вода), «Ов зугла” (кизиловая вода), «Ов муг” (магическая вода), «Ов хани» (ханская вода), «Ов вадамарейи» (место водостока), «Чин дахар» (глаз скалы), «Ов дигах» (вода из двух источников), «Шах-шах» (поднимающаяся вода), «Ов ковха» (вода старейшин).
Приведенные примеры являются немаловажным фактором для доказательства того, что эти населенные пункты являются именно ираноязычными и относить их к другим народам ни в коем случае не стоит.
К гидронимам с арабским элементом в структуре можно отнести такие названия родников, как «Халифе” и «Хебеш” (название племени эфиопов, Эфиопия в диалекте митагинцев звучит как Хебешистан, «страна эфиопов»).
Общая сеть источников, имеющих в названии антропонимический пласт: «Ов Хэмид” (вода Гамида), ” Ов Агамирзейи” (вода Агамирзы), ”Ов Батдал” (вода Батдала), ”Ов Гасани” (вода Гасана), ”Ов Абдурахмани” (вода Абдурахмана), ”Ов Зейфетдини” (вода Зейфетдина), ”Ов Гусейхани” (вода Гусейхана), ”Ов h а Махмуд” (вода Махмуда).
Второй компонент в гидронимах указывает на имя человека, который построил или когда-то благоустроил и вычистил вышеназванные источники воды. Также нередки соленые источники. У входа в лес в восточном направлении к Джалган-тау наличествуют » Шуре ов h а” (соленые воды). Рядом с названными солеными источниками распологается «Зелю новур” (озеро пиявок). Там же находится перепутье дорог Митаги-Джалган. К югу от равнины «Кафери” (равнина неверных) находится еще одно озеро «Ушаг батан” (тюрк. «там, где утонул мальчик»).
На восточной стороне села Митаги-Казмаляр есть еще один хребет «Себила” (ничейная земля, митагинский диалект) на котором издавна красуется три дерева «Сата да”.
Во второй половине 20 века в Митаги-Казмаляре начали культивировать виноград, а в последующие годы и клубнику. На богарных землях и склонах вольготно взрастает миндаль (бадам), виноград (ангур) около 20 сортов, клубника.
В прошлом жители в основном культивировали такие злаковые культуры, как пшеница (зэдэ гендум), ячмень (джу h ), полба (пириндж), чечевицу (мерджимек), горох (нухут). В настоящее время прослеживается частичный отход от выращивания вышеназванных культур из-за сложности обработки земли на предгорных склонах.
Ренат Ханмирзаев, студент 2 курса факультета Востоковедения ДГУ
Этногенез дагестанского этноса – митагинцев
Рассмотрение происхождения одного из дагестанских миниэтносов – митагинцев, проживающих неподалеку от древнего города Дербента. Анализ исторических источников, топонимических и языковых фактов, свидетельствующих об иранском происхождении митагинцев.
Рубрика | Краеведение и этнография |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.10.2018 |
Размер файла | 20,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Назим Абдурахманович Магомедов, д.и.н.
Фахреддин Набиевич Оруджев
Зернитаж Арифовна Магарамова
Отдел древней и средневековой истории Дагестана
Институт истории, археологии и этнографии
Дагестанский научный центр Российской академии наук
Митагинцев можно отнести к трехъязычным этносам Дагестана. Кроме азербайджанского и русского языков, они употребляют в быту диалект иранского языка (фарси). Наречие, сбереженное митагинцами, относится к индоевропейской семье иранской группы языков. История формирования данного поселения восходит к VI в. н.э. Появление этого населенного пункта и судьба его обитателей, несомненно, связаны с сооружением вокруг Дербента оборонительной стены Сасанидов (Даг бары).
С целью ограждения Дербента с севера от набегов хазар, Ануширван переселил в опорные проходы Горной стены иранцев. Сюда было переселено около 3 тысяч семей для несения зоркой караульной службы. Потомками этих воинов-иранцев и являются жители сел, расположенных вдоль оборонительной стены. В научной литературе население этих сел считается азербайджанским. Сами обитатели своим родным языком считают азербайджанский язык. Некоторые из них, где и поныне сохранился иранский диалект в виде бытового говора, получили название татов, что на наш взгляд является неверным по разным параметрам. Этот же этноним применяется к горским евреям, которых назвали так только по языку. Отметим, что татский язык дифференцирован в отдельную языковую единицу с литературой и печатными изданиями на алфавите, созданном на основе кириллицы. Митагинский диалект, несомненно, является родственным татскому языку. Их носители понимают друг друга с некоторыми затруднениями лексического и фонетического характера, хотя полного и безоговорочного понимания между носителями этих языковых единиц нет. митагинец дагестанский исторический
Дагестанский историк и этнограф С. Ш. Гаджиева указывает, что «в настоящее время в некоторых селах азербайджанцев в качестве языка общения используется татский язык. В этих селах татский язык теряет уже свою основную роль» [4, с. 37].
Разные источники приводят многочисленное количество фактов, сообщающих об иранском происхождении села Митаги. Возникает вопрос, откуда именно, из какой провинции Ирана были первые переселенцы в опорных пунктах Горной стены.
В дагестанской историографии переселенческая политика иранских царей Сасанидского периода исследована фрагментарно, поэтому в вопросе о периоде возникновения поселений на опорных пунктах стены мы основываемся на имеющихся в исторической литературе материалах.
Нельзя считать окончательно ясными и верными выводы А. Р. Магомедова, приводимые им в качестве верхнего хронологического порога появления иранских племен в Южном Дагестане XVI в. Автор выдвигает три гипотезы на сей счет: 1. период переселения татов относится к Сасанидскому периоду, то есть к VI в.;
2. гипотеза о том, что таты-иудеи являются потомками тюрко-язычных хазар; 3. расселение татов вокруг Дербента относится к XVII в. [7, с. 11-12].
Надо отметить, что гипотеза о расселении ирано-язычных этносов в городе Дербент и в его окрестностях в период Сасанидов более правдоподобна и не вызывает сомнений у других исследователей. Положение о том, что таты-иудеи являются потомками хазар, исповедующих иудаизм, видимо, требует всестороннего анализа. Ни язык татов-иудеев, ни культура, ни другие атрибуты этого этноса не отражают каких-либо хазарских элементов. Татовиудеев с хазарами роднит лишь конфессиональная и антропонимическая близость. Возникает вопрос: как получилось, что потомки хазар, т.е. таты-иудеи, утеряли свой субстратный тюркский язык, который должен был быть у них в этом случае, и у кого переняли ныне применяемое татское наречие? Не совсем понятна дата XVII в. для определения периода расселения татов-мусульман, ведь с VI в. вокруг Дербента существуют такие крепости, как Митаги, Камах, Дарваг. Есть неопровержимые доказательства того, что митагинцы, гимейдинцы, бильгадинцы, мугартынцы, зидьянцы говорили первоначально на общем тождественном иранском диалекте. Не совсем понятен и тезис о том, что таты-иудеи и таты-мусульмане говорят на одном и том же диалекте персидского языка. Эту версию повторяет А. Р. Магомедов вслед за другим автором [Там же]. О смешении татов-иудеев с хазарским этносом писал в XIX в. И. Ш. Анисимов [1, с. 12]. По его гипотезе, во время арабских вторжений многочисленное количество татов-месопотамцев приняло мусульманство. Остальная часть татов-иудеев этого не сделала и обрела этноназвание уже кавказского происхождения «даг джухути» (горские евреи). В приведенных рассуждениях, несомненно, присутствует рациональное зерно в том аспекте, что в аулах Рукел, Мугарты, Гимейди, Бильгади действительно проживали таты, говорящие на одном из персидских диалектов. И поныне остались могильники в этих населенных пунктах, именуемые в народе как «Джухут гебристани» (еврейские могилы). Таким образом, И. Ш. Анисимов выдвигает на передний план версию о том, что все таты, включая в это понятие и митагинцев, дифференцировались на конфессиональной базе во время арабских походов на Южный Дагестан. В этом случае возникает вопрос о факте нетождественности наречий, применяемых татами-иудеями и митагинцами. Этот же автор идентифицирует татский диалект с наречием татов-мусульман Кубинского уезда Азербайджана, что, на наш взгляд, не лишено основания: эти диалекты очень близки. И. Черный называет язык горских евреев фарсидско-татским, относит его к древнеперсидскому языку и предполагает, что язык горских евреев представляет некий жаргон, сформированный из этих двух языковых единиц [9, с. 69].
Что касается диалекта митагинцев, то эта языковая единица гораздо ближе стоит к персидскому языку как к метаязыку, близок диалект и к афганскому, и таджикскому языкам из семьи индоиранских языков. В ареалах расселения татов в Азербайджане очень много топонимических единиц, содержащих татский семантический пласт. Однако отметим, что в Дербенте и в других микрорегионах с татским населением мы не встречаем таких топонимов, кроме ойконима Нюгди. Нет таких топонимов и вокруг Дербента, где в окрестных аулах проживали таты-иудеи. Можно предположить, что это связано с тем, что основная масса татовиудеев проживала в городах. И, если принять гипотезу И. Ш. Анисимова о том, что таты во время арабских походов переселились в окрестные горы, возникает другой вопрос, стало быть, там уже проживали иранцы, еще не принявшие мусульманство со своими языческими и астральными реликтами. Хочется отметить в этой связи еще один нюанс в истории и судьбе этих двух, несомненно, родственных по языку народов. Данные переписей прошлых веков показывают, что именно в Митаги, где проживали иранцы с VI в., нет следов обитания татов-иудеев. Топонимия сельского общества Митаги в основном персидского происхождения с привнесенными арабскими и тюркскими элементами.
Тут уместно было бы привести еще один факт, говорящий о наличии иранского субстрата в селах, расположенных вдоль Горной стены, до усвоения их обитателями тюркского наречия. В условно названном нами «тюркско-азербайджанском говоре», которым пользуется население всех сел вокруг Дербента, и поныне наличествуют иранские лексические основы. В самом крупном сельском обществе Рукел в языке сохранились такие иранские лексические элементы: «хак» (земля), «гуд-гуд» (кость). А сеть гидронимов сельской общины
В сельском тюркско-азербайджанском говоре общества Зидьян тоже сохранились субстратные лексические элементы персидского диалекта. В своей речи жители села употребляют лексические гнезда «нэ» (нет), «хува» (сестра). Топонимические единицы аула Зидьян красноречиво говорят о прошлом субстратном для обитателей данного поселения диалекте персидского языка. Приведем некоторые топонимы персидского происхождения, наличествующие на этнотерритории общества Зидьян. Комбинированный топоним Зэвэр гала (верхняя крепость) является по происхождению персидским с арабской апелятивной формантой «гала» (крепость). С таким же апелятивом образован и топоним Гала Зиндан (крепость наказаний). Топоним Гэле Сувар тоже распадается на арабский апелятив «гала» и этноним «савир». Названия Бэла (верхний, персидский язык), Тэр кома (новый шалаш), Хатка (граница), Дагали (хитрец), Дэрэ хандаг (вырытое ущелье), Сэр Камахи (верхняя часть Камаха) отражают истинную языковую картину этого сельского общества до усвоения обитателями тюркского говора. В топонимике названного сельского общества наличествуют и гидронимы персидского происхождения, такие как Лаг ав (грязная, тухлая вода), Шах-шах (обильная вода, текущая сверху). Все перечисленные топонимы и лексические элементы персидского генезиса имеют тенденцию упрочения в употребляемом жителями тюркском говоре. Культовые и религиозные представления жителей рассматриваемого региона идентичны и отражают генеалогическое родство сельских общин, расположенных вдоль Стены.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что жители этих вышеназванных сел, действительно, являются потомками первых поселенцев дозорных пунктов на самых важных участках оборонительной Стены. Этническая карта Митаги мало подверглась изменению, ибо первоначальный иранский этнос в сельской общине сохранил свое доминирующее положение.
Митагинцы ныне считают себя азербайджанцами. Этот факт оспаривали многие исследователи Дагестана, считая, что этот этноним не является детерминантом для жителей Митаги. Были и исследователи, которые предлагали варианты этнонимов для названия митагинцев. Достаточно констатировать высказывания исследователя В. М. Викторина, который выдвигает предложение назвать жителей сел Митаги и Митаги-Казмаляр, Джалган новым этнонимом «тюрки-азери», имея в виду язык «азери», относящийся к иранской группе, или же «азербайджанцы-фарси» [3, с. 7-9], с чем согласиться было бы неправильным, ибо этническая группа сама вправе определять по своему менталитету и образу мышления релятивность своей национальности.
Диалект митагинцев мы относим к раннеперсидскому языку (возможно, и пехлевийскому). Однако неправильным было бы отрицать активное участие в этногенезе и формировании митагинцев таких этносов, как иранцы, арабы, тюрки. Все же релевантным в этом процессе следует считать иранский этнос.
Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 2002. 289 с.
Баладзори. Книга завоевания стран / пер. с арабского П. К. Жузе. Баку, 1927. 43 с.
Викторин В. М. Азербайджанцы-фарси // Тарих. 1999. № 8. С. 5-10.
Комаров А. В. Об укреплениях Дербента и о Кавказской стене // Труды V Археологического съезда в Тифлисе.
Комаров А. В. Список населенных мест Дагестанской области // Сборник статических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869. Т. 1. С. 21-29.
Магомедов А. Р. Народы Дагестана. Махачкала, 2003. 120 с.
Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963. 264 с.
Черный И. Горские евреи // Сборник сведений о Кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. С. 69-75.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Этногенез (этническая история) – наука, изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. Существование двух исторических типов этногенеза.
реферат [30,8 K], добавлен 25.06.2010
курсовая работа [39,0 K], добавлен 14.02.2011
Понятие этногенеза, этноса и языковой общности. Ознакомление с миграционной и автохтонной теориями происхождения славян. Концепция этногенеза славян по Б.А. Рыбакову. Норманская и антинорманская теории возникновения государственности в Древней Руси.
реферат [49,0 K], добавлен 04.06.2014
Уровень социально-экономического и культурного развития человеческого общества. Проблемы города средневековой поры. Структура, планировка и социально-экономическе развитие средневековых городов Кавказа. Особая роль Дербента.
статья [14,7 K], добавлен 23.04.2007
Этногенез восточных славян, их связь с западными и южными славянами. Единое восточнославянское этноязыковое пространство и диалектное многообразие. Особенности быта, территории и границы славянских княжений. Переход от первобытности к государственности.
курсовая работа [52,7 K], добавлен 04.11.2009
Экономическое и политическое возвышение Дербента в X – середине XIII вв. Развитие города в X-ХIII вв. Политическая история Дербента. Интересы дербентских эмиров в Х–ХIII вв. Борьба в 1068–1069 гг. за обладание Дербентом между правителями Ширвана и Аррана.
реферат [23,5 K], добавлен 09.02.2010
Большая раcсредоточенность жилых построек селения. Природа Тадмагитля. Животный мир гор. Краткий очерк о происхождении селения. Проблема происхождения дагестанских народов. История религии и обрядов жителей села. Происхождение географических названий.
контрольная работа [39,6 K], добавлен 24.12.2012
Научная работа на тему: «Митаги моя малая родина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Научно-исследовательская работа на тему:
«Митаги- родина моих предков»
Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №7 Магомедова Кизбике Рамазановна
Географическое положение, природа и ресурсы——————————4
Этногенез и этническая характеристика митагинцев————————5
Родники села митаги и природные памятники———————————-8-9
«Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено.
Мы должны знать нашу землю всю до последнего атома…
Все это необходимо знать для того, чтобы понять и почувствовать:
земля – наша не только как то, на чем мы, люди, живем, но и как то,
Краеведение – большое дело… это работа не только указывает
нам путь к обогащению страны, но и, как всякая разумная работа,
дает моральное удовлетворение, способствующее быстрому росту
чувства нашего человеческого достоинства, внушает нам веру
в творческие силы нашего разума».
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, прошлое своей Родины, историю края в котором вырос, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Знакомство с бытом и культурой отчего края способствует нравственно- эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников.
Село очень красивое. Вокруг него лес. По словам местных старожилов, лес всегда был кормильцем митагинцев. Но меняется природа, к сожалению, не в лучшую сторону. И очень хочется надеяться, что мы сохраним эту красоту и сбережем для будущих поколений.
1.Ознакомление с историей и этногенезом села
2.Изучение природы, памятников, родников села и преданий, связанных с ним
3.Составление программы исследования села
Актуальность работы заключается в приобщении учащихся к глубинному традиционному наследию родного края, основанного на понимании духовных ценностей народа, которые рождены веками. Особенность работы в том, что мы не только знакомимся с историей Родины, но и с традициями и
историей «малой» Родины, села Митаги.
В основе работы лежит изучение истории, культуры, природы, преданий и людей села Митаги.. Краеведческая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы.
Разработка программы действий
Основным объектом нашего исследования является село Митаги, Дербентского района.
Село расположено в 11 километрах от нашего города Дагестанские Огни. Ее исследование мы начали в 2011 году и продолжаем до сих пор. Все началось с того, что, мы с нашим руководителем краеведческого кружка, поехали на экскурсию по близлежащим селам. Оказавшись в селе Митаги, и выслушав старожилов об истории его заселения, мы решили поподробнее узнать о нем. Так началась наша исследовательская работа и продолжается и сейчас. Составили план действий.
Мы приезжали в село, узнавали у бабушек и дедушек про историю и события села в прошлом.
Затем составили список наиболее значимых мест, посещали их, изучали литературу, биографию замечательных людей и старожилов. Но. Чтобы полностью изучить историю села необходимо продолжить исследование дальше.
Географическое положение, природа и ресурсы.
В17-ти километрах к юго-западу от древнего Дербента на горке Кундахар ( митагинский диалект-
подножие скал)и расположено высокогорное село Митаги, которое входит в административную границу Дербентского района. Поселение стоит на высоте семисот метров над уровнем Хазара (Каспия). Село состоит из 80 дворов и 130 хозяйств. На пути к основному селу расположился еще один моносоставный по языку отселок, образованный переселением жителей из Митаги в Митаги-Казмаляр. Оба села, наряду с азербайджанским языком сохранили в качестве бытового средства общения иранский диалект.
Село Митаги является одним из часто рассматриваемых и называемых историками сел, расположенных вдоль оборонительной стены Сасанидов- Дагбары.
лиса(тюльки), волк(дженевер), барсук(уссуруг), заяц(хагуш), белка(деле), дикая кошка(эвше назу),
джейран (джейран),ежик (джедже).
Из растений такие виды как: граб (велес), ясень (денде), клен (гейгай), дуб (палут), бук (пип),
лиана (гура), тополь (гаваг), тис (зернаб). Из кустарников: калина (шумгелья), шиповник (ковхарек), боярышник (зару), мушмула (эзгил), алыча (эмоче), кизил (зугал), ежевика (тутмиш),
айва (би), слива (дамбул).
Травяной покров очень богат и представлен такими травами как: щавель (тюршенг), кошачья лапка (пай назу), дикий укроп (джамали), крапива (гезне), мята (пурна), мокрица (джимджили), дикий лук
(гендене), конский щавель (пандалу). На лугах весной и осенью растут различные виды грибов, но митагинцы используют только белый гриб и опят.
В Митагах есть месторождения глины: синей, желтой, белой. Синюю глину (кюль сер) местные жители использовали и используют для того чтобы мазать глинобитные полы.
Белую глину население использует при приготовлении виноградного или тутового меда.
По дороге в Рукель есть желтая глина, из которой местные гончары делали различную глиняную утварь.
Этногенез и этническая характеристика митагинцев.
Проникновение ирано-язычных народов на Кавказ исследователи относят к периоду правления Ахменидов (11 в. до н.э.).
Второй поток иранских перемещений на Кавказ (в Дагестан) приходится на 2 век н.э. Все же своего апогея переселенческая политика иранских шахов достигает при правлении Ануширвана Хосрова.
Автор 11 века нашей эры Баладзори сообщает о том, что Ануширван попросил своего отца Кейгубада
(Кавод) разрешения на строительство оборонительной стены вокруг Дербента и на вселение дозорных пунктов иранцами, выходцами из династии самого Ануширвана, на что он якобы получил разрешение.
С целью ограждения с севера от набегов хазар, Ануширван переселил в опорные пункты проходы стены Дагбары иранцев. Сюда было переброшено около 3-х тысяч семей для зоркой караульной службы. Потомками этих воинов-иранцев являются, на наш взгляд, жители сел, расположенных вдоль оборонительной стены. Народная этимология считает первых жителей села Митаги выходцами из Сирии ( сел Шам, Фин, Чин) и из Ирака, точнее из Мосула и Эльмудеи.
Арабские исследователи и историки указывают в качестве родины дозорных воинов персидские провинции Гиляи и Комаи, откуда были переселены воины для несения караульной службы в проходах Дагбары. Сами митагинцы называют себя «Мудейниха» (не согласный).
В народе говорят, что первыми поселенцами Митаги были иранцы из числа непослушных граждан,
злостных нарушителей. Митаги своим геополитическим положением и статусом отличается от других дозорных пунктов. С горы Кундахар видна вся равнина Кафери, откуда иранцы ждали хазар, гуннов. Сигналы подавались кострами, которые были видны на горе Джалган, где тоже был пост, откудасигнал передавался дальше. Митаги в 1796 году вошел в состав Табасарана.
В 1840г. село Митаги посетил французский писатель Александр Дюма, пообедал здесь и пошел дальше в Камах. Митагинцы говорят на фарси, который относится к индоевропейской семье, иранской группе языков.
Основные занятия митагинцев
Возделывают такие культуры как: зерно, ячмень, горох, чечевицу. Здесь много фруктовых садов. Особенно Митаги славится грушевыми садами (амбуру), клубникой и ореховыми рощами.
В старину мастера произвели колоссальную работу по прививке грушевых деревьев на «митагинских лугах». Со слов старожилов нам удалось записать сохраненные и по сей день 44 сорта груш: ахмедкади, абас-беги, нери, гирями, габани, девэги, сийе амбуру, ян гирмизи, тумийи, мэрджехэр, мишмиши, гилас, девлани, чадихи,пейкэфтэри,телэдари,хумхуми, эрэби, шекки,кушки, хэзири, баламбуру, шов-шемахи, мирзабеги,кайтаг шекки, турше, елтабуни, санг амбуру, курахан, рукали амбуру, ови, хугил, гам-гами,буд кеги. Яблоки представлены следующими сортами: сиб губайи,
сиб гебеле, чай сиби, тюрмюхи, сиб эхмеди, сиб нехирчи, сиб абдули, санге сиб, сиб гирани.
Луга на которых растут груши и яблоки, носят имена своих владельцев. Имеются также сады с плодовыми деревьями инжира, айвы, винограда. Известны в народе такие сады как: Раз Сеид-хан( сад Сед хана), Гул бахче(цветочный сад). В приусадебных участках митагинцев растет персик, абрикос, слива. Местные жители прекрасно владеют всеми способами гелэм (прививка), благодаря которому сохранены самые реликтовые сорта груш. Митагинцы груши употребляли в свежем виде и в виде ушек. Сушильные печи распологались на лугу, куда аккуратно укладывались нанизанные на гелендер(нитку) порезанные надвое груши. Готовая прдукция называлась гах, энджине(сушка), применялась и форма домашнего сушения груш, яблок, сливы, алычи для дальнейшего использования в блюдах мигагинской кухни.
В 14-15 веках занимались производством шелка. Поэтому здесь сохранились тутовые сады (тут бахче или раза). И в старину и сейчас выращивают виноград. Митагинский виноград растет на богарных землях и славится высоким содержанием сахара. Здесь выращивают такие сорта винограда, как: агадаи, хазифали, везнэ, риш-баба, ркацителли, мускат, молдова, хетми, ах изюм.
В настоящее время совхоз «Митагинский» один из лучших в Дагестане.
Издревле митагинцы занимались изготовлением древесеого угля(зувал), который реализовывали в Дербенте, куда добирались вдоль крепрстной стены. Одним из массовых прмыслов селян является гончарное ремесло.
Ковроткачество- это традиционная работа митагинцев. Выделялись ковровые изделия: хаш, сумах, палас, гилим, халче, джул. Женщины делали переметные
сумки(хейбе), мешки и т.д. Исстари митагинцы занимались плетением.Географическое положение села содействовало развитию промыслов, связанных с использованием лесоматериалов. Смешанные леса всегда были источниками материалов для строительства домов и для плетения различных емкостей из прутьев.
Также из прутьев митагинцы сплетали ограды(джал), которые ставили по границе двора. Эти плетенки использовали при сооружении лачуг, при строительстве дома. Эти плетенные стены женщины обмазывали глиной- мире. Этот вид строений в науке получило название турлучного способа сооружения жилища.
Зимой женщины ткут ковры и смотрят за скотом. Мужчины готовят в лесу древесный уголь и продают в г. Дербенте и г.Огни.
Родники села Митаги и природные памятники
Село Митаги богато родниками. В старину говорили : «Сколько звезд на небе столько и родников».Родники всегда почитались в народе, обустраивались, с ними связывались события из жизни людей. Каждый родник имеет свое название и свою историю. Гидросеть сел в основном составляют подземные сточные воды, которых очень мало в нижнем селе Митаги-Казмаляр. Названия родников (гидронимы) в обоих поселениях имеют арабские и иранские лексические значения. По этой семантике можно определить ориентировочный период построения того или иного родника. Приведем ряд гидронимов с лексическим иранским корнем в составе: «Ов пак» (чистая вода), «Ов гут» (глоток воды), «Ов зугла» (кизиловая вода), «Ов муг» (магическая вода), «Ов хани» (ханская вода), «Ов вадамарейи» (место водостока), «Чин дахар» (глаз скалы), «Ов дигах» (вода из двух источников), «Шах-шах» (поднимающаяся вода), «Ов ковха» (вода старейшин), «Ов Кундахар»(вода без соли).
Родник « Ов пак»(чистая вода)- является пиром, то есть святым местом. Здесь есть большой камень. В старину во время сухого сезона сюда приносили жертвоприношения и раздавали садака, затем несколько человек переворачивали этот камень, чтобы вызвать дождь.
Родник « Ов гут»(глоток воды)- в этом роднике вода заканчивается. Когда выпиваешь несколько глотков. Затем, через определенное время снова появляется.
Родник « Ов зугла»(кизиловая вода)- находится в западной оконечности села. Говорят, если при сглазе выпить воду из этого источника, то сглаз снимается.
Родник « Ов хани» (ханская вода)-в старину из этого родника разрешалось брать воду только самым богатым родам.
Родник «Ов вадамарейи» (место водостока)- вода в нем считалась целебной. Издавна из этого родника обмывали новорожденных младенцев от сглаза и других болезней.
Родник «Шах-шах» (поднимающаяся вода)- этот родник втречается при
Природными памятниками села являются Пира, то есть святое место.
Огромное количество дубовых деревьев у родников считаются святыми, и рубить их – большой грех, Худа(бог) накажет.
В верованиях и поверьях митагинцев много легенд и преданий. Одна из таких легенд связана именем Пира баба Ягуба. Как гласит предание, в далекие времена жил в Митаги человек по имени Ягуб. Пошел однажды он в лес за хворостом для выпечки хлеба в « тендыре». Нарубив хворост, он присел на кучу отдохнуть. И тут он подумал, как бы было превосходно, если эта куча хвороста, и я оказались бы сейчас в родном дворе. И услышал в это время Ягуб голос Неба: «Держись крепче, Ягуб». И полетела куча вместе с Ягубом в сторону его двора. Сказывают, будто это видела молодая девушка в Митаги и сразу оба: девушкиа и Ягуб превратились в Пир и стали невидимыми. А место, где он рубил хворост, стали называть «Пир Баба Ягуба»(Святыня деда Ягуба). Это место стало местом фетишизации и местом раздачи милостынь среди митагинцев. Сюда же водят детей с нарушением опорно-двигательной системы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДНИКОВ
Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей их жизни. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10–20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают.
Округу он, питая, жизнь дарует
Какой-нибудь речушке небольшой.
А та спешит-бежит к реке пошире.
Река в реку, в озёра и в моря.
И вот уже водою родниковой,
Живой водой блестит планета вся.
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник. И сердце расцветёт.
Как от приветно сказанного слова.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды, оазисами прохлады, центрами сближения людей.
Восстановить и обогатить небольшие родники иногда удается и более простыми способами. Прежде всего, посадкой деревьев и посевом трав вокруг родников и в зоне их питания, восстановлением ранее нарушенной поверхности земли, даже просто огораживанием забором или зеленой изгородью мест выхода. Сохранность и чистота родников во многом зависят и от их своевременного и грамотного инженерного обустройства — сооружения водозаборов (каптажей) и отводящих труб или лотков.
Бережное отношение к родникам должно стать делом каждого и всех — и отдельного человека и государственных организаций. Общими усилиями мы должны сохранить нашу природу, сберечь родинки, тогда они будут долго служить людям, щедро отдавая свое богатство — чистую воду.
Во все времена митагинцы были сильным имужественным народом. Около 170 митагинцев погибло во время ВОВ. Многие вернулись героями.
Джабраилов Магомедрасул(1912-2005)- ветеран ВОВ. Кавалер ордена славы 1и2 степени, дошел до Берлина.
В мирное время прославились своими делами:
Нурмагомедов Сиражетдин Наметович(1925-2006). С1961 по 1984г. работал управляющим отделения в совхозе имени «Ильича». Лауреат Государственной премии. Награжден орденом Дружбы Народов..
Рамазанов Ибрагим-Халил(1930-2011). Закончил Всесоюзный Ростовский юридический институт.
С 1968-1987 работал председателем городского суда г. Дербента. С 1987-2000г. председателем Дербентского районного суда, генерал- майор юстиции.
ОсмановТельман Агамагомедович (сын)- окончил мединститут, работал в медакадемии, профессор, доктор медицинских наук.
Мы провели огромную работу по изучению истории, быта, природы и населения села Митаги.
Про Митаги можно рассказать много интересного. Митаги, наряду с Дербентом, одно из древнейших поселений Южного Дагестана. Работа, которую мы провели в течение 2-х лет, дала свои результаты. Результатом этого стало написание исследовательской работы на тему: «Митаги и митагинцы»
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Этот народ нужно причислить к малым народам России.
Мы выявили большое количество проблем: экологических и экономических.
В село нужно проложить дорогу.
Рекламировать красоту этого края.
Проложить сюда туристическую тропу.
Сохранить родники для будущих поколений.
В перспективе продолжить работу по исследованию села. Способствовать улучшению дорог и рекламе красот села.
Рекомендация властям: повернуться лицом к старым и маленьким селам.
Древняя история, красота природы, природные и культурные памятники могут сделать ее рекреационным районом.