на каком языке говорят пятидесятники
О секте пятидесятников. Критика говорения иными языками
Людям, изучающим секты, и в особенности ведущим с ними полемику, постоянно приходится сталкиваться с удивительным явлением непонимания и неприятия сектантами системы аргументов, выдвигаемой в обоснование и защиту православной веры. Кажущиеся вполне убедительными доказательства не могут поколебать слепой уверенности заблудших душ в своей правоте. Многие склонны относить это к их зазомбированности, принципиальной неспособности услышать иную точку зрения. Встречаются мнения о ненужности и предзаданной неэффективности любых попыток обратить сектанта, достучаться до него, пробудить от глубокого сна. Многочисленные (одноразовые) столкновения и споры еще больше убеждают нас в этом.
Для качественного изменения подхода к подобному разговору нужно помнить, что подавляющее большинство людей остается в сектах не только и не столько из-за особенностей их вероучения, сколько из-за ритуальной практики, накопленного опыта «духовной» жизни в секте. Человек осмысляет все события окружающего мира в рамках учения секты. Постоянно находит «подтверждения истинности» учения принятой им новой религии в мелочах повседневности. При этом им привносится личный, индивидуальный компонент во все сферы его бытия в секте. Таким образом, открывая дискуссию о различных аспектах веры, мы затрагиваем только одну и далеко не самую важную область его «сектантскости», укорененности в секте, а, следовательно, в большинстве случаев заранее обречены на неудачу. Богатство и величина опыта духовной жизни, собственный пример говорящего, наконец, спокойное, уважительное, отношение к оппоненту часто являются наиболее серьезными аргументами, свидетельствующими о православной вере лучше всяких слов и любых умозрительных конструктов, хотя доскональное знание учения и религиозных практик секты только усиливает позицию Церкви.
Чем ярче, многообразнее, полнее и богаче эмоциональными впечатлениями отражается на каждом человеке его жизнь в секте, тем сложнее его заставить задуматься, критически осмыслить происходящее. Человек по своему маловерию ищет чуда, пытается приручить его. Неосознанно он принимает за основной критерий правильного понимания Библии свои личные чувства и переживания. Так легче и проще жить. Это сложно осознать и с этим очень тяжело расставаться. Пятидесятники представляют собой хороший пример подобного рода секты. Одним из наиболее часто и горячо обсуждаемых вопросов в полемике с ними является их учение или, точнее, учения о «иных языках», т.к. единого представления о сущности данного феномена у них не существует. Каждая отдельная пятидесятническая организация в процессе формирования своего собственного «священного предания» в виде многочисленной литературы, пишущейся под «вдохновением Духа Святого», высказывает свое понимание и интерпретацию ключевых моментов Библии.
В результате, по многим пунктам понимания «иных языков» возникают разногласия и нестыковки. Поэтому еще до начала обсуждения уместно было бы попросить пятидесятников оценить учение собственных братьев по вере и представить некоторое единое мнение по целому ряду вопросов о степени значимости «иных языков» для их организации, о том, кто дух человека, или же сам Святой Дух через человека, и на каком человеческом или ангельском языке, молится на «иных языках». При этом могут ли они между собой решить: зависит этот дар от воли человека или же здесь все-таки можно и нужно отвести какую-то роль Святому Духу. Действительно, ведь с одной стороны: «…может быть, Дух Святой желает молиться через вас на языке, который понятен только Ему и Отцу…», а с другой «…при говорении на языках не Дух Святой говорит из человека…, и … пользование этим даром находится в зависимости от воли молящегося…». Несколько поражает диапазон возможных мест и времени для молитвы на языках.
По одним данным, молиться на «иных языках» можно только на богослужении, по другим где и когда угодно, во сне, за рулем автомобиля, после обеда и, желательно, а иногда и очень даже обязательно, ежедневно. Зачастую складывается впечатление, что дух каждого пятидесятника живет вполне самостоятельной духовной жизнью отдельно от самого человека, напрямую, минуя его разум, волю и чувства общаясь с Духом Божиим. Оказывается, наш дух молится на языках о делах и проблемах, касающихся своей или чужой жизни, о которых мы еще ничего не знаем и о которых нам, возможно, ничего и не нужно знать.
В последнее время некоторые весьма авторитетные сектоведы выдвигают мнение о том, что пятидесятников по целому ряду параметров (в том числе и из-за «языков») можно оценивать только как магически-оккультную систему с элементами психического манипулирования, находящуюся вообще вне христианства.
Обращаясь непосредственно к разбору заблуждений пятидесятников, нужно сказать, что упоминания о «иных языках» встречаются в Новом Завете в Мк. 16:17. Деян. 2:4-9; 10:44-46; 19:3-6. 1 Кор. 12-14.
— Бессвязное лепетание, наблюдаемое у пятидесятников, было распространено на протяжении всей истории человечества в различных нехристианских религиозных культах;
— У Отцов и Учителей Церкви первых четырех веков нет никаких упоминаний о даре иных языков в Церкви;
— Дар иных языков был дан для распространения веры среди всех народов Земли и состоял в возможности ведения проповеди на конкретных исторических языках;
— Дар языков не был всеобщим даром, раздававшимся всеми членами ранней Церкви: 1 Кор. 12:8-11, 28-30;
— В 1 Кор. 13 апостол Павел ясно показывает, что любые дары Духа без исполнения заповеди любви к Богу и ближним ничто;
— В 1 Кор. 13:1, говоря об «ангельских» языках, апостол употребляет стилистический оборот, усиливающий ничтожность знания любых языков перед живой любовью к ближним;
— Евангельские слова Спасителя Мк. 16:17 совершаются от ранних времен, с момента проповеди апостолов на языках всех народов, до сего дня, когда уже сама Церковь, включая в себя многие народы, благовествует на их родных языках. Кроме того, существенно меняется язык любого человека, жизнь которого изменилась под воздействием веры;
— Бессмысленно и бесполезно говорить на незнакомых языках в Церкви, если тебя не понимают окружающие: 1 Кор. 14:6-7, 19;
— Дар языков являлся знамением «не для верующих, а для неверующих»: 1 Кор. 14:22 и использовался для проповеди среди иноплеменников;
— В первом послании к Коринфянам нигде не упоминается, что конкретно представляет собой дар языков, однако тщательный анализ свидетельствует о гармоничном смысловом и лингвистическом единстве с Деяниями 2:4-9;
— Наконец, сектанты забывают, что настоящие Дары Святого Духа даются свободно и неожиданно, не вписываясь в конкретные рамки и нормы конструируемой ими по собственному желанию догматики, в отрыве от двухтысячелетнего опыта Церкви.
Православная Жизнь
Современные харизматические культы привлекают, прежде всего, тем, что их руководители поистине творят чудеса. Об этих чудесах — кандидат богословия Виктор Чернышев.
Вот как описывает их один из основателей харизматического движения Джон Уимбер: «Стоит чудотворцу «Слова жизни» (название секты) взмахнуть пиджаком — и вот уже десятки людей падают на пол, сраженные силой «святого духа». Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или на животе по несколько часов, известно нам не только из сообщений истории ересей. Он случается часто и в наши дни. Случается, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. Случаются ситуации весьма драматические, когда так падает пастор или духовный руководитель. Как правило, многие действительно повергаются «в Духе» ниц и продолжают лежать на животе. Были случаи, например, когда один пастор на протяжении почти часа бился ритмически головой о пол».
Как распространилось харизматическое движение?
Современное харизматическое движение получило распространение прежде всего в католическом и протестантском мире, а оттуда пришло в православный мир на Западе. Начало же его поистине символично, ибо восходит к самым истокам XX века. В канун нового 1901 года методистский пастор Чарльз Пархэм в Топике (штат Канзас) с группой учеников пришел к выводу, что тайна силы апостольского христианства кроется в «говорении на языках», которое, как они думали, всегда сопровождало принятие Святого Духа в книге Деяний апостолов. Приходя все в большее возбуждение и напряжение, первооткрыватели решили молиться до тех пор, пока они сами не получат «крещение Святого Духа и вместе с ним — говорение на языках». 31 декабря 1900 года они молились целый день, пока одна из участниц не предположила, что в церемонии не хватает одной важной детали — «возложения рук». Пастор возложил руки на голову девушки, и она сразу обрела дар «говорения на неизвестном языке». За три последующих дня было несколько таких «крещений», в том числе и самого пастора и двенадцати священников различных исповеданий. Движение быстро охватило штат Канзас и стало распространяться по всему миру. В настоящее время оно насчитывает около 20 миллионов приверженцев.
Встреченное сначала с неприязнью, «Харизматическое возрождение» к концу века добилось официального или полуофициального одобрения всех основных вероисповеданий. В США католические священники одобрили это движение в 1969 году, и с тех пор на «харизматические» конференции собираются представители миллионов американцев. Римско-католические страны в Европе также с восторгом восприняли харизматическое движение, свидетельством чего является крупнейшая конференция в Ирландии в 1978 году, на которой присутствовали тысячи ирландских священников.
Симптоматично, что незадолго до своей смерти папа Павел VI принял делегацию харизматических лидеров и заявил, что сам он тоже (!) пятидесятник.
Характерные особенности харизматов
Харизматическое движение может быть «верным индикатором нового мирочувствования, связанного с массовым распространением способности к потрясающему переживанию, которое называют «крещением Святого Духа», сопровождающимся способностью к исцелению, говорению на языках, пророчеству, выходу в «иные» сферы сознания. Большинством сущность происходящего не осознается, не рефлексируется, переживания «крещения» настолько сильны сами по себе, настолько тщательно психологически предварительно подготовлены руководителями, что у участников практически не возникает никаких сомнений в том, что на них снизошел Дух Божий, что они действительно удостоились Божьих Даров. Психологическая атмосфера движения настолько напряжена и специфична, что сам вопрос о ее специфике или источнике воспринимается как кощунство, святотатство, хула на самого Бога.
Характерной особенностью харизматического движения является его раздробленность, но за многообразием и пестротой культовой практики, противоречивостью догматических установок, чуть ли не ярмарочными, зазывными названиями («Собрание Бога», «Церковь Бога», объединения «Пятидесятницы» и «Святости», группы «Полного Завета», организации «Огонь Пробуждения», «Часовня на камне», «Голгофа», «Новое поколение», «Посольство Божье» и т.п.) скрывается фундаментальная объединяющая основа, которая и детерминирует экуменические поползновения. Эта основа — открытые в ходе богослужебной практики новые способности человека, выявленные паранормальные потенции
Медитация и «получение Святых Даров»
Харизматическое движение получило широкое распространение в либеральных общинах как протестантского, так и католического толка, но не новая, неожиданная, смелая или экстравагантная обрядность является их специфической характеристикой. Не «месса под гитару», не «богослужебные дискотеки», не «литургические эксперименты» объединяет множество различных сект и групп. «Многие удивлены, что Святой Дух может посещать также и разные ответвления исторической Церкви… и тем доказывается, что Бог превыше всех верований, и что ни одно из верований не пользуется монопольным правом на Него», — пишет лютеранский пастор-харизматик. Именно получение «Святых Даров» дает возможность найти путь к объединению христиан разных традиций в основном на местном уровне, не устраняя догматических разногласий и не добиваясь сближения в богослужебной практике. Получение «даров Святого Духа — та платформа, на которой формируется благосклонное отношение к восточным традициям, тот мост, по которому христиане любой из конфессий могут переходить на позиции восточных культов.
Харизматические культы и секты ориенталистского толка в этом свете могут рассматриваться по аналогии с сиамскими близнецами. Медитация и «получения Святых Даров» — их фундаментальное объединяющее начало. Очевидные догматические разногласия «могут быть устранены, если верующие пришли к единству в «Святом Духе». Внешние церковные различия отбрасываются в сторону, если едина «практика» воссоединения со Святым Духом. Достаточно признать, что «излияние Святого Духа» в принципе доступно каждому человеку без посредников — как Восток и Запад сойдутся в некоем новом надкультурном, надконфессионалъном единстве. Но в таком случае, действительно, стирается грань между христианами и язычниками. Харизматические движения претендуют на открытие новых способов излияния Божественной Благодати, обнаружение новых способов связи с Богом.
«Говорение на разных языка», шаманство и простой обман
Анализ механизма возникновения такого состояния показывает, что оно отнюдь не возникает спонтанно или произвольно, а может быть вполне организовано, преднамеренно вызвано с помощью профессионально выполненных приемов. К таким часто используемым приемам можно отнести: сосредоточенную групповую молитву, непрестанное повторение одной фразы (своеобразная индивидуальная или коллективная «мантра»), преднамеренное бормотание нечленораздельных и бессмысленных слогов, которые служат «отмычкой» к таинственной области, где происходит «говорение на языках». Они представляют арсенал психологических и физиологических приемов, близких к шаманской практике погружения в транс.
Ортодоксальные богословы настаивают на нехристианском характере практики харизматического движения именно потому, что в ней отсутствует практика раскаяния и исповедания своих грехов, но мощно проявляется гордыня, чувство самодостаточности, самоудовлетворенности.
Связь практик харизматов и медиумов
Более внимательный анализ показывает, что практика харизматов совпадает с практикой медиумов (способностью к ясновиденью, гипнотизму, «чудесному» исцелению и другим паранормальным способностям). Медиумическому целительству можно научиться и натренироваться, оно связано с определенной системой приемов. Они могут быть получены по наследству или благодаря контакту с тем, кто обладает такими способностями, даже благодаря чтению специальной оккультной литературы. Многие медиумы утверждают, что их дар не связан со сферой сверхъестественного, а происходит из той области натурального, которая практически неизвестна.
Православные же богословы настаивают на том, что медиумы обращаются в сферу «падших духов», что Бог запретил человеку общение с оккультными областями (Втор.18,10-12. Также Левит 20,6). Контакты с оккультными явлениями не имеет ничего общего с христианским стремлением к спасению души.
В прелести.
У православных есть авторитетный автор — святитель Игнатий (Брянчанинов), который еще в XIX веке разработал учение о прелести как особом виде духовного заблуждения. Одна из разновидностей прелести — когда душа стремится к наслаждениям святыми и божественными чувствами, будучи совершенно к ним неподготовленной. Прямое слияние с Богом без предварительного очищения покаянием вводит плотских людей в экстатический восторг и опьянение. Достигнутое без труда, без раскаяния, без распятия плоти. Западные исследователи (Кох К. «Оккультное рабство», Кох К. «Между Христом и Сатаной», Серафим Роуз «Православие и религия будущего») отмечают близость практики медиумизма и харизматических культов.
Так, спиритизму — наиболее грубой и вульгарной форме медиумизма, присущи следующие черты:
1. Пассивность: медиумической практикой в принципе может овладеть всякий, кто научится представлять свое тело, ощущение и интеллект «в распоряжение проникающего в него или руководящего духа», т.е. входить в транс.
2. Единодушная вера: все присутствующие должны быть настроены с симпатией, чтобы поддержать медиума. Когда этой симпатии и гармонии, а также добровольной отдачи и отказа от своей воли нет среди участников «круга», сеанс не удается. Важно количество участвующих в эксперименте: чем их больше, тем больше они нарушают гармонию, необходимую для введения медиума в транс.
3. Все присутствующие «берутся за руки», образуя магический круг. Путем такого замкнутого кольца каждый участник снабжает энергией определенную силу, которая передается медиуму. Однако такой круг нужен не очень сильному медиуму. Е.Блаватская, сама будучи медиумом, высмеивала примитивную практику спиритизма, когда она позже столкнулась с более сильными медиумами Востока.
4. Необходимая спиритическая атмосфера обычно создается искусственными приемами (пение гимнов, прослушивание музыки, совместная молитва и др.)
Целительство и спиритизм
Но те же закономерности можно обнаружить и в сеансе целительства у пятидесятников. Американский доктор «Кашпировский» — Оруэлл Робертс с помощью настоящего «магического круга» из людей, настроенных симпатически, создающих гармонию и кладущих руки на телевизор во время его передач, производил «чудесные исцеления», которые удавались даже в том случае, если пациенты только выпивали стакан воды, стоящий на телевизоре (расплачиваясь, правда, потом за это психическими и физическими расстройствами). Все предписания, необходимые для спиритического сеанса, оказываются выполненными и в богослужебной практике харизматов:
1. Пассивность так завладевает некоторыми общинами, что они полностью отказываются от церковной организации и от всякого распорядка богослужения, а во всем абсолютно подчиняются указаниям «духа».
2. Общность веры предполагает особый настрой ожидания «харизматических» феноменов всех присутствующих. «Крещение Святым Духом» обычно проводится в небольшой комнате, с небольшим количеством участников, уже знакомых с подобными переживаниями. Присутствие хотя бы одного, кто отрицательно относится к процедуре, достаточно для того, чтобы «крещение» не произошло. Даже один человек может нарушить процесс взаимного индуцирования.
3. Спиритический «магический круг» соответствует «наложению рук» у пятидесятников, которое производят только те, кто уже прошел «крещение» и испытал состояние «говорения» на языках. У спиритов им соответствуют медиумы.
4. «Харизматическая», как и «спиритическая» атмосфера создается с помощью суггестивных гимнов и молитв, хлопанья в ладоши, танцев, создающих эффект нарастающего возбуждения, сходного с опьянением, подготавливающего переход в транс. Очень напоминает хлыстовские «радения» на их «кораблях».
Можно с полной определенностью сказать, что харизматические движения открыли целый набор медиумических приемов, помогающих войти и оставаться в таком психологическом состоянии, когда «чудесные дары» становятся привычными. Другими словами, «наложение рук», которое является условием достижения состояния «говорения на языках», является передачей медиумического дара теми, кто уже получил его и сам стал медиумом. Крещение «Святым Духом» является медиумическим посвящением, своеобразной инициацией адепта в оккультный мир.
Харизматическое возрождение сливается с оккультным движением и восточными религиями, чем знаменует собой побеждающее язычество. Пятидесятничество, наиболее яркая форма «одержимости духами», как мы упомянули, зародилось на задворках сектантского христианства в результате религиозного эксперимента, оно узаконило в среде христиан «престижные переживания» дешевого и легкого посвящения — без покаяния, без осознания собственной греховности. На заре своей юности христианство запретило контакты с оккультным царством, считая его царством бесов, демонов, низших сил. Зов этих сил свт. Игнатий (Брянчанинов) называл прелестью, духовной похотью, искушением. Психологическим их эквивалентом является духовное самодовольство, самоуспокоенность, пассивность.
Продолжение следует.
Литература:
Кураев Андрей, диакон. Протестантам о Православии. – М., 1997 г. С. 46.
Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. – Днепропетровск, 2004 г. С. 66.
Встреча с неизвестным. Сверхъестественный мир и реальность. – Киев, 1994 г. С. 178.
На каком языке говорят пятидесятники
Пятидесятница и ее самозваные «наследники»
«Библия свидетельствует, что в Пятидесятницу на верующих сошел Святой Дух и крестил их, дав ДАР ИНЫХ ЯЗЫКОВ. Этот дар был всегда в церкви, и истинные верующие могли говорить иными языками (Деян.19:6). Марк прямо указывает, что обретение языков является одним из признаков христианина (Мк.16:17). Как могут быть истинными традиционные церкви, если этот дар у них отсутствует? Только церковь Пятидесятников, в которой возродился этот дар, являет собой образец истинной церкви с истинной духовностью!»
В день иудейского праздника Пятидесятницы, который удивительным образом совпал с пятидесятым днем после воскресения Христова, как и обещал Господь ученикам (Лк.24:49), Дух Святой сошел на них, наделив Своими дарами и силою нести свидетельство о Господе до края земли (Деян.1:8.). Внешним же проявлением этого духовного крещения явились языки, как бы огненные, над каждым учеником, и НАЧАЛИ ГОВОРИТЬ НА ИНЫХ ЯЗЫКАХ (Деян.2:1−4). Т.е. апостолы обрели способность говорить на неизвестных им ранее языках, причем обретение это было моментальным и неожиданным.
О том, что это были разные и реально существующие языки, ясно свидетельствует Библия. Жители разных стран, собравшиеся в Иерусалиме, удивлялись, слыша от простых галилеян КАЖДЫЙ СОБСТВЕННОЕ НАРЕЧИЕ (Деян.2:6−8.). И хотя обретение этих языков не было обычным получением знаний, а было проявлением действия в человеке Духа Святого, все же РЕАЛЬНОСТЬ и ПОНЯТНОСТЬ языков полученных апостолами настолько очевидны (Деян.2: 11), что не подлежат никакому сомнению и перетолковыванию.
Для чего нужен был апостолам этот чудесный дар? Для того, чтобы выполнить свою главную миссию — пойти и НАУЧИТЬ ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Но как могли выполнить повеление своего Учителя, в большинстве своем, простые неученые рыбаки, знавшие лишь свой диалект, и не имевшие ни времени, ни возможности для обучения разным языкам?
Известно, что даже знаменитый еврейский историк 1-го века Иосиф Флавий, аристократ и военачальник, выходец из рода первосвященников, не знал даже «международного» в то время греческого языка! Уже будучи при дворе Римских императоров, он несколько лет изучал этот язык, для того, чтобы писать свои книги по-гречески. А потому понятно, что апостолам, в деле проповеди всем народам, без Божественной помощи было не обойтись!
Основанная в самом начале 20-го века, церковь Пятидесятников уверяет, что в ней возродились, после двух тысячелетнего забвения, духовные дары, и, прежде всего способность говорить на «ИНЫХ ЯЗЫКАХ». И действительно, необычная способность человека говорить на новом, неизвестном самому говорящему языке, является для пятидесятников явным доказательством истинности той формы христианства, которую они исповедуют, и привлекает в их ряды десятки миллионов последователей.
Но почему же, в таком случае, другие нео-протестантские и традиционные церкви не признают этого феномена? Неужели они отвергают столь очевидное и мощное проявление Духа лишь в силу собственной бездуховности? Конечно же, нет! Все дело в том, что «иные языки» практикуемые пятидесятниками не могут быть признаны как духовный дар аналогичный дару, полученному апостолами в день Пятидесятницы.
Это явление совершенно иного рода, и известно науке под названием «ГЛОССОЛАЛИЯ». Специалисты и ученные разных областей науки, проведшие серьезные исследования этого феномена, сделали несколько выводов:
а. Глоссолалия НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫКОМ, ни в каком смысле этого слова, хотя самому «говорящему» и кажется таковым. Это экстатический, бессмысленный, лишенный логики выброс звуков, от бормотания до истерических выкриков. А потому ее не возможно ни понять, ни перевести, ни истолковать. Все же «переводы» и «толкования», производимые в пятидесятнических собраниях, являются банальным обманом и жульничеством.
в. Глоссолалия пятидесятников ИДЕНТИЧНА ПОДОБНОЙ ЖЕ ПРАКТИКЕ других христианских и псевдохристианских групп, нехристианских религий и архаичных культов (от шаманов севера до африканских колдунов), а также некоторых спиритистов, «целителей» и людей откровенно неверующих, любящих «расширять» свое сознание.
г. Глоссолалия есть ПРИОБРЕТЕННЫЙ НАВЫК, и не зависит от религиозности человека. То есть ей можно научиться.