на каком языке говорят в памире

Памирские языки

Памирские языки — ареальная группа языков, входящих в восточноиранскую группу иранских языков, на которых говорят припамирские народности. Распространены на Памире в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), в Афганистане, в северном Пакистане и на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (САУР).

Содержание

Северопамирские языки

Язгулемский язык компактно представлен в долине реки Язгулем.

Старованчский язык, бытовавший до конца XVIII в. в долине Ванча, уступил место таджикскому языку.

Шугнано-рушанские языки

Рушанский язык — правобережные и левобережные (вдоль по реке Пяндж) селения ГБАО и афганского Бадахшана.

Хуфский язык — ущелье правого притока Пянджа, селения Хуф и Пастхуф. Некоторыми исследователями хуфский язык рассматривается как диалект рушанского языка.

Бартангский и близкий ему рошорвский языки распространены в долине Бартанга. Для них прослеживается диалектное деление на равмедский, сипонджский и сарезские говоры.

Сарыкольский язык бытует в основном в СУАР Китая и в пакистанском Читрале. Мургабские сарыкольцы на Восточном Памире подверглись ассимиляции с киргизами.

Генетическая близость названных языков шугнано-рушанской группы настолько велика, что взаимопонимание может быть достигнуто при употреблении родного языка или диалекта почти во всех случаях. Затруднения могут возникнуть только при общении носителей шугнано-рушанской группы языков-диалектов с сарыкольцами. Шугнанский язык в силу широкой территориальной распространенности и многочисленности носителей играет роль языка межпамирского устного общения наряду с таджикским языком.

Другие памирские языки

Ишкашимский язык компактно бытует в нескольких селениях Ишкашимского района ГБАО, близкий ему сангличский — в афганском Бадахшане.

Ваханский язык представлен в верховьях реки Пяндж в Ишкашимском районе ГБАО, в афганском Бадахшане, в отдельных селениях на севере Пакистана и СУАР Китая.

Мунджанский язык распространен в афганском Бадахшане в верховьях реки Кокча, а близкий ему язык йидга — в Пакистане.

Общение между носителями мунджанского, ишкашимского, ваханского, язгуламского языков и языков-диалектов шугнано-рушанской языковой группы осуществляется в основном на межпамирском таджикском и, отчасти, на шугнанском языке.

Памирские языки вместе с ягнобским входят в восточноиранскую подгруппу иранских языков и продолжают диалекты саков (скифов), бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, ферганцев и других восточноиранских этносов.

Литература

1. Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М,, 1963

2. Языки и этнография «Крыши мира». СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005

Источник

Памирские языки

Памирские языки — ареальная группа языков, входящих в восточноиранскую группу иранских языков, на которых говорят припамирские народности. Распространены на Памире в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), в Афганистане, в северном Пакистане и на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (САУР).

Содержание

Северопамирские языки

Язгулемский язык компактно представлен в долине реки Язгулем.

Старованчский язык, бытовавший до конца XVIII в. в долине Ванча, уступил место таджикскому языку.

Шугнано-рушанские языки

Рушанский язык — правобережные и левобережные (вдоль по реке Пяндж) селения ГБАО и афганского Бадахшана.

Хуфский язык — ущелье правого притока Пянджа, селения Хуф и Пастхуф. Некоторыми исследователями хуфский язык рассматривается как диалект рушанского языка.

Бартангский и близкий ему рошорвский языки распространены в долине Бартанга. Для них прослеживается диалектное деление на равмедский, сипонджский и сарезские говоры.

Сарыкольский язык бытует в основном в СУАР Китая и в пакистанском Читрале. Мургабские сарыкольцы на Восточном Памире подверглись ассимиляции с киргизами.

Генетическая близость названных языков шугнано-рушанской группы настолько велика, что взаимопонимание может быть достигнуто при употреблении родного языка или диалекта почти во всех случаях. Затруднения могут возникнуть только при общении носителей шугнано-рушанской группы языков-диалектов с сарыкольцами. Шугнанский язык в силу широкой территориальной распространенности и многочисленности носителей играет роль языка межпамирского устного общения наряду с таджикским языком.

Другие памирские языки

Ишкашимский язык компактно бытует в нескольких селениях Ишкашимского района ГБАО, близкий ему сангличский — в афганском Бадахшане.

Ваханский язык представлен в верховьях реки Пяндж в Ишкашимском районе ГБАО, в афганском Бадахшане, в отдельных селениях на севере Пакистана и СУАР Китая.

Мунджанский язык распространен в афганском Бадахшане в верховьях реки Кокча, а близкий ему язык йидга — в Пакистане.

Общение между носителями мунджанского, ишкашимского, ваханского, язгуламского языков и языков-диалектов шугнано-рушанской языковой группы осуществляется в основном на межпамирском таджикском и, отчасти, на шугнанском языке.

Памирские языки вместе с ягнобским входят в восточноиранскую подгруппу иранских языков и продолжают диалекты саков (скифов), бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, ферганцев и других восточноиранских этносов.

Литература

1. Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М,, 1963

2. Языки и этнография «Крыши мира». СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005

Источник

Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

Продолжение материала Софии МУСОФИР о Памире и народах, его населяющих.

Горно-Ба­дах­шан­ская автономная область Таджикистана, где проживают памирцы, состоит из Дарвазского, Ванч­ского, Рушанского, Шуг­нан­ского, Рошт­ка­лин­ского, Иш­ка­шим­ского, Мур­габ­ского районов и цента области – города Хорога. Однако идентичные памирским народы проживают не только на территории Таджикистана, но и в афганском Бадахшане, на се­ве­ре Па­ки­ста­на (ок­руг Чит­рал), се­ве­ре Ин­дии (се­вер шта­та Джам­му и Каш­мир) и на северо-за­па­де Ки­тая (на за­па­де Синь­цзян-Уй­гур­ско­го ав­то­ном­но­го района).

Почему так сложилось, что памирские народы оказались так географически широко расселены?

В 1895 г., когда по российско-британскому соглашению спорные территории были разделены между Россией и Великобританией, и для большей части памирцев – это стало спасением от уничтожения их Афганским и Бухарским эмиратами. Вхождение памирцев в состав Российской империи было мирным, и даже в советские 1950-ые местные старики себя называли поданными «Белого царя».

Вместе с тем была в договорённостях конца XIX века серьезная проблема – граница, проведенная вдоль реки, разделила родственные памирские народы по обе стороны реки. При советской власти на территории Туркестана в сентябре 1920 г. была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика, которая через четыре года была разделена на Туркменскую ССР и Узбекскую ССР с Таджикской АССР в ее составе. В 1925 г. Горный Бадахшан вошел в состав Таджикской АССР на правах автономной области. В 1929 г. будущий Таджикистан был преобразован в союзную республику и вошел в состав СССР – вместе с Горным Бадахшаном, сохранившим статус автономной области и являющимся ныне старейшим на территории бывшего СССР образованием такого типа.

В законе «О Горно-Бадахшанской автономной области» Конституции, от 30 июля 2007 г. говорится, что «Горно-Бадахшанская автономная область, являясь составной и неделимой частью Республики Таджикистан, обладает особыми географическими условиями, уникальными культурными, духовными и языковыми ценностями». В чем заключается такие особенности?

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

В Рушане (Рихене) говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. В Шуг­нан­ском и Рошт­ка­лин­ском рай­онах и в г. Хо­роге живут шугнанцы ( хуг’нениен ) и они говорят на шугнанском (хуг’нени), в Иш­ка­шим­ском районе говорят на ваханском (вахе или хик), и на ишкашимском (рыне), есть также тад­жи­ко­языч­ные го­рон­цы.


Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы (згамиг), обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной (таджикский – к западной) подгруппе иранской группы индоевропейских языков.


В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке.

Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский. По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны. На этих языках не осуществляется учебный процесс, нет радио, телевидения, не издаются газеты и журналы. Все памирские язык и – бесписьменные. Однако есть надежда, что эти языки не исчезнут. В последнее время среди памирских народов идет возрождение и желание сохранить свою самоидентификацию, языки культуру. В социальных сетях памирцы пишут на своих языках, обсуждают особенности своего народа, создают алфавит, на котором пишут сообщения, комментарии, посты.

В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами. В Дарвазе, Вандже и Мургабе живут мусульмане суннитского толка, хотя в Язгуляме, население стало суннитами только с первой четверти XX века.

Не будем вдаваться в философию религии, хотя исмаилизм имеет ряд серьезных отличий от других направлений в исламе. Высказывание ученого Абусаида Шохуморова:«Исмаилизм это попытка приспособить ислам под современную иранскую (зороастрийскую) почву» – многое объясняет. Следует признать, что в отличие от других территорий, где ислам насаждался огнем и мечом, памирцы добровольно приняли его. Принятию ис маилизма на Памире способствовало прибытие исмаилитских дои (проповедников), в том числе известного поэта и просветителя Носири Хисрава, на Памир.

У исмаилитов имеется духовный глава, власть и авторитет которого передаются по наследству. Имам времени Ага-хан с 1957 г. является духовным отцом исмаилитов.

Своего духовного лидера памирцы уважают и почитают. Даже в советское время памирцы исполняли заведенные религиозные традиции и ритуалы. Из-за этого кстати многие партийные деятели подверглись гонениями, но от своей веры не отреклись. После распада СССР, когда в 1992 году на территории Таджикистана нача лась гражданская война, многие памирцы, спасаясь от геноцида и столкновений, вернулись к местам своего исконного проживания. Долгие годы памирские народы были в экономической блокаде, для них важной стала помощь духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV.

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

В наше время Ага-ханом IV на территории Центральной Азии – в Нарыне (Кыргызстан) и в Хороге (Памир) – были построены «университеты Центральной Азии» (УЦА). В этом году началось строительство УЦА и в Текели (Казахстан). Фонд Ага-хана работает не только на Памире, но и по всему Таджикистану.

Фото обложки: Марина Маковецкая / Коммерсантъ

Источник

Памирцы: самый загадочный народ СССР

Древний народ Памира
на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.

Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

История народа
Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

на каком языке говорят в памире. Смотреть фото на каком языке говорят в памире. Смотреть картинку на каком языке говорят в памире. Картинка про на каком языке говорят в памире. Фото на каком языке говорят в памире

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

Источник

Памирские народы

Памироязычные народы

Таджикоязычные памирцы

Соседние народы

Языковая и образовательная ситуация

Памирские языки

Этногенез и история

Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями (сасанидами, тюрками, китайцами, арабами, монголами, тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан, находившийся под влиянием Британской империи, окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.

Религия

Этническая самоидентификация

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.

Традиционная пища

Традиционные промыслы

Известные памирцы

Род Ага-Хана

Несмотря на то, что деловая деятельность Ага-ханов сравнительно неширока, история, тем не менее, «преподнесла на тарелочке» этому клану огромные богатства. А начинается эта история приблизительно в середине IX века, когда внутри мусульманства образовалась секта исмаилитов. Поначалу секта проповедовала, что пророк Мухаммед, сын Исмаила, вот-вот должен возвратиться на землю в качестве Махди, то есть мессии, спасителя. Главари секты возводят свой род к прямым потомкам Мухаммеда, дочь которого Фатима и ее муж Али якобы и были предками имамов. В течение веков секта много раз раскалывалась на боровшиеся друг против друга группы в зависимости от того, какой лагерь от какого члена семейства Мухаммеда вел свой род. Те из предводителей секты, которые одно время называли себя по имени дочери Мухаммеда Фатимидами, примерно в конце X века правили всем Египтом.

А всякие бульварно-скандальные журналы всего мира прославили Ага-хана III как владельца скаковых конюшен, богатейшего набоба и поклонника красивых женщин. Впрочем, и в самом деле, старый владыка долго житель успевал всюду, где были скачки лошадей, вертелась рулетка и рекой текло шампанское: от Ривьеры до Флориды и Калифорнии. И, конечно же, в такие места всегда стекались и красивые девушки. Ага-хан любил женщин, и, поскольку он был человеком очень богатым, в этом смысле у него не было никаких проблем.

Первой его женой была персидская принцесса, но с ней он быстро развелся. Вторая жена — танцовщица из Монте-Карло Тереза Мальяно, которую в то время (до первой мировой войны) считали красивейшей женщиной Ривьеры. Когда она в 1926 году умерла, мультимиллионер женился на Андрее Карлон, продавщице шоколада и конфет в лучшем из увеселительных мест на французском Лазурном побережье.

И наконец, в четвертый раз он женился на «королеве красоты» Франции Иветте Лябрусс, девице на 28 лет моложе его, оставшейся до смерти имама его верной подругой жизни. Когда в 1957 году Ага-хан III умер, ему возвели в Египте, в верхнем течении Нила, богатый мавзолей посреди замечательной по красоте пальмовой рощи. Для жены его, Бегумы, рядом с мавзолеем поставили мраморную виллу, дабы и она могла находиться вблизи могилы покойного царственного супруга. Экс-королева красоты с той поры раз в год навещает могилу мужа, но живет в основном в своем дворце на французской Ривьере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *