на каком языке надпись на медном всаднике
История создания надписи-посвящения на памятнике Петру I
Как и все, что связано с монументом, большой интерес представляет история создания надписи, о которой вскользь упоминает Фельтен.
Памятник не терпит многословных словесных пояснений, подробных текстов, обилия эпитетов, которые способны лишь отвлечь внимание от главного. К тому же слова, какими бы значительными они ни были, все равно не смогут сгладить недостатков пластического образа, восполнить то, что было недосказано художником, что не удалось выразить языком искусства.
Надпись, введенная в монумент, должна быть его органической частью, должна быть монументальной, под стать самому памятнику. Составить такую надпись, найти для нее нужное место в композиции монумента нелегкая задача. В XVIII столетии к различного рода памятным надписям относились чрезвычайно серьезно, и составление почиталось за большое искусство.
Варианты памятной надписи
Надпись к памятнику Петру делали многие, вплоть до Ломоносова, но большинство этих вариантов было лишено необходимой лаконичности. Характерно в этом смысле предложение Дидро, который, пожалуй, как никто другой принимал близко к сердцу все, что происходило в Петербурге с новым монументом. Он предложил Фальконе поместить на пьедестале следующую надпись на латыни «Петру Первому посвятила памятник Екатерина Вторая» и «Воскресшая доблесть привела с колоссальным усилием эту громадную скалу и бросила ее под ноги героя».
Легенда рождения памятной надписи
Существует также версия, что идея надписи принадлежит актеру Бахтурину, который со своими друзьями посетил в 1772 году мастерскую Фальконе и после того как все присутствовавшне там благоговейно замолчали, увидев творение художника, воскликнул: «Подлинно, братцы, можно сказать, что это богиня богу посвящает». Слова эти будто бы стали известны Фальконе и подсказали ему принятый вариант надписи. Все, однако, было иначе. Еще 14 августа 1770 года в письме к Екатерине, в котором Фальконе чрезвычайно высоко оценивает рисунок Лосенко памятника Петру он между прочим сообщал: «На подножии статуи я поместил эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая».
Таким образом, надпись была готова у Фальконе за два года до того, как Бахтурин посетил его мастерскую, и, значит, нет никакого сомнения, что автором ее был сам художник. В том же письме Фальконе продолжал: «Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не написать ничего более. Таков лапидарный слог наипростейший, наилучший, бывший в употреблении у древних для памятников их. Но благодаря новейшим плохим разумникам стали делать нескончаемые надписи, в коих расточается болтовня, когда одного меткого слова было бы достаточно». Фальконе был доволен своей находкой, он старался убедить императрицу в удачности выбранного текста.
Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
«Медный всадник» — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.
Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.
Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.
Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.
Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.
Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.
В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.
Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.
Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.
Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.
«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.
Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.
В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Россия в эпоху правления императора Николая II. Часть 4: Электрификация страны. https://epoha-n.
ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ПЕЙЗАЖИ. ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Владимир Преображенский &ndash.
Россия в зеркале Всемирных универсальных выставок. В наших учебниках истории все еще можно проч.
ССВ-33 «Урал». Самая большая единица надводного атомного флота ВМФ Советского Союза. Когда пр.
Уродица | Александр Юфик. https://slblog.ru/uploads/posts/2013-05/1368257864_1249467329.jpgВ па.
—Ссылки
—Музыка
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
18 августа 1782 г. состоялось открытие памятника
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 года.
Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
О Фальконе и его знаменитом «Медном всаднике» справедливо говорит исследователь (А.Г.Ромм): «Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения».
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.
Медный всадник
Конный памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге в ходе своего создания и стойкой жизни оброс таким количеством легенд, поэм, сказаний, ритуалов и тайн, что до сих пор будоражит нестойкое сознание и воображение туристов, выпускников, жителей города и литейных мастеров скульптуры. Об этих мифах, историях и ритуальных действиях, связанных с конной статуей самодержца, поведает сам памятник Медному всаднику, посвященный Петру I.
История создания
Заказ на сотворение официального монументального памятника основателю столицы на Неве и «прорубателю окна в Европу» Петру I созрел в изображении Екатерины Великой. Не секрет, что в умах европейских философов – архитекторов будущих социальных реформ того времени, – она слыла просвещенным монархом. Со многими из них Екатерина переписывалась и советовалась. Великие Вольтер и Дидро посоветовали императрице изображения работ неизвестного широко творца — ещё не великого автора Этьена-Мориса Фальконе, тогда он еще создавал фигурки-памятники на фарфоровом заводике во Франции. Но несомненный талант просветители сумели разглядеть.
Медный всадник на фоне Конституционного суда России
Самой владычице приглашать художника было не по чину, это делал официально князь Голицын. Приглашение Фальконе обрадовало, о подобном уровне он только ещё мечтал. В задании, поставленном скульптору, было одно важное условие — конный памятник Петру I должен был быть грандиозным по размеру и поражать любое воображение. Вторым условием было виденье Великой Екатерины II места памятника Петру I только в центре Сенатской площади, так будет тожественно и официально. Первое условие автор выполнил, от второго ушел и поместил Петра в Медном всаднике ближе к набережной Невы (художественного смысла и значения в этом было больше).
Для справки! Голову скульптору никто не отрубил, а время доказало справедливость творца. Возможно, сыграло свою роль скопидомство финансовых чиновников, согласованная предварительно стоимость оплаты скульптору за памятник Медному всаднику была снижена, вдвое.
Воплощение модели монумента
Идея Великой Екатерины II состояла в том, что император должен был гордо восседать на коне и вздымать к небесам скипетр, демонстрируя всем абсолютную власть и умаление зрителей перед этой мощью грандиозных фактов. Автор Фальконе сумел продвинуть свою концепцию, где рука памятника Петру I носит указующий характер, и направлена она в сторону Швеции и Балтики. Швеция — как официальный символ победы над сильным врагом России, Балтика — европейский выбор пути развития всадника истории.
Кто изображен на памятнике Медному всаднику по официальным данным? Кроме самого Петра, там есть еще два персонажа — это его конь и попираемая им змея. Прообразом коня стали жеребцы орловской породы, берущие свои корни в арабских скакунах. А арабскую породу всегда отличала стройность и быстрота ног, что значительно усложнило практическую задачу автору, ведь нужна была надежная опора монументу для всадника. Тогда была применена дополнительная точка опоры — хвост коня.
Пётр указывает путь
Змея изображает символизм, традиционно и официально — это враг. По замыслу участников проекта памятника это победа над косностью, устаревшими догмами, консерватизмом мышления, что так впечатляюще воплотил в жизнь Пётр. Особой хитростью художника стало то, что умирающая змея под Медным всадником почти не видна зрителю во фронтоне, чтобы её увидеть надо обойти постамент. То есть это не просто враг, а скрытый противник, а он более опасен.
Городской петербуржской легендой стали интересные рассказы современников. Якобы, чтобы прочувствовать дух властителя, автор оставался ночевать в царских покоях.
Интересно! По одному из мифов царь Пётр появился перед испуганным творцом на краткое время и заставил его отвечать на свои вопросы. Но экзамен автор Фальконе выдержал и получил высочайшее благословение от самодержца Петра I на сотворение памятника всаднику будущего.
Помощницей Фальконе стала его ученица и будущая жена Мари-Анна Колло. Именно ей по истории удалось воплотить голову Петра I на модели. Представленные Фальконе образы лика самодержца императрице Великой Екатерины II не нравились категорически. Автор использовала посмертную маску Петра, но внесла в неё особую тонкость — на месте зрачков Медного всадника были использованы стилизованные сердечки.
Чувства властной женщины-правителя поплыли, и она дала свое согласие на этот вариант.
Практические трудности
Другой загадкой Полишинеля стал материал, использованный для отливки скульптуры. Это вовсе не только медная составляющая статуи, как думают многие. Это бронза! Использованная аллегория «Медный всадник» принадлежит официально авторству А.С. Пушкина в его одноименной поэме. Причем бронза неоднородная в своем составе, более тяжелые металлы были использованы внизу отливки, соответственно легкие — наверху Медного всадника. Это позволило сместить центр тяжести вниз и повысить устойчивость памятника.
Придумать концепцию официального памятника Петру I, создать его в миниатюре и в недолговечных материалах один к одному — это одно, а вот отлить статую всадника в металле — это другое. Такими компетенциями автор и художник не владел, да и никто с задачей такого уровня в России ещё не сталкивался. Процесс поиска мастера затягивался…
Сердечки на месте зрачков
Русский мастер согласился помочь несчастному французу. На это согласился пойти только пушечных дел автор и литейщик Емельян Хайлов. Первая отливка Медного всадника не удалась, лопнула труба залива металла, едва не случился грандиозный пожар. Спас всех присутствующих именно автор Хайлов, накинувший на прорыв свой тулуп, быстро обмазанный в глине, но самого героя от ожогов это не спасло. Следующая попытка состоялась только через три года, вот она стала удачной.
Важно! Согласно замыслу автора Фальконе, скакун с Петром I должен был в статуе Медному всаднику оседлывать набегающую волну. На кого официально набегает волна — зритель должен был догадаться сам.
Но материала для основания долго найти не могли. Был даже объявлен официальный конкурс на его поиски. С этим справился поставщик строительного камня в столицу, крестьянин Семен Вишняков. Нашел его он в Лахте под Петербургом, на берегу болота. Сам камень к тому моменту имел уже самоназвание — Гром камень. По одной версии он был расколот во время грозы, согласно другой истории — древние волхвы здесь проводили свои обряды по вызову Перуна и дождя.
Говорят также, что даже сам Пётр I с него осматривал своих врагов — шведов. Какими бы там ни были версии, но началась эпопея с его доставкой, в которой участвовало около 500 человек. Были использованы шарнирные принципы качения и плавучести тел на воде. Построили подобие огромного плота. Сам путь валуна для постамента занял полтора года, только потом началась его обработка на месте. Великая Екатерина II за подвиг доставки камня для постамента Медному всаднику учредила даже официальную медаль «Дерзновению подобно!»
Надпись на Медном всаднике
Таких надписей на памятнике две:
Путь камня-постамента для памятника
С русским языком все по смыслу понятно — памятник является подарком от восхищенной последовательницы. С надписью на латыни всё гораздо запутанней, по смыслу и содержанию выходит, что «Петр Первый это Екатерина Вторая». Как бы то ни было, но тождественность себя с великим реформатором и победителем Екатерина устроила очень тонко, по-женски.
Стоит отметить! Сам автор Фальконе предложил императрице другой вариант «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Но к моменту сдачи памятника Медному всаднику в 1782 году художника в России уже не было, его по ложному доносу обвинили в растрате казенных денег, и он, обидевшись, уехал на родину.
Кто конкретно исполнил официальный замысел Екатерины — неизвестно, руководил достройкой русский скульптор и знаток архитектуры автор Федор Гордеев. Но на весь мир была объявлена родственность славы Петра I и Великой Екатерины II, и произошло это в тот момент, когда упали ограждающие памятник Медному всаднику щиты.
Где находится Медный всадник в Санкт-Петербурге
Стоит Пётр I автора Этьена Фальконе на пересечении Английской набережной и Сенатской площади. Слева от постамента Медного всадника — здание бывшего Сената, справа — Адмиралтейство. Позади — Александровский сад.
Злые языки в 19 веке утверждали, что Петр I, указывая правой рукой на Неву, а локтем левой — на Сенат, царь говорит потомкам: «Лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате». Тогда Сенат был символом официального сутяжничества, засилья чиновников и коррупции.
Сколько памятников Петру 1 в Санкт-Петербурге
Это был основатель города, поэтому неудивительно, что количество фигур царя-реформатора здесь значительно. Самых известных и официальных — шесть:
В Нижнем парке Петергофа стоит бронзовый Пётр I автора, скульптора и архитектора Марка Антокольского. Отличается торжественностью военной формы Преображенского полка и полученными наградами царем в истории страны. Окружают его зеленые посадки, официально открыт в 1884 году.
Сами петербуржцы считают Медного всадника хранителем своего города, его не стали убирать даже в моменты самых жестоких обстрелов и бомбежек в истории второй Отечественной Войны. Только закрыли его песчаным стаканом. Да и в первую Отечественную Наполеон пошел не сюда, а добрался до Москвы, это тоже о многом говорит. Пусть хранит он город и дальше, всем будет спокойнее.
Медный всадник в Санкт-Петербурге — интересные факты и история памятника Петру I
Медный всадник в Санкт-Петербурге
Медный всадник — один из самых известных и узнаваемых памятников Петру I. Его воздвигли на Сенатской площади Санкт-Петербурга по указу Екатерины II. Сегодня это одна из главных городских достопримечательностей, которая упоминается во многих литературных произведениях, служит источником вдохновения для художников и украшает собой памятные монеты.
Описание памятника
Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.
Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.
Взгляд Петра направлен вперед. По словам автора скульптуры «он простирает свою благодетельную десницу» на все территории, где проезжает. При этом у самодержца нет в руках символов государственной власти и он одет не в военные доспехи, а в простую одежду. В скульптуре Петр I предстает не полководцем, а законодателем, просветителем, созидателем и благодетелем.
Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.
На постаменте есть надпись на русском и латинском языках — «Екатерина II Петру I Лета 1782». Она увековечивает имя императрицы и подчеркивает ее приверженность петровским реформам.
Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.
Почему памятник называют Медным всадником
Вопрос о Медном всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге отлит из бронзы. Но ответ на него довольно прост.
Памятник стал «медным» из-за одноименного произведения Пушкина, в котором император на своем коне соскакивает с памятника и мчится за чиновником Евгением, потерявшем любимую во время наводнения.
Интересный факт! Образ Петра на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Отсылка ведет именно к памятнику на Сенатской площади.
Авторы памятника
Почему-то многие считают Этьена Фальконе — французского скульптора — единственным автором памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. На самом деле это не совсем верно, хотя и он выполнил большой объем работ.
Достаточно ответственную их часть взяла на себя ученица французского мастера — Мари Анн Колло. Она вылепила голову скульптуры. Работу доверили Мари после того, как Екатерина II трижды забраковала варианты Э. Фальконе. Эскиз его ученицы, наоборот, пришелся по душе императрице, которая в итоге назначила девушке пожизненную пенсию и приняла в Российскую Академию художеств.
Змею у ног коня вылепил Ф. Гордеев, отливкой основной части статуи руководил Екимов В., а архитектурно-планировочным решением занимался Ю. Фельтен.
История создания Медного всадника
История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.
Работа над проектом
Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.
Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.
Интересный факт! Чтобы создать динамичную скульптуру, Фальконе делал зарисовки с движущегося коня. Для этого гвардейские офицеры поднимали лошадь на дыбы и удерживали в таком положении или взмывали на ней по помосту.
Постамент «Гром-камень»
Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.
В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».
Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».
Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.
Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.
Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.
Литье и установка памятника
Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.
Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.
Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.
Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.
В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.
Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.
Интересные факты о Медном всаднике
Медный всадник со своей богатой историей и величественным видом уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. На его фоне с удовольствием фотографируются как туристы, так и жители города. Вставший на дыбы конь со столь значимым для истории России наездником интересен и взрослым, и детям.