на каком языке нужно совершать намаз
Можно ли читать намаз не на арабском языке?
Вопрос: Я только начинаю учиться читать намаз. Мне с достаточным трудом удаётся произношение слов на арабском языке. Всё в намазе для меня новое. Поэтому хотелось бы узнать, что в намазе разрешено читать не на арабском языке?
Ответ:
«Если человек не смог выучить наизусть суру «аль-Фатиха» из-за того, что времени для совершения намаза осталось очень мало, или же из-за того, что он не может запомнить прочитанное или нет учителя или возможности приобрести Коран хотя бы на временное пользование или за общепринятую плату, то в этом случае он обязан вместо неё прочитать семь аятов из Корана (на арабском языке), но читать перевод «аль-Фатихи» нельзя».
«Если человек не может выучить аяты из Корана, то нужно прочитать семь разных азкаров (или дуа на арабском языке), и количество букв в этих аятах и азкарах не должно быть меньше букв в суре “Аль-Фатиха”».
«Если человек не знает ни аятов Корана, ни азкаров и у него не получается выучить их наизусть на арабском языке или прочитать хотя бы перевод азкаров и дуа, то он обязан простоять молча столько времени, сколько ушло бы на чтение суры “Аль-Фатиха”».
. (ومن عجز عنهما) أي التشهد والصلاة (ترجم)
«Тот, кто не может выучить ташаххуд и салават Пророку ﷺ (они читаются в намазе в положении сидя. – Прим. пер.), обязан читать их в переводе».
« (ويترجم للدعاء) المأثور عنه صلى الله عليه وسلم في محل من الصلاة (والذكر المندوب) أي المأثور كذلك (العاجز) عن النطق بهما بالعربية .
. فلا يجوز له أن يخترع غيرهما ويترجم عنه جزما فتبطل به صلاته .
«Запрещено придумывать дуа и зикр не на арабском языке и читать их в намазе, иначе молитва станет недействительной».
(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 2, с. 43, 89).
Заключение:
1. Из вышесказанного следует, что читать перевод суры «аль-Фатиха» и других сур в намазе запрещено.
2. Что касается других словесных рукнов намаза, например, вступительного такбира, обязательного ташаххуда и т. д., то человек обязан прочитать в намазе их перевод, если не получается выучить их на арабском языке.
3. Желательно, но не обязательно читать перевод словесных суннатов намаза, например, кунута, такбира для перехода в следующее действие намаза и т. д., если не получается выучить их на арабском.
5. Несоблюдение всего вышесказанного нарушает намаз.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Суры намаза для начинающих совершать пятикратную молитву
Приведем суры для намаза для начинающих, чтобы смогли быстро выучить и научиться совершать намаз. Если выучите все эти суры, то этого вам достаточно, чтобы начинать совершать пятикратную молитву.
Сура Фатиха для начинающих совершение намаза
Самая первая и основная сура из Корана для намаза для начинающих – это сура Фатиха. Эту суру следует выучить в первую очередь, потому что она читается в каждом намазе по несколько раз. Транслитерация для заучивания наизусть:
Аузу билляхи минаш-шайтанир-раджиим
1 БисмиЛляхи Рахмани Рахим.
2 АльхамдулиЛляхи Роббиль ‘аалямин.
3 Ар-Рахмани Рахим.
4 Мэлики яумиддин.
5 Ийякя на’буду уа ийякя наста’ин.
6 Ихдина ссыроаталь-мустакыим,
7 сыроатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим уа ляд-долин.
Амин.
Аудиозапись суры Фатиха:
Сура Аср для начинающих намаз
Эту сура одна из самых коротких, поэтому можно выучить и читать в намазе после суры Фатиха:
1 Аль-аср
2 Инналь-иннсана ляфи х̮уср
3 Иллял-ляз̱ина-аману-уа-амилюс-ссолихати-уа
тауасау-биль-хаккы-уа тауаас̣ау биссабр
Аудиозапись суры Аср:
Сура Каусар для начинающих совершать пятикратную молитву
Короткая сура которую можно легко выучить и прочитать в каждом намазе после Фатихи:
1 Инна А`тайнакаль-Каусар.
2 Фасалли Лираббика Уанхар.
3 Инна Шани`ака Хуаль-Абтар.
Аудиозапись суры Каусар для начинающих:
Сура Наср для начинающих совершать намаз
Одна из самых коротких сур в Священном Коране, которую также можно читать после Фатихи во время совершения намаза:
1 Иза Джа`а НасруЛлахи Уаль-Фатх.
2 Уа Ра`айтан-Наса Йадхулюна Фи ДиниЛляхи Афуаджаа.
3 Фасаббих Бихамди Раббика Уастагфирх
Иннаху Кана Таууабаа.
Сура Ихлас для начинающих читать намаз
Сура Ихлас (Кульху) это самая любимая сура всех мусульман, поэтому выучите её обязательно, она вам пригодится не только во время совершения намаза, но и в различных жизненных ситуациях.
1 Куль хуАллааху Ахад
2 Аллаахус-Самад
3 Лям ялид уа лям юляд
4 Уа лям якулляху куфууан Ахад
Аудиозапись суры Ихлас, чтобы слушать и правильно научиться читать, для тех кто начинает совершение пятикратного намаза:
Все вышеприведенные суры можете читать во всех намазах. Почему мы представили к вашему вниманию 5 сур? Потому что в намазе читается максимум 5 сур (в суннат намазах). А в фарз намазах сура Фатиха и еще две коротких. Это как?
В каждом намазе есть два, три или четыре ракаата (смотря какой это намаз). Например утренний намаз состоит из двух ракаатов, обеденный из четырех и т.д. Если двух ракаатный намаз, то в первом ракаате читается сура Фатиха и сразу за ней дополнительная сура, во втором ракаате тоже, сначала Фатиха, затем дополнительная.
Получается сура Фатиха – это основная, а остальные дополнительные, Фатиху нужно выучить обязательно, а остальные по желанию, можно и другие вместо них. Сур и аятов в Коране очень много, можно любые другие выучить по вашему желанию.
В четырех ракаатных фард намазах во время первого и второго ракаата читается Фатиха и дополнительная сура, а в третьем и четвертом ракаате, дополнительная сура после Фатихи не читается, читаем только Фатиху. А в четырех ракаатных суннат намазах после Фатихи в каждом ракаате читается дополнительная сура, поэтому мы здесь привели еще 4 суры, помимо Фатихи.
А также чтобы правильно читать намаз, нужно выучить аттахият, салават Ибрахимия и дуа Раббана.
Аттахият для начинающих совершать намаз
Аттахияту лилляхи вассалявату ватайибату, ассаляму ‘алейка аюуханнабийю ва рахматуллахи ва баракатух. Ассаляму ‘алейна ва ‘аля ‘ибадилляхис-салихийн. Ашхаду алля илляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх
Ислам
Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас
Главное меню
Ислам сегодня
Пятничный намаз и его значимость
Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко.
На каком языке совершать намаз?
Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт.
Зачем мы боимся смерти?
Школа ислама
Босния и Герцеговина страна, где живут с
Религия, СМИ, общество
Время ислама
Молитва ускоряет процесс выздоровления
Мусульманские имена
Авторизация
Последние статьи
Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чтения намаза в переводе, в этот раз мы поговорим о том, может ли заменить перевод подлинный текст, возможно ли совершение намаза не на арабском языке и тому подобные вопросы с точки зрения религиозных текстов, то есть непосредственно
с позиций Корана и хадисов.
Основываясь на тексте Корана и хадисов, а также различных толкованиях этих текстов, известный теолог Имам Фахреддин Рази путем логических умозаключений и используя тексты писаний, доказал, что ни один перевод не сможет заменить подлинный текст Корана и поклонение Аллаху, совершаемое на основании подобных переводов не будет засчитано Аллахом.
Мы, соглашаясь с доводами, приведенными Фахраддином Рази, хотим их выделить в следующие пункты.
Всю свою жизнь Пророк читал Коран и совершал намаз на арабском языке.
Поэтому мы должны подражать действиям Пророка.
Праведные халифы тоже читали Коран и совершали намаз на арабском языке.
Все сподвижники Пророка читали Коран и совершали намаз на арабском языке.
Все мусульмане солидарны в вопросе о чтении намаза на арабском языке.
А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне (4:115).
Нельзя верить, что можно идти против того, что открыто преподносится в Коране, что можно читать его иным способом.
Один человек обратился к Пророку: О, Посланник Аллаха! Я не могу выучить Коран.
Обратите внимание, даже тому, кто не может выучить Коран, Пророк не сказал: Читай Коран на другом языке! 8.
Не должен являться темой для дискуссий вопрос, совершать и поклонение и читать ли намаз на арабском языке, потому что размышление над сурами, вникание в их суть является необходимым не для религии, а для самого человека.
Это еще одно чудо, явленное Кораном.
Понятно, что не учившейся в школах Пророк сам не смог бы выдумать эти сказания.
С другой стороны, Священные хадисы (хадиси-гудси), в которых Пророк своими словами передает то, что ему поведал Аллах, не входят в Коран.
Если бы в Коране внимание уделялось не словам, а только смыслу, то и Священные хадисы считались бы Кораном.
Из сказанного можно сделать следующие выводы: 10.
На высказывания о том, что перевод Корана может послужить более широкой пропаганде Ислама, уважению к религии Фахраддин Рази дает два последовательных ответа: а) Коран уникален по своей мелодичности, своей способности воздействовать на умы слушателей, а все это происходит благодаря неповторимой напевности арабского языка.
С исчезновением оригинального языка пропадает и эта уникальность.
Покойный Муса Казым в свою очередь говорит о том, что на вызов суры Багара (2:23-24) написать хотя бы самую короткую суры не откликнулся никто в течение вот уже 1300 лет… Тем, кто не может воспринять Коран в том виде в котором он сейчас существует, кто отличается слишком узколобым мышлением, даже не стоит отвечать на их бессмысленные предположения о том, что Коран не изменится в результате перевода.
б) Правильность намаза зависит и от того, насколько точно читается Коран, а это вызывает необходимость учить Коран наизусть хотя бы частично.
Известный современный мусульманский ученый Муса Джаруллах пишет в одной из своих книг: Выразительность арабского языка не может заменить ни один другой язык.
Самый выдающийся ученый мазхаба джафаритов Аллама ибн Муттахар Хилли в своем произведении Тазхиб-уль-вусуль ила ильм-уль-усуль пишет: Коран на арабском.
Если бы это было не так, то Аллах на арабском языке и Мы ниспослали Коран на арабском не сказал бы.
Сторонники перевода Корана истолковывают 197 аят 26 суры в свою пользу и говорят, что если древние священные книги были на арамейском и иврите, то почему Коран не может быть на другом языке? У них достаточно спросить А почему евреи до сих пор читают Тору на иврите? И вопрос почему мы должны читать Коран на арабском, и основания, которые приводятся в доказательство своей точки зрения абсолютно несостоятельны, потому что Аллах может что-то спросить у нас, но мы не имеем права у него спрашивать Почему мы должны читать Корна на арабском? Кроме того, даже если Ислам адресован всему человечеству, пророк Мухамед начал его пропаганду с арабских племен, поэтому понятно, почему Коран был ниспослан на арабском.
Аллах объявил нам арабский язык как средство уберечь текст Корана от искажений до самого Судного дня.
Поэтому, вне зависимости от расы и национальной принадлежности, все члены мусульманского сообщества должны стоять на страже целостности Корана и предохранять его от искажений.
В Турции проходили ожесточенные споры по поводу необходимости перевода Корана и в 1949 году к ним активно присоединился Рауф Орхан.
В своей статье он указал на ряд проблем, с которыми придется столкнуться в случае, если поклонение Аллаху будет осуществляться на основе перевода Корана: В настоящее время существует множество переводов Корана и с течением временем их количество возрастет еще больше.
Каждая мечеть, каждый мусульманин будет считать более близким себе какой-либо определенный перевод.
Мало этого, Нурадин Артат совершил стихотворный перевод и отдал ему предпочтение, а за ним последовали и другие, потому что нашли в этом переводе новые мысли, взгляды и представления.
Естественно, что в мечети Артата будет читаться его перевод.
Продолжая эту тенденцию, наш уважаемый друг Нуруллах Атач подлил масла в огонь: Нам нужен перевод на чистом, литературном турецком языке, потому что в предыдущих переводах использовалось очень много арабских и фарсидских слов.
Но разве это будет выходом из сложившегося положения? Вы можете сказать, что должен быть принят и читаться только один перевод.
Но недостатков у этого предложения великое множество.
Ни одно государство не может в принудительном порядке обязать к принятию какую-то религиозную книгу, потому что нет никакой законодательной основы для этого действия.
Не может быть принят единый перевод и со стороны ученых.
Потому что негативный опыт подобного рода уже имел место в истории человечества: в темные времена, когда количество Евангелий превышало сто вариантов, в городе Изник был собран совет из священников.
Неужели мы должны зависеть от направления ветра и к каким печальным последствиям это приведет? В Исламе нет такой личности как Римский Папа, который мог бы волевым решением принять единый перевод Корана, а даже если бы это было бы и не так, то все равно, такой перевод не смог бы заменить Коран.
Можно ли во время намаза обращаться с мольбой на своём языке?
Во время молитвы разрешается обращаться к Аллаху с разными мольбами в земных поклонах, между двумя земными поклонами, а также в конце ташаххуда перед таслимом. Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил между двумя земными поклонами: «Аллахумма, прости меня, помилуй меня, наставь меня на верный путь, исправь моё положение, даруй мне благополучие и пропитание» [Абу Давуд 850, ат-Тирмизи 284 и Ибн Маджа 898]. Он также сказал: «Раб, совершающий земной поклон, находится ближе всего к своему Господу. Поэтому много взывайте с мольбами, [когда совершаете земные поклоны]» [Муслим 744]. А о мольбе после ташаххуда он сказал: «А потом пусть выберет ту мольбу, что ему нравится, и взывает» [аль-Бухари 835].
Но значит ли это, что во время молитвы разрешается призывать Аллаха любыми словами и на любом языке? Законоведы разошлись во мнениях относительно того, разрешается ли во время намаза обращаться к Аллаху с мольбами на каком-либо языке, кроме арабского.
Согласно первому мнению, которого придерживались ханбалиты [Кашшаф аль-кана 1/331] и некоторые шафииты [Маджму 3/259], во время молитвы призывать Аллаха на других языках, кроме арабского, не разрешается. Поскольку обращаться к Аллаху с разными просьбами во время молитвы не обязательно, то человек может обойтись и без неё, если он не в силах произнести её по-арабски. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произносил все слова молитвы по-арабски и велел своей общине совершать молитву так, как это делал он, сказав: «Молитесь так, как вы видели это от меня» [аль-Бухари 6008, Муслим 674]. Поэтому в молитве не следует произносить какие-либо слова на других языках, кроме арабского.
Согласно третьему мнению, которому следовали ханафиты и маликиты, обращаться с мольбой на своём языке во время молитвы нежелательно, но не запрещено. Некоторые из сторонников этого мнения считали, что арабский является самым любимым языком перед Аллахом и мольба на арабском языке может быть принята быстрее, и поэтому Умар ибн аль-Хаттаб запрещал разговаривать на любом языке, кроме арабского. Другие отмечали, что человек имеет право призывать Аллаха на любом известном ему языке, но не может обращаться с мольбой на языке, который он не понимает, кроме арабского. Это передал Ибн Абидин от маликитского факиха, имама аль-Карафи [Радд аль-мухтар 1/521].
Из перечисленных выше мнений наиболее предпочтительно последнее, так как Всевышний Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Если же мы скажем, что человек не имеет права читать мольбы в намазе на своём языке, то тем самым лишим его возможности призывать Аллаха в тот момент, когда он находится ближе всего к Нему. Однако несомненно и то, что обращаться с мольбой на арабском языке предпочтительнее, если человек способен это сделать, потому что арабский является языком Корана и Сунны, и поступающий так избегает ситуаций, по которым между праведными предшественниками были разногласия. А Аллах знает лучше.
«Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2)
Окончание. Начало в первой части статьи:
Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу
Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).
Утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов,
обеденный (зухр) – из четырех,
послеполуденный (аср) также из четырех,
вечерний намаз магриб – из трех,
и ночной намаз иша – из четырех.
Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.
Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб) совершение намаза витр, состоящего из трех ракаатов, который совершают после ночного намаза иша.
Далее будет описан порядок совершения намаза для начинающих:
После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).
Намерение произносят мысленно, примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).
Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).
1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!
2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха
Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):
بسم الله الرحمن الرحيم
[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]
Слава Аллаху, Владыке всех миров
الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]
مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]
Властителю Судного Дня
إياك نعبد
[иййакя наъбуду]
Тебе одному поклоняемся
[уа иййакя настаъыйин]
и к Тебе одному взываем о помощи
اهدنى الصراط المستقيم
Наставь нас на путь праведный
صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]
путь тех, кого Ты одарил Своими благами
غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]
тех, кто не навлек на себя Твоей немилости
و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]
и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)
(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).
Далее обычно произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться чтением суры Фатиха.
Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.
3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’. Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.
4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.
5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.
6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.
Здесь кончается первый ракаат намаза.
7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.
2-ой ракаат:
8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.
9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.
Примерная транслитерация и перевод:
التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]
Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.
السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]
Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.
السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]
Мир нам и истинным слугам Аллаха.
أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед — Его раб и Посланник.
Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.
11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.
Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов, то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.
После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).
Примечание:
В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.
Напоминаем еще раз: читать намаз таким образом можно только начинающему. Однако, нужно постараться как можно скорее выучить необходимые суры и дуа, это сделает ваш намаз полноценным (как читать намаз по сунне – «Намаз по ханафитскому мазхабу»).
Намаз витр
Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:
«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».
«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»
Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:
«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».
«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
Какие действия нарушают намаз
1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.
2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.
3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).
4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.
Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).
5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).
6. Раскрытие четверти части тела (из границ аурата) делает намаз недействительным. Более подробно можно почитать тут: «Границы аурата мужчин и женщин»
Часто задаваемые вопросы о намазе:
• Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.
• Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот в этом разделе сайта. Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.
• Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.
• Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.
• Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.
• Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).
• Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова