на каком языке разговаривают эскимосы

На каком языке разговаривают эскимосы

Библиография по языку азиатских эскимосов

Самоназвание этноса

Варианты названия языка

Самоназвание языка

Генетическая принадлежность

Язык азиатских эскимосов относят к группе юпик эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи языков.

До настоящего времени не удается выяснить внешние генетические связи эскимосско-алеутской семьи. Традиционно место эскимосско-алеутской семьи в системе языков мира определялось с ареальных позиций. В русской языковедческой литературе по традиции, восходящей к опубликованной в конце XIX в. классификации Л. Шренка, эскимосско-алеутскую семью относят к палеоазиатским языкам. В американской традиции ее рассматривают либо как одну из языковых семей индейцев Америки, либо выделяют изолированно.

География распространения языка

Эскимосский язык распространен на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Чукотский автономный округ, Россия), на п-ове Аляска с прилегающими островами (США), в арктической зоне Канады, Гренландии (Дания).

В языке российских эскимосов выделяют три основных диалекта: чаплинский (лежащий в основе письменного языка), науканский и диалект сиреникских эскимосов. Существует также классификация, согласно которой данные диалекты представляют собой самостоятельные языки: чаплинский язык, науканский язык, старосиреникский язык.

Носители чаплинского диалекта эскимосского языка (по другой классификации чаплинского языка) проживают в России в пос. Новое Чаплино, Сиреники, Провидения, Уэлькаль, г. Анадырь (Чукотский АО). Здесь их насчитывается около 900 человек (по данным Н.Б. Вахтина). В США, в пос. Гамбел и Савунга на о-ве Св. Лаврентия, проживает около 1300 чаплинских эскимосов (поданным Dorais 1992, 237–255), согласно российским источникам в США проживает около 1100 чаплинских эскимосов.

Носители науканского диалекта эскимосского языка (по другой классификации науканского языка) проживают в России в пос. Лорино, Лаврентия, Уэлен и Провидения (Чукотский АО). Общая численность носителей науканского языка около 400–500 человек, родным языкомвладеет около 100–200 человек (по данным переписи 1989 г.)

Носители диалекта сиреникских эскимосов (по другой классификации старосиреникского языка) в начале XX в. населяли восточное побережье Чукотки. В то время численность их составляла не более 100 человек. В 1992 г. насчитывалось только два носителя языка сиреникских эскимосов, представителей старшего поколения, проживающих впос.Сиреники (Чукотский АО, Россия). В 1997 г. умер последний носитель сиреникского языка (по данным Н.Б. Вахтина).

Численность носителей языка

По данным переписи 2002 г. всего в России проживает 1750 эскимосов, из них 410 владеют родным языком, причем в основном представителистаршего поколения. Практически все нынешние российские эскимосы русскоязычны.

По мнению Н.Б.Вахтина, реальное количество эскимосов, живущих на Чукотском п-ве, составляет около 1200 человек. Они составляют группу чаплинских эскимосов, их язык практически идентичен с языком эскимосов, проживающих на о.Св.Лаврентия (США).

На эскимосском языке говорят около 45 тыс. человек в Гренландии, 22 тыс. – в Канаде, 37 тыс. – на Аляске, 1300 человек – в США.

Языковые контакты

Русский язык, чукотский язык. В истории этноса имели место контакты сносителями английского языка, чем и объясняется присутствие большого количества английских заимствований в эскимосском языке.

Наличие говоров, диалектов

В силу территориальной изоляции часть диалектов эскимосского языка развивалась автономно и приобрела черты самостоятельных языков (например, язык сиреникских эскимосов).

Юпикскую ветвь эскимосских языков образует несколько близкородственных языков. На Чукотке – чаплинский и науканский, на Аляске – центрально-аляскинский и алютик. Сиреникский язык был представителем третьей ветви эскимосских языков. Внутри чаплинского выделяют четыре говора: уназикский, аванский, имтукский и диалект острова Св. Лаврентия (США). Науканский язык не имеет диалектов. По некоторым данным сиреникский язык имел около двух говоров (по данным Н.Б. Вахтина).

Вышеупомянутые языки являются близкородственными, диалектические различия относятся в основном к области лексики и фонетики. Грамматический строй в своей основе остается единым для всех языков. В основу письменного языка российских эскимосов положен чаплинский язык.

От Гренландии до реки Маккензи в Канаде различия между эскимосскими диалектами незначительны, но диалекты Аляски существенно отличаются от остальных. Сибирские диалекты эскимосского языка примыкают к распространенным на Аляске.

Лингвистическая характеристика языка

В языке азиатских эскимосов выделяют 4 гласные фонемы и 22–24 согласные (Меновщиков, 1990; 1994; 1997). Для языка характерно ударение двух типов – динамическое (в закрытых слогах) и квантитативное (в открытых слогах). Место ударения относительно свободное зависит от количества слогов в слове. В языке выделяют 10 частей речи. Имя существительное обладает категорией числа (3 числа: единств., двойств., множеств.), падежа (6 падежей), притяжательности, приэтом отсутствует категория рода и одушевленности. Глаголы изменяются по пяти временам и лицам и подразделяются на непереходные и переходные. Имеется развитая система наклонений и видов. Языку характерен агглютинативно-синтетический морфологический строй. Основное морфологическое средство – суффиксация. Словоформа правосторонняя: корень всегда занимает левую позицию. Языку характерен эргативный синтаксический строй.

Социолингвистическая характеристика языка

Юридический статус, состояние языка в настоящее время

Официальный статус языка азиатских эскимосов – язык коренного малочисленного народа Российской Федерации.

На современное положение языка российских азиатских эскимосов оказал влияние ряд факторов. Во-первых, резкое изменение традиционного образа жизни этноса, запрет на промысел морского зверя в 1970-х-1980-х гг., что привело к ослаблению языковой роли в жизни этноса. Кроме того, отрицательно сказался полувековой перерыв в традиционных контактах российских эскимосов с эскимосами о-ва Св. Лаврентия (США), совместно они представляют собой одну социальную, культурную и языковую общность. В период холодной войны (с 1948 г.) контакты прекратились, стали восстанавливаться с 1988 г. Но большее влияние на современное состояние языка оказала государственная политика русификации системы образования,проводимая в 1950-х гг., что привело ктому, что две трети эскимосовутратили родной язык. Среднее поколение (40–45 лет) либо полностью перешло на русский язык, либо слабо владеет родным языком.Традиция передачи языка от старшего поколения младшему прекратилась. По мнению исследователей происходит активная грамматическая и лексическая интерференция эскимосского и русского языков, в некоторых случаях, ученые склонны считать ее начальной стадией креолизации языка.

По данным переписи 2002 г. всего эскимосов проживает в России 1750 чел., из них 410 владеют родным языком, причем это люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский. Практически все нынешние российские эскимосы русскоязычны.

Среди чаплинских эскимосов около 500 являются носителями родного языка, носителей науканского диалекта (языка) осталось 100–200 человек. По мнению Н.Б.Вахтина при полной утрате родного языка у эскимосов сохраняется сознание единства этнической и языковой общности.

Письменность и орфография

Язык азиатских эскимосов – младописьменный язык. Язык характеризуется малой степенью стандартизации. Устойчивая норма у него до сих пор не была выработана.

Существует мнение, что возникновениеэскимосской письменности датируется 1721 г., когда Ханс Эгеде в Гренландии произвел адаптацию латинского алфавита к эскимосскому языку.

В России письменность у азиатских эскимосов была разработана в 1933 г. на основе латинского алфавита. В основе письменного варианта языка был положен чаплинский диалект. В 1937 г. латинская графика была заменена на кириллическую графическую основу с дополнительными графемами идиакритиками. Сегодня используется кириллический алфавит. В США и Канаде письменность разработана в сер. 70-х гг. 20 в. (наоснове латинской графики).

Степень активности бытования фольклора

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды фольклора подразделяют на сказки, мифы, предания. Музыка преимущественно — вокальная. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

Общественные функции языка

На сегодня функциональное развитие языка азиатских эскимосов ограничено. Так, язык азиатских эскимосов преподается в начальных классах в двух школах Чукотки как обязательный предмет для эскимосских детей, а в 5–11 классах тех же двух школ – как факультативный предмет. На сегодня почти отсутствует традиция преемственности языка в семье, что осложняет попытки сохранить эскимосский язык путем внедрения его в школьное образование.Кроме того, сами учителя, как правило, не владеют языком сво­его этноса в степени, достаточной для его преподавания. Профессионально язык изучается в Анадырском педучилище и в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге по специальности «родной язык и литература».

Художественные произведения на эскимосском языке немногочисленны, это несколько сборников коротких рассказов, предназначенных в основном для детей школьного возраста, и несколько сборников поэзии. Имеется около 10 публикаций фольклора (сказок, мифов, легенд). Ряд фольклорных текстов (в записи транскрипцией) представлен в трудах В.Г. Богораза, посвященных исследованию эскимосского языка. Издание литературы на национальном языке шло неравномерно. Основной корпус текстов разных жанров был издан в 1930–1950-е гг. В 1960–1970-е гг. книгоиздание на языке почти прекратилось, возобновилось только во второй половине 1980-х гг. В сфере массовой коммуникации эскимосский язык также функционирует ограниченно. В 1933 г. в поселке Анадырь стала издаваться окружная газета «Советская Чукотка» на русском языке, но в ней публиковались также материалы на чукотском и эскимосском языках. На сегодня издания периодики на эскимосском языке ограничиваются публикациями в пределах од­ной страницы в двух окруж­ных газетах Чукотского АО – «Чукотка» и «Мургин Нутенут». В течение 1990-х гг. бы­ли изданы девять выпусков репертуарного сборника «Айвэрэттэ» («Вечера») на языках коренных народов Севера,в том числе на эскимосском, но в настоящее время издание этого сборника прекратилось. Чукотская ГТРК ведет радиовещание на языке азиат­ских эскимосов 2–3 часа в неделю. Сегодня язык азиатских эскимосов использу­ется в основном в семейном общении, людьми старшего поколения, в быту и частично – в тра­диционной хозяйственной деятельности.

Из-за малочисленности этноса, быстрой ассимиляции эскимосов Чукотки в русскоязычном окружении, малой функциональной мощности языка степень витальности языка азиатских эскимосов крайне низкая. По мнению Н.Б.Вахтина одной из возможных мер по спасению языка является развитие контактов между юпигетами Чукотки и о. Св. Лаврентия; последние говорят на том же языке, что и чаплинские эскимосы, и они полностью со­хранили родной язык.Другой важной мерой является замена устаревших учебников и методов преподавания эскимосского языка в школе. Высказывается мнение, чтоон должен преподаваться не как родной,а как иностранный язык, с использованием современных ме­тодовпреподавания иностранных языков. Подъему национального самосознания и возрождению культуры способствуют общественные организации: Общество эскимосов «Юпик», национально-культурный центр «Киягныг» (Жизнь), Союз морских зверобоев.

История изучения языка

Исследование эскимосского языкаберет начало в XVIII в. В 1785–1793 гг. И.Биллингс и Г.Сарыев собрали этнографический и лингвистический материал у эскимосов, а в 1811 г. эти материалы были опубликован. Во второй половине XIX в. эскимосский язык был исследован Н. Гондатти, который стал автором первой классификации эскимосского языка на три диалекта. Впоследствии, на основе его материала В. Миллер рассмотрел фонологическую структуру языка. В начале XX в. научное исследование языка азиатских эскимосов было представлено в работах В.Г.Богораза. Позже изучение грамматики и лексики языка было продолжено сотрудниками Института языкознания Ленинградского филиала АН СССР (сейчас РАН) Е.С. Рубцовой, Г.А. Меновщиковым, Н.М. Емельяновой, Н.Б. Вахтиным и др.

С информацией об эскимосском языке можно ознакомиться на следующих сайтах:

Лингвистическое описание эскимосского языка

Об институтах, организациях занимающихся изучением и сохранением эскимосского языка

Специалисты занимающиеся изучением языка

Институт лингвистических исследований РАН, Сектор палеоазиатских и самодийских языков. Служебный адрес: Россия, 199053, г. Санкт-Петербург, Тучков пер., 9, Р. тел: (812) 328-16-11; E-mail: nik@eu.spb.ru

Институт лингвистических исследований РАН. Служебный адрес: Россия, 199053, г. Санкт-Петербург, Тучков пер., 9

Научные центры занимающиеся исследованием языка

Кабинет северных языков. Адрес: Россия, 686710, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Беринга, 1

Адрес: Россия, 199053, г. Санкт-Петербург, Туч­ков пер., 9. Тел.: (812) 328-16-11

Адрес: Россия, 630090, г.Новосибирск 90, просп. акад. Лаврентьева, 17. Тел.: (3832) 350-567, Факс: (3832) 301-518

Источник

На каком языке разговаривают эскимосы

Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История

Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII—XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии — к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ — гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии — ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура

Эскимосы в России

В России эскимосы — малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. — 1356 человек, по данным переписи 2002 г. — 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

село Новое Чаплино 279

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

Этнические и этнографические группы

Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен — уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт —Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.

Эскимосы в Канаде

Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии

на каком языке разговаривают эскимосы. Смотреть фото на каком языке разговаривают эскимосы. Смотреть картинку на каком языке разговаривают эскимосы. Картинка про на каком языке разговаривают эскимосы. Фото на каком языке разговаривают эскимосыГренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80—88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.

Эскимосская кухня

Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь — обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты — заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.

Традиционное жилище эскимосов

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.

Источник

Эскимосские языки и диалекты

Эскимосов в России значительно меньше, чем чукчей и проживают они не только в России, но и США, Канаде, Гренландии, имея языковые различия. В России эскимосов около 1700 человек, на эскимосском говорят в основном лишь люди старше 40-50-ти лет. Их язык считается умирающим и, скорее всего, его ждёт печальное будущее.

Эскимосские диалекты обычно разделяют на инуитские и юпикские. В прошлом, однако, могли существовать другие ветви эскимосского языка. Например, существующий сиреникский диалект эскимосского языка занимает промежуточное положение между юпикскими и инуитскими (но грамматически ближе к юпикским). Синтаксис юпика очень близок к гренландскому и азиатско-эскимосскому диалектам.

Делаются успешными сравнения эскалеутских языков (хотя и эргативных) с ностратическими (как правило, номинативными). Весьма вероятно, что в рамках ностратической макросемьи эскимосо-алеутсмкие языки объединялись с чукотско-камчатскими, юкагиро-уральскими и, возможно, нивхским (гиляцким) в урало-сибирскую общность.

Страницы раздела о языках эскимосов:

Разделы этой страницы:

Лингвистический обзор эскимосских языков

Общие особенности эскимосских языков

С типологической точки зрения наибольший интерес представляют следующие особенности эскимосских языков.

Что касается лексики, то у эскимосов множество отдельных слов, передающих детали и нюансы окружающего их мира. Так, диалект, на котором говорят в канадском Нунавике, содержит 53 термина «снег», а в диалекте юпик, распространенном в Восточной Сибири – как минимум 40.

Из-за этих языковых необычностей эскимосский язык можно отнести к ряду феноменальных.

Основные различия между эскимосскими языками

Внутри эскимосской ветви эскимосско-алеутских языков можно выделить следующие основные различия. В языках юпик по сравнению с языками инуит:

Существуют и отличия в дистрибуции фонем:

Отличия в падежной системе: в инуитских различаются аблатив и инструменталис, объединенные в юпикских в один падеж (творительный); впрочем, это объединение происходит уже в инуитских диалектах севера Аляски. Возможно, это результат диффузии с соседним юпикским.

В целом, юпикские и инуитские языки, несмотря на значительное структурное сходство и большой процент общей по звучанию лексики, практически непонятны друг для друга [как разные группы иранских].

Эскимосские алфавиты

Кириллица для российских эскимосов: А а, Б б, В в, Г г, Ӷ ӷ, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Ӄ ӄ, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, Ӈ ӈ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ӽ ӽ, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *