на каком языке разговаривают малыши
Как понять язык младенца?
Когда вы предавались мечтаниям о рождении ребенка, вы часто представляли, как будете пеленать его, убаюкивать, носить на руках, но когда малыш появился на свет, вы сначала чувствовали себя очень неуверенно и боялись взять его на руки, думая: «А вдруг я наврежу малышу? Вдруг я сделаю что-то не так? Вдруг ему будет больно или неудобно?»
С первых же дней своей жизни ребенок начинает издавать звуки. И совсем не бессмысленные, как считает австралийская исследовательница Присцилла Данстен. Сейчас она стала известной на весь мир как женщина, понимающая язык младенцев, и автор словаря (см. ниже), с помощью которого его можно перевести на любой другой.
«Переводчица» Присцилла уже открыла собственную школу для обучения мам и пап искусству общения с новорожденными младенцами. И наиболее талантливые ученики утверждают, что научились разбираться даже в комбинации звуков! Например, понимают, что ребенок голодный, но может срыгнуть. А еще и мокрый, требует поменять памперс.
Толковый словарь новорожденного
Опытная Присцилла советует прислушиваться очень тщательно, поскольку некоторые «слова» отличаются всего лишь на одну букву. И ловить момент: звуки, заключающие ценную информацию, малыши издают непосредственно перед тем, как переходить на непереводимый истерический крик.
Это «слово» порождено сосательным рефлексом и получается, когда ребенок прижимает язычок к нёбу.
Произнося это «слово», ребенок складывает губки трубочкой, но на самом деле как бы зевает.
Живот ребенка напрягается, сам младенец тужится. Не исключено, что в этот момент он бы сказал что-нибудь другое, но звук искажается, получается жалобный стон.
На каком языке разговаривают малыши
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года.
Статья:
Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).
На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.
Пассивный и активный словарь
В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.
Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.
Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.
К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).
Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).
Грамматический строй речи и звукопроизношение
После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.
К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).
Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.
Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.
Нормы развития речи на втором году жизни малыша
Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:
Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.
Симптомы задержки речевого развития малыша
Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.
Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:
В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:
Проверка слуха
Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:
При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.
Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.
Диагностика мелкой и крупной моторики
Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.
Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:
Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:
Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.
Диагностика органов артикуляции
Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.
Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.
Проверка понимания речи
Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.
Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет
Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.
Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:
Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).
Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.
Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.
Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.
Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.
Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.
Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.
Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.
5 Языков для ребенка до года. Перегрузка или развитие?
Младенцы рождаются гражданами мира, когда речь идет о языке. Они умеют различать звуки всех языков мира, даже если никогда не слышали их раньше.
На эту фразу Патрисии Кул (Dr. Patricia Kuhl), нейробиолога, изучающего развитие и восприятие речи у малышей, и автора нескольких книг о работе детского мозга, я наткнулась, когда мы задались вопросом, как приучать ребенка к нескольким языкам. У нас многоязычная семья, родственники в четырех странах (в Украине, в России, в Армении и во Франции), живем мы в Великобритании, и у меня пунктик на иностранных языках. Мне всегда нравился процесс изучения нового языка. (Немного о моей любви к Франции и французскому языку можно почитать в четвертой из 7 историй обо мне). Но кроме удовольствия, сменив 5 стран и 4 школы, мне сложно недооценить значение языков в жизни и в карьере, так как знание языков продвигало мою карьеру наравне, если не сильнее, профессиональных знаний.
Я была убеждена, что ребенок может освоить 4-5 языков, вопрос был только в том, когда начать. Мне очень помогла книга “Как думают малыши” (“How babies think”), в основу которой легли исследования Патрисии Кул и Элисон Гопник. Авторы книги пришли к интересным выводам о восприятии речи малышами, а также о развитии вычислительных и статистических способностей мозга. К сожалению, я не нашла русского перевода этой книги. Но если вы читаете на английском, книгу стоит прочитать, пока ребенок совсем маленький. Несколько моментов, которые мне показались интересными я приведу дальше в этой статье.
Что говорит наука о раннем изучении языков?
1. Cпособность к языкам уменьшается с возрастом
Скриншот с TED Talk Патрисии Кул
Это кажется очевидной истиной, но я не представляла, что разница настолько существенная. Доктор Кул утверждает, что дети от 0 до 7 лет с невероятной легкостью усваивают языки. Неважно сколько языков им будет предложено, они усвоят их удивительно хорошо. После 8 лет эта способность систематически снижается. Это не значит, что мы с вами не можем выучить иностранный язык, но мы будем делать это по-другому. Нам не стать экспертами в тонкостях синтаксиса и фонетики, воспроизведения и восприятия речи. Нам было бы намного легче, если бы мы соприкоснулись с этим языком в первые 7 лет жизни.
2. Восприятие звуков и фонетических особенностей сужается до диапазона родного языка к концу первого года жизни.
В одном из исследований Патрисии Кул японские дети от 6 до 8 месяцев с легкостью различали звуки Р и Л, которые взрослые японцы слышат как один звук. Эти дети до тестирования никогда не слышали английскую речь. Но когда этот же тест предложили детям в 10 месяцев, многие из них его провалили. Доктор Кул показала, что уже к концу первого года жизни способности к восприятию звуков иностранных языков резко уменьшается, а способности к родному языку, наоборот, увеличиваются.
3. При введении дополнительных языков до года их восприятие остаётся на уровне родного
В другом исследовании с американскими детьми от 9 до 10.5 месяцев в течение 6 недель 3 раза в неделю по 25 минут играла китайская учительница. Она общалась с малышами только на китайском ( на Мандарине), показывала им игрушки, книжки, называла окружающие предметы. Тестирование этих детей на восприятие звуков китайского языка после исследования показало, что они также хорошо их различают, как и китайские дети такого же возраста, которые слышали язык с рождения. При этом, контрольная выборка американских детей, у которых не было уроков китайского языка, показали намного меньшую степень различения звуков.
4. Аудио и видео уроки бесполезны для годовасиков
Этот результат не удалось повторить при проведении аудио или даже видео уроков. В видео уроках использовались крупные планы и мимика учителя была видна так же хорошо, как и в живом общении. Малыши смотрели на экран, как приклеенные, но не обучались. Введение интерактивности в обучение дало некоторые результаты, но только если ребенок воспринимал девайс как живого человека, пытался разговаривать с ним, прикоснуться к нему. Это показывает насколько важную роль в обучении детей играет социальный аспект.
5. Дети легче учатся, если с ними говорить с преувеличенной мимикой лица
Исследования показали, что дети охотнее учатся и быстрее усваивают материал, когда с ними разговаривают на так называемом Motherese, так, как мамы и папы разговаривают с маленькими детьми. Они отчетливее и медленнее произносят каждый звук, при этом мимика лица непроизвольно преувеличивается. Когда другой взрослый говорит с детьми таким образом, во-первых, у них создается ощущение безопасности, как при общении с родителями. А во вторых, дети учатся произносить новые звуки копируя мимику лица. Интересно, что детей с аутизмом Motherese наоборот пугает. Патрисия Кул пытается использовать эту особенность в исследованиях возможностей ранней диагностики аутизма у детей.
6. Очень важна правильная речь и произношение обучающего взрослого
Конструкции речи и звуки, которые дети слышат в первый год жизни, откладываются у них в голове определенными паттернами. Эти паттерны потом очень тяжело переделать. Здесь я отойду от Патрисии Кул, так как на эту тему очень живой пример приводит Масару Ибука, автор книги “После 3х уже поздно”. Он рассказывает о японской девочке, которая до года жила с мамой у бабушки с дедушкой в японской провинции Тохоку. Бабушка с дедушкой разговаривали с ней на диалекте этой провинции. В год девочка переехала в Токио и больше этот диалект не слышала, так как родители на нем не разговаривали. Но когда она заговорила, все ее слова были на диалекте Тохоку, то есть они остались у нее в памяти еще с первого года жизни.
Если вам интересно больше узнать о раннем восприятии речи у детей, предлагаю вам посмотреть TED Talk Патрисии Кул. (Язык английский, но можно подключить русские или украинские субтитры)
Какие выводы я сделала?
1. Даже если у вас моноязычная семья и вы живете в своей стране, но хорошо говорите на иностранном языке, с ребенком можно начинать разговаривать на этом языке с рождения. Это не гарантирует, что ребенок будет свободно разговаривать на нем, но вы как минимум создадите основу, которая облегчит изучение языка в более позднем возрасте
2. Знакомство с несколькими языками до года расширяет диапазон воспринимаемых звуков и делает ум гибче, что в будущем не только улучшит способности к корректному произношению звуков неродного языка, но и поможет легче осваивать дополнительные языки.
3. Если язык среды отличается от вашего родного языка или есть возможность контакта с носителями иностранного языка, этим нужно пользоваться в полной мере уже в самом раннем возрасте, чтобы правильные звуки и шаблоны речи сразу отложились в уме ребенка.
Как мы применяем эти знания в нашей семье?
В случае русского и украинского, мы придерживаемся правила «один родитель — один язык», так как эти языки легко смешать.
Английский остается основным языком среды, поэтому дома мы говорим на нем только при чтении английских книг. Эдриен слышит его на детских групповых занятиях (плавание, йога для мамы и малыша, музыка), а после года еще и в садике, куда он ходит на 3-4 часа в день 2 раза в неделю.
Я стараюсь, чтобы Эдриен приобщался к языку или от носителей или от людей, знающих его на отличном уровне. Так, например, у меня хорошее французское произношения и я читаю без запинок, но разговариваю с ошибками. Поэтому я ему читаю, пою песенки (поняв, что аудио не работает, пришлось выучить песенки самой), но разговаривает с ним мой дядя, который уже больше 20 лет живет во Франции.
А армянский язык мы оставили дедушкам (родным и двоюродным), и поехав в Киев в последний раз, я с удивлением обнаружила, что Эдриен его понимает, и даже одно из своих первых слов он сказал на армянском. А проанализировав огромный словарный запас гномика с десяток слов, я обнаружила интересную закономерность. Маленький проказник выбирает самый простой вариант слова из нескольких языков, состоящий из звуков, которые он уже умеет произносить. Пока выигрывает английский — односложных слов в нем больше всего.
Не боюсь ли я перегрузить малыша?
Перегрузка детей начинается с завышенных ожиданий, когда родители пытаются через детей прожить собственные упущенные возможности или вырастить гениев-олимпийцев-моцартов. И хотя мне и хотелось бы, чтобы Эдриен мог читать классиков в оригинале, на каких языках разговаривать выбирать будет он.
Ребенок обучается каждую минуту, поглощая огромное количество информации об окружающем мире, и внедряя языки в ежедневные занятия, которые ребенок и так любит, эти занятия только становятся более увлекательными. Он обожает слушать истории, рассматривать книжки, петь песенки, общаться с людьми. Именно это мы и делаем, только на разных языках.
Так что да, я уверена, что не перегружаю его, потому что в любом занятии внимательно наблюдаю за его реакциями и просто следую за его интересом. А вы как думаете? Много языков с рождения — это перегрузка для ребенка или развитие?