на какой части литургии читается евангелие

Чтение Евангелия

Центральное место в Литургии слова, конечно же, занимает само Евангелие. Можно даже сказать, что эта часть Литургии посвящена Евангелию, и все, что происходит на ней, является некоей подготовкой к тому, чтобы Евангелие было явлено и прочтено.

В Литургии слова, которая называется также и Литургией оглашенных, есть некая самостоятельная жизнь и завершенность, потому что для оглашенных она заканчивается именно чтением Евангелия, после которого по правилам древней Церкви им следует покинуть храм.

Четвероевангелие, которые мы сейчас читаем, было написано в период с 60-го по 110–115 годы, то есть в течение нескольких десятилетий Евангелие было только Священным Преданием, которое апостолы передавали своим последователям устно. И все же это было истинное Евангелие, это было слово Божие. Тем не менее, Евангелие как Священное Писание появилось в жизни Церкви довольно рано и отношение к нему было исключительно серьезным.

Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие.

Апостол Павел так определяет слово Божие: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно.

Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы Воскресения Христова, потому что это — Слово Божие, воплощенное и воскресшее, это — присутствие на Литургии Самого Христа. Евангелие являет собой икону, образ Божий. Евангелие кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди.

Иногда говорят, что, если бы Евангелие, как книга, вдруг исчезло, его можно было бы восстановить по писаниям ранних отцов христианства, настолько точно и полно они его цитируют. И вот что удивительно: Церковь в те времена распространялась, как благовестие того Евангелия, которое никто не читал, а может быть, даже и в руках никогда не держал!

Книга была одной из величайших ценностей античного мира, и не все даже богатые люди могли позволить себе их приобретение. В течение веков христиане лишь в храме во время богослужения могли приобщиться слову Божию, узнать его, чтобы потом им жить, за него страдать и воплощать его в своей жизни.

Евангелие — это знамя Церкви, ее духовное сокровище. Внесение Евангелия в храм считалось вхождением в храм вместе со Христом, а само звучание Евангелия — кульминацией Литургии слова. Можно сказать, что это было действительно причащением Самому Христу: слово Божие звучит, ты его воспринимаешь, соединяешься с ним, оно пронзает тебя, как меч обоюдоострый, и судит твои помышления и намерения сердечные.

Не удивительно, что в житиях святых встречаются истории, подобные той, что произошла с раннехристианским подвижником Антонием Великим. Он пришел в церковь, услышал воскресное евангельское чтение о богатом юноше, вышел из храма, раздал свое имущество и ушел в пустыню. Антоний осознал, что прочитанное непосредственно относится к нему, приобщился слову Божию и полностью изменил свою жизнь, став другим человеком.

Евангелие, звучащее в храме, по своей благодатной силе нисколько не уступает живой проповеди Христа, звучавшей две тысячи лет назад в Галилее. Это то же самое Слово, которое сотворило мир. Этим словом воскрешались мертвые, слепые прозревали, глухие обретали слух, хромые начинали ходить, а прокаженные очищались. Ничего не изменилось с тех пор, потому что Христос вовеки тот же, и слово Его не может со временем обесцениться, потерять свою силу.

Потому-то мы и называем Церковь святой, что каждое мгновение своего существования она тождественна самой себе. Все происходящее в ней происходит точно так же, как это было всегда. Христос учит нас своим словом и лишь от нас зависит, как мы это слово слышим, как его принимаем, как живем им.

К сожалению, во время Литургии мы почему-то ждем начала «самого главного» — Великого входа, Евхаристии, причащения. «Вот тогда-то мы и начнем молиться!» — думаем мы. Но ведь на самом деле все уже давно началось! Когда священник провозглашает «Благословенно Царство», это Царство уже грядет!

Для оглашенных чтение Евангелия является главной встречей со словом Божиим, потому что остальное им пока еще недоступно. Они еще не родились во Христе, однако слово Божие преображает их уже сейчас.

Даже когда это слово звучало из уст Самого Господа, люди воспринимали его по-разному. Семь тысяч человек уходили в пустыню, все бросив и забыв взять с собой еду, только для того, чтобы услышать Иисуса. Господь говорил им о хлебе, сошедшем с небес, но некоторые ожидали от Него удовлетворения своих сиюминутных потребностей и, не дождавшись этого, уходили разочарованными. «Какие странные слова! — недоумевали они, — О чем это Он?» Но апостолы остались с Господом, ведь только Он имеет глаголы вечной жизни. Вот эти глаголы вечной жизни и есть Евангелие.

Слово Божие на Литургии без сомнения является настоящим Богоявлением. Но узнать Господа, услышать Его должны мы. Это — необходимый этап, через который мы должны прийти к приобщению Его Тела и Крови.

Чтение Евангелия в храме — возможность нашей встречи с Богом. Что с нами происходит в этот момент? Как мы живем этим словом потом? Какими мы уходим из храма? Это — важнейшие вопросы, на которые нам предстоит дать правдивые ответы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Беседа восьмая ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Беседа восьмая ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ Когда Господь явился на землю, что услышал и увидел Он? — Стоны несчастных, слезы горя, мольбу об исцелении больных, страждущих от нечистых духов. «Помилуй нас, спаси нас» — вот с каким воплем обращались к Нему прокаженные, слепые. Жена

Введение в чтение Евангелия [2]

Введение в чтение Евангелия [2] (Мк 1-4). Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было

Беседа II, произнесенная к народу в храме Св. Ап. Петра в неделю 50–ю. Чтение Св. Евангелия: Лк.18:31–44

Беседа II, произнесенная к народу в храме Св. Ап. Петра в неделю 50–ю. Чтение Св. Евангелия: Лк.18:31–44 Во время оно, поем (Иисус) обанадесяте ученика своя, рече к ним: се, восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная Пророки о Сыне человечесте. Предадят бо Его языком и

Беседа IX, говоренная к народу в Церкви Св. Сильвестра в день его мученичества. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:14–30

Беседа IX, говоренная к народу в Церкви Св. Сильвестра в день его мученичества. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:14–30 Рече Господь притчу сию: человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое. И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу

Беседа XII, говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день страдания ее. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:1–13

Беседа XII, говоренная к народу в храме Св. Агнеты в день страдания ее. Чтение Св. Евангелия: Мф.25:1–13 Во время оно, рече Иисус ученикам Своим притчу сию: уподобися Царствие Небесное десяти девам, яже прияша светильники своя и изыдоша в сретение жениху. Пять же бе от них мудры и

Беседа XVII, произнесенная к Епископам на источниках Латеранских. Чтение Св. Евангелия: Лк.10:1–9

Беседа XVII, произнесенная к Епископам на источниках Латеранских. Чтение Св. Евангелия: Лк.10:1–9 Во время оно, яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам ити. Глаголаше же к ним: жатва убо многа, делателей же мало:

Беседа XIX, говоренная к народу в храме Св. Мученика Лаврентия в неделю 17–ю [ [41] ]. Чтение Св. Евангелия: Мф.20:1–16

Беседа XIX, говоренная к народу в храме Св. Мученика Лаврентия в неделю 17–ю [ [41]]. Чтение Св. Евангелия: Мф.20:1–16 Во время оно, рече Иисус учеником Своим притчу сию: подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград Свой. И совещав

Беседа XXXVII. Чтение Св. Евангелия: Лк.14:26–33

Беседа XXXVII. Чтение Св. Евангелия: Лк.14:26–33 Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Беседа XXXVIII. Чтение Св. Евангелия: Мф.22:1–14

Беседа XXXVIII. Чтение Св. Евангелия: Мф.22:1–14 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что

Беседа XXXIХ. Чтение Св. Евангелия: Лк.19:42–47

Беседа XXXIХ. Чтение Св. Евангелия: Лк.19:42–47 И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и

Беседа XL. Чтение Св. Евангелия: Лк.16:19–31

Беседа XL. Чтение Св. Евангелия: Лк.16:19–31 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача,

Прокимен, чтение Евангелия

Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ

ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Источник

Библейские чтения на церковном богослужении

Слово Божие пусть сеется у вас обильно

свя­щен­ник Алек­сий Хотеев

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния явля­ется необ­хо­ди­мой частью пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. «Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со всякою пре­муд­ро­стью», – гово­рит св. апо­стол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Вет­хого и Нового Завета. В тече­ние цер­ков­ного года в храме про­чи­ты­ва­ются все книги Нового Завета, кроме Апо­ка­лип­сиса, а также пол­но­стью или отча­сти многие книги Вет­хого Завета. Как во вре­мена апо­столь­ские, когда, по сви­де­тель­ству книги Деяний, слово хри­сти­ан­ской про­по­веди нередко соче­та­лось с еже­днев­ным чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на цер­ков­ном бого­слу­же­нии еже­дневно.

Биб­лей­ский текст чита­ется в храме не по главам, а по особым тема­ти­че­ским отрыв­кам – «зача­лам». Одно зачало может вклю­чать в себя целую главу или только ее часть, напри­мер, рас­сказ о каком-либо чуде, про­ро­че­ство, притчу. Свя­щен­ное Писа­ние читают на службе разные лица. Одни зачала читает свя­щен­ник, другие диакон, третьи чтец. Для удоб­ства чтения при­выч­ная нам и доста­точно объ­ем­ная Библия раз­де­лена в церкви на несколько частей, каждая из кото­рых пред­став­ляет особую книгу.

«Еван­ге­лие» – самая глав­ная часть Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, в кото­рой изло­жены слова и деяния Гос­пода Христа, содер­жит в себе повест­во­ва­ния четы­рех еван­ге­ли­стов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Еван­ге­лие обычно укра­шено кра­си­вым окла­дом, на лице­вой части кото­рого нахо­дится изоб­ра­же­ние Христа, вос­крес­шего из мерт­вых, и лики четы­рех еван­ге­ли­стов. Слово «Еван­ге­лие» в пере­воде с греч. озна­чает «Благая весть» – это про­по­ведь о боже­ствен­ном досто­ин­стве Иисуса Христа, кото­рое явно откры­лось в Его три­днев­ном вос­кре­се­нии. Еван­ге­лие нахо­дится в глав­ной части храма – алтаре, на пре­столе, и сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие в храме Христа, Сына Божия, Кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).

«Апо­стол» – эта книга содер­жит другую часть Нового Завета, где поме­щен рас­сказ об апо­столь­ской про­по­веди (Деяния) и посла­ния святых апо­сто­лов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посла­ний апо­стола Павла. На пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии не чита­ется послед­няя книга Нового Завета Апо­ка­лип­сис или Откро­ве­ние апо­стола Иоанна. В этой книге, напол­нен­ной таин­ствен­ного содер­жа­ния, запе­чат­лены виде­ния апо­стола Иоанна о Втором При­ше­ствии Гос­пода Христа и конеч­ных судь­бах нашего зем­ного мира. Поскольку эта книга не совсем вос­при­ни­ма­ется на слух и нуж­да­ется в тол­ко­ва­нии, то ее чтение за бого­слу­же­нием исклю­чено. Доста­точно руко­вод­ство­ваться уче­нием о Втором При­ше­ствии и конце мира, кото­рое нахо­дится в Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях. Впро­чем раз­лич­ные слова и образы из Апо­ка­лип­сиса вошли в бого­слу­жеб­ную поэзию и сим­во­лику.

«Псал­тирь» – это един­ствен­ная бого­слу­жеб­ная книга Вет­хого Завета, пол­но­стью вошед­шая в бого­слу­же­ние Ново­за­вет­ной, Хри­сти­ан­ской, Церкви. «Псал­ти­рью» на гре­че­ском языке назы­вали струн­ный музы­каль­ный инстру­мент, под акком­па­не­мент кото­рого испол­ня­лись пес­но­пе­ния. В этой книге содер­жатся гимны, в кото­рых про­слав­ля­ется попе­че­ние Божие о мире и чело­веке. Псал­тирь, по сути, – это древ­ней­ший молит­во­слов, причем по глу­бине и поэ­тич­но­сти опи­сы­ва­е­мых чувств, пожа­луй, самый лучший из молит­во­сло­вов. Неда­ром с давних времен хри­сти­ан­ские подвиж­ники гово­рили: «Скорее солнце пре­кра­тит свое шествие по небу, чем оста­но­вится чтение Псал­тири».

Из других книг Вет­хого Завета прак­ти­че­ски пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Бытие, Притчи Соло­мо­новы и книга про­рока Исаии. Их чтение пред­ла­га­ется в тече­ние Вели­кого поста перед Пасхой с нрав­ствен­ной целью: про­бу­дить в душе чело­века жела­ние пока­яться. На бого­слу­же­нии вели­ких празд­ни­ков также чита­ются отрывки из разных книг Вет­хого Завета. Эти отрывки назы­ва­ются «паре­мии», что в пере­воде с греч. озна­чает «притчи». Поскольку многие собы­тия Нового Завета при­кро­венно или явно пред­ска­заны в Ветхом в форме про­об­ра­зов или про­ро­честв, то есте­ственно слы­шать на празд­нич­ной службе пред­ска­за­ние и радо­ваться его испол­не­нию. Напри­мер, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) чита­ется про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии от Девы Емма­ну­ила, т.е. Бого­че­ло­века Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), про­ро­че­ство Михея о рож­де­нии Христа в Виф­ле­еме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На празд­ники Бого­ро­дицы чита­ется из книги Бытие виде­ние Иако­вом чудес­ной лествицы, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь, Кото­рая рож­де­нием Боже­ствен­ного Сына соеди­нила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).

В цер­ков­ном кален­даре на каждый год ука­зы­ва­ются еже­днев­ные чтения из Свя­щен­ного Писа­ния. Каждый хри­сти­а­нин может под­го­то­виться к слы­ша­нию того или иного биб­лей­ского отрывка, про­чи­тав его в своей домаш­ней Библии. Сейчас име­ются раз­лич­ные тол­ко­ва­ния и руко­вод­ства к изу­че­нию слова Божия, кото­рые помо­гают понять смысл бого­дух­но­вен­ного текста. «Потому-то, – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, – цер­ков­ный чтец, взойдя для поло­жен­ных чтений (паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия), напе­ред воз­гла­шает, чья книга, какого именно про­рока или апо­стола, или еван­ге­ли­ста, а потом читает напи­сан­ное ими, чтобы вы лучше заме­тили их и знали не только содер­жа­ние, но и при­чину напи­сан­ного, и того, кто сказал это».

Цер­ков­ным уста­вом опре­де­ля­ется поря­док чтения книг Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием. Один поря­док для чтения «Еван­ге­лия», другой для «Апо­стола», третий для «Псал­тири», чет­вер­тый для других книг Вет­хого Завета (паре­мий). Время и место чтения той или иной книги на службе соот­вет­ствует важ­но­сти ее содер­жа­ния. Напри­мер, «Еван­ге­лие», заклю­ча­ю­щее в себе слово Хри­стово, чита­ется в тор­же­ствен­ной обста­новке. Ему всегда пред­ше­ствуют воз­гласы : «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию Свя­таго Еван­ге­лия Гос­пода Бога молим», «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия – Мир всем».

Биб­лей­ские чтения в тече­ние цер­ков­ного года рас­пре­де­лены таким обра­зом, чтобы зву­чать каждый день. К этим чте­ниям, кото­рые носят назва­ние «рядо­вых», добав­ля­ются чтения уста­нов­лен­ные на тот или иной вели­кий празд­ник. Осо­бен­ным вре­ме­нем цер­ков­ного года явля­ется Вели­кий пост перед Пасхой, кото­рый имеет свой поря­док чтения Свя­щен­ного Писа­ния.

Как пра­вило, на вечер­них служ­бах чита­ются отрывки из книг Вет­хого Завета, а утром, на литур­гии, – из Нового Завета. Таким обра­зом вече­ром мы слу­шаем Псал­тирь и паре­мии, а на утрен­нем бого­слу­же­нии Апо­стол и Еван­ге­лие.

На Боже­ствен­ной литур­гии апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала чита­ются в паре: сна­чала отры­вок из Апо­стола, затем отры­вок из Еван­ге­лия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Напри­мер, по суб­бо­там можно услы­шать из Апо­стола учение ап. Павла о соот­но­ше­нии вет­хо­за­вет­ного обря­до­вого закона и ново­за­вет­ного закона бла­го­дати, а из Еван­ге­лия сви­де­тель­ства о чудес­ных исце­ле­ниях, совер­шен­ных Хри­стом именно в день суб­бот­ний, в день стро­гого покоя по иудей­скому обычаю. Точно также и празд­нич­ные зачала. Напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово из Еван­ге­лия чита­ется рас­сказ о рож­де­нии Иисуса и покло­не­нии волх­вов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апо­стола – о вопло­ще­нии Сына Божия и усы­нов­ле­нии Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день при­хо­дится несколько цер­ков­ных празд­ни­ков, тогда может читаться от двух до трех соот­вет­ству­ю­щих пар. Напри­мер, вос­кре­се­нье – это всегда празд­нич­ный день, «малая Пасха». В этот день уста­вом назна­чены опре­де­лен­ные зачала апо­столь­ское и еван­гель­ское. Если в вос­кре­се­нье при­хо­дится память какого-либо вели­кого свя­того (св. Иоанна Пред­течи, свт. Нико­лая Чудо­творца или других), кото­рый также имеет свою особую пару чтений, тогда чита­ется первым из Апо­стола зачало вос­крес­ное, затем свя­того, также и из Еван­ге­лия, чтение вос­крес­ное и свя­тому.

Празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния явля­ется нача­лом годич­ного круга ново­за­вет­ных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное коли­че­ство дней, поскольку этот празд­ник подвиж­ный, что при­дает порядку чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние года свои осо­бен­но­сти. Само Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие чита­ется в такой после­до­ва­тель­но­сти. Еван­ге­лие от Иоанна начи­на­ется в день Пасхи и закан­чи­ва­ется на день Пяти­де­сят­ницы, всего 67 зачал. После Пяти­де­сят­ницы 17 недель чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, 116 зачал. Затем в тече­ние 18 недель сле­дует чтение Еван­ге­лия от Луки, 114 зачал. Еван­ге­лие от Марка чита­ется в будние дни в тече­ние послед­них 6 недель чтения Матфея и также в послед­ние 6 недель чтения Луки до начала Вели­кого поста. От начала Вели­кого поста до Пасхи суще­ствует особый поря­док еван­гель­ских зачал. Здесь пре­об­ла­дает еван­ге­лист Марк, 71 зачало. Апо­стол начи­нает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы), затем сле­дуют 14 посла­ний св. ап. Павла и 7 т.н. «Собор­ных» посла­ний (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апо­стол» раз­де­лена на 335 зачал.

Паре­мии или чтения из Вет­хого Завета в насто­я­щее время чита­ются только вече­ром, нака­нуне вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков. Каждый раз их пола­га­ется числом 3, и по содер­жа­нию они под­би­ра­ются к каж­дому празд­нику свои.

Псал­тирь, наи­бо­лее чита­е­мая книга Вет­хого Завета, пол­но­стью про­чи­ты­ва­ется каждую неделю один раз, а в тече­ние Вели­кого поста – два раза. Она раз­де­лена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псал­тири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою оче­редь, раз­де­лена на три «Славы», т.е. раз­де­лена сла­во­сло­вием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Свя­того Духа.

Так на бого­слу­же­нии в тече­ние года чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние. Этот поря­док был состав­лен, когда еще мало кто имел воз­мож­ность читать свою, домаш­нюю, Библию. Тогда книги пере­пи­сы­ва­лись вруч­ную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необ­хо­димо всегда. И это знание у святых было уди­ви­тельно глу­бо­ким и целост­ным. При­учить себя к цер­ков­ному бого­слу­же­нию – значит хорошо узнать Свя­щен­ное Писа­ние. Как гово­рит в одной из своих бесед свт. Иоанн Зла­то­уст: «Кто регу­лярно ходит в цер­ковь, тому доста­точно года для при­об­ре­те­ния бога­того позна­ния, ибо мы читаем Писа­ние непре­рывно».

Источник

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов.

В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст, установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней.

Kниги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала, подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Kнига Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал.

Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

Представим несколько примеров апостольских и евангельских чтений на литургии, примененных к особым церковным воспоминаниям в известные дни.

В субботу перед Рождеством Христовым Церковь готовит нас к этому празднику чтением из Послания к Галатам ( Гал. 3, 8–12 ) о том, что оправдание зависит не от дел закона, ибо сам закон грозит проклятием всякому, не исполнившему всех его предписаний, – а от веры, и что в этом именно смысле надо понимать обетование, данное Аврааму, о благословении в нем всех народов ( Быт. 12, 3 ). Это обетование дано Аврааму как отцу верующих, прежде чем он стал отцом обрезанных. Так как благословение народов в Аврааме есть собственно благословение в его семени ( Быт. 22, 18 ), а это семя есть Христос, происшедший от рода Авраамова, то понятно, с какой целью положено в субботу перед Рождеством Христовым напомнить об обетовании Аврааму: чтобы показать соответствие обетования с исполнением. Евангельское чтение в ту же субботу составляют притчи Спасителя: о горчичном зерне, из которого вырастает большое дерево, и о закваске, малое количество которой достаточно для заквашивания и для поднятия большого количества теста, и учение о тесном пути Царствия ( Лк. 13, 18–29 ).

Чтением указанных притчей перед праздником Рождества Христова Церковь располагает

нас к благоговению перед путями Промысла, открывшимися в празднуемом событии, которое, словно мелкое, едва заметное зерно, было незаметно для современников, хотя этим событием положено начало Церкви, которая впоследствии распространится по всему миру и сенью своею покроет все народы. Но слава христианской веры открылась не только в ее внешнем распространении, но и в том, что она должна была, подобно закваске, претворить внутреннюю жизнь в людях. Учение о тесном пути напоминается для вразумления, что как Самому Христу тесным путем уничижения, начавшегося в вертепе и яслях, надлежало войти в Свою славу, так и Его последователям предлежит тесный путь к Царству Славы.

В субботу перед Воздвижением Креста чтением из Апостола ( 1Кор. 2, 7–9 ) напоминается, что в искуплении нас крестной смертью Господа Славы открылась высочайшая премудрость Божия и что это дело премудрости Божией от века было сокрыто от плотских людей, так что никому из них, даже самым мудрым, и на сердце не приходили великие блага, приготовленные в смерти Христовой любящим Бога.

Евангельское чтение в субботу перед Воздвижением ( Мф. 10:37–42, 11:1 ) готовит нас к этому празднику учением о Кресте, или самоотвержении, свойственном всем желающим быть истинными последователями Христа.

За три седмицы до Великого поста Церковь готовит нас к нему воскресными службами и службами всей Сырной седмицы. K этому приготовлению применен выбор евангельских и апостольских чтений на воскресных литургиях.

Так, в первое приготовительное к посту воскресенье читается Евангелие о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 10–14 ). Этим чтением христианам, готовящимся к подвигам поста, напоминается что главным из этих подвигов должно быть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаяния: Боже, милостив буди мне грешному.

В следующее воскресенье притчей о блудном сыне ( Лк. 15, 11–32 ) Церковь обнадеживает милосердием Отца Небесного кающихся грешников, внушая им, что, как бы ни было глубоко их падение, они будут приняты в объятия многомилостивого Отца Небесного, если с сердцем сокрушенным и смиренным обратятся к Господу, повторяя вопль блудного сына: несмь достоин нарещися сын твой, приими мя яко единаго от наемник твоих ( Лк. 15, 19 ).

В Мясопустное воскресенье, за неделю до Великого поста, на литургии читается из Евангелия изображение Страшного суда ( Мф. 25, 31–46 ). Этим чтением Церковь предостерегает беспечных христиан от преступной надежды на бесконечное милосердие Господа, также напоминая о Его бесконечном правосудии.

В Сыропустное воскресенье, накануне первого дня Великого поста, Церковь через евангельское чтение ( Мф. 6, 4–21 ) внушает нам, что для получения прощения от Бога в наших грехах нам самим должно прощать ближних, согрешающих перед нами, и предостерегает нас от лицемерного поста.

Чтения из Апостола в приготовительные к Великому посту Недели, так же, как и чтения из Евангелия, соответствуют времени приготовления к предстоящим подвигам.

Так в воскресенье Блудного сына предлагается чтение о том, что само тело христианина, как член Христов, как храм Святого Духа, живущего в нас Своей благодатью, подаваемой в Таинствах, должно быть священным для нас, и потому страшный грех – осквернять его блудом ( 1Кор. 6, 12–20 ).

В Мясопустное воскресенье увещанием апостола Павла не соблазнять ближних ядением идоложертвенного мяса Церковь предостерегает нас от нарушения церковных правил касательно поста к соблазну блюстителей поста ( 1Кор. 8:8–13, 9:1–2 ).

В Сыропустное воскресенье как бы в обличение беспорядочного поведения христиан в Сырную седмицу, которая по намерению Церкви должна быть проводима в сердечном сокрушении, предлагается апостольское чтение о том, как неприлично христианам подражать язычникам в плотоугодии, в пиршествах, в пьянстве, в сладострастии и распутстве, в ссорах ( Рим. 13:11–14, 14:1–14 ).

В праздники Господские, Богородичные и в честь святых избираются из Апостола и Евангелия чтения, имеющие прямое или косвенное отношение к празднованию.

Так, в праздник Богоявления предлагается чтение из Послания апостола Павла к Титу ( Тит. 2:11–15, 3:1–7 ) о явлении спасительной для всех людей благодати Божией и об обязанностях, свойственных возрожденным в Таинстве Крещения. Это чтение в праздник Богоявления положено потому, что Таинство Крещения, возраждающего нас к духовной жизни, освящено примером крещения в Иордане Самого Христа Спасителя. Содержание евангельского чтения в этот праздник составляет повествование о крещении Христовом ( Мф. 3, 13–17 ).

В праздники в честь Богородицы предлагается апостольское чтение или из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2, 5–11 ) об уничижении Иисуса Христа и о Его прославлении, или из Послания к Евреям ( Евр. 9, 1–7 ) об устройстве ветхозаветного святилища. Первое чтение представляет Единосущного с Богом Отцом Сына Божия, принявшего зрак раба, соделавшегося подобным человеку, и через это напоминание о Его вочеловечении возводит мысль к Тому, от Kого Он приял человеческое естество. Второе чтение усвоено праздникам в честь Богоматери потому, что ветхозаветное святилище со всеми его принадлежностями прообразовало Богоматерь, которая в церковных песнопениях именуется храмом Божества, таинственною свечою, трапезой для хлеба жизни, кадильницею, сосудом манны, жезлом Аароновым, очистилищем и т.п.

Предметом евангельского чтения в Богородичные праздники служит повествование евангелиста Луки о посещении Господом Иисусом Христом Марфы и Марии и об Его ответе на восклицание жены, ублажившей чрево, Его носившее, и сосцы, Его питавшие ( Лк. 10:39–42, 11:27–28 ). От Марии, сестры Марфы, внимательно слушавшей слова Господа Иисуса Христа, Святая Церковь хочет возвести нашу мысль к Марии Богоматери, любившей поучаться в Слове Божием, как показывает Ее песнь при свидании с Елизаветой, сотканная из слов ветхозаветного Писания, но преимущественно любившей внимать учению своего Божественного Сына и слагать оное в сердце своем ( Лк. 2, 51 ).

В праздник бесплотным Силам читается зачало из Послания к Евреям о том, что неповиновение Евангелию, возвещенному Самим Сыном Божиим, опаснее, чем неповиновение ветхозаветному закону, дарованному при посредстве Ангелов ( Евр. 2, 2–10 ). Ясно, что это зачало положено читать в праздник Ангелов по упоминанию об Ангелах. Не таким ясным представляется, почему в этот праздник положено евангельское чтение о возвращении с проповеди семидесяти учеников Иисуса Христа ( Лк. 10, 16–21 ), тогда как в повествовании евангелиста Луки в этом событии ничего не упоминается о святых Ангелах. Но если не прямо, то косвенно это повествование указывает на Ангелов тем, что в нем передаются слова возвратившихся учеников об изгнании бесов силой имени Христова и слова Самого Иисуса Христа, возвещающие о низвержении сатаны и его Царства. Злые духи самой своей противоположностью напоминают о добрых духах и о том, что последние собственным произволением утвердились в добре, устояли в любви и повиновении Богу, а не увлеклись примером тех ангелов, которые возмутились против Бога и сделались злыми.

Не вдаваясь в подробности касательно апостольских и евангельских чтений в праздники прочим святым: пророкам, апостолам, святителям, преподобным, юродивым, – ограничимся общим замечанием, что в этих чтениях либо передается празднуемое событие, либо утверждается словами Христа и апостолов та добродетель или тот подвиг, которые ублажаются Церковью в лице святого.

Чтение Апостола предваряется прокимнами, чтение Евангелия – пением аллилуиа с псаломскими стихами, каждением и тайной молитвой священника. Внимание к прокимнам и чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возгласами из алтаря: вонмем, мир всем, премудрость, прости. Рассмотрим все эти частности.

Оно начинается от одной Пасхи и продолжается до другой. Именно: от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается Евангелие от Иоанна; от Пятидесятницы до Воздвижения читается Евангелие от Матфея с присовокуплением некоторых зачал от Марка; затем читается все Евангелие от Луки с присовокуплением остальных зачал от Марка. Апостол прочитывается по зачалам в следующем порядке: от Пасхи до Пятидесятницы читаются Деяния Святых Апостолов, затем Послания апостола Павла и семь Соборных посланий. Для удобства в церковном употреблении были распространены в древней Русской Церкви так называемые Апракосы ( απρακτοξ : от частицы α – не, и глагола πρακτοξ – делаю), т.е. книги Евангелия и Апостола недельные, расположенные по порядку рядовых зачал или по недельным дням, начиная со дня Пасхи. В Евангелии Апракосе евангелист Иоанн предшествует прочим евангелистам. Но книги евангелистов и Деяний апостольских с посланиями, расположенные в библейском порядке, носят наименование Тетр. Это наименование ( τετρου – четыре) собственно относится к Четвероевангелию, но переписчиками было распространено и на книгу Апостол.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *