на какой частоте работает gps маяк
Что такое GPS-маяк, принцип его работы и виды устройств
Итак, что же означает понятие «GPS-маяк»? Прежде всего — это маленькое, компактное устройство, которое очень легко и быстро можно сделать незаметным для человеческого глаза, хорошо спрятав. Оснастив автомобиль или иное транспортное средство GPS-маяком, можно совершать дистанционный контроль над перемещением машины, так как GPS-маяк определяет свои координаты по сигналам спутников GPS. Важным фактором GPS-маяка является то, что он обладает довольно длительным сроком автономной работы.
Существует несколько типов GPS-маяков:
Автономные GPS-маяки
Основная отличительная черта такого типа маяков – это то, что его не надо подключать к цепи электропитания транспортного средства, питание идёт от литиевых батареек, а срок службы таких батареек идёт до 3-х летиз-за того, что не надо подключать к цепи, можно разместить скрытнее. Внутри корпуса находится модуль мобильной связи с SIM-картой и навигационный GPS-приемник, определяющий координаты. Важным плюсом автономных маяков является то, что цена на них самая низкая среди прочих устройств и плата использование GPRS/3G-траффика или смс составляет не более 90 рублей в месяц.
Принцип работы автономного маяка
Ввиду того, что ёмкость источника питания – батареи – небольшая, маяк работает только в определенные, настраиваемые пользователем, интервалы времени. Выходя из режима «сна», он переходит на несколько минут в режим определения местоположения транспортного средства,
В случае угона автомобиля есть возможность отправить на маяк SMS-команду и перевести его в режим тревоги, а далее устройство будет передавать координаты владельцу угнанного авто. Так же, в некоторых моделях маяков есть функция встроенного микрофона, включить которую можно отправив SMS, на случай, если нужно будет прослушать салон или ближайшее пространство автомобиля. С помощью встроенного микрофона можно найти свой автомобиль, если он спрятан в закрытом помещении. Достаточно поднести к уху мобильный телефон и начать производить звуки, создающие шум и, в зависимости от задержки тех звуков, которые будут слышны в телефоне, можно определить как близко или далеко находится автомобиль.
Пример автономного GPS-маяка — это StarLine M15 ECO (маяк-закладка).
Особенности данного устройства:
• Мощный ARM процессор, который позволяет реализовать элементы искусственного интеллекта. Автоматические: установка внутреннего времени, параметров подключения к сети, контроль баланса и уведомление о необходимости пополнения счета
• Большая экономия энергии.
• Водонепроницаемый корпус.
• Моментальное определение точных координат.
• Телематический сервис.
Маяки, работающие от питания бортовой сети
Данные устройства схожи с автономными маяками: имеют батарею и модуль сотовой связи с SIM-картой и GPS-приёмник. Однако, батарея здесь идёт в качестве резервного питания, а прямое – это питание от бортовой сети автомобиля. Особенностью данного типа маяков является то, что при установке производится подключение к штатной цепи электропитания контролируемого объекта, но, допускается подключение питания GPS-маяка к цепи, где питание появляется периодически (например, к цепи зажигая автомобиля). Это позволит поддерживать встроенную аккумуляторную батарею в работоспособном состоянии в течении всего срока эксплуатации закладки, без необходимости ее извлечения для замены. Как следствие, данного типа маяк может отправлять координатные данные в любое время, передавать любую телеметрию и строить трек-маршрут на карте.
Принцип работы на примере поисково-охранной системы StarLine M17
Может работать в двух режимах: стандартном и режиме тревоги. Маяк непрерывно отслеживает местоположение объекта и передает информацию на мониторинговый сервер производителя. Как и в маяке M15, есть встроенный микрофон. Starline M17 оснащен встроенным датчиком движения, с помощью которого он может определять начало движения транспортного средства и информировать владельца о событиях SMS-сообщением.
При помощи дополнительного канала можно дистанционно управлять внешними устройствами (блокировка двигателя, активация автозапуска, сирены, предпускового подогревателя и т.д.). Производитель предусмотрел возможность отправки SMS-сообщения о тревоге при поступлении по внешнему тревожному входу сигнала тревоги, а также при отключении внешнего питания, когда маяк автоматически переходит на работу от внутренних батарей.
Маяк Starline M17 автоматически контролирует состояние элементов питания и баланс на SIM-карте оператора мобильной связи. Если заряд батарей или средства на счете приближаются к порогу отключения, модуль автоматически отправит SMS-собщение с предупреждением о необходимости замены элементов питания или пополнения счета.
Наличие «черного ящика», в котором хранится история перемещения объекта, если сотовая связь по каким-то причинам отсутствует. При появлении сети маяк отправляет маршрут перемещения на сервер.
Устройство возможно интегрировать как в бортовую сеть легкового автомобиля (+12В) так и грузового транспорта (+24В). При отключении питания, например, в случае разряда аккумулятора, Starline M17 автоматически переходит на внутреннее автономное питание.
Маяки – спутниковые устройства
Маяк по функционалу схож с автономного типа маяком, но привязанный к оператору. Такого типа маяк является миниатюрным устройством, предназначенным для определения точного местоположения автомобиля. Маяк скрытно размещается в автомобиле, при этом не имеет подключений к штатной проводке автомобиля и таким образом не может быть найдена по проводам. В случае угона, даёт возможность определить точное местоположение автомобиля благодаря совмещенному GPS+ГЛОНАСС навигационному модулю с повышенной точностью определения местоположения и вернуть его владельцу. Преимущества данных маяков заключается в том, что, при установке маяка с договором на выезд группы реагирования, дает скидки на страховку каско в ведущих страховых компаниях. Группы реагирования (ГБР) выезжают тут же, по звонку клиента, когда тот обнаружил факт угона своего автомобиля. Маяк издаёт сигналы на обычной и дополнительной частоте 433 МГц, чтобы, в случае угона и заглушения основной частоты, группа ГБР уловила дополнительную частоту.
Принцип работы на примере маяка X-keeper INVIS DUOS
В обычном режиме маяк Invis DUOS извещает владельца с периодичностью один раз в сутки, но, для удобства пользования, интервал извещений можно изменять от одной минуты до семи суток. Извещения о местоположении автомобиля приходят в виде SMS сообщения с картой местоположения автомобиля на телефон владельца. Самым удобным способом извещения являются письма на электронную почту, которые маяк Invis DUOS присылает при каждом выходе в эфир.
В отличии от всех существующих GSM устройств, даже при нулевом и отрицательном балансе на SIM-карте устройства, Invis DUOS не превратится в «молчащий кусок железа», а будет абсолютно бесплатно, исправно и своевременно извещать пользователя о местоположении автомобиля.
Заключение
Конечно же, трудно сказать, какой тип маяка лучше или хуже, каждый из них имеет свои плюсы и минусы, но одно знаем наверняка: благодаря GPS-маяку, угнанный автомобиль становится легче найти, так как он после попытки угона выйдет на связь и вышлет владельцу координаты своего местоположения. Вариантов маяков много, поэтому сделать выбор какой приобрести становится сложным. Именно для того, чтобы упростить Вам задачу в выборе мы и написали данную статью, в которой вкратце описали, обзоры нескольких популярных моделей и рассказали о нюансах работы.
Выбор GPS-маяка
Все владельцы автомобилей боятся угона авто. И предпринимают максимум мер, чтобы защитить машину. Одна из мер защиты автомобиля – GPS-маяки.
Обычный порядок работы GPS-маяка: устройство, экономя заряд батареи, находится в энергосберегающем режиме, «спит». «Просыпается» по запрограммированному расписанию – от нескольких раз в час до нескольких раз в сутки, определяет нахождение, и отправляет информацию хозяину. Если маяк получает сообщение об угоне от хозяина, то частота отсылки сообщений о месте нахождения увеличивается, в зависимости от настроек.
УСТРОЙСТВО
Внешне GPS-маяк представляет собой компактную пластиковую коробочку, немногим больше спичечного коробка – что помогает его скрытой установке. Устройство можно установить под обшивкой салона, в спинках кресел или снаружи кузова. Внутри коробочки спрятана электронная плата, состоящая из блоков приема и передачи, а также дополнительных устройств, в зависимости от модели. Приемный блок определяет место положения объекта, передающий блок отсылает информацию хозяину.
Технология определения координат бывает реализована в разных вариантах:
— GPS – система позиционирования, работающая на основе получения координат от спутника
— A-GPS – способ получения координат, ускоряющий позиционирование GPS, через данные сотового оператора
— LBS – система определения текущего положения объекта с помощью мобильной сети, то есть используя GSM-сигнал
— ГЛОНАСС – российская спутниковая система навигации
Наиболее удачный вариант, когда GPS-маяк может определять координаты, используя несколько алгоритмов: GPS/ГЛОНАСС обеспечивает довольно точное определение места локации объекта, но бессилен там, куда не проходит сигнал спутниковой связи – в подземных гаражах, парковках. LBS менее точен, но отработает везде, где присутствует сигнал сотового оператора используемой симкарты, и глушилки спутникового сигнала на него не действуют. A-GPS укажет точку быстрее, чем GPS, но если за использование «чистых» спутниковых координат вам платить не придется, то A-GPS будет использовать мобильный интернет, что, как правило, означает дополнительные траты.
Получение информации от маяка также бывает различным:
— Смс – текстовое сообщение на телефон, с указанием текущих координат либо текстовой ссылки на картографический интернет-сервис
— Мониторинг через приложение – отслеживание объекта через приложение, установленное в вашем смартфоне
— Мониторинг через сайт – отслеживание объекта через сервер мониторинга. Услуга может быть как бесплатной, так и платной, в зависимости от выбранного сервера.
— Звонок – оповещение голосовым сообщением
— Звуковой сигнал – возможность подключения маяка к стационарной сигнализации автомобиля
Мониторинг через приложение или сайт быстро даст наглядное отображение нахождения вашего автомобиля на карте, что значительно удобнее, чем получение координат через смс или голосовое сообщение. Но конечно же более удобны модели, которые предусматривают выбор типа оповещения, предпочтительный для хозяина.
Подключение GPS-маяка к стационарной сигнализации с одной стороны, дает возможность создать эффективный охранный комплекс. Но с другой стороны, это подключение устраняет самое главное достоинство маячка – автономность и скрытность установки. Ведь по проводам связи его легко можно будет найти.
При покупке маячка поинтересуйтесь, есть ли в комплекте симкарта, и какой у нее тариф. Иногда GPS-маяки комплектуются симкартами с предоплаченным тарифом, т.е. вам не нужно будет вносить абонентскую плату за ее обслуживание. Как правило, такие устройства стоят несколько дороже, но в процессе эксплуатации цена окупится.
ПИТАНИЕ УСТРОЙСТВА
Важную роль в выборе GPS-маяка играет питание, ведь именно от него зависит стабильная работа. Все устройства используют два основных типа питания – автономное и от бортовой сети автомобиля. И у первого, и у второго типа есть свои плюсы и минусы.
Питание от электросети автомобиля обеспечит стабильную работу, без периодической замены аккумуляторов или блоков питания. Но оно осуществляется проводами, а по проводам легко найти маячок, что делает его бесполезным.
Питание от автономных источников усложняет задачу по обнаружению маячка, но недостаток в том, что вечный двигатель еще не изобрели, и элементы питания придется рано или поздно менять. Автономными источниками электропитания бывают:
Не стоит забывать, что на срок службы питательного элемента влияет режим работы маячка – чем чаще тот будет выходить на связь, тем быстрее придется менять питательные элементы. Аккумуляторы и специализированные батарейные блоки позволят маячку работать дольше, но если они выйдут из строя, заменить их будет дороже и сложнее. Стандартные батарейки садятся быстрее, но их можно купить в любом магазине.
В зависимости от типа питания GPS-маяк может работать автономно от нескольких месяцев, до 3-5 лет, или же устройство вообще не поддерживает автономный режим работы.
Облегчит задачу своевременной замены автономных источников питания индикация уровня заряда батареи – с ней вы не забудете вовремя заменить элементы питания.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Также стоит поинтересоваться, есть ли у устройства защита от сканирования или нет. Ведь если ваш маячок быстро обнаружат, просканировав автомобиль, то сразу же устранят.
Весомым плюсом конструкции может быть возможность установки двух симкарт. Там, где не хватит зоны покрытия одного сотового оператора, поможет симкарта другого.
Некоторые устройства комплектуются штатным микрофоном, позволяющим узнать, находится ли кто-то в салоне. Или акселерометром, который инициирует отправку тревожного сообщения хозяину, при изменении положения и начале движения.
СТОИМОСТЬ
— В дорогом ценовом сегменте – от 7000 рублей вы встретите устройства с более широкими функциональными возможностями, или повышенными качествами в плане защищенности корпуса.
Система GPS. Взгляд изнутри и снаружи
Немного истории.
Первые шаги по развертыванию навигационной сети были предприняты в середине семидесятых, коммерческая же эксплуатация системы в сегодняшнем виде началась с 1995 года. В настоящий момент в работе находятся 28 спутников, равномерно распределенных по орбитам с высотой 20350 км (для полнофункциональной работы достаточно 24 спутников).
Попробуем разобраться в общих чертах, как устроена система глобального позиционирования, а потом коснемся ряда пользовательских аспектов. Рассмотрение же начнем с принципа определения дальности, лежащего в основе работы космической навигационной системы.
Алгоритм измерения расстояния от точки наблюдения до спутника.
Дальнометрия основана на вычислении расстояния по временной задержке распространения радиосигнала от спутника к приемнику. Если знать время распространения радиосигнала, то пройденный им путь легко вычислить, просто умножив время на скорость света.
Период повторения кода довольно велик (например, для P-кода он равен 267 дням). Каждый GPS-приемник имеет собственный генератор, работающий на той же частоте и модулирующий сигнал по тому же закону, что и генератор спутника. Таким образом, по времени задержки между одинаковыми участками кода, принятого со спутника и сгенерированного самостоятельно, можно вычислить время распространения сигнала, а, следовательно, и расстояние до спутника.
Одной из основных технических сложностей описанного выше метода является синхронизация часов на спутнике и в приемнике. Даже мизерная по обычным меркам погрешность может привести к огромной ошибке в определении расстояния. Каждый спутник несет на борту высокоточные атомные часы. Понятно, что устанавливать подобную штуку в каждый приемник невозможно. Поэтому для коррекции ошибок в определении координат из-за погрешностей встроенных в приемник часов используется некоторая избыточность в данных, необходимых для однозначной привязки к местности (подробней об этом чуть позже).
Кроме самих навигационных сигналов, спутник непрерывно передает разного рода служебную информацию. Приемник получает, например, эфемериды (точные данные об орбите спутника), прогноз задержки распространения радиосигнала в ионосфере (так как скорость света меняется при прохождении разных слоев атмосферы), а также сведения о работоспособности спутника (так называемых «альманах», содержащий обновляемые каждые 12.5 минут сведения о состоянии и орбитах всех спутников). Эти данные передаются со скоростью 50 бит/с на частотах L1 или L2.
Общие принципы определения координат с помощью GPS.
Основой идеи определения координат GPS-приемника является вычисление расстояния от него до нескольких спутников, расположение которых считается известным (эти данные содержатся в принятом со спутника альманахе). В геодезии метод вычисления положения объекта по измерению его удаленности от точек с заданными координатами называется трилатерацией. Рис2.
Однако в жизни все не так просто. Приведенные выше рассуждения были сделаны для случая, когда расстояния от точки наблюдения до спутников известны с абсолютной точностью. Разумеется, как бы ни изощрялись инженеры, некоторая погрешность всегда имеет место (хотя бы по указанной в предыдущем разделе неточной синхронизации часов приемника и спутника, зависимости скорости света от состояния атмосферы и т.п.). Поэтому для определения трехмерных координат приемника привлекаются не три, а минимум четыре спутника.
Получив сигнал от четырех (или больше) спутников, приемник ищет точку пересечения соответствующих сфер. Если такой точки нет, процессор приемника начинает методом последовательных приближений корректировать свои часы до тех пор, пока не добьется пересечения всех сфер в одной точке.
Следует отметить, что точность определения координат связана не только с прецизионным расчетом расстояния от приемника до спутников, но и с величиной погрешности задания местоположения самих спутников. Для контроля орбит и координат спутников существуют четыре наземных станции слежения, системы связи и центр управления, подконтрольные Министерству Обороны США. Станции слежения постоянно ведут наблюдения за всеми спутниками системы и передают данные об их орбитах в центр управления, где вычисляются уточнённые элементы траекторий и поправки спутниковых часов. Указанные параметры вносятся в альманах и передаются на спутники, а те, в свою очередь, отсылают эту информацию всем работающим приемникам.
После отмены описанного выше режима селективного доступа гражданские приемники «привязываются к местности» с погрешностью 3-5 метров (высота определяется с точностью около 10 метров). Приведенные цифры соответствуют одновременному приему сигнала с 6-8 спутников (большинство современных аппаратов имеют 12-канальный приемник, позволяющий одновременно обрабатывать информацию от 12 спутников).
В заключение части, повествующей о «теоретических» аспектах функционирования GPS, скажу, что Россия и в случае с космической навигацией пошла своим путем и развивает собственную систему ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). Но из-за отсутствия должных инвестиций в настоящее время на орбите находятся лишь семь спутников из двадцати четырех, необходимых для нормального функционирования системы…
Краткие субъективные заметки пользователя GPS.
С первого взгляда GPS II+ можно принять за мобильный телефон, выпущенный пару лет назад. Лишь только присмотревшись, замечаешь необычно толстую антенну, огромный дисплей (56х38 мм!) и малое, по телефонным меркам, количество клавиш.
Интерфейс GPS II+ построен по принципу «перелистываемых» страниц (для этого даже есть специальная кнопка PAGE). Выше была описана «страница спутников», а кроме нее, есть «страница навигации», «карта», «страница возврата», «страница меню» и ряд других. Следует заметить, что описываемый аппарат не русифицирован, однако даже с плохим знанием английского можно понять его работу.
Заключение.
Но в любой бочке меда есть ложка дегтя. В данном случае в роли последнего выступают российские законы. Я не буду подробно рассуждать о юридических аспектах использования GPS-навигаторов в России (кое-что об этом можно найти здесь ), замечу лишь, что теоретически высокоточные навигационные приборы (коими, без сомнения являются даже любительские GPS-приемники) у нас запрещены, а их владельцев ждет конфискация аппарата и немалый штраф.
Как выбрать GPS-маяк и чем он отличается от трекера
Почти каждый трекер это маяк, но не наоборот. Трекер — дополнительная функция маяка. Он непрерывно, обычно раз в минуту, отслеживает движение автомобиля, тогда как маяк — раз-два в день. Поэтому маяк живет от одного до трех лет, а трекера хватит от силы на две недели. Их используют для разных целей:
— Маяк прячут в автомобиле, чтобы отследить его после угона. Транспортные компании контролируют передвижение груза.
— Трекер используют таксопарки, кладут в коммерческий транспорт. Следят за автомобилем, иногда кладут школьнику в рюкзак.
При угоне GPS-трекер не поможет. Угонщик запеленгует его и заглушит. А маяк не найдут, если его надежно спрятать.
Маяк крепят в салоне автомобиля или к кузову. Чтобы закрепить корпус на бампере или колесных арках, понадобится крепление с магнитом. Такой маяк не пострадает снаружи — корпус упрочнен и защищен от воды, соли и грязи. В салоне делают закладку под приборную панель, в подголовник, кладут в багажник.
Трекер работает постоянно, поэтому его подключают к сети автомобиля. Встроенный аккумулятор позволит ему работать автономно. У некоторых моделей рекорд — 2 недели. Маяк питается от батареек или встроенного аккумулятора. Продолжительность работы зависит от количества мест в батарейном отсеке и периода работы. Заряда хватит на год-два-три.
С маяком общаются по телефону через смс. Получать данные и передавать команды удобнее, используя приложение на смартфоне. Трекер нарисует маршрут на карте и покажет статистику: время в пути, расстояние, количество стоянок, превышения скорости. Однако, в прямом эфире видеть местоположение и маршрут автомобиля получится только с функцией «онлайн-мониторинг».
Некоторые аппараты имеют несколько слотов для сим-карт. Иногда подключают симки разных операторов. Тогда маяк точно будет в зоне покрытия. С одной картой проблем обычно нет, поэтому эта функция малополезна. Реально 2 слота пригодятся, если маяк будет в автомобиле, который поедет в другую страну. Экономим деньги, так как избавляемся от роуминга.
Маяк периодически просыпается, чтобы узнать, сменили ли его настройки. Информацию может передавать или не передавать, как настроите:
— Данные: координаты, количество спутников, температура.
— Состояние: заряд батареи и баланс сим-карты.
Маяк с датчиком движения проснется, если автомобиль поедет. У него в комплекте есть метка. Ее вешают на ключи. Устройство не реагирует на движение, если эта метка, а значит и водитель, — рядом. Маяк с датчиком наклона пришлет смс, если автомобиль начнут эвакуировать. Датчик удара сработает, если в автомобиль въехали на парковке. Трекер пошлет тревожное смс-сообщение, если объект слежки покинет указанную область — функция «геозона».
Для постоянного непрерывного отслеживания выбирайте GPS-трекер и только его. GPS-маяк спрячьте в автомобиле и оставьте его на несколько лет. Он отследит автомобиль, если его угонят. Скорость и точность у разных моделей маяков особо не отличаются. Хорошо, если у него будет совмещенный GPS и ГЛОНАСС-приемник. С ним маяк потратит меньше времени на поиск спутников.