на какой частоте работает радиопередатчик излучающий волну длиной 30м
Задания для административной контрольной работы по физике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задания для административной контрольной работы.
Тема: «Колебания и волны»
В заданиях 1–7 выберите и запишите один правильный ответ.
1. Цепь с активным сопротивлением изображает схема
2. На рисунке представлен график зависимости силы тока от времени в колебательном контуре. Значения амплитуды силы тока и частоты её изменения равны…
3. Уравнение выражает зависимость напряжения на конденсаторе от времени в колебательном контуре. В некоторый момент времени u =310В, при этом энергия
1) в конденсаторе и катушке максимальны
2) в конденсаторе максимальна, в катушке минимальна
3) в конденсаторе минимальна, в катушке максимальна
4) в конденсаторе и катушке минимальны
4. Если длину математического маятника уменьшить в 4 раза, то частота свободных гармонических колебаний маятника…
1) увеличится в 4 раза
2) увеличится в 2 раза
3) уменьшится в 4 раза
4) уменьшится в 2 раза
5. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре, изображённом на рисунке, если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
1) увеличится в 3 раза
2) уменьшится в 3 раза
3) увеличится в 9 раз
4) уменьшится в 9 раз
6. Согласно теории Максвелла заряженная частица излучает электромагнитные волны в вакууме…
1) только при равномерном движении по прямой в ИСО
2) только при гармонических колебаниях по окружности в ИСО
3) только при равномерном движении по окружности в ИСО
4) при любом ускоренном движении в ИСО
7. Электромагнитные волны отличаются от звуковых…
1) наличием дифракции
2) распространением в веществе
3) распространением в вакууме
4) наличием интерференции
Используя условие задачи, установите соответствия величин из левого столбца с их изменениями в правом столбце.
8. Колебательный контур радиоприёмника настроен на некоторую длину волны λ. Как изменяется период колебаний в контуре, их частота и соответствующая им длина волны, если площадь пластин конденсатора уменьшить?
Решите задачи и запишите ответ.
9. Чему равна ёмкость конденсатора в колебательном контуре, если индуктивность катушки 0,1Гн, а частота 50Гц?
10. На какой частоте работает радиопередатчик, излучающий волну длиной 30м?
Ответы к административной контрольной работе
по теме «Колебания и волны»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-197367
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Теория радиоволн: ликбез
Думаю все крутили ручку радиоприемника, переключая между «УКВ», «ДВ», «СВ» и слышали шипение из динамиков.
Но кроме расшифровки сокращений, не все понимают, что скрывается за этими буквами.
Давайте ближе познакомимся с теорией радиоволн.
Радиоволна
Длина волны(λ) — это расстояние между соседними гребнями волны.
Амплитуда(а) — максимальное отклонения от среднего значения при колебательном движении.
Период(T) — время одного полного колебательного движения
Частота(v) — количество полных периодов в секунду
Существует формула, позволяющая определять длину волны по частоте:
Где: длина волны(м) равна отношению скорости света(км/ч) к частоте (кГц)
«УКВ», «ДВ», «СВ»
Сверхдлинные волны — v = 3—30 кГц (λ = 10—100 км).
Имеют свойство проникать вглубь толщи воды до 20 м и в связи с этим применяются для связи с подводными лодками, причем, лодке не обязательно всплывать на эту глубину, достаточно выкинуть радио буй до этого уровня.
Эти волны могут распространяться вплоть до огибания земли, расстояние между земной поверхностью и ионосферой, представляет для них «волновод», по которому они беспрепятственно распространяются.
Длинные волны(ДВ) v = 150—450 кГц (λ = 2000—670 м).
Этот тип радиоволны обладает свойством огибать препятствия, используется для связи на большие расстояния. Также обладает слабой проникающей способностью, так что если у вас нет выносной антенны, вам вряд ли удастся поймать какую-либо радиостанцию.
Средние волны (СВ) v = 500—1600 кГц (λ = 600—190 м).
Эти радиоволны хорошо отражаются от ионосферы, находящейся на расстоянии 100-450 км над поверхностью земли.Особенность этих волн в том, что в дневное время они поглощаются ионосферой и эффекта отражения не происходит. Этот эффект используется практически, для связи, обычно на несколько сотен километров в ночное время.
Короткие волны (КВ) v= 3—30 МГц (λ = 100—10 м).
Подобно средним волнам, хорошо отражаются от ионосферы, но в отличии от них, не зависимо от времени суток. Могут распространяться на большие расстояния(несколько тысяч км) за счет пере отражений от ионосферы и поверхности земли, такое распространение называют скачковым. Передатчиков большой мощности для этого не требуется.
Ультракороткие Волны(УКВ) v = 30 МГц — 300 МГц (λ = 10—1 м).
Эти волны могут огибать препятствия размером в несколько метров, а также имеют хорошую проникающую способность. За счет таких свойств, этот диапазон широко используется для радио трансляций. Недостатком является их сравнительно быстрое затухание при встрече с препятствиями.
Существует формула, которая позволяет рассчитать дальность связи в УКВ диапазоне:
Так к примеру при радиотрансляции с останкинской телебашни высотой 500 м на приемную антенну высотой 10 м, дальность связи при условии прямой видимости составит около 100 км.
Высокие частоты (ВЧ-сантиметровый диапазон) v = 300 МГц — 3 ГГц (λ = 1—0,1 м).
Не огибают препятствия и имеют хорошую проникающую способность. Используются в сетях сотовой связи и wi-fi сетях.
Еще одной интересной особенностью волн этого диапазона, является то, что молекулы воды, способны максимально поглощать их энергию и преобразовывать ее в тепловую. Этот эффект используется в микроволновых печах.
Как видите, wi-fi оборудование и микроволновые печи работают в одном диапазоне и могут воздействовать на воду, поэтому, спать в обнимку с wi-fi роутером, длительное время не стоит.
Крайне высокие частоты (КВЧ-миллиметровый диапазон) v = 3 ГГц — 30 ГГц (λ = 0,1—0,01 м).
Отражаются практически всеми препятствиями, свободно проникают через ионосферу. За счет своих свойств используются в космической связи.
AM — FM
Зачастую, приемные устройства имеют положения переключателей am-fm, что же это такое:
AM — амплитудная модуляция
Это изменение амплитуды несущей частоты под действием кодирующего колебания, к примеру голоса из микрофона.
АМ — первый вид модуляции придуманный человеком. Из недостатков, как и любой аналоговый вид модуляции, имеет низкую помехоустойчивость.
FM — частотная модуляция
Это изменение несущей частоты под воздействие кодирующего колебания.
Хотя, это тоже аналоговый вид модуляции, но он имеет более высокую помехоустойчивость чем АМ и поэтому широко применяется в звуковом сопровождении ТВ трансляций и УКВ вещании.
На самом деле у описанных видом модуляции есть подвиды, но их описание не входит в материал данной статьи.
Еще термины
Интерференция — в результате отражений волн от различных препятствий, волны складываются. В случае сложения в одинаковых фазах, амплитуда начальной волны может увеличиться, при сложении в противоположных фазах, амплитуда может уменьшиться вплоть до нуля.
Это явление более всего проявляется при приеме УКВ ЧМ и ТВ сигнала.
Поэтому, к примеру внутри помещения качество приема на комнатную антенну ТВ сильно «плавает».
Дифракция — явление, возникающее при встрече радиоволны с препятствиями, в результате чего, волна может менять амплитуду, фазу и направление.
Данное явление объясняет связь на КВ и СВ через ионосферу, когда волна отражается от различных неоднородностей и заряженных частиц и тем самым, меняет направление распространения.
Этим же явлением объясняется способность радиоволн распространяться без прямой видимости, огибая земную поверхность. Для этого длина волны должна быть соразмерна препятствию.
Задачи на электромагнитные волны с решением
Успех в решении физических задач зависит не только от способностей в физике, но и от того, как часто вы решаете задачи. Сегодня в нашей регулярной рубрике «Физика для чайников» решаем задачи на электромагнитные волны.
Подпишитесь на нас в телеграме, там есть много полезного для всех учащихся, и так вы не пропустите ничего важного. А тем, кто хочет получить скидку на наши услуги, обязательно стоит заглянуть на наш второй канал с акциями и приятными бонусами.
Электромагнитные волны: решение задач
Сначала скажем, что решение задач по любой теме начинается с повторения теории. А если что-то не получается, помните: не нужно брать задачу «с наскока». Лучше почитайте общую памятку по решению физических задач, держите под рукой полезные формулы, и решение обязательно придет (если подумать).
Задача №1 на электромагнитные волны
Условие
Радиостанция работает на частоте 12 МГц. Какова длина излучаемых радиоволн?
Решение
Длина волны и частота и период связаны соотношениями:
ϑ = с λ ; λ = с ϑ = с T
В соответствии с этим, рассчитаем:
λ = 3 · 10 8 12 · 10 6 = 25 м
Ответ: 25 м.
Задача №2 на электромагнитные волны
Условие
Электромагнитная волна с Земли долетает до Марса за 3 минуты и 6 секунд. Каково расстояние до Марса?
Решение
Зная скорость света (скорость электромагнитной волны) и время, вычислим расстояние по простейшей формуле из механики:
S = c t S = 3 · 10 8 · 186 = 56 · 10 6 к м
Не забываем переводить значения в систему СИ. 3 минуты =180 секунд.
Ответ: 56 миллионов километров.
Задача №3 на электромагнитные волны
Условие
На каком расстоянии s от антенны радиолокатора А находится объект, если отражённый от него радиосигнал возвратился обратно через промежуток времени τ = 200 мкс?
Решение
За время τ сигнал проходит путь 2s (до объекта, и обратно):
Подставим значения, и найдем ответ:
Ответ: 30 км.
Задача №4 на электромагнитные волны
Условие
Определить длину электромагнитных волн в воздухе, излучаемых колебательным контуром с емкостью 3 нФ и индуктивностью 0,012 Гн. Активное сопротивление контура принять равным нулю.
Применим формулу для периода колебаний колебательного контура:
А теперь вспомним, как длина волны связана с периодом колебаний:
Ответ: 11304 м.
Задача №5 на электромагнитные волны
Условие
В каком диапазоне длин волн может работать приёмник, если ёмкость конденсатора в его колебательном контуре плавно изменяется от C1 = 50 пФ до С2 = 500 пФ, а индуктивность катушки постоянна и равна L = 20 мкГн?
Решение
Длина волны, которую воспринимает радиоприемник, равна:
Соответственно, чтобы узнать диапазон, нужно найти максимальную и минимальную длины волн, соответствующие минимальной и максимальной емкостям конденсатора:
Приемник работает в диапазоне ультракоротких радиоволн (УКВ).
Ответ: от 60 до 188 м.
Вопросы на тему «Электромагнитные волны»
Вопрос 1. Что такое электромагнитная волна?
Ответ. Электромагнитная волна – это распространяющееся в пространсте возмущение (изменение) электромагнитного поля. Другими словами:
Электромагнитные волны – это электромагнитные колебания, которые распространяются в пространстве с конечной скоростью.
Вопрос 2. Можно ли увидеть электромагнитную волну?
Ответ. Да, можно. Ведь видимый человеческим глазом свет представляет собой ни что иное, как электромагнитные волны опрделенного диапазона (от 400 до 760 нанометров).
Вопрос 3. Какова скорость электромагнитных волн в вакууме?
Ответ. Электромагнитная волна в вакууме распространяется со скоростью с=300 000 км/с. Это фундаментальная физическая постоянная.
В других прозрачных средах скорость света будет меньше.
Вопрос 4. Какие бывают электромагнитные волны?
Ответ. В зависимости от диапазона длин волн, электромагнитное излучение делится на:
Вопрос 5. Какие волны самые опасные для здоровья человека?
Ответ. Гамма-излучение, рентгеновские лучи, УФ-излучение.
Нужна помощь в решении задач и других заданий? Обращайтесь в специальный сервис для учащихся в любое время.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Физика. Тематические тесты (стр. 45 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Какое свойство электрической энергии не определяет ее значение в современной технике?
А. Ее можно запасать в больших количествах.
Б. Ее можно передавать на большие расстояния.
В. Ее легко преобразовывать в другие виды энергии.
2. Верно ли, что электрическая энергия – это кинетическая энергия направленного движения электронов?
3. Для чего на электростанциях повышают напряжение?
А. Для уменьшения потерь при передаче на большие расстояния.
Б. Для удобства передачи электроэнергии.
В. Для экономии электроэнергии.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Какое явление используется при производстве электроэнергии на электростанциях?
А. Явление электромагнитной индукции.
Б. Явление самоиндукции.
В. Разделение зарядов при химических реакциях.
2. Какое поле не создается вокруг проводов с током?
В. Электрическое поле.
3. Для чего понижают напряжение при передаче электроэнергии потребителям?
А. Для удобства использования.
Б. В целях обеспечения безопасности потребителей.
В. Для уменьшения потерь.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1.Какая энергия преобразуется в электрическую?
2. Что переносит электрическую энергию от источника к потребителю?
А. Электромагнитное поле.
В. Электрическое поле.
3. Какие устройства используют для преобразования напряжения?
В. Преобразователи энергии.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. На каких электростанциях в основном производится электроэнергия?
Б. На тепловых электростанциях.
В. На гидроэлектростанциях.
2. Для чего нужны провода?
А. Транспортировать внутри энергию.
Б. Направлять движение энергии.
В. Для передачи кинетической энергии электронов.
3. В чем заключается главная причина потерь при передаче энергии?
А. Нагревание проводов.
Б. Несовершенства линий электропередач.
В. Несовершенство потребителей энергии.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Что является механической энергией на гидроэлектростанциях?
А. Внутренняя энергия с помощью тепловых двигателей.
Б. Кинетическая энергия падающей воды.
В. Энергия текущей воды.
2. Где перемещается электрическая энергия?
А. Снаружи, вдоль проводов.
В. По поверхности проводов.
3. Почему происходит нагрев проводов?
А. Часть идущей вдоль проводов энергии попадает внутрь проводов и вызывает их нагревание.
Б. Из-за несовершенства материалов, из которых изготавливают провода.
В. Из-за высокого удельного сопротивления материала проводов.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Как получают механическую энергию на тепловых электростанциях?
А. Из кинетической энергии пара.
Б. Из кинетической энергии воды.
В. Из внутренней энергии с помощью тепловых двигателей.
2. Что должно быть в приведенной последовательности этапов производства, передачи и потребления электроэнергии на месте, отмеченном знаком вопроса?
Преобразование механической энергии в электрическую – ? – передача электроэнергии – понижение напряжения – преобразование электроэнергии в другие виды энергии.
3. Что согласно закону Джоуля-Ленца в большей степени определяет тепловые потери в проводах?
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Из каких источников выделяется внутренняя энергия на тепловых электростанциях?
А. В результате деления атомных ядер.
Б. При химических реакциях.
В. При сжигании нефти, угля или газа.
2. Что должно быть в приведенной последовательности этапов производства, передачи и потребления электроэнергии на месте, отмеченном знаком вопроса?
Преобразование механической энергии в электрическую – повышение напряжения – ? – понижение напряжения – преобразование электроэнергии в другие виды энергии.
3. Как уменьшают тепловые потери в проводах при передаче энергии?
А. Увеличивают напряжение и уменьшают силу тока.
Б. Уменьшают напряжение и увеличивают силу тока.
В. Одновременно уменьшают силу тока и напряжение.
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. При помощи чего на электростанциях механическую энергию преобразуют в электрическую?
А. При помощи трансформаторов.
Б. При помощи индукционных генераторов.
В. При помощи турбин.
2. Что должно быть в приведенной последовательности этапов производства, передачи и потребления электроэнергии на месте, отмеченном знаком вопроса?
Преобразование механической энергии в электрическую – повышение напряжения – передача электроэнергии – ? – преобразование электроэнергии в другие виды энергии.
3. Какое минимальное напряжение может вызвать поражение электрическим током?
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. Какой тип электростанций не относится к основным?
2. Что должно быть в приведенной последовательности этапов производства, передачи и потребления электроэнергии на месте, отмеченном знаком вопроса?
Преобразование механической энергии в электрическую – повышение напряжения – передача электроэнергии – понижение напряжения – ?.
3. Ток какой силы вызывает проходящий паралич?
Производство, передача и потребление электроэнергии
1. За счет чего выделяется внутренняя энергия на атомных электростанциях?
А. В результате деления атомных ядер радиоактивных веществ.
Б. В результате парообразования.
В. В результате сжигания топлива.
2. Что должно быть в приведенной последовательности этапов производства, передачи и потребления электроэнергии на месте, отмеченном знаком вопроса?
? – повышение напряжения – передача электроэнергии – понижение напряжения – преобразование электроэнергии в другие виды энергии.
3. Ток какой силы является смертельным для человека?
Производство, передача и потребление электроэнергии