на какой счет оприходовать штампы в бюджетном учреждении
На какой счет оприходовать штампы в бюджетном учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Казенное учреждение заключило договор на изготовление и покупку штампов. Штампы являются не гербовыми. Штампы будут изготовлены из материалов подрядчика.
На какую подстатью КОСГУ следует отнести расходы по изготовлению и покупке штампов? Как определить срок полезного использования для определения группы нефинансового актива?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения подстатей КОСГУ зависит от решения профильной комиссии учреждения, принимаемого с учетом эксплуатационных и технических характеристик штампов, влияющих на определение срока полезного использования штампов. При этом условия отнесения штампов к основным средствам или материальным запасам могут быть установлены в рамках учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, в частности:
— Положение об учетной политике министерства образования и науки Амурской области, утвержденное приказом Министерства образования и науки Амурской области от 30.12.2016 N 1717;
— Учетная политика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя для целей бюджетного учета, утвержденная приказом Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 29.12.2018 N 538.
Об учете печатей и штампов в бюджетных учреждениях
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10
Согласно ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Как и любая некоммерческая организация, бюджетное учреждение должно иметь печать с полным наименованием этой организации на русском языке, а также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. Об учете печатей и штампов поговорим в статье.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Для чего нужна печать?
Согласно п. 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003 оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяются печатью организации. То есть оттиск печати заверяет подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи.
Какие виды печатей бывают?
Печать является механическим приспособлением, устройством, содержащим клише печати для последующего проставления оттиска на бумаге. Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах.
Статьей 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» установлено, что Государственный герб РФ размещается на печатях:
Указанная печать включает в себя следующие реквизиты:
Необходимо отметить, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
Помимо гербовой печати, в учреждении могут использоваться печати структурных подразделений и иные круглые и треугольные печати, имеющие узкое функциональное назначение (для пакетов, пропусков и т.п.). Печати, кроме наименования организации, могут иметь изображения товарных знаков, эмблем, символов, а также иные реквизиты, установленные нормативными правовыми актами.
Кроме того, в учреждении могут применяться и иные разновидности печатей и штампов. Так, например, в силу п. 4.4 порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, кассир должен быть снабжен печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции.
Основное средство или материальные запасы?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения на оплату договора, предметом которого является изготовление печатей и штампов, в зависимости от учетной политики учреждения и предполагаемого срока использования, следует отразить по статье 310 (в случае их возможного использования более 12 месяцев) или 340 КОСГУ (в случае использования менее 12 месяцев).
Согласно п. 34 Инструкции N 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено данной Инструкцией, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.
К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Согласно п. 44 Инструкции N 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется на основании:
Необходимо отметить, что Классификацией основных средств код непосредственно для учета печатей и штампов не предусмотрен. Учет вышеуказанных объектов можно осуществлять с применением кода 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».
С учетом вышеизложенного окончательное решение по отнесению печатей и штампов к основным средствам или материальным запасам должно приниматься комиссией учреждения.
Как отразить в учете?
Отражение в учете будет зависеть от того, к какой группе нефинансовых активов по решению комиссии будут отнесены приобретаемые печати и штампы.
Основное средство. В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
Напомним, что первоначальная стоимость основных средств стоимостью до 3000 руб. списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».
Инструкция по применению плана счетов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Указанные расходы можно отразить следующим образом:
Приобретение и учет канцелярских товаров
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Как отразить в бухгалтерском учете расходы на приобретение канцтоваров? На какие КВР и коды КОСГУ они относятся? Как учитываются указанные объекты: в составе основных средств или материальных запасов? Ответы на эти вопросы – в статье.
Основные средства или материалы?
Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, функциональной и экономической направленности производимых расходов, принимая во внимание положения инструкций № 157н[3], 162н[2], 174н[1], 183н[4], СГС «Основные средства»[5] и СГС «Запасы»[6].
Главным критерием в данном случае будет срок полезного использования. Если он превышает 12 месяцев, то канцелярские принадлежности включаются в состав основных средств, если нет – в состав материальных запасов.
Особенности учета канцтоваров.
Учет в составе основных средств
Канцтовары, отнесенные к основным средствам (калькуляторы, дыроколы, брошюровщики, переплетчики бумаги, ножницы, лотки для бумаги, подставки для канцелярских мелочей и другие аналогичные принадлежности, которые используются более года), учитываются на счете 0 101 06 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» (п. 53 Инструкции № 157н).
Формирование первоначальной стоимости канцтоваров осуществляется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).
Расходы на приобретение канцтоваров отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н[7], 11.1 Порядка № 209н[8]).
Канцтовары, стоимость которых не превышает 10 000 руб., при выдаче их в эксплуатацию списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 39 СГС «Основные средства», п. 50, 373 Инструкции № 157н). Принятие таких объектов к забалансовому учету осуществляется на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) либо накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) одним из следующих способов:
в условной оценке «один объект – один рубль»;
по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта, если такой способ оценки предусмотрели в учетной политике.
На канцтовары стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. начисляется амортизация в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию (п. 39 СГС «Основные средства», п. 92 Инструкции № 157н). Внутреннее перемещение этих объектов в учреждении оформляется требованием-накладной (ф. 0315006).
Выбытие канцтоваров как с балансового, так и с забалансового учета производится на основании акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) либо акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
За счет субсидии на выполнение государственного задания образовательное учреждение (является автономным) приобрело у сторонней организации брошюровщик на сумму 8 000 руб. Оплата товара произведена с лицевого счета, открытого учреждению в ОФК. Комиссией по поступлению и выбытию активов принято решение учитывать брошюровщик в составе основных средств (код 330.28.99.11 ОКОФ). Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Согласно Инструкции № 183н в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены вложения в объект основных средств – брошюровщик
Погашена задолженность перед сторонней организацией
Забалансовый счет 18
Принят к учету брошюровщик
Выдан брошюровщик в эксплуатацию
Отражено увеличение забалансового счета
Забалансовый счет 21
* Предусмотрен учетной политикой учреждения.
Учет в составе материалов.
Канцтовары, отнесенные к материальным запасам (бумага, ручки, карандаши, стержни, папки, скрепки и иные материалы, которые используются 12 месяцев и меньше), учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).
Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в материальные ценности (канцтовары) при их приобретении используется счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Расходы на их покупку отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).
В зависимости от порядка приобретения и (или) использования канцтовары можно учитывать (п. 8 СГС «Запасы», Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02‑07‑07/58075):
в номенклатурных (реестровых) единицах;
партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.
Номенклатурную единицу целесообразно применять в случае необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт.
Учет партиями ведется при массовых продажах. К уникальным товарам данная единица учета не применяется.
Однородная группа материальных запасов позволяет оптимизировать учетные процедуры, уменьшить затраты, связанные с ведением учета. Например, бумагу для офисной техники разных торговых марок при совпадении количества листов в пачках и формата можно учитывать по однородной группе «Бумага для офисной техники формата A4».
Выбранный способ учет канцелярских товаров следует закрепить в учетной политике учреждения.
Аналитический учет канцелярских товаров ведется по группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции № 157н).
В целях перемещения канцелярских товаров внутри учреждения оформляется требование-накладная (ф. 0504204).
Списание канцтоваров с балансового учета при выдаче в эксплуатацию осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Способ списания закрепляется в учетной политике учреждения.
Казенное дошкольное образовательное учреждение приобрело через подотчетное лицо канцтовары (бумагу, папки-скоросшиватели, ручки, блокноты). Подотчетные средства в размере 5 000 руб. были зачислены на банковскую карту учреждения, выданную работнику. Работник снял с карты наличные деньги через банкомат и приобрел канцтовары на сумму 4 950 руб. Неиспользованные денежные средства в сумме 50 руб. внесены работником на карту через банкомат и в этот же операционный день зачислены на лицевой счет учреждения. На основании авансового отчета канцтовары были приняты к учету, а потом выданы в пользование сотрудникам учреждения.
В соответствии с Инструкцией № 162н в бюджетном учете отразятся следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислена на банковскую карту учреждения подотчетная сумма на покупку канцтоваров
Забалансовый счет 17
Получена работником подотчетная сумма через банкомат
Забалансовый счет 18
Приняты к учету канцтовары на основании авансового отчета
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы на банковскую карту
Забалансовый счет 17
Зачислены неиспользованные денежные средства на лицевой счет учреждения
Забалансовый счет 18
Списаны на расходы выданные канцтовары
Отнесение канцтоваров к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) входит в компетенцию образовательного учреждения, которое принимает решение по данному вопросу в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов по ведению учета и несет ответственность за правильность принятого им решения.
Канцелярские принадлежности, которые планируется использовать в деятельности учреждения более года, учитываются в составе основных средств на счете 0 101 06 000, расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 и статье 310 КОСГУ. Принадлежности со сроком использования менее года – в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 с отнесением расходов на их приобретение на КВР 244 и подстатью 346 КОСГУ.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[7] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.
[8] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Как в бухучете бюджетной организации учесть печати и штампы
Печать — это предмет, на котором изображены знаки и символы, выполненные специальным способом для того, чтобы можно было ставить оттиски этих изображений на бумаге или других объектах (глине, сургуче и т.п.) с целью придания данным объектам определенного значения и (или) юридической силы.
Штамп — это вид печати, который заменяет рукописную запись и применяется, как правило, при бумажном делопроизводстве. Юридической силы он не имеет, его основное предназначение — облегчить работу и ускорить процесс документооборота.
Приобретение печатей и штампов
Ограничений на изготовление штампов законодательством не установлено. Их заказывают (приобретают) исходя из реальной потребности организации.
В общем случае печати и штампы состоят из двух элементов: оснастки (корпуса) и клише. Причем зачастую в товаросопроводительных документах составляющие части печати (штампа) прописываются отдельными позициями. Рекомендуем объединять их в единый объект учета, так как по отдельности они не используются.
Принимая во внимание то, что срок службы печатей и штампов, как правило, составляет более одного года, и их стоимость относительно невелика, предлагаем учитывать данные объекты учета в качестве отдельных предметов в составе оборотных средств (ОП в СОС).
В этом случае в бухучете операции по поступлению в организацию печатей и штампов, приобретенных за счет средств бюджета по безналичному расчету, отражаются следующими записями :
Содержание операций
В бухучете операции по приобретению печатей и штампов за счет внебюджетных средств в общем случае отражаются следующими записями :
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Перечислена изготовителю печатей и штампов оплата с внебюджетного расчетного счета | 178 | 111 |
Оприходованы поступившие печати и штампы (без НДС) | 070 | 178 |
Отражен предъявленный НДС | 175 | 178 |
Принят к вычету НДС | 173 | 175 |
Одновременно отражены расходы по внебюджетной деятельности и увеличен фонд ОП в СОС | 211 (080 и др.) | 260 |
2. Выдача печатей (штампов) в эксплуатацию
В настоящее время порядок учета, использования и ответственность за хранение печатей и штампов каждая организация устанавливает самостоятельно. Также организация самостоятельно определяет перечень документов, на которых проставляется оттиск печати. Эти нормы можно закрепить в Положении о порядке изготовления, учета, хранения, использования и уничтожения печатей и штампов в организации или ином локальном НПА.
Примечание
См. разъяснение специалиста Минюста И.В.Леус в статье «Проставлять или нет печать в документации».
При выдаче в эксплуатацию печатей и штампов стоимостью до 1 базовой величины (далее — БВ), их следует списать с бухучета. При этом производится запись :
Содержание операций
Печати и штампы, которые стоят свыше 1 базовой величины, при отпуске их в эксплуатацию не списывают, а относят на субсчет 071 «Предметы в эксплуатации» :
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Переданы в эксплуатацию по накладной (требованию) печати и штампы, которые стоят больше 1 БВ за единицу | 071 | 070 |