на какой счет оприходовать товар
41 счет бухгалтерского учета
Зачем нужен счет 41
Счет 41 «Товары» используют для учета движения товаров для перепродажи. По 41 счету фиксируют их стоимость и движение: покупку, продажу или списание. Также на этом счете учитывают покупную тару.
Счет 41 — активный. По дебету идет увеличение стоимости товаров, например, при покупке на склад новой партии. А по кредиту — уменьшение, например, при продаже покупателю. Дебетовый остаток по счету 41 заносится в бухбаланс в строку «Запасы».
Порядок учета товаров, как и прочих товарно-материальных ценностей, регламентируется ПБУ 5/01.
Что такое товары
Товар — это любое имущество, приобретенное для дальнейшей перепродажи. В магазине — это все продукты на полках от сахара до йогурта. А в автоцентре товар — это любая машина, которую может продать компания.
В отличие от готовой продукции компания товары не создает. Она приобретает их у стороннего производителя, делает наценку и перепродает.
Кто использует счет 41
В основном счет используют торговые компании и компании в сфере общепита. Производственные компании по большей части занимаются продажей готовой продукции, то есть тем, что произвели сами. Для этого в их плане счетов есть счет 43 «Готовая продукция». Счет 41 они используют, если купили что-то для перепродажи, например, сырье или материалы.
Товары, принятые на хранение или предназначенные для перепродажи по комиссионному договору на 41 счете не учитываются. Для этого вводят забалансовые счета 002 и 004 соответственно.
По какой стоимости ведут учет товаров на счете 41
Учет товаров ведут по фактической себестоимости. При этом кроме стоимости самих товаров туда включают:
По какой стоимости списывают товары с 41 счета
Списание товара со счета 41 происходит при их порче, потере или при продаже. Всего есть три разрешенных варианта, для списания товаров.
1. По средней себестоимости — когда покупаем товары по разным ценам, а при списании считаем среднее — стоимость всех товаров делим на их количество.
Например, первую партию сахара в 10 кг купили за 700 руб, а вторую партию в 10 кг — за 800 руб. Считаем среднюю стоимость:
(700 + 800) / (10+10) = 750 руб. — по такой стоимости списывает товар при продаже.
2. По себестоимости каждой единицы — каждая партия списывается по фактической стоимости.
3. По методу ФИФО — первым списывается товар, который был куплен раньше. Например, сахар закупали тремя партиями:
Компания продала 23 кг сахара. Значит стоимость списываемого товара составит:
10 * 70 + 10 * 80 + 3 * 90 = 1770 руб. — сумма для списания со счета 41
Какие субсчета открывают к счету 41
Для детализации к счету 41 можно открывать субсчета. Мы собрали их в таблицу.
Субсчет | Характеристика |
41.1 «Товары на складах» | Здесь ведут учет всех товаров, находящихся на складах и оптовых базах. Общепит использует этот счет для учета товаров в кладовых. |
41.2 «Товары в розничной торговле» | Для учета товаров в точках розничной торговли и в буфетах. |
41.3 «Тара под товаром и порожняя» | Отдельный субсчет для учета тары под товары. |
41.4 «Покупные изделия» | Специальный субсчет для промышленных компаний, ведущих торговую деятельность. |
Как ведут аналитический учет на счете 41
Аналитику по 41 счету ведут отдельно по каждому наименованию. Однако вести учет товаров можно также по:
С какими счетами корреспондирует 41 счет
Количество операций с товарами велико, поэтому счет 41 корреспондирует со многими счетами бухучета. Для удобства мы собрали их в таблице.
Счет 41 по дебету корреспондирует с | Счет 41 по кредиту корреспондирует с |
15 41 42 60 66 67 68 71 73 75 76 79 80 86 91 | 10 20 41 44 45 76 79 80 90 94 97 99 |
Основные проводки по счету 41
Основные бухгалтерские проводки, где используют счет 41, мы собрали в таблицу.
Дебет | Кредит | Суть операции |
41 | 60 | Покупка товаров у поставщика |
62 | 90.1 | Продажа товаров |
90.2 | 41 | Себестоимость проданных товаров списана в расходы |
90 | 62 | Получен возврат от покупателя |
60 | 41 | Товары возвращены поставщику |
41 | 91.1 | При инвентаризации обнаружены неучтенные излишки |
94 | 41 | Списана недостача, обнаруженная в ходе инвентаризации |
41 | 94 | Списана сумма потерь в пределах убыли, предусмотренной договором поставки |
41 | 42 | Отражена торговая наценка |
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет товаров по номенклатурным группам, партиям, ответственным лицам, складам и так далее. В сервисе есть зарплатный блок, отправка отчетности онлайн и другие инструменты для бухгалтера. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Документы для оприходования товара
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Для организации эффективного производства важно вести грамотный складской учет. Знание документов, с помощью которых товары оприходуются на склад, поможет защитить свои права и вести учет правильно. Верно оформленное документальное сопровождение защитит от проблем с полученным товаром и облегчит общение с налоговыми органами.
Документы для оформления поступления товара
Оприходование товара включает в себя прием и первичный учет поступлений. Принимать товар может материально-ответственное лицо или лицо по доверенности. Поступление товаров сопровождается оформлением первичных документов поставщиком. К ним относятся:
Счет-фактуру выписывают, если поставщик платит НДС. Счет-фактура позволяет зачесть НДС на полученный товар к возмещению. Организации и предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, не платят налог на добавленную стоимость и могут не составлять счет-фактуру, а если документ выставлен поставщиком на ОСНО — не принимать к возмещению входящий НДС.
Перед тем как принять товар, проверьте правильность оформления накладной: в ней должны содержаться реквизиты покупателя и поставщика, наименование товара, количество, цена, стоимость, НДС.
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
Для оприходования товара после приемки на накладной ставят печать и подписи ответственных лиц. Накладную составляют в двух экземплярах: один остается у покупателя, а другой передают продавцу. Для покупателя накладная — приходный документ, а для продавца — расходный.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Этот документ представляет собой сразу товарно-транспортную накладную и счет-фактуру. Законодательно введен с 2013 года и не обязателен к применению. Вы можете самостоятельно решить, желаете ли составлять два документа или только УПД. Как и счет-фактура, УПД дает основание для получения налогового вычета.
Применение универсального документа упрощает процесс передачи и принятия ТМЦ. С его помощью оформляйте поставку товаров, работ или услуг и передачу имущественных прав. Подписывает УПД уполномоченное лицо, ответственное за оформление первичных документов или сделки купли-продажи.
В законодательно закрепленной форме УПД есть поле статуса. Оно определяет, вместо какого документа вы представляете УПД:
Статус документа изменяет порядок его заполнения: для статуса 2 не нужно заполнять некоторые строки, изменяется номер УПД и необходимые подписи. Для использования УПД в организации нужно утвердить его форму. Официальная форма носит рекомендательный характер, и организация может вносить в нее изменения. Но все обязательные реквизиты первичных документов должны соответствовать требованиям.
Приемка товаров
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
На первом этапе приемки товаров проверяем, соответствует ли вид и количество товара сведениям в сопроводительных документах. Это нужно чтобы обеспечить полноту учета. Второй этап — приемка товара по качеству и укомплектованности. Приемку товаров выполняет материально-ответственное лицо в присутствии представителя поставщика, если в договоре не оговорены другие условия.Если весь товар на месте и брак не обнаружен, подтвердите соответствие штампом организации и подписью.
По результатам приемки товара составляется акт ТОРГ-1 и товарный ярлык ТОРГ-11. Данные товарного ярлыка нужны для проведения инвентаризационной описи.
Нарушение сроков проверки и правил приема лишит вас прав на выставление претензии к поставщику или перевозчику. Для отдельных видов товаров, сроки установлены законодательно, для остальных оговариваются в договоре. Оформление возврата некачественного товара зависит от момента обнаружения брака:
В завершение приемки, оприходуйте поступившие ТМЦ по фактическому количеству и сумме.
Что делать, если нет сопроводительных документов
Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара.
Для бухучета главное — документы. Если нет документа, нет и объекта учета. Когда договор поставки в наличии, но поставщик не представил сопроводительные документы, поступившие товары тоже нужно оприходовать.
Для таких случаев предусмотрен акт приемки ТОРГ-4. При отсутствии товарной накладной и счета, затрудняется определение цены, по которой приходуют товар. Цену нужно взять из договора, а если договора нет, то товар приходуется по рыночной цене. Акт ТОРГ-4 содержит информацию о фактическом наличии поступившего товара.
Акт приемки составляет специальная комиссия, принимающая товар. ТОРГ-4 оформляют в двух экземплярах, один передается материально-ответственному лицу поставщика, а другой в бухгалтерию.
Оприходование товара — проводки
В бухучете отражение приобретения товаров различается и зависит от метода передачи прав собственности.
Отсрочка платежа. Право собственности переходит в момент передачи товара покупателю. В фактическую себестоимость принятых товаров включайте расходы на доставку и заготовительные расходы.
Дебет | Кредит | |
---|---|---|
Оприходованы товары (без НДС) | 41 | 60 |
Начислен НДС | 19 | 60 |
Расходы на доставку | 41 | 60 |
Начислен НДС на доставку | 19 | 60 |
НДС принят к вычету | 68 | 19 |
Погашена задолженность | 60 | 50(51) |
Предоплата. В договоре указано, что право собственности на товар переходит после его оплаты.
Дебет | Кредит | |
---|---|---|
Перечислена оплата поставщику | 60 | 50 (51) |
Оприходованы товары (без НДС) | 41 | 60 |
Начислен НДС | 19 | 60 |
НДС к вычету | 68 | 19 |
В рамках оприходования товара стоит отметить ситуации, связанные с возвратом товара поставщику. В зависимости от того, был ли принят товар к учету и был ли он оплачен — проводки изменяются.
Автор статьи: Елизавета Кобрина
Вести учет поступлений товаров станет проще с использованием автоматизированных программ. Облачный сервис Контур.Бухгалтерия позволяет хранить всю информацию о товарах в одном месте и упрощает процедуру оприходования товара. Заносите накладные, счет-фактуру и данные об оплате счетов. Ведите учет поступлений и выбытия ТМЦ.
Как вести учет поступления товаров
Оптовые и розничные коммерческие компании получают товар для его дальнейшей продажи. Поступление ценностей требуется обязательно учесть. Нужно это для создания базы достоверной информации, без которой фирма не может нормально функционировать. Для фиксирования всех данных используется такой инструмент, как бухучет.
Цели и задачи бухучета поступления товаров
Основные цели бухучета поступления товаров:
Перед бухучетом поступления стоят эти задачи:
Бухучет поступления товаров ведется в соответствии с этими принципами:
На основании бухучета проводится проверка материально ответственных лиц. Если учет будет организован неправильно, повышается риск хищения ценностей. Информационный хаос блокирует возможности успешного управления торговыми процессами.
Учет поступления ценностей
Товары могут поступать в фирму от производителей, оптовых компаний. К продукции обязательно прикладывается сопроводительная документация. Если товар транспортируется с помощью ТС, должна быть заполнена товарно-транспортная накладная. Бумага эта подразделяется на два раздела. Товарный раздел включает в себя эти сведения:
В транспортном разделе указываются эти сведения:
Поставщик также должен предоставить документы на сам товар. В частности, это бумаги, подтверждающие безопасность продукции (к примеру, сертификат). Сопроводительным документом является счет-фактура, счет для оплаты продукции.
К СВЕДЕНИЮ! Если товар поступил без документации, эта операция не может быть отражена в учете. Любое действие должно быть задокументировано. Требуемая для учета информация берется именно из бумаг.
Бухучет поступления продукции на склад
Учитывается поступление товара на счете 41. По его дебету отражается поступление, по кредиту – выбытие. Существует несколько методов учета:
Учет по себестоимости актуален для оптовых и производственных образований. В розничных фирмах учет осуществляется или по себестоимости, или по стоимости реализации.
Учет по фактической себестоимости
Если ведется учет по себестоимости, фиксировать нужно ту стоимость, которая прописана в бумагах от поставщика. Если поставщик рассчитал НДС и предъявил счет-фактуру, размер налоговых отчислений помещается на отдельный субсчет. Оприходование происходит по себестоимости, которая не включает в себя НДС. Однако в стоимость могут входить транспортные расходы. Иногда эти траты отдельно учитываются на дебете счета 44. Рассмотрим используемые проводки:
Продукция может покупаться с помощью займа. В этом случае проценты по займу могут входить в себестоимость. В этом случае они фиксируются на дебете счета 41.
Пример учета по фактической себестоимости
Для покупки товара фирма взяла кредит. На заемные средства начисляются проценты, которые входят в структуру операционных расходов. Позже полученный товар был продан. Рассмотрим используемые проводки:
Проводку с получением займа нужно подтвердить соглашением с банковским учреждением.
Учет по стоимости реализации
Если товар учитывается по стоимости их реализации, потребуется счет 42. На нем фиксируется торговая наценка. Она включает в себя НДС. Для фиксации наценки используется данная проводка: ДТ41 КТ42. Когда товар реализуется, наценка сторнируется, для чего нужна эта проводка: ДТ90/2 КТ42.
Продавец может уценивать свою продукцию. При этом размер уценки списывается в счет наценки. Если размер уценки больше наценки, разница входит в структуру прочих расходов. При этом используется эта проводка: ДТ91/2 КТ41.
Если продукция списывается на нужды фирмы, наценку также нужно списывать на нужды. Требуются эти проводки: ДТ44 КТ41, ДТ44 КТ42. Если продукция выбывает из-за порчи, для списания используется эта проводка: ДТ94 КТ41. Наценка будет списана в ДТ счета 94. Корреспондирующим счетом является КТ42.
Пример учета по стоимости реализации
Фирма приобрела продукцию на сумму 12 000, в стоимость включена НДС в размере 2 000 рублей. Ставка НДС при реализации равна 18%. Наценка составляет 30%. Учет предваряют эти расчеты:
В рамках бухучета используются эти проводки:
Учет по себестоимости и стоимости от продажи – наиболее распространенные способы учета.
Синтетический и аналитический учет
Для ведения синтетического учета используется активный счет 41 «Товары». К нему создается субсчет 2 «Продукция в розничной торговле». Когда товар поступает в компанию, используется дебетовый счет. Когда товар выбывает, требуется кредитовый счет. Дебетовое сальдо фиксируется в разделе 2 «Оборотные активы».
Аналитический учет производится по каждому лицу, наделенному материальной ответственностью, по каждому поставщику. Учет нужно выполнять по каждой расчетно-платежной бумаге, переданной поставщиком. Для этого используется счет 60. Дебетовые счета заполняются на основании расчетных бумаг, кредитовые – на основании информации из транспортных и товарных бумаг.
Счет 41 «Товары»
Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.
В организациях, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:
— 41-1 «Товары на складах»,
— 41-2 «Товары в розничной торговле»,
— 41-3 «Тара под товаром и порожняя»,
— 41-4 «Покупные изделия» и др.
На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организациях, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитываются наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.
На субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания).
На субсчете 41-4 «Покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учета производственных запасов).
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи».
Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске (отгрузке) производится запись по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».
Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 «Товары», а учитываются обособленно.
Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.
СЧЕТ 41 «ТОВАРЫ» КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:
Бухгалтерские проводки по поступлению товаров
Какие нюансы влияют на отражение в учете товаров и услуг
В хозяйственной деятельности любой компании регулярно или периодически возникает необходимость в приобретении товаров и (или) услуг у сторонних продавцов (исполнителей, поставщиков). Если материальные ценности приобретаются в торговой сети, с точки зрения продавца они все являются товаром. Однако при оприходовании покупки на счетах учета компании (покупателя) необходимо правильно классифицировать ее в качестве:
С 2021 года обязателен к применению новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 отменено. Как учитывать товары по правилам ФСБУ 5/2019, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Также неоднозначно дело обстоит с покупкой услуг. Здесь определяющим учетным фактором является цель их приобретения. Например:
В каждом случае проводки при покупке товаров и услуг будут различными.
Что такое услуга и какие виды услуг существуют, узнайте из этого материала.
Основные бухгалтерские проводки по покупке товаров и услуг (пример)
Разобраться с проводками по поступлению товаров и услуг нам поможет пример.
ООО «Производственная компания» закупило у своего поставщика (крупной торговой сети) следующие товары:
Для доставки бетононасоса компания воспользовалась услугами транспортной компании ПАО «Помощник». Учитывая дальность перемещения и крупногабаритность груза, стоимость своей услуги ПАО «Помощник» оценило в 45 490 руб. (без НДС).
Бухгалтер ООО «Производственная компания» учел запланированные направления использования закупленных ценностей (графа 6) и произвел следующие бухгалтерские проводки по поступлению товаров и услуг:
Может ли продавец оформить один УПД на товары и услуги, расскажем в этой публикации.
Когда товары нужно учитывать за балансом
Случаются ситуации, когда на территории компании находятся ценности других лиц. Например, при приемке товара выявлен брак — пока товар не заберет поставщик, покупатель обязан обеспечить его сохранность (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Или компания оказывает услуги по хранению товара. В таких случаях материальная ценность, не относящаяся к собственному имуществу компании, подлежит забалансовому учету.
Проводки для оприходования товаров за балансом будут следующие:
Можно ли принять к вычету НДС по товарам, учитываемым за балансом, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что нужно учитывать на забалансовых счетах и как накажут компанию, если забалансовый учет не организован, узнайте из этого материала.
Итоги
Основная проводка при поступлении товаров: Дт 41 «Товары» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если же приобретенная в качестве товара ценность будет использована в деятельности компании, то ее необходимо отразить по дебету счета 10 «Материалы» или на счетах учета внеоборотных активов. Порядок отражения приобретенной услуги зависит от ее назначения и может отражаться по дебету счетов учета затрат или включаться в первоначальную стоимость актива.