на какой счет оприходовать жесткий диск для компьютера
На какой счет оприходовать жесткий диск для компьютера
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация приобрела сервер стоимостью 34 тыс. руб., а также жесткие диски к серверу стоимостью 13 тыс. руб.
Как учитывать жесткие диски: как отдельный инвентарный объект или в стоимости сервера?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Жесткий диск возможно учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта в том случае, если организация намерена эксплуатировать его (и это возможно технически) путем подсоединения к различным серверам, в составе различных комплектаций оборудования, а также если срок полезного использования жесткого диска существенно отличается от срока полезного использования сервера.
Вместе с тем учитывая позицию Минфина России, а также наличие судебной практики (которая свидетельствует о спорности рассматриваемого вопроса), полагаем, что если стоимость сервера вместе с жесткими дисками будет больше 100 тыс. руб., то налоговые органы, вероятнее всего, будут настаивать на том, что отдельные предметы, входящие в состав сервера, нужно принимать к учету как единый инвентарный объект.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
На какой счет оприходовать жесткий диск для компьютера
Дата публикации 03.09.2021
Бюджетное учреждение приобрело по договору дополнительный жесткий диск для компьютера к уже имеющемуся жесткому диску (находится в рабочем состоянии). Как отразить операцию в бухгалтерском учете? Какой код ОКОФ присвоить жесткому диску, какой срок полезного использования установить?
При невыполнении перечисленных критериев объекты нефинансовых активов принимаются к учету в качестве материальных запасов. Кроме того, объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н.
Жесткие диски бывают внешние (переносные) и внутренние. В вопросе не уточняется, какой жесткий диск приобретает учреждение, поэтому рассмотрим каждую ситуацию.
Если учреждение приобретает внутренний жесткий диск, он может рассматриваться в качестве запасной части компьютера. Согласно пп. 99, 118 Инструкции № 157н запасные части учитываются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений, относятся на подстатью 347 КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка № 209н).
Из вопроса следует, что жесткий диск приобретен в дополнение к имеющемуся диску с целью расширения функциональных возможностей, улучшения технических характеристик имеющегося компьютера (модернизации). В этом случае расходы увеличивают первоначальную/балансовую стоимость объекта, поэтому необходимо применять подстатью 347 КОСГУ. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 24.12.2019 № 02-08-05/101462.
Если учреждение приобретает внешний жесткий диск, комиссия по поступлению и выбытию активов может принять решение о его учете как самостоятельного инвентарного объекта. Объекты основных средств приобретаются за счет статьи 310 КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н).
В бухгалтерском учете могут быть отражены записи:
В преамбуле к ОКОФ сказано, что информационное оборудование, комплектные машины и оборудование для преобразования и хранения информации, в состав которых могут входить устройства электронного управления, электронные и прочие компоненты, являющиеся частями этих машин и оборудования, относятся к группировке «Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование».
Таким образом, в соответствии с ОКОФ жесткий диск входит в группировку 320.26.2 «Компьютеры и периферийное оборудование». По нашему мнению, комиссия учреждения может принять решение о присвоении жесткому диску кода 320.26.20.15 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода» ОКОФ.
В классификации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, код 320.26.20.15 не указан ни в одной амортизационной группе. Для видов имущества, не поименованных в Классификации № 1, срок полезного использования устанавливается на основании решения комиссии учреждения, принятого с учетом:
Конкретный порядок учета объекта в соответствии с приведенными критериями определяет комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). Учреждению следует сформировать единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам и закрепить в учетной политике (письмо Минфина России от 04.06.2015 № 02-05-10/32375).
Организация купила жесткие диски к серверу: это отдельные инвентарные объекты или нет?
Организация приобрела сервер стоимостью 34 тыс. руб., а также жесткие диски к серверу стоимостью 13 тыс. руб. Как учитывать жесткие диски: как отдельный инвентарный объект или в стоимости сервера?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Жесткий диск возможно учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта в том случае, если организация намерена эксплуатировать его (и это возможно технически) путем подсоединения к различным серверам, в составе различных комплектаций оборудования, а также если срок полезного использования жесткого диска существенно отличается от срока полезного использования сервера.
Вместе с тем учитывая позицию Минфина России, а также наличие судебной практики (которая свидетельствует о спорности рассматриваемого вопроса), полагаем, что если стоимость сервера вместе с жесткими дисками будет больше 100 тыс. руб., то налоговые органы, вероятнее всего, будут настаивать на том, что отдельные предметы, входящие в состав сервера, нужно принимать к учету как единый инвентарный объект.
Обоснование вывода:
Для целей налогообложения жесткий диск (как и отдельно сервер стоимостью 34 000 руб.) не признается амортизируемым имуществом, т.к. стоит менее 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ, смотрите также, например, письмо Минфина России от 11.09.2019 N 03-11-11/69903).
Однако Минфин России такие предметы, как жесткий диск, видеокарта, системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь и др. рассматривает как комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы, который принимается к учету в качестве единого инвентарного объекта (смотрите письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639, от 29.10.2004 N 03-03-01-04/1/89).
Аргументация для такого подхода заключается в следующем: жесткий диск, видеокарта, системный блок, монитор и т.д. не выполняют самостоятельных функций и являются элементами комплекса конструктивно сочлененных предметов, в связи с чем эти активы не могут являться отдельными инвентарными объектами (п. 6 ПБУ 6/01).
Вместе с тем существует и иной подход к отражению в учете рассматриваемого имущества.
Согласно абзацу второму п. 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Судами поддерживается позиция, согласно которой назначение каждого объекта персонального компьютера в отдельности разное, и каждый предмет может выполнять свои функции в различной иной комплектации (определения ВАС РФ от 28.06.2010 N ВАС-7601/10, от 16.05.2008 N 6047/08 ).
Так, суд Поволжского округа от 26.01.2010 N А65-8600/2009 отметил, что доводы налогового органа обоснованно отклонены, поскольку монитор, клавиатура, мышь наряду с системным блоком являются комплектующими частями, и каждое из комплектующих может использоваться заявителем на разных компьютерах взамен вышедших из строя либо для модернизации.
Конечно, в нашем случае речь идет не о мониторе и системном блоке (и прочей периферии), которые очевидно легко взаимозаменяемы. Однако в зависимости от обстоятельств вышеуказанную позицию судов, на наш взгляд, также можно применить и при принятии решения учитывать жесткий диск как отдельный инвентарный объект или в составе сервера. К сожалению, судебной практики или официальных разъяснений непосредственно по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено. Но косвенно сказанное подтверждается решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.09.2006 N А05-7835/2006-9, где в числе комплектующих компьютерной техники и мини-АТС (раздельный учет которых судами признан правомерным) наряду с монитором, системным блоком и проч. упомянуты принт-сервер, устройство бесперебойного питания, коммутатор, переносной жесткий диск.
Из анализа судебной практики следует, на решение об учете жесткого диска и сервера в качестве отдельных инвентарных объектов могут повлиять:
предмет договора, в соответствии с которым приобретаются отдельные комплектующие: в документах поставщика (в накладной, счете-фактуре) сервер, жесткий диск выделены в отдельные графы (являются отдельными товарами);
цели использования (закупка средств труда или запасных частей для ремонта, модернизации уже имеющегося оборудования);
приобретение объектов в разное время.
Таким образом, теоретически жесткий диск возможно учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта в том случае, если организация намерена (и для этого существует техническая возможность) эксплуатировать его путем подсоединения к различным серверам, в составе различных комплектаций оборудования; а также если срок полезного использования жесткого диска существенно отличается от срока полезного использования сервера.
В таком случае применительно к рассматриваемой ситуации стоимость сервера, не превышающая 40 000 руб., в бухгалтерском учете организации будет единовременно списана в расходы. Как и стоимость жесткого диска. В целях обеспечения сохранности сервера и жесткого диска при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).
Вместе с тем учитывая позицию Минфина России, а также наличие судебной практики (которая свидетельствует о спорности рассматриваемого вопроса), полагаем, что если стоимость сервера вместе с жесткими дисками будет больше 100 000 руб., то налоговые органы, вероятнее всего, будут настаивать на том, что отдельные предметы, входящие в состав сервера, нужно учитывать в качестве единого объекта основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
На какой счет оприходовать жесткий диск для компьютера
Дата публикации 12.05.2021
Бюджетное учреждение в 2021 году приобрело компьютер в сборе. В накладной поставщика каждая комплектующая указана отдельно (мышь, клавиатура, системный блок, монитор). Как принять к учету компьютер, как один инвентарный объект и указать в карточке, что входит в основное средство, или принимать к учету все раздельно? Если принимать раздельно, на какой счет относить комплектующие?
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, периферийные устройства и компьютерное оборудование), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств.
Из вопроса следует, что в накладной поставщика стоимость каждой комплектующей компьютера указана отдельно. При этом из вопроса неясно, получает учреждение по условиям договора уже готовый к эксплуатации компьютер или контрагент только поставляет комплектующие, а сборку и подключение учреждение осуществляет самостоятельно.
Таким образом, рассматриваемая ситуация в учете учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
Если контрагент только поставляет комплектующие, а сборку и подключение составных частей компьютера учреждение осуществляет самостоятельно, все составляющие комплекса по аналогии с запасными частями учитываются в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции № 157н).
Приобретение запасных частей и комплектующих для целей капитальных вложений оплачивается по подстатье 347 КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка № 209н). Стоимость материалов, приобретенных по этой подстатье, в дальнейшем должна формировать вложения в основные средства на счете 106 01. В ином случае, если комплектующие приобретаются, например, для ремонта компьютеров, расходы на их приобретение относятся на статью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).
В рассматриваемой ситуации из комплектующих планируется собрать отдельное основное средство, т.е. материальные запасы будут формировать вложения на счете 106 01. Следовательно, расходы на приобретение системного блока, монитора, мыши, клавиатуры могут быть отражены по подстатье 347 КОСГУ.
Передача материальных запасов для изготовления нефинансовых активов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 (п. 37 Инструкции № 174н).
Таким образом, приобретение комплектующих и дальнейшая сборка компьютера в учете бюджетного учреждения отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Учет малоценного оборудования по ФСБУ 5/2019 «Запасы» в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Cогласно новому стандарту ФСБУ 5/2019 «Запасы», все активы, отвечающие критериям малоценного оборудования, должны относиться сразу на затраты в том периоде, в котором они были понесены. Но критерии отнесения к малоценным у организаций будут разными. Почему?
Дело в том, что помимо нового стандарта «Запасы» появился новый ФСБУ «Основные средства». И часть организаций начала его применение с 2021 года, а остальные по-прежнему применяют ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Так вот, согласно ПБУ, к малоценным основным средствам относятся те, стоимость которых не превышает 40 000 рублей без НДС. А новый стандарт предусматривает установление лимита с учётом существенности.
Так, например, на производственном предприятии могут решить, что затраты, связанные с приобретением производственных мощностей, являются для них существенными, а затраты на приобретение офисной техники ими не являются, даже если их стоимость выше лимита в 40 000 рублей.
Конечно же, такие решения обязательно должны быть закреплены в учётной политике предприятия.
Напомним, ранее малоценное оборудование мы учитывали как инвентарь на счёте 10.09, или в составе основных средств с присвоением инвентарного номера, но при этом в налоговом учёте относили их стоимость на затраты предприятия.
Теперь же мы должны их отражать на счёте 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов», затем фиксировать их выбытие на счёте 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» с последующим списанием на затратный счёт.
Рассмотрим данный пример в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0.
Предположим, нами был куплен компьютер за 39 000 рублей без НДС. Для отражения этого факта нам необходимо перейти в раздел «Покупки» и выбрать пункт «Поступление (акты, накладные, УПД)».
В открывшемся окне следует нажать на кнопку «Поступление» и из выпадающего меню выбрать «Товары (накладная, УПД)». Шапка документа заполняется в соответствии с приходными документами: дата, номер, контрагент, договор.
Переходим к заполнению табличной части документа и создаём новую номенклатурную позицию с видом номенклатуры «Малоценное оборудование и запасы». При выборе данной номенклатуры в программе автоматически будет указан затратный счёт учёта.
Затем указываем сумму и количество и переходим в колонку «Счета учёта», в ней при необходимости меняем счёт затрат на 20, 23, 26 или 44 и проверяем статью затрат.
Заполненный документ выглядит следующим образом:
Вторым этапом рассмотрения нашего примера будет передача нашего малоценного оборудования сотруднику Иванову И.И.
Для отражения этого факта, как и ранее, используется документ «Передача материалов в эксплуатацию». Его можно ввести как в разделе «Склад», так и путём ввода на основании документа покупки.
В данном документе необходимо перейти на вкладку «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», добавить новую строку и указать ранее приобретённое малоценное имущество, а также кому оно передаётся и на каком счёте отражается.
При заполнении способа отражения расходов необходимо, чтобы была указана статья затрат «Малоценное оборудование и запасы».
Заполненный документ выглядит следующим образом:
Проведённый документ сформирует следующие проводки:
Для проверки всех произведённых действий сформируем оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерскому и налоговому учётам.
По счёту 10.21.1 будет отражена покупка малоценного оборудования по дебету и его выбытие по кредиту.
По счёту 10.21.2 суммы будут отражены лишь в бухгалтерском учёте.
И наконец, на счёте 26 и по бухгалтерскому, и по налоговому учётам будут отражены затраты по статье «Малоценное оборудование и запасы».
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь