на какой счет отнести административный штраф по постановлению
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Виды существующих штрафных санкций
Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.
По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Итоги
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
Организация уплатила административный штраф: отражение в учете
Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль организаций
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).
Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.
Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).
Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.
Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76
— начислен административный штраф;
Дебет 76 Кредит 51
— административный штраф перечислен в бюджет.
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует «адаптировать» к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).
Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
На какой счет отнести административный штраф по постановлению
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. N 02-07-10/57990 Об особенностях отражения в учете доходов от штрафов, установленных КоАП
При этом, фактом хозяйственной жизни является событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Статьей 5 Федерального закона N 402-ФЗ предусмотрено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Доходы от штрафов, установленных КоАП, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами установленными статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом, порядок и сроки исполнения постановления о наложении административного штрафа предусмотрены статьей 32.2. КоАП.
Согласно статье 10 Федерального закона N 402-ФЗ и СГС «Концептуальные основы», ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета (регистрация объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета) осуществляется без пропусков и изъятий, в денежном измерении (стоимостном выражении) объектов бухгалтерского учета с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты).
Согласно пункту 2 СГС «Доходы», положения СГС «Доходы» применяются одновременно с применением положений СГС «Концептуальные основы».
Пунктом 35 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено, что объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные настоящим СГС «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом согласно пункту 47 СГС «Концептуальные основы», для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) соответствие объекта бухгалтерского учета определению, установленному СГС «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) уверенности субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;
в) возможности оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений СГС «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом пунктом 34 СГС «Доходы» предусмотрено, что доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней).
Обращаем внимание, что при начислении в бюджетном учете задолженности по суммам штрафов, установленных КоАП, до вступления в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, размер возмещения (денежная (стоимостная) оценка объекта бухгалтерского учета) в виде ожидаемых доходов является оценочным значением.
Согласно положениям Инструкции N 162н начисление доходов администратором доходов, осуществляется с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (дебет счета 120545560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» и кредит счета 140110145 «Прочие доходы текущего финансового года от сумм принудительного изъятия», 140140145 «Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия»).
Учитывая изложенное, до вступления в силу вынесенного постановления (решения суда) по делу об административном правонарушении, признание в бухгалтерском учете дебиторской задолженности лица, в отношении которого вынесено такое постановление, осуществляется с использованием счета 140140145 «Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия».
При вступлении в силу вынесенного постановления (решения суда) по делу об административном правонарушении поступление в доход текущего финансового периода сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отражается по дебету счета 140140145 «Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия» и кредиту счета 140110145 «Прочие доходы текущего финансового года от сумм принудительного изъятия» (пункт 34 СГС «Доходы»).
Согласно пункту 4 статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
При этом, правовыми актами главных администраторов доходов бюджетов, наделяющими администраторов доходов полномочиями по администрированию доходов бюджетов, определяется порядок действий администраторов доходов бюджетов при принудительном взыскании администраторами доходов бюджетов с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе определение перечня необходимой для заполнения платежного документа информации, которую необходимо довести до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации).
Учитывая изложенное, в целях своевременного и достоверного представления в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации об активах и доходах, возникающих при осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов, правовым актом главного администратора доходов бюджета необходимо определить порядок взаимодействия администраторов доходов и судебных органов в части документооборота по решениям судов (исполнительным листам) о рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Разъяснено, как признается дебиторская задолженность лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Уплата штрафа за нарушение санитарных требований
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
По результатам проведенной Роспотребнадзором проверки бюджетному образовательному учреждению предъявлено требование об уплате административного штрафа за нарушение санитарных требований к организации питания детей (по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ) в размере 30 000 руб. Данные суммы учреждение планирует перечислить за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Как отразить указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ:
Административный штраф является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).
По общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня, когда постановление о наложении административного штрафа вступило в законную силу. Если предоставлялась отсрочка или рассрочка, то срок исчисляется со дня их истечения (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Расходы по уплате административного штрафа за нарушение санитарных требований к организации питания детей, наложенного органом Роспотребнадзора, отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» и относятся на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка № 85н, п. 10.9.5 Порядка № 209н).
Начисление расходов по уплате штрафа необходимо отражать в бухгалтерском учете на дату вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности.
Учет расчетов по уплате штрафа следует вести на счете 0 303 05 000 (п. 130 Инструкции № 174н).
На счетах бухгалтерского учета, в том числе на счетах санкционирования расходов, рассматриваемые операции отразятся следующим образом (п. 73, 131, 167, 174 Инструкции № 174н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены принятые обязательства по уплате административного штрафа в текущем финансовом году
Отражено начисление расходов по уплате административного штрафа
Приняты денежные обязательства по уплате административного штрафа в текущем финансовом году
Перечислен административный штраф в бюджет
2 201 11 610
Забалансовый счет 18
Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ расходы на уплату штрафа, произведенные бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Вопрос:
Можно ли взыскать с работника сумму административного штрафа, наложенного органом Роспотребнадзора на бюджетное образовательное учреждение по вине работника?
Ответ:
Расходы на уплату штрафа, наложенного на учреждение из-за действий работника, могут быть возмещены этим работником в добровольном порядке. Согласие работника следует оформить в письменном виде.
Если работник добровольно не возместит штраф, взыскивать ущерб придется через суд. Отметим, что судебная практика по этому вопросу довольно противоречивая и большинство судов встают на сторону работников.
В настоящее время сложились две противоположные точки зрения.
1. Сумма уплаченного учреждением штрафа может быть отнесена к прямому действительному ущербу, подлежащему возмещению работником (ч. 1 ст. 238 ТК РФ, письма Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1, Минфина РФ от 22.08.2014 № 03-04-06/42105, от 12.04.2013 № 03-04-06/12341). В силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ при причинении ущерба в результате совершения административного правонарушения на работника возлагается полная материальная ответственность. Соответственно, возместить ущерб, причиненный учреждению, работник обязан в полном размере (ч. 1, 2 ст. 242 ТК РФ).
Существует также судебная практика, согласно которой затраты на уплату штрафа, наложенного на работодателя из-за действий работника, могут быть взысканы с работника (апелляционные определения Московского городского суда от 28.10.2019 № 33-47109/2019, Курганского областного суда от 05.05.2016 № 33-1568/2016).
2. Сумма уплаченного учреждением штрафа не может быть признана ущербом, подлежащим возмещению в порядке привлечения работника к материальной ответственности. По мнению ряда судов, понятие прямого действительного ущерба не является идентичным понятию убытков, содержащемуся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, и не предусматривает обязанности работника возмещать работодателю уплаченные им суммы штрафа за нарушение работодателем действующего законодательства. То есть, поскольку штрафные санкции за нарушение законодательства наложены на учреждение, состав правонарушения присутствует в действиях (бездействии) непосредственно учреждения (апелляционные определения Свердловского областного суда от 17.03.2020 № 33-4927/2020, Волгоградского областного суда от 03.10.2019 № 33-12400/2019, Ростовского областного суда от 27.02.2018 № 33-3330/2018, Саратовского областного суда от 02.11.2017 № 33-8200/2017, Нижегородского областного суда от 20.06.2017 № 33-6980/2017, Верховного суда Республики Татарстан от 09.11.2017 № 33-18096/2017).
Также некоторые суды считают, что несоблюдение работником должностных обязанностей, приведшее к применению к работодателю штрафных санкций, может являться основанием для привлечения работника к дисциплинарной, но не материальной ответственности за причинение ущерба.
Учитывая изложенное, рекомендуем не доводить дело до суда и договориться с работником о добровольном возмещении учреждению денег, потраченных на уплату штрафа.
Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства
В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.
Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:
представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).
Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.
Бухгалтерский учет
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).
В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.
При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.
С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
— отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;
Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
— отражена оплата штрафа.
Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.
Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.