на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Аптечка первой помощи на предприятии

на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть картинку на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Картинка про на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Обязан ли работодатель иметь аптечку?

Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.

Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:

на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть картинку на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Картинка про на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.

Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.

Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.

С 1 марта 2022 года в силу вступят изменения в части охраны труда на предприятиях. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, что нужно будет изменить в организации охраны труда.

Изменения в требованиях к аптечкам

С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.

Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.

Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.

Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.

Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.

Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».

Состав аптечки по новому приказу

Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.

Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.

Итак, что должно находиться в аптечке:

на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть картинку на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Картинка про на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:

на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть картинку на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Картинка про на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.

Аналогично можно использовать для аптечки разные:

на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Смотреть картинку на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Картинка про на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам. Фото на какой счет отнести аптечку первой помощи работникам

Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».

Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.

По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:

Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.

ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.

Итоги

Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.

Источник

Учет затрат на медкабинет и аптечку

Расходы на создание медкабинета и комплектацию аптечки фирма вправе включить в расчет базы по налогу на прибыль. При этом Минфин России устанавливает некоторые ограничения.

Некоторые компании организуют медицинские кабинеты для оказания персоналу экстренной помощи, а также для проведения регулярных медосмотров сотрудников, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах (к которым, в частности, относят и работу за компьютером) (ст. 212, 213 ТК РФ, Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). Фирмы, которые не имеют возможности оборудовать полноценный медицинский кабинет, комплектуют аптечки. Ведь работодатели обязаны обеспечить нормальные условия труда (ст. 163 ТК РФ). Для персонала необходимо организовать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание (ст. 223 ТК РФ), к которому относят и создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета расходов на формирование медкабинетов и комплектование аптечек.

Налоговый и бухгалтерский учет

— нефте- и газодобыча в районах Крайнего Севера, в пустынных, отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;

— производство продуктов питания;

— оказание услуг общественного питания (в том числе на транспорте);

— оказание транспортных услуг;

— оказание медицинских, образовательных, ряда бытовых услуг и т. д.

Практика по вопросу включения в расчет базы по налогу на прибыль затрат на создание медкабинета противоречива. Одни суды соглашаются с позицией Минфина России (пост. ФАС МО от 26.11.2009 № КА-А40/12347-09, ФАС ЦО от 08.10.2009 № А23-3030/08А-14-189). Другие выносят решения в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).

Расходы на комплектование аптечек фирма также вправе учесть в качестве прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Финансовое ведомство с этим согласно, но одновременно указывает, что комплектовать аптечки нужно в соответствии с требованиями законодательства (письма Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112, от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412, Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). Если эти требования не соблюдаются или завышены, возможны претензии проверяющих в отношении признания расходов. Рекомендуем комплектовать аптечки в пределах норм.

Что касается НДС, то большая часть медикаментов и медоборудования включена в Перечень, согласно которому реализация таких изделий облагается по ставке 10 процентов (Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утв. пост. Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее — Перечень)). Есть также жизненно необходимая медицинская техника, продажи которой НДС не облагаются (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утв. пост. Правительства РФ от 17.01.2002 № 19).

Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском учете покупки оборудования и медикаментов для медкабинета.

Фирма через подотчетное лицо покупает медицинский холодильный шкаф с принудительной вентиляцией стоимостью 66 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 6000 руб.), а также различные медикаменты на сумму 11 000 руб. (в т. ч. НДС 10% — 1000 руб.).

Бухгалтер сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

– 77 000 руб. (66 000 + 11 000) — денежные средства выданы под отчет для приобретения шкафа и медикаментов;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71

– 10 000 руб. — оприходованы медикаменты;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 1000 руб. (11 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный поставщиком;

ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19

– 1000 руб. — НДС принят к вычету.

При использовании медикаменты будут списываться в расходы проводкой ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 10.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 71

– 60 000 руб. — оприходован медицинский шкаф;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 6000 руб. (66 000 руб. × 10/110) — отражен НДС, предъявленный продавцом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19

– 6000 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 60 000 руб. — медицинский шкаф включен в состав основных средств.

Правовые особенности и нормативы

Требования к инвентарю, освещению и внутренней отделке медкабинетов содержатся в СанПиН 2.1.3.2630-10 (утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58). Так, в медкабинете нужно устанавливать настенные или переносные светильники для осмотра больного. Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном месте (в шкафу вне медицинских кабинетов). Кроме того, в документе содержатся требования к дезинфекции.

Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется только медицинскими изделиями, зарегистрированными на территории РФ (приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н). В аптечку также должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в различных ситуациях.

Таким образом, создание медицинского кабинета или приобретение аптечки, безусловно, служит благим целям. Ведь на работе может случиться всякое, и часто помощь квалифицированного специалиста спасет жизнь человека. Вместе с тем следует учитывать особенности комплектования медицинских кабинетов и аптечек, что позволит избежать ненужных споров с налоговиками.

Экспертиза статьи: Елена Мельникова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Мнение: Елена Подлипалина, руководитель учета компании «Галс-Девелопмент», аттестованный профессиональный бухгалтер

Вправе ли фирма учесть расходы на медкабинет?

— медкабинет создан, чтобы проводить осмотр работников, для которых, согласно ТК РФ, он является обязательным, в частности для сотрудников, занятых на вредных и тяжелых работах;

— расходы оформлены документально надлежащим образом.

Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса не содержит условия о том, что включать подобные затраты в расчет налоговой базы могут только компании, у которых есть производства/цеха с вредными и опасными условиями труда. По нашему мнению, фирма, независимо от наличия у нее такого производства, может включить затраты на создание и содержание медкабинета в налоговую базу.

Отметим, что при этом существует риск возникновения налогового спора с проверяющими, тем не менее есть также и судебная практика в пользу компаний (пост. ФАС ЦО от 09.11.2006 № А08-11753/05-25).

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Учет расходов на создание аптечки первой помощи

Более 50 000 предпринимателей
выбрали «Моё Дело» и отказались от бухгалтера

Аптечка первой помощи в организации создается по решению руководителя организации (уполномоченного им лица) (например, приказом, распоряжением). В нем, в частности, указываются:
– состав аптечки;
– количество аптечек в организации;
– место хранения аптечки, порядок использования и контроля за ее содержимым;
– работник, ответственный за приобретение, хранение и использование аптечки первой помощи.

При создании аптечки для оказания первой помощи работникам нужно:
– соблюсти требования законодательства по ее формированию ;
– оформить (получить) необходимые документы;
– отразить расходы на создание аптечки в бухучете;
– определить, можно ли учесть такие расходы при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН, НДС.

Если организация применяет только спецрежим в виде ЕНВД, то на расчет единого налога расходы по созданию аптечки первой помощи не повлияют, так как объектом налогообложения ЕНВД является вмененный доход. Также поскольку данные затраты непосредственно связаны с деятельностью организации на спецрежиме в виде ЕНВД, то у нее не возникнет и обязанность уплачивать налоги в соответствии с другими режимами налогообложения.

Затраты на создание аптечки первой помощи должны быть подтверждены документально, в том числе первичными учетными документами Стоимость приобретенных для укомплектования аптечки медикаментов организация должна отразить в бухучете в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС).

Стоимость укомплектованных аптечек, переданных для использования, признается в составе расходов по обычным видам деятельности.

При расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, организация вправе учитывать затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством. К таким затратам относятся, в частности, и расходы на создание аптечки, поскольку данный элемент санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников является обязанностью работодателя.

При этом учесть в налоговых расходах можно только затраты на приобретение тех медицинских товаров, которые должны входить в аптечку первой помощи согласно Требованиям Минздравсоцразвития России и (или) правилам, установленным иными нормативными актами. Расходы на доукомплектование аптечки сверх законодательно утвержденных перечней при расчете налога на прибыль не учитываются.

Организации с объектом налогообложения в виде разницы между доходами и расходами при расчете единого налога при УСН вправе учитывать расходы, поименованные в Налоговом кодексе РФ. Их перечень является закрытым. Затраты на создание аптечки первой помощи, а также иные аналогичные расходы (например, на обеспечение нормальных условий труда) в нем не поименованы, соответственно, организации – плательщики УСН затраты на приобретение аптечек для работников при расчете единого налога при УСН учитывать не вправе.

Более подробная информация по данному вопросу доступна зарегистрированным пользователям сервиса «Моё дело».

Источник

Как учесть расходы на лекарственные средства, приобретаемые для работников

По нашему мнению, приобретенные полностью укомплектованные аптечки (без разбивки по составляющим) можно отнести к отдельным предметам в составе средств в обороте и отразить на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости.

Списание укомплектованных обязательными лекарствами аптечек производится в порядке, установленном учетной политикой организации (например, 100% стоимости аптечки (лекарств) при их передаче на участки).

Использование для комплектации аптечек лекарств, не предусмотренными перечнями и не обеспечивающими соответствующие требования по охране труда исходя из специфики деятельности организации, носит социальный характер в отношении конкретных лиц. Полагаем, списание таких лекарств производится при их передаче работникам.

Ситуация, вызванная распространением в 2020 году коронавирусной инфекции, привела к дополнительному приобретению масок, медицинских дезинфицирующих средств, антисептиков. По разъяснениям специалистов Минфина такие профилактические меры можно рассматривать в качестве затрат на охрану труда.

Содержание операцииДебетКредит
Отражено приобретение лекарств (аптечек)1060,71
Отражено списание лекарств (аптечек), предусмотренных перечнями и обеспечивающих требования по охране труда по мере их передачи на участки (в зависимости от вида деятельности организации и участков, которые ими оснащаются)25, 26, 4410
Отражено списание лекарств не предусмотренных перечнями и требованиями по охране труда по мере выдачи их работникам90-1010
Отражено списание лекарственных средств по истечении срока их годности90-1010

Взносами в ФСЗН и Белгосстрах расходы на аптечки, укомплектованные лекарствами, как предусмотренными перечнями, так и не входящими в них, при определенных условиях не облагаются. По разъяснениям специалистов ФСЗН, для освобождения таких расходов от начисления страховых взносов они должны быть направлены на обеспечение охраны труда и здоровья работников при выполнении ими трудовых функций, не подразумевать экономических выгод для них и быть обособленными (не для конкретного человека).

При соблюдении вышеперечисленных условий такой же подход применяется при выдаче работникам масок и дезинфицирующих средств для рук, приобретенных в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции в период объявленной пандемии.

Пример. Порядок отражения в бухучете и налогообложении стоимости лекарств, приобретаемых для работников.

В целях обеспечения безопасных условий труда организация приобрела для офиса аптечку первой медицинской помощи, укомплектованную в соответствии с установленным перечнем, стоимостью 35 руб. (без НДС). Аптечка передана в офис.

Дополнительно приобретены дезинфицирующие средства и антисептики для рук для общего пользования работниками офиса. Их стоимость составила 120 руб. (в т.ч. НДС 20 руб.) Часть этих средств на сумму 30 руб. передана в офис.

Учетной политикой организации установлено, что стоимость аптечек с обязательными лекарствами списывается на расходы в размере 100% при передаче на участки (рабочие кабинеты).

Содержание операцииД-тК-тСумма, руб.
Отражено приобретение аптечки универсальной1060,7135
Отражено приобретение дезинфицирующих средств и антисептиков1060,71100
Отражен НДС, предъявленный поставщиком186020
Отражена стоимость аптечки при передаче со склада в офис26(44)

1035
Отражена стоимость дезинфицирующих средств и антисептиков при передаче со склада в офис26(44)

Учитывается при исчислении налога на прибыль в составе затрат и отражается в строке 2 раздела I части I декларации по налогу на прибыль.

Учитывается при исчислении налога на прибыль в составе внеррасходов и отражается в строке 4.2 раздела I части I декларации по налогу на прибыль.

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи

Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Налогообложение

1.1 Налог на прибыль

Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен.Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздрав соцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

Так, в Перечне №169н должны содержаться:

А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню№169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н.С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169нсодержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

Минздрав соцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н).Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

1.2 Единый налог при УСН

В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога(письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов(п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

1.3 НДС

Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).

Бухгалтерский учет

Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

Содержание хозяйственной операции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *