на какой счет отнести флешку в бухгалтерском учете
Как учитывать флеш-карты?
Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации», Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы»).
Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.
«Сухие» нормы законодательства
Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:
В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС «Основные средства» вкупе с п. 36 СГС «Концептуальные основы». Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.
Основными средствами признаются материальные ценности:
Указанные материальные ценности могут находиться:
К основным средствам не относятся:
Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).
Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.
Сколько «проживет» флешка?
Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС «Основные средства»).
Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС «Основные средства», исходя из:
При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).
Таким образом, для определения срока полезного использования флешки первоначально следует посмотреть, содержит ли Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст (далее — ОКОФ), ее наименование в явном виде и соотнести код с конкретной амортизационной группой по Классификации №1. Согласно ОКОФ флешка — носитель информации может быть отнесена к коду 330.26.80.13 «Носители данных прочие…». Однако Классификация №1 не содержит амортизационной группы для кода ОКОФ 330.26.80.13. Следовательно, срок полезного использования следует определять вторым способом: исходя из рекомендаций производителя и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о «добросовестности» производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.
Частный случай учета флеш-карт
Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.
В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:
Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС «Концептуальные основы».
Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.
Как избежать претензий?
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 «Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта»). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.
Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.
Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС «Основные средства», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Статья подготовлена
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше 40 000 руб. (п. 4 ПБУ 6/01). При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Его заменит новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который в числе прочего разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10.9. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
В системе КонсультантПлюс вы можете скачать бланк формы М-8 и посмотреть образец его заполнения. Получите пробный бесплатный доступ и переходите к документам.
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, но не более 40 000 руб., могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом п. 5 ПБУ 6/01 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10.09 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.
На какой счет отнести флешку в бухгалтерском учете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как применять на практике ФСБУ 5/2019 «Запасы» в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодеды и канцтоваров?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По новым правилам к запасам организации относятся расходные материалы и запасные части, порядок их учета остался прежним. Изменения коснулись в основном формирования стоимости запасов.
Канцтовары, приобретаемые для управленческих нужд, единовременно могут списываться на расходы текущего периода.
Порядок учета малоценных предметов с длительным сроком использования (спецодежда, инструмент) на текущий момент не отрегулирован. Организация должна сама установить и отразить в учетной политике выбранный подход исходя из принципов существенности информации и рациональности учета.
Обоснование позиции:
Новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы» не предусматривает ограничение в стоимости запасов. Согласно п. 5 ФСБУ 5/2019 предусмотрено всего два условия признания запасов:
— затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией;
— сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов (или приравненная к ней величина), может быть определена.
Новым в учете является то, что в состав запасов включаются только активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Поэтому, если активы потребляются в рамках обычного операционного цикла либо используются в течение не более чем 12 месяцев, то независимо от их стоимости они учитываются в составе запасов. То есть вопрос о стоимостном критерии как факторе, определяющем порядок учета, возникает только после того, как в соответствии с условиями признания актив признан либо запасами, либо основным средством. Напомним, что согласно п. 4 действующего ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в частности, если объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Поэтому если критерии признания актива запасом (п. 3 ФСБУ 5/2019) выполняются, в том числе и по сроку использования, то активы стоимостью до 40 000, от 40 000 до 100 000, свыше 100 000 рублей учитываются как запасы. Для признания актива в бухгалтерском учете в качестве запасов его стоимость не имеет значения.
Помимо этого, начиная с 2021 года организация имеет право списывать канцтовары и иные запасы на расходы в момент приобретения, если они предназначены для управленческих нужд и подобный подход утвержден в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Далее рассмотрим более подробно учет активов организации разных категорий.
Учет активов, классифицируемых в качестве запасов
На основании перечня активов, имеющихся в организации, в составе запасов в 2021 году учитываются расходные материалы (гайки, трубы и т.д.), а также запасные части для основных средств (подп. а) п. 3 ФСБУ 5/2019).
Формирование стоимости запасов при покупке
При покупке запасы в общем случае первоначально отражаются в учете по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
В себестоимость запасов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (пп. 10, 11 ФСБУ 5/2019):
— суммы, уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику. Суммы скидок вне зависимости от формы их предоставления, а также налоги и сборы не включаются в фактическую себестоимость (п. 12 ФСБУ 5/2019);
— затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи или использования);
— затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик);
— иные затраты, связанные с приобретением материалов.
В себестоимость запасов в соответствии с п. 18 ФСБУ 5/2019 не включаются:
— затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
— управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением таких материалов;
— расходы на хранение материалов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки материалов к потреблению или обусловлено условиями их приобретения;
— иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения материалов.
Если у организации в связи с приобретением запасов возникает обязательство по их демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды, оценочная величина такого обязательства, определенная в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», включается в стоимость запасов (подп. г) п. 11 ФСБУ 5/2019, Вопрос: Включение согласно ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов оценочного обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
В случае приобретения запасов с отсрочкой платежа более 12 месяцев или установленный организацией меньший срок в стоимость запасов включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки. Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (п. 13 ФСБУ 5/2019). Смотрите также Вопрос: Включение в фактическую себестоимость приобретаемых за плату материально-производственных запасов ряда расходов, связанных с приобретением МПЗ, в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).
Бухгалтерский учет запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019
Организация может не менять установленную классификацию видов запасов и единиц учета запасов в связи с переходом на ФСБУ 5/2019. Зато теперь по новым правилам в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц учета (п. 6 ФСБУ 5/2019).
Организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения находящиеся у организации материальных ценностей других лиц, а также инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию) объектов (п. 8 ФСБУ 5/2019).
Введение ФСБУ 5/2019 не повлияло на применение Плана счетов бухгалтерского учета. В учете проводки по приобретению запасов оформляются так же, как и ранее по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. в корреспонденции со счетами учета расчетов (смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 36 ФСБУ 5/2019 организация при отпуске в производство и ином выбытии запасов может вести учет в том числе по средней себестоимости. Данные суммы относятся на расходы того периода, в котором произошло выбытие согласно п. 41, п. 43 ФСБУ 5/2019 (смотрите Энциклопедию решений. Пример списания материалов по средней себестоимости c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019, Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
При передаче запасных частей в ремонт следует обращать внимание на характер ремонта. Если это текущий ремонт, то стоимость запасов списывается на расходы текущего периода. Если это реконструкция или модернизация, стоимость запасов увеличивает амортизируемую стоимость основного средства (смотрите Энциклопедию решений. Учет расходов на ремонт основных средств).
Последующая оценка запасов на каждую отчетную дату
В соответствии с п. 28 ФСБУ 5/2019 запасы оцениваются на каждую отчетную дату по наименьшей из следующих величин:
— фактическая себестоимость;
— чистая стоимость продажи.
Согласно п. 30 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается обесценением запасов, в частности, при моральном устаревании, потере первоначальных качеств, снижении их рыночной стоимости. В таком случае начисляется резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи с одновременным уменьшением балансовой стоимости запасов.
ФСБУ 5/2019 изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов: величина восстановления относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в связи с выбытием запасов (п. 31 ФСБУ 5/2019).
Подробнее об определении чистой стоимости продажи и порядке учета резерва смотрите в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет выбытия (списания) морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019.
Как мы видим, новый стандарт затронул в основном вопросы формирования стоимости расходных материалов и запасных частей и не повлиял на порядок их ведения в бухгалтерском учете.
Учет запасов, приобретаемых в управленческих целях (в частности, канцелярских товаров)
На основании абзаца второго п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. То есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).
Полагаем, данный способ необходимо закрепить в учетной политике, кроме того, целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Так как это право, но не обязанность, то организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.
В случае, когда управленческие расходы непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов, они включаются в себестоимость последних (подп. «б» п. 18 Стандарта).
Расходы на их приобретение будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности. Как уже было упомянуто ранее, запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно единовременно списывать на расходы в момент приобретения (п. 2 ФСБУ 5/2019). В учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 26 Кредит 60, 76
— в составе общехозяйственных расходов отражена стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд.
Учет активов, не признаваемых запасами по новым правилам (например, спецодежда, инструменты)
В связи с применением ФСБУ 5/2019 малоценные предметы (спецодежда, инструменты и т.д.) со сроком эксплуатации более 12 месяцев или свыше обычного операционного цикла не могут учитываться в запасах. У организации есть возможность выбрать из нескольких вариантов учета:
— сохранить старый порядок учета до момента применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (обязательно к применению с 2022 года), не признавать данные предметы в качестве основных средств в соответствии с абзацем 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Основные средства» и по прежнему учитывать их в составе материалов;
— перейти уже в текущем году на ФСБУ 6/2020. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены;
— если организация не применяет положения п. 5 ПБУ 6/01 для малоценных активов стоимостью до 40 тыс. рублей, учитывать такие активы в составе основных средств.
Выбранный подход должен быть закреплен в учетной политике на текущий год.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Бухгалтерский учет СИЗ со сроком эксплуатации более 12 месяцев в 2021 и 2022 годах (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
— Вопрос: Бухгалтерский учет спецоснастки стоимостью более 100 тысяч рублей согласно ФСБУ 5/2019 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
— Вопрос: Как списывать по новому стандарту в бухучете спецодежду стоимостью менее 40 тыс. руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев, если организация применяет в 2021 году ПБУ 6/01? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, февраль 2021 г.)
— Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов по договору мены c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет безвозмездного поступления материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материалов, созданных силами организации c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет безвозмездной передачи материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет «малоценных» основных средств;
— Практические аспекты применения нового порядка учета запасов (И.А. Лисовская, Н.Г. Трапезникова, журнал «Международный бухгалтерский учет», N 1, январь 2021 г.);
— Вопрос: Как отражать в бухгалтерском учете изменение и списание резерва под обесценение запасов, которые не относятся к готовой продукции или товарам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.