на какой счет отнести медосмотр работников в 1с
Учет расходов на медицинский осмотр главного бухгалтера
Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала
Как отразить в бухгалтерском учете коммерческой организации возникновение расходов, связанных с оплатой медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу в качестве главного бухгалтера (имеется акт оказанных услуг)? Можно ли учесть данные расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
Бухгалтерский учет.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на должность главного бухгалтера, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]). Расходы признаются на дату оказания услуг, то есть на дату подписания акта оказанных услуг (п. 16 ПБУ 10/99).
На счетах бухгалтерского учета отражаются такие записи:
Дебет 26 Кредит 60 – стоимость выполненных работ по проведению медицинского осмотра включена в состав общехозяйственных расходов;
Дебет 60 Кредит 51 – оплачены выполненные работы по проведению медосмотра.
Налог на прибыль.
В целях налогообложения прибыли расходы на медосмотр, в том числе при поступлении на работу, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в том случае, если прохождение работником медосмотра является обязательным в силу законодательства РФ. Минфин указывает на это регулярно (см. письма от 25.01.2019 № 03-03-06/1/3977, от 26.11.2018 № 03-03-06/1/85069, от 31.08.2018 № 03-03-06/3/62206, от 20.07.2018 № 03-04-05/51206).
Категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, определены ст. 213 ТК РФ.
Так, в настоящее время действующим законодательством установлено требование обязательного прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров работниками при работе с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня факторов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (приложение 1), Письмо Минтруда РФ от 12.07.2019 № 15-2/В-1828). Если точнее, вредным (опасным) фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени). Следовательно, если работа основана на необходимости проведения сотрудником за компьютером более половины рабочего времени, расходы на медосмотр обязательно, причем, по мнению Минтруда, вне зависимости от класса условий труда (результатов СОУТ). Такой подход поддерживают некоторые судьи (см., например, Определение ВС РФ от 24.09.2015 № 302-КГ15-11278 по делу № А33-3164/2014, постановления АС ВСО от 31.07.2018 № Ф02-2964/2018, Ф02-3092/2018 по делу № А33-23106/2017, АС ЗСО от 02.03.2018 № Ф04-189/2018 по делу № А27-9404/2017).
Роструд и Роспотребнадзор считают, что наличие соответствующего фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей СОУТ, а условия труда относятся к вредным и (или) опасным по данному фактору по результатам проведения его исследований (испытаний) и измерений экспертом. Поэтому при наличии результатов СОУТ, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору, у работодателя не возникает обязанность направить работника для прохождения обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра (письма от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3 и от 07.07.2015 № 01/7890-15-27 соответственно). И наоборот, если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными по обозначенному производственному фактору, проведение медицинского осмотра обязательно. Среди судей нашлись те, кто поддержал и такой подход (см. Постановление АС УО от 19.09.2019 № Ф09-6243/19 по делу № А60-65994/2018).
Минтруд в Письме от 12.07.2019 № 15-2/В-1828 отметил, что в настоящее время Минздравом проводится комплексная работа, связанная с разработкой проектов приказов взамен действующего Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н. Проект приказа об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, не содержит работы, связанные с эксплуатацией ПЭВМ.
В бухгалтерском учете коммерческой организации стоимость предварительного медицинского осмотра физического лица, принимаемого на работу на должность главного бухгалтера, можно учесть в составе общехозяйственных расходов (Дебет 26 Кредит 60). В целях налогообложения прибыли эти расходы можно признать налоговыми в том случае, если прохождение расходы на медосмотр при приеме работу является обязательным (если главный бухгалтер проводит за компьютером более половины рабочего времени).
[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.
Выпуск от 19 февраля 2016 года
Схемы корреспонденций счетов
Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?
Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Корреспонденция счетов:
Заметим, что медицинские предрейсовые (послерейсовые) осмотры включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведенный в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров может быть организовано путем заключения договора на оказание соответствующих медицинских услуг с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подробную информацию о порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей см. в Путеводителе по кадровым вопросам.
Затраты автотранспортной организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей признаются расходами по обычным видам деятельности ежемесячно на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, оказанных медицинской организацией (п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99).
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.
Налог на прибыль организаций
Как отмечено выше, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для целей налогообложения прибыли затраты организации на проведение медосмотров водителей, в соответствии с требованиями законодательства, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Дополнительную информацию об учете расходов на проведение медосмотров работников, которые, согласно законодательству, являются обязательными, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.
Напомним, что по общему правилу расходы для целей налогообложения прибыли признаются при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В данной консультации исходим из предположения, что расходы соответствуют указанным критериям.
При применении метода начисления расходы на проведение медосмотров водителей признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от факта оплаты (абз. 1 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
К доходам, полученным в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Оплата работодателем медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников не может быть признана их экономической выгодой (доходом), в том числе полученной в натуральной форме, поскольку указанные услуги необходимы для обеспечения деятельности организации и проведение медицинских осмотров обусловлено требованиями ст. ст. 212, 213 ТК РФ. Такой подход соответствует официальной позиции, выраженной Минфином России (см., например, Письмо от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44840), и поддерживается арбитражной практикой. Подборка писем Минфина России и судебных актов приведена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.
Таким образом, суммы оплаты организацией предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в данном случае не подлежат налогообложению НДФЛ.
В общем случае выплаты и вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Затраты организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств являются расходами, необходимыми для осуществления ее производственной деятельности. Указанные расходы предусмотрены законодательством и не зависят от положений трудовых или гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками.
Следовательно, суммы, перечисленные организацией медицинскому учреждению за проведение медосмотров водителей, не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, и, соответственно, указанные расходы объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.
Организация оплачивает проведение обязательного медосмотра работников: как учесть для налогообложения
Организация оплачивает проведение обязательного медосмотра (при приеме на работу) и в отдельных случаях компенсирует работникам расходы на прохождение обязательного медосмотра. Облагаются ли эти расходы страховыми взносами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы работодателя на проведение медосмотров (согласно договору с медицинской организацией) не подлежат обложению страховыми взносами, если обязанность по организации их проведения возложена на работодателя законодательством.
Согласно разъяснениям контролирующих органов, возмещаемые организацией работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ. Однако, по мнению судей, суммы компенсации расходов на медосмотр страховыми взносами не облагаются. Если организация будет придерживаться этой позиции, возможен спор с налоговыми органами, при этом шансы отстоять свою позицию в суде имеются.
Обоснование вывода:
В силу положений статей 212 и 213 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников за счет собственных средств.
Согласно п.п. 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Таким образом, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работником при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.
Минфин России в письме от 24.01.2019 N 03-15-06/3786 сообщил, что иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
Организация заключает договор с медицинской организацией
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В случае если работодатель организует проведение предварительных медицинских осмотров своих работников, что в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами (смотрите письма ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, от 24.12.2019 N БС-3-11/10931@, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 03-15-06/45499).
Организация компенсирует работнику расходы на медосмотр
По вопросу обложения страховыми взносами сумм возмещения работодателем затрат работников на прохождение обязательных медицинских осмотров специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что если работодатель компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров, оплаченных работниками самостоятельно, такие суммы облагаются страховыми взносами, поскольку не установлены законодательством и не приведены в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, письма Минфина России от 01.11.2019 N 03-04-05/84588, от 11.10.2019 N 03-04-05/78205, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 30.08.2019 N 03-04-06/66814, от 17.05.2019 N 03-15-05/35516, от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 24.01.2019 N 03-15-06/3786, от 27.12.2018 N 03-15-06/95288, от 02.02.2018 N 03-04-06/6205).
Вместе с тем возможен и иной подход, согласно которому возмещение работнику расходов, связанных с проведением медосмотра, является выплатой, не подлежащей обложению страховыми взносами. Такого подхода придерживаются судьи, а наличие судебных решений свидетельствует о том, что он связан с перспективой спора с налоговыми органами. При этом судебная практика применительно к нормам НК РФ начинает формироваться.
Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 N Ф04-1498/2020 по делу N А45-35434/2019, основываясь на нормах Закона N 125-ФЗ, в частности ст. 20.1 и ст. 20.2, суд сделал вывод, что компенсация затрат (оплата) за прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Не так давно аналогичная позиция в отношении норм главы 34 НК РФ была поддержана определением ВС РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019. Суд установил, что выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем был сделан вывод, что они не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами. Со ссылкой на это определение судьи в постановлении Пятого ААС от 17.06.2020 N 05АП-2531/20 по делу N А51-25364/2019 указали, что налоговый орган ошибочно не учел положения ст. 420 НК РФ, определяющие объект обложения страховыми взносами, к числу которых спорные выплаты не отнесены. Кроме этого, налоговый орган руководствуется исключительно положениями ст. 422 НК РФ, устанавливающими перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (в числе которых рассматриваемые выплаты не поименованы). Ссылки на письма ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@, а также письма Минфина России от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 отклонены судом, поскольку указанные письма носят информационный и рекомендательный (разъясняющий) характер, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
Сходная правовая позиция сформулирована в недавнем определении ВС РФ от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697. Однако, согласно позиции финансового ведомства, судебная практика, основанная на положениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит (смотрите письма ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9100, от 10.04.2020 N БС-4-11/6061, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.);
— Энциклопедия решений. Налогообложение оплаты медицинских осмотров работников;
— Энциклопедия решений. Компенсационные и иные выплаты: НДФЛ и страховые взносы (для бюджетной сферы);
— Облагать ли страховыми взносами компенсации за обязательные медосмотры? (Е.А. Логинова, журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2020 г.);
— Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019 (Т.Н. Точкина, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 13, июль 2020 г.);
— Вопрос: При приеме на работу сотруднику выплачивается компенсация за прохождение первичного медицинского осмотра. На момент прохождения медицинского осмотра трудовой договор с работодателем не заключен. Является ли данная компенсация объектом обложения страховыми взносами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.);
— Вопрос: Пищевое предприятие компенсирует (возмещает) оплату обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, оплаченных своими работниками, при предоставлении ими кассовых чеков и квитанций из медицинского учреждения, где они проходят медосмотры. Облагается ли данная компенсация (возмещение) НДФЛ и страховыми взносами в 2016, 2017, 2018, 2019 гг.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как отразить в учете расходы на обязательный медосмотр сотрудников
Сотрудники, выполняющие определенные виды работ , проходят обязательные медосмотры за счет организации. На время прохождения медосмотров за ними сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).
Порядок проведения обязательных медосмотров приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Виды обязательных медосмотров
Все обязательные медосмотры подразделяются на три вида:
Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ.
Организация медосмотра
Организовать проведение обязательного медосмотра организация может:
Это следует из положений пункта 46 части 1 статьи 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
Бухучет
Бухучет затрат на проведение медосмотров зависит от того, за счет каких источников они оплачены:
Затраты на обязательные медосмотры, проведенные за счет средств организации, отнесите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).
Если медосмотр проводится в собственном медпункте, расходы спишите проводками:
Дебет 26 (44) Кредит 02 (10, 70, 68, 69. )
– отражены расходы на содержание медпункта (медикаменты, зарплату медперсонала).
Если медосмотр проводится по договору с медучреждением, стоимость оказанных услуг оформите проводкой:
Дебет 26 (44) Кредит 76
– отражены расходы на проведение обязательного медосмотра.
Если сотрудник прошел медосмотр за свой счет, а организация возмещает ему расходы, начисление компенсации отразите проводкой:
Дебет 26 (44) Кредит 73
– начислена компенсация расходов на прохождение обязательного медосмотра.
НДФЛ и страховые взносы
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, сумма компенсации расходов на прохождение обязательного медосмотра не облагается:
Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с оплаты проезда сотрудников в места проведения медицинских обследований и проживания в этих местах? Медучреждения, в которых проводятся медосмотры, территориально удалены от местонахождения работодателя.
Ответ на этот вопрос зависит от того, обязательно проведение этих медицинских обследований в соответствии с Трудовым кодексом РФ или нет.
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры должны проходить сотрудники, занятые:
Указанные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.
Такие правила установлены в статье 213 Трудового кодекса РФ.
Если лечебные учреждения, в которых проводятся обязательные медосмотры, расположены далеко от местонахождения организации, то она оплачивает сотрудникам проезд до пункта назначения и проживание за время прохождения осмотра. Суммы такой оплаты не могут считаться экономической выгодой (доходом) сотрудника, поскольку прохождение медосмотра является обязанностью каждого работника (ст. 213 ТК РФ, ст. 41 НК РФ). Следовательно, если организация оплачивает сотрудникам проезд к месту проведения обязательных медицинских обследований и проживание в месте их проведения, то такие суммы не облагаются НДФЛ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-211.
Однако, если проведение медосмотра не предусмотрено статьей 213 Трудового кодекса РФ, то оплата сотруднику проезда к месту проведения такого медосмотра и проживания в месте его проведения признается доходом работника, полученным в натуральной форме. Суммы такой оплаты облагаются НДФЛ (ст. 211 НК РФ).
Такой вывод содержится в письме Минфина России от 20 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-349.
Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.
ОСНО
Отражение расходов на проведение медосмотров при расчете налога на прибыль зависит от того, за счет каких источников они оплачены:
При расчете налога на прибыль затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждена письмами Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/196.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение обязательного предварительного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения
В январе по договору с районной поликлиникой ООО «Производственная фирма «Мастер»» провело медосмотр сотрудников, занятых производством металлургических агломератов. Стоимость медосмотра – 300 000 руб. (без НДС). Налог на прибыль «Мастер» начисляет ежемесячно, при расчете использует метод начисления.
В учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 26 Кредит 76
– 300 000 руб. – отражены расходы на медосмотр сотрудников;
Дебет 76 Кредит 51
– 300 000 руб. – оплачен медосмотр сотрудников.
При расчете налога на прибыль за январь бухгалтер организации включил в состав прочих расходов 300 000 руб.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть компенсацию затрат на обязательный медосмотр при приеме на работу водителей? Компенсация выплачивается сотруднику по истечении испытательного срока.
Сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные медосмотры (ст. 213 и 328 ТК РФ). Затраты на возмещение стоимости оплаченных ими за свой счет медосмотров при трудоустройстве уменьшают налогооблагаемую прибыль. Основание – подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом сотрудники должны документально подтвердить понесенные ими расходы на медосмотр.
Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 21 ноября 2008 г. № 03-03-06/4/84.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на содержание медпункта (здравпункта), расположенного на территории организации?
Можно, но при одновременном соблюдении двух условий:
При соблюдении всех вышеперечисленных условий организация вправе учесть затраты на содержание медпункта (здравпункта) в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/269, от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/109, от 18 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/356, от 21 июня 2005 г. № 03-03-04/1/20, от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/69. Подтверждает такой подход арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 ноября 2009 г. № КА-А40/12347-09, Центрального округа от 8 октября 2009 г. № А23-3030/08А-14-189).
В остальных случаях, например, если организация проводит в созданном медпункте медосмотры сотрудников по своей инициативе и (или) он является структурным подразделением другой организации, расходы на содержание такого медпункта учесть нельзя (п. 29 ст. 270 НК РФ).
Совет: есть аргументы, которые позволяют учесть расходы на содержание медпункта даже в тех случаях, когда необходимость в нем не связана с требованиями законодательства.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не связывает содержание медпункта на территории организации с наличием в ее деятельности вредных условий, факторов, предполагающих обязательное проведение медосмотров, или с требованием законодательства об оказании первой (доврачебной) помощи.
Поэтому, если расходы на содержание медпункта экономически обоснованны и документально подтверждены , их можно учитывать при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ). Даже если содержать медпункт и проводить медосмотры своих сотрудников организация не обязана.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых содержатся аналогичные выводы (см., например, постановления ФАС Московского округа от 19 июля 2007 г. № КА-А40/6818-07, Центрального округа от 9 ноября 2006 г. № А08-11753/05-25 и Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. № А12-2078/2006-С29).
Однако в данном случае расходы на содержание медпункта необходимо обосновать дополнительно.
Во-первых, следует подтвердить, что наличие в организации медпункта по медицинским показаниям действительно необходимо для персонала. Например, для сотрудников, постоянно работающих на компьютерах, медосмотры рекомендованы пунктом 13.1 статьи 13 постановления от 3 июня 2003 г. № 118, которое вводит в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Во-вторых, нужно, чтобы созданный медпункт был оборудован и функционировал под контролем квалифицированного специалиста. Например, медицинского работника (штатного или совместителя).
Если медпункт оказывает медицинские услуги не только сотрудникам, но и другим гражданам, учет доходов и расходов по такому подразделению ведите обособленно (ст. 275.1 НК РФ, письмо ФНС России от 2 сентября 2010 г. № ШС-37-3/10421). В таком случае медпункт может быть признан обслуживающим хозяйством. При этом право учесть затраты на содержание медпункта в составе расходов от деятельности обслуживающих производств и хозяйств не зависит от обязанности организации проводить медосмотры.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на проведение предварительного медосмотра, если после него выяснилось, что гражданин не может быть принят на работу по состоянию здоровья?
Организация обязана обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медосмотров при поступлении сотрудника на работу. Если претендент на трудоустройство самостоятельно оплатил медосмотр, то независимо от результатов организация обязана возместить ему понесенные расходы. При этом обязанность проведения медосмотров не ставится в зависимость от факта дальнейшего трудоустройства сотрудника. Такой порядок следует из абзаца 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ.
Поскольку предварительные медосмотры проводятся не по инициативе организации, а в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, затраты на их проведение нужно квалифицировать как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/44840 и от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/648.
Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы организации на вакцинацию (проведение профилактических прививок) сотрудников?
При расчете налога на прибыль расходы на вакцинацию сотрудников можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но для этого должно соблюдаться одно условие – проводя вакцинацию сотрудников, организация выполняет возложенные на нее законодательством обязанности. То есть такая вакцинация должна быть обязательной. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/1/357.
О необходимости проведения на предприятиях профилактических мероприятий свидетельствует статья 11 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. А также санитарно-эпидемиологические правила СП 3.12.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г. № 63.
Кроме того, о важности вакцинации сотрудников высказался и Роспотребнадзор в постановлении от 1 сентября 2004 г. № 1 (принято совместно с Главным государственным санитарным врачом). В этом документе руководителям организаций порекомендовано выделять средства на закупку противогриппозных вакцин.
Правомерность включения затрат на вакцинацию сотрудников в расходы при расчете налога на прибыль подтверждается и арбитражной практикой. Однако основания для учета таких расходов суды приводят разные:
– организация, которая проводит вакцинацию сотрудников от гриппа по предписанию, полученному от органа государственного санэпиднадзора, вправе включить затраты на вакцинацию в состав прочих расходов по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Доказательством обоснованности затрат и связи с деятельностью, направленной на получение доходов, будет служить указанное предписание органа санэпиднадзора (см., например постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. № А56-29688/2005);
– затраты на вакцинацию сотрудников можно учесть в составе прочих расходов по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть как расходы на обеспечение нормальных условий труда (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 июля 2007 г. № КА-А40/5665-07, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007);
– затраты на вакцинацию сотрудников можно включить в состав расходов на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ). При этом суды признали обоснованность таких затрат как произведенных на основании трудового (коллективного) договора (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 24 октября 2006 г. № А65-6040/2005-СА2-8, Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. № А21-7038/2007).
УСН
Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят налог с доходов, расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не уменьшат (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то отражение затрат на проведение медосмотров при расчете единого налога зависит от того, за счет каких источников они оплачены:
При расчете единого налога затраты на проведение обязательных медосмотров за счет средств организации включите в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 24 февраля 2014 г. № 03-11-11/7618.
Ситуация: может ли организация, оказывающая услуги общественного питания, учесть в составе расходов затраты на медосмотры сотрудников? Организация применяет упрощенку, платит единый налог с разницы между доходами и расходами.
Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму материальных затрат (подп. 5 п. 1 346.16 НК РФ). Эти расходы учитываются в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В состав материальных расходов включаются расходы на оплату услуг сторонних организаций, в том числе по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К производственному контролю относится, в том числе, организация медицинских осмотров должностных лиц и сотрудников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды (п. 2.4 Санитарных правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года).
Таким образом, для организаций, которые оказывают услуги общественного питания, медосмотры сотрудников являются обязательными (ст. 213 ТК РФ). Затраты на их проведение учтите при расчете единого налога в составе материальных расходов.
ЕНВД
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы, связанные с проведением обязательных медосмотров, не влияют.
Совмещение ОСНО и ЕНВД
Затраты (возмещение расходов) на прохождение обязательного медосмотра сотрудниками, занятыми только в одном виде деятельности, распределять не нужно.
Пример распределения расходов на проведение обязательного медосмотра за счет средств организации. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД
ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает продовольственные товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.
Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно.
В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.
Суммы доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в мае, составляют:
Других доходов у организации не было.
В мае Н.И. Коровина (занята в двух видах деятельности) была направлена в поликлинику на обязательный периодический медосмотр. Стоимость медосмотра по договору составляет 12 000 руб. (без НДС).
Чтобы распределить эту сумму между расходами по разным видам деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов организации.
Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за май составляет:
10 500 000 руб. : (10 500 000 руб. + 6 000 000 руб.) = 0,636.
Сумма расходов на проведение медосмотра, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за май, равна:
12 000 руб. × 0,636 = 7632 руб.
Эту сумму бухгалтер учел при расчете налога на прибыль за январь–май.
Сумма расходов на проведение медосмотра, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
12 000 руб. – 7632 руб. = 4368 руб.