на какой счет отнести мыло хозяйственное
На какой счет отнести мыло хозяйственное
Счет 10.09 Производственный и хозяйственный инвентарь.
Автор статьи
Автор и разработчик курсов: «Бухгалтерский и налоговый учет», «1С Бухгалтерия», «1С Управление торговлей (Торговля и склад)», «Продвинутый бухгалтер». Соучредитель УЦ Профирост. Директор.Эксперт в области ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
Производственный и хозяйственный инвентарь бухгалтера учитывают на счете 10.09.
Вообще у бухгалтеров все чаще возникают вопросы при оприходовании материалов, т.к. ни в ПБУ 5, ни в каком либо другом нормативном акте конкретно не расписано, что мы должны относить на счет 10.01, что на 10.06, а что на 10.09.
Постараемся разобрать на примерах использование того или иного субсчета в этой статье.
Перечень имущества, которое относится к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, законодательством не установлен.
Связанный курс
На практике под инвентарем и хозяйственными принадлежностями понимают:
— офисную мебель (столы, стулья, парты, полки, шкафы офисные и нет и др);
— средства связи (телефон, факс, коммутатор, различного вида модные девайсы);
— электронную технику (фотоаппараты, диктофоны, видеокамеры, планшеты, видеорегистраторы, ноутбуки, );
— инвентарь для уборки территорий, помещений и рабочих мест (швабры, метла, веники тележки, грабли);
— средства пожаротушения (огнетушители, пожарные шкафы, пожарные рукава и др.);
— осветительные приборы (лампы, фонари);
— туалетные принадлежности (бумажные полотенца, освежители воздуха, мыло, антисептики и др.);
— канцтовары (бумага, ручки, карандаши, степлер, антистеплер, файлы (мультифора) и др;
— кухонные бытовые приборы (кулеры, СВЧ-печи, холодильники, кофемашины, кофеварки чайники, тостеры, электропечи и др.).
Если в организации имеются автомобили и их периодически приходится ремонтировать, то инструменты для их ремонта рекомендуется учитывать так же на счете 10.09. К инструментам чаще всего относятся: набор головок, набор ключей, домкраты, сверла и др.
Не забывайте, что к МПЗ (материально-производственным запасам) относятся запасы, которые не подпадают под следующие условия:
В этом случае Вам придется оприходовать актив на счет 08.04 и учитывать его в составе основных средств.
«Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»
13.05.2020
Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Организация учета, как проверить, выездная налоговая проверка, счет 10 для чайников.
Что относить на счет 10.06, а что на 10.09?
Вопрос задал Валентина О.
Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.72/10)
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что мы относим на счет 10.06, а что на счет 10.09? В моем понимании канцелярия и вода могут быть учтены на 10.09, но в организации они числятся на 10.06. На сколько это правильно и критично?
Что подразумевается под «прочими материалами» и «инвентарем и хоз.принадлежностями»?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (5)
Посмотрите описание субсчетов
Будет понятно, что относится к каждой категории.
Дополнительно надо смотреть первоисточник т.е. План счетов — там описание всех счетов и их корреспонденции. Это Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Что касается 10-го счета, то нужен Раздел II. Производственные запасы, Счет 10 «Материалы».
Проводки должны быть корректными, поэтому согласно описанию субсчетов отражаем соответствующую информацию по Дт и Кт 10.06 и 10.09.
Канцтовары и вода не могут отражаться на 10.09 т.к. они не подходят под описание инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей.
Также со счета 10.09 материал не списывается документом Требование-накладная, а оформляется документ Передача материалов в эксплуатацию. В результате проведения документа хозпринадлежности будут учтена на забалансовом счете МЦ.04.
Добрый день! Посмотрела описание счетов, но все как-то размыто. Так и не пойму, канцтовары тогда на 10.01 относить? Да и с водой не очень тогда понятно, исходя из описания.(
Мы все пользуемся именно этими описаниями.
Обычно то, что описываете учитываем на 10.01. Если только нет каких-то особых причин там не отражать. Все особенности, при их наличии, описываем в своей Учетной политике на бумажном носителе.
Чтобы выбрать счет учета, когда несколько их, как с 10-м, надо идти по описанию всех счетов и так выбирать методом исключения. Не подходит первое, идем во второе и т.д. до самого конца. Так самостоятельно по своей ситуации делаем выбор. Например, все описания изучили и поняли, что больше всего подходит 10.01.
Материалы по теме
Блок Как оформить авансовый отчет при покупке материалов и ТМЦ
Оформление авансового отчета в 1С Бухгалтерии 8.3 по шагам
По воде
Покупка в офис питьевой воды
Учет возвратной тары
.
В том-то и дело, что методом исключения по моей логике больше подходит 10.09, чем 10.01.(
Надо учитывать нормативную базу и автоматизацию в 1С.
Счет 10.09 в данном случае не подходит. Потому что на этом счете учитывает то, что используем долго и что закреплено за конкретным МОЛ. Этот актив учитываем за балансом и контролируем его. По описанию вода и канцтовары сюда не подходят.
Это мое личное мнение. Считаю, что надо учитывать по счету 10.01.
Дальше уже на ваше профессиональное суждение, могу не знать каких-то нюансов учета в вашей организации.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка: ОС или запасы?
Зачастую на практике при постановке на учет таких объектов, как инвентарь, хозпринадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, у бухгалтеров возникают вопросы: какое имущество можно к ним отнести, а какое нет? что будет включаться в запасы, а что — в состав основных средств (ОС)? В данной статье ответим на эти вопросы, а также поясним, как списывать стоимость таких активов после принятия к учету.
Из-за чего возникают трудности с квалификацией активов
Прежде чем рассматривать поставленные вопросы, стоит выяснить, почему они возникают.
Получается, если организация планирует использовать инвентарь более года (а чаще всего именно так и бывает), могут возникнуть трудности с его квалификацией, т.е. с определением, когда такие активы относить к запасам, а когда — к ОС?
Перед тем, как начнем с этим разбираться, выясним, что является инвентарем. Это нужно для того, чтобы понять, в отношении какого имущества в принципе возможна вариантность.
Какое имущество можно отнести к инвентарю
Так, взяв за ориентир приложение к постановлению N 161, в учетной политике можно закрепить следующее :
Запись в учетной политике
К инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям относятся объекты, перечисленные в группах «Инвентарь и принадлежности», «Инструмент» приложения к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 N 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
В таком случае инвентарем будут признаваться активы, которые входят в группы «Инструмент», «Инвентарь и принадлежности». Это, в частности:
1) инвентарь и принадлежности общего назначения: мебель, портьеры, жалюзи для окон, ковры, стеллажи, зеркала, аппараты телефонные, сотовые телефоны, аппараты факсимильные, коммутаторы, спортивный инвентарь и т.п.;
2) техника бытовая и принадлежности к ней: печи микроволновые, холодильники, пылесосы, посудомоечные машины, фотоаппараты, диктофоны, видеорегистраторы, электроаппаратура и т.п.;
3) инструменты: перфораторы, краскопульты, технологическая оснастка, шуруповерты, пистолеты-распылители, гайковерты и т.п.
Однако по многим объектам в данных группах приводится открытый перечень активов. И, возможно, этой информации будет недостаточно. В такой ситуации с учетом специфики своей деятельности можно отталкиваться от терминов и определений, приведенных в госстандартах.
Получается, что пресс-форма является технологической оснасткой, которая входит в группу «Инструмент». А значит, по ней есть вариантность учета. То есть она может признаваться и запасами, и ОС.
Как видим, чтобы принять обоснованное решение относительно того, какие активы относить к инвентарю, а какие нет, целесообразно проанализировать целый ряд НПА и ТНПА и сослаться на них в учетной политике. Правда, делать это для целей бухучета законодательство не обязывает.
В таком перечне можно поименовать столы, стулья, тумбы, книжные стеллажи, шкафы для одежды, вешалки, лампы, зеркала, дрели, калькуляторы, модемы, принтеры, телефонные и факсимильные аппараты и т.п.
А вот включить в состав инвентаря, к примеру, заточный станок, приобретенный для использования в своей деятельности, не получится, поскольку он относится к производственному оборудованию.
Так, согласно абз. 7, 15 ст. 2 ТР ТС 010/2011:
— оборудование — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему;
— машина — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала).
На основании указанного заточный станок является оборудованием. Кроме того, согласно приложению к постановлению N 161 он входит в группу «Машины и оборудование» с шифром 41020. В связи с этим относить его к инвентарю не стоит.
Итак, какие активы являются инвентарем — разобрались. Как можно распределить инвентарь между ОС и отдельными предметами в составе средств в обороте – читайте далее в ilex.
Учет расходов на хозяйственные и канцелярские товары
Организация (общий режим налогообложения) приобретает хозяйственные товары (моющие средства, туалетная бумага, мыло и так далее), канцелярские товары, материалы для текущего ремонта основных средств, несет расходы по заправке картриджа. Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
Налоговый учет
Учет хозяйственных товаров
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
Как уточняет Минфин России в письме от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229, к подобным затратам могут быть отнесены расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее) (смотрите также письма Минфина России от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@).
Кроме того, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. При этом НК РФ не уточняет, что понимается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению.
Статья 223 ТК РФ относит к обязанностям работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. В целях реализации этого требования в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
Таким образом, расходы налогоплательщика по обеспечению работников и санитарно-бытовых помещений организации санитарно-гигиеническими принадлежностями и оборудованием, в частности такими как моющие средства, туалетная бумага, мыло, полотенца, хозяйственный инвентарь, организация может учесть для целей налогообложения прибыли и на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичная точка зрения представлена, например, в письме УФНС РФ по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1.
Арбитражная практика также свидетельствует о том, что расходы организации на приобретение предметов личной гигиены и бытовой химии являются обоснованными (постановления ФАС Московского округа от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 N А65-20634/06 и от 02.11.2004 N А55-17257/03-29).
При этом полагаем, что поименованные выше расходы учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Таким образом, расходы, связанные с приобретением хозтоваров, могут быть учтены на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ либо на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
С учетом предъявляемых п. 1 ст. 252 НК РФ требований документально подтвердить расходы организации на приобретение предметов бытовой химии и личной гигиены можно, например, при наличии требования-накладной (форма М-11), акта списания материалов. Кроме того, для документального подтверждения расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, помимо накладной и акта, необходимо также наличие внутреннего документа, в котором будут сформулированы меры по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.
Учет канцелярских товаров
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на канцелярские товары. Таким образом, расходы на канцелярские товары могут быть учтены в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@).
Расходы на заправку картриджа
По нашему мнению, затраты, связанные с заправкой картриджей, также могут быть отнесены к материальным расходам и учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (письма Минфина России от 08.02.2007 N 03-11-04/2/26, УМНС по г. Москве от 01.12.2004 N 21-09/77274).
Учет материалов, приобретенных для текущего ремонта
На основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на содержание и эксплуатацию основных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Согласно п. 1 ст. 324 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.
Таким образом, стоимость материалов, использованных при ремонте (ремонте основных средств), может быть учтена в составе расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ или на основании п. 1 ст. 260 НК РФ. При этом, повторим, п. 4 ст. 252 НК РФ предусматривает, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Бухгалтерский учет
Указанные в вопросе канцелярские товары, хозяйственные товары, строительные материалы, приобретенные для ремонта, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (п.п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации предназначен счет 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете списание МПЗ в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Выбор применяемого метода отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 73 Методических указаний).
По нашему мнению, если приобретенные активы используются для производственных целей, то их стоимость относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и учитывается на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 44). Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п.п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше 40 000 руб. (п. 4 ПБУ 6/01). При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Его заменит новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который в числе прочего разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10.9. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
В системе КонсультантПлюс вы можете скачать бланк формы М-8 и посмотреть образец его заполнения. Получите пробный бесплатный доступ и переходите к документам.
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, но не более 40 000 руб., могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом п. 5 ПБУ 6/01 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10.09 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.