на какой счет отнести нотариальные услуги по авансовому отчету
Отражение в учете оплаты услуг нотариуса за нотариальное оформление документов для организации
Отправим материал вам на:
По оказанным услугам за нотариальное оформление новой лицензии нотариус выдала справку, в которой отражена оплаченная сумма в целом. Подотчетное лицо приложило к авансовому отчету служебную записку о том, сколько копий и страниц фактически было заверено. Достаточно ли этих документов для подтверждения количества заверенных копий страниц? Какой размер расхода можно принять для целей налогообложения прибыли?
Бухгалтерский учет
По общему правилу в целях бухгалтерского учета расходы организации на нотариальные услуги относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании пунктов 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в составе управленческих расходов.
Для того чтобы учесть сумму, оплаченную нотариусу по квитанции, в составе расходов необходимо:
Налог на прибыль
Для целей налогообложения прибыли оплата услуг государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом указанные расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, не признаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 39 ст. 270 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли выданная нотариусом квитанция, подтверждающая факт оплаты полученных услуг, может являться подтверждением понесенных расходов, если:
1. Квитанция оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (см. письмо Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45), в частности:
2. Услуги нотариуса были оказаны не сотруднику лично, а в целях финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленной на получение дохода;
3. Сотрудник действовал от имени организации на основании выданной доверенности, поскольку работник, не имеющий доверенности организации, при расчетах выступает как частное лицо.
Обращаем внимание, в квитанции должны быть указать конкретные действия нотариуса и размер тарифа, взысканного за совершение каждого действия.
Получить больше информации о прочих расходах, связанных с производством и реализацией, можно в Справочнике «Налог на прибыль организаций» раздела «Налоги и взносы» на ИТС.
Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.
Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.
В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.
Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь
Как правильно отражаются нотариальные расходы в налоговом учете?
Особенности налогового учета услуг, оказываемых нотариусами
В зависимости от того, требуется ли нотариальная форма для какого-либо документа, нотариальные действия подразделяют на обязательные и необязательные. По обязательным услугам нотариус из госконторы возьмет с клиента пошлину в размере, указанном в ст. 333.24 НК РФ. Точно за те же самые действия нотариус-частник возьмет тариф в порядке, изложенном в гл. 25.3 НК РФ и ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.
А вот за действия, для которых законом не установлена обязательная нотариальная форма, нотариус (не важно – частный или государственный) берет тарифы, как того требуют Основы о нотариате.
Как оформить передачу доли ООО с участием нотариуса, узнайте здесь.
В налоговом учете услуги по осуществлению нотариальных действий учитывают исключительно по утвержденным законом тарифам (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы же сверх этих сумм не берутся в расчет налога на прибыль (п. 39 ст. 270 НК РФ).
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте как учесть услуги нотариуса при расчете налога на прибыль. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Необходимые подтверждающие документы
Нотариальной деятельностью вправе заниматься тот гражданин РФ, который получил соответствующую лицензию – такие правила закреплены в ст. 3 Основ о нотариате. Однако компания, обратившаяся за помощью к нотариусу, не обязана прилагать к полученным от него подтверждающим бумагам копию этой лицензии.
Как правило, представитель компании рассчитывается с нотариусом сразу, как только тот заверит нужный документ или же выполнит другую работу согласно своей компетенции. При этом нотариус выдаст клиенту документы, свидетельствующие об оказании услуг и их оплате.
Заметим, что на данный момент какой-либо специальной унифицированной формы первички, выдаваемой нотариусом в подтверждение фактов оказания и оплаты его услуг, так и не утверждено. Обычно в таких случаях выдаются квитанции к приходникам и справки-расшифровки по оказанным услугам. Все они заверяются личной подписью нотариуса (или же его уполномоченного) и печатью.
Но нередко в таких бумагах содержатся только общие фразы: например, «оплачено за свидетельствование верности копий» или «взыскана госпошлина за нотариальные действия». Конечно, таких размытых формулировок будет недостаточно для обоснования расходов, требуемого законом в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Для надлежащего принятия услуг к учету документ, полученный от нотариуса, должен содержать все обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем непременно должны быть перечислены конкретные действия, осуществленные нотариусом, и указаны тарифы, взысканные по каждому из них.
Получая документы в нотариальной конторе, также имейте в виду следующую возможность: в соответствии со ст. 50 Основ о нотариате все нотариальные действия фиксируются в специальном реестре, форма которого утверждена приказом Минюста РФ от 10.04.2002 № 99. Выписка из такого реестра, выданная и заверенная нотариусом, сможет подтвердить расходы клиента.
Ну и, конечно же, можно составить акт в обычном порядке, в котором подробно перечислить все выполненные действия с указанием расценок за них.
Как списать нотариальные расходы, превышающие нормы?
Довольно часто возникают ситуации, когда сумма, уплачиваемая нотариусу, превышает законодательные нормы. И что же делать с теми расходами, которые не вписались в законные рамки? Их в ряде случаев можно учесть в расходах по другим основаниям.
Попробуем воспользоваться тем, что помимо непосредственно нотариальных услуг в нотариальных конторах оказываются также и некоторые другие: юридические, информационные, консультационные и т.д., причем их список является открытым (подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы компании по оказанию нотариусом данных услуг могут быть учтены в прочих расходах по производству и реализации (письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-03-06/2/34843).
Например, выполнение нотариусами работы технического характера предусмотрено ст. 23 Основ о нотариате. Для таких услуг госпошлина (или тариф) не предусмотрена — нотариус вправе установить на них расценки по собственному усмотрению. НК РФ также не предусматривает для данных расходов каких-либо ограничений. Следовательно, их можно полностью принять при расчете налога на прибыль в качестве юридических услуг.
Однако поступая так, следует условиться с нотариусом, чтобы тот в своей справке-расшифровке разделил полную сумму на две составляющие: непосредственно за нотариальное удостоверение и за информационные (консультационные, юридические) услуги. Тогда суммы сверх норм возможно будет полностью признать в налоговом учете как, например, затраты на юридическое консультирование.
Дополнительные ограничения по учету нотариальных расходов
Задумываясь о возможности включения нотариальных расходов в состав налоговых затрат, необходимо учитывать еще и требования п. 1 ст. 252 НК РФ, из которых вытекает, что на расходы можно отнести только тот нотариальный тариф, который берется за оформление бумаг, необходимых для деятельности, предусматривающей получение дохода.
В таком случае можно ли отнести на затраты нотариальные услуги, связанные с юридическим оформлением, осуществленные до момента госрегистрации фирмы? Нет, они не могут быть отражены ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, поскольку во время их осуществления компании еще не существовало. Такие затраты могут быть отнесены к расходам только тех лиц, которые их непосредственно осуществляли.
На какой счет отнести госпошлину
В бухгалтерском учете уплата госпошлины отражается записью Дт 68 Кт 51.
Часто встает вопрос: на какой счет отнести госпошлину? Ответ на него зависит от причин, по которым она уплачивается. Если госпошлина уплачивается в связи с приобретением или созданием имущества, то она отражается на счетах по учету этого имущества.
Если же уплата госпошлины связана с текущей деятельностью организации (например, заверкой договоров, устава, карточек подписей), то начисление госпошлины будут отражаться проводкой Дт 26 (44) Кт 68.
Госпошлина, которая вносится, например, при продаже активов (кроме денежных средств, товаров, продукции), должна быть учтена проводкой Дт 91 КТ 68.
Не менее распространенный вопрос: уплаченная при регистрации предприятия госпошлина на какой счет относится? К сожалению, вновь созданная организация не сможет учесть эти расходы ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, поскольку они понесены учредителями еще до ее создания.
Как учесть услуги нотариуса в бухучете, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Итоги
Таким образом, превышение нотариальных тарифов в налоговых целях не учитывается:
Однако суммы сверх законных норм, при надлежащем оформлении подтверждающих бумаг и при условии, что они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены в составе расходов как, например, юридические услуги и некоторые другие.
Ответ на вопрос, на каком счете бухгалтерского учета учитывается госпошлина, зависит от ее вида и причин, по которым она уплачивается.
Расходы на услуги нотариуса и их учет
Услуги нотариального характера предприятия могут получать от государственных или частных специалистов. Регламентация действий этих специалистов осуществляется через «Основы законодательства РФ о нотариате» (документ утвержден 11.02.1993 г. под №4462-1). За проведенные операции государственными нотариусами взимается госпошлина, а частные получают оплату по специальному тарифу. Отражение в учете таких платежей имеет ряд особенностей.
Вопрос: Вправе ли нотариус требовать оплаты в обязательном порядке услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия?
Посмотреть ответ
Отражение расходов предприятия на нотариальные услуги в учете
За обязательные процедуры нотариального обслуживания предприятие должно заплатить государственную пошлину (специалисту, работающему в государственной структуре) или тарифную плату частному нотариусу (ее размер будет идентичен госпошлине).
Для необязательной группы услуг предусмотрены тарифные платежи. В налоговом учете перечисления в пользу нотариусов принимаются в сумме законодательно установленных тарифов, все оплаченные средства сверх нормы не учитываются в расчете налога на прибыль.
КСТАТИ! Стоимость услуг государственного нотариуса погашается в бюджет, а оплата счета частного нотариуса производится путем перевода денег на его расчетный счет.
Первичная документация для отражения нотариальных услуг в учете
Факт получения нотариусом денег от клиента должен подтверждаться первичной документацией. Унифицированных форм законодательством не предусмотрено. Платежные бланки заверяются подписью нотариуса и печатью. В тексте документа должны содержаться формулировки о назначении платежа, точно характеризующие суть оказанной услуги.
ВАЖНО! Чтобы предприятие могло принять в учете затраты на нотариальное обслуживание, оно должно получить от нотариуса подтверждающую документацию, в которой будут присутствовать все обязательные реквизиты (набор неотъемлемых элементов первички приведен в ст. 9 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).
Понесенные расходы на погашение задолженности перед нотариусами организации могут подтвердить при помощи выписки из реестра регистрации нотариальных действий. Этот реестр составляется по унифицированному шаблону и должен вестись всеми нотариусами без исключения. Чтобы получить выписку из него, необходимо составить письменное обращение к нотариусу. Основанием для признания расходов может стать акт, в котором будут указаны примененные тарифы и расценки за осуществленные нотариальные действия.
Вопрос: Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).
Посмотреть ответ
Подтвердить факт платного оказания услуг можно при помощи:
При оформлении справки-расшифровки обязательно надо выполнять такие условия:
Правила признания расходов, связанных с нотариальным обслуживанием
При отражении в учете затрат в форме платежей нотариусам их сумма может быть разбита на две части:
По правилам налогового учета в нотариальных затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно учитывать только расходы в сумме действующего нотариального тарифа. Осуществляется это при условии, что полученные услуги были необходимыми, их результатом стало оформление документов, без которых невозможно дальнейшее осуществление деятельности компании, направленной на извлечение прибыли.
Если организация обращалась к нотариусу за юридической помощью, консультационным обслуживанием или информационной поддержкой, то такие услуги не могут быть причислены к нотариальным. Этот тип затрат отражается компанией в составе прочих расходов, которые непосредственно связаны с производством и реализацией (Письмо от 26.08.2013 г. №03-03-06/2/34843, составленное Минфином).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты, которые были осуществлены в связи с регистрацией юридического лица или в результате иных операций до момента официального создания предприятия, не могут быть отнесены на счет компании (правило касается и бухгалтерского, и налогового учета).
Суммы превышения нотариального тарифа не могут быть признаны в налоговом учете, если:
Чтобы учесть весь объем понесенных затрат по счетам нотариуса, в справке-расшифровке необходимо выделить сверхтарифные платежи. Их включить в расчет при выведении базы по налогу на прибыль можно, если причислить к одной из расходных групп:
ЗАПОМНИТЕ! В налоговом учете затраты на нотариальные услуги должны быть признаны на момент их начисления или с привязкой ко дню утверждения авансового отчета (если оплата производилась через подотчетное лицо).
В ситуациях, когда услуги нотариуса были необходимы предприятию для реализации сделки по приобретению основных средств, сумма оплаченного счета за нотариальные действия должна быть отнесена на итоговую стоимость покупаемого актива.
Счет и типовые проводки
Отражение оплат в пользу нотариальных контор в бухгалтерском учете может быть осуществлено двумя способами:
Выбор одного из вариантов зависит от цели обращения к нотариусу и величины примененного тарифа. Если размер платежа соответствует законодательно установленной госпошлине, то начисление обязательства перед нотариусом будет показано на 68 счете.
К СВЕДЕНИЮ! При использовании 68 счета для отражения расчетов с нотариусом необходимо открывать отдельный субсчет для учета государственных пошлин.
Счет 68 можно применять только в отношении средств, перечисляемых в бюджет, если получателем является другое юридическое лицо или самозанятое лицо, то в учете должен использоваться 76 счет. Дебетовые обороты по субсчетам 68 счета отражают факт перечисления средств.
Нотариальный тариф относится на 76 счет. В корреспонденции с ним могут вступать 26 счет, 44 или 91. Нормативное регулирование бухгалтерских операций в этой сфере осуществляется через ПБУ 10/99. Для отражения расчетов с нотариальными конторами надо обеспечить обособленное ведение учета по каждой из них.
При учете нотариальных услуг компания может использовать такие типовые записи:
При наличной форме расчетов и проведении операции через подотчетное лицо корреспонденции составляются между Д71 и К50 в момент выдачи денег сотруднику и Д44 и К71 при отражении фактических затрат в учетных данных. Выдача наличности сотруднику в этой ситуации будет оформляться при помощи РКО.
Для подтверждения факта оплаты нотариальных действий подотчетное лицо составляет авансовый отчет. Основанием для признания затрат в учете будет бланк, выданный нотариусом с перечислением совершенных им действий для предприятия-заказчика. Если подотчетное лицо потратило не все выданные ему средства, остаток должен быть возвращен в кассу. Эта операция фиксируется в учете через дебетование 50 счета и кредитование 71 и оформление ПКО.
На какой счет отнести нотариальные услуги по авансовому отчету
По какому виду расходов оплачивать услуги нотариуса?
Применение вида расходов и кода КОСГУ зависит от двух факторов:
В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы законодательства о нотариате), за совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, или уполномоченное лицо органа местного самоуправления взимают государственную пошлину. Ее размеры установлены ст. 333.24, 333.25 НК РФ.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф. Его размер соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. Однако плата, взимаемая частным нотариусом, государственной пошлиной не является. В этом случае услуги нотариуса нужно оплатить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (п. 10.2.6 Порядка № 209н, п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
За совершение действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и нотариус, занимающийся частной практикой, а также уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления взимают нотариальные тарифы в размере согласно ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате. Их также нужно отражать по подстатье 226 КОСГУ и элементу вида расходов 244.
Если нотариус оказывает услуги правового или технического характера, например, составляет, копирует документы, оплата производится по коду 226 КОСГУ и элементу вида расходов 244.
На какой счет отнести нотариальные услуги по авансовому отчету
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По какой подстатье КОСГУ отражаются расходы по оплате нотариальных услуг? Какими бухгалтерскими проводками они отображаются?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оплате нотариальных услуг (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
К сведению:
Обратите внимание, если речь идет об уплате государственной пошлины, взимаемой в соответствии с положениями статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение нотариальных действий, то такие расходы следует отражать по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter