на какой счет отнести питьевую воду для офиса
Питьевая бутилированная вода в комнате переговоров
Как в учете организации отразить расходы на питьевую бутилированную воду для комнаты переговоров, а также бутыли, за которые перечислена залоговая стоимость?
Ситуация
В текущем месяце на условиях 100-процентной предоплаты закупили питьевую бутилированную воду для напольного кулера. Согласно накладной организации переданы вода в бутылях (емкость 19 литров) стоимостью 17,40 руб. (в т.ч. НДС — 2,90 руб.), а также бутыли по залоговой стоимости 30 руб. (без НДС).
Возврат бутылей продавцу, а также их обмен на наполненные водой не рассматриваются.
Комната переговоров, в которой установлен напольный кулер, используется всеми работниками для проведения «деловых» собраний и совещаний по управленческим вопросам. Персонифицировать потребление воды каждым из работников не представляется возможным. На основании актов на списание материалов, утвержденных руководителем организации, в текущем месяце приобретенная вода полностью использована при проведении указанных мероприятий.
В соответствии с учетной политикой организации:
— материалы учитываются без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;
— стоимость воды списывается по мере ее передачи в место потребления.
Бухучет воды и бутылей
Предоплата, перечисленная продавцу за воду, а также залоговая стоимость бутылей (многооборотной тары) отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Кроме того, за балансом на счете 009 «Обеспечение обязательств выданные» учитывается залоговая стоимость бутылей, перечисленная продавцу в обеспечение их возврата (ч. 3 п. 3, ч. 4 п. 47, п. 87 Инструкции N 50).
Поступившие от продавца питьевая бутилированная вода и бутыли относятся к запасам и учитываются на счете 10 «Материалы». Основанием для их оприходования в данной ситуации является накладная продавца (ТТН, ТН). Поскольку для учета материалов организация счета 15 и 16 не использует, то вода приходуется на счет 10 по фактической себестоимости. Для ее аналитического учета к счету 10 можно открыть отдельный субсчет. Бутыли приходуются на субсчет 10-4 «Тара и тарные материалы» по залоговой стоимости как многооборотная возвратная тара (абз. 2 ч. 1 п. 3, п. 6, 26, 41, 90, ч. 1 п. 98 Инструкции N 133, ч. 6, 17 п. 16 Инструкции N 50).
Сумма «входного» НДС, предъявленная продавцом в стоимости воды, отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». При этом подлежащая вычету сумма данного налога показывается по кредиту этого счета в корреспонденции с дебетом субсчета 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (абз. 4 п. 2, п. 4 Инструкции N 41).
При передаче питьевой бутилированной воды для заправки кулера обычно происходит и ее списание со счета 10, которое производится на основании ПУД. Порядок документального оформления и применяемые ПУД организация определяет самостоятельно и закрепляет их в учетной политике. При этом сами бутыли с субсчета 10-4 не списываются, т.к. в данной ситуации они подлежат возврату по окончании срока действия договора (п. 57, 60, 66 Инструкции N 133, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).
Напомним, что в данном случае кулер установлен в комнате переговоров. Эта комната используется всеми работниками для «деловых» собраний и совещаний по управленческим вопросам. Поэтому можно сказать, что расходы на воду связаны с мероприятиями, проведение которых продиктовано производственной необходимостью для организации и в рамках создания благоприятных условий для работников в процессе их трудовой деятельности, а не социальной политикой. Причем целевое направление использования воды для этих мероприятий должно четко прослеживаться по документам. Например, обеспечение работников питьевой бутилированной водой в ходе проведения собраний, совещаний в комнате переговоров целесообразно предусмотреть в приказе, а расходы на воду — в смете расходов. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на воду в таком случае, полагаем, можно отнести к управленческим расходам. Такие расходы отражаются на счете 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» или 44 «Расходы на реализацию» (в зависимости от направления деятельности организации). При определении финансового результата они полностью списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-5 «Управленческие расходы» (п. 10, 11, ч. 2 п. 35 Инструкции N 102, ч. 3 письма Минфина N 15-1-17/311).
В данной ситуации питьевая бутилированная вода потребляется в ходе проведения «деловых» собраний и совещаний по управленческим вопросам. При этом ее передачи или отчуждения конкретным работникам не происходит. Следовательно, объекта для обложения НДС не возникает (ч. 1 и 3 п. 1 ст. 31, подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК).
Суммы «входного» НДС по воде организация принимает к вычету в общем порядке (после отражения их в бухучете и книге покупок (если она ведется), а также после подписания выставленного ей ЭСЧФ) (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 3, ч. 1 п. 4, подп. 5.1 п. 5, п. 6 ст. 132 НК).
Подоходный налог
Стоимость потребленной работниками питьевой бутилированной воды объектом налогообложения подоходным налогом не признается (подп. 2.4 п. 2 ст. 196 НК).
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах
По разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты расходы (питьевая бутилированная вода и др.) на проведение совещаний, собраний и других связанных с производственным процессом мероприятий не являются объектом для начисления страховых взносов. То есть эти страховые взносы в данном случае не исчисляются.
По страховым взносам в Белгосстрах отметим следующее. Если персонифицировать потребление продуктов конкретным работником не представляется возможным, объекта для этих взносов нет, и они не исчисляются. Такое разъяснение дано специалистами Белгосстрах в отношении чая, кофе, печенья для работников офиса. Полагаем, что его можно применить также в отношении питьевой бутилированной воды для работников в данном случае и не облагать ее стоимость страховыми взносами в Белгосстрах.
Налог на прибыль
По разъяснениям МНС при реализации мероприятий по созданию благоприятных условий для работающих в процессе трудовой деятельности расходы организации на приобретение питьевой бутилированной воды для обеспечения работников в целях налога на прибыль включаются в затраты. Кроме того, специалистом МНС разъяснено, что основным критерием для включения таких расходов в состав учитываемых затрат являются их объективная необходимость и обоснованность в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг).
Исходя из сказанного полагаем, что расходы на питьевую бутилированную воду для проведения «деловых» собраний и совещаний по управленческим вопросам в данной ситуации можно учесть в затратах. Для этого такие расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Таблица бухгалтерских записей
К счету 10 «Материалы» открыт субсчет 10-13 «Питьевая бутилированная вода».
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичныйдокумент |
Перечислена продавцу залоговая стоимость бутылей | 60 | 51 | 30 | Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету |
Отражена перечисленная продавцу залоговая стоимость бутылей (тары) | 009 | 30 | Бухгалтерская справка-расчет | |
Перечислена предоплата за питьевую бутилированную воду | 60 | 51 | 17,40 | Платежное поручение, выписка банка по расчетному счету |
Принята к учету питьевая бутилированная вода (17,40 — 2,90) | 10-13 | 60 | 14,50 | Товарно-транспортная накладная, товарная накладная |
Отражена предъявленная продавцом воды сумма НДС | 18 | 60 | 2,90 | Товарно-транспортная накладная, товарная накладная |
Принят к вычету «входной» НДС | 68-2 | 18 | 2,90 | ЭСЧФ, книга покупок (если она ведется), бухгалтерская справка-расчет |
Отражена многооборотная возвратная тара (бутыли) по залоговой стоимости | 10-4 | 60 | 30 | Товарно-транспортная накладная, товарная накладная |
Списаны расходы на питьевую бутилированную воду в состав управленческих расходов | 25, 26, 44 | 10-13 | 14,50 | Акт на списание материалов |
Списаны управленческие расходы (без учета иных расходов) | 90-5 | 25, 26, 44 | 14,50 | Бухгалтерская справка-расчет |
——————————— При налогообложении прибыли учитываются в затратах (п. 1 ст. 170 НК). |
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Вода для сотрудников – это не роскошь, а всего лишь обеспечение нормальных условий труда
Прошли те времена, когда расходы на покупку воды для работников разрешали признавать только тогда, когда водопроводная вода не соответствовала санитарно-эпидемиологическим нормативам. Теперь все по-другому. Условия, когда расходы на воду можно учесть в расходах, основываются на других нормах.
Трудовой кодекс об условиях труда
Трудовой кодекс прямо не предусматривает, что фирма обязана обеспечить своих сотрудников питьевой водой. Но при этом он устанавливает требование проявлять заботу о сотрудниках и обеспечивать им нормальные условия труда.
Об обеспечении работникам нормальных условий труда говорится в статье 163 ТК РФ.
Под условиями труда понимают совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье сотрудника (ст. 209 ТК РФ).
Сюда же, к обеспечению нормальных условий труда, можно отнести санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).
Кроме того, организация обязана обеспечить бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).
Эти требования Трудового кодекса приводят чиновники в качестве одного из условий для отнесения стоимости воды к прибыльным расходам.
Кулер в приказе министерства
Еще они ссылаются на приказ Минздравсоцразвития от 1 марта 2012 г. № 181н. В пункте 18 этого документа говорится, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
То есть это уже не просто вода, а целый кулер. И в расходах можно учитывать не только бутилированную питьевую воду, но и кулер вместе с затратами на его установку и обслуживание.
Налоговый кодекс о прочих расходах
Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности учитываются в качестве прочих по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Они могут включать затраты:
При этом расходы, как уже говорилось, должны быть связаны с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности.
Писем Минфина на эту тему очень много (см., например, письмо 23 марта 2020 г. № 03-03-07/22134, от 17 июля 2017 г. № 03-03-06/1/45286 и др.).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Также чиновники не забывают указать на то, что расходы, принимаемые к учету при исчислении налога на прибыль, должны соответствовать статье 252 НК РФ.
Обосновать и документально подтвердить
Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков работодатель определяет самостоятельно. При этом исходят из специфики деятельности компании. В нем может быть и обеспечение питьевой водой.
В любом случае этот перечень должен быть обоснованным.
А как это обеспечить?
Частично мы уже ответили на этот вопрос. Приобретение должно быть направлено на обеспечение нормальных условий труда работников и отражено в перечне конкретных мероприятий.
Но затраты нужно еще документально подтвердить. А это значит, что при покупке воды и оборудования должны быть правильно оформленные документы:
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Коротко об НДС
В завершение коснемся порядка начисления и уплаты НДС по операциям приобретения питьевой воды и кулеров.
Во-вторых, поскольку приобретение питьевой воды предназначено для обеспечения нормальных условий труда, объекта налогообложения по НДС в виде безвозмездной передачи товара в данном случае не возникает. ( п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, налог начислять не нужно.
Налоговый учёт питьевой воды для офиса
Одна из обязанностей работодателя – охранять труд (ст. 223 ТК РФ). Покупка воды для питья или фильтров для её очистки – одно из мероприятий охраны труда. Возникают ли сложности с признанием таких расходов для целей налогообложения?
Ранее Минфин и ФНС разрешали учитывать такие расходы, если у налогоплательщика было заключение Госсанэпиднадзора о непригодности воды в офисе для питья (письма УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007411, Минфина от 10.06.2010 № 03-03-06/1/406 и от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43 и др.). При этом суды были более благосклонны к налогоплательщикам и признавали покупку воды обеспечивающим нормальные условия труда мероприятием, не требуя при этом никаких подтверждений Госсанэпиднадзора (см. постановления Десятого ААС от 29.04.2010 № 10АП-1912/2010, Седьмого ААС от 31.03.2010 № 07АП-1823/10, определение ВАС РФ от 30.05.2008 № 6728/08 и др.).
В последнее время финансисты в своих рекомендациях не говорят об обязательности экспертиз Госсанэпиднадзора (см. письма Минфина от 23.03.2020 № 03-03-07/22134, от 17.07.2017 № 03-03-06/1/45286 и др.). Причина этого – приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н, относящий обеспечение питьевой водой сотрудников к мероприятиям улучшения условий и охраны труда.
Готовимся к проверке
Для защиты от возможных претензий проверяющих оформите первичные документы:
— правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда, приказы руководства;
— подтверждение оплаты поставок;
— документы, подтверждающие поступление воды в организацию (акты, накладные и др.).
Включение расходов на воду при исчислении единого налога
Организациям на ОСН, исчисляющим налог на прибыль, разрешено отнести расходы на воду к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ИП, применяющие ОСН и уплачивающие НДФЛ, также ориентируются на гл. 25 НК РФ. Поэтому ИП такие расходы может включить в профессиональный налоговый вычет. Минфин соглашается с этим (письма от 09.07.2012 № 03-03-06/1/332, от 21.11.2013 № 03-03-06/1/50213).
А вот организациям на УСН Минфин отказал в праве признания затрат на воду в целях исчисления единого налога. Причина этого – отсутствие расходов на организацию нормальных условий труда в закрытом перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (письмо Минфина от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908). Однако суды принимают сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении ФАС УО от 06.10.2008 № Ф09-7032/08-С3 по делу № А47-15449/05 сказано, что данные расходы (при наличии документального подтверждения) можно учесть при УСН, поскольку они направлены на обеспечение нормальных условий труда.
Если организация не готова рисковать – безопаснее не включать эти расходы при исчислении единого налога.
Купили воду, предоставляем чай-кофе – не возникает ли у сотрудников экономической выгоды? Конечно, да.
Но ст. 41 НК РФ связывает налогооблагаемый доход с персонифицированной выгодой (п. 5 Обзора судебной практики по применению гл. 23 НК РФ от 21.10.2015). Иначе дохода, облагаемого НДФЛ, нет.
Сдача налоговой и бухгалтерской отчётности электронно
Такском предлагает ряд сервисов для быстрой и комфортной отправки бухгалтерской и налоговой отчётности в ФНС. Для разных потребностей бизнеса компания предлагает три варианта решений:
— Программное для установки на ПК – сервис Доклайнер;
— Решение для работы непосредственно из системы 1С – 1С: Электронная отчётность.
Бутилированная вода, хозяйственые и канцелярские товары: правила применения КОСГУ
belchonock / Depositphotos.com |
В перечне расходов, относимых на подстатьи статьи 340 КОСГУ, расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров прямо не поименованы, поэтому вопрос о том, по какому коду КОСГУ – 346 или 349 – отражать поступление таких материальных запасов, актуален для многих (приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»).
И здесь важно понимать, что на подстатью 349 КОСГУ относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 году отражались по подстатьям 223, 226, 296. Расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров и в предыдущие годы отражались по статье 340 КОСГУ, поэтому на подстатью 349 КОСГУ их отнести нельзя – для учета таких материальных запасов используйте подстатью 346 КОСГУ.
А вот приобретение бутилированной питьевой воды прямо предусмотрено по подстатье 349 КОСГУ, но при одном условии: если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. При наличии централизованного питьевого водоснабжения и соответствии воды санитарным нормам приобретение бутилированной воды отражайте по коду 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.
Приобретение питьевой воды отразим в программе с помощью документа Поступление товаров и услуг (рис.1). На закладке Товары отразим приобретение питьевой воды, а на закладке Тара – поступление бутылей.
Рисунок 1
При проведении документа будут сформированы проводки по оприходованию питьевой воды, поступлению на тары, а также отражен НДС, предъявленный поставщиком, со стоимости питьевой воды (рис.2).
Рисунок 2
Рисунок 3
При проведении документа в бухгалтерском учете расходы на приобретение питьевой воды будут учтены в составе прочих расходов. Поскольку для целей налогообложения прибыли организация не принимает к налоговому учету эти расходы, то возникает постоянная разница между бухгалтерским и налоговым учетом, что приводит к обраэованию постоянного налогового обязательства (рис.4).
Рисунок 4
Рисунок 5
На закладке Счет списания НДС укажем счет 91.02 Прочие расходы, причем в качестве статьи расходов выберем расходы, не учитываемые в целях налогообложения. При проведении документа будут сформированы следующие проводки (рис. 6).
Рисунок 6
Как видим, в бухгалтерском учете НДС, предъявленный поставщиком питьевой воды, учтен в составе прочих расходов, а между бухгалтерским и налоговым учетом возникла постоянная разница.
В конце месяца при проведении регламентного документа Закрытие месяца (меню Операции – Регламентные операции – Закрытие месяца) программа автоматически осуществляет расчет постоянного налогового обязательства (рис. 7).
Рисунок 7
Воэврат залоговой тары поставщику можно отразить в программе с помощью документа Возврат товаров поставшику на закладке Тара (меню Покупка – Возврат товаров поставщику).