на какой счет отнести журналы по охране труда
Бюджетный учет: расходы на охрану труда
Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.
Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.
Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.
Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).
Расходы на специальную оценку труда
1-й класс — оптимальные;
2-й класс — допустимые;
3-й класс (с подклассами) — вредные;
Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:
Дебет
Кредит
Расходы на медосмотры
— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;
— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;
— контакт с больными;
— повышенные физические нагрузки;
— работа с продуктами питания и пр.
Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами. Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.
Расходы на покупку средств индивидуальной защиты
Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.
Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.
В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.
Как учитывать книги и журналы: последние разъяснения Минфина
Многие фирмы выписывают различные газеты и журналы, покупают книги и бераторы. Их учет вызывает немало вопросов у бухгалтеров. На некоторые из них недавно ответил Минфин.
Как отразить оплату изданий
Заплатить за печатные издания можно двумя способами:
— авансом. В этом случае фирма сначала перечисляет деньги, а потом в течение определенного времени получает журналы или газеты. Как правило, подписка оформляется на три или шесть месяцев;
— непосредственно в издательстве или в магазине. При этом вы платите деньги и сразу получаете печатную продукцию.
Большинство фирм использует первый вариант. Перечисленные за журналы деньги учтите как выданные авансы:
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
— перечислены деньги за подписку.
Обратите внимание: налоговый инспектор может посчитать, что предоплату за издания надо учитывать как расходы будущих периодов. В этом случае у вас образуется долг по налогу на имущество. Дело в том, что расходы будущих периодов увеличивают этот налог.
В этом случае не соглашайтесь с инспектором. Свою позицию обоснуйте так.
ПБУ 10/99 есть в приказе Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н |
Расходы возникают в том случае, если у фирмы уменьшаются экономические выгоды (например, вы заплатили поставщику материалов). Так написано в пункте 16 ПБУ 10/99.
Но при оплате подписки этого не происходит. Ведь вы еще не получили никакой продукции. Фирма просто произвела предоплату. Поэтому перечисленные деньги надо учитывать как выданные авансы.
Если вы не хотите спорить с налоговым инспектором, то отразите затраты на подписку как расходы будущих периодов. Как это сделать, вы можете прочитать в бераторе «Корреспонденция счетов» на странице VIII/97/03.
Пример 1. ЗАО «Актив» подписалось на первые шесть месяцев 2003 года на журнал «Практическая бухгалтерия». За это фирма заплатила 1200 руб. (в том числе 10% НДС — 109 руб.).
Бухгалтер «Актива» отразил подписку так:
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
— 1200 руб. — перечислены деньги за подписку.
По мере того как будут приходить очередные номера журналов или газет, списывайте их стоимость на затраты. Как это сделать, рассказал Минфин в недавно опубликованном письме от 26 августа 2002 г. № 16-00-12/19.
Как отразить поступление изданий
Печатные издания учитывайте как основные средства. Каждый полученный журнал, бератор или книгу отражайте отдельно.
Поступление литературы отразите так:
Дебет 08 Кредит 60
— получено издание;
Дебет 19 Кредит 60
— отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
— зачтена предоплата;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— предъявлен к вычету НДС.
Обратите внимание: чтобы поставить НДС к вычету, у вас должен быть счет-фактура. Если у вас нет этого документа, то позвоните в издательство и попросите его выслать.
Полученные издания отразите в специальной книге по учету литературы. Специальной формы для нее не предусмотрено. Поэтому ведите ее в произвольном порядке. Например, эта книга может выглядеть так:
ООО «Актив»
Книга учета изданий, поступивших в октябре 2002 года
№ п/п | Дата поступления | Наименование издания | Стоимость (без НДС), руб. | Дата выбытия | Причина выбытия |
1 | 5 октября 2002 года | Журнал «Практическая бухгалтерия» | 200 | ||
2 | 10 октября 2002 года | Журнал «Расчет» | 245 | ||
3 | 15 октября 2002 года | Бератор «Корреспонденция счетов» | 2790 | ||
… | … | … | … | … | … |
Амортизацию по полученным изданиям не начисляйте. После того как начнете использовать книги или журналы, спишите их стоимость на затраты:
Дебет 01 Кредит 08
— фирма начала использовать издание (например, передала журнал в бухгалтерию);
Дебет 26, 44 Кредит 01
— списана стоимость издания.
Стоимость изданий уменьшает налог на прибыль в момент их приобретения (подп. 6 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса) |
В книге учета изданий выбытие журналов, бераторов и другой литературы отразите после того, как вы их перестанете использовать. Например, уничтожите или продадите.
Обратите внимание: стоимость издания уменьшает налог на прибыль в момент их поступления на склад. Чтобы не вести отдельные налоговые регистры, начинайте использовать книги и журналы сразу после того, как их получите.
Пример 2. Воспользуемся данными примера 1. В январе 2003 года ЗАО «Актив» приобрело бератор «НДС от А до Я» за 4400 руб. (в том числе 10% НДС — 400 руб.). Это издание фирма покупала за наличный расчет в издательстве.
Кроме того, в январе фирма получила первый номер журнала «Практическая бухгалтерия». Его стоимость равна:
1200 руб. : 6 мес. = 200 руб.
В том числе НДС:
109 руб. : 6 мес. = 18 руб.
Поступление литературы бухгалтер «Актива» отразил так:
приобретение бератора
Дебет 71 Кредит 50
— 4400 руб. — выданы под отчет деньги на покупку бератора;
Дебет 08 Кредит 71
— 4000 руб. (4400 — 400) — оприходован бератор;
Дебет 19 Кредит 71
— 400 руб. — отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
— 4000 руб. — бератор передан в бухгалтерию;
Дебет 26 Кредит 01
— 4000 руб. — списана стоимость бератора;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 400 руб. — НДС принят к вычету;
поступление журнала «Практическая бухгалтерия»
Дебет 08 Кредит 60
— 182 руб. (200 — 18) — поступил журнал;
Дебет 19 Кредит 71
— 18 руб. — отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
— 182 руб. — журнал передан в бухгалтерию;
Дебет 26 Кредит 01
— 182 руб. — списана стоимость журнала;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
— 200 руб. — зачтен аванс;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 400 руб. — НДС принят к вычету.
Н. ЖУРАВЛЕВА, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»
Материал опубликован в 11-м номере журнала
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Охрана труда: бухгалтерский и налоговый учет
«Налоговый вестник», 2009, N 11
Аутсорсинг функции охраны труда
Функция охраны труда для организации связана с расходами, рассматривать которые мы будем в этой главе отдельно. Сейчас нас интересует налоговый и бухгалтерский учет аутсорсинговых услуг, и только.
Налоговый учет
В п. п. 4 и 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ дано определение понятий «работы» и «услуги»: «Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
В принципе, исходя из теории аутсорсинга, о нем можно говорить и как о работах, и как об услугах.
Мы будем рассматривать аутсорсинг функции охраны труда как оказание услуг.
При исчислении налога на прибыль организация-аутсорсер учитывает выручку от оказания аутсорсинговых услуг в составе доходов от реализации. Указанные доходы признаются на дату оказания услуг, т.е. на дату подписания заказчиком соответствующего акта. Вместе с актом аутсорсер должен выдать организации-заказчику счет-фактуру.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Следовательно, при оказании аутсорсинговых услуг у организации-аутсорсера возникает объект обложения НДС.
Заказчик вправе принять предъявленный ему аутсорсером НДС к вычету (при выполнении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Бухгалтерский учет
В общем виде бухгалтерский учет аутсорсера будет выглядеть следующим образом (см. табл. 1 на с. 124).
Бухгалтерский учет аутсорсера
Соответственно, бухгалтерский учет организации-заказчика будет выглядеть следующим образом (см. табл. 2 на с. 124).
Бухгалтерский учет организации-заказчика
У аутсорсера выручка от оказания услуг включается в состав доходов от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Выручка признается на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. 12 ПБУ 9/99).
В бухгалтерском учете организации-заказчика расходы на оплату аутсорсинговых услуг (без НДС) признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Осуществление организацией функции охраны труда самостоятельно
Согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Таким образом, законодатель подчеркивает, что затраты на улучшение условий и охрану труда напрямую связаны с расходами на производство.
Все траты, которые можно отнести к охране труда работников (забота о здоровье, улучшение условий труда, создание предпосылок для более высокой работоспособности и т.д.), можно рассматривать как прочие расходы организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ: «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации».
Следовательно, все расходы, которые налогоплательщик может связать с охраной труда (созданием нормальных условий труда и мерами по технике безопасности), а также подтвердить документально, можно смело исключать из налогооблагаемой прибыли.
Расходы по охране труда работников с вредными и опасными условиями труда
К первой группе относятся расходы на создание нормальных условий труда работников, чей труд связан с вредными или опасными условиями труда:
Рассмотрим их последовательно.
Молоко и лечебно-профилактическое питание
На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно выдается по нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Бесплатное лечебно-профилактическое питание (ЛПП) положено работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда (ч. 2 ст. 222).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуют употреблять молоко или другие равноценные пищевые продукты, установлен Приложением N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.
При составлении трудового договора следует прописать условия труда на рабочем месте, перечень действующих вредных (опасных) факторов, определенных по результатам проведенной аттестации рабочего места, и перечень предоставляемых в связи с этим льгот (ч. 2 ст. 57 ТК РФ), в частности назначение молока или ЛПП. В Письме Минтруда России от 23.01.1996 N 38-11 приведены Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах, а также рекомендовано нормы выдачи молока и ЛПП прописать в приложении к коллективному договору.
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 45н.
Молоко следует выдавать работникам исключительно в дни фактической занятости на работах, связанных с вредными производственными факторами. Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену.
Выдавать и употреблять молоко следует в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. Нельзя отпускать молоко:
В организации необходимо издать приказ о выдаче молока лицам, занятым на работах с вредными условиями труда. Выглядеть он может следующим образом (см. на с. 125).
Общество с ограниченной ответственностью «Цитрон»
Приказ N 12 о выдаче молока лицам, занятым на работах с вредными условиями труда
Руководствуясь требованиями ст. 222 Трудового кодекса РФ,
Приказываю:
Генеральный директор Иванов И.И.
Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому при его разработке необходимо учесть требования к составлению первичных документов, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Для полного понимания этого вопроса приведем образец ведомости бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов (см. на с. 125)
Общество с ограниченной ответственностью «Цитрон»
Ведомость выдачи молока N 35/1 на 12 сентября 2009 года
Бухгалтер Павидова К.Р.
Указанная ведомость может являться первичным документом для оформления бухгалтерских записей по расходу молока.
Если в какой-то момент выяснится, что воздействие на работников вредных производственных факторов не превышает установленных нормативов, работодатель вправе с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного сотрудниками органа принять решение о прекращении бесплатной выдачи.
Нормы выдачи лечебно-профилактического питания устанавливают на основании Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на его бесплатное получение в связи с особо вредными условиями труда, утвержденного Приложением N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
Лечебно-профилактическое питание не выдается в следующие периоды:
Работники должны быть ознакомлены с правилами бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания. Соответствующий пункт необходимо включить в программу обязательного вводного инструктажа по охране труда.
Объемы фактически выдаваемых молока и ЛПП могут отличаться от норм, установленных трудовым законодательством. Рассмотрим особенности бухгалтерского учета и налогообложения по законодательно утвержденным нормам и сверх них.
По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором (ст. 222 ТК РФ). Суммы данной компенсации организация также вправе учитывать при исчислении налога на прибыль. А вот от ЕСН и НДФЛ, по мнению Минфина России, эти суммы не освобождаются (Письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-04-06-02/30).
С финансовым ведомством можно поспорить, поскольку выплата работникам денежных средств вместо выдачи молока предусмотрена ст. 222 ТК РФ и связана с исполнением ими трудовых обязанностей. Следовательно, она отвечает понятию «компенсационная выплата», установленному п. 3 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Соответственно, с суммы компенсации не должен удерживаться НДФЛ и на нее не должен начисляться ЕСН.
Бухгалтерский и налоговый учет
Молоко и продукты лечебно-профилактического питания принимаются к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов в сумме фактических затрат на их приобретение (без учета НДС) (п. п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Оприходование продуктов отражается по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 60 (76).
При выдаче работникам молока (ЛПП) его стоимость признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). Она списывается со счета 10 в дебет счетов учета затрат (20, 23, 29, 44).
В некоторых организациях согласно трудовому (коллективному) договору сотруднику, занятому на работах с вредными или опасными условиями труда, бесплатное молоко или питание выдается в размере, превышающем нормы, установленные законодательством. В бухгалтерском учете стоимость таких продуктов также относят к расходам по обычным видам деятельности.
Стоимость молока или питания, выдача которых не предусмотрена законодательством или трудовым и коллективным договорами, учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Отражают такие затраты по дебету счета 91-2 «Прочие расходы».
Стоимость молока (ЛПП), бесплатно предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей налогообложения прибыли следует относить к расходам на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК РФ).
Условием для признания указанных расходов является выдача молока (ЛПП) по нормам, установленным законодательно.
Стоимость молока (ЛПП), выдаваемого сотрудникам, занятым на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, в порядке, установленном трудовым законодательством, признается компенсационной выплатой, связанной с исполнением трудовых обязанностей.
С данной компенсации не удерживается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и не начисляются ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Выплачиваемая компенсация не облагается также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 11 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765).
Бесплатную выдачу молока (ЛПП) работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, можно квалифицировать как передачу товаров для собственных нужд. Данная операция признается объектом обложения НДС при условии, что расходы, связанные с такой передачей, не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Поскольку стоимость бесплатно выдаваемого работникам молока (ЛПП) учитывается в расходах в целях налогообложения прибыли, у организации при такой передаче не возникает объект обложения НДС (Письмо ФНС России от 12.09.2005 N 04-1-03/644а, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.01.2006 N А11-4741/2005-К2-27/196, Западно-Сибирского округа от 18.08.2006 N Ф04-4871/2006(251121-А27-33), Ф04-4871/2006(25597-А27-33)).
Однако Минфин России рассматривает в качестве объекта обложения НДС любую передачу права собственности на товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (см., например, Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/4/104). Следовательно, есть вероятность, что налоговые органы посчитают выдачу бесплатного молока (ЛПП) работникам реализацией. Налогоплательщик может попытаться отстоять свою позицию в суде. Суды, как правило, выносят решения в пользу организаций (см. вышеприведенные Постановления ФАС).
Если же выдача молока (ЛПП) не предусмотрена законодательством, организации придется начислить НДС. Сумму входного НДС, предъявленного поставщиком молока (продуктов ЛПП), организация может принять к вычету при наличии счета-фактуры поставщика и выполнении других условий, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
При расчете налогов со стоимости сверхнормативного молока и ЛПП необходимо иметь в виду, что их стоимость определяется:
Если уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов (что подтверждается результатами аттестации рабочих мест), условия труда работников не могут быть признаны вредными. Соответственно, расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и подлежат обложению НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные расходы не учитываются. В соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на молоко организацией работнику на безвозмездной основе является объектом обложения НДС (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/4/104).
Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.
Из статьи вы узнаете:
Как сформировать перечень затрат по охране труда
Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.
Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.
Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.
Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.
Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.
Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).
Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.
Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.
Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.
Как производят финансирование
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.
За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):
Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.
Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).
Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.
Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.
Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).
- на какой счет отнести жесткий диск в бухгалтерском учете
- на какой счет отнести задаток для участия в аукционе