на какой широте мадрид
Географические координаты Мадрида, Испания
Координаты Мадрида в десятичных градусах
Координаты Мадрида в градусах и десятичных минутах
UTM координаты Мадрида
Географические системы координат
Всемирная система координат WGS 84 используется в спутниковой системе глобального позиционирования и навигации GPS.
Координаты (широта и долгота) определяют положение точки на поверхности Земли. Координаты являются угловыми величинами. Каноническая форма представления координат – градусы (°), минуты (′) и секунды (″). В системах GPS широко используется представление координат в градусах и десятичных минутах либо в десятичных градусах.
Широта принимает значения от −90° до 90°. 0° – широта экватора; −90° – широта Южного полюса; 90° – широта Северного полюса. Положительные значения соответствуют северной широте (точки севернее экватора, сокращённо с.ш. или N); отрицательные – южной широте (точки южнее экватора, сокращённо ю.ш. или S).
Долгота отсчитывается от нулевого меридиана (IERS Reference Meridian в системе WGS 84) и принимает значения от −180° до 180°. Положительные значения соответствуют восточной долготе (сокращённо в.д. или E); отрицательные – западной долготе (сокращённо з.д. или W).
UTM или универсальная поперечная проекция Меркатора делит поверхность Земли на 60 меридиональных зон. Координаты точки в пределах каждой зоны определяются как пара планарных координат, отсчитываемых относительно пересечения экватора и центрального меридиана зоны, и измеряются в метрах.
Высота над уровнем моря показывает высоту точки относительного условного уровня моря. Мы используем цифровую модель высот GTOPO30.
Мадрид
Мадри́д (исп. Madrid [maˈðɾið] ) — столица и крупнейший город Испании, а также административный центр одноимённых провинции и автономного сообщества. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Ареа-Метрополитана. Крупнейший экономический, политический и культурный центр страны. Население города — 3,273 млн жителей (2010).
Город расположен в центральной части Пиренейского полуострова. Большой Мадрид представляет собой агломерацию площадью 1,2 тысячи км². Сам город располагается на территории площадью 607 км² и включает 21 административный район. Крупный транспортный узел (железные, скоростные шоссейные дороги, один из крупнейших в мире аэропортов).
Содержание
География
Мадрид расположен в центре Испании на высоте 667 м над уровнем моря. Через город течёт небольшая река Мансанарес, ранее принадлежавшая исторической области Кастилии. В северо-западной части города возвышается горный массив Сьерра-де-Гуадаррама с его высочайшей точкой Пеньялара (2430 м).
Климат
Благодаря высоте в 667 метров над уровнем моря и континентальному климату лето в Мадриде жаркое с малым количеством осадков, а зимы намного холоднее, чем в городах на средиземноморском побережье. Снегопады случаются практически каждый год, иногда зимы бывают особенно снежными. Средняя январская температура составляет 5-6 °C, июльская 25-26 °C. Среднее годовое количество осадков составляет около 400 мм.
Климат Мадрида | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 19,9 | 22,0 | 26,0 | 30,1 | 34,3 | 38,4 | 39,5 | 40,0 | 37,0 | 30,0 | 22,7 | 18,6 | 40,0 |
Средний максимум, °C | 9,7 | 12,0 | 15,7 | 17,5 | 21,4 | 26,9 | 31,2 | 30,7 | 26,0 | 19,0 | 13,4 | 10,1 | 19,4 |
Средняя температура, °C | 6,1 | 7,9 | 10,7 | 12,3 | 16,1 | 21,0 | 24,8 | 24,4 | 20,5 | 14,6 | 9,7 | 7,0 | 14,6 |
Средний минимум, °C | 2,6 | 3,7 | 5,6 | 7,2 | 10,7 | 15,1 | 18,4 | 18,2 | 15,0 | 10,2 | 6,0 | 3,8 | 9,7 |
Абсолютный минимум, °C | −10,1 | −9,1 | −5,1 | −1,6 | 0,6 | 4,4 | 8,5 | 9,2 | 4,0 | −0,4 | −3,4 | −9,2 | −10,1 |
Норма осадков, мм | 37 | 35 | 26 | 47 | 52 | 25 | 15 | 10 | 28 | 49 | 56 | 56 | 436 |
Источник: Agencia Estatal de Meteorología |
Население, язык, вероисповедание
Столица занимает первое место в стране по численности населения, которое увеличивается главным образом за счёт иммигрантов. В городе сейчас проживает приблизительно 3 млн человек. Государственным языком является испанский, помимо него население города использует каталанский, галисийский, баскский, а также языки мигрантов — арабский и пр. Большая часть населения католики.
Краткая история города
Происхождение названия
Существует немало версий происхождения названия города:
Археологические раскопки на берегах реки Мансанарес доказывают, что появление человека в окрестностях Мадрида относится к эпохе нижнего палеолита (около 100 тысяч лет назад). Однако, упоминания о Мадриде как о городе появляются значительно позже. Считается, что город основал эмир Кордовы Мохаммед I для защиты подступов к Толедо от леонцев и кастильцев. [2]
Город вырос вокруг крепости Маджирит, первое упоминание о которой относится к 932 году. Была построена крепость «алькасба», отделённая от жилых кварталов — «медины». Во время Реконкисты, в 1085 году Мадрид был покорён королём Альфонсом VI. Развитие города вплоть до 1561 году (когда король Филипп II сделал его столицей королевства) во многом зависело от взаимоотношений арабов и испанцев, то воевавших, то живших в мире. Очертания, похожие на современные, город приобрел в период с 1570-х по 1670-е, годы наиболее интенсивного развития. К концу XVI века в Мадриде уже жило 50 тыс. человек, а во время правления короля Карла V Габсбурга — в два раза больше. При короле Филиппе IV была построена четвёртая по счёту городская стена. В начале XVIII века испанская корона перешла к Бурбонам. При Филиппе V началось строительство нового королевского дворца (Palacio Real) вместо сгоревшего в 1734 г. старого дворца Алькасар (известного своими лабиринтами).
При короле Карле III Мадрид стал настоящей европейской столицей. Были приглашены такие архитекторы, как Сабатини, Марке, Вентура Родригес, Хуан де Вильянуэва и др. Были проведены работы по благоустройству: замощены и иллюминированы улицы, модернизировано водоснабжение. Город приобрёл неоклассический облик. Однако рост города прекратился. В 1808 г. город был захвачен французами (вторжение Наполеона). 2 мая 1808 г. после свержения французами короля Фердинанда VII и провозглашения королём Жозефа Бонапарта в городе вспыхнуло восстание, жестоко подавленное оккупантами. Этот эпизод (расстрел восставших) отражён в одном из самых знаменитых полотен Гойи.
Спустя два года вспыхнула освободительная война, перешедшая в Испанскую революцию 1808—1814 гг. Впоследствии о развитии Мадрида много заботились король Фердинанд VII и королева Изабелла II. При королеве Изабелле произошёл бурный рост города, в связи с чем были снесены почти все городские ворота. До наших дней сохранились лишь Толедские ворота (фрагмент) и ворота Алкала.
Серьёзная перестройка города произошла в конце XIX — начале XX века. На месте старых были проложены новые, широкие улицы и бульвары, построено много зданий в стиле модерн («ар нуво)». В 1936 году во время гражданской войны началась оборона города республиканцами от националистов (фалангистов) под командованием Франсиско Франко. В марте 1939 года гарнизон капитулировал. Были повреждены многие исторические здания, экономика испытывала многочисленные затруднения. Вместе с тем было начато несколько крупных архитектурных проектов — триумфальная арка, штаб ВВС в районе Монклоа и некоторые другие. В 1950-е годы начали налаживаться связи с США. Начался подъём экономики и развитие туризма.
После смерти Франко в 1975 г. и третьей реставрации Бурбонов на трон взошёл правящий в настоящее время король Хуан Карлос I.
Административное устройство
Экономика
Несмотря на тенденцию к переносу индустриальных центров в промышленные парки, расположенные вне городской черты, Мадрид остаётся вторым по важности после Барселоны промышленным центром Испании. В последний период значительно выросло значение аэропорта Барахас и его вклад в административную и финансовую деятельность. Существенно выросло в последние годы строительство дорог и расширение железнодорожного транспорта. Однако Мадрид, как и вся Испания, отстаёт от остальной Европы в развитии новых технологий. В пригородах — несколько автомобильных заводов.
Кроме того, инфляция в Испании выше среднеевропейского уровня. Начиная с 1998 года цены на жильё выросли на 150 процентов, чему способствовало введение евро. Произошла потеря конкурентоспособности с основными торговыми партнёрами. Дефицит городского бюджета в 67 миллиардов евро является вторым по размерам в мире. Мадрид развивает туристическую деятельность, являясь наиболее посещаемым иностранными туристами городом страны. Объявление Мадрида в 1992 году «Городом европейской культуры» было важным шагом в развитии этого процесса.
Транспорт
В городе действует сеть автобусных маршрутов и (с 1919 года) метрополитен, который в последние годы быстро развивается (например, проложена вторая кольцевая линия, соединившая между собой промышленные пригороды к югу от города). Метрополитен Мадрида занимает второе место в Европе по протяжённости линий (324 км) после лондонского (408 км). В настоящее время в дополнение к метро Мадриде открыта сеть современного трамвая (см. Мадридский трамвай), известного как лёгкое метро (исп. metro ligero ). «Лёгкое метро» использует современные низкопольные трамваи Citafdis 302 [3]
Действует сеть городских электричек, имеются два основных железнодорожных вокзала — Аточа (южное направление) и Чамартин (северное направление).
На северо-восток от города — международный аэропорт Барахас (4 терминала). [4] Аэропорт ежегодно обслуживает около 50 млн пассажиров и входит в список 20 крупнейших аэропортов в мире.
Сайт Михаила Кожаева
Одна жизнь — тысяча возможностей
Параллели и города
Вчера была Пасха, а сегодня весь день идёт снег! На дворе – 17 апреля 2017 года. И пусть в этом году Пасха ранняя. Но это не избавляет от ощущения, что весны попросту не будет: скоро майские праздники, а я до сих пор боюсь «переобувать» машину на лето. В очередной раз невольно ловишь себя на мысли: почему я не родился где-нибудь на юге! Ведь не так-то просто взять и переехать с семьёй в Крым! А так хочется простого атмосферного тепла. Чтобы ходить в шортах не только в июле, но и в июне, и в мае, и – не побоюсь этого слова – в апреле!
Вообще говоря, Россия не так давно воспринимается снаружи и изнутри как «восточная» страна. Наши предки однозначно воспринимали родину как северную. Лишь с присоединением того же Крыма при Екатерине Великой «нордический» характер России «потеплел». А восточнеть стал в эпоху географического освоения Урала, Сибири и так далее до Аляски. Но менее северной от этого Россия быть не перестала. Та же Аляска – это она для Москвы восток, а для глобальной географии – ого-го какой север! Об этом вам на пальцах — точнее, на указке, — покажет Владимир Жириновский.
Города и параллели
В нижеследующей таблице представлены крупные города в зависимости от широты их расположения на нашей планете, от 69-й до 30-й – от Норильска до Каира. Севернее Норильска поселения не дотягивают до статуса города, а южнее Каира и так всё понятно.
Первое, что бросается в глаза в ходе беглого просмотра таблица, – это то, как же далеко на севере мы живём! Даже если говорить о Москве. Ведь подавляющая территория Европы находится южнее нашей столицы! Севернее только Скандинавия и страны Прибалтики, а вся остальная Европа – на уровне нашего тёплого Черноземья и горячего Кавказа! Париж южнее Харькова, Марсель – южнее Сочи. Средиземноморская Европа и вовсе не имеет аналогов в России, потому что так южно России просто нет. Так, Рим находится на одной параллели с Ташкентом, и от одной этой мысли у меня переворачивается представление о мире, ведь в Москве и Риме люди живут, как на разных планетах!
Но всё это приходит на ум, когда смотришь в середину таблицы. Если же начать с самого верха, то оказывается, что севернее 65-й параллели расположены только российские города. Никакая другая страна мира не имеет сколь бы то ни было крупных поселений за полярным кругом. Зато у нас их целая плеяда: 69° – Норильск, 68° – Мурманск, 67° – Воркута, 66° – Салехард, 65° – Северодвинск. И лишь на 64-й параллели к нашему Архангельску присоединяется столица Исландии – Рейкьявик.
Скандинавские столицы расположились на целых 5 градусов южнее: Осло и Хельсинки – на 60-й параллели (где и Петербург), Стокгольм и Таллинн – на 59-й. Но эта «южность» всё равно меркнет в сравнении: только представьте себе, что Санкт-Петербург севернее Москвы на столько же, на сколько Архангельск севернее Петербурга и на сколько Мурманск севернее Архангельска! А Норильск ещё севернее! От одних этих мысленных построений по спине пробегает арктический холод…
Тула, 24 апреля 2017 года
Скорее на юг! И вот от Москвы, которая расположилась на вполне комфортной 56-й параллели, проследуем «вниз» по карте – к моей родной Туле. В которой в конце апреля идёт снег. Но это первый город-полумиллионник на юг от Москвы, так что грех жаловаться. Но по внимательном изучении таблицы оказывается, что Тула – севернее подавляющего числа европейских городов. Дублин – южнее, Берлин – южнее, Лондон – вообще жара! Лондон – о суровом климате которого так любят говорить англичане – на 2 градуса южнее Тулы.
Остальные европейские города вообще «в Ташкенте»: Киев южнее Москвы (будем всё-таки отталкиваться от белокаменной) на 5 градусов, Харьков – на 6, Париж – на 7! Но самый головоломный факт лично для меня – то, что Оттава (да-да, столица той северной и морозной Канады) находится на одной параллели с Симферополем! Оттава и – Симферополь! Карл, как это может быть! Всю свою сознательную жизнь я мечтаю перебраться в тёплый манящий Крым, а оказывается, что «суровая» Оттава находится на одной с ним широте! Что же они жалуются-то тогда, канадцы? И что говорить об американцах, которые, ясное дело, южнее самой южной полоски Канады.
Ужасы сознания географических фактов продолжаются: Бостон южнее Сочи, а Нью-Йорк – южней Ташкента! Лос-Анджелес лежит на одной параллели с Дамаском, а Сан-Диего лишь на 1 градус севернее Иерусалима! Южнее святого города смотреть нечего, потому что там уже манящий Египет, а все, кто там был, подтвердят, что это не Вятка и не Вологда, в которых наверняка сейчас тоже идёт снег…
А что в южном полушарии?
Всё это время мы говорили о северной широте, оставив без внимания южное полушарие. А здесь всё очень просто. Все прекрасно понимают, что в южном полушарии чем ближе к полюсу, то есть чем южнее, тем холоднее. Проще говоря, зеркально северному полушарию. Так вот южнее 40-й параллели в южном полушарии вообще нет крупных городов, за исключением, разве что, Новой Зеландии. Это всё равно как если бы в северном полушарии цивилизация заканчивалась на широте Рима и Мадрида. Если бы Сочи был в южном полушарии – он стал бы его самым холодным крупным городом! От осознания этого невольно бьёшься головой об стол и думаешь: почему ты родился в северной империи, а не где-нибудь в Тьмутаракани типа Мельбурна…
К вопросу о параллелях
После того как мы подтвердили печальный факт, что мы живём далеко-далеко на севере, как не снилось европейским, японским и американским мудрецам, пришло время поговорить о «параллельности» параллелей. Одно ли это и то же – жить на одной параллели? Очевидно, что климат Лондона и Орла – это, что называется, две большие разницы. Однако это не смущает некоторых промышленников, и они с радостью ставят знак равенства между городами, лежащими на одной широте. Как это делают, например, виноделы «Фанагории».
Темрюк и Бордо лежат на одной широте – 45-й. Следовательно, вина «Фанагории» столь же потрясающие, как и «Бордо»? Или это, мягко говоря, не так?
Вообще, даже если судить по приведённой картинке, на одной параллели с Бордо и посёлком Сенной Темрюкского района Краснодарского края лежат ещё и виноградники Молдавии, Украины, в России – Астрахань, а далее следуют среднеазиатские пустыни, горы Тянь-Шань и пустыня Гоби. И всё это – 45-я параллель. Разумеется, климатические особенности того или иного региона напрямую зависят от широты, но только ею одной не определяются.
Что и говорить: если Краснодар и Крым считаются суровыми регионами, то что же можно сказать о Туле, Москве и далее на – без преувеличения – тысячи километров на север…