на какой трассе формулы 1 разбился айртон сенна ответ
Место, где погиб Сенна. «Ф-1» возвращается в Имолу
Трасса, открывшаяся для гонок чуть менее 70 лет назад, в 1953-м, за все время своего существования пережила как минимум три изменения конфигурации. В 1970-х ей добавили две шиканы, чтобы замедлить и без того скоростное движение, — это нынешние 10, 11 и 12 повороты. Еще одно кардинальное изменение внесли значительно позже, причем после не самых радостных событий.
Уже в пятницу над автодромом начали сгущаться тучи: Рубенс Баррикелло ошибся, промахнулся мимо поворота и на полной скорости въехал в стену в повороте «Басса», по пути сильно подлетев на поребрике и приземлившись на крышу. Благодаря быстрой работе медицинской бригады оставшийся без сознания бразилец был спасен — ему не поступал кислород, и из-за несвоевременной помощи его жизнь могла оказаться под угрозой.
События субботы были еще более ужасными. Во время квалификации подломленное антикрыло на машине Роланда Ратценбергера треснуло окончательно и зашло под днище — пилот потерял управление и не смог повернуть, влетев в барьер на скорости 315 км/ч. Это столкновение стало роковым — Роланд получил травмы, несовместимые с жизнью, и погиб на пути в больницу.
Несмотря на эти ужасные события, уик-энд останавливать не стали, и в воскресенье весь гоночный мир стал свидетелем второй подряд фатальной аварии — на этот раз в том самом повороте «Тамбурелло». Трехкратный чемпион Айртон Сенна потерял контроль над автомобилем и врезался в стену на седьмом круге заезда — деталь машины пробила ему шлем, бразилец скоропостижно скончался. В мире стало чуть меньше волшебства…
Только после этого черного уик-энда «Тамбурелло» решили изменить и сделать более безопасным, увеличив зону вылета и внедрив в плавный скоростной поворот замедляющую шикану. Подобное сделали с «Вильневом», где разбился Ратценбергер, и еще несколькими опасными виражами.
К несчастью для автодрома, все эти события, пусть произошедшее и более десяти лет назад, все равно стали одними из определяющих в конце 2006 года — именно тогда приняли решение больше не включать Гран-при Сан-Марино в календарь «Формулы-1». Из-за возросших требований к безопасности трассу имени Энцо и Дино Феррари нужно было перестраивать дальше — этим должен был заниматься Герман Тильке. Проблемой стал и финансовый вопрос: на тот момент владелец «Ф-1» Берни Экклстоун планировал взимать с автодрома больше взносов. Но самое главное, в Италии проводился еще один Гран-при — в легендарной Монце. Все это заставило Имолу на долгое время исчезнуть из жизни «королевских гонок», однако благодаря пандемии и робким попыткам с 2016 года вернуть «Ф-1», владельцам трассы удалось подписать соглашение с Liberty Media о проведении у себя этапа вместо отмененного уик-энда в Китае.
Были в истории Имолы и позитивные дни — например, эпичный уик-энд 1985-го. Из-за растущих мощностей двигателей — и, соответственно, возраставших скоростей — в ФИА решили как-то укротить почти 1000 лошадиных сил, сначала убрав годом ранее дозаправки, а затем ограничив количество топлива на гонку. Это стало настоящим испытанием для прожорливых турбомоторов, но делать было нечего — командам приходилось изощряться в стратегических планах на гонку. Особенно это касалось скоростных этапов, каким, очевидно, и был Гран-при Сан-Марино. Вся эта эпопея привела к очень интересным событиям за четыре круга до конца заезда. У лидеров, включая Сенну, Стефана Йохансенна и Нельсона Пике, попросту закончилось горючее, а кому-то, как, например, Тьерри Бутсену, пришлось самому толкать машину до финиша за несколько метров до черты. Первым приехал Ален Прост, но его постигла неприятность — во время взвешивания у его автомобиля обнаружили недовес. Француза пришлось дисквалифицировать. Самоустранение всех фаворитов в итоге подарило вторую и последнюю в карьере победу изначально пришедшему вторым Элио де Анджелису — одному из шести пилотов, которым в то воскресенье удалось доехать до финиша.
Не менее впечатляющими были и последние минуты Гран-при Сан-Марино 2005 года. Тогда стартовавший 13-м Михаэль Шумахер за 12 кругов до конца догнал лидера гонки Фернандо Алонсо и вплоть до самого финиша сражался с будущим двукратным чемпионом, но так и не смог его обогнать.
Годом позже Красный Барон все же увидел клетчатый флаг первым. На сегодняшний день великий немец остается последним покорителем «Имолы» в «Ф-1».
Автодром Энцо и Дино Феррари — довольно интересный трек с трагической и не самой обычной историей. Скоростная трасса с немаленьким перепадом высот и крутыми поворотами, возможно, не подарит нам множество обгонов в это воскресенье, однако отсутствие пятничных тренировок и не самая обычная конфигурация обязательно приведут к тактической и позиционной борьбе.
Чёрный день «Формулы-1»: 25 лет назад в аварии погиб трёхкратный чемпион мира Айртон Сенна
Ровно 25 лет назад произошла самая страшная трагедия в истории «Формулы-1». На автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле во время гонки Гран-при Сан-Марино погиб Айртон Сенна — трёхкратный чемпион мира, кумир многих болельщиков и национальный герой Бразилии. 1 мая 1994 года стало чёрным днём для всех любителей королевских гонок.
За всю историю «Формулы-1» аварий со смертельным исходом было немало: от травм, полученных непосредственно во время гонок, квалификаций и свободных заездов, умерли 32 пилота. В это число не входят многочисленные зрители, маршалы и спасатели, тоже пострадавшие во время аварий, а также американец Карл Скарборо, умерший после гонки от перегрева организма.
Некоторые смертельные случаи уже забылись, а другие до сих пор поражают своим трагизмом. Например, погибший в 1970 году Йохен Риндт вскоре стал чемпионом мира — никто так и не сумел его обойти в общем зачёте. В 1982 году ушёл из жизни Жиль Вильнёв, сын которого спустя годы стал чемпионом мира вместо отца. Но трагедия Айртона Сенны стоит особняком.
Сезон 1994 года Сенна начал в сильнейшей в те годы команде Williams. Бразилец сменил в ней своего главного соперника — Алена Проста, который только что завершил карьеру в статусе чемпиона мира. Сенна, уже тогда считавшийся одним из лучших пилотов в истории, получил прекрасный шанс, чтобы выиграть свой четвёртый по счёту титул.
Но новый розыгрыш чемпионата мира у пилота не задался. Хотя Сенна завоевал поул-позиции на Гран-при Бразилии и Тихого океана, финишировать в обеих гонках он не смог. В те же дни Айртон обсуждал с семьёй возможность создания фонда для поддержки малоимущих жителей Бразилии — эта идея была реализована через несколько месяцев после того, как сам спортсмен уже обрёл покой на кладбище в Сан-Паулу.
Третьей гонкой сезона стал Гран-при Сан-Марино — в наши дни его называют не иначе как «чёрный уикенд». Неприятности в те дни начались с первой же пятничной квалификационной сессии. Через несколько минут в тяжёлую аварию попал молодой соотечественник, а также друг и подшефный Сенны Рубенс Баррикелло. Баррикелло на своём Jordan задел обочину на повороте, взмыл на огромной скорости в воздух, пробил заграждение из шин и ещё несколько раз перевернулся после удара о землю. При этом пилот отделался довольно лёгкими травмами — сломанными носом и рёбрами.
Сенна тут же направился в больницу, но вход для посторонних был закрыт, и ему пришлось перелезть через заграждение. Когда Баррикелло очнулся, то первое, что он увидел, — это слёзы на лице бразильца. В тот момент Сенна задумался о том, что пора повышать безопасность в «Формуле-1», и именно ему, как самому уважаемому пилоту и негласному лидеру пелотона, нужно поднять этот вопрос.
Эти две аварии произвели на Сенну сильнейшее впечатление. Узнав о трагедии, он без разрешения сел в машину для персонала и приказал водителю ехать к месту происшествия. К тому времени мёртвого Ратценбергера уже увезли в больницу, и Сенна смог осмотреть лишь его повреждённый шлем. После этого бразилец вновь направился к медицинскому центру и во второй раз подряд нарушил правила, чтобы зайти внутрь.
Там Сенна встретил медицинского директора Международной автомобильной федерации Сида Уоткинса (FIA). Тот, увидев, в каком подавленном состоянии находится пилот, предложил ему сняться с гонки и поехать вместе порыбачить. Гонщик ответил, что об этом не может быть и речи, хотя в тот день уже не сел в болид, чтобы завершить квалификацию.
В итоге Сенна уже в 65-й раз за свою карьеру стал обладателем поул-позиции, в последний раз улучшив принадлежавший ему рекорд. На сегодняшний день по победам в квалификации его обошли только Михаэль Шумахер, впервые ставший чемпионом в 1994 году, и Льюис Хэмилтон. После субботних заездов Сенна не явился на пресс-конференцию, что было нарушением регламента, и стюарды рассматривали возможность его наказать, однако не стали этого делать, приняв во внимание сложившиеся обстоятельства.
Вернувшись в гостиницу, Сенна всё-таки допустил возможность пропустить гонку. Он позвонил своей девушке Адриане Галистеу в Лиссабон, где она делала пересадку по пути в португальское поместье Сенны в Квинте-до-Лаго, чтобы рассказать о своих переживаниях. Но когда вечером они созвонились вновь, пилот сказал, что всё-таки решил стартовать. Он рассказал, что возьмёт с собой австрийский флаг, чтобы развернуть его в случае победы. Сенна немного знал Ратценбергера, с которым его познакомил персональный массажист Йозеф Леберер (его день рождения совпал со смертью гонщика).
Сенна и Галистеу договорились, что вечером после гонки он сразу прилетит в Португалию, чтобы они смогли впервые за месяц увидеться. Девушка пообещала приготовить ему любимое блюдо — курицу на гриле с овощами на пару. Также она рассказала, что начала бегать, и в понедельник Айртон и Адриана запланировали совместную пробежку. Напоследок Сенна сказал, что этот разговор помог ему избавиться от тяжёлых мыслей и поднял настроение.
Утром 1 мая гонщик на вертолёте прилетел на автодром и показал лучшее время на разминке. В это время в боксы Williams зашёл Ален Прост. Бразилец по радио сказал ему: «Привет, мой друг. Я скучал по тебе». Вернувшись в боксы, Сенна велел не трогать машину, так как наконец-то был удовлетворён настройками. Он вновь встретился с Простом, и они поговорили в течение получаса, обсудив в том числе вопросы безопасности. Французский гонщик согласился, что требования к машинам нужно ужесточать. Перед гонкой состоялось общее собрание пилотов и организаторов, сразу после которого Сенна пообщался отдельно с несколькими коллегами. Они договорились, что в следующую пятницу перед Гран-при Монако состоится большая встреча со всеми пилотами, посвящённая безопасности.
Днём гонщики выехали на трассу и выстроились на стартовой приём. Обычно Сенна уже за 15 минут до старта надевал шлем и настраивал себя на прохождение первого поворота. Но в тот день он долго оставался без экипировки и наблюдал за зрителями и гонщиками позади себя. Герхард Бергер из команды Ferrari впоследствии вспоминал, что тогда увидел обращённую ему улыбку бразильского пилота.
В два часа дня гонка стартовала, но практически сразу стюарды вывесили жёлтые флаги, предписывающие гонщикам снизить скорость. Произошла третья крупная авария за уикенд — в заглохшую машину Юрки Ярхилехто врезался Педру Лами. От обломков их машин получили ранения несколько зрителей. На трассу выехал автомобиль безопасности, за которым пилоты должны были следовать, пока стюарды не уберут образовавшийся мусор. Так продолжалось на протяжении пяти кругов, и только на шестом гонка возобновилась.
Сенна на холодных шинах и с полным баком горючего проехал шестой круг невероятно быстро. К концу гонки только Михаэлю Шумахеру и напарнику Сенны Дэймону Хиллу удалось улучшить его время. Шумахер, который стартовал вторым, сразу же отстал на довольно приличное расстояние. Когда на седьмом круге Сенна должен был пройти поворот «Тамбурелло», он неожиданно выехал с трассы и врезался в бетонную стену. Бразилец в тот момент ехал со скоростью 310 км/ч. Вылетая с полотна, он успел сбавить её лишь до 218 км/ч.
В прямом эфире, за которым наблюдали 200 млн телезрителей, столкновение не было показано. Вскоре гонка была остановлена красными флагами, а камеры переключили на место аварии. Болельщики увидели искорёженный болид Сенны и его самого, сидящего в кокпите. Многие заметили, как бразилец пошевелил головой, и решили, что с ним всё в порядке. Однако на самом деле это был мышечный спазм — признак тяжёлой травмы мозга. Наблюдавшая за гонкой Галистеу позднее вспоминала, что её первой реакцией на аварию была радость — Сенна мог теперь пораньше прилететь из Италии. Однако этого не произошло.
К месту происшествия прибыла бригада медиков во главе с Уоткинсом. Он сразу же понял, что Сенна получил тяжелейшую травму головы. Когда доктор с помощниками сняли с него шлем, оттуда вытекло много крови. Голова гонщика была раздроблена над правым глазом, он был без сознания и не дышал, периодически у него останавливалось сердце. В течение десяти минут врачи пытались остановить кровотечение, после чего отправили Сенну вертолётом в больницу. Его подключили к системам жизнеобеспечения, но было очевидно, что это лишь оттягивает неизбежное. По итальянским законам врачи были обязаны поддерживать его жизнь в течение 12 часов.
Когда Сенну загружали в вертолёт, Уоткинс связался с главой «Формулы-1» Берни Экклстоуном и руководителем пресс-службы Мартином Уитакером, чтобы сообщить, что пилот получил серьёзную травму головы. В тот момент Сенна ещё был жив, поэтому гонку было решено возобновить. При этом Экклстоун, Уитакер и находившийся с ними младший брат Сенны Леонардо да Силва ошибочно услышали, что гонщик уже погиб. Спустя 37 минут после аварии гонка началась заново. Шумахер одержал третью победу за сезон, о которой сказал, что не испытывает ни удовлетворения, ни радости.
Мозг Сенны уже долгое время был мёртв, но врачи продолжали искусственно поддерживать в нём жизнь, как того требовал закон. Возникла парадоксальная ситуация — неизбежность смерти была очевидна, но подтвердить её официально было нельзя. Наконец, когда у Сенны в очередной раз остановилось сердце, доктор Мария Тереза Фиандри взяла на себя ответственность сообщить о смерти пилота. Это произошло в 18:40, хотя официально временем смерти гонщика впоследствии стали считать 14:17, когда произошла авария.
В Бразилии был объявлен трёхдневный траур по Сенне. Ему были устроены государственные похороны. За процессией по улицам Сан-Паулу наблюдали около 3 млн человек. На траурную церемонию прибыли множество пилотов, в том числе Прост, Баррикелло и Бергер. Семья Сенны не допустила, чтобы в процессии принимал участие Экклстоун, а глава FIA Макс Мосли не приехал на неё, чтобы побывать на похоронах Ратценбергера, которые проходили в это же время.
О причинах аварии высказывали множество предположений: прокол шины, некачественная трасса, потеря управления. Спустя несколько месяцев установили, что Сенна вылетел с трассы из-за поломки рулевой колонки. Однако и у этой версии имеются противники — колонка, которую удлинили по просьбе Сенны, треснула по заваренному шву, так что она могла сломаться и в момент аварии, а не до неё.
После смерти Сенны полиция Италии возбудила уголовные дела против шести человек: трёх судей на трассе в Имоле, владельца Williams Фрэнка Уильямса, технического директора Патрика Хэда и конструктора болида Эдриана Ньюи. Им грозило наказание в виде условного лишения свободы, однако суд не обнаружил, что кто-либо из них виновен в смерти трёхкратного чемпиона мира.
Имола 1994 или как погиб Сенна
Гран-при Сан-Марино печально известен как «Чёрный уикенд» многим болельщикам со стажем и не только. А теперь предисловие:
Гонки в которых погибал не только пилот, случались очень редко ( Вольфганг Фон-Трипс + 15 зрителей в 1961, 24 часа Ле-Мана гонщик + 60 зрителей, если я не ошибаюсь в 1955 году, ГП ЮАР 1977 Том Прайс + маршал) и были событием не происходящим практически 20 лет.
Безопасность в Формуле-1 серьёзно скакнула с появлением в середине восьмидесятых углеволокна и изменения конструкции болидов. Гонщики могли выйти невредимыми из аварии на скорости 200 км/ч, сами трассы стали безопаснее, появились гравийные полосы и покрышки безопасности. А теперь к самому рассказу!
Перед чемпионатом 1994 года Айртон Сенна перешёл из Макларена, который терпел кризис в Вильямс, который считался лучшим болидом тех лет. В первых двух гонках Сенна дважды сходил с гонки и имел 0 очков в чемпионате, а его главный соперник талантливый гонщик из Беннетона Михаэль Шумахер выиграл обе гонки чемпионата и лидировал в общем зачёте. Сенну эта ситуация не могла не нервировать, но он трёхкратный чемпион мира и он очень опытный пилот ( 10 лет в гонках в том году в Формуле-1 запретили использование на болидах систем ABS, активной подвески и трекшн контроля. Кто-то из команд адаптировались лучше, кто-то хуже.
Вечером Сенна говорил с подругой Адрианой Галистеу и сказал, что не хотел участвовать в гонке. Но Френк Вильямс уговорил его учавствовать.
1 мая. Гонка. На старте заглох болид Педро Лами и в него врезается Юрки Лехто. Обломки и колёса взрывают в небо и некоторые летят на трибуны, там обломки ранили трёх зрителей, и одного полицейского. Полицейский в последствии впал в кому и скончался.
Причины аварии неизвестны, я знаю две самых вероятных: трубка, которую механики впилили, сломалась и Сенна не мог повернуть. Вторая, с камеры с болида Шумахера, который ехал вторым было видно, что из под днища болида Сенны вылетали искры. Это означает, что днище коснулось асфальта и было потеряно много прижимной силы, из-за этого Айртон потерял управление ( это уже не зависело от Айртона ).
Всем спасибо, кто прочитал! Напомню завтра 1-го мая 25 лет без Сенны. Светлая память легендарному гонщику.
В гибели Сенны винят поломку машины. Но версия с рисковым пилотажем вновь актуальна
Лучший инженер Формулы-1» – о роковой аварии в Имоле.
1 мая 1994 года произошла одна из главных трагедий в истории спорта – трехкратный чемпион «Формулы-1» Айртон Сенна разбился в повороте «Тамбурелло» на трассе в Имоле. Окончательной уверенности, что же тогда произошло, нет до сих пор: кто-то винит плохой болид, кто-то указывает на поломку рулевой колонки, кто-то объясняет все потерей управления из-за медленного прокола покрышки, а кто-то считает, что великий бразилец ошибся сам.
Вопрос настолько сложный, что требует экспертного мнения – поэтому немецкое издание Auto Motor und Sport встретилось с гениальным конструктором Эдрианом Ньюи. Инженер, выигравший со своими машинами 20 титулов в «Ф-1» и создавший тот самый злополучный «Уильямс» FW16, проанализировал все версии и высказал собственное мнение на произошедшее.
Машина для Сенны получилась не лучшей
«После двух лет успеха с активной подвеской при разработке FW16 без нее мы столкнулись с проблемами. Я неправильно рассчитал аэродинамический пакет болида. Окно дорожного просвета, с которым машина хорошо работала, оказалось слишком маленьким. Мы поняли это на тестовой сессии Дэймона Хилла в Ногаро прямо перед уик-эндом в Имоле.
Трасса «Пол-Арманьяк» тоже кочковатая, как и автодром Имолы. Я стоял на границе трека, смотрел на машину и осознал причину проблемы – боковые понтоны были слишком длинными. В результате воздушный поток «срывал» диффузор, как только передняя часть бокового понтона слишком сильно сближалась с асфальтом (например, на кочке). Сегодня это звучит смешно, но в 90-е у нас не было возможностей и должного оборудования, чтобы выявить эту проблему в аэротрубе.
Для решения проблемы нам надо было укоротить боковые понтоны, но из-за временных ограничений мы, понятное дело, никак не могли успеть сделать это к гонке в Имоле. Да, FW16 оказался на поуле в трех первых Гран-при подряд, но это заслуга исключительно Айртона. Никто не добился бы подобного с тем болидом.
Я много работал в офисе, пропустил заезд в Аиде (второй этап чемпионата мира – Sports.ru) и приехал в Имолу в последний момент. Как только я вошел в паддок, то первое, что увидел — взлетающую выше барьеров безопасности машину. Она взмыла минимум на два метра! Это был болид Рубенса Баррикелло.
Помню, как подумал: «Господи, что тут вообще происходит?».
Не сумел помочь «Симтеку»
«Помню еще одно событие того дня. У одной из машин команды «Симтек» отвалилось переднее антикрыло. Ко мне подошел их менеджер Чарли Муди — я знал его по совместной работе в «Марче» – и попросил о помощи с более надежным креплением детали. Но я не мог ему помочь, потому что не знал устройства переднего антикрыла «Симтека».
Я ответил Чарли, что это работа его конструктора Ника Уирта и все же предложил встретиться с коллегой. Однако Муди ответил, что Ник ушел на ужин. На следующий день Роланд Ратценбергер разбился насмерть из-за поломки переднего антикрыла. Его гибель невероятно сильно ударила по Айртону».
Обстановка перед гонкой была чудовищной
«Перед третьим этапом сезона давление на Сенну становилось все сильнее. Он пришел в «Уильямс» за лучшей машиной, но после двух Гран-при сидел с нулем очков в общем зачете. И, да, наша машина выглядела в Имоле не слишком хорошо. У нас не получалось точно определить приемлемый уровень дорожного просвета. Айртон постоянно жаловался то на недостаточноую, то на избыточную поворачиваемость — типичные симптомы нашей проблемы.
В Аиде Айртон наблюдал за поведением «Бенеттонов» на трассе и полностью уверился, что Михаэль Шумахер использовал трэкшн-контроль. Сенна считал, что боролся с не соответствовавшей правилам машиной.
Я встретил его в моторхоуме в субботу утром. Айртон сказал, что вступил в сражение с неравными условиями и спросил у меня, что мы можем с этим сделать. Я ответил, что мы разобрались с неполадками, знаем, как решить наши проблемы и скоро улучшим машину.
Потом была гонка. Она сразу же началась со столкновения на старте и выездом машины безопасности.
Поворот «Тамбурелло» вообще-то довольно просто пройти с полным газом. Но в вираже очень много кочек — они находились в основном на внутренней траектории, а на внешней их было меньше. Дэймон каждый раз предпочитал более безопасную внешнюю траекторию, но Айртон постоянно выбирал более скоростную внутреннюю».
Теории о причинах аварии Сенны
«Я не знаю, что конкретно случилось. Это навсегда тайна, покрытая мраком.
В болиде стоял гидроусилитель руля, и угол поворота измерялся датчиком в стойке передней оси, а не сенсором положения. После аварии мы смогли извлечь немного данных из двух поврежденных бортовых компьютеров, и оттуда мы увидели, что у угла поворота руля возникли внезапные колебания.
Эти данные можно было интерпретировать как отказ рулевой колонки. Но Айртон сразу после этого оставался в режиме полного газа еще полсекунды, затем снял половину усилия с педали и лишь потом убрал ногу окончательно и затормозил. Логика подсказывает, что в случае поломки рулевой колонки он остановился бы сразу же после обнаружения проблемы.
Если вы посмотрети запись с бортовой камеры Шумахера, то увидите: заднюю часть машины Айртона сорвало, он резко скорректировал траекторию, но поймал обратное скольжение — такова моя теория в данный момент. Такое часто происходит на овалах в США — если дергаешь руль в одном направлении, машина резко поворачивает в другом.
Почему это случилось на втором круге после завершения режима автомобиля безопасности, а не на первом? Давление в шинах было все еще низким, но на первом круге после заезда сэйфти-кара оно было еще ниже. Шумахер передавал по радио, что Сенна чуть не вылетел на предыдущем круге. Возможно, был медленный прокол в одной из правых покрышек, но теперь эту версию вообще никак не проверить, потому что оба колеса полностью уничтожены в аварии».
Эмоции от трагедии
«У меня сразу появилось плохое предчувствие, потому что Айртон не двигался в кокпите. Шлем замер в характерной для пилота позиции, слегка поодаль от «воротника». После этого ничего не помню.
К сожалению, я не очень хорошо знал Айртона. На установление отношений с новым пилотом уходит время. Я был среди его врагов долгое время, потому что работал в конкурировавших командах. Мы впервые встретились на заводе в декабре, и он сразу же попросил меня показать ему модель для аэротрубы. Он попросил объяснить ему все ключевые особенности машины — хотел знать все о ее конструкции».