на какой цвет ставится ферзь в шахматах
Где стоит король в шахматах
Освоение азов шахмат детьми или взрослыми начинается с изучения роли короля. Задача любого игрока — защита этой фигуры от посягательств соперника. Выясним, насколько важен король для обороны и нападения во время шахматной партии.
Расположение короля на картинке
Король остается главной фигурой в арсенале любого игрока — остальные 15 призваны защищать его. Цель партии заключается в том, чтобы поставить мат сопернику. Достигнуть этого можно посредством атаки на короля и создания ситуации, при которой оппонент не сможет защитить его.
Главные фигуры шахматистов располагается в центре первой и восьмой линий. Черный король размещается на клетке Е8, белый — на Е1. Их окружением становятся фигуры меньшего ранга, передний ряд составлен из восьми пешек. Король обладает способностью бить фигуры на всех клетках, которые примыкают к его текущему расположению. Этим он напоминает ферзя и пешку одновременно — свободой движения в любом направлении и способностью перемещаться лишь на одну клетку.
Правила передвижения короля
Король — важная, но ограниченная в перемещениях по доске фигура. Ход на одну клетку не позволяет шахматисту использовать его для стремительной атаки или построения глубокой обороны. Единственным вариантом для перемещения короля на значительное расстояние становится рокировка. Этот ход может применяться соперниками по одному разу в течение партии.
Рокировкой называется ход короля на две клетки в сторону одной из ладей. Ладья занимает второе поле, через которое прошел король. Различают два вида рокировки — короткую и длинную. Первая совершается на королевском фланге, вторая — не ферзевом. Данный манёвр допустим при соблюдении трех условий:
Применение этого варианта перемещения фигур допустимо на разных стадиях игры, но часто он используется даже в миттельшпиле. Достоинством решения становится возможность использования участвовавшей в рокировке ладьи для дальнейшего развития позиции шахматиста.
Где должна стоять королева (ферзь)
Запомните, что в шахматах перед началом партии королева (точнее — ферзь) должна стоять рядом с королем. Проще запомнить так — ферзь любит свой цвет, поэтому белый ферзь перед началом игры ставится на белое поле D1, а черный — на черное поле D8.
Также мы советуем вам изучить все правила шахмат, ведь только после этого можно вести осмысленную игру. Даже если вы когда-то их изучали, то не лишним будет освежить свои знания.
Как расставить фигуры на доске
У вас есть шахматы и вы хотите игра вам нужно правильно расположить доску.
Шаг 2: Расставьте пешки по второй горизонтали.
Если сначала расставить все пешки, фигур на столе станет меньше и расставить оставшиеся получится быстрее.
Шаг 3: Поставьте ладьи по углам.
Шаг 4: Поставьте коней рядом с ладьями.
Представьте, что кони плохо пахнут и в замке их принято держать подальше от короля и ферзя.
Шаг 5: Слоны стоят рядом с конями.
Слоны стоят между пахучими конями и королём с ферзём. Поставьте их рядом с конями.
Шаг 6: Ферзь ставится на поле своего цвета.
Шаг 7: Поставьте короля на оставшееся поле.
Теперь в первом ряду осталось лишь одно свободное поле, так что король сам собой займёт своё место.
Шаг 8: Белые ходят первыми.
Хотите начать игру? Фигуры уже расставлены для вас на Chess.com!
Ферзь
Вот что нужно знать о ферзях:
Ферзь
Ферзи в начальной позиции.
Как ходит ферзь
Ходы ферзя похожи на ходы многих других фигур. Он ходит в любом направлении как король (но на любое количество полей вместо одного). Как и ладья, ферзь может ходить на любое количество полей вперед и назад по вертикали или вправо-влево по горизонтали.
Ферзь может ходить как ладья.
Также ферзь может ходить по диагоналям как слон.
Ферзь может ходить как слон.
Ферзь может сделать ход на любое количество полей, если его путь не преграждают свои или неприятельские фигуры. Ферзь может взять фигуру противника, заняв поле, где она расположена.
Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон вместе.
Ферзь ходит как ладья и как слон!
Заметим, что ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры как конь. Заблокированный ферзь (в начальной позиции) не может ходить!
Проверим себя
Проверим, узнаете ли вы, куда может пойти ферзь. Может ли на этой диаграмме ферзь взять пешку f7?
Может ли белый ферзь сейчас взять пешку f7?
Как мы упоминали, Ферзь может наносить решающие удары в самом начале партии. Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Верно! Белый ферзь может взять пешку f7 и объявить мат!
Заключение
Мы знаем, как расположен ферзь в начале партии, какова его ценность, и как он ходит. Пора дать мат противнику своим ферзем и пройти еще больше интерактивных уроков!
Смотреть видео
Ферзь
Содержание
Ходы ферзя
В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в углу доски — до 21 поля.
В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.
Ферзь в шахматной партии
Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают короля и лёгкую фигуру, почти всегда ― короля и ладью, в большинстве случаев — короля и две лёгкие фигуры, а также короля, ладью и пешку.
Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи: успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей, превращенных из пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.
При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно.
Ферзь в шахматных задачах
Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.
Этимология
Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь». [4]
Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии.
По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».
По другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
Самая сильная фигура, самое близкое к королю лицо — конечно же, королева.
Самая сильная фигура, самое близкое к королю лицо — конечно же, королева.
Вместо пики носит на голове небольшой круглый шарик.
В русском языке «королева» называется ферзем. Ферзь стоит рядом с королем, готов помогать ему во всем в предстоящем сражении. Вы обратили внимание, на поле какого цвета стоит королева?
С незапамятных времен среди шахматистов бытует поговорка: «Ферзь любит свой цвет!» Это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета.
Слово «ферзь» произошло от индийского «фарзин», что значит ученый человек, советник.
Ферзь — самая сильная фигура на клетчатой доске, второе лицо в шахматном государстве после короля. Ферзи могут ходить и как слон, и как ладья. Взгляните, какой большой выбор полей у ферзя.
Ферзю открыты все пути — и вертикали, и горизонтали, и диагонали. За один ход ферзь переносится через всю доску — от края до края. Например, королю нужно сделать целых семь ходов, чтобы пересечь доску по диагонали из угла в угол, а ферзю на такое путешествие потребуется всего один ход!
Однако фигура не обязана мчаться на край доски, она может остановиться на любом попутном поле.
Как слон и ладья, ферзи не перескакивают через другие фигуры. Если на пути встретится фигура противника, можно побить ее, заняв поле, на котором она стояла.
Находясь в центре доски, ферзь, как и ладья и слон, становится намного активней, приобретает большой простор для своих действий, необходимых перемещений. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Сам же он благодаря своей ловкости, подвижности и большой силе легко расправляется с другими фигурами противника. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур.
В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и три пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и три пешки; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Во время игры не следует слишком рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную фигуру. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника.