на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Максимальная глубина погружения подводных лодок

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Как происходит погружение подводных лодок

Эволюция подводного флота – это постепенное погружение на большую глубину. Если во времена Первой и Второй мировых войн она ограничивалась соответственно 80-100 и 100-150 метрами, то сегодня этот показатель вырос в 3-5 раз.

Как происходит погружение? В надводном положении субмарина мало чем отличается от обычного судна, если не брать в расчет ее специфический внешний вид. Погружение происходит за счет приема в цистерны балласта – забортной воды. Ёмкости расположены между легким и прочным корпусами.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Всплытие осуществляется «в обратном порядке» — путем продува балласта. Вода выдавливается из цистерн мощным потоком сжатого воздуха. После полного погружения глубина, на которой находится лодка, регулируется специальными рулями.

Характеристики глубины погружения

Способность субмарины к погружению характеризуется двумя основными показателями – рабочей (оперативной) и предельной глубиной. В первом случае речь идет о глубине, на которую лодка может погружаться без каких-либо ограничений на протяжении всего срока ее эксплуатации.

Предельная глубина погружения обозначает ту границу, ниже которой может начаться разрушение обшивки и всей конструкции. Обычно сразу после спуска на воду субмарину отправляют на предельную глубину, где ее «обкатывают» какое-то время. У каждого типа подводных лодок этот показатель индивидуален.

Абсолютным рекордсменом максимального погружения до сего времени остается советская АПЛ «Комсомолец», «нырнувшая» в 1985 году почти на 1030 метров. Увы, ее судьба в дальнейшем сложилась трагически. Спустя 4 года, в результате пожара, приведшего к необратимым разрушениям корпуса, она затонула в Норвежском море.

Глубина – спасение или погибель

За управляемость субмарины в вертикальной плоскости отвечают, как правило, две пары горизонтальных рулей – кормовые и носовые. В зависимости от их положения лодка получает дифферент на нос или корму. Задача командира и экипажа – осуществлять необходимое маневрирование в рамках технических возможностей лодки, чтобы, если такое случится, предельное, максимальное погружение не оказалось последним.

Особенности АПЛ России и США

Основные отличия лежат в «архитектуре». Американские субмарины однокорпусные: давлению противостоит единый корпус обтекаемой формы. В отличие от них, советские, а позже российские АПЛ – своеобразная «матрешка», где под внешним обтекаемым легким корпусом находится прочный внутренний. Настоящий рекордсмен по количеству корпусов – знаменитый «Тайфун» (проект 941). У самой большой АПЛ в мире внутри легкого корпуса размещаются пять прочных.

По мнению экспертов, двухкорпусные лодки более живучи, хотя и более тяжелы. К примеру, одно лишь резиновое звукоизолирующее покрытие «Тайфуна» весит 800 тонн, что несколько больше, чем вся американская АПЛ NR-1.

Перспективы российского атомного подводного флота

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

За последние 4 года состав ВМФ России пополнился четырьмя современными АПЛ: «Северодвинск» (пр. «Ясень») с рабочей и предельной глубинами погружения соответственно 520 и 600 м, «Владимир Мономах» – 400 и 480 м, «Юрий Долгорукий» — 400 и 450 м, «Александр Невский» — 400 и 480 метров. На очереди еще 11 атомных субмарин проектов «Борей-А» и «Ясень».

Однако глубина погружения – не единственное их преимущество. Сегодня гораздо большее значение приобретает малошумность. Как утверждают эксперты, здесь Россия вышла на лидирующие позиции в мире.

Источник

Топ-3 субмарин по глубине погружения

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

3. Борей

К-551 «Владимир Мономах», К-549 «Князь Владимир». Еще шесть лодок находятся на стадии создания. Ожидается, что они встанут в строй в течение 2020-х годов, усилив боевую мощь российского атомного подводного флота.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Глубина погружения АПЛ «Борей» в среднем составляет около 480 метров. Конечно, это далеко не рекорд «Комсомольца», но новые субмарины оставляют позади многие британские, французские, японские, китайские подводные лодки.

2. Вирджиния

Подводные лодки класса «Вирджиния» представляют собой многоцелевые атомные субмарины четвертого поколения, находящиеся на вооружении Военно-морских сил США. Их проектирование началось еще в конце 1980-х годов, а в 2004 году в строй встала первая лодка подобного класса SSN-774 «Вирджиния». Ожидается, что в обозримом будущем в распоряжении ВМС США окажутся не менее 30 подводных лодок класса «Вирджиния». В военно-морском ведомстве рассчитывают, что субмарины заменят АПЛ класса «Лос-Анджелес», которые выпускались двадцать лет, с 1976 по 1996 гг.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Предельная глубина погружения субмарин класса «Вирджиния» составляет 488 метров, хотя некоторые эксперты называют и другие цифры – 500 и даже 600 метров. В любом случае, подлодки данного класса обладают способностью к погружению на большую глубину, что делает их опасным и коварным противником.

1.Ясень

На первом месте заслуженно стоят российские подводные лодки проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М»). Первая подводная лодка данного класса К-560 «Северодвинск» вошла в состав Северного флота ВМФ России в 2014 году, а на воду была спущена четырьмя годами ранее.

Источник

АПЛ «Комсомолец» установила рекорд глубины погружения 35 лет назад

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Заложили подлодку К-278 22 апреля 1978 года в Северодвинске. 30 мая 1983 года субмарину вывели из цеха, а 3 июня спустили на воду. В августе 1983 года на подлодке подняли флаг ВМФ, а 28 декабря К-278 вступила в строй. Она вошла в состав Северного флота.

Подлодка состояла из двух цилиндрических титановых корпусов с усеченными конусами на оконечностях. Это был первый целиком созданный из титана корпус АПЛ. У него были явные преимущества: немагнитность металла и малый уровень шума при работе.

4 августа 1985 года подлодка «Комсомолец» под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение в Норвежском море. Ни одна из боевых подводных лодок мира не смогла бы опуститься на такую глубину, ее бы раздавило. Но К-278 находилась под защитой сверхпрочного титанового корпуса.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Как вспоминали потом подводники, уходили на глубину медленно, словно отмеряя стометровые отсечки. Проверяли не только герметичность прочного корпуса, но и возможности стрельбы с большой глубины торпедами, систему аварийного всплытия.

На такой глубине субмарина была недостижима для других подводных лодок и любых противолодочных средств. Кроме того, она практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

Рекорд атомной подлодки «Комсомолец» по глубине погружения до сих пор никто не побил.

Источник

Наибольшая глубина погружения подлодок ВМФ России, ВМС США и Японии

Факт существования батискафа, сумевшего покорить глубочайшую бездну, свидетельствует о технической возможности создания обитаемых аппаратов для погружений на любые глубины.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Почему же ни одна из современных подлодок и близко не способна погрузиться — даже на 1000 метров?

Полвека назад собранный из подручных средств стандартной стали и плексигласа батискаф достиг дна Марианской впадины. И мог бы продолжить свое погружение, если бы в природе встречались большие глубины. Безопасная расчетная глубина для «Триеста» составляла 13 километров!

Свыше 3/4 площади Мирового океана приходится на абиссальную зону: океанское ложе с глубинами свыше 3000 м. Подлинный оперативный простор для подводного флота! Почему никто не использует эти возможности?

Покорение больших глубин никак не связано с прочностью корпуса «Акул», «Бореев» и «Вирджиний». Проблема заключается в другом. И пример с батискафом «Триест» здесь совершенно ни при чем.

Они похожи, как самолет и дирижабль

Батискаф — это «поплавок». Цистерна с бензином, с закрепленной под ней гондолой экипажа. При принятии на борт балласта конструкция обретает отрицательную плавучесть и погружается в глубину. При сбрасывании балласта — возвращается на поверхность.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

В отличие от батискафов, подводным лодкам требуется в течение одного погружения многократно изменять глубину нахождения под водой. Иначе говоря, подводный корабль обладает способностью многократно изменять запас плавучести. Это достигается путём заполнения забортной водой балластных цистерн, которые при всплытии продуваются воздухом.

Обычно на лодках применяются три воздушные системы: воздух высокого давления (ВВД), среднего (ВСД) и низкого давления (ВНД). К примеру, на современных американских атомоходах запасы сжатого воздуха хранятся в баллонах под давлением 4500 фунтов на кв. дюйм. Или, по-человечески, примерно 315 кг/см2. Однако ни одна из систем-потребителей сжатого воздуха не использует ВВД напрямую. Резкие перепады давления вызывают интенсивное обмерзание и закупорку арматуры, одновременно создавая опасность компрессионных вспышек паров масла в системе. Повсеместное применение ВВД под давлением свыше 300 атм. создало бы недопустимые опасности на борту субмарины.

И здесь в действие вступают законы драматургии!

С погружением в морские глубины на каждые 10 метров давление возрастает на 1 атмосферу

На глубине 1500 м давление составляет 150 атм. На глубине 2000 м давление 200 атм. Это как раз соответствует максимальному значению ВСД и ВНД в системах подводных лодок.

Ситуация усугубляется ограниченными объемами сжатого воздуха на борту. Особенно после продолжительного нахождения лодки под водой. На глубине 50 метров имеющихся запасов может быть достаточно для вытеснения воды из балластных цистерн, но на глубине 500 метров этого хватит лишь для продувания 1/5 их объема. Большие глубины — всегда риск, и там требуется действовать с предельной осторожностью.

В наши дни существует практическая возможность создания подлодки с корпусом, рассчитанным на глубину погружения 5000 метров. Но для продувания цистерн на такой глубине потребовался бы воздух под давлением свыше 500 атмосфер. Сконструировать трубопроводы, клапаны и арматуру, рассчитанные под такое давление, при сохранении их разумной массы и исключения всех связанных опасностей на сегодняшний день является технически неразрешимой задачей.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Современные подлодки строятся по принципу разумного баланса характеристик. Зачем делать высокопрочный корпус, выдерживающий давление километровой толщи воды, если системы всплытия рассчитаны на гораздо меньшие глубины. Погрузившись на километр, подлодка будет обречена в любом случае.

Однако в этой истории имеются свои герои и отверженные.

Традиционными аутсайдерами в области глубоководных погружений считаются американские подводники

Корпуса американских лодок на протяжении полувека делаются из одного сплава HY-80 с весьма посредственными характеристиками. High-yield-80 = сплав повышенной прочности с пределом текучести 80 000 фунтов на кв. дюйм, что соответствует значению 550 МПа.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Многие эксперты выражают сомнения в адекватности такого решения. Из-за слабого корпуса лодки неспособны в полной мере использовать возможности систем всплытия. Которые позволяют продувание цистерн на значительно больших глубинах. По оценкам, рабочая глубина погружения (глубина, на которой лодка может находиться длительное время, совершая любые маневры) для американских субмарин не превышает 400 метров. Предельная глубина — 550 метров.

Применение HY-80 позволяет удешевить и ускорить сборку корпусных конструкций, среди преимуществ всегда назывались хорошие сварочные качества этой стали.

Для ярых скептиков, которые немедленно заявят, что флот «вероятного противника» массово пополняется небоеспособным хламом, нужно заметить следующее. Те различия в темпах кораблестроения между Россией и США обусловлены не столько применением более качественных сортов стали для наших подлодок, сколько другими обстоятельствами. Ну да ладно.

«Комсомолец»

Неуловимый «Майк» (К-278 по классификации НАТО) установил абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок — 1027 метров.

Предельная глубина погружения «Комсомольца» по расчетам составляла 1250 м.

Среди главных отличий конструкции, несвойственных другим отечественным подлодкам, — 10 бескингстонных цистерн, размещенных внутри прочного корпуса. Возможность стрельбы торпедами с больших глубин (до 800 метров). Всплывающая спасательная капсула. И главная изюминка — аварийная система продувания цистерн с помощью газогенераторов.

Реализовать все заложенные преимущества позволил корпус, изготовленный из титанового сплава.

Сам по себе титан не являлся панацеей при покорении морских глубин. Главным при создании глубоководного «Комсомольца» были качество сборки и форма прочного корпуса с минимумом отверстий и ослабленных мест.

Титановый сплав 48-Т с пределом текучести 720 МПа лишь незначительно превосходил по прочности конструкционную сталь HY-100 (690 МПа), из которой изготавливались подлодки «СиВулф».

Другие описываемые «преимущества» титанового корпуса в виде малых магнитных свойств и его меньшей подверженности коррозии сами по себе не стоили затраченных средств. Магнитометрия никогда не являлась приоритетным способом обнаружения лодок; под водой все решает акустика. А проблема морской коррозии уже лет двести решается более простыми методами.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Титан с точки зрения отечественного подводного кораблестроения обладал ДВУМЯ реальными преимуществами:

а) меньшей плотностью, что означало более легкий корпус. Появившиеся резервы тратились на другие статьи нагрузки, например, ГЭУ большей мощности. Неслучайно подлодки с титановым корпусом (705(К) «Лира», 661 «Анчар», «Кондор» и «Барракуда») строились как покорители скорости.;

б) Среди всех высокопрочных сталей и сплавов титановый сплав 48-Т оказался наиболее технологичным в обработке и при сборке корпусных конструкций.

«Наиболее технологичный» — не значит простой. Но сварочные качества титана хотя бы позволяли производить сборку конструкций.

За океаном имели более оптимистичный взгляд на применение сталей. Для изготовления корпусов новых подлодок XXI века была предложена высокопрочная сталь марки HY-100. В 1989 году в Штатах заложили головной «СиВулф». Спустя два года оптимизма поубавилось. Корпус «СиВулфа» пришлось разобрать на иголки и начинать работу заново.

В настоящее время многие проблемы решены, и стальные сплавы, эквивалентные по свойствам HY-100, находят более широкое применение в кораблестроении. По некоторым данным, подобная сталь (WL = Werkstoff Leistungsblatt 1.3964) применяется при изготовлении прочного корпуса немецких неатомных подлодок «Тип 214».

Существуют еще более прочные сплавы для изготовления корпусов, например, стальной сплав HY-130 (900 МПа). Но из-за плохих сварочных свойств корабелы считали применение HY-130 невозможным.

Пока не поступили новости из Японии.

耐久 значит предел текучести

Как утверждает старая пословица: «Что бы вы ни умели делать хорошо, всегда найдется азиат, который делает это лучше».

В открытых источниках присутствует крайне мало информации о характеристиках японских боевых кораблей. Однако экспертов не останавливают ни языковой барьер, ни параноидальная секретность, свойственная вторым по силе ВМС в мире.

Из доступной информации следует, что самураи наряду с иероглифами широко используют английские обозначения. В описании подлодок присутствует сокращение NS (Naval Steel — военно-морская сталь), сочетаемая с цифровыми индексами 80 или 110.

В метрической системе счисления «80» при обозначении марки стали, скорее всего, означает предел текучести 800 МПа. Более прочная сталь NS110 имеет предел текучести 1100 МПа.

С точки зрения американца, стандартная для японских подлодок сталь носит обозначение HY-114. Более качественная и прочная — HY-156.

Немая сцена

«Кавасаки» и «Мицубиси Хэви Индастриз» без всяких громких обещаний и «Посейдонов» научились изготавливать корпуса из материалов, ранее считавшихся несваримыми и невозможными при постройке подлодок.

Приведенные данные соответствуют устаревшим субмаринам с воздухонезависимой установкой типа «Оясио». В составе флота 11 единиц, из которых две самые старые, вступившие в строй в 1998-1999 гг., переведены в разряд учебных.

«Оясио» имеет смешанную двухкорпусную конструкцию. Наиболее логичное предположение — центральная секция (прочный корпус) изготовлена из наиболее прочной стали NS110, в носовой и кормовой частях лодки применяется двухкорпусная конструкция: легкая обтекаемая оболочка из NS80 (давление внутри = давлению снаружи), прикрывающая цистерны главного балласта, вынесенные за пределы прочного корпуса.

на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Смотреть картинку на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Картинка про на какую глубину погружается подводная лодка максимум. Фото на какую глубину погружается подводная лодка максимум

Современные японские субмарины типа «Сорю» считаются улучшенными «Оясио» с сохранением основных конструктивных решений, доставшийся им от предшественников.

При наличии прочного корпуса из стали NS110 рабочая глубина «Сорю» оценивается как минимум в 600 метров. Предельная — 900.

С учетом представленных обстоятельств ВМС самообороны Японии на сегодняшний день обладают самым глубоководными флотом боевых подлодок.

Японцы «выжимают» всё возможное из доступного. Другой вопрос, насколько это поможет в морском конфликте. Для противостояния в морских глубинах необходимо наличие ядерной силовой установки. Жалкие японские «полумеры» с увеличением рабочей глубины или созданием «лодки на батарейках» (удивившая мир подлодка «Орю») похожи на хорошую мину при плохой игре.

С другой стороны, традиционное внимание к мелочам всегда позволяло японцам иметь преимущество над противником. Появление ядерной силовой установки для ВМС Японии — вопрос времени. Но у кого в мире еще имеются технологии изготовления сверхпрочных корпусов из стали с пределом текучести 1100 МПа?
Олег Капцов

Источник

Глубоководное погружение

«Предельная» ещё больше «Рабочей». Количество циклов погружения – несколько сотен раз. На неё уходят головные корабли — первые в серии. Последующие лодки этого проекта таких глубин не достигают, но командир при крайней необходимости может оправданно рискнуть.

Существует ещё «Расчётная» — это метафизическая, рассчитанная конструкторами, при её превышении возникает необратимая деформация прочного корпуса, близкая к критической, не дай бог на ней оказаться и увидеть жуткое зрелище своими глазами.
Погрузиться на «Рабочую глубину» – задача, откровенно говоря, волнительная. Чтобы скинуть напряжение, подводники выдумывают всевозможные отвлекающие «эксперименты». К примеру, перед самым уходом на глубину в отсеке привязывают ниточку поперёк корпуса, посередине крепят маленький грузик, натягивая немудрёную конструкцию в струну. Когда лодка окунается на глубину, нитка с грузом значительно провисает. Впечатляет, классный опыт! Наглядно показывает поперечное сжатие. Воочию подтверждая слова из песни гимна подводников «Лодка диким давлением сжата». Аттракцион с ниточкой – любопытная традиция, демонстрирующая желторотым мореходам, на что способна водная толща. Подобная искушённость представляется ребяческим баловством, когда предстоит кожей почувствовать сверхглубокие отметки.

Корабль тщательно готовился к погружению на проектную глубину, которая на тот момент в два раза превосходила возможности всех современных лодок в мире.

В августе 1966 года командование ВМФ СССР поставило задачу создать опытный образец подводной лодки с повышенной глубиной погружения, для использования опыта, полученного в ходе её эксплуатации в создании проекта глубоководных лодок, пригодных для серийного производства.

Ввиду того, что лодку предполагалось эксплуатировать на повышенных глубинах погружения, для постройки прочного корпуса использовались титановые сплавы, что в свою очередь так же позволило уменьшить массу корпуса корабля.
Лодка имела достаточно простую конструкцию с минимальным количеством отверстий в прочном корпусе. В средней части корпус представлял из себя цилиндр, диаметром 8 метров, который соединялся с конструкциями в виде усеченного конуса в кормовой и носовой частях, заканчивающимися переборками сферической формы. Было решено отказаться от торпедопогрузочного отсека и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру).

За время эксплуатации лодка выполнила задачи двух автономных боевых служб. 28 февраля 1989 года «Комсомолец» ушел на третью автономную боевую службу, вернуться с которой ему было не суждено.

АПЛ К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара, начавшегося в 7 отсеке лодки. Пожар случился на глубине 380 метров, но спустя 14 минут экипажу удалось поднять лодку на поверхность. Борьба за живучесть корабля продолжалась более 5 часов, прежде чем началась эвакуация экипажа на плоты. Из 69 членов экипажа выжили лишь 27. Лодка затонула на глубине 1658 метров.

После гибели подводной лодки остро встал вопрос радиационной безопасности в районе крушения. Несмотря на то, что реактор был надежно заглушен, к месту катастрофы в период с 1989 по 1998 год отправлялись 7 экспедиций, в ходе которых проводились исследования глубоководными аппаратами «Мир» и устанавливалась измерительная и записывающая аппаратура для мониторинга радиационного фона, а также проведена герметизация торпедных аппаратов.

За гибель самой современной подводной лодки никто из высоких чинов не ответил. За головотяпство руководства ответили 42 члена экипажа К-278 «Комсомолец». Ответили своей жизнью.

Далее я приведу ощущения личного состава подводной лодки «Комсомолец» во время погружения на глубину свыше 1 километра

Офицера гидроакустической группы радиотехнической службы (РТС) Виктора прикомандировали на данный выход из второго экипажа, так как знающих новую технику специалистов не хватало. Он, конечно же, непомерно обрадовался возможности стать живым свидетелем уникального испытания. Такая удача выпадает не каждому. Во-первых, очень интересно для увлечённого своим делом молодого экстремала, во вторых, такие мероприятия не проходят не отмеченными орденами и медалями, за исключением маленького но… Есть вероятность поменять статус «участника» на «ушедшего в море навечно».

Вместе с остальными соучастниками суперзаплыва немедленно приступил к скрупулёзным приготовлениям и усиленной проверке неповторимого технического вооружения корабля. Впервые в истории предстояло погрузиться на глубины, не достижимые ни одной подводной лодкой в мире. Ожидалось испытание, требовавшее полной самоотдачи, напряжения физических сил и нервов.

Вероятность не вернуться высока. Но когда молодого лейтенанта, мечтающего о командирском мостике, мог остановить страх перед смертью?
Атомоход, единственный в своём роде, предстояло опробовать в действии на сверхглубинах. Ни экипаж, ни судостроители не дали бы свои головы на отсечение за удачный исход испытания. Только главный конструктор ободряюще ручался за своё детище на все сто. Он тоже собирался на глубину – не наблюдать из бункера, а находиться в прочном корпусе. Этот факт экипаж обнадёживал.

Перед плаванием всех участников опасного задания пригласили в политотдел. В приёмной доброжелательный сотрудник по очереди приглашал в кабинет:
– Пожалуйста, проходите, присаживайтесь, — клал под нос листок бумаги, — Лучше без лишних вопросов, вот здесь, будьте любезны, самолично напишите адрес и поставьте подпись.
Виктор увидел бланк телеграммы без текста, понял назначение сей весточки и при каком исходе она уйдёт адресату. У подводников не принято произносить: «Будьте так любезны, присаживайтесь. » Поэтому аттракцион невиданной вежливости, устроенный комиссаром, заставил холодеть кровь.
Политотдел работал с упреждением, чтобы в случае трагедии без суеты, в рабочем порядке отрапортовать: «Родственники оповещены, похоронки отправлены».
Всё продумано до нюансов, если приемлемо назвать человеческие жертвы «нюансом». Виктор задумался, нет, не о возможном исходе, а о том, какой адрес указывать. Жена собиралась в ближайшее время поехать к родителям, вот их адрес и написал. Он догадывался, задача сложная, но рассчитывал на успех.

Настал ответственный день «Х». Вышли из базы, погрузились по плану. В подводном положении пошли в Норвежское море, где заранее определена точка спуска в небытие.
Спрашивается, зачем так далеко ходить? Нырнуть можно и в Мотовском заливе, или в Баренцевом море, и – на базу.
У наших берегов нет таких глубин, на которые замахнулись конструкторы-испытатели. Ближайшее подходящее место – нейтральные воды в Норвежском море.
По прибытии в район поразило то обстоятельство, что вопреки полной секретности операции, акватория кишела кораблями НАТО. Виктору невольно подумалось: «Эх, права была тёща!». Перед выходом в море эта старая «диссидентка», по «голосу Америки» услышала, что советская подводная лодка планирует испытания. Кого-кого, а тёщу не проведёшь, она сразу догадалась, что именно туда отправят любимого зятька.
Подводники не привыкли, чтобы их встречали в районах выполнения задач, а здесь – стая наблюдателей вероятного противника.
В этот момент экипаж осознал всю степень ответственности. В случае удачного погружения подводный корабль откроет новые возможности веде;ния боевых действий на большой глубине, обеспечивая преимущество в противостоянии сверхдержав.
Акустику Виктору пришлось вести одновременно двадцать целей, задача которых заключалась в одном – засвидетельствовать факт погружения боевого атомохода на рекордную глубину. Кораблям НАТО оставалось «нервно курить в сторонке», с завистью наблюдая за достижениями советского кораблестроения.

Сопровождение обеспечивал многоцелевой атомоход проекта 671РТМ из 33-й дивизии, на котором служил друг акустика, они вместе выпускались из училища. РТМ шёл рядом, тоже в подводном положении.
До выхода в море отработали задачу уверенного обеспечения контакта под водой с использованием уникальной аппаратуры: звукоподводной связи повышенной секретности (СПС). Эта техника уже в то время использовала цифровой сигнал, в отличие от аналогового «первый-первый, я второй». Акустики долго тренировались в различных режимах, добиваясь синхронного запуска генераторов псевдослучайных последовательностей, обеспечивающих засекречивание звуковых сигналов.

На фоне одновременно наблюдаемых, большого количества целей молодой акустик Виктор по неопытности РТМ потерял. На тот момент он в должности был только год. На его удачу на борту находился флагманский РТС флотилии капитан 1-го ранга, который всё знал и всё умел.
— Не переживай, лейтенант, найдём твою пропажу.
— Интересно, как? Нам запрещены активные посылки, режим скрытности.
— А вот так, против лома нет приёма.
Виктор про себя подумал: «При чём здесь лом?»
Флагманский улыбнулся:
— Слушай внимательно, сейчас наши ответят.
Интересно, что тот придумал?
Флагманский вышел в отсек, нашёл здоровенный ключ и долбанул им по корпусу лодки.
Акустик весь погрузился во внимание. Из всех целей одна ответила ударом.
– Вот эту держи, это наша. Больше я тебя выручать не буду. Давай дальше самостоятельно.
Виктор зубами вцепился в лодку сопровождения, а сам подумал: «Вот это опыт! А мы здесь добиваемся синхронного запуска генераторов псевдослучайной последовательности. Действительно, против лома нет приёма».

Помимо РТМ, в сопровождении находился ещё один надводный корабль, с которым можно было поддерживать звукопродводную связь типа «якорь-якорь, я поплавок – поплавок-поплавок, я якорь, исполняю грунт 150». На самом деле, по такому «шифру» нетрудно было догадаться, кто что исполняет. Оставалось рассчитывать, что америкосы – полные придурки и не смогут понять русский сленг. Повод так думать был, ведь такой уникальной лодки у них нет и большой вопрос, появится ли в ближайшие годы.
— Боцман, погружаться на глубину 300 метров с дифферентом 3 градуса на нос! — приказал командир.
Уходили в пучину поэтапно, задерживаясь на промежуточных глубинах для осмотра лодки. Сначала приостанавливались на отметках через каждые 100 метров.
Боцман доложил:
— Глубина 300, дифферент ноль.
— Держать 300 метров.
По кораблю дали команду: «Глубина 300 метров. Осмотреться в отсеках». На боевых постах внимательно искали появление протечек в прочном корпусе, а в центральном напряжённо ждали докладов. Через длительную паузу, необходимую для тщательного осмотра, пошли доклады: «Первый осмотрен, замечаний нет», «Есть первый», «Второй осмотрен, замечаний нет» и так далее.
Командир БЧ-5 завершил доклад:
— Товарищ командир, лодка осмотрена, замечаний нет!
— Есть, механик.
Ещё два нырка, и корабль на глубине 500 метров.
– Глубина пятьсот метров, осмотреться в отсеках, – прозвучало по лодке.
Корпус начал потрескивать и хрустеть. Неприятный звук пробирался под кожу, заставляя ещё больше сосредоточиваться и внимательно осматривать конструкции изнутри, исследовать каждый трубопровод, насчитывающий в отсеках тысячи метров, проверять штатную функциональность механизмов и систем, которыми напичкано всё внутреннее пространство. Через ещё более продолжительную паузу, чем это происходило ранее, пошли доклады из отсеков: «Первый осмотрен, замечаний нет, «Есть первый», «Второй осмотрен, замечаний нет», «Есть второй», – и так до восьмого. Лодка какое-то время шла на заданной глубине. «Панцирь» привыкал к забортным нагрузкам.

На пятистах метрах подлодку перестали слышать все: и свои, и натовцы.
РТМ сопровождения потерял контакт, когда атомоход вошёл в сектор гидроакустической тени. Последнее, что услышал друг Виктора, акустик на РТМ-е – это треск титанового корпуса, сжавшегося под огромным давлением. Зловещий хруст и потеря контакта в один момент породили страшную мысль: «Что там происходит на самом деле? Неужели. » Акустик РТМ-а немедленно, будто это могло чем-то помочь, доложил своему командиру: «По пеленгу 160 треск подводной лодки. Контакт потерян». Можно лишь догадываться, что переживали командир и экипаж корабля сопровождения, а также штабные, после донесения о потере контакта. Явных признаков гибели лодки не было. Оставалось ждать и надеяться на лучшее.

С этого рубежа погружались без сопровождения, на свой страх и риск. На ходу 6 узлов опускаться стали ещё осторожнее. Теперь на промежуточных глубинах задерживались через каждые 50 метров, тщательно осматриваясь в отсеках.
Рубка звукоподводной связи размещалась на нижней палубе, поэтому Виктор сидел под центральным постом.
В очередной раз зашёл флагманский РТС:
— Надо бы тебе помочь. Ну, как ты здесь, справляешься?
— Справляюсь, товарищ каперанга. Только немного не по себе, на такую глубину первый раз погружаюсь.
— Так и я тоже. Всё идёт по плану, не дрейфь.
С каждым метром давление водяной толщи возрастало, сжимая прочный корпус подводного крейсера.
Флагманский посидел полчасика и обнадёжил:
— Вроде я тебя всему научил, справляешься ты нормально. Пойду-ка я.
Был он мужчина в том самом возрасте, именуемым расцветом сил, с намечающимся животиком, капитан первого ранга. Конструктивно во всех рубках отсутствовали двери из того расчёта, чтобы их не заклинило на глубинах. Тем не менее, за короткое время, что флагманский находился в рубке, лодку обжало так, что выход из выгородки сузился настолько, что не позволил ему выйти.
— Так, лейтенант, ты у нас постройнее. Сбегай ко мне в каюту за книжкой. Раз такое дело, я хоть посижу, почитаю.
Виктор выполнил просьбу старшего товарища, и дальше нёс вахту вместе с флагманским РТС флотилии.

На глубине 800 метров из второго неожиданно поступил доклад: «В отсеке туман». Под колоссальным давлением вода, просочившаяся внутрь, превратилась в мелкодисперсную взвесь. Протечку удалось быстро найти и устранить.
На этой глубине задержались – испытали жизненно необходимый для подводников аппарат ДУК (дистанционное удаление отходов), через который накопившийся мусор выстреливается наружу сжатым воздухом. Передали привет из небытия вероятному противнику, потерявшему из виду лодку. Всё получалось на славу. Имитация стрельбы ДУК была принята оппонентами по холодному противостоянию глубоководной стрельбой из торпедных аппаратов.

На глубинах, близких к километру, от командира второго поступил очередной доклад:
— По отсеку летают шурупы, как пули. Пока жертв нет.
Второй отсек был жилым. В нём располагались каюты для офицеров, мичманов, а также матросов, без которых никак не обойтись даже на суперсовременных подводных атомоходах. Переборки были изготовлены из дерева и скреплялись обычными шурупами, которые при деформации стали вылетать.
Командир второго быстро сообразил, что делать в такой ситуации. Приказал всем в отсеке достать из портативных дыхательных устройств (ПДУ) очки и надеть их, чтобы защитить хотя бы глаза.
Личный состав находился по «боевой тревоге» 29 часов. Запредельное давление воды воздействовало не только на корпус, но и на каждого члена экипажа. Физически и эмоционально моряки были измотаны и похожи на зомби.

Однако, удачное прохождение отметки 1000 метров вознаградило подводников и конструкторов за их труды и старания. Ощутив настоящий триумф, начали качать на руках главного конструктора. Было за что: за достигнутый прорыв в кораблестроении и за то, что на такой глубине все остались живы. В этот раз фортуна была на стороне моряков. Внутри корабля, испытывавшего на каждый квадратный метр титанового корпуса давление в тысячу тонн, начался настоящий праздник.
Командир объявил по трансляции: «Внимание экипаж! Лодка погрузилась на глубину тысяча метров! Задача выполнена, всех поздравляю! Приготовиться к всплытию».
Эхом по лодке пролетело: «Ура!». В отсечном воздухе упало напряжение, люди на боевых постах во всех восьми отсеках выдохнули в едином порыве: «Слава богу, пронесло».
Эмоции от исполненного долга распирали, начали качать на руках судостроителей, причастных к созданию лодки.
Старший на борту, представитель высокого начальства Флота, контр-адмирал, для торжественности момента разлил десять маленьких стопочек коньяка. Пригубили все, кроме экипажа и командира – им дальше выполнять боевую задачу, они присягу принимали.

Экипаж под началом командира продолжил спокойно и уверенно выполнять свою работу, с отметки чуть больше километра началось всплытие.
Лодка прошла испытание на сверхглубинах – удачно и без аварий. Экипаж приобрёл дополнительную уверенность и бесценный опыт за этот выход в море. Какая судьба предначертана суперкораблю и людям – в тот значимый момент предположить не мог никто. Какие вызовы супертехнике и мужественным людям может преподнести Норвежское море.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *