на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

На какую категорию товара падает спрос при росте доходов населения

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

-: товары первой необходимости

-: товары низшего качества

-: товары с единичной эластичностью спроса

Рост доходов потребителей вызовет ________ и _______

-: сокращение спроса на товары низшего качества

-: рост спроса на бытовую технику

-: рост производства автомобилей

-: рост производства маргарина

Ценовая эластичность спроса будет выше.

-: на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши

-: в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя

-: чем больше альтернативные издержки производства товаров

-: чем менее необходим товар потребителю

Эластичность предложения зависит от.

-: числа товаров-заменителей данного продукта

-: периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен

-: того, является ли товар предметом первой необходимости или роскоши

-: доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара

Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар?

-: коэффициент ценовой эластичности меньше единицы

-: общая выручка продавца сокращается, если цена растет

-: покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены

-: относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены

Если цена товара эластичного спроса снизилась, то выручка.

-: выросла

Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой.

-: вертикальную линию

-: кривую линию с положительным наклоном

-: кривую линию с отрицательным наклоном

Эластичность спроса по цене характеризуется отношением.

-: изменения цены к изменению спроса

-: изменения спроса к изменению предложения

-: процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар

-: процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса

-: процентного изменения цены к процентному изменению издержек

Тема 4. Теория потребительского выбора

30. «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» (В. Шекспир. «Гамлет»). Определите, какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли?

Источник

На ближайшие полгода россияне забудут о тратах

По 90% категорий продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса – это больше, чем на других развивающихся рынках, обнаружили эксперты BCG и «Ромир». Они провели исследование потребительских настроений в условиях распространения коронавируса: респонденты рассказали о планах на полгода.

Исследование получило название «Российские потребители – новая реальность», по его данным, россияне планируют в целом тратить меньше, а наихудшие перспективы у торговых центров (там сократят расходы 47% опрошенных) и заведений уличной торговли (40%). Также сильно пострадают отдых и развлечения: кинотеатры (34%), рестораны (34%), спа-салоны (36%) и др.

Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». «Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг – естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис», – полагает президент «Ромира» Андрей Милёхин. Наибольшее число опрошенных экспертами потребителей планирует урезать в следующие шесть месяцев расходы на путешествия, развлечения, рестораны, одежду и обувь, электронику и др.

Не до ресторанов и курортов

Предприниматели, работающие в этих сферах, к такому сценарию готовы. Быстрого восстановления спроса не будет, констатирует сооснователь ресторанного холдинга Restart Vasilchuk Brothers Алексей Васильчук: рестораны откроются одними из последних, и даже тогда заполняемость в ближайшие полгода не будет превышать 20–30% от докризисной.

Крупнейшие рестораторы решили взять спасение отрасли на себя

Ginza Project, по словам ее партнера и гендиректора Максима Ползикова, прорабатывает несколько сценариев – «от оптимистичного, когда мы начнем работать в течение месяца, до гораздо более пессимистичных вариантов». Даже при удачном стечении обстоятельств, предполагает он, первые два месяца группа, скорее всего, будет работать на низком трафике в минус, в следующие три месяца только-только начнет выполнять текущие обязательства. «Окончательно вставать на ноги бизнес начнет не раньше чем через полгода после открытия», – осторожно оценивает он.

«Восстановление будет, возможно, с III квартала этого года. Полностью спрос восстановится не ранее чем через год», – подтверждает Олег Подгорный, гендиректор ГК «Шоколадница». Спрос будет зависеть от обстановки, в том числе информационной, вокруг темы коронавируса, предсказывает он: многим нужна уверенность, что выходить на улицы теперь безопасно во всех смыслах.

Число турпоездок за рубеж в 2020 г. суммарно может рухнуть на 60–70%, по России – более чем на 40–50%, оценивает исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин и подчеркивает: это при условии, если выход из пандемии пойдет по относительно позитивному сценарию. Восстановление будет зависеть напрямую от скорости снятия ограничений, связанных с вирусом, говорят Толчин и представители TEZ Tour и «TUI Россия».

Значимой волны отложенного спроса на путешествия ждать не стоит, сетует Толчин: «Несмотря на то что в нашей стране с суровым климатом многие стараются найти возможность выехать к теплому морю, значительная часть потребителей будет вынуждена отказаться от поездок по экономическим причинам либо из страха, что ситуация может повториться».

Без обновок и косметики

Продавцы одежды и обуви ждут восстановления спроса до «докоронавирусного» уровня лишь через несколько лет.

В ближайшие полгода спрос на одежду будет отвратительный, говорит президент сети Baon Илья Ярошенко: «Двухмесячный карантин съедает последние запасы денег, люди уходят в долги, никакого настроения и возможности тратить нет. Чем дольше будет карантин, тем хуже будет всем в непродуктовом ритейле».

В прогнозе на следующие полгода Finn Flare рассматривает два сценария, рассказала президент этой компании Ксения Рясова: оптимистичный – снижение выручки на 40%, пессимистичный – на 50%. Падение спроса сеть будет компенсировать за счет продаж белья, носков, спортивных штанов и футболок – всего, что носится сейчас дома. «К тому же условия самоизоляции наверняка отразятся на фигурах – так что люди придут обновить гардероб», – надеется она.

Сопоставимые продажи после отмены карантина стартуют с 50%-ного падения, до конца года этот показатель достигнет значения минус 20–30%, прогнозирует Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард» (бренд «Эконика»). Это произойдет за счет двух факторов: сокращения спроса из-за падения доходов и мощного перетока в онлайн.

Полного восстановления спроса следует ждать не ранее чем через три года, считает Рясова. А Ярошенко не думает, что спрос восстановится в ближайшие годы. Кризис поменял потребительское поведение, указывает он: удаленная работа из дома, заказы в интернет-магазинах, общение с друзьями онлайн будет больше входить в нашу жизнь. «Столько одежды, сколько у нас сейчас, уже точно не понадобится», – считает он.

Владелец Natura Siberica оценил последствия от коронавируса для отрасли

«Мой прогноз спроса: высокая мода – падение на 70%, крупные супермаркеты – падение на 40–60%, магазины у дома – рост на 100%, интернет – рост в 15–20 раз», – заявил Андрей Трубников, основатель косметических брендов Natura Siberica, Organic Shop. Спрос на косметику дороже 1000 руб. мертв на год-полтора, считает он.

Спрос в ближайшие полгода не упадет или даже вырастет на базовую косметическую продукцию, говорит сотрудник другого крупного производителя, к базовым относятся мыло для рук, шампуни, основные средства по уходу за лицом, зубные пасты. Спрос на такие средства, как кондиционеры, дополнительный уход за лицом, в некоторых случаях гели для душа и дезодоранты, скорее будет снижаться, считает он.

Спрос зависит от покупательной способности и психологии потребителя, уверен Трубников: «Испуг от вируса сохранится, вероятнее всего, на долгие годы».

О полном восстановлении вряд ли приходится говорить, считает сотрудник другого крупного производителя косметики, за достаточно длительный промежуток времени потребительское поведение может трансформироваться навсегда или надолго. В пример он приводит крем для рук: «Для многих потребителей его использование – это новая привычка, вызванная необходимостью дополнительно заботиться о коже рук в связи с более регулярным мытьем и дезинфекцией».

Как меняется работа компаний из-за коронавируса

Автопрогнозы

Автомобили не товары первой необходимости, в кризис клиенты массового сегмента откладывают покупку, говорит Денис Петрунин, гендиректор ГК «Автоспеццентр»: «Клиенты премиума менее чувствительны к экономической ситуации».

У «Фаворит моторс», рассказал его президент Владимир Попов, есть три прогноза на ближайшие шесть месяцев. Самый пессимистический: вирус побеждает экономику и любую активность потребителей, а правительство принимает явно недостаточные меры, «продолжая игру в каникулы». «В этом случае можно рассчитывать не более чем на 250 000 автомобилей до конца года», – говорит Попов. Второй сценарий – долгий выход из карантина и население в режиме тотальной экономии, правительство избирательно помогает ряду секторов, основные деньги достаются госсектору. При таком сценарии, продолжает он, продажи достигнут 400 000 шт. за счет корпоративного сектора. Третий вариант – «вирус побежден в июне, второй волны нет, правительство работает эффективно, забывает, что нефть – наше все, и создает условия для развития бизнеса в стране». «В этом сценарии мы продадим за шесть месяцев около 800 000 автомобилей», – надеется Попов.

Растущие категории

В числе статей, по которым потребители намерены наращивать траты в ближайшие полгода, – коммунальные услуги, интернет и связь, свежие продукты, безрецептурные лекарства и онлайн-видеосервисы, по данным BCG и «Ромира».

Видеосервисы решили воспользоваться начинающимся карантином

МТС, по словам ее представителя Алексея Меркутова, отмечает рост потребления своих сервисов и нагрузки на сеть. Оператор, продолжает Меркутов, активно развивает много новых технологичных продуктов, которые пользуются высоким спросом во время самоизоляции: облачные технологии, продукты на основе AI и Big Data, TV и развлекательные сервисы.

Текущая ситуация уже заставила людей поменять свои потребительские привычки в отношении большого количества услуг, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева: «Работа, общение, покупка продуктов, занятия спортом, развлечения и др. ушли в онлайн». Очень показателен рост использования сервисов видеоконференций, говорит она. Новые привычки у части потребителей, безусловно, останутся, рассуждает Айбашева, но приведет ли это к росту трат на них, будет зависеть в том числе от покупательной способности.

В онлайн-торговле хотя и ожидается рост спроса благодаря потребителям в Москве, но и здесь ситуацию простой не назовешь, отмечает партнер в московском офисе BCG Максим Бахтин: покупатели планируют сокращать расходы практически во всех категориях из-за опасений в связи с возможным повышением цен.

Если распространение коронавирусной инфекции в стране продолжится, то это будет для большинства населения сигналом дальнейшей неопределенности и заставит экономить средства, считает представитель крупнейшего онлайн-магазина России Wildberries. Если же ситуация стабилизируется, то с лета-осени онлайн-площадку ожидает «значительное оживление потребительского спроса, который будет обеспечиваться за счет дачного сезона, спроса на летнюю одежду и сезона подготовки к школе», заключает он.

Пересмотр рациона

Эксперты BCG и «Ромира» также выяснили, на какие продукты питания россияне собираются увеличить траты, а на какие – уменьшить. Больше всего респондентов заявило о планах сократить траты на алкоголь в ближайший месяц и ближайшие полгода – 46% и 28% опрошенных соответственно. Они собираются как реже покупать алкоголь, так и переходить на более бюджетные марки, говорит исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Караева.

23% планирующих сократить траты на алкоголь объясняют это тем, что уже сделали запасы.

Россияне самоизолировались с алкоголем

Пока потребление основных видов крепкого алкоголя стабильно: продажи с 1 января по 20 апреля 2020 г. выросли на 3% год к году, говорит вице-президент ГК «Руст» и президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. В дальнейшем при снижении доходов россияне могут переходить на более дешевую продукцию. Потребление импортной продукции, цена которой напрямую зависит от курса валюты, может сократиться. Самая большая опасность – это рост потребления нелегального алкоголя. В России даже самая дешевая водка стоит не менее 230 руб. (минимальная розничная цена) за пол-литровую бутылку, говорит он, из них 180 руб. – акциз и есть риск, что потребители дешевой продукции в попытках сэкономить будут искать опасный для здоровья нелегальный алкоголь. Если такое явление будет массовым, то тогда может уменьшиться и потребление легального спиртного, говорит эксперт.

Президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов ждет падения спроса, за исключением разве что товаров первой необходимости. Его компания будет стимулировать спрос специальными акциями в торговых точках.

Россияне будут сокращать траты и на продукты питания – о таких планах заявил 21% опрошенных. Это будет происходить в основном за счет перехода на более дешевые марки, в том числе на собственные торговые марки ритейлеров, а также за счет отказа от продуктов не первой необходимости, говорит Караева. Экономить будут на всем: на бакалее, на консервированных продуктах и даже на детском питании.

Как планирует вести себя потребитель и как он ведет себя по факту – совершенно разные вещи, считает гендиректор агрохолдинга «АФГ Националь» Юрий Белов. Произойдет среднегодовое снижение доходов населения и изменение состава продуктовой корзины в пользу продуктов первой необходимости и более низкой цены, признает он. Но продажи традиционных продуктов, таких как крупы, вряд ли существенно изменятся за год, полагает он.

На свежих продуктах (фрукты, овощи, охлажденное мясо и т. д.) потребители тоже собираются экономить. Но это единственная категория продуктов питания, где людей, которые хотят увеличить траты, больше, чем тех, кто их уменьшит: 16% против 13% опрошенных. Караева указывает, что о планах увеличить траты на свежие продукты говорили респонденты из городов-миллионников, которые собираются таким образом лучше заботиться о здоровье. Например, крупнейший в России производитель индейки – ГК «Дамате» в основном продает продукцию в охлажденном виде и спрос на нее стабилен, говорит заместитель гендиректора по маркетингу «Дамате» Дарья Лащенко. В дальнейшем спрос будет зависеть от того, насколько сократятся реальные доходы населения. Прежде всего спрос сократится на премиальное мясо, а также на рыбу, именно они пострадали в 2008 г. При этом все больше людей стараются заботиться о здоровье, и такие продукты, как индейка, будут пользоваться большей популярностью.

Прогнозировать спрос до конца года пока сложно, отмечает представитель «Черкизово»: нет понимания, как долго продлится борьба с коронавирусом и насколько критично режим самоизоляции повлияет на макроэкономику, на реальные доходы населения. Не исключено, что по итогам года может быть спад потребления сырокопченых колбасных изделий, добавляет он, люди теперь предпочитают больше покупать мясо, в первую очередь куриное.

От чего зависит рост спроса

Нынешний кризис не тот, что может пройти за месяц-два, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Потребительский рынок, по его словам, будет находиться под существенным давлением минимум еще год. Улучшение можно будет увидеть только во второй половине 2021 г., полагает эксперт.

После острой фазы кризиса и эпидемии определенное восстановление будет, но не до уровня конца 2019 г. Причина этого – сильное сокращение рабочих мест, падение доходов населения и вероятное закрытие части бизнеса в результате нынешней ситуации на рынке, говорит Тихомиров. По его словам, потребительское поведение изменится: после прохождения острой фазы кризиса люди будут скорее стремиться к восстановлению сбережений, которые они потратили за это время, чем пытаться поддержать или восстановить уровень потребления – даже за счет кредитной нагрузки. Кроме того, из-за ощутимой девальвации рубля цены на товары, в том числе и импортные, будут расти – это снизит их доступность для населения и также негативно скажется на потребительском спросе, резюмирует эксперт.

Динамика восстановления потребительского спроса в первую очередь будет зависеть от развития эпидемии, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, люди напуганы, даже при наличии ресурсов они будут вести себя осторожно и не выходить лишний раз в магазин. Второй фактор – финансовые возможности как населения, так и бизнеса. Многое, по ее словам, будет зависеть от настроений предпринимателей: достаточна ли будет поддержка от правительства, насколько пример восстановления мирового бизнеса будет поддерживать российский, достаточно ли у отечественных компаний накопленного запаса прочности. В этой ситуации важен не докризисный потребительский спрос, а положительная динамика его восстановления. Если компании увидят, что потребитель готов к ним вернуться, то будут его ждать, подытоживает Орлова.

В подготовке участвовал Валерий Кодачигов

Источник

Спрос на товар зависит и от доходов потребителей

Эластичность спроса по доходу ( на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении дохода потребителя (I) на 1%.

Формула расчета коэффициента эластичности:

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Возможны два случая:

1. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), то такие товары называются нормальными.

В этом случае: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Термин «нормальный товар» употребляется постольку, поскольку естественна (нормальна) ситуация, при которой чем богаче (беднее) потребитель, тем больше (меньше) разнообразных товаров он покупает.

Пусть доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий товар увеличился (снизился), например, на 20%. Тогда:

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Или: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей.

2. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар снижается (растет), то такие товары называются малоценными.

В этом случае: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Здесь надо иметь в виду, что существует ряд товаров, потребление которых не растет, но снижается с ростом дохода. Например, бедный потребитель вынужден носить войлочные ботинки по прозвищу «прощай молодость». Если же он богатеет, то, скорее всего, не начинает покупать две пары таких ботинок вместо одной, но вообще отказывается от «прощай молодости», переходя на фирменную кожаную обувь. Когда же удача отворачивается от него, все происходит наоборот.

Так предположим, что при падении дохода на 10% спрос на данный товар возрастает на 8%. Тогда:

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Первый случай (когда товар нормальный) допускает два варианта:

1a. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в меньшей степени, чем доход, то такие товары называются предметами первой необходимости.

В этом случае: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Предположим, доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий товар увеличился (снизился), например, на 5%. Тогда:

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Или: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей.

1b. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в большей степени, чем доход, то такие товары называются предметами роскоши.

В этом случае: на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Приведенный выше пример (доход вырос или снизился на 10%, а спрос – на 20%) как раз и относится к тому случаю, когда нормальный товар одновременно является и предметом роскоши.

Из вышесказанного вытекает, что было бы неправильно заранее навешивать на какой-то товар ярлык «малоценный», «предмет первой необходимости», «предмет роскоши». Сначала надо посмотреть, как меняется его потребление в связи с изменением дохода. При этом один и тот же товар для небогатого потребителя может быть предметом роскоши, а для богатого – малоценным благом.

Например, человек, питающийся в основном перловкой, чуть разбогатев резко увеличивает потребление гречки – она для него предмет роскоши. Напротив его состоятельный товарищ при росте своего дохода окончательно отказывается от гречки в пользу черной икры – гречка для него малоценный товар.

В то же время существуют товары, являющиеся для большинства людей предметами первой необходимости (продукты питания, обычная одежда), предметами роскоши (автомобили, мобильные телефоны, заграничные поездки), малоценным благом (низкокачественные товары).

Так еще в прошлом веке немецкий статистик Э. Энгель, изучавший семейные бюджеты, эмпирически вывел ряд закономерностей. Одна из них такова: по мере роста дохода семьи доля ее расходов на продукты питания падает. Это подтверждает тезис о том, что продукты питания – предмет первой необходимости, поскольку означает отставание увеличения расходов на питание от роста доходов.

Данную закономерность можно использовать для сравнения жизненных уровней в разных странах: чем богаче страна, тем меньше процентная доля расходов на питание в бюджете средней семьи. Разумеется, в богатых странах люди тратят на питание в абсолютных цифрах заметно больше, нежели в бедных, но в самых бедных странах население вынуждено проедать до 70% своих доходов, чтобы не умереть с голоду. В то же время в США и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.

И последнее. Чтобы практическое деление благ на предметы первой необходимости, предметы роскоши и т. д. было обоснованным, надо не учитывать воздействие на потребление прочих факторов, не связанных с доходом. Стало, например, известно, что в июле доходы жителей нашего города оказались выше, чем в январе, а покупки шуб снизились. Вряд ли можно, однако, утверждать на этом основании, что шуба – малоценное благо, поскольку в данном случае на ее потребление оказали влияние климатические условия.

Источник

Зависимость величины спроса от цены товара при возросших доходах покупателей

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Рассмотрение шкалы спроса позволяет сделать вывод о том, что закономерность взаимодействия величины спроса и цены сохранилась: увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса. Но теперь каждому значению цены соответствует больший объем спроса. В условиях общего роста доходов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок. Как это отразится на графике?

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Рис. 3-2. > Сдвиг кривой спроса.

В результате того что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо. Если первоначально она занимала положение DD, то теперь она занимает положение D’D’ (пунктирная линия).

Построим рядом с прежней кривой DD новую кривую спроса D’D’.

График показывает, что произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними.

Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точки В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.

Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса, например, вследствие увеличения доходов сдвинет кривую спроса вправо, а уменьшение доходов приведет к снижению спроса, кривая спроса в этом случае сместится влево.

Какие же факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т. е. вызывают увеличение или уменьшение спроса?

1. Уровень дохода покупателей.Влияние этого фактора мы уже проанализировали. Здесь нам остается уточнить, что рост доходов покупателей неодинаково влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные» товары.

К «низшим» товарамотносят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам можно отнести крупу, хлеб, макароны, товары «сэ-конд-хэнд», услуги по ремонту обуви и т. д.

С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево. Люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом, отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую, и т. д.

«Нормальные» товары— товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают покупку «нормальных» товаров, таких, как мясо, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествии и т. д. Спрос на них возрастает, кривая спроса сдвигается вверх вправо.

3 1 Спрос и закон спроса____________________________________________

2. Вкусы и предпочтения потребителей.Вкусы и предпочтения
потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно
проведенной рекламной кампании, разъяснительной работы (на
пример, о вреде курения), маркетинговых мероприятий, связанных
со стимулированием сбыта, появления новинок производства, из
менения моды, сезона года.

3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены
на другие товары, каким-либо образом связанные с данным това
ром. В этой связи необходимо провести различие между взаимоза
меняемыми и дополняющими товарами.

Взаимозаменяемые товары— это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья, те или иные виды прохладительных напитков и т. д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется вправо. При уменьшении цены на «Пепси-колу» спрос на «Фанту» сократится и кривая спроса на «Фанту» переместится влево.

Дополняющие товары— это товары, которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров могут служить фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты, теннисные ракетки и теннисные мячи и т. д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на теннисные мячи сдвинется влево.

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

4. Ожидание изменения доходов и цен.Спрос на товары свя
зан с ожидаемыми людьми изменениями доходов и цен. Если при
нимается решение о повышении заработной платы в предстоя
щем месяце, то люди до того, как вырастут их доходы, начнут
больше покупать товаров. Они откажутся от части своих сбере
жений, совершат отложенные покупки, что вызовет рост спроса
на товары.

Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет независимо от того, дороги они или дешевы.

5. Изменение числа покупателей.Спрос вырастет, если будет
происходить увеличение числа покупателей. Так, если лоток с мо
роженым подвезти к зданию школы, многие школьники, проходя

мимо, захотят купить это лакомство, так как не надо будет бежать на перемене к ближайшему универсаму. В этом случае спрос на мороженое возрастет.

Увеличение рождаемости вызовет рост спроса на товары детского ассортимента.

1.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Покупатели — лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, — многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от цен на данные товары (услуги).

Собираясь заняться бизнесом, предприниматель должен применить свои знания и способности в каком-то определенном деле. Например, предприниматель имеет склонность к кондитерскому делу. Но прежде чем его желание приведет к появлению реальных тортов на прилавках магазинов, ему нужно убедиться, что для этого у него имеются необходимые условия. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Это значит, что, прежде чем начать свой бизнес, предприниматель должен установить, что его затраты будут ниже, чем существующие на рынке цены на товар. Только в этом случае можно рассчитывать на получение прибыли.

Теперь рассмотрим, от чего же зависит величина предложения.

Так же как и величина спроса, она будет определяться величиной цены. Если мы проведем опрос группы продавцов однородной продукции, мы сможем составить шкалу предложения(см. табл. 3-3).

Таблица 3-3 Зависимость величины предложения отцены

Цена (Р), р.Количество произведенного продукта (Os), шт.

Таблица 3-3 показывает, что повышение цены сопровождается ростом величины предложения. Например, если цена 10 р. за штуку товара, то величина его предложения составит 2 шт. Повышение цены до 30 р. приведет к тому, что величина предложения вырастет до 30 шт.

Определяя величину предложения, нужно так же, как и при выявлении величины спроса, фиксировать место и время покупок и продаж товаров, так как в другое время или в каком-либо ином месте тем же значениям цен может соответствовать иной объем предложения. Следовательно,

Кривая предложения и закон предложения

Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить графически (см. рис. 3-3).

Полученная на графике кривая SS (от англ, supply — предложение) называется кривой предложения.Каждая точка этой кривой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения. При этом кривая предложения имеет, в отличие от кривой спроса, положительный наклон. Положительный наклон свидетельствует, что между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует действие закона предложения.

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Рис. 3-3. > Кривая предложения.

[ривая предложения показывает, что рост ены сопровождается ростом величины |редложения. Например, точка А показы-»ет, что цене 15 р. соответствует объем редложения 10 шт. товара, цене 30 р. — Е) шт. и т. д. Повышение цены будет сопро-рждаться движением соответствующей точ-и вверх, например от точки А до точки В.

Г ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит: при прочих рав-

f ных условиях изменение величины предложения то-

f вара или услуги находится в прямой зависимости

1 I от изменения цены этого товара (услуги).

вара вызовет падение его предложения.

Чем объясняется действие закона предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. обосновать достоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы.

1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересован-
кые в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство.
Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприни
матели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее при
быльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увели
чит объем предложения.

2. Рост объема предложения связан с ростом цены товара еще
и потому, что производство каждой дополнительной единицы то
вара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнитель
ная продукция будет производиться, если будет расти цена товара.
Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока

дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 6.

Факторы, влияющие на предложение

До сих пор речь шла об изменении величины предложения, т е того количества товара, которое производители намерены и могут произвести при определенной величине цены этого товара Это можно проиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В (см. рис. 3-3). Это говорит о том, что величина предложения является прежде всего функцией цены товара-

Но в реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимого товара. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаны с изменением цены данного товара. Рассмотрим их.

1. Цены на ресурсы.Вернемся к нашей шкале предложения Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукции более дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше затрат, при прежних ценах на выпускаемые изделия, производители с разным первоначальным уровнем затрат имеют возможность произвести больше продукции. Это найдет отражение в шкале предложения:

Таблица 3-4 Рост предложения при сокращении затрат на сырье

Цена (Р), р.Производство товаров (О.), шт.
при первоначальных затратахпри снизившихся затратах
10,5

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Рис. 3-4. > Сдвиг кривой предложения.

результате того что затраты фирмы [производство товаров снизились, иная предложения сместилась вправо ли сначала она занимала положение Г, то теперь — S’S’

1′ Шкала предложения отразила установленную зависимость: мбъем предложения увеличивается с ростом цены. Но теперь каж-Яшу уровню цены соответствует новый, более высокий объем пред-жожения.

Г Как на это отреагирует график кривой предложения? По-$троим новую кривую предложения рядом со старой (см. рис. 3-4). *’ Новая кривая предложения S’S’ расположена правее преж-%ей, что свидетельствует о росте предложения. При уровне цены fl) p. величина предложения составляет теперь 8 шт. товара, а не 2, 1сак раньше; при цене 40 р. величина предложения составляет 50 шт. товара, тогда как прежде она равнялась 40 шт.

Следовательно, факторы, не связанные с ценой данного товара, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает.

2. Изменение в технологии производства.Если ручной труд за
менить машинами, произойдет увеличение производительно
сти труда и, следовательно, предложение товара вырастет, кривая
предложения сдвинется вправо.

3. Налоги и дотации.Производители рассматривают увеличе
ние налогов как рост издержек производства. Чрезмерное увели
чение налогов на прибыль приведет к сокращению производства,
так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдви
нется влево.

Дотации — это «издержки наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо

отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо.

4. Цены на другие товары.Часто рост цен на одни товары при
водит к изменению предложения других товаров. Так, повышение
цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира
на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кри
вая его предложения сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен,В условиях инфляции ожидание
повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в крат
ковременном и долговременном периодах.

В кратковременном периоде, когда затраты уже произведены, фирма, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать товар на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо.

6. Рост числа производителей.Увеличение количества фирм,
производящих однородный товар, ведет к росту предложения
и сдвигает кривую предложения вправо.

3.3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Теперь мы можем рассмотреть спрос и предложение в их единстве, выяснить, как они взаимодействуют, и показать, как в результате этого взаимодействия устанавливаются рыночные цены

Условия совершенной конкуренции

Предварительно необходимо оговориться, что все наши дальнейшие рассуждения относятся к условиям совершенной конкуренции, при которых большое число продавцов взаимодействует с большим числом покупателей, все они равноправны в своих действиях и никто из них в отдельности не может повлиять на цену, потому что покупает или поставляет на рынок лишь незначительную часть от общего количества продукта.

Спрос, предложение и рыночное равновесие

Таблица 3-5
‘ Спрос, предложение и рыночная цена

Спрос, предложен»!е и рыночная цена
Величина предложения, единиц товараЦена, р.Величина спроса, единиц товараИзлишек (+) или нехватка (-) товара, единиц
-48
-33
-14
+ 11
+22
+32

При каком из семи обозначенных уровней цен будут прода-|аться данные товары? Попробуем определить это методом проб и ошибок:

при цене 15 р. —- образуется нехватка 33 единиц товара; при цене 20 р. — нехватка уменьшится, но все еще будет

составлять 14 единиц товара; при цене 35 р. — возникает излишек продукции, равный

при цене 30 р. — излишек уменьшится, но все еще составит 11 единиц товара.

И лишь при цене 25 р. не будет ни излишка, ни дефицита. При этой цене количество единиц товара, которое вынесут на рынок продавцы, будет равно тому количеству, которое покупатели желают и могут купить.

Таким образом, при цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту цену называют равновесной ценой, т. е. при этой

на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Смотреть картинку на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Картинка про на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей. Фото на какую категорию товаров падает спрос при росте доходов потребителей

Рис. 3-5.

Кривые спроса и предложения пересеклись в точке равновесия А

Этой точке соответствует равновесная цена — 25 р — и равновесное количество — 25 единиц товара

цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА — цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

На графике равновесная цена соответствует точке равновесия,

получаемой в результате пересечения кривой спроса с кривой предложения (см. рис. 3-5).

Уравновешивающая функция цены

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купли синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке — явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.

Предположим, что производители шли на рынок с намерением продать свой товар по цене 35 р. В этом случае объем предложения составил бы 31 шт. товара, но величина спроса была бы лишь 20 шт. В такой ситуации развертывается конкуренция между продавцами, каждый из них стремится найти своего покупателя, и те, у кого издержки по производству товара ниже, раньше других пой-

дут на снижение цены Те из производителей, у кого затраты высоки, не могут себе позволить продавать продукцию по цене ниже 30 р., они покинут рынок, и величина предложения сократится. В то же время при снизившейся цене появится большее число покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти. На рисунке 3-5 уменьшение величины предложения и рост величины спроса показаны стрелками, которые движутся по кривым спроса и предложения к точке равновесия А. По мере движения величины спроса и величины предложения к точке А избыток на рынке уменьшается, и наконец в точке А он исчезает совсем, величины спроса и предложения совпадают.

Представим теперь, что покупатели отправляются на рынок, планируя купить товар по цене 15 р. При такой цене объем спроса составит 42 шт. товара, а объем предложения лишь 9 единиц. Возникает дефицит в размере 33 шт. товара. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то часть из них, очевидно имеющая большие доходы, согласится приобрести товар по более высокой цене, остальные вынуждены будут покинуть рынок. Это приведет к сокращению величины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения. Нижние стрелки показывают движение величин спроса и предложения навстречу друг другу, но уже вверх, к точке равновесия А. В этой точке дефицит будет окончательно ликвидирован, объем спроса и объем предложения совпадут.

3.4. РЕАКЦИЯ РЫНКА НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Мы уже выяснили, что множество факторов ведет к изменению спроса и предложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либо только одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены.

Рассмотрим конкретные примеры.

Изменение спроса(предложение остается неизменным) — рис. 3-6.

Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к росту как равновесной цены (/>, > PQ), так и равновесного количества (Qt > Q0).

Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению и равновесной цены г Q0).

Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены 2> Р0), но уменьшению равновесного количества (Q2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *