на какую основную хозяйственную деятельность человеку необходима вода

Водная среда обитанмя, её загрязнение.

Вопросы:
1) Какую важную роль играет вода в биосфере?

2) Как происходит круговорот воды в природе?

4) На какую основную хозяйственную деятельность человеку необходима вода?

5) Каковы основные источники загрязнения воды?

6) В чем опасность загрязнения водных ресурсов?

7) В чем опасность теплового загрязнения воды?

Яковлев С. В. Прозоров И. В. и др. Рациональное использование водных ресурсов

Поступление токсикантов в водоемы
Загрязнения водоёмов могут возникать как в результате человеческой деятельности, так и в результате природных процессов. Дождевые и паводковые стоки могут опреснять соленые водоёмы, увеличивать мутность, сносить в водоемы с суши органические и минеральные вещества. Солнечные лучи могут высушивать водоёмы, повышать в них концентрацию солей и других веществ. Продукты жизнедеятельностн некоторых водорослей являются сильными токсинами. Естественное загрязнение возникает при вулканической деятельности, работе гейзеров, фумарол, минеральных источников, грязевых вулканов. Вредные и ядовитые вещества могут образовываться в водоемах при разложении обильного листопада. В ряде регионов природные воды обладают избытком тех или иных минералов, что может оказывать существенное влияние на жизнь водоёмов.
Загрязнение водоемов обусловлено попаданием в них взвешанных частиц, растворенных соединений, токсичных и нетоксичных, механических загрязнений. Антропогенные стоки поступают в водоёмы со сточными водами населенных пунктов и промышленных предприятий, а также с дождевыми водами.

Источник

Раздел 2. Эколого-экономические проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Глава 7. Эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов

7.3. Основные направления использования водных ресурсов

В своем развитии человечество прошло через многие этапы в использовании воды. Первоначально преобладало прямое использование воды — в качестве питья, для приготовления пищи, в бытовых хозяйственных целях. Постепенно возрастает значение рек и морей для развития водного транспорта. Возникновение многих центров цивилизации связано с наличием водных путей. Люди использовали водные пространства как пути сообщения, для ловли рыбы, добычи соли и других видов хозяйственной деятельности. В период расцвета судоходства наиболее экономически развитыми и богатыми были морские державы. И сегодня использование водных путей сообщения значительно сказывается на развитии мировой экономики. Так, морской транспорт перевозит в год 3—4 млрд. т грузов, или 4—5 % общего объема грузоперевозок, выполняя при этом свыше 30 трлн. т/км, или 70 % общего мирового грузооборота.

Отличительной чертой XX ст. явился быстрый рост водопотребления по самым различным направлениям. На первое место по объему потребления воды вышло сельскохозяйственное производство. Для того чтобы обеспечить продуктами питания все возрастающее население Земли, необходимы затраты огромного количества воды в земледелии. Ресурсы влаги и тепла и их соотношение определяют естественную биологическую продуктивность в различных природно-климатических зонах мира. Для производства 1 кг растительной массы разные растения расходуют на транспирацию от 150—200 до 800—1000 м 3 воды; причем 1 га площади, занятой кукурузой, испаряет за вегетационный период 2—3 млн. л воды; для выращивания 1 т пшеницы, риса или хлопка необходимо 1500, 4000 и 10 000 т воды соответственно.

Площадь орошаемых земель на земном шаре достигает в настоящее время 220 млн. га. Они дают примерно половину сельскохозяйственной продукции мира, на таких землях размещается до 2/3 мировых посевов хлопчатника. В то же время на орошение 1 га посевов расходуется в течение года 12 —14 тыс. м 3 воды. Ежегодный расход воды достигает 2500 км 3 или более 6 % суммарного годового стока рек земного шара. По объему используемых вод орошаемое земледелие занимает первое место среди других водопотребителей.

Чрезвычайно велика потребность в воде для современного животноводства, содержания скота на фермах и животноводческих комплексах. Для производства 1 кг молока затрачивается 4 т, а 1 кг мяса — 25 т воды. Удельное использование воды на сельскохозяйственные и иные цели в различных странах мира (по данным 80—90-х годов XX ст.) приведено в табл. 7.2.

Использование воды на различные хозяйственные цели в отдельных странах мира (в % к общему водопотреблению)

* Включая использование воды в рыбном хозяйстве.

Подавляющее число производств приспособлено к использованию только пресных вод; новейшим отраслям промышленности (производству полупроводников, атомной техники и др.) необходима вода особой чистоты. Современные промышленные предприятия, тепловые электростанции расходуют огромные ресурсы воды, сопоставимые с годовым стоком крупных рек.

По мере роста народонаселения и городов увеличивается расход воды на коммунально-бытовые нужды. Физиологическая потребность человека в воде, которая вводится в организм с питьем и пищей, в зависимости от климатических условий составляет 9—10 л/сут. Значительно большее количество воды необходимо для санитарных и хозяйственно-бытовых нужд. Лишь при достаточном уровне водопотребления, которое обеспечивается централизованными системами водоснабжения, оказывается возможным удаление отбросов и нечистот при помощи сплавной канализации. Уровень хозяйственно-питьевого водопотребления колеблется в значительных размерах: от 30—50 л/сут. в зданиях с водопользованием из водоразборных колонок (без канализации) до 275—400 л/сут. на одного жителя в зданиях с водопроводом, канализацией и системой централизованного горячего водоснабжения. Естественно, улучшение коммунально-бытовых условий жизни в городах и сельской местности влечет за собой рост потребления воды.

Теоретически водные ресурсы неисчерпаемы, так как при рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота воды в природе. Еще в недалеком прошлом считалось, что воды на Земле так много, что, за исключением отдельных засушливых районов, людям не надо беспокоиться о том, что ее может не хватить. Однако потребление воды растет такими темпами, что человечество все чаще сталкивается с проблемой, как обеспечить будущие потребности в ней. В странах и регионах мира уже сегодня ощущается недостаток водных ресурсов, усиливающийся с каждым годом.

Использование водных ресурсов в Республике Беларусь

Источник

Факультатив «Экология учебной деятельности». Тема:»Роль воды на Земле: все связано со всем»

Класс: 4.

Цели:

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вхождение в занятие по методу озвученного выдоха. Звук [в].)

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

«С маленькой удачи начинаются большие успехи». Приложение

– Как вы понимаете эти слова?

– Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)

II. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу с одним из богатств, которое нам дарит природа.

ВОДА – это чудо природы, самое её драгоценное ископаемое.

(А. Карпинский, учёный – геолог)

(Слово вода пропущено)

– О каком чуде природы идёт речь? (Вода)

– А теперь сформулируйте тему и цели урока.

– Под каким девизом мы работали?

«Кто ищет, тот всегда найдёт».

– Изучено много литературы, проведены исследования (опыты). Ребята нашли ответы на все волнующие вопросы.

III. Ознакомление с новым материалом.

– Ребята, а задумывались ли вы, откуда появилась вода на земле?

– На самом деле это очень сложный вопрос.

Д.: Вода могла находиться глубоко внутри Земли. А потом поднялась на поверхность по трещинам, разломам в земле.

Д.: Существует космическая теория происхождения воды на Земле: очень давно, около 4 млрд. лет назад, мимо Земли пролетала комета, в хвосте которой было огромное количество замерзшей воды – льда. Этот лед был захвачен нашей планетой – он попал в поле притяжения Земли. Так на Земле появилась вода по одной из версий.

– Действительно, существует две теории о происхождении воды: космическая и теория происхождения из земных недр.

– А кто знает, откуда пришло это название?

Почему воду так назвали?

Послушайте одну историю, которую нашла Елена К.

– Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьян тем, что начал говорить. Прошло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий. Людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!»(Что означало отлично). Другой попробовал и согласился «Да!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

– Вот мы нашли ответ на первый вопрос.

Далее каждая группа отвечали на вопросы:

В ходе исследований были найдены интересные факты, и сейчас группы (исследователи природы, исследователи хозяйственной деятельности людей, исследователи здоровья человека) поделятся своими находками.

– первыми выступают исследователи природы, а остальные начнут работать с таблицей

Заполнение таблицы по группам.

Роль воды
Для природыДля хозяйственной деятельности людейДля здоровья человека

а) Роль воды для природы. (Выступает первая группа).

Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.

Где же можно еще найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды. В среднем в организме животных содержится более 50% воды.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2 метров, у деревьев – на 10-12 м, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Одно растение подсолнечника “выпивает” за лето 200-250 литров воды.

Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников. Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи. Лягушки рождаются в воде и живут возле неё и в ней.

Вода выполняет функцию гидроскелета у растения, чтобы убедится в этом, дети провели опыт. Рассмотрели растение до полива и после.

Вывод. Заполнение таблицы.

б) Роль воды для хозяйственной деятельности человека. (Выступает вторая группа).

Физминутка Игра «Вода – не вода»

Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.

Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

в) Роль воды для здоровья человека. (Выступает третья группа).

– Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4–5 дней.

– Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

Для чего нужна вода?Расход воды в день (л)
Умывание10 (+ 45 туалет)
Купание40 (ванна) + 95-190 (душ)
Приготовление пищи5

Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Вывод: значит, организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Какая главная мысль этой таблицы?

Какое огромное значение имеет вода для всего для всего живого.

Роль воды
Для природыДля хозяйственной деятельности людейДля здоровья человека
1. Среда обитания для животных.1. Использование для стирки, мытья посуды, полов.1. В составе организма человека.
2. Пища (питьё)2. Отопление помещений.2. Пища, еда.
3. Проводник питательных веществ.3. Работа гидроэлектростанций, заводов и фабрик.3. В медицине
4. Гигиена тела.

г) Экологическая проблема.

– Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Почему же люди страдают от нехватки воды?

Дети заинтересовались, какую часть составляет пресная вода?

Из разных источников информации были найдены такие сведения:

– Что же наносит вред воде, каковы источники загрязнения

Но хватит о грустном. Ведь не всегда всё так плохо. Кто из вас был на красивейшем озере Байкал. Кому повезло, тот видел, как чиста и прозрачна вода этого озера, как красивы его берега. Рядом нет заводов, которые сбрасывали бы сточные воды в озеро. По нему не ходят танкеры с нефтью. Ничто не угрожает этому чудесному уголку природы.

Давайте закроем глаза и очутимся на летнем берегу.

(Включается аудиозапись «Утро в лесу», учитель читает текст:)

«. Раннее утро. Вы вышли из палатки и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где-то над вашей головой щебечут птички, на берегу папа моет вашу машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что-то стирает. От порошка получилось много воздушной пены, как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!
День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас. «

– А теперь постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.
Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в нашей сказке?

– Оказывается, не огромные заводы и танкеры, а сами люди, не задумываясь, наносят воде очень большой вред: за год бытового мусора попадает в водоёмы столько, что им можно было бы заполнить 10 тыс. товарных вагонов.

Но, даже не выезжая на озёра, находясь в своей квартире, мы можем нанести водным запасам большой ущерб. Что я имею в виду:

– Как вы думаете, как человек должен относиться к воде.

IV. Итог.

В конце урока давайте подведём итог всему, о чём сегодня говорили.

Дети читают получившиеся предложения:

Учитель: В заключение нашего урока хочу зачитать слова, сказанные Леонардо да Винчи: “Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле”. Подумайте над этими словами! Как вы их понимаете?

Источник

Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей

Вода играет исключительно важную роль в природе. Температура воды в жидком состоянии наиболее благоприятна для жизненных процессов. для огромной массы организмов она является средой обитания. Уникальные свойства воды являются ценными для организмов, и, казалось, созданы специально для их жизнедеятельности. Вода в водоемах замерзает сверху вниз, что имеет большое значение для обитающих в них организмов.

Известна роль воды как мощного геологического фактора. Экзогенные геологические процессы на Земле, в частности, обусловлены деятельностью воды как эродирующего агента. Размыв и раз рушение горных пород, эрозия почв, перенос и отложение веществ — важные геологические процессы, связанные с водой.

Большинство органических веществ биосферы представляют собой продукты фотосинтеза — процесса, при котором растения используют световую энергию для соединения углекислого газа с водой. Без воды не может происходить фотосинтез. Вода единствен НЫЙ ИСТОЧНИК кислорода, выделяемого в атмосферу при фотосинтезе. Она необходима для биохимических и физиологических процессов, происходящих в организме. Живые организмы, в том числе человек, состоящий на 80% из воды (Кюнцель, 1988), не могут обойтись без воды. Потеря 10— 20% воды приводит к их гибели.

Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья и хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырье для получения промышленных и сельскохозяйственных продуктов, имеет эстетическое и рекреационное значение.

Сейчас потребление воды в народном хозяйстве в количественном отношении превышает суммарное использование всех иных природных ресурсов. Это определяется сложившимися особенностями производства в основных отраслях промышленности, при которых затрачивается огромное количество пресной воды. Напри мер, для переработки 1 т нефти необходимо около 60 т воды, для изготовления 1 т условной тканевой продукции — 1100 т, синтетического волокна — до 5000 т воды. для выращивания и получения 1 т зерна пшеницы нужно 2 т воды, 1 т риса — свыше 25 т воды.

Вода превращается в самое драгоценное сырье, заменить которое невозможно. Запасы и доступность водных ресурсов определяют размещение новых производств, а проблема водоснабжения становится одной из важных в жизни и развитии человеческого общества.

Потребление воды одним городским жителем южных районов России составляет: в доме без канализации —75 л/сутки, в доме с канализацией — 120, с газовым водонагревателем —210 и со всеми удобствами — 275 л/сутки. Для города в средней полосе Европейской России нормы потребления воды согласно «Нормам хозяйственно-питьевого потребления для населенных пунктов» (СНиП-II.31-74) таковы: в домах без ванн — 125—160, с ваннами и нагревателями — 160—230 и при централизованном горячем водоснабжении — 250—350 л/сутки.

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 424 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

3. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека

Вода играет исключительно важную роль в природе. Температура воды в жидком состоянии наиболее благоприятна для жизненных процессов. Для огромной массы организмов она является средой обитания. Уникальные свойства воды являются ценными для организмов и, казалось, созданы специально для их жизнедеятельности. Вода в водоемах замерзает сверху вниз, что имеет большое значение для обитающих в них организмов.

Аномально высокая удельная теплоемкость воды благоприятствует аккумуляции колоссального количества тепла, способствует медленному нагреванию и охлаждению. Вода в атмосфере оказывает смягчающее влияние на погодно-климатические условия. Она постоянно перемещается во всех сферах Земли. На большие расстояния она переносится циркуляционными потоками атмосферы. Циркуляция воды в океане (морские течения) приводит к планетарному тепло-, массо- и влагообмену.

Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья и хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырье для получения промышленных и сельскохозяйственных продуктов, имеет эстетическое и рекреационное значение.

Сейчас потребление воды в народном хозяйстве в количественном отношении превышает суммарное использование всех иных природных ресурсов. Это определяется сложившимися особенностями производства в основных отраслях промышленности, при которых затрачивается огромное количество пресной воды.

Вода превращается в самое драгоценное сырье, заменить которое невозможно. Запасы и доступность водных ресурсов определяют размещение новых производств, а проблема водоснабжения становится одной из важных в жизни и развитии человеческого общества.

4. Загрязнение водных ресурсов

Пресные воды составляют ничтожную (около 2% гидросферы) долю от общих запасов воды в природе. Пресная вода, доступная для использования, находится в реках, озерах и подземных водах.

Ее доля от всей гидросферы составляет 0,3%. Ресурсы пресной воды распределены крайне неравномерно, часто обилие воды не совпадает с районами повышенной хозяйственной деятельности. В этой связи возникает проблема недостатка и истощения водных ресурсов и особенно пресной воды. Она усугубляется все возрастающими объемами ее использования.

Основные причины загрязнения и истощения пресной воды антропогенные.

В ряде случаев недостаток пресной воды связан с негативными последствиями деятельности человека Потери воды и истощение водных ресурсов во многом связаны с недостаточным знанием природных условий (геолого-литологических и гидрогеологических, климатических и метеорологических, биологических), внутренних закономерностей и механизмов развития экосистем.

Естественные изменения, в том числе ухудшение качества воды, связанные с соприкосновением с водой и переносом различных веществ, происходят постоянно. Они носят циклический, реже спонтанный, характер: они бывают при извержениях вулканов, землетрясениях, цунами, наводнениях и других катастрофических явлениях. В антропогенных условиях такие изменения состояния воды имеют однонаправленный характер.

За последнее время большую тревогу вызывает загрязнение вод морей и Мирового океана в целом (фоновое загрязнение). Основными источниками их загрязнения служат бытовые и промышленные сточные воды (в прибрежных районах находится 60% крупных городов), нефть и нефтепродукты, радиоактивные вещества. Особую опасность представляют загрязнения нефтью и радиоактивными веществами. Предприятия приморских городов выбрасывают в море тысячи тонн различных, как правило, неочищенных отходов, в том числе канализационные стоки. В моря выносятся загрязненные речные воды.

Загрязнение воды является причиной гибели морских животных: ракообразных и рыб, водоплавающих птиц, тюленей. Известны случаи гибели около 30 тыс. морских уток, массовой гибели морских звезд в начале 1990-х годов в Белом море. Нередки случаи закрытия пляжей в связи с опасными концентрациями загрязняющих веществ в морской воде, вызванными многочисленными авариями судов, которые перевозят нефть и нефтепродукты. Весьма опасны для окружающей среды несанкционированные или аварийные сбросы промышленных и хозяйственных отходов (Черное море в районе Одессы, 1999 г.; р. Тиса, Румыния, 2000 г.; р. Амур, Хабаровск, 2000 г.). В результате подобных аварий происходит быстрое загрязнение речных вод вниз по потоку. Загрязненные канализационные воды могут попасть в водозаборные сооружения.

Степень загрязнения морской воды в значительной степени зависит от отношения к этой проблеме государств, граничащих с морями и океанами. Все внутренние и окраинные моря России испытывают мощный антропогенный пресс, включая многочисленные плановые и аварийные сбросы загрязняющих веществ. Уровень загрязнения российских морей (за исключением Белого моря), поданным Государственного доклада «О состоянии окружающей среды Российской Федерации», в 1998 г. превышал предельно допустимые концентрации (ПДК) по содержанию углеводородов, тяжелых металлов, ртути, фенолов, поверхностно активных веществ (ПАВ) в среднем в 3-5 раз

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *