на какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны
Викторина ко Дню космонавтики с ответами, 8-9 класс
Викторина юного космонавта на День космонавтики для 8-9 класса
Вопросы:
1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?
2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
3. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
5. Назовите первые выдающиеся достижения отечественных специалистов в освоении Луны.
6. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?
7. Если с Земли на Луну отправить контейнер весом 120 килограммов, то сколько людей необходимо выделить на Луне для переноски этого груза?
8. Может ли на Луне работать барометр-анероид?
9. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?
10. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
11. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?
12. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли?
13. Можно ли вывести корабль-спутник на орбиту, лежащую над Полярным кругом?
14. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-либо точкой земной поверхности?
15. Если предположить, что в космосе, в условиях невесомости, из блоков, весивших на Земле сотни килограммов, монтируется орбитальная станция, то должны ли космонавты опасаться быть зажатыми между этими блоками?
16. Космонавту в полете необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?
17. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды?
18. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом?
19. Где можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на север?
20. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?
21. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?
22. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей?
23. Назовите пять действующих лиц научно-фантастических романов об освоении космоса.
Ответы на викторину юного космонавта
2. Академик С. П. Королев.
3. 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
4. День космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля. В этот день в 1961 году Ю. А. Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил первый космический рейс в истории нашей планеты.
6. На планету Венера 1 марта 1966 года станция «Венера-3» доставила вымпел нашей страны. Так завершился первый в мире межпланетный перелет.
7. Не более двух, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
8. Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы.
9. Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле.
10. Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород. Обычное горение в безвоздушном пространстве невозможно.
11. Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.
12. Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд.
13. Нельзя. Ведь спутник движется вокруг центра массы планеты, и, следовательно, его орбита должна лежать в плоскости, проходящей через центр Земли.
14. Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 000 км) угловая скорость вращения спутника совпадает с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной.
15. В состоянии невесомости тела теряют вес, но не массу. Поэтому при сближении двух достаточно массивных блоков неосторожный космонавт рискует быть раздавленным.
18. Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.
19. На южном полюсе.
21. Зимой северного полушария. Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты.
22. Если Луна видна в виде буквы «С», то это старая, убывающая Луна.
На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны
Контакты
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
«12 апреля – День космонавтики»
ЗЕМЛЯ, ПОКЛОНИСЬ ЧЕЛОВЕКУ
(Отрывок из поэмы)
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой — это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой —
В заре,
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на Земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес,
Путь земной — продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд.
. Мы прошли испытанья
И льдом,
И мечом,
И золой,
Раньше всех мы хлебнули сверх меры
И радость,
И горесть.
Посмотри,
Что за сила
К бессмертью тебя привела,
Чабаны, сталевары —
Рабочие новой истории.
Впереди еще будут дела!
И какие дела!
А пока
Поздравляй нас, Гагарин,
С победою!
Здорово!
Все цветы!
Все улыбки
Растроганной милой Земли!
Все плакаты!
Все флаги великих земных восстаний!
Молодые девчата
Тебе, дорогой, принесли!
Ветераны Земли
При твоем появлении
Встали.
О. Сулейменов
ПАМЯТИ ГАГАРИНА
ЗОВУТ КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ
К славному празднику — Дню космонавтики предлагаем игровую программу — «Приглашает космодром». В эту программу включена серия так называемых тренировочных игр. Они развивают сноровку и внимание, ловкость и находчивость — качества, нужные любому человеку, а космонавту — особенно.
Для игр можно создать постоянные или сменные команды, это зависит от желания ребят и самих организаторов. Хорошо бы каждой команде приготовить шапочки и шевроны, которые легко можно прикрепить к костюму. Подберите музыку, которая будет сопровождать соревнования, тогда они пройдут веселее. Сколько будет человек в каждой команде — тоже решите сами. В программу игр включены соревнования и викторины для болельщиков, так что никому не будет скучно.
Итак, представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром!
ЦЕНТРИФУГА
Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнурке висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. За правильностью ответов следят помощники ведущих. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.
НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ
Всем известно, какие фантастические картины создает наш замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
— Представьте себе,— говорит ведущий,— что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то не дорисовано. Вам показывают другие картины — опять та же история: в каждой не хватает какой-то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.
ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ
Это соревнование еще называется «летающие колпачки», только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на высоте 1,5 метра. Если дуть равномерно в колпачок-ракету, то она заскользит по натянутой нити. В соревновании могут участвовать столько человек, сколько нитей вы сможете протянуть. Это как бы разрядка, веселая переменка для юных космонавтов. Впереди у них — задания посложней.
Итак, ракеты выстроены в ряд. Ведущий считает: «Четыре, три, два, один. Старт!» Чья ракета быстрее достигнет цели?
ЦВЕТЫ В КОСМОСЕ
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно «вырастить» цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок?
НЕВЕСОМОСТЬ
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся. А в придуманной — можно. Как же создать невесомость в спортивном зале? Предложите соревнующимся влезть по канату совсем невысоко и затем дайте им в левую руку (правой они держатся за канат) мячик. Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?
МОНТАЖНИКИ
В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты, изображенных на чертеже или уже выполненных из тех же деталей. Можно придумать еще несколько моделей для этого состязания. Жюри оценит быстроту и прочность работы.
КОСМИЧЕСКИЕ АДРЕСА
Следующее задание посерьезнее. Соревнуются космические экипажи. Помощники устанавливают на стенде «планетарий». Это щит с рейками, на которые набиты гвоздики для табличек. Табличек две пачки, по двенадцать штук в каждой. Взяв одну пачку, ведущий говорит: «Как видите, здесь названы самые яркие звезды — Вега, Арктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Альтаир, Спика, Регул. Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание штурманам экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится».
Штурманы получают по шесть табличек, их нужно развесить напротив названий звезд. Таблички подобраны таким образом, чтоб одной команде достались адреса первых шести звезд, а другой остальные. Команда может помогать штурманам в этом соревновании.
Названия созвездий-адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.
БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА
По одному человеку от команды выходят к стенду. На нем два чертежа: взаимное расположение созвездий Большой и Малой Медведицы в разное время ночи.
«Перед вами часть звездного неба,— говорит ведущий.— На левом и на правом рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок сделан поздним вечером, другой — ближе к рассвету. Но вот что установлено: один из чертежей правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаза. Попробуйте найти ошибку и объяснить ее. Тот, кто раньше ответит, заработает очко своей команде».
КОЛЬЦА САТУРНА
Теперь — снова разминка. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн, раскрасить его и укрепить на нем неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезаются и раскрашиваются десять колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет Сатурна. Игроки набрасывают кольца по очереди с расстояния 3—4 метра.
ОДЕТЬ КОСМОНАВТА!
КРЕСЛО КОСМОНАВТА
Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?
СРОЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Ведущий приглашает четырех участников (по два от команды) к столу, накрытому газетой. «Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли,— говорит ведущий, поднимая газету.— На осмотр дается одна минута». Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить их список на листе бумаги.
Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
Распределите сами вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам, чтобы заполнить паузы (они могут возникнуть во время перестановок очередного реквизита или выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени).
12 апреля – День космонавтики// Затейник: Альманах. Вып.34.- М.: Молодая гвардия, 1986.- С. 20-25.
Викторина ко Дню космонавтики 8-9 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Викторина юного космонавта на День космонавтики для 8-9 класса
1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?
2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
3. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
5. Назовите первые выдающиеся достижения отечественных специалистов в освоении Луны.
6. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?
7. Если с Земли на Луну отправить контейнер весом 120 килограммов, то сколько людей необходимо выделить на Луне для переноски этого груза?
8. Может ли на Луне работать барометр-анероид?
9. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?
10. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
11. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?
12. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звездное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли?
13. Можно ли вывести корабль-спутник на орбиту, лежащую над Полярным кругом?
14. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-либо точкой земной поверхности?
15. Если предположить, что в космосе, в условиях невесомости, из блоков, весивших на Земле сотни килограммов, монтируется орбитальная станция, то должны ли космонавты опасаться быть зажатыми между этими блоками?
16. Космонавту в полете необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер?
17. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды?
18. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом?
19. Где можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на север?
20. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?
21. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?
22. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей?
23. Назовите пять действующих лиц научно-фантастических романов об освоении космоса.
Ответы на викторину юного космонавта
2. Академик С. П. Королев.
3. 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
4. День космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля. В этот день в 1961 году Ю. А. Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил первый космический рейс в истории нашей планеты.
6. На планету Венера 1 марта 1966 года станция «Венера-3» доставила вымпел нашей страны. Так завершился первый в мире межпланетный перелет.
7. Не более двух, так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
8. Этот прибор на Луне действовать не будет, так как на ее поверхности нет атмосферы.
9. Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле.
10. Вспыхнет лишь головка спички, которая содержит в своем составе кислород. Обычное горение в безвоздушном пространстве невозможно.
11. Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.
12. Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землей и Марсом ничтожно мало по сравнению с расстоянием до звезд.
13. Нельзя. Ведь спутник движется вокруг центра массы планеты, и, следовательно, его орбита должна лежать в плоскости, проходящей через центр Земли.
14. Можно. Для этого необходимо вывести спутник на круговую орбиту, лежащую в плоскости экватора, и сообщить ему скорость в направлении вращения Земли. На определенной высоте (около 40 000 км) угловая скорость вращения спутника совпадает с угловой скоростью вращения Земли вокруг оси. Лежащая на такой высоте круговая экваториальная орбита называется стационарной.
15. В состоянии невесомости тела теряют вес, но не массу. Поэтому при сближении двух достаточно массивных блоков неосторожный космонавт рискует быть раздавленным.
18. Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.
19. На южном полюсе.
21. Зимой северного полушария. Земля находится в перигелии, то есть в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты.
22. Если Луна видна в виде буквы «С», то это старая, убывающая Луна.
Презентация «ВИКТОРИНА К ДНЮ КОСМОНАВТИКИ»(7-10 классы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики?
Константин Эдуардович Циолковский
2. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
3. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
5. На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны?
6.Когда и какой страной был запущен первый искусственный спутник Земли?
Какая сила действует на ИСЗ?
7. Если с Земли на Луну отправить контейнер весом 120 килограммов, то сколько людей необходимо выделить на Луне для переноски этого груза?
8. Может ли на Луне работать барометр-анероид?
9. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса?
10. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?
11. Можно ли на поверхности планеты Венера ориентироваться по Солнцу и звездам?
12. Можно ли вывести искусственный спутник Земли на такую орбиту, чтобы он «завис» над какой-либо точкой земной поверхности?
13. В чем заключается разница между метеором и метеоритом?
14. Когда мы ближе к Солнцу, зимой или летом?
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-549979
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
На какую планету солнечной системы впервые были доставлены вымпелы нашей страны
Контакты
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
«12 апреля – День космонавтики»
ЗЕМЛЯ, ПОКЛОНИСЬ ЧЕЛОВЕКУ
(Отрывок из поэмы)
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой — это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой —
В заре,
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на Земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес,
Путь земной — продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд.
. Мы прошли испытанья
И льдом,
И мечом,
И золой,
Раньше всех мы хлебнули сверх меры
И радость,
И горесть.
Посмотри,
Что за сила
К бессмертью тебя привела,
Чабаны, сталевары —
Рабочие новой истории.
Впереди еще будут дела!
И какие дела!
А пока
Поздравляй нас, Гагарин,
С победою!
Здорово!
Все цветы!
Все улыбки
Растроганной милой Земли!
Все плакаты!
Все флаги великих земных восстаний!
Молодые девчата
Тебе, дорогой, принесли!
Ветераны Земли
При твоем появлении
Встали.
О. Сулейменов
ПАМЯТИ ГАГАРИНА
ЗОВУТ КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ
К славному празднику — Дню космонавтики предлагаем игровую программу — «Приглашает космодром». В эту программу включена серия так называемых тренировочных игр. Они развивают сноровку и внимание, ловкость и находчивость — качества, нужные любому человеку, а космонавту — особенно.
Для игр можно создать постоянные или сменные команды, это зависит от желания ребят и самих организаторов. Хорошо бы каждой команде приготовить шапочки и шевроны, которые легко можно прикрепить к костюму. Подберите музыку, которая будет сопровождать соревнования, тогда они пройдут веселее. Сколько будет человек в каждой команде — тоже решите сами. В программу игр включены соревнования и викторины для болельщиков, так что никому не будет скучно.
Итак, представьте себе, что две команды готовятся лететь в космос. Добро пожаловать на космодром!
ЦЕНТРИФУГА
Для обеих команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два щита, на которых в беспорядке изображены цифры от одного до тридцати, здесь же на шнурке висит указка.
Задание: первые номера совершают обороты на стульях, затем не мешкая бегут по доске, пять раз подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко и по порядку называют цифры. За правильностью ответов следят помощники ведущих. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел и ставит его на свою стойку.
НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ
Всем известно, какие фантастические картины создает наш замечательный космонавт Леонов. Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.
На конкурс космонавтов-художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.
— Представьте себе,— говорит ведущий,— что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то не дорисовано. Вам показывают другие картины — опять та же история: в каждой не хватает какой-то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.
ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ
Это соревнование еще называется «летающие колпачки», только у нас вместо склеенных из бумаги колпачков две бумажные ракеты, нанизанные на прочные нити. Нити натянуты на высоте 1,5 метра. Если дуть равномерно в колпачок-ракету, то она заскользит по натянутой нити. В соревновании могут участвовать столько человек, сколько нитей вы сможете протянуть. Это как бы разрядка, веселая переменка для юных космонавтов. Впереди у них — задания посложней.
Итак, ракеты выстроены в ряд. Ведущий считает: «Четыре, три, два, один. Старт!» Чья ракета быстрее достигнет цели?
ЦВЕТЫ В КОСМОСЕ
Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно «вырастить» цветы в космосе за 5 минут. Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок?
НЕВЕСОМОСТЬ
Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся. А в придуманной — можно. Как же создать невесомость в спортивном зале? Предложите соревнующимся влезть по канату совсем невысоко и затем дайте им в левую руку (правой они держатся за канат) мячик. Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?
МОНТАЖНИКИ
В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты, изображенных на чертеже или уже выполненных из тех же деталей. Можно придумать еще несколько моделей для этого состязания. Жюри оценит быстроту и прочность работы.
КОСМИЧЕСКИЕ АДРЕСА
Следующее задание посерьезнее. Соревнуются космические экипажи. Помощники устанавливают на стенде «планетарий». Это щит с рейками, на которые набиты гвоздики для табличек. Табличек две пачки, по двенадцать штук в каждой. Взяв одну пачку, ведущий говорит: «Как видите, здесь названы самые яркие звезды — Вега, Арктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Альтаир, Спика, Регул. Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание штурманам экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится».
Штурманы получают по шесть табличек, их нужно развесить напротив названий звезд. Таблички подобраны таким образом, чтоб одной команде достались адреса первых шести звезд, а другой остальные. Команда может помогать штурманам в этом соревновании.
Названия созвездий-адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.
БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА
По одному человеку от команды выходят к стенду. На нем два чертежа: взаимное расположение созвездий Большой и Малой Медведицы в разное время ночи.
«Перед вами часть звездного неба,— говорит ведущий.— На левом и на правом рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок сделан поздним вечером, другой — ближе к рассвету. Но вот что установлено: один из чертежей правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаза. Попробуйте найти ошибку и объяснить ее. Тот, кто раньше ответит, заработает очко своей команде».
КОЛЬЦА САТУРНА
Теперь — снова разминка. Обычный глобус можно на время превратить в планету Сатурн, раскрасить его и укрепить на нем неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезаются и раскрашиваются десять колец такого диаметра, чтобы они свободно набрасывались на макет Сатурна. Игроки набрасывают кольца по очереди с расстояния 3—4 метра.
ОДЕТЬ КОСМОНАВТА!
КРЕСЛО КОСМОНАВТА
Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?
СРОЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Ведущий приглашает четырех участников (по два от команды) к столу, накрытому газетой. «Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли,— говорит ведущий, поднимая газету.— На осмотр дается одна минута». Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить их список на листе бумаги.
Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе очко, если потом остроумно определят назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ
Распределите сами вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам, чтобы заполнить паузы (они могут возникнуть во время перестановок очередного реквизита или выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени).
12 апреля – День космонавтики// Затейник: Альманах. Вып.34.- М.: Молодая гвардия, 1986.- С. 20-25.