на какую половину жизни выпадает наибольшее количество жизненных кризисов
Возрастные кризисы развития человека (Таблица, этапы)
Возрастные кризисы — это особые переходные этапы между возрастами человека, которые характеризуются сменой основной деятельности, резкими психологическими изменениями и социальной ситуации развития. Каждый человек проходит несколько таких этапов развития и взросления в своей жизни, и каждый раз меняется мировозрение человека, его статус по отношению к обществу и самому себе.
Таблица возрастных кризисов человека
Кризис новорожденности
Возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру.
Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка.
Приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов.
В этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша.
Кризис 1 года
Основная задача – самостоятельность, автономность.
1) малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей;
2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий;
3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба.
Необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности.
Возрастной кризис 3 лет
Основная задача – инициативность, активность.
1) Важным является проявление «воли» у малыша.
2) Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов.
5) Стремление к деспотизму
Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность.
Кризис 7 лет
Основная задача – умелость, компетентность.
1) происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы.
2) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.
4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность
1) потеря непосредственности
2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.
3) Замкнутость, неуправляемость
1) необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
2) Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям.
3) Нужно стараться не заставлять, а убеждать.
4) Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Предподростковый кризис (11лет)
Основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе.
Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка.
Для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь.Нужноотносится к ребенку как к личности.
Подростковый кризис
Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности.
Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них.
Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний.
1) Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.
2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Возрастной кризис 17 лет
Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией.
Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.
Кризис 30 лет
Основная задача – баланс между развитием и стагнацией.
Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности.
Кризис 40-45 лет
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.
В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).
1) В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации.
2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им.
Кризис выхода на пенсию (60-70лет)
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием.
Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния.
Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться
Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте
возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.
Подростковый кризис
Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.
Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.
Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.
Таблица возрастных кризисов жизни
Название
Возрастной период
Содержание
Задачи
Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития. Симптомы: снижение продуктивности, негативизм.
Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться
Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте
возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.
Подростковый кризис
Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.
Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.
Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.
Возрастные кризисы жизни: сколько их и почему они важны, объяснила психолог
Кризис – это период жизни, состояние, когда человек понимает, что жить как прежде он не сможет, когда возникает необходимость пересмотреть свои ценности и взгляды. Сколько возрастных кризисов в жизни человека, в чем их особенность и что они несут, рассказала Intex-press барановичский психолог Анна Илистинова.
Проживание возрастных кризисов – это необходимость. Благодаря им мы растем, теснее сталкиваемся с окружающей нас реальностью и нашими ощущениями. «Что дальше?», «Куда я двигаюсь?», «А хочу ли я заниматься этим дальше?» – это те немногочисленные вопросы, с которыми мы сталкиваемся в такие периоды.
Множество известных психологов описывали периодизации возрастных кризисов. Если объединить множество взглядов на эту тему, можно выделить несколько кризисов развития.
Анна Илистинова, психолог. Фото: личный архив
Кризис новорожденного
Человек, который только родился на свет, должен привыкнуть к окружающему миру, в котором ему предстоит жить. Свет, запахи, прикосновения и многое другое – малыш знакомится с этим, проживая немалую нагрузку на свою нервную систему и организм.
Кризис трех лет
«Я сам!» – яркая фраза – показатель того, что у ребенка наступает период жизни, где он пытается отделять себя от других, близких ему людей, которые помогали ему адаптироваться к окружающему миру. Теперь малыш более осознанно сталкивается со своими переживаниями и именно в этом возрасте ребенка принято начинать водить в детский сад, что тоже становится для него важным моментом, ведь до этого большую часть дня малыш проводил с родителями и родными, а теперь «сам».
Кризис шести – семи лет
«Первый раз в первый класс!» – этот кризис выпадает на период перехода ребенка в школу. Взрослея, первоклассник начинает сталкиваться со все более и более сложными переживаниями. Ребенок переходит на новую ступеньку выстраивания отношений с окружающими – педагогами, одноклассниками.
Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Кризис подросткового возраста
Подросток переживает не только гормональный всплеск и изменения в своем теле, но и еще более сложные переживания, с которыми он учится справляться своими силами. Это время, когда ты чувствуешь, что уже не ребенок, но еще и не взрослый. Для подростка становится важным чувство сплоченности с ребятами своего возраста, теми, кто может понять его переживания и проблемы лучше, чем взрослый.
Кризис юношеского возраста
Окончание школы, поступление, окончание учебного заведения, мысли о выходе на работу и уходе в армию – все эти события выпадают на юность. Этот период насыщен мыслями о будущем, мечтами, а также новой реальностью, где помощь родителей уходит на второй план и начинается самостоятельная жизнь со взятием на себя всей ответственности за нее.
Кризис 30 лет (зрелости)
Тридцатилетие – следующий повод пересмотреть свою жизнь. «В чем смысл моей жизни?» – вопрос, который становится на первый план. Человек оценивает себя, чего он достиг к этому времени, а что он сделать не смог или же ему не удалось, но очень хотелось.
Кризис 40 лет (среднего возраста)
Следующая дата, призывающая повторить вопрос, с которым человек сталкивался в предыдущем кризисе. Размышления над ним становятся более глубокими. Впервые появляются мысли о смерти. Идет разрыв с детьми, так как они вырастают и покидают родительское гнездо.
Кризис пожилого возраста
Наступает время ухода на пенсию. В этот период человек сталкивается с мыслями о том, что с уходом с работы он лишится важных ему контактов с людьми и вынужден будет заниматься другой деятельностью. Работа занимала большую часть жизни, но с уходом на пенсию время, занимаемое работой, освобождается: человек учится жить для себя.
Обостряются проблемы со здоровьем, меняются отношения с близкими, происходит столкновение с мыслями о смерти.
Для каждого из этих кризисных периодов можно дать свои рекомендации. Но общая для всех их – это готовность поддержать ребенка или взрослого, выслушать и принять его переживания.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
- на какую полку в духовке ставить пирог
- на какую полосу можно выезжать при повороте налево