на какую статью веймарской конституции опирался гитлер для утверждения нацистской диктатуры
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Конституция для Гитлера
Конституция для Гитлера
Когда нам рассказывают о создании Третьего рейха, нацистского государства, то «забывают» сказать одну важную вещь. Весь этот процесс проходил… по закону. Гитлера назначили канцлером по закону, дали полномочия по закону, расширили их по закону и фюрером объявили тоже по закону.
Конституция Веймарской Германии не менялась – по сути от либеральной демократии до самой страшной диктатуры было всего несколько шагов. Гитлеровская Германия стала плодом либеральной демократии и была ею порождена при упорном и активном вмешательстве внешних сил.
Которым была нужна большая война в Европе и уничтожение СССР…
Об этом статья постоянно автора ресурса Влад Терпигин Влада Терпигина.
Крах Веймарского режима или почему «демократическая» Конституция Германии стала трамплином для Третьего рейха
Ровно 85 лет назад 2 августа 1934 года первая попытка немцев перейти к демократии потерпела оглушительный крах. Именно в этот день скончался последний президент Веймарской Германии Пауль фон Гинденбург, что и позволило Адольфу Гитлеру, занимавшему пост рейхсканцлера, взять всю власть в стране в свои руки. Поставив тем самым точку в формировании диктатуры в Германии.
Последствия этого хорошо известны. Созданный германским фюрером Третий рейх развяжет самую ужасную войну в истории и через 11 лет уйдет в небытие, унеся за собой несколько десятков миллионов человеческих жизней.
Самым интригующим в этой истории, однако, является вопрос о том, как такое вообще стало возможном, ведь вопреки расхожему мнению Гитлер и его партия вовсе не узурпировали власть. Монопольную концентрацию всей власти в Германии нацисты получили абсолютно законным путем! Но, обо всем по порядку.
Ноябрьская революция 1918 года в Германии привела к свержению монархии. Правительство, пришедшее на смену бежавшему из страны кайзеру Вильгельму, состоявшее в большинстве своём из социал-демократов почти сразу прекратило войну, пойдя на перемирие с Антантой. Германия признавала себя побежденной и окончательно её дальнейшая судьба должна была решиться на мирных конференциях подводящих черту под Первой мировой войной.
На начавшейся в январе 1919 года Парижской конференции были определены основные германские потери в связи с поражением в войне, закрепленные в конце июня 1919 года подписанием Версальского мира. Лишившись своих заморских колоний, Германия изрядно скукожилась и относительно своих предвоенных европейских границ. Так, по условиям мирного договора, Германия лишалась двух важных промышленных регионов Эльзаса и Лотарингии, находившихся в её составе почти полвека со времён франко-прусской войны 1871 г. Выкраивание победителями вновь воссозданного польского государства привело к потере Познани, большей части Западной Пруссии и Верхней Силезии. Помимо территориальных потерь, Германия была вынуждена выплачивать репарации победителям, однако, сумму их предстояло обсудить позже. Не маловажным условием Версальского мира стал и запрет немцам иметь сильную, боеспособную армию.
Не отказали себе в удовольствии победители Первой мировой взять под контроль и внутреннюю жизнь сильно ослабленной Германии. Спустя месяц после Версальского договора была принята конституция обновленного германского государства, вошедшая в историю как Веймарская.
Новая немецкая конституция, столетний юбилей которой на днях помпезно отметили в современной Германии, названа так в честь небольшого немецкого городка Веймар, в театре которого, 31 июля 1919 года, собравшееся Национальное собрание Германии и приняло новый основной закон страны. Отсюда же пошло и историографическое наименование немецкого государства.
Убедится, что победители Первой мировой приложили руку и к написанию новой немецкой конституции совсем не сложно, достаточно прочитать 4 статью принятого в Веймаре документа: «Общепризнанные положения международного права имеют значение обязательных составных частей права германского рейха». Знакомая формулировка, не правда ли?
Веймарская конституция провозглашала демократические права граждан, свободу слова, печати, собраний, союзов, а так же вводила всеобщие выборы. Обычно, Веймарскую республику по типу правления относят к президентско-парламентская. Президент, избираемый народным голосованием, был наделен как глава исполнительной власти большими правами, был верховным главнокомандующим немецкой армии. Веймарская конституция учреждала и новый национальный законодательный орган, который все так же по традиции именовался Рейхстагом. Существенные полномочия концентрировались так же в руках руководителя правительства – канцлера, назначаемого президентом страны с одобрения Рейхстага.
Сохранив федеративную структуру кайзеровского рейха, обновленная Германия, по сути, осталась союзным государством, состоящим из федеральных земель и вольных городов, в ведение которых находилась юстиция, правоохранительная система, здравоохранение и образование. Заседавшему в Берлине центральному правительству отводилось заниматься внешней политикой, военными делами, таможенным и налоговым законодательством. Центральное берлинское правительство справлялось с поставленными задачами из рук вон плохо, что не удивительно. Бремя пораженной в войне страны, к тому же лишенной значительного потенциала больно ударило по немецкой экономике. Инфляция марки к 1924 исчислялась миллионами процентов.
Создав на территории Германии зону контролируемого хаоса, страны Антанты, тем не менее, быстро осознали свою ошибку. Изменившиеся реалии мировой политики вновь требовали сильное и мощное немецкое государство, без которого была бы не мыслима новая мировая война в Европе. Потому уже в том же 1924 году немецкой экономике пришлось провести реанимационные мероприятия. Англо-американский капитал, влитый в экономику Германии по плану Дауэса, сделал свое дело и для Веймарской республики настали её «золотые годы». Однако на повестке дня все ещё стоял привод к власти в Германии сил, способных эту новую мировую войну развязать. Эту проблему и предстояло решить в кротчайшие сроки.
Политическую систему Германии изрядно лихорадило все послевоенные годы. За своё не продолжительное существование Веймарская республика сменила целых тринадцать канцлеров. Подобная чехарда творилась и в Рейхстаге, формировавшемся на основе нескончаемых выборов. Так, только в период с 1924 по 1932 годы, немцы шесть раз приходили на избирательные участки. Вот в такой непростой обстановке, на политическую сцену Германии и выходит, подающий «большие надежды», Адольф Гитлер − лидер тогда ещё мелкой и никому не известной национал-социалистической немецкой рабочей партии. Вскоре, финансовый дождь, пролившийся на НСДАП на рубеже 20-х −30-х годов, исправил это «недоразумение».
В 1932 году гитлеровская партия уже подбиралась к вершинам властного Олимпа, однако, здравомыслие немцев было велико и Гитлер, вопреки активно тиражируемым историческим мифам, так и не смог выиграть ни президентские, ни парламентские выборы. Так на выборах в Рейхстаг 31 июля 1932 года НСДАП заручилась поддержкой лишь 37.3% немцев, что конечно не является даже простым большинством.
Итоги выборов, однако, поставили кабинет действовавшего тогда Франца фон Папена в сложное положение. Нацистская фракция ставила крест на практически любой инициативе правительства. В итоге в сентябре 1932 года фон Папен не придумал ничего лучшего, как распустить парламент и назначить новые выборы. Роспуск Рейхстага и назначение новых выборов нацисты встретили с большим энтузиазмом, полагая, что до взятия власти было рукой подать. Но результаты выборов, полученные 6 ноября 1932 года, были неутешительны. НСДАП потерпела крах, утратив поддержку 2 миллионов избирателей, получив уже 33.1% голосов. Надежды Гитлера на канцлерство таяли на глазах. И казалось бы, сложившаяся ситуация открывает возможность и вовсе отдалить нацистов от власти.
Вместо этого Франц фон Папен вносит ещё большую сумятицу в политические расклады и уходит в отставку. 2 декабря 1932 года на пост канцлера был назначен бывший военный министр Курт фон Шляйхер. Задержаться в канцлерском кресле ему удалось ненадолго, через 57 дней его сменит…Адольф Гитлер. Стало это возможным благодаря отмененному ещё в марте 1930 года принципу назначения канцлера из числа парламентского большинства. Престарелый президент Гинденбург, ранее упорно отвергавший возможность гитлеровского канцлерства, резко поменяет свое мнение после завершения начавшихся в январе 1933 года кулуарных переговоров с Гитлером.
Официальное назначение Адольфа Гитлера на пост канцлера состоится 30 января. Уже на следующий Гитлер потребует роспуска Рейхстага и проведения новых выборов. Гинденбург покорно согласится и с этим.
Превращение Германии в тоталитарное государство развивалось стремительно. Накануне новых выборов в парламент, назначенных на 5 марта 1933 года, Гитлеру удалось избавить свою партию от совершенно не уместной политической палитры Веймарской республики, причем, совершенно законным способом! Дело в том, что 48 статья Веймарской конституции предоставляла Рейхспрезиденту право, если общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, вводить осадное положение, отменять все демократические права и свободы, издавать чрезвычайные декреты. Именно этим положением немецкой конституции Гинденбург и воспользовался, подписав 28 февраля 1933 года «Указ о защите народа и государства». Поводом к столь радикальным действиям послужил сгоревший Рейхстаг, тот самый, который немцам и предстояло избрать через несколько дней. Чрезвычайные полномочия по изданию государственных законов дали возможность Гитлеру ввести в стране цензуру и запретить коммунистическую партию. Но даже такой «предвыборный ход» не позволил НСДАП одержать победу. Нацисты на тех выборах получили чуть более 43% голосов!
Дальнейшие законодательные инициативы Гитлера по установлению диктатуры в Германии последовали пугающими темпами. Вслед за коммунистами в длительное забвение были отправлены остальные политические партии. Указом Гитлера так же были распущены профсоюзы, а их лидеры были арестованы и отправлены в только что открытый концентрационный лагерь Дахау. Ликвидировалась свобода печати, свобода собраний и т.д. Чуть позже было ликвидировано местное самоуправление, а руководство на местах назначалось по прямому указу Гитлера.
Вишенкой на торте стал закон, изданный Гитлером 1 августа 1934 года, по которому в случае смерти Рейхспрезидента Гинденбурга его должность объединялась с должностью канцлера. Утром 2 августа 1934 года, когда 86- летний Гинденбург умер, Гитлер заявил об упразднении должности президента и согласно принятому накануне закону объявил себя фюрером и рейхсканцлером Германии. Вечером того же дня, армия, верховным главнокомандующим которой теперь стал Гитлер присягнула ему на верность.
На следующий день Уильям Шире, автор легендарного «Взлета и падения Третьего рейха» записал в своем дневнике: «Гитлер сделал то, чего никто не ожидал. Он назначил себя и президентом, и канцлером».
Ошибался уважаемый американский журналист, очень ошибался. Силы, способствующие приходу Гитлера к власти и сделавшие на него ставку, именно этого и ожидали. Но ещё больше они ожидали поскорее получить от новоявленного немецкого фюрера дивиденды за свои старания.
Но это уже совсем другая история…
P.S. Предыдущие статьи данного автора:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Баев В.Г., заведующий кафедрой конституционного права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кандидат юридических наук.
Thoma R. Das Reich als Demokratie // Handbuch des Deutschen Staatsrechts. Bd. I. Berlin, 1930. S. 186.
Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 // Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangenheit und Gegenwart. Padeborn, 2003. S. 247.
Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. V. Bonn, 2000. S. 566.
Далеко не в чистой форме был осуществлен принцип представительства (ст. 20); в частности, плебисцитарные элементы нашли отражение во всенародных выборах Президента (абз. 1 ст. 41). Референдумы предусматривались при изменении административных границ и новообразованиях (ст. 18), предметом референдума могли также выступать законы или законопроекты; инициируемый Президентом плебисцит мог подтвердить выраженную в ходе народной инициативы волю нации по поводу того или иного законодательного предложения (ст. 73 и 76).
См.: Арендт Х. Vita active, или О деятельной жизни. СПб., 2000.
Цит. по: Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. С. 77.
Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. V. Bonn, 2000. S. 598.
В качестве подходящего средства выступали опять-таки положения ст. 48 Конституции о чрезвычайных полномочиях рейхспрезидента. В соответствии с ними Президент в случае конкретной необходимости приобретал черты временного диктатора. В 1930 г. статьей воспользовались для перехода от парламентских правительств к президентским, то есть опиравшимся не на парламентское большинство, а на волю Президента.
Вскоре Гитлер стал принимать решения, которые по своей форме соответствовали доктрине К. Шмитта. И тот, испугавшись, что ему припомнят надежды на запрет нацистской партии, поспешил в нее же и вступить, чем, несмотря на все научные заслуги, навсегда испортил себе репутацию и доброе имя.
Помимо так называемого двойного представительства конструктивной ошибкой Веймарской конституции считалась ст. 54, разрешавшая рейхстагу выносить вотум недоверия рейхсканцлеру и отдельным министрам. Данная статья если и могла «работать», то только с оглядкой на Президента, поскольку именно в полномочия последнего входило увольнение вызвавших недоверие рейхстага членов кабинета. В итоге только три правительства были отправлены в отставку по выражению вотума недоверия, другие ушли с политической сцены по причине распада коалиций.
Preuss H. Staat, Recht, Freiheit. Heidelberg, 1926. S. 417.
Anschutz G. Die Verfassung des Deutschen Reichs vom 11. August 1919. 14. Aufl. Berlin, 1933. S. 243.
Для уточнения этого Веймарской конституции незнакомого понятия см.: Heller H. Rechtsstaat oder Diktatur. Berlin, 1930.
См.: Buschke A. Die Grundrechte der Weimarer Reichsverfassung in der Rechtsprechung des Reichsgerichts. Diss. Halle-Wittenberg, 1930.
Finger A. Das Staatsrecht des Deutschen Reichs. Heidelberg, 1923. S. 94.
Цит. по: Сафрански Рюдигер. Хайдерггер: германский мастер и его время / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 258.
Особое внимание К. Шмитта привлекала проблема парламентаризма. Он рассматривал парламентаризм сугубо утилитарно и приходил к выводу, что, по крайней мере, на веймарский парламентаризм нельзя положиться в «исключительных случаях». Главная причина этого заключается в том, что рейхстаг не способен к принятию тех самых волевых политических решений. Вообще парламент понимался Шмиттом как институционализированный символ либерализма. В нем в публичной (с целью контроля обществом) форме должна вестись дискуссия, смысл которой состоит в выработке взвешенного рационального решения. Но публичность превратилась в формальность вечной дискуссии ни о чем.
Такая оценка положения дел в рейхстаге Веймарской республики была во многом справедливой. Дело не в особой безответственности тогдашних немецких парламентариев, а скорее, наоборот. Степень политизации общества была столь высока, что каждая партия считала нужным бороться ни больше ни меньше как за спасение Родины. Но партий было много, а большинством никто не обладал. В результате за четырнадцать лет сменилось семнадцать правительств и лишь восемь правительств, имели за собой парламентское большинство.
Веймарская республика пережила два тяжелейших экономических кризиса (в 1923 г. американский доллар стоил 40 миллиардов марок, а в 1932 г. уровень безработицы достиг почти 6 млн. человек), несколько вооруженных восстаний как правых, так и левых радикалов, выплачивала огромные репарации победителям Первой мировой войны. Да и сам шок неожиданного для многих немцев поражения 1918 г. (ситуация сильно отличалась от той, что сложилась в конце Второй мировой войны) не способствовал повышению авторитета республики, ее властей и ее Конституции.
Все это привело к тому, что Шмитт стал воспринимать сложившееся положение как «исключительное состояние», требующее принятия волевого решения ради сохранения или даже восстановления политического единства страны. Это было возможно, с его точки зрения, путем ограничения полномочий парламента и запрета экстремистских партий, которые, пользуясь буквой закона, могли прийти к власти, но все это должно быть сделано только и исключительно легальным способом.
Заключение. Веймарская конституция представляла собой значительный документ эпохи. Конституция отличалась несомненным демократизмом: прямые и всеобщие выборы Президента республики, парламент с правом ничем не ограниченного вотума недоверия, пропорциональная избирательная система и элементы плебисцитарной демократии, ставшие привычными со времен революции 1848 г., политические и гражданские свободы. Хотя все это укладывалось в конституционно-теоретические представления начала XX в., многие немцы полагали, что их страна стала самой радикальной демократией.
Grimm D. Das Grundgesetz in der deutschen Verfassungstradition // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bd. 16/17. Bonn, 1989. S. 9.
СОДЕРЖАНИЕ
Источник
Герхард Аншютц (1867–1948), известный немецкий учитель конституционного права, был видным комментатором Веймарской конституции.
Положения и организация
Преамбула к Конституции гласит:
Das Deutsche Volk einig in seinen Stämmen und von dem Willen beseelt, sein Reich in Freiheit und Gerechtigkeit zu erneuen und zu festigen, dem inneren und dem äußeren Frieden zu dienen und den gesellschaftlichen Fortschritdern zu dienseelt, sein Reich in Freiheit und Gerechtigkeit zu erneuen und zu festigen, dem inneren und dem äußeren Frieden zu dienen und den gesellschaftlichen Fortschritdern zu dier för.
На английский это можно перевести как:
Немецкий народ, объединившийся в своих племенах и вдохновленный желанием обновить и укрепить свое царство (Рейх) в условиях свободы и справедливости, служить внутреннему и внешнему миру и способствовать социальному прогрессу, принял эту Конституцию.
Основная часть I: Состав Рейха и его ответственность
Первая часть ( Erster Hauptteil ) Конституции определяла организацию различных компонентов правительства Рейха.
Раздел 1: Рейх и его государства
Раздел 1 состоял из статей с 1 по 19 и устанавливал Германский Рейх как республику, власть которой исходила от народа. («Сила государства исходит от народа».) Рейх был определен как регион, охватываемый немецкими государствами ( Länder ), и другие регионы могли присоединиться к Рейху на основе народного самоопределения и законодательства Рейха.
Раздел 1 также установил, что общепризнанные принципы международного права являются обязательными для Германии, и предоставил правительству Рейха исключительную юрисдикцию в отношении:
За исключением субъектов, в отношении которых правительство Рейха имело исключительную юрисдикцию, государства могли управлять своими территориями по своему усмотрению. Тем не менее, закон Рейха заменил или аннулировал государственный закон в случае конфликта. Разрешение конфликтов между землями и правительством Рейха находилось в ведении Верховного суда.
Государственные органы должны были обеспечивать соблюдение законов Рейха и иметь конституцию, основанную на принципах свободного государства. Парламент каждого штата ( ландтаг ) должен был быть избран равным и тайным голосованием в соответствии с представительными выборами. Правительство каждого штата могло служить только до тех пор, пока оно пользовалось доверием парламента соответствующего штата.
Раздел 2: Рейхстаг и правительство Рейха
Члены рейхстага представляли весь народ и были связаны только своей совестью. Члены служили четыре года. Рейхстаг мог быть распущен президентом Рейха, а новые выборы проводились не позднее, чем через 60 дней после даты роспуска.
Члены рейхстага и парламента каждой земли ( ландтага ) были освобождены от ареста или расследования уголовного преступления, кроме как с одобрения законодательного органа, к которому принадлежит данное лицо. Такое же разрешение требовалось для любого другого ограничения личной свободы, которое могло повредить способности члена выполнять свои обязанности. (Статья 37)
Раздел 3: Президент Рейха и Национальное министерство
В статьях с 41 по 59 описываются обязанности президента, включая критерии назначения на должность. Кроме того, они также объясняют его отношения с национальным министерством и его отношения с канцлером.
Раздел 4: Рейхсрат
Раздел 4 состоял из статей с 60 по 67 и учредил Рейхсрат (Государственный совет). Рейхсрат был средством, с помощью которого государства могли участвовать в разработке законодательства на национальном уровне. Члены рейхсрата были членами или представителями парламентов штатов и были связаны инструкциями правительств своих штатов. Правительственные министры должны были проинформировать рейхсрат о предлагаемых законах или административных постановлениях, позволяющих рейхсрату высказывать возражения.
Раздел 5.Законодательство рейха
Статьи 68–77 уточняют, как законодательство должно быть преобразовано в закон. Законы могли предлагаться членом Рейхстага или правительством Рейха и принимались большинством голосов Рейхстага. Предлагаемый закон должен был быть представлен в рейхсрат, а возражения последнего органа должны были быть представлены в рейхстаг.
Президент Рейха имел право издать указ о том, чтобы предложенный закон был представлен избирателям в качестве плебисцита, прежде чем он вступил в силу.
Рейхсрат имел право возражать против законов, принятых Рейхстагом. Если это возражение не может быть разрешено, президент рейха по своему усмотрению может созвать плебисцит или позволить закону умереть. Если рейхстаг голосовал за отклонение возражения рейхсрата большинством в две трети голосов, президент рейха был обязан либо объявить закон в силе, либо созвать плебисцит.
Правительство Рейха имело полномочия устанавливать административные правила, если иное не указано в законе Рейха.
Раздел 6: Администрация Рейха
Раздел 7: Правосудие
Этот раздел учредил Верховный суд, а также административные суды для разрешения споров между гражданами и административными учреждениями государства.
Основная часть II: Основные права и обязанности немцев
Во второй части ( Zweiter Hauptteil ) Веймарской конституции излагаются основные права ( Grundrechte ) и основные обязанности ( Grundpflichten ) немцев.
Раздел 1: Человек
В статьях 109–118 излагаются индивидуальные права немцев, при этом основной принцип состоит в том, что все немцы равны перед законом. Мужчины и женщины «в принципе» имели одинаковые гражданские права и обязанности, а это означало, что нормы семейного права Гражданского кодекса 1896 года остались неизменными. Отменены льготы по рождению или социальному положению. Официальное признание дворянских титулов прекратилось, за исключением части имени человека, и дальнейшее создание дворянских титулов было прекращено.
Гражданин любой немецкой провинции также был гражданином Рейха. Немцы имели право передвижения и проживания, а также право приобретать собственность и заниматься торговлей. У них было право иммигрировать или эмигрировать, а также право на защиту Рейха от иностранных властей.
«Национальная идентичность» иноязычных сообществ в Германии была защищена, включая право использовать их родной язык в образовании, управлении и судебной системе.
В других конкретных статьях говорилось, что:
Раздел 2: Общественная жизнь
Статьи 119–134 регулируют взаимодействие немцев с обществом и устанавливают, среди прочего, что:
Раздел 3: Религия и религиозные сообщества
Религиозные права немцев перечислены в статьях 135–141. Жителям Рейха была предоставлена свобода веры и совести. Свобода вероисповедания гарантируется конституцией и защищается государством, при этом государственная церковь не учреждена.
Кроме того, осуществление гражданских и гражданских прав и прием на государственную должность не зависели от религиозных убеждений. Публичного объявления религиозных убеждений не требовалось, и никого не заставляли присоединяться к религиозному действию или приносить религиозную присягу.
Пять статей из этого раздела Конституции (№№ 136–139 и 141) были прямо включены в Основной закон Федеративной Республики Германии (принятый в 1949 году), и поэтому остаются конституционным законом в Германии сегодня.
Раздел 4: Образование и школа
Статьи 142–150 регулируют деятельность учебных заведений в Рейхе. Государственное образование предоставлялось государственными учреждениями и регулировалось правительством в сотрудничестве между Рейхом, провинцией и местным сообществом. Начальная школа была обязательной, а до 18 лет обучение в продвинутой школе было бесплатным.
Конституция также предусматривает частное школьное образование, которое также регулируется государством. В частных школах, принадлежащих религиозным общинам, религиозное обучение может преподаваться в соответствии с принципами религиозной общины.
Раздел 5: Экономика
Конституционные положения об экономических делах изложены в статьях 151–165. Один из основополагающих принципов заключается в том, что экономическая жизнь должна соответствовать принципам справедливости с целью достижения достойной жизни для всех и обеспечения экономической свободы личности.
Рейх охранял труд, интеллектуальное творчество и права авторов, изобретателей и художников. Право на создание профсоюзов и улучшение условий труда гарантируется каждому человеку и для всех профессий, а также установлена защита самозанятых. Рабочим и служащим было предоставлено право участвовать наравне с работодателями в регулировании заработной платы и условий труда, а также в экономическом развитии.
Переходные и заключительные положения
Заключительные 16 статей (статьи с 166 по 181) Веймарской конституции предусматривали упорядоченный переход к новой конституции и оговаривали в некоторых случаях, когда различные положения новой конституции вступают в силу. В случаях, когда законодательство еще не было принято (например, законы, регулирующие деятельность нового Верховного суда), в этих статьях оговаривалось, каким образом конституционные полномочия будут осуществляться в промежуточный период существующими учреждениями. В этом разделе также оговаривалось, что новые органы, учрежденные конституцией, заменяют устаревшие органы (например, Национальное собрание), где эти органы упоминались поименно в старых законах или указах.
Было предписано, чтобы государственные служащие и военнослужащие приносили присягу на этой конституции.
Действие предыдущей конституции от 15 апреля 1871 года было приостановлено, но другие законы и указы Рейха, не противоречащие новой конституции, остались в силе. Другие официальные указы, основанные на действующем до сих пор законе, оставались в силе до тех пор, пока не были отменены законом или указом.
Национальное собрание считалось Рейхстагом до тех пор, пока не был избран и созван первый Рейхстаг, а президент Рейха, избранный Национальным собранием, должен был служить до 30 июня 1925 года.
Слабые стороны
Даже без этих реальных и / или предполагаемых проблем Веймарская конституция была создана и вступила в силу в неблагоприятных социальных, политических и экономических условиях. В своей книге «Пришествие третьего рейха» историк Ричард Дж. Эванс утверждает, что «в целом конституция Веймара была не хуже, чем конституции большинства других стран в 1920-х годах, и намного более демократична, чем многие другие. Она более проблематична. положения, возможно, не имели бы такого большого значения, если бы обстоятельства были другими. Но фатальное отсутствие легитимности, от которого страдала Республика, многократно усилило недостатки конституции «.
Подрыв Гитлером Веймарской конституции
Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеупомянутых изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовали две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон прямо не вносил поправки в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все остальные ее положения были мертвой буквой.
Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что
Законы, принятые правительством Рейха, могут отклоняться от конституции до тех пор, пока они не затрагивают институты Рейхстага и Рейхсрата. Права президента остаются в силе.
Наследие
После принятия Закона о полномочиях о конституции почти забыли. Тем не менее Гитлер использовал это, чтобы придать своей диктатуре видимость законности. За время его правления было проведено три рейхстага. Однако избирателям был представлен единый список нацистов и «приглашенных кандидатов». Технически тайное голосование оставалось возможным, но нацисты использовали агрессивные внелегальные меры на избирательных участках, чтобы запугать избирателей от попыток тайного голосования. Тысячи его указов прямо основывались на Указе о пожаре Рейхстага и, следовательно, на статье 48.
Конституция Германской Демократической Республики 1949 года (также известной как Восточная Германия) содержала множество отрывков, которые были напрямую скопированы из конституции 1919 года. Он задумывался как конституция объединенной Германии и, таким образом, был компромиссом между либерально-демократической и марксистско-ленинской идеологиями. В 1968 году она была заменена новой, явно коммунистической конституцией, которая оставалась в силе до воссоединения Германии в 1990 году.
Первой официальной конституции в Республике Корея (обычно упоминается как Южная Корея) первоначально была основана на Веймарской конституции.