на какую структуру возложена организация и проведение сертификации оит
На какую структуру возложена организация и проведение сертификации оит
от 22 апреля 1998 года N 281
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
от 22 апреля 1998 года N 168
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
от 22 апреля 1998 года N 39
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года N 449
____________________________________________________________________
1. Утвердить «Систему сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения» (прилагается).
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Е.О.Адамов
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
Г.П.Воронин
Начальник Федерального
надзора России по
ядерной и радиационной
безопасности
Ю.Г.Вишневский
И.о. Министра промышленности
и торговли Российской Федерации
Г.В.Габуния
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
30 июня 1998 года.
Регистрационный N 1546
УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минатома России,
Госстандарта России,
Госатомнадзора России
от 22.04.98
N 281/168/39
Система сертификации оборудования, изделий и
технологий для ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения.
1. Область применения
Положения настоящего документа соответствуют Руководствам ИСО/МЭК (в т.ч. ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 25, 27, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 53, 54, 55, 56), стандартам ИСО серии 10000 и европейским стандартам серии 45000.
2. Общие положения
2.1. Система предназначена для проведения обязательной сертификации ОИТ, в том числе импортируемых, в соответствии с Федеральным Законом «Об использовании атомной энергии».
Сертификация ОИТ в Системе осуществляется как сертификация соответствия.
2.3. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами.
2.4. Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами сертификации, в т.ч. международными, региональными, национальными, а также с системами контроля безопасности, которые функционируют под руководством специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Сертификация конкретных видов ОИТ проводится в соответствии с документами, определяющими порядок сертификации этих видов ОИТ и конкретизирующими положения Системы с учетом специфических особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставок и использования.
3. Цели и принципы Системы
3.1. Основными целями Системы являются:
— подтверждение соответствия характеристик (параметров) ОИТ, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, установленным нормативным требованиям;
— содействие повышению качества и конкурентоспособности ОИТ.
3.2. Работа по сертификации в Системе организуется для конкретных видов ОИТ по правилам сертификации, установленным в Системе, с учетом особенностей их разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования.
3.3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в документах Системы, то применяются правила международного договора.
3.4. Требования по сертификации ОИТ являются обязательными при заключении контрактов на поставку ОИТ, входящих в номенклатуру ОИТ для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации.
3.6. При сертификации в Системе должны соблюдаться требования Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 N 5485-1 («Российская газета» от 21 сентября 1993 года, N 182), а также конфиденциальность в отношении коммерческой информации.
3.7. В соответствии с Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25.10.91 N 1807-1 (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740) официальным языком Системы является русский. Все применяемые в Системе документы оформляются на русском языке.
4. Нормативные документы
При проведении сертификации по согласованию с Центральным органом Системы допускается использование иных документов.
4.2. Перечень нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация конкретных ОИТ, устанавливается при аккредитации органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий по данным видам ОИТ.
5. Участники обязательной сертификации
5.1. Участниками обязательной сертификации в Системе являются:
— Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России;
— Центральный орган Системы;
— органы по сертификации;
— сертификационные экспертные центры;
— изготовители (продавцы, исполнители).
5.2. Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» совместно:
— создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
— осуществляют выбор способа подтверждения соответствия ОИТ требованиям нормативных документов (формы сертификации);
— определяют центральный орган Системы;
— аккредитуют органы по сертификации, экспертные сертификационные центры и испытательные лаборатории и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
— ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
— устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
— устанавливают правила аккредитации;
— осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными ОИТ;
— рассматривают апелляции по вопросам сертификации;
— выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.
Минатом России, Госстандарт России и Госатомнадзор России в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации совместно:
— утверждают номенклатуру ОИТ, подлежащих обязательной сертификации (п.2.8);
— разрабатывают и заключают соглашения с другими системами сертификации (п.2.3).
5.3. Центральный орган Системы определяется совместным решением Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и действует в соответствии с документами, используемыми в Системе.
Основной задачей Центрального органа Системы является обеспечение функционирования и совершенствования Системы.
— организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
— рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий.
— сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
— приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
— предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
— формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
— осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ.
В отсутствии органов по сертификации в соответствиии с пунктом 1.1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» сертификацию ОИТ проводят Минатом России и Госатомнадзор России. В этом случае сертификация ОИТ осуществляется на основании совместного решения (приказа) по Минатому России и Госатомнадзору России.
5.5. Сертификационные экспертные центры, аккредитованные в установленном в настоящей Системе порядке:
— осуществляют экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательной лабораторией документов;
— готовят заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
— подготавливают необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
На какую структуру возложена организация и проведение сертификации оит
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВЕДЕНИЯ «НОМЕНКЛАТУРЫ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ»
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)
УТВЕРЖДЕН Минатомом России, Госстандартом России, Госатомнадзором России
1. Область применения
Документ разработан в соответствии с документом «Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения», утвержденным приказом N 281/168/39 от 22.04.98 г. Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России, зарегистрированным Минюстом России 30 июня 1998 г., регистрационный N 1546.
Документ используется совместно с другими документами Системы.
2. Общие положения
Разработка и ведение разделов Номенклатуры, касающихся технологий, осуществляется в специально установленном в Системе порядке.
Номенклатура содержит коды «Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности содружества независимых государств» (коды ТН ВЭД), коды группировок ОИТ по Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) и обозначения нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная сертификация. Наименования группировок ОИТ в Номенклатуре указываются в соответствии с ОК 005-93.
2.2 Разработка Номенклатуры проводится поэтапно. По результатам выполнения работ на каждом этапе формируется новая редакция Номенклатуры. При этом Номенклатура может быть либо переиздана полностью, либо выпускается Изменение к Номенклатуре.
Номенклатура и Изменение к Номенклатуре выполняются в установленной форме, приведенной в приложении 1.
2.3 Разработка Номенклатуры или Изменения к Номенклатуре проводится в рамках конкретизации групп ОИТ, включенных в «Область действия Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения», являющейся приложением к Свидетельству о регистрации Системы в Государственном реестре Госстандарта России за номером РОСС RU 0001.01АЭ00 от 22.02.99 г.
2.4 Разработку и ведение Номенклатуры организует Центральный орган Системы, который принимает решение по процедурам выполнения работ.
2.5 Номенклатура и Изменение к Номенклатуре утверждаются руководителями Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России и вводится в действие совместным приказом этих ведомств.
2.6 Разработка Номенклатуры или Изменения к Номенклатуре, их рассмотрение, утверждение, регистрация и переиздание выполняются не чаще одного раза в год.
После утверждения Номенклатура или Изменение к Номенклатуре регистрируются в государственном реестре Системы.
Номенклатура или Изменение к Номенклатуре вводятся в действие по истечении полугода с даты ее утверждения, если иное не предусмотрено совместным приказом Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России.
3. Порядок разработки и ведения Номенклатуры
3.1 Порядок разработки и ведения Номенклатуры включает:
сбор и анализ исходных предложений по дополнению или корректировке действующей Номенклатуры;
формирование проекта Номенклатуры или проекта Изменения к Номенклатуре;
рассмотрение и утверждение проекта Номенклатуры или проекта Изменения к Номенклатуре;
регистрацию Номенклатуры или Изменения к Номенклатуре в государственном реестре Системы и издание Номенклатуры или Изменения к Номенклатуре.
3.2 Сбор и анализ исходных предложений
3.2.1 Сбор и подготовка исходных предложений в Минатоме России, Госстандарте России и Госатомнадзоре России выполняются в порядке, установленном в каждом из указанных федеральных органов исполнительной власти соответственно.
Исходные предложения по дополнению или корректировке Номенклатуры могут поступать от структурных подразделений и организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России, органов по сертификации, сертификационных экспертных центров, испытательных лабораторий (центров) Системы, изготовителей (продавцов, исполнителей), а также других заинтересованных организаций, включая эксплуатирующие организации и иных потребителей (покупателей) ОИТ.
3.2.2 Исходные предложения по корректировке и (или) дополнению действующей Номенклатуры подготавливаются на основании результатов работ, проводимых научно-исследовательскими, проектными и конструкторскими организациями, а также лицензирования видов деятельности в области использования атомной энергии. Они выполняются в виде записки, содержащей обоснование исходного предложения, и таблиц, формы которых приведены в приложении 2.
3.2.3 При подготовке исходных предложений следует придерживаться приоритетного включения в них тех ОИТ, которые относятся к влияющим на безопасность (важным для безопасности) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, что определяется, как правило, классификацией ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, классификацией систем, для которых предназначаются ОИТ, или классификацией самих ОИТ, установленной в нормативных документах в области использования атомной энергии.
3.2.4 При подготовке исходных предложений следует учитывать требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и организационно-распорядительных документов соответственно Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России, имеющие отношение к сертификации ОИТ.
3.2.5 Исходные предложения направляются на имя председателя Центрального органа Системы в адрес Рабочего органа, который в установленном порядке передает их в Центральный орган.
3.2.6 Анализ исходных предложений проводится с целью определения необходимости и возможности введения группировок ОИТ в Номенклатуру или ее корректировки. При этом оцениваются:
степень влияния рассматриваемых ОИТ на безопасность объектов использования атомной энергии, для которых они предназначены;
На какую структуру возложена организация и проведение сертификации оит
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ
технических средств систем физической защиты для объектов использования атомной энергии
Заместитель руководителя Федерального агентства по атомной энергии А.Б.Мальцев
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии О.В.Пугачев
Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору С.А.Адамчик
Начальник Управления ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Росатома Агапов A.M., 22.08.07
Начальник Управления защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов Росатома Абалов А.Р., 22.08.07
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации Ростехрегулирования Клюшников В.Н.
Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой Ростехнадзора Беззубцев B.C., 26.10.07
Заместитель начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций Ростехнадзора Гривизирский В.А.
1 Область применения
1.2 Документ предназначен для применения участниками Системы, организациями всех форм собственности и физическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытаниями, поставкой, эксплуатацией и сертификацией ТСФЗ для ОИАЭ.
2 Нормативные ссылки, термины и сокращения
2.1 В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 51293-99 Идентификация продукции. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
Документы Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с Приложением Б
2.2 В настоящем документе используются термины, определенные в [2], [3].
2.3 В настоящем документе используются следующие сокращения:
комплекс технических средств физической защиты
объект использования атомной энергии
оборудование, изделия и технологии
общая программа работ по сертификации
орган по сертификации
Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
система менеджмента качества
сертификационный экспертный центр
техническое задание на проведение работ в целях сертификации
технические средства охраны
технические средства систем физической защиты
3 Общие положения
3.1 Настоящий документ разработан на основе законодательства Российской Федерации с учётом [1], [2], [3], [4], в соответствии с ОИТ-0001-1998, ОИТ-0004-1999.
Перечень документов Системы приведён в справочном Приложении Б.
3.2 К ТСФЗ как группе однородной продукции относятся технические средства, выполняющие следующие функции:
обнаружения проникновения в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения;
сбора, обработки и представления информации от средств обнаружения и другого оборудования физической защиты;
контроля и управления доступом;
обнаружения проноса (провоза) запрещенных предметов, в том числе ядерных материалов, взрывчатых веществ и металла;
видеоконтроля и наблюдения;
затруднения и замедления действий нарушителей, а также управления физическими барьерами;
обеспечения оперативной связи и сигнализации;
обеспечения электропитания оборудования физической защиты;
другие функции по обеспечению физической защиты ядерных материалов и ОИАЭ.
Программные средства являются, как правило, неотъемлемой составной частью ТСФЗ, оцениваются и поставляются в их составе.
Функции ТСФЗ, по безопасности информации оцениваются в Системе сертификации средств защиты информации.
3.5 Заявителями на проведение сертификации ТСФЗ могут выступать изготовители (изготовитель ТСФЗ (опытного образца ТСФЗ), разработчик ТСФЗ) и продавцы (поставщики ТСФЗ для ОИАЭ), исполнители работ (услуг) в области использования атомной энергии.
3.6 При сертификации ТСФЗ проверяют соответствие их показателей (параметров) требованиям, установленным в ОИТ-13-2000 для данных видов изделий, а также в документации на ТСФЗ.
Перечень показателей (параметров) для отдельных видов ТСФЗ, подлежащих проверке при сертификации, и порядок их подтверждения определяются НД Системы и указываются в аттестатах аккредитации ОС, ИЛ, СЭЦ.
При проведении сертификации ТСФЗ не допускается предъявление требований, не предусмотренных НД Системы.
НД Системы, на соответствие требованиям которых осуществляется обязательная сертификация, приведены в ОИТ-0013-2000 и указываются в аттестатах аккредитации ОС, ИЛ, СЭЦ.
3.7 Сертификацию ТСФЗ проводят по схемам сертификации, приведённым в Приложении В.
Заявитель вправе предложить в заявке схему сертификации ТСФЗ из числа установленных в настоящем документе.
В случае несогласия с предлагаемой Заявителем в заявке схемой сертификации ОС в решении по заявке должен изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по этой схеме и назначения иной схемы сертификации.
Схема сертификации ТСФЗ, при которой предусматривается сертификация СМК (схема 5, вариант схемы 11), может быть выбрана только с согласия Заявителя.
3.9 Сертификация ТСФЗ может быть выполнена в форме признания представленных Заявителем результатов подтверждения соответствия:
— сертификатов соответствия, полученных на сертифицируемое ТСФЗ в других системах сертификации;
— протоколов испытаний, проведенных при сертификации в других системах сертификации или вне рамок процедуры сертификации.
Процедуру признания сертификатов соответствия ТСФЗ и/или протоколов испытаний ТСФЗ организует и выполняет ОС в порядке и по правилам, установленным в разделе 6 настоящего документа.
3.10 ОС ведёт учёт выданных им сертификатов соответствия и для регистрации их в государственном реестре Системы предоставляет необходимые документы в рабочий орган Системы в соответствии с требованиями ОИТ-0006-1999.
Сведения о выданных им сертификатах соответствия ОС передаёт в Единый реестр выданных сертификатов соответствия в соответствии с [7], [8].
3.11 Документы и материалы, подтверждающие сертификацию ТСФЗ, находятся на хранении в ОС, выдавшем соответствующий сертификат соответствия, в течение срока, превышающего срок действия данного сертификата не менее чем на полгода.
В случае отзыва аккредитации ОС место и порядок хранения документов и материалов, подтверждающих сертификацию ТСФЗ, определяют в решении аккредитующего органа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае ликвидации ОС как юридического лица место и порядок хранения документов и материалов, подтверждающих сертификацию ТСФЗ, а также необходимость передачи этих документов в рабочий орган Системы указывают в распорядительных документах о ликвидации ОС как юридического лица по согласованию с рабочим органом Системы.
3.12 Работы по сертификации ТСФЗ подлежат оплате Заявителем в соответствии с договором, заключаемым с ОС.
Орган по сертификации определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем.
3.14 Права и обязанности сторон, возникающие при проведении сертификации, определяются [2], настоящим документом и договорами на проведение работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок и правила подачи и рассмотрения апелляций в Системе при возникновении спорных вопросов и конфликтных ситуаций установлен в ОИТ-0014-2001.
Действия сторон при сертификации ТСФЗ и при получении информации о несоответствии ТСФЗ требованиям НД приведены в Приложении Г (схемы Г.1-Г.3).
4 Порядок проведения сертификации ТСФЗ
4.1 Основные этапы сертификации
4.1.1 Сертификация ТСФЗ включает следующие основные этапы:
— подача заявки на сертификацию;
— проведение предварительного анализа представленных материалов и принятие решения по заявке;
На какую структуру возложена организация и проведение сертификации оит
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАЦИОННОМУ ЭКСПЕРТНОМУ ЦЕНТРУ И ПОРЯДОК ЕГО АККРЕДИТАЦИИ
УТВЕРЖДЕНЫ Минатомом России, Госстандартом России, Госатомнадзором России
1. Область применения
Документ разработан в соответствии с документом «Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения», утвержденным приказом N 281/168/39 от 22.04.98 г. Минатома России, Госстандарта России, Госатомнадзора России 30 июня 1998 г., регистрационный N 1546.
В настоящем документе учтены положения Руководств ИСО/МЭК 2, 27, 28, 40, 56*, европейского стандарта EN 45011.
Документ используется совместно с другими документами Системы.
2. Требования к сертификационному экспертному центру
2.1 Сертификационный экспертный центр выполняет следующие основные функции в рамках работ, проводимых при сертификации ОИТ:
— осуществляет экспертизу представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) и испытательными лабораториями документов;
— участвует по поручению органа по сертификации в проведении отдельных процедур сертификации ОИТ, а также систем качества (производств), если это предусмотрено схемами сертификации;
— подготавливает экспертное заключение для принятия решения о возможности выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
— подготавливает необходимые документы для выдачи органом по сертификации сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;
— участвует по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными ОИТ, системами качества (производствами);
— по поручению органа по сертификации обосновывает и подготавливает решения о приостановлении либо отмене действия выданных сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;
— подготавливает предложения по привлечению испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний и согласовывает их с органом по сертификации;
— участвует в анализе, формировании и актуализации фонда нормативных документов на ОИТ и методы испытаний в заявленной области аккредитации;
— участвует в анализе, формировании и актуализации документов Системы и подготавливает предложения по их совершенствованию;
— представляет участникам Системы по их запросам информацию в пределах своей компетенции;
— осуществляет иные порученные ему функции, не противоречащие требованиям Системы.
2.2 При осуществлении своих основных функций сертификационный экспертный центр:
— обеспечивает распределение функций, ответственности, взаимодействие персонала при реализации всех функций центра;
— обеспечивает повышение квалификации персонала;
— разрабатывает организационно-методические документы по функционированию сертификационного экспертного центра с обоснованными процедурами;
— по поручению органа по сертификации осуществляет анализ зарубежных сертификатов, сертификатов других российских систем сертификации, протоколов испытаний и иных свидетельств соответствия ОИТ установленным требованиям;
— по поручению органа по сертификации принимает участие в разработке корректирующих мероприятий, контролирует их выполнение;
— взаимодействует с разработчиками нормативных документов, используемых при сертификации, и участниками Системы с целью подтверждения достаточности и правильности выбора характеристик (показателей) ОИТ, подтверждаемых при сертификации;
— взаимодействует с органом по сертификации по вопросам представления изготовителями (продавцами, исполнителями) обоснований по достаточности характеристик (показателей) ОИТ, подлежащих сертификации, в том числе влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии;
— взаимодействует с другими сертификационными экспертными центрами;
— взаимодействует с базовыми организациями по стандартизации, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за ОИТ, с эксплуатирующими организациями (потребителями ОИТ);
— осуществляет внутреннюю проверку и обеспечение своего соответствия требованиям настоящего документа и требованиям, установленным в системах сертификации однородных ОИТ (при наличии);
— ведет документацию по всем вопросам своей деятельности;
— обеспечивает доступность к этой документации для органов, проводящих инспекционный контроль его деятельности;
— обеспечивает в пределах своей компетенции информацией о результатах экспертизы документов по сертификации все заинтересованные стороны.
2.3 Основанием для осуществления организацией функций сертификационного экспертного центра является ее аккредитация в Системе в соответствии с требованиями настоящего документа.
2.4 Для осуществления своих основных функций сертификационный экспертный центр должен иметь:
— структуру, юридические и экономические возможности (условия);
— необходимые организационно-методические и технические средства;
— организационно-методические документы, регламентирующие его деятельность;
— квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;
— актуализированный фонд нормативных документов на ОИТ и методы испытаний, включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, в соответствии со своей областью аккредитации;
Сертификационный экспертный центр в обоснованных случаях может не иметь в своем составе аккредитованной испытательной лаборатории.
2.5 Деятельность сертификационного экспертного центра не должна носить дискриминационного характера по отношению к участникам Системы.
2.6 Сертификационный экспертный центр должен иметь опыт работы и достаточную для объективной оценки характеристик (показателей) ОИТ компетентность, как в области их испытаний, так и в вопросах оценки влияния ОИТ на ядерную и радиационную безопасность объектов использования атомной энергии, для которых эти ОИТ предназначены.
2.7 Организационно-методические документы и технические средства сертификационного экспертного центра должны быть достаточными, чтобы обеспечить выполнение основных функций сертификационного экспертного центра в соответствии с требованиями Системы.
2.8 Требования к персоналу сертификационного экспертного центра.
2.8.1 Сертификационный экспертный центр должен иметь постоянный персонал, условния работы которого исключают оказание на него воздействия со стороны изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя, заказчика).
2.8.2 Персонал сертификационного экспертного центра должен обладать необходимой компетентностью и опытом для выполнения своих обязанностей. Сертификационный экспертный центр должен вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого специалиста. Сведения о профессиональном опыте и подготовке специалистов должны постоянно обновляться.
2.8.3 Персонал сертификационного экспертного центра должен знать нормативные и организационно-методические документы, включая федеральные правила и нормы в области использования атомной энергии, в соответствии с областью аккредитации. Проверка знаний персонала должна осуществляться с учетом требований документа «Типовое положение о порядке проверки знаний, правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в атомной энергетике у руководителей и специалистов».
2.8.4 Каждый специалист сертификационного экспертного центра должен знать свои функции и ответственность, должен изучать новые эффективные методы и процедуры их выполнения, своевременно предлагать обновление применяемых методов и процедур, внесение их в должностные инструкции и другие организационно-методические документы центра.
2.8.5 При необходимости к проведению экспертизы могут быть привлечены компетентные специалисты, не являющиеся сотрудниками сертификационного экспертного центра, отвечающие требованиям п.п.2.8.2.-2.8.4.
2.8.6 Эксперты, находящиеся в штате сертификационного экспертного центра или привлекаемые им к процедурам экспертизы, не должны быть работниками, непосредственно связанными с разработкой, изготовлением и испытанием сертифицируемых ОИТ.
В сертификационном экспертном центре должен вестись внутренний учет экспертов-аудиторов Системы и других специалистов, привлекаемых центром в качестве консультантов.
2.9 Требования к фонду нормативных документов.
2.9.1 Сертификационный экспертный центр должен иметь актуализированный фонд нормативных документов, устанавливающих требования к ОИТ, методы и методики их контроля и испытаний, а также комплект федеральных правил и норм в области использования атомной энергии в соответствии со своей областью аккредитации.
2.9.2 Сертификационный экспертный центр должен обладать соответствующей структурой и процедурами, необходимыми для актуализации фонда нормативных документов, разработки предложений по уточнению номенклатуры установленных в нормативных документах требований, подтверждаемых при сертификации, и методов испытаний, разработки (в случае их отсутствия) новых нормативных документов на ОИТ.
2.10 Сертификационный экспертный центр должен иметь структуру (приложение 1), обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации ОИТ в соответствии с областью аккредитации.
2.11 Требования к документации сертификационного экспертного центра.
2.11.1 Сертификационный экспертный центр должен иметь комплект организационно-методических документов, включающий:
— «Положение о сертификационном экспертном центре» (приложение 2);
— «Порядок проведения экспертизы» (приложение 3);
— «Руководство по качеству» (приложение 4);
— «Область аккредитации сертификационного экспертного центра» (приложение 5);
— должностные инструкции для каждой категории персонала.
2.11.2 Сертификационный экспертный центр должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и прохождения документации.
Регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая возложенная на сертификационный экспертный центр процедура сертификации.
Вся проходящая документация и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам изготовителя (продавца, исполнителя).
2.11.3 Сертификационный экспертный центр должен иметь документированную процедуру контроля за документацией, обеспечивающую:
— наличие на рабочих местах действующих документов;
— своевременное внесение изменений на основе извещений об изменениях;
— своевременное изъятие аннулированных, пришедших в негодность или с истекшим сроком действия документов;
— своевременное извещение заинтересованных сторон о внесении изменений в документы сертификационного экспертного центра.
2.12 Внутренняя проверка и анализ деятельности должны проводиться сертификационным экспертным центром не реже 1 раза в год.
При проверке, в частности, анализируется:
— соответствие практической деятельности сертификационного экспертного центра принятой политике качества;
— данные отчетов о результатах сертификационных испытаний;
— данные о квалификации персонала, проводящего экспертизу;
— заключение о результатах инспекционного контроля за деятельностью сертификационного экспертного центра;
— данные о рекламациях на ОИТ от потребителей (покупателей, заказчиков);
— наличие технических заданий на экспертизу, соблюдение сроков проведения экспертизы, соблюдение условий независимости проведения экспертизы.
2.13 Сертификационный экспертный центр обязан:
— выполнять возложенные на него функции в соответствии с требованиями Системы;