на какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта
На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта
Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:
1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;
2) страховщике, с которым перевозчиком заключен договор обязательного страхования, наличии его филиалов и представительств в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).
8. Информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего, иным выгодоприобретателям, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта
1. Какие права есть у потребителя в связи с возникновением ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам
Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:
— Требовать возврата или снижения стоимости перевозки;
— Требовать возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);
— Требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу
— Требовать компенсации морального вреда;
— Требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
2. Что делать при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам
Если был причинен вред здоровью (в зависимости от тяжести причинённого вреда):
— дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи,
— или обратиться к водителю для транспортирования Вас в ближайшее лечебное учреждение,
— или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика.
3. Обязательное страхование ответственности перевозчика
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.
Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.
Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.
4. Размеры страховых выплат
В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.
Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира является обязательным, однако, может случиться так, что на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, в таких случаях вся ответственность за причиненный вред возлагается непосредственно на перевозчика (п.3 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Пострадавшему необходимо написать заявление-претензию на имя перевозчика с требованием компенсировать причиненный вред, если же требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав.
Если размер причиненного вреда жизни или здоровью оценивается в большем объеме, то такие расходы (убытки) могут быть взысканы непосредственно с перевозчика.
Если компания, застраховавшая ответственность перевозчика не может осуществить страховую выплату по причине того, что находится в стадии банкротства или у неё отозвана лицензия, то в таком случае пострадавшему нужно обращаться в Национальный союз страховой ответственности, который осуществит компенсационную выплату.
5. Если фактическим перевозчиком оказалось не то лицо, которое было указано на вывеске, в рекламе, на сайте в сети интернет
В соответствии со сложившейся судебной практикой лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
6. Если пришлось прибегнуть к судебной защите.
— Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.
— При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей и часть 2 статьи 56 ГПК РФ). Размер штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, определяется в размере пятидесяти процентов от присужденной судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.
— От уплаты государственной пошлины истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются, если цена иска каждого из истцов не превышает 1 000 000 руб.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
ДТП с автобусом. Какие выплаты положены пострадавшим пассажирам
Серьезные аварии с пассажирским транспортом происходят на российских трассах достаточно часто. К сожалению, практически всегда есть пострадавшие и даже погибшие. Например, в декабре прошлого года автобус с пассажирами упал с моста в Забайкалье. Трагедия унесла жизни 19 человек.
9 февраля 2020 года произошло столкновение грузовика и пассажирского автобуса на трассе Кемерово – Анжеро-Судженск. Водитель фуры погиб на месте, один пассажир скончался в больнице, 38 человек пострадали.
В таких ситуациях пострадавшим и родственникам погибших положены страховые выплаты. О том, какие выплаты кому положены и как их получить разъясняет «Страховой помощник».
Кто имеет право на получение страховых выплат?
На страховые выплаты могут рассчитывать все пассажиры, получившие вред жизни, здоровью или имуществу в результате аварии общественного транспорта: автобус, поезд, самолет, за исключением легкового такси. Пассажиры не покупают страховку, так как все по умолчанию застрахованы перевозчиком. С 2013 года страхование пассажиров – законодательное обязательство транспортных организаций, занимающихся пассажироперевозками.
С января 2018 года право на получение возмещения имеют пассажиры транспортных средств, в которых более восьми пассажирских мест, при условии, что перевозка осуществлялась не для личных нужд.
На какие суммы вправе рассчитывать потерпевшие?
За причинение вреда здоровью пассажира выплата может составлять не менее 2 млн рублей на человека – все зависит от степени тяжести травмы. Минимальные травмы (ушибы или ссадины) оцениваются в 1 тыс. рублей, переломы – от 20 тысяч рублей. За несколько травм выплаты суммируются в пределах 2 млн рублей.
Если пострадало личное имущество пассажира, например, телефон, ноутбук, то пострадавший может рассчитывать на выплату не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного человека.
Также важно знать, что в течение трех рабочих дней пострадавшим могут выплатить сумму в размере 100 тысяч рублей. Это предварительная выплата, на которую могут рассчитывать в случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью. Для ее оформления также пишется заявление о предварительной выплате в страховую компанию.
Общий срок окончательного рассмотрения заявления на полную выплату не должен превышать 30 дней.
Когда начинать оформлять документы?
Ждать факта установления виновника аварии – это самая большая ошибка пострадавших. Необходимо действовать сразу же.
Первое, что нужно сделать, – это после происшествия обратиться к перевозчику и получить документ, в котором зафиксирован факт аварии и данные пострадавшего пассажира. Такой документ составляется в произвольной форме и может называться как «акт о произошедшем событии на транспорте», «сообщение», «справка».
Какие документы необходимо представить для получения страховой выплаты?
Если пассажир автобуса погиб в результате ДТП, то право на выплату по ОСГОП имеют его иждивенцы, а при их отсутствии ближайшие родственники. Для этого пишется заявление в страховую компанию, к которому прикрепляются документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт родства или нахождения на иждивении у погибшего, свидетельство о смерти.
Что делать, если ответственность перевозчика не застрахована?
Отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у перевозчика не освобождает его от ответственности – он выплачивает возмещение на тех же условиях, что и застрахованные компании. В таких случаях пострадавшим необходимо написать заявление об осуществлении выплаты владельцу маршрута или обратиться к «Страховому помощнику».
Что делать, если страховая компания запрашивает дополнительные документы или нарушает сроки?
Такое поведение страховой компании неправомерно и, как правило, требует вмешательства. Вы можете написать претензию или обратиться к «Страховому помощнику». Этим вы сэкономите время на возмещение и сможете быть уверенными в том, что получите выплату в полном размере.
В своей работе «Страховой помощник» действует последовательно и рекомендует вам придерживаться тех же шагов:
Прошло несколько лет с момента аварии: можно ли обратиться за выплатой или проверить расчет?
Не важно, сколько времени прошло с момента аварии, позвоните в «Страховой помощник» и там проверят, правильно ли вам произвести расчет страховой выплаты, возможно, вам положена доплата.
Из опыта нашей работы каждый второй, получивший подробную инструкцию к действию, все равно сталкивается с проблемами оформления выплат и обращается за помощью. Компания готова встать на вашу защиту с любого момента возникновения спорной ситуации.
«Страховой помощник» – это квалифицированный посредник в делах, связанных с получением страховых выплат.
В своей работе компания привыкла обнародовать неочевидные факты из страховой практики и права потерпевших, чтобы каждый имел возможность получить то, что ему необходимо для возмещения убытков.
Освещая путь от происшествия до получения страховой выплаты, сотрудники компании стараются упростить жизнь клиентам, взяв все заботы на себя. Они помогают с момента наступления страхового случая, представляют интересы в ГИБДД и во время следствия, собирают документы, принимают меры к примирению сторон. Таким образом компания берет на себя не только вопрос оформления страховой выплаты, но и все правовые проблемы с момента наступления страхового случая.
Если попал в ДТП в маршрутке
Закон о страховании в общественном транспорте
Порядок страхования и выплаты компенсаций на случай ДТП при поездках в общественном транспорте регулирует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП).
Внимание! Страхуется каждый пассажир маршрутки, трамвая, троллейбуса, метро и так далее. При этом компенсация возможна не только в результате причинения вреда ДТП, но и в иных ситуациях (падение при выходе, при резком торможении и так далее).
Оформления страхования пассажиров – прямая обязанность транспортной компании. Данное правило не распространяется только на таксистов. В качестве меры ответственности за отсутствие страховки транспортная компания может быть оштрафована.
Кроме того, выплаты компенсации также не избежать, только осуществляться таковая будет не через страховую компанию, а из личных средств перевозчика.
Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?
На какую сумму застрахован пассажир общественного ТС
Для определения суммы, которая может быть выплачена в случае ДТП или иных ситуаций, причиняющих вред пассажиру, потребуется установить тарифы. Указанные показатели могут различаться с учетом характеристик перевозчика.
Например, морские перевозки предполагают высокие тарифы – до сорока пяти рублей, а пригородные поезда, напротив, предлагают самый низкий показатель – до пятнадцати копеек.
Суммы возмещения, которые обязательно выплачиваются при установлении факта причинения вреда пассажиру, варьируются и зависят от характера повреждения.
Например:
Виновник ДТП без страховки, что делать?
Что делать, если автомобиль в кредите попал в ДТП и восстановлению не подлежит, читайте тут.
Что делать, если попал в ДТП на рабочем автомобиле, читайте по ссылке: https://novocom.org/zakony-i-prava/zashhita-prav-avtolyubitelej/popal-v-avariyu-na-sluzhebnom-avtomobile.html
Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в ДТП
Подтверждение поездки в общественном транспорте выступает основой при получении компенсации. Чтобы установить факт того, что пассажир действительно был в транспортном средстве, достаточно предъявить билет.
Такой документ отразит дату, время, маршрут и номер транспортного средства. Также в качестве доказательств приводится медицинская документация, показания свидетелей, материалы видеорегистратора и так далее.
Что делать, если попал в аварию в маршрутке
Порядок действий при попадании в ДТП в общественном транспортном средстве, предполагающий получение компенсации, будет отличаться с учетом характера обстоятельств.
Внимание! Существует несколько стандартных вариантов:
Если перевозчики по каким-то причинам не исполняют обязательства или не идут на соглашение, то разрешать ситуации будет уполномочен только судебный орган.
Какие предпринять действия пассажирам при попадании в аварию
Важно! Со стороны пассажиров, которые попали в дорожное происшествие, находясь в общественном транспорте, в целях защиты должны быть осуществлены следующие действия:
Пропускать вперед следует женщин, детей, пожилых людей, а также инвалидов и пострадавших.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Что надо сделать, чтобы оплатили лечение
Для пострадавших в происшествии на дороге, в случае если лица находились в общественном транспорте, предусмотрен следующий порядок действий:
Оценка ущерба происходит согласно положениям соглашения и федерального законодательства. Люди с одинаковыми травмами не могут получить отличную компенсацию.
Посмотрите видео. Что делать, если Вы попали в ДТП на маршрутке? Кто заплатит за Ваш ущерб?
Порядок взыскания причиненного ущерба
Процедура по получению денег не будет схожа с той, что установлена при разбирательстве двух автолюбителей, попавших в ДТП. Пассажир самостоятельно направляет обращение в страховую компанию, указывает травмы, которые были получены, после чего происходит определение суммы возмещения. От решений перевозчика в данном случае ничего не зависит.
Какие документы потребуются
Важно! Чтобы страховая компания приняла решение о начисление компенсации, потребуется подготовить пакет бумаг:
Скачать бланк заявления в СК о страховой выплате бесплатно в формате word
Процедура расследования ДТП с пострадавшими.
Поскольку страховые компании могут ставить отдельные условия реализации процедуры возмещения, то перечень документов следует уточнять в конкретной организации.
Страховщик наделяется правом проведения дополнительного расследования, чтобы установить обстоятельства дорожного происшествия, причины получения травм пассажирами и так далее.
На принятие решения страховой компании выделяется не больше тридцати дней, после которых либо денежные средства должны быть перечислены пострадавшему лицу, либо должен быть составлен мотивированный отказ.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления в СК о страховой выплате:
Как же узнать, куда обращаться с собранными бумагами
В общественном транспорте должна размещаться информация о том, имеется ли страховка у конкретного перевозчика, какая компания обслуживает такового и точный номер соглашения о страховании, чтобы в случае чего пассажир мог сразу получить необходимую для получения компенсации информацию.
Если в салоне информации нет, то можно обратиться в транспортную компанию. Отказать в предоставлении сведений гражданину не могут, особенно если страховой случай, а именно дорожно-транспортное происшествие все-таки случилось.
Еще один вариант – использование сайта Национального союза страховщиков ответственности, но для этого потребуется регистрационный номер общественного транспортного средства.
Важно! Когда информация о страховщике отсутствует ввиду неоформленного договора обязательного страхования, то порядок взыскания компенсации будет тем же: сначала подается заявление перевозчику, а далее, если поступит отказ, или претензия будет проигнорирована, можно обращаться в судебный орган с исковым заявлением.
Поскольку законодатель предусматривает санкции на случай отсутствия обязательной страховки ответственности у транспортных компаний, наличие таких соглашений у конкретных перевозчиков растет, что повышает уровень безопасности и дает гарантии в случае чего получить положенную сумму возмещения.
Что делать, если претензия на возмещение отклонена
Если со стороны пассажира, пострадавшего при ДТП, были выполнены все обязательные действия по урегулированию ситуации непосредственно с перевозчиком и даже страховщиком, но результата нет, или же на требование о выплате компенсации поступил отказ, то остается обращение в суд.
Для искового заявления недостаточно правильного составления. Потребуется подготовка доказательственной базы, которая будет полностью отражать ситуацию, причины происшествия, травмы, причастность транспортной компании и так далее. Перечень бумаг будет тем же, что и при обращении к страховой компании.
В случае полученного отказа от страховой следует решать вопрос с выплатой компенсации в суде. Обращение в судебные органы также требует соблюдения конкретно установленного порядка действий, которые начинаются с подготовки бумаг и заканчиваются получением решения суда.
Ответственность водителя при ДТП с пострадавшими.
Что делать при обращении в судебный орган
Скачать бланк искового заявления о взыскании страхового возмещения бесплатно в формате word
Итак, алгоритм действий для обращения за помощью к суду предполагает следующее:
Исполнение решения суда контролируется судебными приставами. Вся процедура при этом регламентируется ГПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве».
Посмотрите видео. Действия при ДТП: