на какую высоту поднимается самолет миг 31

Бой в ближнем космосе: на каких высотах способен воевать российский МиГ-31

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Российский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в НАТО называют Foxhound — «Лисья гончая». Ему по силам загнать не одну воздушную «лису». Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью… от Москвы до Краснодара, то есть свыше 1100 км! Машина способна перехватывать любые воздушные цели, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей, и даже — поражать низколетящие спутники на их космических орбитах.

Покоритель высот и расстояний

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Практический потолок МиГ-31превышает 25 км. Стратосферы он достигает на сверхзвуке: скорость истребителя при этом может достигать 3 тысячи км/ч, то есть, почти три звуковых. Одна из задач этих машин — перехватывать крылатые ракеты. Не случайно, один из базовых аэродромов МиГ-31 располагается на равном удалении от Москвы и Санкт-Петербурга. Именно так обеспечивается эффективная противовоздушная оборона этих двух крупнейших центров страны.

При необходимости весь этот боезапас МиГ-31 может выпустить залпом. Спастись от такого удара невозможно. Самолет также имеет отличную радиолокационную станцию, позволяющую видеть на дальности свыше 400 км.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

По словам командира полка ВКС России полковника Анатолия Ульянова, новые ракеты, которыми оснащается МиГ-31, способны поражать цели в ближнем космосе. Это и спутники, и баллистические и крылатые ракеты, и прочие средства воздушного нападения противника, в том числе те, которые только будут появляться.

Концепция этого самолета, отмечает офицер, закладывалась таким образом, что отряд этих самолетов был способен прикрыть позиционный район шириной порядка 1000–1200 километров. «Для нашей большой страны, особенно для ее северных рубежей, это как нельзя кстати, потому что именно этими самолетами прикрыто все побережье Баренцева и Карского морей», — отмечает полковник Анатолий Ульянов.

Время старта

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Самолет двухместный: впереди располагается командир, сзади — штурман. Заняв места в креслах, летчики закрывают «фонари», после чего следует серия предстартовых проверок и машины начинают движение к взлетно-посадочной полосе. По словам руководителя полетов подполковника Евгения Полякова, на сверхзвук самолет выходит уже через 10 минут полета.

Конечно, если принимать в буквальном смысле, то высота, на которую поднимается МиГ-31, еще не является космосом: космическое пространство, по принятому международному стандарту, начинается с высот от 100 км. Однако уже на двух десятках километрах присутствуют космические «приметы» — нет атмосферы, зато появляется космическая радиация.

Для безопасности экипаж использует гермошлемы, высотнокомпенсирующие костюмы. Благодаря им, удается избежать такого опасного явления, как «закипание» крови. К слову, летчики, совершающие полеты на такие высоты, проходят медосмотр не только перед стартом, но и после возвращения на землю. Контроль за состоянием человека — самое важное в авиации.

А еще готовиться к полетам помогают тренажеры. На них имитируются условия выполнения задач. Имитация полная, даже звука двигателя не слышно. Дело в том, что на сверхзвуке этот шум остается позади, так как самолет его опережает.

Воздушному оператору Артуру Саркисяну удалось как-то снять редкие кадры: тонкая полоска волны, идущая по фюзеляжу — и есть та самая граница, которая разделяет звук и сверхзвук. Этот переход называют «скачком уплотнения». Скорость в этот момент определяется только по приборам, летчики в кабине ее не ощущают.

На тренажере можно отрабатывать и элементы воздушного боя, тренировать действия при различных вводных, например, при пожаре в двигателе.

Рекорды 31-го

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

«Родина» МиГ-31 — Нижний Новгород, авиастроительный завод «Сокол». Сейчас новые машины тут не собирают, зато активно обновляют старые. Как отмечает главный конструктор Александр Осокин, во время реновации производится обновление «начинки», в результате чего появляется высокоэффективный самолет.

К примеру, аналоговые приборы меняются здесь на цифровые жидкокристаллические экраны. А вот что остается неизменным — это качество металла, из которого изготовлен корпус машины.

Кстати, когда предшественник МиГ-31 — машина 25-й модели была угнана предателем-перебежчиком Виктором Беленко в Японию, тамошние специалисты так и не смогли разгадать секрет сплава. Известно, что в конструкции машины используется и высокопрочная сталь, и алюминий, и титан. Еще одна особенность МиГа — расположение топливных баков, которые занимают почти весь корпус.

Уникальные материалы плюс идеально точно просчитанная конструкция делают МиГ-31 рекордсменом, у которого по многим дисциплинам нет конкурентов. Скажем по скорости: у французского Dassault Rafale она — 2200 км/ч, у натовского Eurofighter Typhoon — 2450, у штатовского F-15 — 2650. Российский самолет, напомним, ускоряется до 3 тысяч. Ему по силам обогнать даже снаряды, выпущенные из своей же пушки!

МиГу принадлежит и рекорд высоты: в 1977 году советский летчик Александр Федотов поднялся на этом самолете на 37650 метров. Этот рекорд до сих пор не побит.

Правда, как отмечает вице-президент по инновациям ПАО «ОАК», председатель совета директоров АО «РСК » МиГ» Сергей Коротков, если будет надо, то и этот потолок может быть превзойден.

Курсом модернизации

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Интересно, что этой же командой конструкторов, которая работала над МиГом, создавался и знаменитый космический корабль «Буран». Группе во главе с Глебом Лозино-Лозинским был поручен проект «Бурана» именно потому, что те знали, что такое большие высоты и значительный нагрев конструкций. Был у них и опыт создания первого в стране воздушно-космического самолета «Спираль», состоявшего из орбитального самолета, который выводился в космос с помощью гиперзвукового разгонщика и ракеты.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Эта разработка осталась на бумаге, а вот «Буран» полетел. К слову, при его создании тоже пришлось изобретать уникальные материалы. Вот только один пример: когда самолет или космический аппарат входит в плотные слои атмосферы, его нос разогревается до температуры 1700 градусов, а кромки крыльев — до 1800. Этого хватит, чтобы расплавить железо либо чугун.

Корпус «Бурана» покрывался специальными теплозащитными плитками. Каждая (а их было около 40 тысяч штук) индивидуально обрабатывалась под изогнутые формы корпуса.

Важно отметить, что экипажи российских ВКС, летающие на этих машинах, учатся поражать современные средства воздушного нападения, в том числе перспективные.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Как сообщил в конце прошлого года заместитель министра обороны России Юрий Борисов в ходе свой рабочей поездки на авиастроительный завод «Сокол», с этим предприятием военное ведомство имеет длительный контракт на ремонт, восстановление с продлением ресурса истребителей МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ.

«Всего контракт подразумевает восстановление 113 машин, — сообщил Юрий Борисов. — Пока никаких срывов нет, претензий к заводу также.»

Замминистра обороны особо обратил внимание на тот факт, что предприятию удалось выполнить задачу по импортозамещению при работе над данным истребителем. «Никакой зависимости у нас сейчас нет, никаких опасений по этому поводу не осталось», — заявил Юрий Борисов.

Дмитрий Сергеев

Источник

МиГ-31

Модификации

Истребитель неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.

Конструктивные версии 31-х машин:

Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.

Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.

Миг-31Э – экспортный вариант машины.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

В последних вариантах 31-х машин для удобства и оперативной информированности экипажа добавлена световая информация на лобовом стекле кабины.

Тактико-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

6.2 Лётные характеристики

6.3 Вооружение

Один из вариантов комплекта вооружения:

Описание конструкции

Традиционная аэродинамическая схема МиГ-31 включает в себя высокое расположение трапецеевидного крыла и хвостовое оперение из двух килей и поворотного стабилизатора. Все детали планера выполнены из сплавов титана и алюминия, что позволило значительно уменьшить вес конструкции.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Трёхлонжеронное крыло с наплывами в местах сопряжения с фюзеляжем, повышает аэродинамические характеристики полёта на больших углах атаки, этому способствует и высокая механизация крыла.

Конструкция шасси сделана оригинально, в двухколёсной тележке главной опоры колесо спереди сдвинуто во внутреннюю сторону, а заднее, наоборот, в наружную, что повышает проходимость самолёта на грунтовых и ледовых ВПП.

Передняя стойка с двумя колёсами убирается назад.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Воздухозаборники такие же как у МиГ-25, расположены по бокам, прямоугольного сечения, регулируемые. Семь топливных баков размещены в фюзеляже, четыре в крыльях и два в киле. Общий запас топлива составляет 17330 кг, имеется возможность подвески двух дополнительных баков общей ёмкостью 5 тыс. литров.

В кабинах самолёта, расположенных тандемом, находятся пилот и сзади штурман-оператор. У штурмана размещена основная часть приборов для работы с БРЛО. В ранних выпусках самолётов у штурмана-оператора было один большой круглый и два прямоугольных индикатора на ЭЛТ.

После модернизации обе кабины оснащены цветными ЖКИ дисплеями. В кабине-штурмана-оператора установлена телескопическая выдвижная ручка и рычаги управления двигателем. Белая полоса на доске приборов служит командиру для быстрого восстановления пространственной ориентировки в полёте по приборам.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

МиГ-31 кабина плота

На МиГ-31 впервые в мире установлена РЛС с антенной фазированной решёткой. Станция СБИ-16 «Заслон» осуществляет сопровождение 10 целей и возможность одновременного захвата четырёх из них. Цели обнаруживаются на дальности до 300 км и с помощью аппаратуры передачи данных информация может быть передана на другие самолёты или наземный КП.

Тепловой пеленгатор вкупе с РЛС позволял скрытно прощупывать воздушное пространство в поисках целей незаметно для радиолокационных станций противника.

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

В ВВС россии на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — аэродром Караганда.

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Немного о родстве

В том же, что касается планера, МиГ-31 обнаруживает родство с МиГ-25. Оба самолета — высотные сверхзвуковые перехватчики, оба имеют цельносварной корпус с широким применением деталей из стали и титана. Использование этих металлов вместо более традиционных алюминиевых сплавов связано с необходимостью придать корпусу высокую термостойкость — при движении на сверхзвуке корпус подвергается интенсивному аэродинамическому нагреву, вплоть до того, что кромки воздухозаборников начинают светиться.

«С МиГ-25 определенно есть преемственность, — говорит ведущий инженер-конструктор ОКБ Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» Виктор Степанов, — и в плане материалов, и во внешнем виде, и в аэродинамике, но самолет это другой, с другим БРЭО, другими двигателями, сделанный под другие задачи».

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31
Характерные черты модернизированного МиГ-31 — РЛС с большей дальностью обнаружения, повышенное быстродействие всего комплекса БРЭО, прогрессивные средства навигации. На базе старой, проверенной временем платформы появляется современный самолет с новыми задачами.

МиГ-25 начинали разрабатывать еще в 1950-х годах в ответ на планы США создать сверхзвуковые бомбардировщики (типа North American Valkyrie) и сверхзвуковые высотные разведчики SR-71. Поэтому приоритетом была скорость, и МиГ-25 мог разгоняться до 3,2 Маха. Для МиГ-31, как уже говорилось, главной задачей считается патрулирование арктического воздушного пространства и прикрытие его от крылатых ракет. В связи с этим для барражирования перехватчику потребовался экономичный дозвуковой режим. И если на МиГ-25 стояли турбореактивные Р15Б-300, то МиГ-31 оснастили силовыми установками Д-30Ф6. Это более экономичный (в силу двухконтурности) двигатель, построенный на основе Д-30, который устанавливали на гражданские самолеты (в частности, на Ту-134). Для сверхзвукового режима двигатель получил форсажную камеру.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

«МиГ-31 — чисто оборонительный самолет, самолет, охраняющий мир, — говорит ведущий инженер по летным испытаниям НАЗ «Сокол» Яков Исаенко. При этом задачи у 31-го гораздо сложнее: он должен обеспечивать перехват целей в диапазоне от минимальных и до максимальных высот. Машина устойчивая, хорошо пилотируется. В барражирующем режиме самолет использует механизацию крыла. Изменившиеся аэродинамические параметры позволяют увеличить подъемную силу и летать во время дежурства на большой высоте с меньшей скоростью».

Вооружение истребителя

Образец прекрасно вооружен для выполнения, поставленных перед ним задач.

РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с наибольшей эффективностью. Система выявляет стратегический бомбардировщик вероятного противника на расстоянии в 200 км, а истребитель сопровождения — на расстоянии в 120 км.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Осуществлена возможность захвата небольших объектов на фоне земли — это дает возможность уничтожать не только управляемые летательные аппараты, но и крылатые ракеты. Система обеспечивает надежное поражение цели управляемой авиаракетой на максимальных дистанциях.

При этом «Заслон» дает возможность захватывать и вести до 10 целей одновременно, атакуя при этом с помощью УР 4 цели.

Авиаракеты помещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыльев на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамику истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении она прячется под створкой-обтекателем.

Эксплуатация

Летательный аппарат находится на вооружении с 1981 года. До развала СССР успели создать около 500 единиц. Большая часть находилась на территории России, некоторая — передана ВВС Казахстана. С момента принятия на вооружение, данная машина стала настоящей головной болью летающих разведчиков стран НАТО, совершавших полеты над территорией Советского Союза.

До этого ни один перехватчик не мог соперничать с американскими пилотами. Новый перехватчик превосходил машины, незаконно летавшие над территорией СССР, в результате им эти полеты пришлось свернуть. Возможность рассматриваемого МиГа сбивать спутники также повлияла на полетные задания аппаратов-разведчиков.

Кроме этого, 31-й активно используется в небе Дальнего Востока и Сибири. Особенности шасси, позволяющие использовать самолет на взлетно-посадочных полосах разного типа и качества, делают его незаменимым в условиях вечной мерзлоты и суровых погодных условий, отрицательно влияющих на ВПП, перечисленных выше территорий.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Кроме того, возможность длительного нахождения в воздухе и широчайшее действие радара позволяет держать под контролем обширное небо на востоке России.

Однако перспективы у 31-ого отнюдь не радостные. С 1994 этот образец не выпускается ни на нижегородском «Соколе», ни где бы то ни было в России. Сейчас на вооружении осталось 247 машин, ресурс их постепенно расходуется. В 2013 году сообщалось, что 80% единиц данной марки нуждаются в серьезном ремонте. В правительстве и кругах, связанных с министерством обороны, все чаще звучат настойчивые требования возобновить производство уникального аппарата, аналогов которому в мире не будет еще ближайшие 10-15 лет.

Для создания новых машин есть почти все ресурсы, включая около 600 двигателей, законсервированных на Пермском машиностроительном заводе. Но контрольный пакет акций этого предприятия находится в руках американских инвесторов, логично, не горящих желанием производить такой аппарат для российских военно-космических сил.

В заключение можно сказать, что МиГ-31 был и остается одной из лучших машин российских ВКС, технические характеристики которого находятся на высшем уровне мировой авиации, а ресурс модернизации далеко не выработан до конца.

Оказался не нужен

На авиазаводе «Сокол» во второй половине 80-х годов была построена установочная партия МиГ-31М в количестве шести опытных самолетов. В марте 1992-го на авиабазе «Мачулищи» под Минском МиГ-31М показали военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ.

В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск с этого самолета ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более300 км, что до сих пор недоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики.

Но России 90-х годов такой самолет оказался не нужен. МиГ-31М не пошел в серию. Было остановлено производство и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к нему, очутились во владении американцев – завод прекратил изготовление таких силовых установок.

Из 500 произведенных машин к настоящему времени в строю осталось около сотни. При этом одной из причин прекращения производства и модернизации МиГ-31 называется отсутствие уникальных двигателей повышенной мощности Д-30Ф6, разработанных специально для этого самолета конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся ранее Пермским моторным заводом.

Проведенная нами проверка показала, что данные об отсутствии двигателей не соответствуют действительности. Выяснилось, что на ПМЗ и базах хранения находится свыше 600 таких двигателей, техническое состояние которых после восстановительного ремонта позволит обеспечить модернизацию и производство не менее 300 самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок 15–20 лет.

На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области и на авиаремонтных заводах сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, необходимые для возобновления работ. По расчетам специалистов, все это более чем на треть снизит время и общие производственные затраты на восстановление столь необходимых для защиты воздушно-космических рубежей истребителей-перехватчиков дальнего действия.

Шасси и система торможения

Конструкция шасси истребителя МиГ-31 так же заслуживает особого внимания.

Борт осуществляет посадку на трехстоечную конструкцию. Переднее шасси усилено двумя пневматическими механизмами и представляет собой конструкцию из двух колес размером 660×200 мм.

Важным отличием от МиГ-25 стало то, что теперь переднее шасси убирается назад. Расположенные в нижней части фюзеляжа боковые шасси выполнены в виде двухколесных тележек.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Размер колес 950×300 мм, убирают они вперед. Интересно решение, при котором тормозные щитки опоры шасси одновременно выполняют функцию створок.

Шасси МиГ-31 позволяют данной машине приземляться на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП) приемлемого качества. Лед или грунт, конечно, не лучшая ВПП для истребителя-перехватчика, но он способен базироваться и на таких аэродромах.

В конструкции так же предусмотрен контейнер с тормозным парашютом в задней части фюзеляжа.

Аварии и катастрофы МиГ-31

20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.

МиГ-31 кабина

Боевой потенциал

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Корпус из титановых сплавов и жаропрочных сталей полностью адаптирован к высоким температурам на сверхзвуковых скоростях. Самолёт легко взлетал и мягко садился, опираясь на надёжное трёхстоечное шасси.

Бортовая РЛС может обнаружить и сопровождать до 24 целей на дальности свыше 300 км. После обработки данных бортовой компьютер выберет шесть наиболее важных целей, подлежащих первоочередному уничтожению. Остальное довершат 8 ракет «воздух-воздух» или мощная 6-ствольная пушка калибра 23 мм.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31Бортовая РЛС МиГ-31

Ещё одна важная особенность МиГ-31 – работа в группе. Звено из 4-х перехватчиков может контролировать воздушное пространство на 900-километровом участке, чётко взаимодействуя между собой.

История создания

В 70-е годы прошедшего века самолётов, именующимися перехватчиками было много, но ни одни из них, даже новейший МиГ-25 не обладал возможностью перехвата на малой высоте скоростных целей. Тогда только начинались разрабатывать проекты МиГ-29 и Су-27, но раньше 1985 года они не могли вступить в строй. Срочно требовался новый перехватчик.

В ОКБ Микояна ещё в 80-е годы начали исследования программы по созданию нового самолёта обнаруживающего цели на высотах от 100 м до 30 км. Был разработан тип тяжёлого барражирующего двухместного перехватчика полностью автономного от наземных пунктов командования.

Руководителем проекта стал в 1972 году генеральный конструктор В.А. Беляков, машина в ОКБ получила обозначение Е-155МП. Новый МиГ получил двухконтурные мощные двигатели Д-30Ф, новое вооружение, РЛС с фазированной решёткой и современный прицельно-навигационный комплекс.

Первый полёт на опытном образце Е-155МП осенью 1975 года 16 сентября выполнил шеф-пилот ОКБ им.Микояна А.В. Федотов. В следующем году после майских праздников опробован в воздухе второй опытный образец. Затем началась программа государственных лётных испытаний, которая продолжалась до 1980 года. Уже в 1981 году машина, получившая обозначение МиГ-31 поступила в строевые части ПВО.

История создания истребителя МиГ-31

Перед инженерами военные поставили задачи, требовавшие принципиально нового решения. Система ПВО нуждалась в многоцелевой машине, способной не только вести борьбу с воздушными судами вероятного противника, но так же противостоять ракетам различных классов.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

При этом по техническому заданию, перехватчик должен был иметь достаточно большой радиус действия для надежного прикрытия охраняемой области. Первоначально многие конструкторские решения встречали сопротивления консервативно настроенных военных летчиков и части инженеров.

Наибольшие проблемы ждали конструкторов при выполнении задачи размещения в корпусе нового самолета систем управления вооружением, а также бортовой РЛС (радиолокационной станции) «Заслон».

В 1969 году специалисты-приборостроители из НИИ им. Тихомирова предложили неожиданный вариант решения этой проблемы, представив революционный по тем временам прибор, размещение которого считалось авантюрой.

Для самолета разрабатывали принципиально новую фазированную антенную решетку (ФАР). Руководивший проектом, маршал авиации Савицкий рисковал всем, согласившись на испытания экспериментального устройства. Но его надежды, равно как и надежды всех участников создания ФАР, оправдались.

К конструкторам предъявлялись жесткие условия:

В активе будущего воздушного судна закладывалось минимум 4 такие авиаракеты. Испытания Р-33 завершились одновременно с «Заслоном» в 1981 году, после чего машина окончательно встала на вооружение. На тот момент, МиГ-31 уже 2 года стоял в серийном производстве.

Новая модель явилась первым советским истребителем в рамках 4-ого поколения и на голову превосходила как МиГ-25, так и аналогичные машины вероятного противника. По классификации НАТО перехватчик получил прозвище «Foxhound» — лисья гончая, порода собак, известная своей высокой скоростью и выносливостью.

Мнение специалистов

На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:

1. Сверхзвуковой крейсерский полет – v=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.

2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).

3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).

4. Статический потолок –20,6 км (Су-35 –18 км, Т-50 –20 км), динамический потолок –25 км.

Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».

По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:
— перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
— обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
— оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
— эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
— сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
— уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 кг на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
— только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.

По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.

Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.

Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.

/Александр Тарнаев, член Комитета Госдумы по обороне, /

История создания перехватчиков МиГ-31

Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:

– перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

– Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.

Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.

Эксплуатация и боевое применение

Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.

В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.

Миг-31 в Сирии: в ноябре 2016 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.

Бортовое оборудование

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Миг-31 способен обнаружить воздушного противника на дальности свыше 300 км, наземного – на дальности до 200 км. Бортовая электронная аппаратура Миг-31 позволяет обмениваться информацией нескольким самолетам. Такая группировка, составленная из нескольких 31-х машин, способна защитить воздушные границы шириной около одной тысячи километров. Характер информационного обмена в такой группировке позволяет одной из машин взять на себя роль наводчика и помогать остальным истребителям наводиться на цель.

В бортовую аппаратуру 31-х мигов входит тепловой пеленгатор, способный отслеживать противника на расстоянии около 50 км.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31ФАР и приемник топливозаправки МиГ-31Б

Двигатель и скоростной потенциал

Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и наружный контуры смешивают потоки за турбиной.

Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов 5-ого поколения истребителей:

Двигатели позволяют образцу развивать предельно максимальную скорость около 3000 км/час. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производств.

Но главный сюрприз — он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (к примеру, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработан Г-образный кронштейн для дозаправки в воздухе, образец обладает неиссякаемым потенциалом.

Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этой машине. Он составил 7 часов 4 минуты, пройдя 8000 км, что для истребителей является нонсенсом.

Возможности самолета

Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.

Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.

В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной

Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ, в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.

Катастрофы МиГ-31

Из-за сильной изношенности парка самолётов МиГ-31 лётные происшествия происходят постоянно, но справедливости ради надо заметить, что благодаря высокой выучке лётного состава, гибель пилотов в большинстве случаев удаётся предотвратить. Вот только некоторые аварии и катастрофы в период с 1995 по 2015 год.

1995 год

31 мая вблизи города Комсомольск-на-Амуре в наборе высоты после взлёта на МиГ-31 произошло возгорание силовой установки, расположенной справа. Экипаж пытался локализировать пожар, но в это время вспыхнул левый двигатель, пилотам пришлось немедленно катапультироваться. Оба члена экипажа не пострадали.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

1997 год

15 января было зафиксировано падение с большой высоты 12-13 км самолёта МиГ-31. Машина упала в районе населённого пункта Кулой Архангельской области и при ударе о землю взорвалась. Экипаж погиб.

27 сентября на самолёте МиГ-31, взлетевшем с аэродрома Хотилово Тверской области начался пожар правой силовой установки. Все попытки экипажа погасить возгорание успеха не имели. По команде с земли лётчики катапультировались, предварительно направив горящую машину в безлюдную местность.

2000 год

5 апреля ночью, возвращаясь на аэродром Котлас в Архангельской области на МиГ-31УБ при выполнении посадки подломилась стойка основного шасси и самолёт резко выбросило с ВПП. От полученных травм один член экипажа скончался.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

2007 год

В Карагандинской области МиГ-31 казахстанских вооружённых сил, выполняя заход на посадку не дотянул 7 км до ВПП, столкнулся с землёй и разрушился. Оба пилота погибли. Как выяснилось позже, причиной явился отказ пилотажно-навигационных приборов.

2008 год

В апреле при выполнении учебно-тренировочных полётов с аэродрома Канск в Красноярском крае, произошёл срыв фонаря с кабины МиГ-31. Это случилось на высоте 12 км и температуре наружного воздуха – 56 градусов на скорости, превышающей скорость звука. Пилотам удалось погасить скорость, быстро потерять высоту и приземлиться на своём аэродроме. Оба лётчика были представлены к правительственным наградам.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

2010 год

18 января экипажу МиГ-31, взлетевшему с аэродрома Большое Савино(Пермь) пришлось совершить экстренную посадку из-за выхода из строя кислородного оборудования. Грамотные действия пилотов и группы руководства полётами помогли предотвратить лётное происшествие и выполнить посадку на аэродроме вылета.

2015 год

30 октября при выполнении плановых полётов с одного аэродромов на Камчатке с экранов радаров пропала отметка самолёта МиГ-31. Судьба самолёта и экипажа до сих пор неизвестны.

Дальность полета

Дальность полета Миг-31 во многом зависит от количества топлива на борту, веса полезной нагрузки и полетной скорости самолета. При дозвуковой скорости без ракет, дальность полета может составить около 2500 км. При этом продолжительность полета будет 2,5 часа.

С четырьмя ракетами и их запуском на середине дистанции, дальность составит 2400 км, с четырьмя ракетами и пуском в конце дистанции, дальность – 2240 км.

С двумя подвесными баками и их сбросом после израсходования топлива, самолет сможет пролететь 3000 км. Такой же дальности полета Миг-31 достигнет и с однократным пополнением топлива в воздухе от специального самолета-заправщика. Максимальная дальность полета самолета в 8000 км была получена при трехкратном пополнении топливом от самолета-заправщика. При этом продолжительность полета заняла около 7 часов.

Оборудование

Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км

Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).

История создания

Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.

В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.

В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.

В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.

Конструкция истребителя-перехватчика

На внешний вид и конструкции самолета МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, снятый с производства из-за побега Беленко. Конструктивно 25-й имел громадный потенциал для развития.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Его то и использовали конструкторы КБ-155, разрабатывавшие МиГ-31 в качестве основы.

Основные характеристики конструкции перехватчика:

Планер МиГа также получил серьезные изменения, коснувшиеся сплавов, используемых для корпуса. 50% составляла нержавеющая сталь против 80% у МиГ-25. 33% приходилось на сплавы на основе алюминия, 16% корпуса создавались из титана, 1% — прочие материалы. Такая раскладка позволила серьезно снизить вес планера, дав возможность использовать ресурс грузоподъёмности с большей пользой.

В конструкции машины предусматривалось большое количество емкостей для топлива. Всего конструкция вмещала 17330 килограммов топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 килевыми баками. В случае необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости на 2500 литров каждая.

Важным изменением было установка гаргрота в средней части фюзеляжа, сверху. Это дало преимущества как в защите жизненно важных элементов в управлении, так и в обтекаемости фюзеляжа. К слову, управление на борту механическое, и гаргрот как нельзя лучше защищает жесткие тяги и проводку на данной машине.

Однако 31-й имел и некоторые отличия от своего предшественника. Так, у нового перехватчика были убраны некоторые детали из нержавеющей стали на корпусе. Это было связано с уменьшением нагрева в силовой части корпуса фюзеляжа.

Кроме того, МиГ-25 был одноместным аппаратом, 31-й же получил, помимо пилота, еще и штурмана-оператора, который размещался за спиной пилота.

С этим связывается, популярная среди летчиков шутка о том, что после перелета Беленко в каждом полете пилота будет сопровождать «особист». Конечно же, это лишь шутка.

Новая машина имела сложнейшее радиотехническое оборудование, справится с которым в одиночку затруднительно. Штурман-оператор выполнял задачи контроля пространства в воздухе и разрабатывал при помощи приборов тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.

Оборудование МиГ-31

Оборудование, которое самолет имеет на своем борту, позволяет использовать его:

Радиолокационная станция, установленная на самолете, обладает следующими основными характеристиками:

Благодаря возможностям РЛС, вооружение самолета может поражать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земли. На автоматическом сопровождении могут одновременно находиться до 10 целей. Вычислитель «Аргон-К», расположенный на борту, выбирает из их числа 4 наиболее значимые, на которые одновременно наводятся 4 ракеты типа Р-33.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

МиГ-31 также имеет на борту теплопеленгатор 8ТП, максимальная дальность обнаружения которого достигает 50 км. Наличие этого устройства обеспечивает обнаружение целей даже в условиях радиоэлектронных помех большой интенсивности.

Кабина оператора оснащена крупноформатным индикатором тактической обстановки и навигационным оборудованием, состоящим из радионавигационных систем «Маршрут» и «Тропик». На лобовом стекле кабины летчика имеется цветной индикатор ППИ-70В, обеспечивающий пилота исчерпывающей информацией в виде цветных надписей, реперов, индексов и шкал. Аналогов подобному индикатору за рубежом не существует до настоящего времени.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Техническое описание

Главной в системе управления вооружением истребителя стала импульсно-допплеровская РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием, вплоть до 2000 года, когда во Франции поступил на вооружение Dassault Rafale.

МиГ-31 и самолёт авиационного комплекса радиообнаружения и наведения А-50 способны производить между собой автоматический обмен целеуказаниями.

4.1 Конструкция планера

Корпус истребителя способен производить подъемную дополнительную силу до 25%, ракеты в нем находятся в полуутопленном состоянии. Наполовину он состоит из стали, на треть из алюминиевых сплавов, на 16% из титана.

4.2 Двигатели

Разработка модульных двигателей была произведена на базе гражданского двигателя от Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Чтобы ее запустить, используется впрыск топлива «огненная дорожка». Двигатель создан из сплавов титана, никеля и железа.

4.3 Дальность полёта

Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, запуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК практическая дозвуковая дальность и время полёта равняются соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной ПМК и без подвесных баков равняется:

Вооружение

Вооружение Миг-31: главным элементом вооружения являются ракеты высокой точности, которые способны поражать противника как в воздушном пространстве, так и на поверхности земли, на различном расстоянии. Самолет также может быть вооружен ракетами для уничтожения морских объектов. Некоторые ракеты, находящиеся в составе вооружения Миг-31, действуют по принципу «выстрелил и забыл», который не требует участия пилота в их конечном наведении на цель.

Бортовые средства наведения таких ракет позволяют сделать это самостоятельно. Для защиты самолета от ударов противника, он оснащен системой, предупреждающей о радиолокационном облучении, бортовыми радиоэлектронными средствами противодействия и создания помех, термическими ракетами. Для уничтожения наземных объектов на самолет подвешиваются управляемые по лазерному лучу планирующие авиабомбы. Для стрельбы по ближним целям в корпусе Миг-31 установлена пушка, рассчитанная на комплект из 260 снарядов. Общий вес боевого вооружения самолета может достигать 3 тонн.

Самолет способен сбивать цели на дальности более 100 км и на высотах от низколетящих огибающих земной рельеф целей до целей на высоте около 30 км. Это один из немногих истребителей, который может сбивать низкоорбитальные космические аппараты. Прорабатывались вопросы оценки возможности использования самолета для запуска небольших спутников.

на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть фото на какую высоту поднимается самолет миг 31. Смотреть картинку на какую высоту поднимается самолет миг 31. Картинка про на какую высоту поднимается самолет миг 31. Фото на какую высоту поднимается самолет миг 31

Посреди неподвижности

«МиГ-31 с максимальной взлетной массой свыше 46 т уже подходит под классификацию «корабль», — добавляет заслуженный летчик-испытатель Сергей Томбак. — Если сравнивать с легким истребителем типа МиГ-29, у которого усилие на ручке не превышает 3,5 кг, то на МиГ-31 это значение может доходить до 15 кг. То есть 31-й определенно не пилотажная машина. Однако в целом управлять самолетом легко. Мой отец, тоже летчик-испытатель, шутя называл МиГ-31 «самолетом для пенсионеров»: в нем много автоматики, отличная навигация, сам приведет к полосе — только выровняй машину и садись. Конечно, для высшего пилотажа этот перехватчик мало подходит, хотя несложные фигуры можно выполнять и на нем. Вот только петля Нестерова получится гораздо больше, чем у пилотажного самолета. Ну и, разумеется, воздушный бой не стихия МиГ-31, хотя на всякий случай 23-мм автоматическая пушка на борту имеется».

«Особенности пилотирования МиГ-31 проявляются и во время полета в стратосфере. Когда ты несешься там на больших скоростях, стихает шум и появляется ощущение, что все вокруг абсолютно неподвижно. МиГ-31 — это очень надежный самолет. Он и сегодня способен противостоять любым силам и средствам воздушного нападения», — говорит Виктор Степанов.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Что нового в модификации БМ

Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ

Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин

В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.

Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.

С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.

Один комментарий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *