на красном фоне каким цветом писать
Выбор цвета и шрифта для рекламы
Выбор цвета и шрифта для рекламного обращения – параметр не менее важный, чем структура самого обращения.
В данном аспекте важно во-первых, привлечь внимание, во-вторых, создать максимально комфортные условия для зрительного восприятия обращения – тогда больше шансов, что его прочитают до конца.
Прежде всего, определимся, делать рекламу цветной или черно-белой.
Психологами доказано, что цветные объявления привлекают внимание намного больше, чем черно-белые. Поэтому если есть возможность использовать палитру из хотя бы двух цветов, этим желательно воспользоваться.
Согласно исследованиям, воспринимаются наиболее положительно и больше притягивают взгляд следующие цветовые сочетания:
Также следует обратить внимание на то, как воспринимаются различные цвета:
Красный – очень интенсивный, «активный» цвет, он сразу обращает на себя внимание. Это цвет страсти, который просто не может оставить наблюдателя равнодушным. Однако с ним надо быть осторожнее, потому что переизбыток будет оказывать нежелательное воздействие: утомит и вызовет раздражение.
Желтый – цвет радости, позитива. Используя его, вы получите и другое преимущество: желтый зрительно увеличивает площадь, на которой используется, придает ощущение объема. Однако не стоит использовать слишком много интенсивно-желтых элементов: этот цвет способен легко утомить.
Голубой, синий – цвета холодной части спектра. Светлые оттенки также придают ощущение объема. Они дают чувство спокойствия (темные оттенки – стабильности и шика), подталкивая вдумчиво и рассудительно вчитываться в информацию.
Оранжевый и черный – буквально притягивают внимание человека. Однако это сочетание вызывает чувство тревоги (обратите внимание, многие сигналы или, скажем, знаки, которые вызваны предупреждать, имеют именно такую окраску).
Зеленый – цвет спокойствия, уверенности и надежности. Светлые оттенки более игривы. Как правило, зеленый воспринимается достаточно положительно, главное – подобрать хорошее «обрамление» для этого цвета.
Белый – цвет чистоты, придает дополнительный объем, как бы «расширяет» пространство рекламного обращения. Белый – универсальный фон для какого-либо текста, он традиционно используется наиболее широко.
Выбирая палитру для рекламного обращения, следует избегать следующих решений:
Помните: не люди должны читать вашу рекламу просто благодаря тому факту, что она есть, а вы должны создавать такие условия, чтобы ее прочли. Всегда найдется определенный процент целевой аудитории, который не имеет активной заинтересованности в вашем предложении. Если вы не склоните их на свою сторону при первых же секундах контакта, можно считать, что этих людей вы потеряли.
Шрифт
Современные технологии предлагают колоссальную свободу в выборе шрифта для рекламы.
Однако вы помните, что руководствоваться исключительно своими предпочтениями нежелательно, выше мы уже уточняли, почему.
Поговорим теперь о том, как должны выглядеть сами буквы, чтобы они вызывали интерес.
В целом, универсальный совет, который можно дать тому, что выбирает цветовую палитру и шрифт для рекламы, будет звучать так: во всем хороша умеренность. Используя простые приемы, которые проверены многолетней практикой и воздерживаясь от крайностей, можно создать такую рекламу, которая только своим внешним видом будет привлекать людей и располагать к себе.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
сочетание цвета фона и шрифта
Таблица для наглядности:
Белый — открытость и нейтральность
Это фон черного или синего шрифта в тетрадке, а так же цвет шрифта на черном фоне доски в классе, заложенный нам еще с детства. Белый шрифт по контрастности хорошо сочетается с красным, зеленым, синим и черным фоном, а белый фон с такими же цветами шрифтов. Влияние белого шрифта на пользователя при различных цветах фона:
красный фон — привлечение внимания к информации;
черный фон — усиление внимания к информации второстепенного плана и заключения;
зеленый фон — мягкое информирование о проблемах;
синий фон — убедительное формирование сути информации.
Голубой — нежность и мягкость
Это цвет гармонии, дружбы, привязанности и родственных душ. Голубой шрифт плохо контрастен на представленных фонах, но голубой фон хорошо сочетается с черным, красным, желтым и белым цветом шрифта. Голубой фон используется для усыпления осторожности действий посетителя, а также подталкивает его принимать инновационные решения.
Желтый — общительность, коммуникабельность и открытость
Это цвет уравновешенности и внутренней гармонии, он хорошо запоминается и воспринимается жизнерадостными активными людьми. Цвет активизирует развитие, и деятельность мысли, не зря одно из направлений подачи информации назвали «желтой прессой», так как она дает длительное обсуждение её информации. Желтый цвет шрифта по контрастности хорошо сочетается с черным, синим, зеленым и красным фоном, а фон с черным, синим, зеленым и красным цветами шрифта. Влияние желтого шрифта на пользователя при различных цветах фона:
черный фон — третьестепенная информация и заключение;
зеленый фон — мягкая информация о небольших возможных проблемах;
синий фон — убедительное формирование подробной сути деловой информации.
Зеленый — снятие нервного напряжения и остроты переживания
Это цвет успокоения, уменьшения болевых ощущений и усталости, формирования уравновешенности. Ассоциации вызываемые цветом это свежесть и естественность. Зеленый шрифт по контрастности хорошо сочетается с желтым и белым фоном, а фон с желтым и белым шрифтом. Влияние зеленого шрифта на пользователя при различных цветах фонах:
белый фон — привлечение внимания к приятной информации;
желтый фон — отображение неприятной информации;
синий фон — запоминание сути деловой информации.
Коричневый — стабильность, реалистичное настроение
Это цвет самодостаточных людей. Коричневый шрифт хорошо сочетается с голубым, желтым и белым цветом, а фон с желтым и белым цветом шрифта. Влияние коричневого шрифта на пользователя при различных цветах фона:
белый фон — усиливает атрибуты информации;
желтый фон — укрепляет гарантированный результат в сознании пользователя;
голубой фон — укрепляет сплоченность пользователей в коллективе.
Красный — напряженность, внимание, действие
Это цвет притягивающий внимание. Красный шрифт хорошо сочетается с черным, голубым, желтым и белым цветом фона, а красный фон с черным, белым и желтым цветом шрифта. Влияние красного шрифта на пользователя при различных цветах фона:
белый фон — выделение важной информации;
черный фон — скука;
желтый фон — объединение пользователей;
голубой фон — стремление новых пользователей к объединению.
Почему-то ничего не написано о черном цвете. Вот нашла кое-что:
Эмоции и ассоциации: власть, изысканность, нервозность.
Самый сильный из нейтральных цветов — чёрный — появляется практически на любом сайте. Он может вызывать разные ассоциации в зависимости от сопровождающих его цветов или доминировать над ними, если использовать его сверх меры.
Сила и нейтральность чёрного делают его отличным выбором для больших блоков текста, но как основной цвет он может создать ощущение нервозности или даже ассоциироваться со злом.
Для большинства сайтов чёрный используется, чтобы создать ощущение изысканности. От сочетания чёрного и белого в минималистичном дизайне создаётся впечатление элегантности и стиля.
Удачи в подборе цветов для фона и шрифта!
Союз цвета и шрифта
Любая реклама оказывает психологическое влияние на человека. Но только качественная воздействует на сознание и подсознание потребителя целенаправленно. В этом главный секрет ее эффективности. В отличие от других видов наружная реклама пищевых продуктов характеризуется большим охватом воспринимающей аудитории. В качестве источников рекламы используются вывески, плакаты, афиши, щиты (билборды, брандмауэры, скайборды), световые установки с яркими изображениями продуктов питания и лаконичным текстом. Они располагаются практически везде, привлекая наше внимание. Главная их цель – постоянное напоминание о продукте. В наружной рекламе продуктов питания психологическое воздействие на потребителя оказывает не только цветная картинка сочного плода с капельками росы или струя льющегося из красочной упаковки напитка. Важную роль играет и шрифт текста. Для наружной рекламы идеально подходит шрифт: • цветной, • необычный, • жирный, • крупный, • легко читаемый, • контрастирующий с фоном щита. В разных видах рекламы, особенно в прямой почтовой, политических или пиар-акциях часто используется рукописный шрифт. Его психологическая функция – сокращение дистанции между рекламодателем и потребителем путем создания с помощью шрифта доверительных отношений. Однако для наружной рекламы этот шрифт неприемлем. Он труднее читается и намного медленнее воспринимается, чем такие распространенные в России типы шрифтов, как Times или Arial. Для восприятия текста на расстоянии наиболее эффективны жирные типы шрифтов. Если рекламный материал воспринимается с расстояния в 20 метров, то высота букв должна быть более 3 см. Если расстояние до рекламного щита 50 метров, то буквы должны быть не менее 5 см. Немаловажное психологическое влияние на потребителя оказывает и цветовая гамма рекламного щита: сочетание цвета букв и фона. Его эмоциональное восприятие можно классифицировать по признакам «грустный – радостный», «агрессивный – неагрессивный». К «радостным», а потому и запоминающимся потребителем, можно отнести следующие цветовые сочетания: • белый на зеленом, • зеленый на желтом, • желтый на зеленом, • желтый на белом.
«Грустные» цветовые сочетания: • синий на черном, • фиолетовый на черном, • черный на синем.
Нейтральные цветовые сочетания: • голубой на синем, • синий на белом, • фиолетовый на голубом.
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» № 2010
Любая реклама оказывает психологическое влияние на человека. Но только качественная воздействует на сознание и подсознание потребителя целенаправленно. В этом главный секрет ее эффективности. В отличие от других видов наружная реклама пищевых продуктов характеризуется большим охватом воспринимающей аудитории. В качестве источников рекламы используются вывески, плакаты, афиши, щиты (билборды, брандмауэры, скайборды), световые установки с яркими изображениями продуктов питания и лаконичным текстом. Они располагаются практически везде, привлекая наше внимание. Главная их цель – постоянное напоминание о продукте. В наружной рекламе продуктов питания психологическое воздействие на потребителя оказывает не только цветная картинка сочного плода с капельками росы или струя льющегося из красочной упаковки напитка. Важную роль играет и шрифт текста. Для наружной рекламы идеально подходит шрифт: • цветной, • необычный, • жирный, • крупный, • легко читаемый, • контрастирующий с фоном щита. В разных видах рекламы, особенно в прямой почтовой, политических или пиар-акциях часто используется рукописный шрифт. Его психологическая функция – сокращение дистанции между рекламодателем и потребителем путем создания с помощью шрифта доверительных отношений. Однако для наружной рекламы этот шрифт неприемлем. Он труднее читается и намного медленнее воспринимается, чем такие распространенные в России типы шрифтов, как Times или Arial. Для восприятия текста на расстоянии наиболее эффективны жирные типы шрифтов. Если рекламный материал воспринимается с расстояния в 20 метров, то высота букв должна быть более 3 см. Если расстояние до рекламного щита 50 метров, то буквы должны быть не менее 5 см. Немаловажное психологическое влияние на потребителя оказывает и цветовая гамма рекламного щита: сочетание цвета букв и фона. Его эмоциональное восприятие можно классифицировать по признакам «грустный – радостный», «агрессивный – неагрессивный». К «радостным», а потому и запоминающимся потребителем, можно отнести следующие цветовые сочетания: • белый на зеленом, • зеленый на желтом, • желтый на зеленом, • желтый на белом.
«Грустные» цветовые сочетания: • синий на черном, • фиолетовый на черном, • черный на синем.
Нейтральные цветовые сочетания: • голубой на синем, • синий на белом, • фиолетовый на голубом.
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» № 2010
Сочетание цветов в полиграфии: делаем дизайн привлекательным и креативным
В статье мы расскажем:
Грамотное сочетание цветов в полиграфии способствует привлечению внимания, помогает транслировать послание бренда и создавать заложенные в нем настроение и ассоциации. Потому важная роль отводится дизайну, от которого зависит визуальное восприятие клиентами картинки.
Дизайн должен быть привлекательным и технически корректным, исходя из возможностей производства. Поэтому важно знать о тонкостях сочетания цветов в полиграфии, которые помогут воплотить самую креативную идею.
Важность сочетания цветов в дизайне полиграфии
При разработке дизайна полиграфической продукции нужно уделить особое внимание выбору цветов, поскольку от них зависит выразительность макета листовок и буклетов, передаваемые им эмоции и т. п.
Существует два варианта построения цветов:
Чтобы правильно подобрать сочетание цветов в полиграфии, используют цветовой круг. Для получения контрастного изображения берут цвета, расположенные на противоположных краях круга, отличающиеся по светлоте и тону. Для спокойной и мягкой картинки подходят смежные оттенки, стоящие рядом.
Каждый цвет обладает собственной тональностью, яркостью и служит для передачи определенных эмоций.
Этот яркий цвет символизирует солнце, вызывает положительные эмоции, активирует умственную деятельность, благотворно сказывается на нервной системе. Блеклые оттенки вызывают ассоциации с болезненностью. Выбирая сочетания цветов в полиграфии, нужно учитывать, что желтый, используемый совместно с серым и зеленым, способен вызвать у человека подсознательное отторжение.
Соединение его в одном изображении с белым плохо скажется на яркости, с черным – придаст агрессивность картинке.
Лучше всего использовать желтый в сочетании с красным, такой прием поможет получить изображение, выглядящее изысканно и дорого. Именно ему отдают предпочтение дизайнеры, которым нужно подготовить полиграфию для торжественных случаев.
Символ огня, крови, опасности. Многогранный цвет, способный сделать продукт ярким, выразительным, презентабельным. Но важно помнить, что обилие красного угнетает и подавляет человека, плохо сказывается на здоровье и психике.
Мрачности изображению придаст сочетание красного с серым и черным. Для вызывающе дерзкого результата добавьте зеленый. Использование сине-зеленого вызовет ассоциации с огнем.
Оранжевый – результат смешения красного и желтого, он соединяет в себе и вызываемые ими эмоции. Этот цвет несколько агрессивный, но при этом теплый, легкий и динамичный.
В сочетании с белым может запросто потеряться. К тому же он потускнеет, если использовать его вместе с темными оттенками.
Спокойный и уравновешенный насыщенный зеленый символизирует природу и экологию.
Добавив к нему немного желтого, можно получить теплый оттенок, синий же, напротив, придаст цвету холодный тон.
Вызывает различные эмоции, по-разному воспринимается окружающими. Очень неоднозначный цвет, нуждающийся в подходящих элементах и аксессуарах. Может символизировать природу, землю, придавать уверенность в себе. Используя оттенки бежевого, вы привнесете в интерьер чистоту и свет.
Таинственный и загадочный фиолетовый – цвет роскоши и великолепия. Способствует активной умственной деятельности. Однако, выбирая его, нужно внимательно подойти к сочетанию фиолетового с другими цветами.
Окружив себя чистым и легким синим цветом, символизирующим небо или воду, легко успокоиться и сосредоточиться.
Не нужно использовать его в сочетании с желтым, так он становится холодным и теряет свою силу и притягательность.
Добавление зеленого придаст ему красный оттенок, а вот сочетание с красным раскроет его красоту в полной мере.
Ассоциируется с чистотой и невинностью, беспристрастностью и справедливостью. Это холодный зимний оттенок, который символизирует свет. Однако, например, индийцы и японцы, считают белый цветом траура и смерти.
Сильнее всего раздражают нервную систему синий и фиолетовый, меньше всего – желтый, зеленый, голубой.
Шпаргалка по сочетанию цветов в полиграфии
Чтобы создать качественную продукцию, важно использовать правильное сочетание цветов в полиграфии. Ниже приведено несколько схем, которые помогут дизайнерам.
Комплиментарные (дополнительные, контрастные) цвета – те, которые находятся на противоположных краях цветового круга Иттена. Использование максимально насыщенных оттенков поможет в создании живых изображений.
Эта схема основана на использовании трех цветов, расположенных на одинаковом друг от друга расстоянии на цветовом круге. Помогает получить контрастные, но при этом гармоничные изображения. Они будут живыми, даже если взять бледные и не слишком насыщенные оттенки.
Такое сочетание цветов в полиграфии предполагает использование 2–5 (оптимально – 2-3) расположенных рядом оттенков. Картинка оставит спокойное впечатление, расположит к себе. В качестве примера можно рассмотреть использование приглушенных оттенков желто-оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, сине-зеленого.
Используют сочетание не противоположных цветов, а расположенных рядом с ними оттенков, т. е. в этом случае соединяют основной и два дополнительных тона. Контрастная, но при этом не напряженная схема. При возникновении сомнений в правильном использовании комплиментарного варианта лучше прибегнуть к такому сочетанию.
Это сочетание цветов в полиграфии предполагает использование одного основного, двух дополнительных и одного акцентного оттенков. Например, сине-зеленого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, желто-оранжевого.
В схеме используются четыре расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга цвета. Несмотря на различия, они являются комплиментарными. Придадут полиграфии динамичность, яркость. Например, сочетание фиолетового, красно-оранжевого, желтого, сине-зеленого.
33 беспроигрышных раскладки сочетания цветов в полиграфии
Почему подбор сочетания цветов в полиграфии лучше доверить профессионалам
Тот или иной продукт воспринимается покупателями через призму рекламы. Поэтому не стоит пренебрегать сочетанием цветов в полиграфии буклетов или листовок.
Задачи цветовой палитры заключаются в:
Не стоит пускать выбор цветов для листовок, каталогов или буклетов на самотек. Обсудить цветовую палитру, подходящую для рекламной полиграфии, лучше с маркетологом компании или дизайнером типографии, в которой она будет печататься.
У каждого человека могут быть собственные ассоциации с тем или иным цветом, однако ориентироваться следует на общие цветовые предпочтения нации, для которой предназначена продукция. Этот момент обязательно следует учитывать, запуская продукт на иностранный рынок.
К примеру, у американцев желтый ассоциируется с процветанием и богатством, у сирийцев – с трауром. Европейцы воспринимают голубой как цвет надежды, веры и чистоты, у китайцев он (и белый) является траурным, россияне же, увидев продукцию голубого цвета, вспоминают о нетрадиционной сексуальной ориентации.
Готовя полиграфию для зарубежной рекламной кампании, важно разобраться в восприятии цветов людьми, проживающими в выбранной стране. Неудачное сочетание и неправильный выбор палитры сведет на нет саму рекламную кампанию и испортит имидж фирмы.
Мало верно выбрать цвета, нужно еще разобраться со стереотипом их восприятия. На примере фруктов это выглядит так: зеленая ягода – в большинстве случаев неспелая (неспелая черная смородина). Будущие родители при выборе одежды для малыша будут ориентироваться на его пол, покупая голубые (для мальчика) и розовые (для девочки) ползунки и распашонки.
Запуская рекламную полиграфию, важно учитывать эти нюансы. Нельзя напечатать буклет с зеленым солнцем, розовым океаном или синими пельменями. Идя в разрез со стереотипами восприятия цветов, вы рискуете провалить кампанию из-за возникшего недоверия.
Опытные дизайнеры не забывают об этом. Например, рекламируя женскую парфюмерию, они отдают предпочтение розовому цвету, мужскую – зеленому или синему. В полиграфии премиальной продукции используются яркие оттенки золотого и красного (но также подходят черный и белый).
До того, как приступить к разработке дизайна рекламной полиграфии, важно создать визуальный образ бренда, включающий логотип, цветовую гамму, шрифты и слоган. Полиграфическая продукция способствует формированию имиджа компании, вызывает ассоциации с предлагаемыми продуктами или услугами. Расширяются возможности типографий, внедряются новые технологии, появляются новые материалы. Дизайнеры могут воплощать в жизнь смелые и необычные, креативные идеи. Поэтому важно правильно использовать сочетание цветов в полиграфии, чтобы обеспечить успех рекламной кампании.
«Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
Подробный гайд по теории цвета Иоханнеса Иттена.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В 1961 году он впервые опубликовал книгу «Искусство цвета», до сих пор не потерявшую своей актуальности.
Самое популярное изобретение Иттена — цветовой круг, с помощью которого можно находить хорошие сочетания. Но это лишь часть его теории — дизайнеру важно уметь не только правильно подбирать цвета, но и учитывать в своей работе оптическое воздействие цвета.
Публикуем основы теории из книги «Искусство цвета». Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Цветовое воздействие
Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:
Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.
Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.
Субъективное отношение к цвету
Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.
Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:
Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.
Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.
Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:
Если модные цвета не совпадают с субъективными предпочтениями того или иного дизайнера, то потребуются колоссальные усилия, чтобы создать то, что требует мода.
Контраст
Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов:
Контраст по цвету
Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя.
На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности:
Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:
Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный Анри Матиссом чистыми цветами — красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.
Контраст светлого и тёмного
Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения.
Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:
Чистый, насыщенный жёлтый цвет весьма светел. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие — блёклые и ослабленные. Только достаточно тёмный красный цвет может излучать свою силу, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет её.
Когда художник работает с контрастом светлого и тёмного, он старается выдержать его в двух, трёх или четырёх основных тональностях. У разных частей картины могут быть тональные различия, но в главных группах их важно сделать согласованными и понятными, чтобы композиция не потеряла организованность, ясность и силу.
Как пример демонстрации принципа контраста светлого и тёмного Иттен рекомендует среди прочих работу Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом»:
Контраст холодного и тёплого
Согласно теории Иттена, самый тёплый цвет — красно-оранжевый, а самый холодный — сине-зелёный. Эти цвета Иттен называет полюсами контраста холода и тепла:
Остальные цвета спектра в контрасте тёплого и холодного работают так же, как оттенки серого в контрасте светлого и тёмного. В зависимости от окружения они могут восприниматься как теплее, так и холоднее:
Такой контраст часто использовали при работе над религиозными сюжетами и оформлением храмов. Например — витражи Шартрского собора основаны на символическом контрасте красного и синего, а благодаря солнечному свету их цвета постоянно разные:
Контраст холода и тепла применялся не только в религиозных работах:
Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и тёплых цветов.
Ещё один пример использования контраста холодного и тёплого — картина Моне «Лондон, парламент, эффект солнца в тумане»:
Контраст дополнительных цветов
Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:
Дополнительные цвета на картинах не теряют интенсивность рядом друг с другом, а их композиция получается статически стойкой.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пример использования контраста дополнительных цветов — картина Ян ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»:
Симультанный контраст
Симультанный цвет — тот, который мы видим на стыке двух цветов. В книге Иттен приводит пример упражнения: внутри цветного пространства есть серый квадрат, в котором наш глаз начинает видеть оттенки дополнительного цвета к основному:
Такой эффект помогает художнику вызвать у зрителя чувство возбуждения и интереса, так как один и тот же цвет будет казаться разным каждую секунду. Один из способов избежать симультанного контраста — подмешать цвет фона в дополнительный объект:
Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шёлка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации.
Пример использования симультанного контраста — картина Ван Гога «Ночное кафе»:
Контраст по насыщенности
Помогает художникам выделять главный объект композиции. Изображения ниже дают представление о том, как насыщенные цвета выделяются на фоне блёклых:
Блёклые цвета — главным образом серые — кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретёт некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.
Пример использования симультанного контраста — картина Жоржа де Латура «Новорождённый»:
Контраст по площади цветовых пятен
Контраст можно выразить не только оттенком цвета, но и его количеством в композиции. Для гармонии Иттен предлагает пользоваться шкалой цветовой светлоты Гёте, но учтите, что они приблизительны, поэтому в работе ориентируйтесь на глаз.
Уровень светлоты цветов по шкале Гёте: фиолетовый — 3, синий — 4, зелёный — 6, красный — 6, оранжевый — 8, жёлтый — 9.
Соотношения светлоты некоторых пар дополнительных цветов:
На эти данные можно опираться при создании композиции на основе цветовых пятен. Следует учитывать, что чем светлее цвет, тем меньше места он должен занимать. Например, жёлтому можно уделить лишь одну четвёртую всего пространства композиции с фиолетовым:
Красный и зелёный обладают равной светлотой и в одинаковых пропорциях создают устойчивое сочетание. Но если красный представить в минимальном количестве, по закону симультанного контраста он будет больше привлекать к себе внимание:
Благодаря применению двух усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвящённом контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций.
Пример использования контраста по площади — картина Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»:
Форма и цвет
Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.
Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.
Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.
Круг — вечное движение духа, синий цвет.
Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:
Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.
Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.
Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.
Выразительность цвета
Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.
В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:
Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.
Лето — зелёный, синий, красный.
Осень — коричневый и фиолетовый.
Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.
Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:
Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.
Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Обложка: Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media