на круговой диаграмме показано какой транспорт предпочитают жители города троллейбус трамвай автобус
Новый транспорт в регионах: кому повезло больше
А, кто из жителей провинции, по-прежнему, вынужден пользоваться «убитыми» ПАЗиками? – исследование «Блокнота».
Власти российских регионов обновляют общественный транспорт. Урбанисты, с которыми побеседовал корреспондент «Блокнота», считают, что реформирование подвижного состава – это тренд. Вот только одним агломерациям это удаётся лучше, а другим – хуже. В этом материале «Блокнот» попытался узнать причины такого неравенства. Выяснить, какие из областей лидируют и пересаживают население на новый общественный транспорт, а какие, по-прежнему, обслуживают пассажиров, используя старые ПАЗики.
Заявка одобрена
Федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» рассчитан до 2030 года. Часть крупных населённых пунктов уже получили новые машины (автобусы, троллейбусы и трамваи). Остальные дожидаются своей очереди. В этом исследовании мы не упоминаем Москву, поскольку сравнивать столицу России по темпам обновления подвижного состава с другими городами было бы не совсем корректно.
Питиримов рассказал, что, например, в Воронеж уже доставили 82 единицы нового общественного транспорта, хотя всего туда должно прийти 140 машин. Оставшуюся часть ожидают в первом квартале 2021 года.
Троллейбусы «Адмирал» вышли в конце 2020 года на линии города Иваново
Действительно, одобренная в 2020 году заявка Воронежской агломерации, это 62 автобуса ЛиАЗ и 20 автобусов «Волгабас». Что ещё за транспорт получит эта территория (автобус, троллейбус, или трамвай) и, какой марки, пока неизвестно.
Жители Белгородской агломерации тоже получили новые машины – 65 автобусов ЛиАЗ.
Всё решает конкурс
От того, насколько качественно чиновники в регионах подготовили документы для министерства транспорта РФ, зависит, сколько баллов получит та, или иная агломерация в конкурсе. Чем больше баллов – тем больше нового транспорта придёт в область.
Городской округ Самара не получил в 2020 году ни одного нового автобуса. Не получит он их и в 2021 году.
50 новых автобусов ЛиАЗ обслуживают с ноября 2020 года пассажиров Тольятти
Позже департамент транспорта Самары, отвечая на вопрос корреспондента «Блокнота», добавил, что в 2021 году в Самару придут 22 новых троллейбуса. Но, в рамках, какой именно программы были приобретены эти машины, чиновники не уточнили.
Кому повезло больше?
В истории с распределением нового подвижного состава в российские регионы есть один нюанс: срок службы автобусов, троллейбусов и трамваев – разный. Отсюда и отличия по ценам: у каждого вида транспорта – своя стоимость.
Урбанист, общественник Андрей Ишмуратов объясняет, что срок службы автобуса – 5 лет; троллейбуса – 10 – 20 лет; трамвай «живёт» до 50 лет.
Больше всего проблем с автобусами. Да, они дешевле троллейбусов и трамваев, но они сложнее в обслуживании. По словам Андрея Ишмуратова, чем больше автобусный парк, тем дольше прослужат машины.
«Там всё связано с «каннибализацией». Как делают в провинции? Разбирают сломанный автобус, берут от него запчасти и ремонтируют другую машину. И так далее».
А троллейбусы, как он говорит, пригодны для капитального ремонта. Это – жирный плюс.
В качестве примера Ишмуратов приводит европейские города: Вену, Лиссабон, Милан. Там, по его словам, есть трамваи, которые окажутся на порядок старше тех, что выходят на линию в российских городах. И это, как он объясняет, нормальная ситуация.
ЛИАЗ-5292 – автобусы, которые получили жители Воронежа
Повезло Ульяновской агломерации – в 2020 году на родину Ленина пришло 29 трамваев марки «Львёнок». Урбанисты говорят:
Среди тех регионов, кому ещё достался новый общественный транспорт, Кемеровская агломерация (25 автобусов «НЕФАЗ»); Ижевская (16 трамваев «Львёнок»), Екатеринбургская (38 автобусов «НЕФАЗ») и другие.
Итогом федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» будет обновление пассажирского транспорта в агломерациях не менее 30 % от общего количества.
«Блокнот» благодарит за помощь в подготовке этого материала Андрея Ишмуратова и Александра Питиримова. За иллюстрации спасибо АНО «За общественный транспорт».
Автор: Виталий Папилкин