На лица сильных не взирать что означает
Фразеологизм «невзирая на лица»: значение и происхождение
Фразеологизм «невзирая на лица», по сути, является книжным выражением. Он, как и многие другие пословицы и поговорки, пришел к нам из Библии. При этом его нередко употребляют и в современной разговорной речи. Но всегда ли правильно? Каково его истинное значение, и с чем связано его происхождение? Подробнее о фразеологизме «невзирая на лица» можно узнать из статьи.
Грех лицеприятия
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению значения фразеологизма «невзирая на лица», необходимо сказать о тесно связанном с ним понятии, которое ему противопоставляется. Это – лицеприятие. Под ним понимается так называемое человекоугодничество. Оно выражается в предпочтении одного человека другому или другим в зависимости от возможности получения личной выгоды. В то же время это и унижение человека на основании каких-либо собственных соображений, оценок, суждений.
Когда одних людей уважают за их ум, влияние, образованность, богатство, умение решать вопросы, а других, которые не обладают указанными выше преимуществами и не могут принести ощутимой выгоды, лишают любви и уважения, – это с христианской точки зрения считают грехом. Это грех лицеприятия.
В чем опасность?
Подобные описанным отношения можно увидеть в семье, где есть любимые и нелюбимые дети, на службе – между начальником и подчиненным, в обществе – между бедными и богатыми. Почему в христианстве осуждается лицеприятие?
В основе предвзятости всегда лежит тщеславие и определенная выгода. Человек ищет славы от тех, кто наделен властью, ждет от них особого одобрения. Он боится бесславия и отрицательной оценки окружающих. То есть лицеприятие – это не боязнь Бога, а преклонение перед значимыми людьми.
В связи с этим мнение окружения становится более важным, чем законы Божьи. Становится невозможным соблюдение одной из заповедей – «возлюби ближнего». Этому мешает грех лицеприятия, ведь из-за него хорошее отношение проявляется только к важным и нужным людям. Именно против этого и направлен фразеологизм «невзирая на лица».
У апостола Павла
Один из вариантов фразеологизма «невзирая на лица»находится в послании апостола Павла, адресованном галатам. Он говорит, что для него в знаменитых, какими бы они когда-либо ни были, нет ничего особенного. Ведь Бог не взирает на лицо человека. Под знаменитыми здесь подразумеваются уважаемые представители церкви, апостолы, знавшие Христа.
Апостол Павел, призванный на служение Богу, был талантливым проповедником и незаурядным оратором, но в числе избранных учеников Спасителя не состоял. Некоторые апостолы были смущены данным обстоятельством, и в связи с этим Павел обосновывал и защищал свое право на проповедь.
Поэтому он и сказал, что Бог не взирает на лицо человека. То есть не смотрит на его внешнее положение, а обращает внимание на внутренние достоинства. А значит, в среде проповедников все апостолы равны. В результате Павел был признан христианским проповедником.
У апостола Иакова
Выражение, подобное изучаемому, встречается и в послании этого отца церкви. Он призывает иметь веру в славу Господа Иисуса Христа, невзирая на лица. То есть необходимо творить дела веры абсолютно для всех людей, а не исключительно для тех, кто симпатичнее, ближе, кто находится на более высокой ступени общественной лестницы.
Порицая грех лицеприятия, апостол вспоминает одну из главных заповедей о любви к ближнему. Иаков предупреждает, что если человек поступает с лицеприятием, то он совершает грех и оказывается преступником перед законом Божьим.
В заключение рассмотрения фразеологизма «невзирая на лица» нужно отметить, что его варианты часто встречаются и в Ветхом, и в Новом Заветах. В русской литературе это выражение было впервые использовано поэтом Гавриилом Державиным. Его стихотворение под названием «Властителям и судьям» содержит строки, где есть слова, призывающие: «На лица сильных не взирать…».
Из сказанного можно сделать заключение о том, что изученное выражение, несмотря на его древние корни, остается актуальным и в наши дни.
На лица сильных не взирать что означает
Признаюсь: люблю перечитывать русских поэтов восемнадцатого и девятнадцатого веков. При этом не перестаю удивляться тому, как современно, как злободневно звучат многие их строки.
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных
Как будто сегодня сказано, не так ли?
А теперь обратимся к Гавриле Романовичу Державину. Это его, выдающегося поэта, просветителя, патриота, В.Г. Белинский назвал отцом русских поэтов. Вот перед нами стихотворение «Властителям и судиям», содержание которого заимствовано из Библии. Кстати, в конце XVIII века цензура запретила включение его в собрание стихотворений поэта. Как же созвучно оно нашему времени! Приведём несколько строк:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса.
Напомним: церковнославянское очеса означает «очи». Конечно же, нас здесь интересует глагол взирать. В современных словарях он даётся с пометой «устарелое». В XVIII и XIX веках слово это было весьма употребительно. А родственников-то сколько у него! Взор, зрение, зрачок, зрячий, зоркий, зрелище, зритель, узреть, обзор.
Вернёмся к державинской строке На лица сильных не взирать. В первой редакции она выглядела так: Не зрите на высокость лиц; во второй: И не взирать на знатность лиц.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Надо ли говорить, насколько актуально оно сегодня.
И ещё. Приведём такие строки поэта:
Будь в этот год нам в зле убыток
И прибыль в бюджете добра.
Скажите, чем не новогоднее пожелание и нам, вступившим в двенадцатый год XXI века?! Напутствие поэта из 1820 года.
На лица сильных не взирать что означает
Признаюсь: люблю перечитывать русских поэтов восемнадцатого и девятнадцатого веков. При этом не перестаю удивляться тому, как современно, как злободневно звучат многие их строки.
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных
Как будто сегодня сказано, не так ли?
А теперь обратимся к Гавриле Романовичу Державину. Это его, выдающегося поэта, просветителя, патриота, В.Г. Белинский назвал отцом русских поэтов. Вот перед нами стихотворение «Властителям и судиям», содержание которого заимствовано из Библии. Кстати, в конце XVIII века цензура запретила включение его в собрание стихотворений поэта. Как же созвучно оно нашему времени! Приведём несколько строк:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса.
Напомним: церковнославянское очеса означает «очи». Конечно же, нас здесь интересует глагол взирать. В современных словарях он даётся с пометой «устарелое». В XVIII и XIX веках слово это было весьма употребительно. А родственников-то сколько у него! Взор, зрение, зрачок, зрячий, зоркий, зрелище, зритель, узреть, обзор.
Вернёмся к державинской строке На лица сильных не взирать. В первой редакции она выглядела так: Не зрите на высокость лиц; во второй: И не взирать на знатность лиц.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Надо ли говорить, насколько актуально оно сегодня.
И ещё. Приведём такие строки поэта:
Будь в этот год нам в зле убыток
И прибыль в бюджете добра.
Скажите, чем не новогоднее пожелание и нам, вступившим в двенадцатый год XXI века?! Напутствие поэта из 1820 года.
На лица сильных не взирать что означает
Признаюсь: люблю перечитывать русских поэтов восемнадцатого и девятнадцатого веков. При этом не перестаю удивляться тому, как современно, как злободневно звучат многие их строки.
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных
Как будто сегодня сказано, не так ли?
А теперь обратимся к Гавриле Романовичу Державину. Это его, выдающегося поэта, просветителя, патриота, В.Г. Белинский назвал отцом русских поэтов. Вот перед нами стихотворение «Властителям и судиям», содержание которого заимствовано из Библии. Кстати, в конце XVIII века цензура запретила включение его в собрание стихотворений поэта. Как же созвучно оно нашему времени! Приведём несколько строк:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса.
Напомним: церковнославянское очеса означает «очи». Конечно же, нас здесь интересует глагол взирать. В современных словарях он даётся с пометой «устарелое». В XVIII и XIX веках слово это было весьма употребительно. А родственников-то сколько у него! Взор, зрение, зрачок, зрячий, зоркий, зрелище, зритель, узреть, обзор.
Вернёмся к державинской строке На лица сильных не взирать. В первой редакции она выглядела так: Не зрите на высокость лиц; во второй: И не взирать на знатность лиц.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
Надо ли говорить, насколько актуально оно сегодня.
И ещё. Приведём такие строки поэта:
Будь в этот год нам в зле убыток
И прибыль в бюджете добра.
Скажите, чем не новогоднее пожелание и нам, вступившим в двенадцатый год XXI века?! Напутствие поэта из 1820 года.
Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать (Гавриил Державин)
В данном высказывании известного русского поэта и чиновника говорится о необходимости подчинения всех единому закону, вне зависимости от социального статуса. А также – об особенной ответственности представителей власти за свои действия. Гавриил Романович Державин утверждает: в деле сохранения законов должность человека и его высокое положение в обществе имеет второстепенное значение: с точки зрения права все мы равны.
Я полностью согласен с этим изречением. Действительно, равенство всех перед законом – это один из основополагающих признаков демократического правового государства. Это та основа справедливости и демократии, которую должны всячески поддерживать представители всех ветвей власти.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания Гавриила Державина. Законами называются нормативные правовые акты, принятые в установленном порядке уполномоченными органами государственной власти. Требования законов являются обязательными для всех граждан, вне зависимости от их социального положения. Исполнение законов обеспечивается силами государственного принуждения, а нарушение – наказывается.
В Конституции провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. Таким образом, все без исключения должны неукоснительно подчиняться единым государственным законам и нормам. Однако в реальной жизни эти декларации не всегда действуют – из-за социальной дифференциации. Данным термином обозначается разделение общества на группы, которые занимают разное социальное положение и различаются по объёму и характеру прав, привилегий, обязанностей; по уровню престижа и влияния. Представители привилегированных классов порой пользуются своим высоким положением для того, чтобы обходить законы. На вредность и недопустимость таких явлений и указывает Державин.
Ярких примеров того, как «сильные мира сего» становятся неподсудными, благодаря своим деньгам и связям, мы видим немало в современной России. Громкий арест сенатора Рауфа Арашукова прямо в ходе заседания Совета Федерации хоть и был сюрпризом для всех, но не стал прецедентом в нашей стране. Депутатской неприкосновенности лишали подозреваемых в преступлениях и до него, и после него.
За последние десять лет под уголовное преследование попадали 17 членов Совета Федерации. Им вменялись убийства, изнасилование, взятки, мошенничество, участие в рейдерских захватах, уклонение от налогов. Однако эти дела в итоге были «замяты», а фигуранты громких расследований, как правило, избежали наказания: скрылись за границей, почувствовали серьёзные проблемы со здоровьем и тому подобное. Таким образом, влиятельные люди активно пользуются своим высоким положением, что нарушает принцип равенства всех перед законом.
Примером из кинематографа можно назвать знаменитый сериал «Спрут». В нём рассказывалось об опытном и принципиальном полицейском – комиссаре Коррадо Каттани, который осмелился бросить вызов коррумпированным чиновникам, связанным с мафией. По сюжету, Каттани был назначен начальником полиции одного итальянского города вместо своего убитого предшественника. В своей деятельности он поступал так, как говорит Гавриил Державин, – не испытывая излишнего почтения к «сильным мира сего», а руководствуясь лишь законом. Это принесло ему огромные проблемы, но Каттани остался верным своему долгу.
В завершении своих рассуждений хочу сделать вывод: не должно быть никакой разницы в правах между представителями верхушки общества и обычными гражданами. Для поддержки истинной демократии и правового государства должен соблюдаться принцип равенства всех перед законом. Обеспечить его соблюдение – задача правоохранительных органов.