на месте какого здания построен эрмитажный театр
Эрмитажный театр классицизм
Эрмитажный театр образуют единый уникальный дворцово-музейный комплекс
Проект осуществил арх. Д. Кваренги в 1783-1787 гг. Здание Эрмитажного театра возведено на месте 2-го Зимнего дворца Петра I, созданного по проекту Г.-И. Маттарнови и Д. Трезини. Указ о строительстве здания тетара был подписан в 1783 г. Здание возвели к ноябрю 1785 г. Здание соединено с Большим Эрмитажем аркой, переброшенной через Зимнюю канавку (1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен). В помещениях над аркой было устроено фойе театра. Отделку интерьеров произвел в 1904 г. арх. Л. Н. Бенуа.
Главный фасад обращен к Неве. Над рустованным цоколем фасад украшен неглубокой лоджией с десятью колоннами коринфского ордера. По бокам слегка выступают ризалиты со скульптурным убранством. Полукругдый выступ со стороны Зимней канавки соответствует очертаниям зрительного зала, выполненого в форме амфитетара.
Поперечный разрез
зрительного зала.
арх. Дж. Кваренги.
1780-е гг. Проект. [16*]
Продольный разрез
зрительного зала.
арх. Дж. Кваренги.
1780-е гг. Проект. [16*]
Вид Эрмитажного театра с аркой-переходом.
арх. помощник А. Ковалев. 1807 г. [16*]
(добавил Mary)
Фасад здания театра и переходной
галереи-фойе.
Оперный дом
В 1783 г. придворный арх. Джакомо Кваренги начал строительство нового придворного театра. На месте Оперного дома Екатерина приказала создать жилые покои.
Эрмитажный театр
Театр был одним из самых сильных увлечений имп. Екатерины II, взошедшей на престол в 1762 г. Одним из первых ее указов здание Лейб-компанского корпуса (2-го Зимнего дворца) передано «итальянской компании музыкантов». В 1766 г. здесь разместилась Дирекция Императорских театров. Здание стали называть Театральным корпусом.
23 сентября 1783 г. Екатерина подписала указ о возведении при Эрмитаже Каменного театра. Проект создал Джакомо Кваренги. Императрица хотела, чтобы театр был построен между Зимним дворцом и Ламотовым павльоном (Старым Эрмитажем). Но уже 6 ноября 1783 г. новый указ повелевал построить театр на месте Лейб-компанского корпуса. Для перехода через канал создается арка с галереей.
Кваренги запланировал зрительный зал в виде амфитетара.
Зрительный зал сделан в духе античных амфитеатров.
На фоне стен, облицованных искусственным мрамором серого и белого цвета, выделяются розовые с прожилками полуколонны. Пол и скамьи были обиты зеленым сукном. В малых простьенках между колоннами в полукруглых нишах находились статуи Аполлона и девяти муз, выполненные ск. К. Альберти. Им же созданы и декоративные медальоны с профилями Мольера, Ж. Расина, Вольтера, Сумарокова и др. Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски. Многие скульптурные детали декора имели аллегорический характер. Для лучшего резонанса над авансценой и под оркестром Кваренги устроил полукруглые своды из сосны. Зал освещали 10 люстр. Механиком Т. Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был создан по эскизу худ.-декоратора П. Гонзага. На нем был изображен фасад театра на фоне городского пейзажа. Перед сценой ставили кресла для императрицы и ее приближенных. По обе стороны сцены находились две ложи. Правая была отдана Кваренги в пожизненное пользование. Во флигеле на Зимней канавке была и квартира зодчего. В обязанности арх. входило поддерживать театральное здание в порядке. Предусматривалась и охрана театра.
В 1796 г. появился новый занавес по эскизу худ. Г. Ф. Дуайена с изображением Аполлона и и аллегорических фигур Добродетели, Искусства и Науки на фоне храма.
В 1802 г. на фасаде театра была сооружена балюстрада у полукруглого выступа и в нишах установлены 6 статуй и 6 бюстов поэтов Древней Греции, выполненных по рис. Кваренги.
В 1793 г. над Зимним каналом арх. Ю. М. Фельтен начал возводить галерею над аркой для перехода в соседнее здание.
Эрмитажный театр.
Рис. П. Гонзаго. 1790-е гг.
Эрмитажный театр и Дворцовая
набережная у Зимней канавки.
Лит. К.П. Беггрова.
1820-1830-е гг.
Зрительный зал Эрмитажного театра
Первый сезон в Эрмитажном театре открылся еще до завершения отделочных работ, 16 ноября 1785 года представлением оперы Михаила Матвеевича Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват».
20 января 1789 года состоялась премьера комической оперы композитора Висенте Мартин-и-Солера «Горебогатырь Косометович», либретто к которой написала императрица Екатерина II. Эта опера стала придворным хитом. Недавно была возобновлена постановка этой оперы ансамблем «Солисты Екатерины Великой».
При Александре I здесь часто устраивались придворные маскарады.
В течение трех лет с 1823 по 1826 годы театр использовался как военный плац. Позже спектакли были возобновлены.
Долгие годы помещение использовалось как Лекторий Государственного Эрмитажа. В начале 1980-х годов было принято решение провести полный капитальный ремонт и реставрацию здания театра. В ходе реконструкции театр был оснащен современным оборудованием.
В январе 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери перед публикой. Сегодня это одна из самых популярных сценических площадок Петербурга.
Эрмитажный театр
Екатерина II, которую Вольтер именовал в своих стихах «Северной Минервой», издавна считавшейся покровительницей ремесел и искусств, проявляла особую заботу о культурном просвещении России. Не обошла императрица своим вниманием и театральное искусство. Она инициировала строительство театральных зданий, всячески поощряла драматургов и художников, опекала отечественных и иноземных актёров и, как известно, сама составляла и переводила исторические драмы и комедии.
И в первую очередь она чувствовала необходимость создания придворного театра компактного, изящного, в любой момент готового к её услугам. Именно такой Камерный театр, названный впоследствии Эрмитажным, и построил знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Это был лучшим по тем временам театр, здание которого отлично вписалось в единый ансамбль с дворцом, Малым и Большим Эрмитажами.
Оформление здания театра и его залов великолепно и представляет собой шедевр классической дворцовой архитектуры. Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц.
Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра еще раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора.
Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвертого по счету, Зимнего дворца. Перед началом строительства это здание находилось в ведении дирекции Императорских театров, и носило название «Театральный корпус».
16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» театр открыл свой первый сезон. Представления проходили два-три раза в неделю, а в дни торжественных приемов и чаще. В связи с отсутствием фасада гости проходили в зал из Эрмитажа через арку-переход, перекинутую архитектором Ю. Фельтеном над Зимней канавкой.
Одновременно Джакомо Кваренги продолжал работу, по строительству фасада. Новый фасад с классической колоннадой второго этажа и скульптурными фигурами и бюстами греческих поэтов гармонично дополнил дворцовую панораму невской набережной.
Екатерина Великая «высочайше пожаловала» одну из двух лож «под партерами сбоку» в пожизненное пользование придворному архитектору и Кваренги спускался сюда прямо из своей квартиры во флигеле, выходящем окнами на Зимнюю канавку, и мог присутствовать на каждом спектакле со всем своим многочисленным семейством.
Сразу после открытия театр начал бурную и очень насыщенную жизнь. Премьеры следовали одна за другой. Здесь выступали приглашенные императрицей мировые знаменитости: композиторы Доменико Чимароза и Джузеппе Сарти, художники и декораторы Пьетро Гонзага и Томас Дампьери, танцовщик Карл Ле Пик и актер Жак Офрен. В придворных спектаклях участвуют русская, итальянская, французская, немецкая труппы и балет. Театр являлся настоящей школой русского театрального искусства XVIII века. Однако подъем театра заканчивается вместе со смертью Екатерины II в 1796 году.
После революции вновь использовать театр для народных представлений с подачи наркома А. Луначарского, попытался В. Мейерхольд. Он наметил репертуар и списки привлекаемых деятелей искусства: В. Соловьёва, С. Радлова, М. Шагала, А. Головина, М. Добужинского, О. Книппер, Ф. Шаляпина. Начались репетиции и прошли пробные представления в залах музея. Однако в конце мая 1919 года было решено отложить открытие сезона в связи с необходимостью отгородить театр от музейных экспозиций живописи. На этом идея возрождения театра заглохла.
В связи с этим было принято решение провести полную реконструкцию и реставрацию всего здания. Для этого правительством были выделены средства Государственному Эрмитажу и заключен контракт с финской строительной фирмой «Пуолиматка». Реставрационные Работы в зале театра и в расположенных под ним залах Петровского дворца провели мастерские музея. Были восстановлены и отреставрированы отделка зала, ряды кресел, потолок, системы освещения и акустики. Дополнительно смонтировали современное сценическое оборудование, система синхронного перевода (до 5 языков одновременно), киноустановка с аппаратурой обратной проекции, звукоусилительные и световые установки с компьютерным управлением. Основные работы были завершены к 1989 году.
7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь распахнул свои двери перед публикой. Продолжил работу лекторий музея, снова проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы.
Вместе с тем, сцена Эрмитажного театра стала одной из самых модных площадок Санкт-Петербурга. На ней был проведен фестиваль «Скрипка Паганини в Эрмитаже», на котором известный скрипач С.Стадлер исполнил классические произведения на скрипке Паганини, специально доставленной из Генуи. Здесь же состоялся фестиваль, посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса, «Возвращение легенды». 1 января 1995 года из Эрмитажного театра транслировались на весь мир выступления М.Ростроповича в программе «Симфония мира». На сцене театра прошел ряд замечательных премьер, среди которых «Борис Годунов» М.Мусоргского в постановке Театра камерной оперы Санкт-Петербурга, «Саломея» Р.Штрауса, представленная в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. Постоянно проходят концерты выпускников Академии балета им. А.Я.Вагановой. Стали традицией выступления Оркестра Государственного Эрмитажа.
Сейчас, в театральный сезон в Эрмитажном театре практически ежедневно проводятся оперные спектакли и концерты артистов балета. Часто выступают со своими постановками труппы Мариинского, Александринского театров, театра «Санктъ-Петербургъ опера». Среди зрителей много иностранных гостей нашего города. И все же для воссоздания былой славы театр ждет свою собственную труппу и свой собственный неповторимый репертуар.
Эрмитажный театр (Дворцовая наб., 32)
В феврале 1711 года было принято решение о строительстве здесь нового здания. Старое было разобрано и перенесено на Петровский остров. Новый дворец оказался выдвинутым в сторону Невы относительно старого и перекрыл старую дорогу вдоль Невы. Отдавая приказ о строительстве, Пётр велел: «Средней дороге не быть». Если бы она осталась, то превратилась бы в типичную для средневекового города узкую улицу-проезд. Таких проездов Пётр в Петербурге иметь не желал. В Петербурге такой стала лишь улица Репина на Васильевском острове.
Примерно в середине теперешнего Эрмитажного театра начали бить сваи. За строительством следил лично князь Меншиков. На стройке трудились пленные шведы, солдаты и даже лучшие работники Адмиралтейства. Каменный дворец закончили возводить к концу ноября, оставались лишь некоторые работы по его внутренней отделке.
Первый каменный Зимний дворец Петра I был создан по чертежам Доменико Трезини. Он был сложен из плоского красного кирпича, типичного для датской архитектуры. Но в отличие от европейских традиций, русский царь пожелал покрасить здание белой краской.
19 февраля 1712 года в Зимнем дворце состоялся торжественный пир по случаю бракосочетания Петра I и Екатерины I. Это событие осталось запечатлено на гравюре А. Зубова, которая даёт представление о внутреннем убранстве дворца. Стены зала для свадебного пира украшали привезённые из Фландрии шпалеры с лесными пейзажами. Потолок был расписан под облачное небо с фигурами четырёх ветров по углам. К двум балдахинам были подвешены свадебные короны и паникадила из слоновой кости и чёрного дерева. Их изготовил своими руками царь, на что потратил две недели упорного труда [4, с. 105]. В простенках между окнами видны два больших зеркала. Спустя 12 лет, узнав о измене Екатерины, Пётр в гневе разбил одно из них.
Дворец стоял не вплотную к воде, а царь желал заходить в дом прямо с лодки. Тогда в 1718 году рядом с ним, между Невой и Мойкой, по трассе существовавшего здесь переулка был прокопан новый канал. Так как он вёл к Зимнему дворцу, канал был прозван Зимней канавкой.
Первый каменный дом для Петра оказался тесен уже к осени 1715 года. Стал большим штат придворных дам при Екатерине I и двух дочерях. 29 октября родился долгожданный сын Пётр, скончавшийся ещё в младенчестве. Тогда царь повелел архитектору Маттарнови строить для себя новый дом.
8 июня 1719 года царь велел Матторнови продолжить строительство, возвести новые помещения вдоль набережной. Готовое к тому времени здание должно было стать западным ризалитом большого дворца. Осуществить этот замысел Маттарнови не успел. Он умер 2 ноября. Его сменил Доменико Трезини. Для защиты дома Петра от строительного шума, его восточная стена была сделана глухой, без окон.
В ещё не достроенный Зимний дворец царская семья переехала 25 ноября 1720 года [4, с. 106]. 27 декабря здесь состоялась первая ассамблея. Шесть помещений нового дворца были отделаны голландской плиткой, как это было в доме Меншикова. За этими работами следили отец и сын Растрелли. Спустя 40 лет Франческо Бартоломео писал, что именно он руководил строительством. Это следует признать неправдой, архитектор хотел приписать себе чужие заслуги.
В мае 1722 года Трезини запрашивал 150 000 кирпичей для стройки. В том же году он хлопотал о выдаче денег резчикам по камню. Первым делом строители возводили центральную часть дворца с парадным вестибюлем, затем его восточный корпус. Только после завершения работы над ними, они присоединили новые корпуса к построенному Маттарнови дому. Строительные работы были полностью закончены летом 1724 года.
Зимний дворец Петра I был самым заметным строением на левом берегу Невы. Мебель для него покупалась в Англии и Голландии. Стены украшались шпалерами, произведёнными во Франции и на петербургской фабрике. Пётр I коллекционировал картины, которые приобретались за границей [2, с. 9].
В сохранившемся за новым зданием втором Зимнем дворце Петра I с 1723 по 1726 год проходили заседания Сената. 22 февраля 1725 года здесь было принято решение о создании Российской Академии наук. Отсюда Сенат переехал в здание Двенадцати коллегий.
28 января 1725 года здесь умер Пётр I. Для прощания с императором во втором этаже центрального корпуса, над парадным вестибюлем, была обустроена «прощальная зала». Прежде это был тронный зал. В ней стоял гроб с телом Петра. Уже после похорон, в июне 1725 года, Франческо Бартоломео Растрелли установил здесь восковую фигуру Петра I, выполненную Бартоломео Карло Растрелли. Спустя год восковую персону перенесли в Кунсткамеру.
После смерти Петра во дворце продолжила хозяйствовать его вдова Екатерина I. Царский двор веселился, росло число слуг. Стали необходимы новые помещения.
20 мая 1726 года начались работы по перестройке дворца. Для возведения новых корпусов сломали старый, находящийся во дворе, Зимний дом. Екатерина I повелела «старые палаты, которые стояли посреди двора в два апартамента, по каналу в один апартамент, разобрать, и материалы, что выберутся, употреблять. в новое строение» [Цит. по: 3, с. 78].
Новое здание было выстроено в форме каре. Вдоль Зимней канавки, Немецкой улицы и соседней бывшей усадьбы Скляева выросли двухэтажные корпуса. Со стороны двора оба этажа этих корпусов были снабжены обходными галереями. Высота новых построек была на 1 метр и 10 сантиметров выше дворца. Возможно, Трезини рассчитывал в будущем довести до этой высоты и корпуса на берегу Невы. Двор был вымощен голландским кирпичом, разбиты цветники.
Новые апартаменты были готовы в ноябре 1726 гола, 14 ноября сюда переехала царская семья. Но уже 6 мая 1727 года Екатерина I ушла из жизни. Дворец перестал быть царской резиденцией. Императрица Анна Иоанновна сразу же после восшествия на престол повелела расширить здание. Для неё Трезини пристраивал новые покои к западному флигелю, увеличив ширину здания до 20 метров. Но Анна Иоанновна здесь так и не поселилась, разместившись во дворце адмирала Апраксина. Помещения заняли придворные итальянские певцы и часовщик. Правительницей Анной Леопольдовной бывшая комната денщиков Петра I была передана Растрелли в качестве рабочей мастерской.
В середине 1730-х годов К. Р. Берк писал:
Дочь Петра I Елизавета, будучи при власти, разместила во дворце роту Преображенского полка, которая помогла ей взойти на престол. Пётр III вновь поселил здесь музыкантов и других придворных служителей.
В 1749 и 1764 годах в Зимнем дворце Петра I проводились ремонтные работы, при которых переделывались его помещения.
3 сентября 1783 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве на месте старого Зимнего дворца Петра I театра. Так как он возводился как часть единого комплекса с Малым и Большим Эрмитажами, то его назвали Эрмитажным театром. 23 сентября указ был дополнительно разъяснён И. И. Бецкому:
Так автором проекта здания Эрмитажного театра стал архитектор Джакомо Кваренги. За год построить большое каменное здание, конечно, было невозможно. Поэтому 17 ноября 1784 года Екатерина II выделила на строительство ещё 36 960 рублей, что позволило завершить основные работы в следующем строительном сезоне.
В 1800 году Кваренги поселился в собственной квартире при Эрмитажном театра. Здесь же он умер через 17 лет. Зодчий так описал свою работу:
Эрмитажный театр Кваренги оборудовал залом-амфитеатром. Здесь Екатерина II смотрела спектакли в узком кругу своих придворных, сидела она обычно во втором ряду рядом с очередным фаворитом. Граф Эстергази так описывал посещение Эрмитажного театра Екатериной II:
Не редко пьесы ставились для одного-двух человек. Например, комедию В. В. Капниста «Ябеда» Павел I смотрел вдвоём с сыном Александром.
В постановках Эрмитажного театра принимали участие не только профессиональные артисты. Например, в декабре 1889 года здесь была дана третья часть трилогии «Царь Борис». В спектакле были задействованы: великий князь Сергей Александрович, принц Ольденбургский, княгиня Васильчикова, князья Воронцовы-Дашковы, князь Мещерский и другие представители знати. Вместе с ними играли офицеры, ученики драматических училищ [2, с. 45].
В 1907-1917 годах в Эрмитажном театре находилась церемониальная часть министерства императорского двора и уделов.
Долгое время считалось, что Кваренги ничего не оставил от возведённых по проекту Маттарнови стен. Но в 1979 году археолог Е. Баженова открыла своды цокольного этажа дворца Петра I. Через шесть лет была начата реставрация Эрмитажного театра, когда и было окончательно выяснено, что нижний этаж здания сохранил каменную кладку начала XVIII века. Для строительства нового здания Кваренги использовал фрагменты стен Зимнего дворца Петра I: западный корпус, Большие сени и служебные помещения первого этажа центральной части здания. Со стороны Зимней канавки сохранился фасад длиной около 20 метров: фундамент, стены цокольного, первого и второго этажей.
13 мая 1992 года в отреставрированных залах открылся музей «Зимний дворец Петра I». Осенью 2000 года на стене Эрмитажного театра установили посвящённую Петру I мемориальную доску.
На месте какого здания построен эрмитажный театр
Эрмитажный театр входит в знаменитый архитектурный ансамбль Эрмитажных зданий. Здание театра было построено в 1783-1787 годы для Екатерины II по проекту архитектора Дж. Кваренги.
Эрмитажный театр считали во второй половине XVIII века одним из лучших камерных театров в мире. Сюда могли попасть только важные гости и узкий круг приближенных императрицы. Ранее придворный театр находился в юго-западном ризалите Зимнего дворца.
Приказ о возведении при Эрмитаже каменного театра был подписан 23 сентября 1783 года. Императрица хотела, чтобы театр был построен между Зимним дворцом и Ламотовым павильоном (Малый Эрмитаж), недалеко от ее личных покоев. Однако в ноябре 1783 года вышел новый указ Екатерины о постройке Каменного театра на месте Лейб-Компанского корпуса. Для перехода в новое здание должна была быть сооружена «через канал арка с галереею».
Д.Кваренги спроектировал зрительный зал нового театра в виде амфитеатра, так как в этом случае открывался прекрасный обзор не только сцены, но и зрительных мест. Каждый зритель получал возможность видеть всех окружающих.
Проект напоминал театральный зал, созданный А.Палладио (его последователем был Кваренги) в городе Виченце. Перед сценой должен был разместиться партер, за которым поднимались стройные ряды зрительских мест.
Интерьер оформляли десять свободно стоящих колонн, за которыми располагались ниши с декоративной скульптурой. Строительство Каменного театра шло в три этапа. Первоначально возвели зрительный зал и сцену.
Пространство над нишами в малых простенках украсили декоративные медальоны с рельефными профилями знаменитых деятелей театра: Мольера, Ж.Расина, Вольтера, А.П.Сумарокова и др.
|
|
|
Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски – по образцу античных капителей, найденных Кваренги при раскопках Помпеи. Для улучшения акустических свойств помещения над авансценой и под оркестром были устроены полукруглые своды из сосны.
Освещали театральный зал десять люстр, которые для замены сгоревших свечей опускали при помощи специальной системы блоков. Механиком Т.Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора П.Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации Кваренги.
Вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра. Так как оформление фасада здания не было завершено, то художник использовал рисунки и чертежи Кваренги (занавес не сохранился). Подобный новаторский прием Гонзага уже применял незадолго до отъезда из Италии, где он оформил занавес для миланского театра Ла Скала.
Сам Кваренги считал здание Эрмитажного театра своей творческой удачей. После окончания строительства архитектор долгие годы следил за зданием-это входило в его обязанности, он так же вносил изменения в облик театра.
В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.
Переделки и оформление интерьера стали вторым этом в строительстве театра. В обязанности архитектора входило поддержание театра в порядке. Одна из театральных лож стала пожизненно личной ложей Кваренги. Зодчий мог спуститься в театр непосредственно из своей квартиры, которая была так же ему предоставлена в театральном здании (во флигеле на Зимней канавке).
При Екатерине II театральный сезон начинался в августе-сентябре, репертуар Эрмитажного театра был разнообразен-итальянские, французские, немецкие и русские трагедии, комедии, оперы-сериа (серьезные) и оперы комические. Французские комедии обычно шли по четвергам на, так называемых-«больших эрмитажах». На эти приемы приглашались придворные, военные и государственные деятели и знатные иностранные гости – всего более двухсот человек.
|
|
|
В 1823 годы Александр I приказал открыть двери, ведущие в казармы, а театральный зал превратился в манеж и военный плац. За три года, пока здесь хозяйничали военные, зал и его декор были повреждены-разбиты статуи и мраморные стены, почти полностью уничтожен плафон.
При Николае I в 1826 возобновились в Эрмитажном театре представления, через год возобновились и представления с «хрустальной палаткой», в спешке провели восстановительные работы. Реставрационные работы в театре постоянно прерывались и шли на протяжении почти всего XIX века.
Новый расцвет Эрмитажный театр пережил на рубеже XIX-XX веков. В 1894 году началась генеральная реконструкция здания под руководством архитектора А.Ф.Красовского. Не все было возможно восстановить, но театральному залу вернули почти «Кваренгиевский» облик.
В 1902 году был создан новый интерьер театрального фойе. В начале XX века для Эрмитажного театра работали известные художники: А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, К.А.Сомов. На сцене блистали: Н.Н.Фигнер, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.Ф.Кшесинская, А.П.Павлова, А.Я.Ваганова.
После революционных событий 1917 года нарком просвещения А.В.Луначарский подписал постановление об устройстве в театре представлений для народа. Сотрудничать с театром начал режиссер В.Э.Мейерхольд, но открыть театр ему так и не удалось. В 1926 году в городе шло строительство домов культуры и все необходимое для их оснащения решили взять из Эрмитажного театра-сцена была демонтирована. В театре разместился Рабочий университет им. Луначарского. На сцене повесили экран, в зале установили проектор и начали проводить лекции.
С.Л.Гинзбург-музыковед, виолончелист, в будущем профессор Ленинградской консерватории выступил с предложением о создании в бывшем придворном театре Государственного музыкального музея. За годы работы в филармонии он собрал коллекцию старинных музыкальных инструментов, в 1932 году она была передана в Эрмитаж. Директор Эрмитажа Б.В.Легран поддержал предложение Гинзбурга, новый проект получил название «Исторические концерты-выставки». Концерты должны были сопровождаться выставками скульптуры и живописи.
Пробный концерт, состоявшийся 27 декабря 1931 года, прошел с большим успехом. В Эрмитаже были проведены строительно-монтажные работы для увеличения вместимости зрительного зала и осенью 1932 года Эрмитажный театр открыл свой первый концертный сезон.
Из-за нехватки материальных средств в феврале 1935 был закрыт. Коллекция музыкальных инструментов была передана в музей Института театра, музыки и кинематографии, орган-в Малый зал Филармонии. Долгие годы театр оставался лекторием Эрмитажа, служебные помещения театра заняли научные отделы и службы Эрмитажа.
В 1980-е годы проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I-парадный двор, лестница, комнаты, сени. 7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.
В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.
Иллюстрации*: Эрмитажный театр. Залы и здания Государственного Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа. Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М., 2004, Залы и здания Государственного Эрмитажа. Авторы текста: Денисова Ю.Ю.,Кузьмина Е.В., Пасынкова Т.Р. Издательство Гос. Эрмитажа.СПб., 2004
- на месте какого здания была оборудована лаборатория менделеева
- на месте какого события возведен собор воскресения христова спас на крови