На небольшом пространстве есть кажется все что олицетворяет
На небольшом пространстве есть кажется все что олицетворяет
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы
«Стремясь описать природу средней полосы России и передать своё восприятие её неброской красоты, К. Г. Паустовский использует различные тропы, среди которых (А)_______(„слабый и чистый свет зари“ в предложении 22, „прозрачный слабый месяц“ в предложении 23), (Б)______(„будто колокольчик» в предложении 28, „как мазок оранжевого золота“ в предложении 59). Ещё один троп — (В)_______(„соловьиное царство“ в предложении 19, „соловьиный гром“ в предложении 43), а также синтаксическое средство — (Г)________(предложения 19, 33, 36) — позволяют понять отношение персонажей к природе».
(1) Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны, столкнувшись лицом к лицу со всем, что было его поэзией.
(2) Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в Третьяковской галерее. (3)Но сильно запомнилась ещё одна из многочисленных, если можно так сказать, «внутренних» встреч с художником. (4)Этих встреч на самом деле не было, но часто возникало ощущение, что Левитан был только что здесь, что, конечно, только он мог показать нам те великолепные уголки страны, которые сияют в бледной синеве неба, молчат вместе с безветренными водами рек и озёр и откликаются эхом на крики кочующих птиц.
(5) Эта встреча случилась в лесистой и пустынной стороне невдалеке от Москвы. (6)Места были глухие, почти бездорожные. (7)Мне пришлось ехать в телеге и переправляться через лесные реки на паромах.
(8) Кончалась весна. (9)Зеленоватое ночное небо слабо светилось над серыми лесами. (10)Воздух был пропитан холодноватым запахом мокрых доцветающих трав.
(11) Я уснул в телеге. (12)Проснулся я оттого, что телега, заскрипев, остановилась на песчаном спуске к реке и возница лениво закричал:
— Эй, Семён, давай перевоз!
— (13)Ладно, ладно!— ответил из тумана хриплый голос. — (14)Тоже торопыга нашёлся. (15)Всех птах мне распугаешь. (16)Невежа и есть невежа!
— (17)Во беда! — шутливо сказал возница. — (18)Хоть не езди через этот чёртов паром, через Птичий угол. (19)Тут верно — соловьиное царство!
(20) Мы помолчали. (21)3а рекой в чёрных ночных вершинах деревьев начинало светать.
(22) Слабый и чистый свет зари появился в небе. (23)Низко, над самым краем земли, висел прозрачный слабый месяц. (24)«Вот — Левитан!» — почему-то подумал я, и у меня, как в молодости, заколотилось сердце.
(25) Вокруг было очень тихо. (26)Очевидно, перевозчик ещё не надумал перевозить нас. (27)Только один раз он зевнул.
(28) Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто колокольчик.
(29) И тотчас высокая трель ударила по чёрной воде и рассыпалась среди зарослей кувшинок.
(30)Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке странные и смешные звуки, будто он полоскал себе горло ночной росой.
— (31)Во, слыхали? — спросил возница. — (32)Это он разгон пока что берёт. (33)А потом как развернётся — одна красота!
— (34) Невежа! — неожиданно сказал из тумана хриплый голос. — (35)Только и ждали тебя, объяснителя. (З6)Дай послухать! (37)Он сейчас даст «лешеву дудку», так ты свою лошадёнку держи — как бы не разнесла.
(38)Возница не обиделся. (39)Он только шёпотом сказал мне:
— Сейчас самое будет начало.
(40) И действительно, по всем берегам в зарослях лозы ударили, как по команде, соловьи.
(41) И утро, казалось, начало от этого разгораться быстрее. (42)И уже была видна нежнейшая алая гряда небольших облаков, что висела с ночи над всем этим лесным краем.
(43) Соловьиный гром нарастал. (44)3аря открыла свои смутные дали. (45)Тогда оказалось, что на востоке, за частоколом лесных вершин, лежит тихая и лучезарная страна, которой нет названия. (46)И я снова, сам не понимая почему, подумал: «Левитановская заря. »
(47)Потом мы переехали через реку и немного посидели около шалаша перевозчика.
(48) Он с гордостью показал мне своё последнее изобретение — круглую узкую яму, выложенную ветками лозы.
— (49)Вот! — сказал перевозчик. — (50)Последняя моя модель. (51)У вас в Москве холодильники — и у меня холодильник. (52)Ты засунь руку, попробуй. (53)Мороз! (54)Дочка мне молоко приносит. (55)Оно тут не киснет нисколько. (56)Вот она, дочка, глупышка отчаянная.
(57)Я оглянулся и увидел маленькую спящую девочку на лежанке из досок. (58)Она усмехалась во сне. (59)Первый луч солнца, густой, как мазок оранжевого золота, упал на сухие ветки шалаша. (60)Девочка вздохнула. (61)И я подумал, что вся страна похожа на эту девочку — такая же льняная, сероглазая, застенчивая, жалостливая и весёлая. (62)И снова я вспомнил о Левитане с благодарностью и грустью.
(63)3а рекой потянулся сосновый лес. (64)Всё в нём было очень приветливо, даже самые скромные, самые обыкновенные замухрышки — липкие сыроежки и беленькие цветы земляники.
(65)Я снова подумал о Левитане, о том, что в родной земле всё хорошо, вплоть до этого слабенького лесного цветка. (66)Если бы нам сказали, что больше мы никогда его не увидим, у многих людей сердце сжалось бы от боли.
(По К. Г. Паустовскому)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Аллометаморфопсия
Аллометаморфопсия — нарушение восприятия величины, формы, числа, локализации внешних объектов, их динамических характеристик. Называют также экзометаморфопсией. Расстройство может быть представлено рядом следующих проявлений:
макропсия — восприятие окружающих объектов с ощущением увеличения их размеров. Люди, деревья, строения кажутся крупнее, чем обычно. Кроме того, отдаленные объекты видятся более отчетливо, как «в подзорную трубу», хотя расстояние до них оценивается адекватно;
макротелеопсия — восприятие окружающих объектов с ощущением увеличения их размеров и сокращения расстояния между ними и пациентами. Так, больной, когда она переходит улицу, кажется, что приближающиеся машины наезжают на нее, хотя в действительности они находятся еще далеко от нее. Или больная садится мимо стула, промахивается, пытаясь взять в руки какой-то предмет, так как они кажутся ей расположенными ближе, чем это есть на самом деле;
микропсия — восприятие окружающих объектов с ощущением уменьшения их размеров. Близкие объекты видятся необычно маленькими, расстояние до них воспринимается будто бы нормально. Некоторые пациенты сообщают, что ощущают себя как «Гулливеры в стране лилипутов», ощущения увеличения своего тела у них, однако, нет;
микротелеопсия — восприятие окружающих объектов с ощущением уменьшения их размеров и увеличения расстояния между ними и пациентами.
| При явлении метаморфопсии рекомендуем обратиться к психиатру |
Эти объекты воспринимаются как «в перевернутый бинокль»: «Все как-то отодвинулось, кажется маленьким, на удалении». Больная рассказывает: «Бывает, я резко проснусь, от крою глаза и вижу, что какая-нибудь вещь резко удаляется и превращается в точку. При этом я четко вижу ее во всех деталях». Другая больная сообщает, что она неоднократно натыкалась на деревья, людей, так как ей казалось, что они еще далеко. Несколько раз из-за этого она едва не попала под движущийся автомобиль. Возникающие у таких пациентов страх переходить улицу, самостоятельно передвигаться по оживленным местам может быть расценен как навязчивый, но это не так, такой страх является естественным и вполне понятным. К.Ясперс говорит не о физической, а о «духовной удаленности» — он, видимо, имеет в виду явления деперсонализации;
микротелеоакузия — звуки из окружения пациентов кажутся им ослабленными и до носящимися как бы издалека. Больная рассказала, что несколько раз из-за этого она «блудила в лесу», так как на ее зов люди откликались как бы с большого расстояния и ей трудно было определить направление звуков;
макротелеоакузия — звуки из окружения пациентов кажутся им более громкими и доносящимися как бы с близкого расстояния;
макроестезия — предметы на ощупь кажутся пациентам несколько увеличенными в размерах, чем они определяют это визуально;
микроестезия — предметы на ощупь кажутся пациентам несколько уменьшенными в размерах, нежели они определяют это визуально;
димегалопсия — объекты воспринимаются пациентами деформированными, скошенными, перекрученными вокруг оси, изогнутыми, как бы с зубчатыми линиями, диспропорциональными;
диплопия — удвоение зрительного восприятия, когда вместо одного реального наглядного оптического образа в сознании пациентов представлено два совершенно одинаковых;
диплоакузия — удвоение слухового восприятия, когда вместо одного реального акустического наглядного образа в сознании пациентов представлено два совершенно одинаковых;
полиопсия — расстройство, при котором вместо одного реального наглядного оптического образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных образов, правда, как бы постепенно затухающих. Иногда последние могут восприниматься находящимися на одной линии восприятия, и тогда каждый последующий образ кажется несколько меньшим, чем предыдущий. Появление этого расстройства и других подобных ему кажется не очень ясным. Полиопсия весьма напоминает галлюцинаторную палилалию и аналогичные последней нарушения. Похоже на то, что здесь наблюдается нечто вроде феномена реверберации, когда реальный образ порождает другой, мнимый, а он, в свою очередь, — еще один и так далее, подобно тому как повторяется и постепенно замирает в горах эхо звука;
полиакузия — расстройство, при котором вместо одного реального акустического наглядного образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных об разов;
диплонафия — расстройство, при котором вместо одного реального тактильного наглядного образа в сознании пациентов представлено два идентичных тактильных образа;
полинафия — расстройство, когда вместо одного реального наглядного тактильного образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных образов;
порропсия (греч. porro — далеко, opsis — зрение) — восприятие объектов таким образом, что это вызывает ощущение удлинения, растягивания пространства вдаль от пациента. Дома кажутся вытянутыми в длину, улица воспринимается уходящей в бес конечную даль. Больная, поднимаясь, например, по лестнице, промахивается мимо ступенек, она роняет посуду, а не ставит ее на стол, так как и лестница, и стол воспринимаются ею вытянутыми вдоль от нее и как бы отдаленными;
оптическая аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных зрительных образов. Например, пациенты сообщают: «Смотрюсь в зеркало, а свое отражение вижу как бы затылком, где-то сзади. Знаю, что этот предмет находится впереди меня, но я вижу его как бы за спиной. Вижу, что человек идет впереди меня, но мне он кажется находящимся по правую руку»;
акустическая аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных слуховых образов. Пациенты рассказывают об этом так: «Вижу, что человек впереди, он что-то говорит мне, но его голос слышится позади меня. Свой собственный голос я слышу так, будто он звучит в моей голове. Просигналила ма шина справа, а увидела я ее слева»;
обонятельная аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных обонятельных образов. Например: «Чувствую запах бензина, только где-то внутри себя».
Нарушение восприятия динамических характеристик объектов проявляется такими симптомами. Во-первых, это восприятие неподвижных объектов движущимися. Так, пациент видит, как стоящий на тормозах автомобиль начинает движение и с нарастающей скоростью едет на него, понимая в то же время, что это ошибка его зрения. В некоторых случаях, напротив, движущиеся объекты воспринимаются как находящиеся в покое.
Во-вторых, иногда неверно определяется направление движения объектов: их движение направлено, как это видят пациенты, не вперед, а назад. Кажется, например, что машина едет за дом наперед. Встречаются, в-третьих, нарушения восприятия скорости движения объектов, она кажется замедленной — цайтлюпен или, напротив, увеличенной — цайтрафтер. Наконец, движение объектов может восприниматься не плавным, а как бы прерывистым, толчкообразным — феномен слежения, нередко наблюдающийся при употреблении галлюциногенов.
Последнее проявление аллометаморфопсии — это утрата способности воспринимать объемные характеристики наглядных образов. Объекты видятся пациентам двумерными, плоскими, как на слайдах, фотографиях. Это редкое нарушение является как бы антиподом порропсии.
Заметим, что проявления ауто и аллометаморфопсии могут возникать одновременно — амбивалентная метаморфопсия. Больная сообщает: «Вдруг комната отодвинулась вдаль, стала маленькой, а окно напротив меня — крохотным. Начали падать боковые стены, они валились к середине комнаты одна на другую. Их было много, я еще подумала, от куда их столько взялось. Моя голова увеличилась, особенно сильно она вытянулась в высоту — где-то до полуметра. Правая рука увеличилась, стала как надутая, не моя, она не ощущала боли. Тело уменьшилось, стало как у подростка. И было цвиркание в голове. У меня оно всю жизнь, то есть, то нет. Была паника, я напугалась до ужаса. Все это длилось минут 10–15. Такое повторялось потом несколько раз».
Другая больная рассказывает: «Бывает, проснусь, открою глаза и вижу, как предметы или какой-то один из них приближают ся, наезжают на меня, становятся все больше и больше. А случается и наоборот: телевизор, например, удаляется от меня, становится все меньше, превращается в точку, но я все дета ли его различаю так же четко, как и обычно».
Нарушение восприятия пространства
Можно указать на следующие нарушения:
Ощущение нереальности пространства. Пространство, как и все существующее в действительности, воспринимается пациентами как фикция, выдумка или сновидение;
Разделение пространства как бы на две половины. Одна его часть воспринимается как близкая индивиду, здесь он чувствует себя в безопасности, другая — как отчужденная, неконтролируемая, вызывающая беспокойство;
| Нарушения восприятия пространства свидетельствуют о наличии психического заболевания, поэтому при проявлении подобных симптомов рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику |
Удвоение пространства: например, это реальное пространство и галлюцинаторное пространство, существующее как бы параллельно первому, в мнимом пространстве пребывают столь же мнимые образы, там никогда не встречаются реальные наглядные образы. Если наряду с галлюцинациями существуют еще и псевдогаллюцинации, то пространство бывает представлено сразу тремя его измерениями, так как псевдогаллюцинации помещаются пациентами в особое, психическое или внутреннее пространство.
Вот сообщение больного шизофренией: «Внезапно пейзаж был словно отодвинут от меня какой-то чуждой силой. Мне показалось, что внутренним взором я вижу под бледно-голубым вечерним небом второе, черное небо, внушающее ужас свои величием. Все стало беспредельным, всеохватывающим. Я знал, что осенний пейзаж пропитало другое пространство — тончайшее, невидимое (хотя и черное), пустое и призрачное. Иногда одно из пространств приходило в движение; иногда оба пространства смешивались». Еще один пациент говорит, что он видит только пространство между вещами; сами вещи в некоторой степени тоже присутствуют, но их не очень-то видно; бросается в глаза совершенно пустое пространство.
Нереальность действительного пространства и гиперреализация воображаемого пространства. Например, пациенты ощущают себя в пространстве «рая» или «ада», воспринимая впечатления о реальности как о чем-то несуществующем и ничего для них не значащем;
Сужение пространства — состояния, в которых пациентам кажется, будто пространство сократилось вокруг них и за пределами этой узкой сферы ничего больше нет: ни объектов, ни пространства. Другими словами, те психические акты, в которых последние представлены, не воспринимаются или, точнее, не осознаются. Нечто похожее на это испытывают, по-видимому, пациенты с сумеречным помрачением сознания, для которых все, что выходит за пределы узкого круга их реального восприятия, как бы не существует вовсе;
Альтернирующее пространство — смена разных состояний восприятия пространства. Днем, рассказывает больная, «я нахожусь в одном мире, а вечером и ночью я оказываюсь будто бы совсем в другом мире, где меня окружает зло». В данном случае происходит смена реального пространства воображаемым и наоборот;
Переживание бесконечного пространства — утрата осознавания психических процессов, в которых представлена конечность конкретного пространства. Больной К.Ясперса говорит: «Я все еще видел комнату. Пространство казалось вытянутым и уходящим в бесконечность, совершенно пустым. Я чувствовал себя потерянным, заброшенным в бесконечном пространстве, которое, несмотря на всю мою незначительность, каким-то образом мне угрожало. Оно казалось дополнением к моей собственной пустоте. Старое физическое пространство казалось каким-то фантомом этого другого пространства».
Другой пациент описывает чувство бесконечного пространства, возникающее под влиянием мескалина. Глубинное измерение пространства казалось ему многократно увеличенным. «Стена отодвигалась, и пространство проникало повсюду»;
Переживание одушевленного пространства — результат отчуждения собственных эмоций и их проецирование не на какие-то конкретные объекты, а на пространство. К.Ясперс говорит о том, что «оценка пространства также приобретает эмоционально-чувственный характер». В результате пространство становится для пациентов как бы угрожающим или благоприятствующим. Как поясняет пациент, «неверно было бы говорить только о пространстве, ибо что-то происходило во мне самом».
Аллометаморфопсия
Аллометаморфопсия — нарушение восприятия величины, формы, числа, локализации внешних объектов, их динамических характеристик. Называют также экзометаморфопсией. Расстройство может быть представлено рядом следующих проявлений:
макропсия — восприятие окружающих объектов с ощущением увеличения их размеров. Люди, деревья, строения кажутся крупнее, чем обычно. Кроме того, отдаленные объекты видятся более отчетливо, как «в подзорную трубу», хотя расстояние до них оценивается адекватно;
макротелеопсия — восприятие окружающих объектов с ощущением увеличения их размеров и сокращения расстояния между ними и пациентами. Так, больной, когда она переходит улицу, кажется, что приближающиеся машины наезжают на нее, хотя в действительности они находятся еще далеко от нее. Или больная садится мимо стула, промахивается, пытаясь взять в руки какой-то предмет, так как они кажутся ей расположенными ближе, чем это есть на самом деле;
микропсия — восприятие окружающих объектов с ощущением уменьшения их размеров. Близкие объекты видятся необычно маленькими, расстояние до них воспринимается будто бы нормально. Некоторые пациенты сообщают, что ощущают себя как «Гулливеры в стране лилипутов», ощущения увеличения своего тела у них, однако, нет;
микротелеопсия — восприятие окружающих объектов с ощущением уменьшения их размеров и увеличения расстояния между ними и пациентами.
| При явлении метаморфопсии рекомендуем обратиться к психиатру |
Эти объекты воспринимаются как «в перевернутый бинокль»: «Все как-то отодвинулось, кажется маленьким, на удалении». Больная рассказывает: «Бывает, я резко проснусь, от крою глаза и вижу, что какая-нибудь вещь резко удаляется и превращается в точку. При этом я четко вижу ее во всех деталях». Другая больная сообщает, что она неоднократно натыкалась на деревья, людей, так как ей казалось, что они еще далеко. Несколько раз из-за этого она едва не попала под движущийся автомобиль. Возникающие у таких пациентов страх переходить улицу, самостоятельно передвигаться по оживленным местам может быть расценен как навязчивый, но это не так, такой страх является естественным и вполне понятным. К.Ясперс говорит не о физической, а о «духовной удаленности» — он, видимо, имеет в виду явления деперсонализации;
микротелеоакузия — звуки из окружения пациентов кажутся им ослабленными и до носящимися как бы издалека. Больная рассказала, что несколько раз из-за этого она «блудила в лесу», так как на ее зов люди откликались как бы с большого расстояния и ей трудно было определить направление звуков;
макротелеоакузия — звуки из окружения пациентов кажутся им более громкими и доносящимися как бы с близкого расстояния;
макроестезия — предметы на ощупь кажутся пациентам несколько увеличенными в размерах, чем они определяют это визуально;
микроестезия — предметы на ощупь кажутся пациентам несколько уменьшенными в размерах, нежели они определяют это визуально;
димегалопсия — объекты воспринимаются пациентами деформированными, скошенными, перекрученными вокруг оси, изогнутыми, как бы с зубчатыми линиями, диспропорциональными;
диплопия — удвоение зрительного восприятия, когда вместо одного реального наглядного оптического образа в сознании пациентов представлено два совершенно одинаковых;
диплоакузия — удвоение слухового восприятия, когда вместо одного реального акустического наглядного образа в сознании пациентов представлено два совершенно одинаковых;
полиопсия — расстройство, при котором вместо одного реального наглядного оптического образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных образов, правда, как бы постепенно затухающих. Иногда последние могут восприниматься находящимися на одной линии восприятия, и тогда каждый последующий образ кажется несколько меньшим, чем предыдущий. Появление этого расстройства и других подобных ему кажется не очень ясным. Полиопсия весьма напоминает галлюцинаторную палилалию и аналогичные последней нарушения. Похоже на то, что здесь наблюдается нечто вроде феномена реверберации, когда реальный образ порождает другой, мнимый, а он, в свою очередь, — еще один и так далее, подобно тому как повторяется и постепенно замирает в горах эхо звука;
полиакузия — расстройство, при котором вместо одного реального акустического наглядного образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных об разов;
диплонафия — расстройство, при котором вместо одного реального тактильного наглядного образа в сознании пациентов представлено два идентичных тактильных образа;
полинафия — расстройство, когда вместо одного реального наглядного тактильного образа в сознании пациентов представлено три и более идентичных образов;
порропсия (греч. porro — далеко, opsis — зрение) — восприятие объектов таким образом, что это вызывает ощущение удлинения, растягивания пространства вдаль от пациента. Дома кажутся вытянутыми в длину, улица воспринимается уходящей в бес конечную даль. Больная, поднимаясь, например, по лестнице, промахивается мимо ступенек, она роняет посуду, а не ставит ее на стол, так как и лестница, и стол воспринимаются ею вытянутыми вдоль от нее и как бы отдаленными;
оптическая аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных зрительных образов. Например, пациенты сообщают: «Смотрюсь в зеркало, а свое отражение вижу как бы затылком, где-то сзади. Знаю, что этот предмет находится впереди меня, но я вижу его как бы за спиной. Вижу, что человек идет впереди меня, но мне он кажется находящимся по правую руку»;
акустическая аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных слуховых образов. Пациенты рассказывают об этом так: «Вижу, что человек впереди, он что-то говорит мне, но его голос слышится позади меня. Свой собственный голос я слышу так, будто он звучит в моей голове. Просигналила ма шина справа, а увидела я ее слева»;
обонятельная аллестезия — нарушение способности адекватно локализовать источник наглядных обонятельных образов. Например: «Чувствую запах бензина, только где-то внутри себя».
Нарушение восприятия динамических характеристик объектов проявляется такими симптомами. Во-первых, это восприятие неподвижных объектов движущимися. Так, пациент видит, как стоящий на тормозах автомобиль начинает движение и с нарастающей скоростью едет на него, понимая в то же время, что это ошибка его зрения. В некоторых случаях, напротив, движущиеся объекты воспринимаются как находящиеся в покое.
Во-вторых, иногда неверно определяется направление движения объектов: их движение направлено, как это видят пациенты, не вперед, а назад. Кажется, например, что машина едет за дом наперед. Встречаются, в-третьих, нарушения восприятия скорости движения объектов, она кажется замедленной — цайтлюпен или, напротив, увеличенной — цайтрафтер. Наконец, движение объектов может восприниматься не плавным, а как бы прерывистым, толчкообразным — феномен слежения, нередко наблюдающийся при употреблении галлюциногенов.
Последнее проявление аллометаморфопсии — это утрата способности воспринимать объемные характеристики наглядных образов. Объекты видятся пациентам двумерными, плоскими, как на слайдах, фотографиях. Это редкое нарушение является как бы антиподом порропсии.
Заметим, что проявления ауто и аллометаморфопсии могут возникать одновременно — амбивалентная метаморфопсия. Больная сообщает: «Вдруг комната отодвинулась вдаль, стала маленькой, а окно напротив меня — крохотным. Начали падать боковые стены, они валились к середине комнаты одна на другую. Их было много, я еще подумала, от куда их столько взялось. Моя голова увеличилась, особенно сильно она вытянулась в высоту — где-то до полуметра. Правая рука увеличилась, стала как надутая, не моя, она не ощущала боли. Тело уменьшилось, стало как у подростка. И было цвиркание в голове. У меня оно всю жизнь, то есть, то нет. Была паника, я напугалась до ужаса. Все это длилось минут 10–15. Такое повторялось потом несколько раз».
Другая больная рассказывает: «Бывает, проснусь, открою глаза и вижу, как предметы или какой-то один из них приближают ся, наезжают на меня, становятся все больше и больше. А случается и наоборот: телевизор, например, удаляется от меня, становится все меньше, превращается в точку, но я все дета ли его различаю так же четко, как и обычно».