на основе какого источника построено содержание оперы евангелие молитвы иконы
Урок 10. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 10. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
В середине XX века наряду с академической музыкой получили развитие и так называемые альтернативные направления. Джаз, рок, эстрада заняли каждый свою нишу в пёстрой палитре музыкальных стилей и жанров. Уникальным синтезом самых противоречивых тенденций стал жанр рок-оперы. В чём состоят эти противоречия? С этим вопросом вы сегодня и попробуете разобраться на примере самого известного произведения «Иисус Христос – Суперзвезда».
· Как развивалась музыкальная культура в XX веке.
· В чём состоят особенности жанра рок-оперы
· Каковы черты стиля рок-музыки
· Видеть в одном и том же музыкальном произведении влияния различных музыкальных стилей
· Видеть разницу между содержанием музыкального произведения и формой его представления
· Познакомиться с одним из самых легендарных музыкальных сочинений XX века
· Увидеть отражения настроений и социального протеста молодёжи XX века в различных проявлениях рок-музыки.
Истоки рок-музыки коренятся в блюзовых гармониях и ритмах. Именно они лежали в основе рок-н-ролла – танцевального направления, захлестнувшего Америку и Европу в конце 50-х годов прошлого века.
Появление электроинструментов, ударных установок, акустических систем позволило року достаточно быстро найти свой собственный эталон музыкального звучания. Напряжённый ритм, исключительная громкость, экспрессивные приёмы игры на электрогитарах стали визитной карточкой рок-музыкантов. Новые звучности были нужны для выражения новых эмоций и новых настроений. Рок – это голос молодёжи, воплощающий бунтарский дух, вызов, протест общепринятым нормам.
Рок-музыка породила особый образ жизни, стиль поведения, философию. В ней присутствует драйв, экспрессия, которые дают ощущение свободы, вкуса жестокой, но честной правды жизни в противовес лицемерному благополучию общества.
Парадоксально, но некоторые элементы классического наследия получили в рок-культуре неожиданное и очень интересное развитие. Одним из наиболее удачных образцов такого синтеза стал жанр рок-оперы. Сюжет в таком спектакле соответствует всем законам оперного искусства. Но арии, ансамбли и хоры звучат не в классической манере, а в стиле рок-музыки. Инструментальное сопровождение вокальных партий в рок-опере невозможно представить без энергичных бит-ритмов, агрессивных и напористых партий ударной установки.
Произведение Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» не было первой в истории музыки рок-оперой. Но оно стало безусловным мировым хитом, навсегда изменившим музыкальную культуру XX века. Сюжет произведения взят из Евангельских текстов и охватывает последнюю – Страстную неделю земной жизни Иисуса Христа.
Как и положено по законам оперного жанра, открывается произведение инструментальной увертюрой. Переменный метр, синкопированный ритм, взволнованные мотивы в мелодии придают её звучанию тревожный, напряжённый характер. Резкой сменой настроения вклинивается энергичный гитарный рифф и на его гребне возникает знаменитая тема Иисуса – будущий лейтмотив главного героя.
Каждое поколение по-своему прочитывает древние тексты. Вот и здесь Иисус предстает настоящим бунтарём. Изгнание торговцев из храма – известный евангельский сюжет. Но в фильме, снятом на музыку Э. Л. Уэббера, Мессия крушит декорации с той же разрушительной силой, с какой рок-музыканты разбивают свои гитары на концертах.
Среди учеников Иисуса – Иуда. Он умен, и он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, Учитель знал, что произойдет, и заранее определил его на роль предателя. Отчаяние, экспрессия звучат в арии Иуды, а между тем гитарные рифы напоминают зловещую тему, которую мы слышали ещё в увертюре…
Иисус Христос всё знает и, тем не менее, сомнения терзают его душу.
«Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мат. 14:36) – Знаменитая молитва Иисуса в Гефсиманском саду превращается в горькое вопрошание к Богу, полное отчаяния и безысходности:
…Пусть они ненавидят меня, бьют меня,
Но я хочу знать, я хочу знать, Боже,
Я хочу видеть, я хочу видеть, Боже,
Почему я должен умереть.
Композитор Эндрю Ллойд Уэббер и его либреттист Тим Райс долго спорили насчет завершения своего произведения. По мнению Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции. Эта рок-опера идет на сценах многих музыкальных театров мира. Аплодируя финальной сцене, публика рукоплещет распятию. Наверное, это тоже повод для размышления….
Была, однако, еще одна, сугубо современная причина обращения Уэббера и Райса к религиозной теме. Время, когда создавалась эта опера, было отмечено на Западе повышенным увлечением молодежи христианскими идеями. Но не такими, как прежде, а свободными от догм официальной церкви. В молодёжной среде христианские мотивы были символами чистоты, бескорыстия и братской любви, в них видели путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, эгоизме и корысти.
Выполните задания и ответьте на вопросы:
1. Найдите в интернете и посмотрите фильм или театральную постановку «Иисус Христос суперзвезда». Какие музыкальные стили и жанры вы узнали в различных номерах этой рок-оперы?
2. К какому направлению можно отнести оперу «Иисус Христос – Суперзвезда»?
3. Какой сценой завершается опера «Иисус Христос – Суперзвезда»?
— Воскрешением Иисуса Христа.
— Распятием Иисуса Христа.
4. Подчеркни, какие элементы связывают рок-оперу с классическими оперными традициями:
— использование современных ритмов,
— соединение музыкального и драматического развития
5. На основе какого источника построено содержание оперы?
6. В каком веке возник жанр рок-оперы?
7. Какие черты отличают рок-музыку от академической?
8. Расставь фрагменты оперы в нужном порядке.
— сцена в Гефсиманском саду
9. Какое слово здесь пропущено?
10. Какое увлечение молодежи подвигло авторов написать эту оперу?
— Увлечение христианским учением;
11. Какой музыкальный стиль явился истоком рок-музыки?
12. Дополни определение:
13. Кто является автором музыки рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»?
14. Можно ли назвать рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» религиозной музыкой?
Литература и дополнительные материалы по теме:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
На основе какого источника построено содержание оперы евангелие молитвы иконы
Ответ:
Какие основные стилистические направления использовал автор при написании оперы o романс
Какое увлечение молодежи подвигло авторов написать эту оперу?
o Увлечение христианским учением o Увлечение историей
Кто является автором музыки оперы «Иисус Христос – суперзвезда»? o Эндрю Ллойд Уэббер
В каком веке возник жанр рок-оперы? o 19 век
На основе какого источника построено содержание оперы? о Иконы
Музыкальное вступление, перед началом оперы o экспозиция
От чьего лица идет рассказ в опере о Пилата
Определите героев оперы «Иисус Христос – суперзвезда»: o Иуда, Понтий Пилат, Ирод;
Какая песня предшествовала появлению оперы «Иисус Христос Суперзвезда» o «Superstar» («Суперзвезда»):
Можно ли назвать оперу «Иисус Христос – суперзвезда» религиозной музыкой?
Чем начинается опера «Иисус Христос – суперзвезда»?
o величайший шедевр русской духовной музыки, вокальное произведение, в основе которого лежат напевы древнерусских песнопенийo рок-опера, в основу которой положены события последних днях земной жизни Христа
К какому направлению можно отнести оперу «Иисус Христос – Суперзвезда»? o Рок-музыка.
Этой песней народ прославляет Христа в опере «Иисус Христос – суперзвезда»: o «Осанна!».
«Иисус Христос — суперзвезда» — краткое содержание рок-оперы
Евангельские образы и сильные характеры всегда привлекали внимание художников, писателей и композиторов, поэтому вполне понятен интерес композитора Эндрю Ллойда Уэббера и писателя-сценариста Тима Райса, которые в своей неповторимой трактовке создали мюзикл — рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Краткое содержание произведения дает возможность семиклассникам лучше ознакомиться с сюжетом, понять замысел авторов.
История создания произведения
Мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» — знаковое явление современной популярной культуры. Музыку сочинил Эндрю Ллойд Уэббер, а слова к рок-опере написал Тимоти Майлз Биндон Райс. Их творческий союз сложился в 1964 году. Через несколько лет у Райса возникла мысль написать мюзикл на евангельской основе о последних днях жизни Христа, изложив историю глазами отрицательных народных персонажей Понтия Пилата и Иуды.
Уэббер горячо поддержал замысел друга. Зато их менеджер, еврей Дэвид Лэнд, вначале был против, но после долгих уговоров согласился. Первой песней была ария Иуды, выпущенная отдельным синглом. Раскрученный на телевидении, он сразу подвергнулся нападкам христианской церкви, так как содержал элементы рок-музыки. Вплотную занявшись альбомом, друзья стали подбирать исполнителей. Роль Иисуса спел Иэн Гиллан, солист рок-группы «Deep Purple».
В 1971 году, за неимением средств для постановки на сцене, авторы выпустили концертный альбом с записью рок-оперы, который был тепло встречен американской публикой и сделал музыкантов в одночасье знаменитыми. С помощью состоятельного продюсера Роберта Стигвуда и режиссера Тома О’Хоргана состоялась постановка спектакля на Бродвее. В день премьеры театр окружили протестующие представители христианской веры, тем не менее постановка прошла с большим успехом. Однако критики обвинили авторов рок-оперы в антисемитизме.
В 1973 году Роберт Стигвуд и режиссер Норман Джуисон занялись экранизацией мюзикла. Поскольку Уэббера и Райса почти не привлекали к съемкам, а оркестровки делал другой композитор, первая экранизация авторам не понравилась. Зато в новых съемках рок-оперы в 2000 году авторы принимали непосредственное участие. Действие оперы на этот раз происходило не в Палестине, а в некоей отвлеченной стране.
На сегодняшний день музыкальное произведение Уэббера и Райса пережило множество постановок в разных странах, в том числе и в России. В театре имени Моссовета с огромным успехом было отыграно 14 сезонов спектакля, через которые прошло большое количество известных и молодых актеров. Постановки мюзикла состоялись также в Театре Стаса Намина в Москве и на сцене других городов.
Краткое содержание
Сюжет произведения отражает события с приезда Иисуса в Иерусалим до гибели его на Голгофе. Тим Райс, следуя в либретто евангельскому тексту и описанию некоторых эпизодов из Библии, толкует их по-своему. Иуда, по его задумке, — чуть ли не на равных с Иисусом. По крайней мере, из них двоих именно ему принадлежит последнее слово и, действительно, вначале Иуда представляется всем рациональным и деловым человеком, а Иисус, напротив, излишне эмоционален и, как выясняется, не совсем верно понимает смысл собственной жертвы.
Искариот открыто высказывает недовольство его поведением:
Во время Тайной вечери Иисус беседует с апостолами. Внезапно приходит Иуда и видит, как Мария-Магдалина делает Христу массаж ног. Иуду это сильно возмущает, он просит ее уйти.
Иисус тогда говорит известную всем фразу: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Мария уходит, чтобы предотвратить назревающий скандал. Иуда не скрывает своих намерений, на это Христос ему отвечает: «Иди, что же ты медлишь!». В это же самое время в Иерусалиме собираются священнослужители и, обсудив деятельность Иисуса, приговаривают его к смерти.
Когда Христос вместе с двенадцатью апостолами приходит в Иерусалим, народ встречает его со всеми почестями. Во время трапезы в Гефсиманском саду Иисус, разделяя стол со своими помощниками, говорит, что кто-то из них его выдаст, а Пётр отречется. И во время вечерней молитвы Христа хватают и ведут к царю Иудеи Ироду, который просит его показать всему народу чудеса исцеления, если он на самом деле сын Бога. Взамен ему обещают свободу и жизнь, но Иисус отказывается.
Избитого, в кровавых ранах, его ведут на суд к Понтию. Иуду настолько поражает слабый вид осужденного на казнь, что он не выдерживает и накидывает себе петлю на шею, при этом обвиняя в этом Иисуса. Понтий Пилат, желая спасти Иисуса от распятия, призывает народ заменить казнь 39 ударами плетей. Но толпа неистовствует и хочет смерти.
Иисуса прибивают гвоздями к кресту. Обратившись в последний раз к Богу-отцу, Иисус умирает.
Характеристика главных героев
Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.
Описание Христа
Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.
Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:
Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.
Искариот здесь тоже не такой, как описан в Евангелии. Он не хочет смерти Христа и думает, что того просто изолируют, и до казни дело не дойдет.
Характер Иуды
Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.
Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.
На основе какого источника построено содержание оперы евангелие молитвы иконы
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
Появлением рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту (автор литературного текса) Тиму Райсу.
Эндрю Ллойд Уэббер (р.1948) – современный английский композитор.
Либретто – это литературная основа оперы. В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа. Евангелие — это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа – Новый завет.
Первая постановка рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году и стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.
Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.
Впоследствии рок-опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).
Знакомимся подробно. Анализируем музыку.
Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.
Музыка Понтия Пилата – наместника римского императора, который по требованию священников и народа приговаривает Иисуса к смертной казни (распятию на кресте), носит иной характер. Гитарный аккомпанемент, под который исполняет вокальную арию Пилат, «Сон Пилата», напоминает слушателям песню – балладу драматического характера, наполненную чувствами терзаний и сомнений о верности своего решения. Образ отрицательного героя рок-оперы по своему музыкальному решению словно примыкает к положительным, лирическим образам. Составляя с ними единое целое.
Рассмотри картину русского художника Николая Ге «Что есть истина» (1890 г.), на которой изображена беседа римского наместника в Иудее Понтия Пилата и Иисуса Христа. Художник наполнил картину религиозно-этическими идеями. Он обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи. В глубоко драматической картине с резким контрастом света и тени значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека, подчеркивается богатство и сложность его духовной жизни. Эта картина созвучна главной идее рок-оперы.
Композитор Уэббер применил разнообразные средства драматургического (контрастного) развития музыкальных образов:
1. За каждым из героев рок-оперы закреплена определенная эмоциональная, образная и жанровая сфера
2. Повторение знакомых мелодий и тем в различных ситуациях развития действия усиливает эффект взаимодействия образов.
3. Классическую оркестровку музыкальной ткани композитор умело сочетает с включением в нее современных интонаций, ритмов, жанров популярной музыки, а также электромузыкальных инструментов.
Рок опера завершается трагически – Иисус Христос распят на кресте, Иуда сходит с ума. Именно таким финалом создатели оперы побуждают слушателей и зрителей размышлять над вечным вопросом жизни «Что есть истина?».
Какое впечатление произвела на тебя рок-опера
«Иисус Христос – суперзвезда»?
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.