на площади у какого собора установлены памятники м и кутузову и барклаю де толли
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю Де Толли
25 октября 1837 года на площади перед Казанским собором состоялось торжественное открытие памятников полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову. Первоначально исполнение моделей памятников было поручено немецкому скульптору Э. Лауницу. Однако в 1829 году заказ перешел к молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств – Б.И. Орловскому и С.И. Гальбергу, поскольку Лауниц не сумел создать убедительных образов русских героев – полководцев. В январе 1830 года по эскизам Орловского началась работа по исполнению статуй.
В 1832 году была отлита статуя М.И. Кутузову, а в мае 1836 года – статуя Барклаю де Толли. Полированные гранитные пьедесталы, на которых установлены статуи, исполнены по проекту выдающегося архитектора В.П. Стасова. Гранит был добыт и вытесан под руководством известного мастера С. Суханового. Сооружением монументов руководил архитектор К.А. Тон. Авторы пытались придать памятникам портретное сходство и правдивость психологических характеристик великих полководцев. Кутузов изображен в фельдмаршальском мундире и плаще, в его правой руке – обнаженная шпага, в левой – фельдмаршальский жезл, у ног – знамена французской армии. Б.И. Орловский представил его в образе победителя наполеоновских войск, ученика и сподвижника великого Суворова.
Фигура Барклая де Толли более спокойна и менее динамична. В его опущенной левой руке – маршальский жезл; взгляд устремлен в даль. До 1826 года на площади перед Казанским собором, со стороны Невского проспекта, по проекту известного архитектора Воронихина был установлен деревянный обелиск. Позже, уже в конце XIX века, площадь была превращена в партерный сквер, засаженный низкорослым кустарником. Установка памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли и разбивка сквера видоизменили первоначальный проект Воронихина. Тем не менее, сооружение памятников еще более упрочило неразрывную, органическую связь Казанского собора с окружающей его застройкой. Монументы героям-полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову подчеркнули мемориальное значение Казанского собора и его роль в застройке Невского проспекта. Памятники являются выдающимися произведениями русской монументальной скульптуры 1830-х годов.
CПб Памятники Кутузову и Барклай де Толли
CaнктПетерсбург. Казанский собор. Памятники Кутузову и Барклай де Толли
Невский проспект. Казанский собор. Здесь в склепе, как пишут историки, 13 (25) июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, умерший 16 (28) апреля 1813 года в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода российской армии.
Над его могилой размещена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
На иллюстрации к статье представлены изображения слева направо:
1. памятник перед колоннадой Казанского собора «фельдмаршалу князю М.И. Кутузову-Смоленскому 1812».
2. гравюра М.Н.Воробьева «Похороны М.И.Кутузова», 1814 год, Государственный Эрмитаж.
Изображен Казанский собор со стоящим перед ним гномоном.
Также на гравюре можно рассмотреть темные силуэты двух скульптур слева и справа у колоннады собора. Вероятно это статуи архангелов Гавриила и Михаила, которые как бы \цитата\: «тридцать лет стояли перед собором на гранитных постаментах у проездов колоннад. Из истории собора известно, что первоначальная композиция статуй принадлежала Воронихину и ко дню освящения храма они были установлены И.Мартосом, отлитые из гипса и выкрашенные под бронзу. Однако из-за недостаточного оборудования литейной мастерской Академии художеств их не удалось отлить в бронзе. Со временем статуи разрушились. В 1910 г. Юбилейная Реставрационная Комиссия Казанского собора через своего председателя соборного настоятеля протоиерея Соснякова делала попытку восстановления мартосовских ангелов, но из-за материальных причин этот вопрос так и остался неразрешенными.»
В 1837 году вместо (а может и на месте?) скульптур архангелов Гавриила и Михаила перед собором после неоднократных конкурсов и согласований по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклай де Толли.
3. памятник перед колоннадой Казанского собора «фельдмаршалу князю Барклаю де Толли 1812 1813 1814 и 1815».
4. репродукция картины «Портрет Михаила Илларионовича Кутузова (Голенищева-Кутузова-Смоленского)», холст, масло, 1810е годы, автор Олешкевич Иосиф (Юзеф) Иванович. (1777-1830). Эрмитажное собрание, получена из Музея этнографии народов СССР.
Из истории Финляндии
К 1249 году Швеция подчинила себе всю территорию Финляндии. В 1293 году шведы двинулись дальше на восток и отвоевали у Великого Новгорода Западную Карелию. На новой границе они основали Выборгскую крепость (ныне — город Выборг). Последующие 30 лет между соседями шла непрерывная борьба за эти земли. В 1323 году по Ореховскому договору Западная Карелия отошла к Швеции. Жившие здесь карельские племена перемешались с сумью и емью, образовав финскую народность. Большую роль в сохранении и развитии национального самосознания финнов сыграл шведский король Густав Ваза (1523–1560). Он основал город Хельсинки.
В 1527 году, обнаружив, что государственная казна опустела, король Швеции Густав Ваза последовал примеру княжеств Северной Германии. Имущество римско-католической церкви было изъято со ссылкой на учение Мартина Лютера, по которому церковь – общность верующих, поэтому и ее имущество должно принадлежать народу.
Разрыв с Римским Папой в последующие десятилетия становился все глубже, и таким образом восточная часть Шведского королевства – Финляндия – стала самой дальней на северо-востоке территорией протестантской Европы. В результате движения Реформации постепенно, шаг за шагом, стала создаваться и финская письменность.
В 1584 году вышел перевод «Нового Завета» на финский язык, выполненный реформатором церкви Микаэлем Агриколой. В основу современной финской лексики легло сочетание диалектов, прежде всего Западной Финляндии.
В 1284 году Финляндия стала герцогством, а в 1581 году получила статус Великого княжества и свой местный сейм, который существовал только номинально, так как Финляндия была подчинена шведской короне и правил здесь наместник шведского короля.
В результате российско-шведской войны 1809 года финские земли были захвачены Российской империей.
Вновь завоеванная область перешла по Фридрихсгамскому мирному договору «в собственность и державное обладание Империи Российской».
Ещё до заключения мира, в июне 1808 г., последовало распоряжение о вызове депутатов от дворянства, духовенства, горожан и крестьян для подачи мнений о нуждах страны. Прибыв в Петербург, депутаты подали государю мемориал, в котором изложили несколько пожеланий экономического характера, указав предварительно на то, что, не будучи представителями всего народа, они не могут войти в суждения, принадлежащие земским чинам, созванным в обыкновенном и законном порядке.
В феврале 1809 г. последовало распоряжение о созыве сейма в городе Борго. 16 марта Александр 1 лично открыл его, подписав накануне манифест о государственном устройстве Финляндии. При открытии сейма Александр I произнес на французском языке речь, в которой, между прочим, сказал: «Я обещал сохранить вашу конституцию (votre constitution), ваши коренные законы; ваше собрание здесь удостоверяет исполнение моих обещаний».
На другой день члены сейма принесли присягу в том, что «признают своим государем Александра I Императора и Самодержца Всероссийского, Великого Князя Финляндского, и будут сохранять коренные законы и конституции (lois fondementales et constitutions) края в том виде, как они в настоящее время существуют».
Сейму предложили четыре вопроса — о войске, налогах, монете и об учреждении правительствующего совета; по обсуждении их депутаты были распущены. Заключения сейма легли в основание организации управления краем, хотя и не все ходатайства земских чинов были удовлетворены. Относительно войска было постановлено сохранить поселенную систему.
Относительно налоговой и финансовой системы великого княжества вообще император объявил, что они будут использоваться только на нужды самой страны. Денежной единицей принят российский рубль. В 1811 г. учрежден финляндский банк. Современное устройство, основанное на контроле и гарантии земских чинов, о чём ходатайствовал боргоский сейм, он получил лишь в 1867 г.
Во главе местных административных учреждений был поставлен правительствующий совет, в 1816 г. преобразованный в Императорский финляндский сенат.
Первым наместником российского государя в Финляндии стал Барклай де Толли, будущий герой войны с Наполеоном.
В 1811 г. (манифестом от 11 (23) декабря) последовало распоряжение о присоединении к великому княжеству так называемой «Старой Финляндии», то есть той части Финляндии, которая перешла к России по Ништадтскому миру.
Внимание. Включите логику. Зачем присоединять к свежезавоеванному, где ещё не проведены реформы, свои земли, где население исправно платит налоги, рискуя тем: а вдруг завтра Швеция возьмёт своё обратно. Другое дело, если к имеющемуся свежезавоеванному прибавляется ещё одно свежезавоеванное, и на объединенных землях наводится порядок.
В 1812 году финская столица была перенесена из Турку в Хельсинки (Гельсингфорс), в связи с чем началось бурное строительство нового города.
В 1876 году из Санкт-Петербурга в Хельсинки протянулась железная дорога.
И только в 1863 году финская лексика становится государственной наравне со шведской и русской.
В исторических документах слово «финляндский. » до 1808 года следует понимать как недобросовестные фантазии историков и задавать себе вопрос «А где Это?», поскольку до 1809 года финны были подданными шведского короля, а Финляндия частью Щвеции.
А теперь о трех героях войны 1812 года.
Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 — 1916гг.):
>
БОГ_РАТИ_ОН.
Обращаю внимание на место погребения героя, погибшего при обороне Москвы. Ему НЕ был установлен памятник перед Казанским собором в Петербурге.
В 1839 году по инициативе поэта-партизана Дениса Давыдова прах Багратиона был перенесен на Бородинское поле. Вероятно это и есть дата Бородинского сражения.
В 1800 году Багратион женился на Екатерине Павловне Скавронской, 1783-1857, дочери графа Павла Мартыновича Скавронского, российского посланника в Неаполе. Брак этот свершился исключительно по воле императора Павла I, и детей от этого брака не было. Зато Екатерина Павловна, порвав в 1805 году с мужем и проживая в Вене, родила в 1810 году от князя Меттерниха дочь Клементину. Вторым мужем Екатерины Павловны был британский генерал Карадок, впоследствии лорд Гоулден.
Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 — 1916гг.):
>
БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ.
Скончался в г. Истербурге (= ныне г. Черняховск) в Восточной Пруссии, где по официальной версии захоронено его сердце.
В январе 1814 года был возведен в графское достоинство Российской Империи.
В январе 1817 года был утвержден необычайно пышный княжеский герб Барклая де Толли.
Герб венчает красная (цвет Бранденбурга) корона с ободом, украшенным изображениями трилистников. Под ней на красной императорской мантии с горностаевым подбоем расположены вверху черный двуглавый орел (крылья направлены (растопырены) в стороны) под императорской короной со скипетром и державой, ниже много всего ещё, и внизу на ленте расположен девиз «верность и терпение».
N.B./
Утверждение (или присвоение) герба значит только одно — возникновение вакансии в связи со смертью родственника, дележ наследства и вступление в права наследования. По гербу мы убеждаемся, что Барклай де Толли был наследником императорской фамилии.
Первый памятник Барклаю де Толли был сооружен в Германии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, в 300 м от дома на мызе Штилитцен, недалеко от Инстербурга в Восточной Пруссии, по инициативе короля Фридриха Вильгельма III.
Автор памятника — К. Ф. Шинкель.
Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 — 1916гг.):
>
КУТУ_ЗОВ. Масонское имя «вечнозеленеющий лавр». Имел высокую степень посвящения (см. Википедия).
Дважды смертельно ранен в левый висок. Пули повредили правый глаз.
Перед войной 1812 года инспектировал на юге свежезавоеванных земель Российской империи. Выполнил дипломатическую миссию в Константинополе, где несмотря на запрет, грозивший любому мужчине-нарушителю смертной казнью, Кутузов тайно посещал султанский гарем для переговоров с жившей там матерью султана, имевшей большое влияние на сына.
Получил княжеский титул в 1812 году и именование «Смоленский» за бегство от границы по реке Неман и разорение и сдачу Смоленска Барклаем-де-Толли Наполеону.
16 апреля 1813 года скончался в прусском городе Бунцлау недалеко от городка Мускау (Москва по-немецки см. ранее). (Бунцлау = ныне Болеславец, Нижнесилезское воеводство Польши). После кончины тело Кутузова было набальзамировано. Через 2 недели в 3 км западнее Бунцлау на кладбище у деревни Тиллендорф, в маленьком свинцовом гробу были похоронены оставшиеся после бальзамирования внутренности тела фельдмаршала, а над местом захоронения был возведен памятник.
Тело и сердце Кутузова с особыми почестями при огромном скоплении народа 25 июня, 13-го по старому стилю, были захоронены в склепе, устроенном под полом в западной части северного Антонио-Феодосийского придела Казанского собора Санкт-Петербурга.
Создается впечатление, что Наполеона с европейской армией пригласили разгромить и соучаствовать в разорении Московии (Московской Тартарии). Ройссийские армии прокладывали путь европейской армии и подавляли очаги сопротивления по дороге.
Местное население, собранное в ополчение, активно сопротивлялось иноземным захватчикам. Именно ополчение победило иноземцев. И только потом наемные историки приписали заслуги никчемным деятелям.
Что такое ополчение, как оно созывалось — отсылаю читателя к материалам об освобождении Москвы в 1612 году и о Патриархе Московском и всея Руси Гермогене (1530-1612), замученном европейскими захватчиками.
Далее об авторе картины «Голенищев-Кутузов, князь Смоленский»:
Олешкевич, Иосиф Иванович (Юзеф Олешкевич) — академик исторической живописи Императорской Академии Художеств; председатель масонской ложи Белого Орла в С.-Петербурге.
Олешкевич родился в 1777 году в местечке Радошковицах, Минской губернии; отец его, бедный жмудский дворянин, был по профессии музыкант.
При поддержке графа Александра Ходкевича молодой Иосиф Олешкевич смог учиться в 1798-1779 годах на факультете изящных искусств Виленского университета. Его наставниками были Франциск Смуглевич и Ян Рустем.
С 1803 по 1806 год Олешкевич совершенствовал свои знания и технику живописи в Париже, обучался у знаменитых живописцев Жана Огюста Доминика Энгра и Жака-Луи Давида. После возвращения из-за рубежа работал на Волыни и в Вильно. После смерти Смуглевича в 1807 году пытался занять его место в университете. После неудачной попытки в 1810 году поселился навсегда в Санкт-Петербурге, где писал, в частности, портреты царской семьи. В 1812 году был принят в императорскую Академию художеств (за полотно «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных»).
Среди высланных поляков, проживающих в Санкт-Петербурге, слыл необычным и полным добродетели человеком; это отражено в «Отступлении» части III «Дзядов» (польск.)русск. Адама Мицкевича. Особой известностью в Санкт-Петербурге приобрёл благодаря высокому положению, которое занимал в среде петербургских масонов.
В 1822 году Олешкевич был избран начальником (ma;tre en chaise) ложи Белого Орла.
Художественные произведения Олешкевича рассеяны в большом количестве по храмам Польши и Западного Края, а также в частных собраниях. Творчество Олешкевича — академическое, в духе позднего классицизма, с элементами сентиментализма. Автор портрета Льва Сапеги. Многие его картины (портреты Адама Ежи Чарторыйского, Иеронима Стройновского, 1810; Мартина Почобута, 1810) хранятся в Вильнюсе.
Олешкевич Иосиф Иванович умер в Санкт-Петербурге в 1830 году, похоронен на Смоленском кладбище.
На исследуемой картине изображен М.И. Кутузов в мундире при орденах с наброшенной на колени в качестве пледа императорской мантии. Художник как бы намекает, что перед нами особа императорской фамилии. Расшифруем намеки.
Единственный возможный вариант — императрица Екатерина вторая.
Просмотр других изображений М.И. Кутузова подтверждает возникшую догадку. Вот поэтому её не казнили при посещении гарема турецкого султана. Да есть и много других обстоятельств — руки, лицо, тело не спрячешь. Фамилия «Кутузов» легко расшифровывается «Куту_зовут».
На исследуемой картине слева от М.И.Кутузова изображен бюст римлянина с лавровым венком на голове. Сравните бюст со скульптурой Барклая де Толли, которая как нам кажется изображает неподвижно, скованно стоящего человека с задрапированной судорожно сжатой правой рукой. В отличие от задрапированной фигуры М.И.Кутузова с энергичным движением рук и тела.
Мои предположения — перед Казанским собором В Санкт-Петербурге установлена парная скульптура, изображающая Екатерину 2 (М.И.Кутузов) и Александра 1 (Барклай де Толли).
По дошедшим письменным документам и М.И.Кутузов и Барклай де Толли прошли мистическую процедуру извлечения сердца и бальзамирования.
В 1920х годах ОГПУ проводило обязательные проверки склепов с составлением актов.
В Казанском соборе при вскрытии обнаружено тело и сосуд с сердцем.
Тело Александра 1 обнаружено не было. Теперь отдельные историки и иже с ними ищут какого-то Федора Кузьмича из Таганрога, которого они идентифицировали как пропавшего Александра 1.
Успокойтесь. Ваша пропажа лежала в склепе Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Это расследование пока завершено.
Выводы однозначны: и в 19м веке всё нескладно с историей 🙂 бродят двойники и тройняшки, а историки, основываясь на письменных источниках, врут.
«Врёт как свидетель» излюбленный афоризм следствия.
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
Описание
Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.
В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.
В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.
Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.
Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.
Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.
Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.
Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.
Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором:
Изготовление моделей памятников в 1823 году было поручено немецкому скульптору Э. Лауницу. Однако него работа не смогла удовлетворить заказчика. В 1829 году Николаем I был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны молодые скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский, который в январе 1830 года приступил к исполнению статуй.
Торжественное открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклая-де-Толли произошло 25 декабря 1837 года. Орловскому не было суждено увидеть итог своей работы. Он умер за восемь дней до торжественного открытия монументов. Открытие памятников описано в газете «Русский инвалид»:
«Русское торжество воспоминания об отражении неприятельского нашествия в 1812-м году, праздновано было в минувшую субботу, 25 декабря, в день Рождества Спасителя, в Императорском Эрмитаже, где на сей случай устроена была походная церковь. В Высочайшем присутствии Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств. в собрании многих знаменитых особ. принесено было по совершению Божественной Литургии, благодарственное молебствие Господу Богу, за двадцать пять лет перед сим сохранившему и прославившему верную Ему и Его Помазанникам Россию.
В то самое время, когда последовал первый из ста одного выстрелов, которыми сопровождалось торжество, упали завесы с памятников, воздвигнутых пред Казанским Собором, и лики знаменитых героев отечественной войны, Князя Кутузова-Смоленского и Князя Барклая-де-Толли открылись благодарному потомству.» [Цит. по: 2, с. 15, 16]
Спустя несколько дней памятникам были отданы воинские почести:
Оба полководца показаны попирающими поверженные французские знамена. Барклай-де-Толли стоит на ещё полураспущенном знамени с орлом, у которого приподняты крылья. Кутузов же стоит на свёрнутом знамени. Орёл под ним окончательно повержен.
После момента открытия памятников площадь постоянно наполнялась большим количеством желающих их увидеть. Поэтому в начале 1839 года пьедесталы были обнесены чугунной оградой работы К. А. Тона. Позже её заменили металлическими тумбами с цепями.
Во время Великой Отечественной войны многие ленинградские памятники укрывали в земле для их защиты от осколков и снарядов. Но монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли не были сняты с пьедесталов. Проходившие рядом воинские части проходили мимо них строевым шагом, отдавая воинское приветствие великим русским полководцам.
Профилактические реставрации скульптур проводились в 1945 и 1972 годах. Последняя реставрация памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли была произведена в 2002 году. При этом отмечалось, что состояние второй фигуры хуже из-за менее качественной отливки. На время ремонта скульптуры укрывали строительными лесами. Их промыли специальным составом и покрыли воском. Взору прохожих памятники вновь открылись в 20-х числах декабря.