на посошок стременная какие еще
Тост донских казаков
Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.
Почему-то принято считать, что только кавказские народы произносят длинные интересные тосты.
Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.
Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.
Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают :
— Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.
Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.
ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят – на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.
Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.
ТРЕТЬЯ чарка называется – ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.
Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.
Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется – КОНЮ В МОРДУ.
Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.
Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали – пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.
Давайте же выпьем четыре казачьих чарки – ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!
Откуда появились выражения «Выпить на посошок» и «Выпить на коня»
Культура пития на Руси имеет давние традиции, первые из них историки относят к XV веку. В допетровскую эпоху пиры сопровождались целой серией обязательных к исполнению церемоний, в которых принимали участие хозяева и гости. Сейчас большинство из них забыты, но некоторые тосты и обряды сохранились до сих пор. Часто мы произносим их, не особенно задумываясь над смыслом слов и тем более над их истоками.
Выпить «на посошок»
Одна из самых устоявшихся традиций – наливать рюмку «на посошок» перед уходом. С одной стороны, обряд может показаться не совсем логичным, ведь последняя доза может оказаться причиной того, что гость просто не доберется до дому. Со временем это стало просто привычной формулировкой, которую произносят перед тем, как проводить участников застолья. А ведь обряд появился не одно столетие назад и был связан с почитанием странников на Руси.
Странничество считалась в дореволюционной России подвигом. Причины, по которым люди оставляли свой дом, могли быть разными, но цель была одна – богоискательство. На дорогах встречались странники, жаждущие обрести божественную истину в скитаниях, были среди них и люди, сознательно отвергнувшие мирские радости и выбравшие свой путь служения Господу. У обывателей такие гости встречали уважение и почет, считалось честью приютить нищего путешественника, обогреть его и налить чарку-другую.
«На посошок» наливали странникам
Со временем традиция распространилась на всех участников застолья. Последняя рюмка стала своеобразным тестом на опьянение и служила для проверки способности гостей самостоятельно вернуться домой. Если испытание проходило успешно, человека провожали, если нет – уговаривали остаться на ночлег.
Выпить «на коня»
У донского казачества существует целая серия тостов, которые сопровождают уход гостей. Поскольку средством передвижения у большинства были верховые лошади, на прощанье предлагалось выпить «на коня».
Другое название чарки – «стременная». Выражение связано с давними традициями, появившимися у казаков во время военной службы. Перед походом полагалось сварить большой чан медовухи, и напиток подавался защитнику отечества перед посадкой в седло. Его наливали в кубок, который именовался «стременным».
«На коня» перед отъездом на военную службу
Как пить «на посошок» и «на коня»
Русские традиции не ограничиваются одними прощальными тостами. Существует не менее пяти названий рюмок, которые народная мудрость предписывает выпивать в определенной последовательности до традиционной чарки «на посошок».
В казацком фольклоре распространены свои варианты тостов, которые по большей части связанные с лошадьми. На третьем месте после «застольной» и «стременной» рюмок стоит так называемая «закурганная». Название связано с традицией, которая была принята в военном походе. Поскольку в холмистой местности шансы встретить врага в засаде повышались, напоследок казакам подносилась «закурганная» чарка с пожеланием избежать неприятностей. В более позднее время название стало ассоциироваться с прощанием на краю села перед отъездом на службу.
Заключительный тост назывался «коню в морду». Последние капли алкоголя выплескивались на голову животного. Считалось, что лошадь запомнит запах и придет к дому даже в том случае, если казак заснет беспробудным сном.
Как правило, точное следование традициям встречается редко. Самые распространенные тосты – это «на ход ноги» и «на посошок», остальные используются только истинными любителями народного фольклора.
Почему белорусы пьют «на посошок», и какие еще рюмки нужно опрокинуть на прощание
Пришло время праздников, когда или вы сами пойдете в гости, или гости придут к вам. Напомним некоторые традиции белорусов, которые издревле считались народом хлебосольным и гостеприимным.
Если уж величать — так на пороге встречать
Так говорили в старину и четко следовали этому правилу. Самых дорогих гостей встречали хлебом-солью на пороге дома или прямо у ворот. В ответ гостю полагалось прикоснуться к караваю губами, выражая тем самым свое уважение к хозяевам. Иногда отщипывали кусочек хлеба и, обмакнув его в соль, отправляли в рот. Согласитесь, что и теперь эта традиция сохранилась повсеместно, а караваи пекут просто на загляденье!
Если гость пришел перед Рождеством, когда пост еще не закончился, то на столе было семь блюд, среди них: «куцця» (каша из цельных очищенных зерен ячменя), борщ, оладьи с маком, коржики, орехи и яйца.
На само Рождество на стол выставлялось 12 блюд. Этот древний обычай берет свои истоки в язычестве. Тогда блюда готовили в честь двенадцати месяцев, каждому из которых покровительствовало языческое божество. Со временем этот обряд был переосмыслен и 12 блюд стали готовить в честь 12 апостолов.
По обычаю рождественский стол должен быть устлан белой скатертью, под которую наши предки клали сено или солому.
Если застолье происходило в новогодний вечер (для православных имеется в виду старый Новый год — 13 января) на столе блюд должно было быть 13, в том числе и изделия из мяса: колбасы, «верашчака», кровянки, сальтисоны.
Запивали, как правило, узваром (компотом из яблок и груш) или «сытой» — (растворенным в холодной воде медом). Готовили кисели и сбитень. Если хотелось чего-то покрепче, пили медовуху. Кстати, алкоголем наши предки не злоупотребляли – до XIX века народ вообще не пил крепких алкогольных напитков.
Праздничная трапеза предполагала, в отличие от повседневной, долгие разговоры, поэтому сохранились такие выражения: «Не дорага ежка, дорага пацешка», «Даражэйша не сняданне, а прывітанне», «Не частуй (мяне) ні піўцом, ні вінцом, а прывітай шчыранькім слаўцом». А еще говорили: «Ці з перцам, ці не з перцам, абы са шчырым сэрцам», подчеркивая тем самым ценность общения.
Отличительной особенностью белорусского застолья, как отмечают многие этнографы, являлось принуждение к еде – «прымус». То есть гостеприимные хозяева буквально заставляли гостя попробовать все, что было на столе. Существовало такое выражение: «Прынука і прымус – гасцінны беларус».
Впрочем, знаменитое белорусское гостеприимство распространялось только на званых и ожидаемых гостей. Про незваных и нежелательных говорили: «Прыйшоў нязваны і йдзі нягнаны», «Няпрошанаму госцю лыжкі няма», «Няпрошанага госця за парог выводзяць», «З няпрошаным госцем не рукаюцца» и «Няпрошанаму госцю месца пад сталом».
Когда трапеза завершается, гости собираются восвояси. И тогда наступает время для обряда проводов.
Чарка на посошок
Если соблюдать все правила проводов гостей, то они могут затянуться на продолжительное время. Итак, ритуал начинался с первой прощальной рюмки, которую называли «Застольная». Этой рюмкой уходящий гость свидетельствовал свое почтение тем, кто еще остался за столом.
Затем следовала «Подъемная». Гость вставал из-за стола и выпивал ее стоя.
Третья прощальная рюмка называлась «На ход ноги», то есть гость все-таки начинал движение от стола.
Четвертая рюмка носила название «Запорожная» — значит, гость покинул жилище и стоит за порогом.Затем следовала «Придворная», выпиваемая во дворе.
Самая знаменитая рюмка пилась, да и сейчас пьется – «На посошок». Популярность этого тоста имеет древние корни. Дело в том, что во все времена путешественники и странники пользовались особым уважением. Они шли от деревни к деревне, опираясь на свои посохи. Посох служил им опорой в дальних странствиях, защитой от бандитов и диких животных. Посох был им другом и спутником на всякий случай. Странники и путешественники перед длинной дорогой забрасывали за спину мешок, брали в руки посох и несколько минут стояли у калитки приютившего их дома. Хозяева выносили им чарку на посошок с пожеланиями удачи, ее ставили на посох и смотрели – опрокинется она или нет. Если не опрокидывалась – это к удаче, и странник мог путешествовать спокойно. Странник обязательно должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые выплескивались через плечо «на дорожку». Отсюда и началась традиция пить «на посошок». В настоящее время чаще всего все предыдущие рюмки пропускаются, но на посошок пьют обязательно.
В древности существовала еще прощальная «Стременная». Эта рюмка тоже берет свое начало с давних времен. Когда воины уезжали на охоту, в путешествия, странствие или войну на лошадях, стремя ему поддерживал стременной. В последнюю минуту прощания супруга подносила стременную чашу со спиртным напитком. Как правило, это было вино. Когда напиток выпивали, чашу отдавали стременному.
Правда, частенько после такого продолжительного прощания, гость лыка уже не вязал.
В этих случаях пьют «Шапочную». Сидя на коне (или стоя), выпивают стопку и со словами: «Остаюсь, никуда не еду!» снимают шапку с головы и швыряют ее на землю. Разумеется, у хозяев этот «тост» энтузиазма не вызывал.
Впрочем, даже оставшиеся гости, выспавшись, начинают праздновать снова: «Похмельной» стопочки, затем следует «Подножная».
В общем, с наступающими праздниками!
У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Традиции русского застолья: 10 стопок на посошок
Русское застолье отличалось не только хлебосольством, отменными закусками, но и обильным возлиянием. И, если по какой-то причине человек собирался покинуть гостеприимных хозяев, ему предлагались 10 стопок «отходных».
Традиционные 10 стопок «отходных» нужно было выпить в определенной последовательности. Из них пресловутый посошок был на 6 месте, когда участник застолья был уже на дворе. Немногим позволяло здоровье дойти до этого шага. А уж если гость смог удержаться в седле и выехать за ворота, то его и вовсе считали богатырем. Предлагаем вам познакомиться с перечнем прощальных стопок на дорожку.
В знак уважения к хозяевам полагалось опрокинуть застольную стопку. Еще со времен Киевской Руси поднимали чарку, чтобы «пити на ня» – пить за честь и здоровье. Манера употреблять горячительные напитки одним глотком тоже имеет древние корни. Во времена язычества выпивать чашу «одним духом» было сродни молитве божеству (духу) с просьбой о богатстве и благополучии. Впоследствии эта традиция переосмыслилась и стала выражать отношение гостя к хозяевам дома.
«Чтобы не оставить зла в стакане»; «Кто не выпил до дна – не пожелал добра»; «Не допиваешь – так недолюбливаешь», – гласят русские пословицы.
При покидании стола пили подъемную.
Когда гость собирался отходить от стола, ему наливали на ход ноги, желая не споткнуться и, не дай бог, упасть. Если он все еще держался и помнил, что ему пора, полагалась 4 стопка.
Запорожская стопка опрокидывалась, когда гость переступал порог.
Оказавшись на дворе, он выпивал придворную стопку. Учтите, что это только середина русской традиции прощания.
Следующая стадия – на посошок. Ее история также восходит к древности, когда странникам ставили рюмку на посох, предлагая осушить ее до дна на удачный путь. Если у гостя дрогнула рука и он уронил стопку, пролил содержимое или не донес до рта, то его оставляли на ночлег.
Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили 8‑ю стопку.
Седельная – за то, чтоб удержаться в седле. Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть 9‑ю стопку.
Приворотную стопку гость выпивал перед выездом за пределы двора. А когда он преодолел ворота, полагалась последняя стопка.
Заворотная стопка опрокидывалась за здоровье самого гостя, за его силу и выносливость, за то, что, как его ни удерживали, он сумел отправиться в путь.
Что такое «штрафная рюмка»?
В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.
Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».
В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.
В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани.
.. Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.
В ящике водки 20 бутылок.
В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация..
Пустую бутылку нельзя ставить на стол.
Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.
Посошок на дорожку.
Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила». и другие с таким же смыслом.Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.
Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники. И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов