на работников каких организаций возложены обязанности в целях противодействия коррупции
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.3, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13.3 настоящего Федерального закона
1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
ГАРАНТ:
См. примерную форму антикоррупционной политики организации, разработанную экспертами компании «Гарант»
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции
При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:
— разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
— участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
— сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
— выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
— проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
— взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
— участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
— проверку добросовестности контрагентов;
— информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
— мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
— обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
— регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.
Определять структурное подразделение*(1) или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, в крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение, численность которого может определяться пропорционально численности работников организации.
— подразделение внутреннего контроля и безопасности;
— подразделение внутреннего аудита и др.
Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В этой связи целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.
При этом следует учитывать, что дополнительное возложение функций в сфере предупреждения коррупции на сотрудников, уже исполняющих иные должностные обязанности, может стать препятствием для эффективной организации антикоррупционной работы. В этой связи рекомендуется, когда это позволяет штатная численность организации, назначать сотрудников, ответственных исключительно за деятельность по предупреждению коррупции в организации.
Для эффективного функционирования подразделений (сотрудников), ответственных за предупреждение коррупции, следует также обеспечить выполнение следующих условий:
1) четкая регламентация задач, функций и полномочий.
Функционал подразделений (сотрудников) может быть установлен:
— в положении о подразделении, ответственном за предупреждение коррупции (при наличии отдельного подразделения);
— в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры;
— в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных работников;
2) надлежащая квалификация и опыт ответственных сотрудников. Для реализации антикоррупционных мер рекомендуется привлекать специалистов, обладающих знаниями и опытом в сфере предупреждения коррупции, комплаенса, внутренней (экономической) безопасности, правоохранительной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что для реализации антикоррупционных мер в организации таким сотрудникам требуется не только наличие опыта проведения расследований, проверок, аудита, но и навыки подготовки локальных нормативных актов, а также работы с персоналом, включая консультирование. Рекомендуется также обеспечивать регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции;
3) наличие прямого доступа к руководству и функциональная независимость от подразделений (должностных лиц), отвечающих за основные направления деятельности организации. В частности, рекомендуется утвердить порядок проведения подразделением проверок соблюдения принятых в организации антикоррупционных мер, в соответствии с которым доклады об их результатах направляются подразделением непосредственно руководителю организации. Кроме того, целесообразно внедрить систему регулярных докладов подразделения руководителю или органам управления организации о состоянии дел по предупреждению коррупции в организации;
4) обеспечение надлежащими ресурсами (материальными, кадровыми и иными) и наделение полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении всех работников организации, в том числе лиц, занимающих руководящие должности. Такое обеспечение должно реализовываться, в том числе путем:
— назначения достаточного количества сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, с учетом общей штатной численности организации и объема реализуемых ими функций;
— установления заработной платы таких сотрудников на уровне заработной платы сотрудников подразделений, отвечающих за основные направления деятельности организации;
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания
Об этом говорится в новых рекомендациях ведомства по внедрению в организациях антикоррупционных мер. В прошлом году общий размер штрафных санкций за коррупционные правонарушения превысил 900 млн руб. и было вынесено 11,7 тыс. обвинительных приговоров. «Методичка» Минтруда призвана помочь предпринимателям устранить риски привлечения к ответственности
Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.
Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?
Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
Под «противодействием коррупции» закон понимает следующую триаду:
Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
10 апреля 2019 г. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на пленарном заседании Совета Федерации сообщил, что «прокурорами в 2018 г. выявлена 231 тысяча нарушений антикоррупционного законодательства, треть из них связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей». Очевидно, что остальное – это нарушения, выявленные в организациях, включая частный сектор. «По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб.», – рассказал Юрий Чайка.
Чаще организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Предусмотренный этой статьей штраф может стать чувствительным для любой крупной организации и привести к банкротству компании небольшой: верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения (см. таблицу 1).
Также не допускается участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.
Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
Сумма незаконного вознаграждения | Санкция |
---|---|
Меньше или равна 1 млн руб. | От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. | От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 20 млн руб. | От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения |
С недавних пор для повышения собираемости штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ органы прокуратуры активно применяют новеллу – вступившую в силу с начала года ст. 27.20 КоАП РФ («Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Только за первые четыре месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более 100 млн руб. – и постановления уже исполнены.
Согласно сводной статистике силовых ведомств, озвученной Юрием Чайкой на упомянутом выше заседании Совфеда, в 2018 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти у 2 тыс. из них было конфисковано имущество. А это уже персональная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом: по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»), 291.2 («Мелкое взяточничество»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп»).
К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.
По итогам 2018 г. почти половина всех коррупционных преступлений относится к указанным составам. Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по «полноценным» статьям о даче и получении взятки осужден 2451 человек, а по статье о мелком взяточничестве – 2408 человек. Это указывает на существенный рост рисков для менеджеров и собственников компаний, которые традиционно дарят подарки должностным лицам партнерских компаний или госструктур.
Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп
Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.
Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.
Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.
Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?
Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.
В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:
Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.
Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.
Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?
То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.
18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».
Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.
Новые документы содержат важные рекомендации:
Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.
За какие ошибки компании привлекают к ответственности?
1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.
Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.
3. Мало кто задумывается о том, что все чаще при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») суды учитывают деятельность организации по принятию мер антикоррупционного характера.
Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.
1 Комплаенс – это система внутренних правил и процедур в компании, обеспечивающих соответствие деятельности юридического лица российскому, иностранному и международному законодательству, требованиям надзорных органов и отраслевым стандартам. Как комплаенс-программы позволяют руководителям организаций предотвратить риски назначения наказания в виде лишения свободы и банкротство из-за многомиллионных штрафов – читайте в новости «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста».
2 Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях».
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.
6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.
Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников организаций, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, установленных в целях противодействия коррупции
Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях противодействия коррупции в отношении работников организаций, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в Российской Федерации Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ, Федеральный закон № 230-ФЗ), статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее – постановление № 568) установлены отдельные ограничения, запреты и обязанности в отношении руководителей государственных учреждений и работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – работники).
В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых актов Минтрудом России приняты следующие приказы:
№ 223н от 27 мая 2013 г. «О перечне должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 18.02.2014 № 100н, приказом Минтруда России от 27.08.2015 № 563н и приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 639н) (далее – приказ Минтруда России № 223н);
№ 231н от 30 мая 2013 г. «О порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений» (далее – приказ Минтруда России № 231н);
№ 91н от 16 февраля 2015 г. «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 23.12.2015 № 1116н) (далее – приказ Минтруда России № 91н);
№ 258н от 13 июня 2013 г. «Об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей, и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 22.10.2014 № 758н (далее – приказ Минтруда России № 258н);
№ 873н от 10 ноября 2014 г. «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей»
(далее – приказ Минтруда России № 873н);
№ 344н от 4 июня 2015 г. «Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – приказ Минтруда России № 344н).
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона
№ 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
При разработке мер по предупреждению и противодействию коррупции можно использовать подготовленные Минтрудом России, Деловой Россией и ОПОРой России Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции
(размещены на официальном сайте Минтруда России http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26).
2. Основные понятия, используемые в сфере
противодействия коррупции
Коррупция – злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3. Ограничения, запреты и обязанности установленные в отношении работников организаций,
находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Содержание запрета/ограничения/обязанности
Основание
Необходимые действия
Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Работники, замещающие должности руководителей организаций и иные должности, предусмотренные приказом Минтруда России
№ 223н, обязаны ежегодно представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
ч.1 ст.8 Федерального закона № 273-Ф3;
приказ Минтруда России № 223н;
приказ Минтруда России № 91н;
приказ Минтруда России № 873н.
Справки о своих доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи представляются не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным:
В случае непредставления по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей уведомить об этом работодателя.
Данное заявление, поступившее:
от руководителей организаций, находящихся
в ведении Минтруда России, рассматривается
на Комиссии по соблюдению требований
к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов Минтруда России;
от работников, замещающих иные должности в организациях, находящиеся в ведении Минтруда России, предусмотренные приказом Минтруда России № 223н, рассматривается руководителем организации или на Комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов данной организации (при ее наличии).
п.12 и 13 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России № 91н
Заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей представляется в срок не позднее 30 апреля года следующего за отчетным:
Граждане, претендующие на замещение должностей руководителей организаций и иных должностей, предусмотренных приказом Минтруда России № 223н, представляют при назначении на должность сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
ч.1 ст.8 Федерального закона № 273-Ф3;
приказ Минтруда России № 223н;
приказ Минтруда России № 91н;
приказ Минтруда России № 873н.
При назначении на должность справки о своих доходах и доходах членов своей семьи представляются:
Представление сведений о расходах
Работники, замещающие должности руководителей организаций и иные должности, предусмотренные приказом Минтруда России
№ 223н, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
ст. 8.1 Федерального закона № 273-Ф3;
ст.3 Федерального закона № 230-Ф3;
Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 310;
приказ Минтруда России № 223н;
приказ Минтруда России № 91н;
приказ Минтруда России № 873н.
Определить разницу между общей суммой сделок и общим доходом работника и супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделок.
Если общая стоимость сделок превышает общий доход, то в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполняется
раздел 2 «Сведения о расходах».
Урегулирование конфликта интересов
Работники, замещающие должности руководителей организаций и иные должности, предусмотренные приказом Минтруда России
№ 223н, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.
приказ Минтруда России № 873н.
Работники, замещающие должности руководителей организаций и иные должности, предусмотренные приказом Минтруда России
№ 223н, обязаны уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно.
приказ Минтруда России № 873н;
приказ Минтруда России № 344н.
Работник обязан в письменной форме уведомить о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно.
Работники, замещающие должности руководителей организаций и иные должности, предусмотренные приказом Минтруда России
№ 223н, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
п.3 Постановления № 568
Работодатель (его представитель), которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
п.5 ч.2 ст.13.3 Федерального закона
№ 273-Ф3
Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов принимаются работодателем (его представителем) в зависимости от конкретных ситуаций, например, изменении должностного или служебного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей
в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениям
Работник обязан уведомлять работодателя
(его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
приказ Минтруда России от № 231н;
приказ Минтруда России № 873н.
Уведомить работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении
к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о склонении к коррупционному правонарушению (далее – уведомление)
на имя работодателя (его представителя) представляется:
Уведомление представляется незамедлительно при получении работником предложения о совершении коррупционного правонарушения, а если указанное предложение поступило вне рабочего времени, незамедлительно при первой возможности.
Рекомендуемый образец формы уведомления утвержден приказом Минтруда России
от 30.05.2013 № 231н.
Получение подарков, услуг, наград и иных благ
Запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника.
пп. «б» п.1 Постановления № 568;
постановление Правительства РФ
от 09.01.2014 г. № 10;
приказ Минтруда России № 873н.
Работник обязан уведомлять работодателя
(его представителя) о получении подарка в случае получения им подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника, и передавать данный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. руб., по акту в организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
пп. «в» п.1 Постановления № 568;
постановление Правительства РФ
от 09.01.2014 г. № 10;
приказ Минтруда России № 873н.
Письменно уведомить работодателя
о получении подарка любой стоимости и передать подарок по акту в организацию, если стоимость подарка превышает 3 тысячи рублей.
Работник не вправе принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя)
от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если
в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями.
пп. «а» п.1 Постановления № 568
Необходимо получить письменное разрешение работодателя (его представителя).
Выполнение иной работы
Работник не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.
пп. «а» п.1 Постановления № 568
Работник не вправе заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.
пп. «а» п.1 Постановления № 568
Работник обязан предварительно в письменной форме запросить у работодателя
(его представителя) разрешение
на осуществлении данной деятельности и получить от представителя нанимателя письменное разрешение на ее осуществление.
Руководитель унитарного предприятия
не вправе:
быть учредителем (участником) юридического лица;
ч.2 ст.21 Федерального закона от 14.11.2002
№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
При назначении на должность руководителя унитарного предприятия, гражданин обязан представить в кадровую службу государственного органа документы, подтверждающие выход из состава учредителей (участников) юридического лица (например, выписку из единого государственного реестра юридических лиц и др.).
Справочно.
Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,
что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной
из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
а также учреждения. К юридическим лицам,
в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.
занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
Справочно:
Данный запрет распространяется на осуществление трудовой деятельности по совместительству (как внешнего, так и внутреннего) и путем совмещения профессий (должностей).
При назначении на должность руководителя унитарного предприятия гражданин обязан представить в кадровую службу государственного органа подтверждающие документы, что не занимает должности или занимается другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (например, выписку из единого государственного реестра юридических лиц и др.).
заниматься предпринимательской деятельностью;
При назначении на должность гражданин обязан представить в кадровую службу государственного органа документы подтверждающие прекращение предпринимательской деятельности (например, документ о снятии
с регистрационного учета в регистрирующем органе).
Справочно.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке.
быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
По аналогии с вышеизложенным.
Владение акциями и иными ценными бумагами
Работник обязан передавать в целях предотвращения конфликта интересов принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Справочно.
В отношении руководителей унитарных предприятий вопрос о возможности владения акциями, долями участия и др. регулируется ст.21 Федерального закона № 161-ФЗ.
ст.12.3 Федерального закона № 273-Ф3;
пп. «в» п.1 Постановления 568
Работник самостоятельно оценивает возможность возникновения конфликта интересов и принимает решение
о необходимости передачи принадлежащих ему ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление либо может обратиться в комиссию по предотвращению и урегулированию конфликта интересов данной организации (при ее наличии) в целях получения решения комиссии о необходимости передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
4. Ответственность за несоблюдение предусмотренных
ограничений и запретов
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность
за преступления коррупционной направленности
Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации.
Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации прямо не устанавливается.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния связанные с злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческий подкуп либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами,
а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Так, например, в соответствии с Указанием Генпрокуратуры России № 797/11 и МВД России № 2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», к преступлениям коррупционной направленности относятся:
Статья 160. Присвоение или растрата
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения
Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Статья 285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Статья 302. Принуждение к даче показаний
Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу и другие.
За преступления коррупционной направленности
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены
следующие виды наказаний:
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
лишение свободы на определенный срок.
Административная ответственность
за коррупционные правонарушения
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:
статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»
статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные
с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»
статья 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»
статья 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума
в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»
статья 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных
в избирательный фонд, фонд референдума»
статья 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты)
статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»
статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»
статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» и другие.
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
дисквалификация.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).
Так, например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет
на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий.
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации
за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Так, например, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия
к работнику со стороны работодателя.
С руководителем унитарного предприятия трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением запретов, установленных пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ, непредставление гражданином при поступлении на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в данную организацию.
Зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2013 г. N 28690
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 мая 2013 г. N 223н
О ПЕРЕЧНЕ
ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩАЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ТРУДОВОГО
ДОГОВОРА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ
И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ
СВЕДЕНИЯ О СВОИХ ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ
О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА)
И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтруда России от 18.02.2014 № 100н,
от 27.08.2015 № 563н, от 14.11.2016 № 639н)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1670) приказываю:
2. Департаменту управления делами (Китин А.Г.), руководителям подведомственных организаций внести соответствующие изменения в трудовые договоры с гражданами, замещающими должности, указанные в Перечне, в части, касающейся положений об обязанности представления ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и об ответственности за невыполнение данной обязанности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
приказом Министерства труда
и социальной защиты
от 27 мая 2013 г. № 223н
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАМЕЩАЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ,
ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА КОТОРЫЕ И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ
О СВОИХ ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтруда России от 18.02.2014 № 100н,
от 27.08.2015 № 563н, от 14.11.2016 № 639н)
2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда»:
(в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 № 639н)
— Первый заместитель генерального директора,
— Заместитель генерального директора,
3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы»:
4. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»:
— Заместитель генерального директора,
— Главный врач Клиники Центра,
(п. 4 в ред. Приказа Минтруда России от 27.08.2015 № 563н)
5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов»:
— Заместитель генерального директора,
6. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов»:
8. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-методический геронтологический центр»:
9. Федеральные казенные учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы»:
— Руководитель экспертного состава,
(п. 9 в ред. Приказа Минтруда России от 18.02.2014 № 100н)
10. Федеральные казенные образовательные учреждения среднего профессионального образования:
11. Федеральные государственные унитарные протезно-ортопедические и специализированные предприятия:
(п. 11 в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 № 639н)
Примечание. Настоящий перечень распространяется на должности, имеющие двойное наименование или содержащие в своем наименовании дополнительное указание сферы деятельности или функций.
(примечание введено Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 639н)
Отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации