на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Инструменты личностного развития

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Что такое инструменты личностного развития? Ведь обрести счастье, развить мастерство коммуникации и эмоциональный интеллект далеко не то же самое, что заменить лампочку или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Успешный предприниматель и писатель Алан Фокс уверен, что существуют. Он отыскивал их на протяжении жизни, ведь возможности их применения не так очевидны, как в случае, например, с молотком или отвёрткой. Сегодня с некоторыми из этих инструментов, которые описаны в недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Инструменты развития», я хочу познакомить и читателей нашего блога.

Но дабы не путать вас и не раскрывать все карты, имеющиеся в арсенале автора книги, сразу отмечу, что дальше собраны лишь некоторые рекомендации. Не лучшие и не худшие, просто они так или иначе больше понравились или были актуальнее для меня. В целом же во время чтения не отпускает ощущение, что ты общаешься со старым мудрым человеком, который без излишних красок и заумных формулировок делится с тобой опытом. Но хватит лирики. Давайте начинать пользоваться инструментами.

Инструмент №1. Мусорная корзина

В детстве и юности мы узнаём много «истин», которые кажутся нерушимыми, продиктованными её величеством житейской мудростью: слишком умных недолюбливают, создать семью нужно именно в таком-то возрасте, высшее образование открывает все двери и т.д. Как правило, во взрослой жизни большинство из них оказываются не больше чем стереотипами. Стереотипами, от которых нужно научиться избавляться. А. Фокс пишет: «Какими бы ни были ваши убеждения, поступайте так, как подсказывает вам здравый смысл на данный момент. Отбросьте «истины», которые могли быть полезными вчера или, возможно, помогут завтра. Ведь вы всегда можете передумать».

Инструмент №2. Сказать «нет»

Многие люди хронически не умеют говорить «нет». Даже тогда, когда сами часто страдают от этой неспособности. При этом неумение отказать может стоить личного времени, а то и счастья. А значит, очень важно понять, когда и при каких условиях вы должны говорить «нет». Например, абсолютно чужим людям в ситуациях, когда вы что-либо теряете из-за своего согласия. Не только в материальном плане. Или даже друзьям. Но при этом важно быть тактичным. Помните: отказ – ваше право. Но то, как вы его преподносите зачастую важнее, чем сам факт несогласия.

Инструмент №3. Привычки живучи

Когда у большинства людей вырабатывается какая-либо привычка, избавиться от неё позже бывает очень сложно. Потому что привычки живучи. Не только у людей, но и у организаций, компаний, ресторанов и т.д. Автор уверен, что если однажды вы столкнулись в заведении с плохим обслуживанием, больше туда идти не стоит – ничего не изменится. Значит ли это, что шансов нет и у людей? Отличная новость – нет. Нужно осознать свои привычки. Если они хорошие – принять их. Если же «вам не по душе её последствия, то либо полностью избегайте сферы, где она проявляется…либо старайтесь её перехитрить… либо намеренно пытайтесь её изменить».

Инструмент №4. Не бойтесь задавать вопросы

Мы часто боимся продемонстрировать своё незнание и «ударить в грязь лицом», при этом забывая важную истину, которую следует взять на вооружение: «Лучше дважды спросить, чем один раз блуждать». Боязнь показаться глупым, неосведомлённым, незнающим, присуща практически каждому. Более того – мы часто в ней упорствуем, обращаясь за помощью к другим уже перебрав все возможные (даже не самые лучшие) варианты поиска выхода самостоятельно. Это неправильно. Используя данный инструмент, вы научитесь гораздо быстрее получать нужное. И ваше самолюбие при правильном отношении к данному факту нисколько не пострадает. Не бойтесь задавать вопросы, если чего-то не знаете.

Инструмент №5. Самосбывающиеся пророчества

Ещё до того, как начать что-то делать или просто с чем-то познакомиться, у нас уже есть имеющееся об этом представление. Иногда оно инстинктивное, иногда – основанное на прямых или косвенных фактах. Отправляясь на сеанс в кино, мы уже в предвкушении определённых эмоций. Собираясь в путешествие, мы ожидаем получить какие-то впечатления. Покупая книгу, мы говорим себе что-то вроде: «Это должна быть интересная книга». И наши пророчества зачастую сбываются. Если мы настроены оптимистично – фильм кажется интересным, книга – полезной, а путешествие – замечательным. Если же мы изначально настроены плохо («Фильм, скорее всего, будет так себе»), то и на деле всё оказывается именно так («Я же говорил»). Перестать давать такие пророчества практически нереально. Но можно использовать специальный ментальный инструмент и стараться придавать каждому из них оптимизма. Так ваша жизнь станет более насыщенной и успешной.

Помимо описанных мной инструментов в книге вы найдёте ещё 49 техник, методик и приёмов на разные случаи жизни. Не все они обладают неким wow-эффектом, а некоторые вы даже узнаете – они не станут для вас открытием. Но, несмотря на это, напомнить их точно не помешает.

Отзывы и комментарии

Читали книгу и есть что добавить? Не читали, но используете собственные инструменты развития? Делитесь вашими мыслями в комментариях.

Источник

Потенциал личности — что это такое, реализация

Личностный потенциал – это комплекс врожденных и приобретенных особенностей и возможностей человека, помогающий ему добиться успеха в жизни. В психологии выделяют разные виды потенциалов. Например, познавательный, ценностный, созидательный, эстетический и потенциал межличностного общения. Разберем подробнее, что такое личностный потенциал и его понятие. Определим, какова структура психологического потенциала личности, как его развить.

Что такое личностный потенциал

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Название образовано от латинского слова potentia, что переводится как «сила», «возможность». Потенциал личности в психологии – это комплекс еще не раскрытых или не используемых задатков, способностей, умений, знаний, навыков, склонностей, особенностей характера и темперамента, личных качеств. Личностный потенциал можно определить как способность управлять психологическими ресурсами в собственных интересах.

В. Н. Марков и Ю. В. Мирянин определяют личностный потенциал как сумму личностных ресурсов в разных областях: здоровье, учеба, работа, семья, общение и другие. Г. М. Зараковский рассматривает это как самоэффективность человека. Исследователь считает, что от потенциала напрямую зависит качество жизни индивида. Кроме этого, многие авторы связывают личностный потенциал с адаптивными способностями человека и необходимостью подстраиваться под требования общества.

Типы потенциала личности

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Потенциалы личности и их характеристика в типологии М.С. Кагана (основа классификации – социальная деятельность личности):

Каждый из названных типов потенциала развивается только в процессе активной деятельности. Однако одного желания и стремления мало, должны еще быть природные задатки и соответствующие внешние условия (психолого-педагогическая среда развития индивида).

Три вектора развития ЛП

Из-за отсутствия единого определения понятия возникают трудности с обозначением плана по развитию потенциала. Однако психологи сходятся во мнении, что существует три вектора развития потенциала личности:

Последнее направление развития подразделяется еще на два элемента:

Полноценное раскрытие потенциала личности возможно только при движении по всем трем векторам.

Структура личностного потенциала

Личностный потенциал включает в себя две главные подструктуры и вспомогательные качества, на которых он базируется и которые помогают в его раскрытии. Представим это в виде таблицы:

Главные подструктурыБазовые качества
Реализованные способности, то есть то, что человек уже знает, умеет, использует, делает.Системное мышление
Организационные навыки
Коммуникативные компетенции
Умение работать в команде и в условиях стресса, неопределенности
Потребность в самообразовании, саморазвитии и умение самообучаться, саморазвиваться
Нереализованные способности, то есть то, чего человек еще сам о себе не знает, потому что пока не было нужды в этом, скрытые способности не были востребованы.Навыки рефлексии
Лидерские способности
Высокие адаптивные способности
Умение жить, работать, творить в психологически, экономически и социально нестабильных условиях
Способность противостоять неблагоприятным психологическим, социальным и экономическим факторам
Креативность
Психологическая гибкость и подвижность мышления
Навыки оптимизации собственного поведения
Стремление к ЗОЖ

Как реализовать свой потенциал

Процесс по созданию условий для раскрытия потенциала и называют развитием последнего. Цель работы – преобразовать потенциальное в актуальное. Второе – то, что вы уже используете, знаете о себе. Первое – то, что чуть сложнее второго, то есть ближайшая зона вашего развития.

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Итак, как сформировать и развить личностный потенциал:

Обратите внимание! Реализация потенциала личности – это беспрерывный и бесконечный процесс. Зона ближайшего развития есть всегда. В психологии вообще существует мнение, что человеческий потенциал безграничен, его нельзя полностью раскрыть даже за всю жизнь.

Рекомендации

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Г.М. Зараковский полагает, что развить и раскрыть потенциал можно при помощи порядочности, справедливости, доброты, верности, оптимизма, дружелюбия, искренности, продуктивности, результативности, естественности, саморазвития и рефлексии. На основе этого мы подготовили еще несколько практических рекомендаций.

Чтобы выпустить свой потенциал, сконцентрируйтесь на трех составляющих:

Будьте организатором, исполнителем, мотиватором и контролером в своей жизни. Учитесь у тех, у кого получается воплощать свои идеи в жизнь, но не подражайте им и не подчиняйтесь другим людям.

Мой опыт

Обо всем рассказывать долго. Расскажу кратко о раскрытии потенциала в работе копирайтером (как вы понимаете, путь еще не завершен – он бесконечен).

Когда-то я не знала, что такое ключи, тошнотность, читабельность и т.д. – страшные слова из мира копирайтинга. К первым текстам требования были минимальные – уникальность. Но для роста в профессии этого было недостаточно – нужно осваивать другие технические характеристики, сервисы проверки. Не один раз я оказывалась в ситуации «Я с этим не справлюсь. Я даже слов таких не знаю и вообще не понимаю, что здесь требуют от исполнителя». Но я понимала, что могу и должна в этом разобраться.

Так и было, изучив нужную литературу и поборов страх, я подавала заявку на более сложный заказ. Правда, война «я не справлюсь – справишься» продолжалась и в процессе выполнения. Но все получалось. И с каждым новым таким заказом требования становились все более понятными и простыми. Потом, конечно, появлялось что-то новое и сложное, но и это скоро становилось чем-то обыденным.

И так во всем: если у человека есть к чему-то способности — это не означает, что ему все дается легко. Да, возможно, легче, чем тем, у кого нет ярко выраженных способностей к конкретному виду деятельности, но нелегко. Развитие личностного потенциала – это беспрерывная работа над собой, самообразование, преодоление трудностей и страхов и много-много практики.

Заключение

Говоря коротко и просто, личностный потенциал – это способность использовать свои способности. Чем больше человек раскрывает свой потенциал, тем выше его уверенность в собственных силах.

В каждом человеке изначально заложен мощный природный потенциал личности, нужно только раскрыть и понять его. Однако не всегда условия развития ребенка складываются таким образом, что он вырастает с четким понимаем того, какой он и на что способен. Поэтому первое, с чего следует начать работу над развитием потенциала, – самопознание, самоанализ, самодиагностика. А уже потом можно переходить к самореализации и самоактуализации.

Источник

Как оценить и развить свой потенциал

Из чего состоит личностный потенциал и зачем участвовать в челленджах

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение

Каждый из нас обладает личностным потенциалом — способностью развиваться и преодолевать жизненные трудности. При этом часто человек не знает, каких высот способен достичь при благоприятных условиях. Дело в том, что потенциал раскрывается в особых обстоятельствах. Рассмотрим элементы личностного потенциала и способы его усилить.

Из чего состоит личностный потенциал

Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:

Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.

Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.

Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.

Почему потенциал не работает

Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.

Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.

Как развить и использовать личностный потенциал

Исследовать свои возможности

Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.

Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.

Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.

Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.

Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».

Научиться управлять способностями

Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».

После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.

Наращивать элементы потенциала

Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.

Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.

Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.

Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.

Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

Текст книги «Личностный потенциал. Структура и диагностика»

Автор книги: авторов Коллектив

Поиск работы, карьера

Текущая страница: 59 (всего у книги 59 страниц)

Личностный потенциал как системное качество не являет собой что-то принципиально отличное от традиционно изучаемых психологических характеристик, но и не сводится к их совокупности; он представляет собой их системную организацию. Слово «потенциал» подразумевает также неспецифический характер соответствующих характеристик, которые могут проявляться в разных видах деятельности и в разных эффектах.

Как ЛП взаимодействует с другими психологическими ресурсами личности, такими как способности, мотивация, характер и др.?Мы предполагаем, что факторы личностного потенциала опосредуют влияние мотивации на успешность деятельности и влияние стрессогенных и травматических ситуаций на здоровье и психологическое благополучие. Результаты первых исследований, направленных на выявление структуры личностного потенциала, позволяют предположить, что в нее входят три дополняющих друг друга группы переменных, соответствующих трем выделенным его сторонам: те, которые связаны с успешностью самоопределения в пространстве возможностей и выбора цели для последующей реализации, те, которые связаны с организацией целенаправленной деятельности, и те, которые связаны с сохранением устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств.

Наиболее четко роль ЛП проявляется в трех классах ситуаций, характеризующихся тремя видами вызовов: в ситуациях неопределенности, требующих от субъекта определиться по отношению к ним, поставить себе цели и наметить ориентиры их достижения; в ситуациях достижения, требующих реализации поставленной или заданной извне цели в соответствии с определенными критериями должного, и в ситуациях внешнего давления или угрозы, вынуждающих субъекта решать задачу сохранения себя как личности, своего жизненного мира, своих ценностей, целей и планов. Каждому из этих вызовов соответствует одна из функций саморегуляции и одна из подструктур личностного потенциала (см. рис. 1). Вместе с тем подструктуры ЛП взаимосвязаны; как позволяют предположить собранные нами данные, хотя одни подструктуры ЛП могут быть развиты лучше, чем другие, все же общая степень выраженности ЛП проявляется в разных сферах его функционирования.

на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Смотреть картинку на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Картинка про на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видение. Фото на развитие какой подструктуры личностного потенциала ориентирован инструмент общее видениеРис. 1.Структура личностного потенциала

Какие измеряемые личностные переменные наиболее показательны для оценки ЛП?Поискам ответа на этот вопрос была посвящена вся вторая часть данной книги, в которой был подробно проанализирован ряд конструктов, представляющихся значимыми для понимания ЛП. При этом по результатам проведенной аналитической работы можно говорить, что собственно в качестве составляющих ЛП можно рассматривать большинство из них, но не все. Наиболее уверенно можно отнести к составляющим ЛП автономную каузальность, жизнестойкость, атрибутивный (но не диспозиционный) оптимизм, самоэффективность, контроль за действием, толерантность к неопределенности. Менее однозначен онтологический статус таких переменных, как стили совладания, субъективная витальность и рефлексивность. В свою очередь, из числа составляющих ЛП, насколько можно судить, автономная каузальность и толерантность к неопределенности играют наиболее важную роль для функции самоопределения, самоэффективность и контроль за действием – для функции реализации, а атрибутивный оптимизм и в особенности жизнестойкость являются наиболее универсальными из числа рассмотренных нами переменных – они играют большую роль во всех трех классах ситуаций вызова. Как ЛП связан с психологическим благополучием индивида?Без учета личностного потенциала невозможно определить, насколько собственные личностные ресурсы и усилия человека влияют на оценку им общего хода жизни как благоприятного или неблагоприятного. Одинаково высокую оценку могут дать абсолютно беспомощный и неприспособленный к жизни человек, находящийся в комфортных, исключительно благоприятных условиях, и внутренне сильный человек, находящийся в не столь благоприятных условиях, но ощущающий себя в силах совладать с ними. Если рассматривать эти два случая в традиционных понятиях адаптации, в первом случае перед нами успешная текущая адаптация, сохранение которой всецело зависит от стабильности внешних условий, а во втором – адаптивность личностикак ее способность гибко адаптироваться к широкому спектру условий. В наше время на смену понятию адаптации идет более широкое представление о совладании с изменчивой действительностью – не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Именно это содержание мы вкладываем в понятие личностного потенциала, который определяет, насколько психологическое благополучие и качество жизни личности зависит от нее самой, а не от благоприятного стечения обстоятельств. Еще одним важным в нашем контексте понятием служит понятие внутренней работы личности (Л. Фарбер, Ф.Е. Василюк, М.Ш. Магомед-Эминов и др.); правомерно рассматривать ЛП как потенциал, определяющий способность к выполнению такой работы.

Остановимся более подробно на трех подструктурах ЛП, соответствующих трем функциям саморегуляции.

Функция ориентации, или самоопределения, выполняет задачу расширения спектра возможностей действия, которые может раскрыть для себя субъект, максимизации потенциальных смыслов, которые может нести в себе ситуация, и самоопределения по отношению к ним. Она обеспечивает построение ответственного выбора на основе открытости к спектру альтернатив, возможность отказываться от утратившей смысл цели и гибко переключаться с одной цели на другую. Из личностных переменных с этой функцией соотносятся те, которые связаны с успешностью самоопределения в пространстве возможностей и выбора цели для последующей реализации. Выраженность этих переменных характеризует потенциал самоопределения.

Функция реализацииосуществляет преодоление неопределенности, сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью через осуществление выбора и переход к реализации, доведение поставленной цели до успешного осуществления в целенаправленной деятельности. Из личностных переменных с этой функцией соотносятся те, которые связаны с организацией целенаправленной деятельности. Выраженность этих переменных характеризует потенциал реализации.

Функция сохранения, или совладания, проявляется не в ситуации реализации целенаправленной активности, а в ситуации противостояния неблагоприятным стрессогенным и травматизирующим событиям. Она обеспечивает сохранение устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств, гибкое совладание с деформирующими воздействиями, принуждающими индивида к изменению своих действий в мире, при сохранении смысловых ориентаций и базовых структур личности. Из личностных переменных с этой функцией соотносятся те, которые связаны с сохранением устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств. Выраженность этих переменных характеризует потенциал совладания.

Если собрать имеющиеся данные, относящиеся к выделенным трем компонентам личностного потенциала, прежде всего бросается в глаза их неравномерная представленность как в теоретических конструктах и моделях, так и в имеющемся методическом инструментарии, что связано отчасти с неодинаковой сложностью разработки разных аспектов личностного потенциала, отчасти с неравномерным запросом со стороны практики. Так, в том, что касается потенциала реализации уже имеющихся целей и мотивов, мы встречаем обилие теоретических моделей, экспериментальных данных и целый ряд хорошо теоретически и методически обоснованных конструктов, описывающих характеристики личности, влияющие на успешность реализации целей. Напротив, в том, что касается потенциала самоопределения, имеющиеся наработки весьма немногочисленны и не столь прямо отражают нужные нам свойства саморегуляции. Функция совладания занимает промежуточное положение; психология на сегодня располагает достаточно хорошим арсеналом методических средств диагностики совладания со стрессогенными и травмирующими событиями в разных возрастных группах.

Проделанная на данном этапе работа, представленная в данной монографии, в общих чертах подтверждает то основное положение, на котором основывается концепция личностного потенциала, а именно: существование определенной системной организации устойчивых свойств личности, связанных с успешностью осуществления разных функций саморегуляции. У нас все больше оснований считать, что структуре личностного потенциала присущи следующие основные характеристики:

Связь с успешностью жизнедеятельности и психологическим благополучием в самом широком смысле слова, включающем не только удовлетворение базовых потребностей и достижение целей, но и здоровье, эмоциональное благополучие, душевную гармонию, близкие взаимоотношения, саморазвитие и другие характеристики полноценного функционирования.

Неспецифический характер. Как личностный потенциал в целом, так и его отдельные составляющие связаны не с отдельными сферами деятельности и отношений с миром, но проявляются в широком круге жизненных отношений и форм жизнедеятельности, связаны с многообразными следствиями.

Системная организация. Под ней мы понимаем зависимость эффектов отдельных переменных личностного потенциала от их взаимосвязей между собой и организации в целостную функциональную систему.

Функциональность, то есть проявление в деятельности, активности. В отличие от многих форм одаренности, также носящих потенциальный характер, личностный потенциал не обладает ценностью как таковой, вне контекста его применения. Более того, правомерно характеризовать личностный потенциал как меру использования тех навыков, способностей, творческих и интеллектуальных возможностей, которыми обладает индивид. Именно благодаря личностному потенциалу, проявляющемуся в саморегуляции и организации деятельности, люди с ограниченными способностями, но эффективно и в полной мере их использующие, нередко добиваются гораздо больших успехов, чем люди, потенциально намного более одаренные, но использующие свои творческие возможности лишь в небольшой мере.

Культурная инвариантность. Хотя сравнительная роль отдельных составляющих личностного потенциала может различаться в разных культурах, в целом мы ожидаем обнаружить высокую степень их инвариантности, поскольку они связаны с универсальными структурами человеческой деятельности.

Формируемость и изменчивость на протяжении жизненного пути. Хотя правомерно говорить об определенных предпосылках личного потенциала, отчасти являющихся врожденными, главную роль в его становлении играет собственная активность развивающейся личности, испытывающая сильное влияние стратегии и тактики родительского отношения. Ключевыми являются периоды прохождения известных возрастных кризисов, в особенности подросткового кризиса, полноценное прохождение которого приводит к формированию автономии и самодетерминации, присущей зрелой личности, а неуспешные варианты прохождения фиксируют варианты личностного развития, характеризующиеся дефектами саморегуляции.

Личностный потенциал играет опосредующую (буферную) роль во влиянии неблагоприятных обстоятельств среды и жизненных событий на нарушения функционирования и личностного развития.

В заключение следует остановиться на перспективах продолжения работы в этом направлении. В настоящее время начато несколько лонгитюдных проектов, рассчитанных на сбор данных на протяжении ряда лет; в данной монографии отражены лишь начальные стадии некоторых из них, а именно: изучения вклада личностного потенциала в академические достижения (Т.О. Гордеева. Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин; см. с. 642–668) и роль личностного потенциала в компенсации затрудненных условий развития у лиц с ОВЗ (Л.А. Александрова, А.Н. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова; см. с. 579–610). Еще одним долгосрочным проектом, начатым лишь недавно, является изучение роли ЛП в реакциях на экономический кризис (Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев). В исследованиях нового этапа будет уделено больше внимания непосредственной динамике процессов саморегуляции, а не только личностным предикторам ее успешности. Все эти проекты предполагают переход от статических моделей к динамическим, от синхронических обследований к диахроническим, от корреляционных связей к причинно-следственным и использование соответствующего этому математического инструментария, в частности структурного моделирования и марковских цепей. Особый интерес представляет роль личностного потенциала в осуществлении изменений деятельности и личности в сложных ситуациях, ставящих субъекта перед неизбежностью таких изменений. В какой-то степени к названным проектам примыкает осуществляемое в данный момент исследование личностных факторов, опосредующих появление и реализацию суицидальных тенденций у пациентов кризисного стационара (О.Э. Калашникова, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); психологическое обследование в этом проекте является однократным, однако в динамике отслеживается клиническая картина течения болезни. На новом методическом уровне и на широкой базе испытуемых продолжают развиваться представленные в данной книге исследования становления самодетерминации в подростковом возрасте и роли личностного потенциала в процессах выбора. В стадии планирования и согласования находится еще немало проектов такого рода.

Судя по неподдельному интересу, которые вызывает представленное здесь направление исследований далеко за пределами нашего исследовательского коллектива, сама концепция личностного потенциала и предлагаемые способы ее использования в разных сферах жизнедеятельности соответствует актуальным запросам профессионального сообщества. Еще раз отмечу: то, что найдет читатель в этой книге – это не столько ответы на вопросы, сколько новая постановка вопросов и раскрытие новых возможностей психологического исследования, адекватных науке нового столетия.

Сведения об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ. Заведующий лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Аверина (Салихова) Анастаcия Жэмильевна Аспирантка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Александрова Лада Анатольевна Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ.

Васильев Игорь Александрович Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Заслуженный профессор Московского университета.

Гордеева Тамара Олеговна Кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Гусев Андрей Игоревич Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Одесского института Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП). Психолог-консультант, тренер, медиатор, музыкант, музыкотерапевт.

Дергачева Ольга Евгеньевна Кандидат психологических наук, консультант в сфере оценки и управления персоналом (компания IBS).

Иванченко Галина Владимировна (1965–2009) Психолог, социолог, философ, культуролог, поэт. Кандидат психологических наук, доктор философских наук.

Калитеевская Елена Ростиславовна Кандидат психологических наук, психотерапевт, зам. директора Московского Гештальт Института

Курганская Мария Валерьевна Психолог, топ-лидер международной программы Vie Science.

Лебедева Анна Александровна Аспирантка МГППУ, научный сотрудник лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ.

Мандрикова Елена Юрьевна Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры организационной психологии факультета психологии НИУ – ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Митина Ольга Валентиновна Кандидат психологических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. лабораторией количественной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Осин Евгений Николаевич Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Плотникова Анна Васильевна Психолог, психотерапевт. Старший менеджер Департамента корпоративных коммуникаций и рекламы ОАО АКБ «РОСБАНК».

Рассказова Елена Игоревна Кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник НЦПЗ РАМН, старший научный сотрудник Лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Фам Анна Хунговна Аспирантка факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.

Шапкин Сергей Анатольевич Кандидат психологических наук. Руководитель психофизиологической лаборатории Федерального Института Охраны и Медицины Труда в г. Берлине.

Wisdom: Its nature, origins, and development / R.J. Sternberg (Ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990; A Handbook of wisdom: Psychological perspectives / R.J. Sternberg, J. Jordan (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2005; Teaching for wisdom: Cross-cultural perspectives on fostering wisdom / M. Ferrari, G. Potworowski (Eds.). Berlin: Springer, 2008.

Мы цитируем по английскому оригиналу, поскольку в русском издании книги ( Селигман, 2006) допущено много неточностей в переводе.

В ходе этого тренинга участники обсуждали между собой стрессы, которые они испытывают; тренинг использовался для учета эффекта плацебо и эффекта социальной поддержки.

Показатели мужчин и женщин могут значимо различаться в определенных профессиях. Так, у женщин-менеджеров жизнестойкость значимо ниже, чем у мужчин-менеджеров, тогда как женщины-психологи демонстрируют значимо более высокую жизнестойкость, чем мужчины-психологи.

Авторы благодарят канд. психол. наук О.В. Митину за консультации и помощь в обработке данных.

Авторы выражают благодарность Л.А. Александровой за помощь в сборе данных.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 09-06-00410а «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса».

В качестве показателя надежности – согласованности использовалась альфа Кронбаха.

Для оценки соответствия факторной модели данным использовались стандартные показатели: χ2 (число степеней свободы) и индекс средней стандартной ошибки аппроксимации RMSEA.

Авторы выражают благодарность Л.И. Вассерману, Н.Е. Водопьяновой, Т.Л. Крюковой, Е.С. Стаченковой за предоставление результатов русскоязычной апробации методик, необходимых для написания данного подраздела.

Согласно другим переводам, методика «Стратегии совладающего поведения» (например, Вассерман, Иовлев, Исаеваи др., 2009).

Представлены предварительные данные. Авторы выражают благодарность Е.С. Старченковой за разрешение представить в данном разделе результаты ее работы.

Для наглядности все компоненты системы отображены на рис. 1, а все основные характеристики суммированы в таблице 1.

У Ю. Куля приняты разные способы обозначения подавления или уменьшения, с одной стороны, и увеличения или расширения, с другой, по отношению как к положительным эмоциям, так и к отрицательным. Здесь мы будем, пользуясь одним из них, увеличение обозначать фигурными скобками, а уменьшение – квадратными.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 09-06-00410а «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса».

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 09-06-00410а «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса».

Авторы благодарны Л.С. Куравскому, В.В. Евдокимовой, Д.А. Красило, Е.А. Дуриной, оказавшим содействие в организации проведения исследований, а также Т.А. Силантьевой, М.А. Черняевой, А.А. Александрову, А.С. Жигачеву, оказавшим существенную помощь в сборе и первичной обработке данных.

Авторы благодарны за заинтересованную поддержку в проведении исследований декану химического факультета МГУ академику РАН В.В. Лунину, заместителю декана Н.Е. Кузьменко, куратору проекта О.Н. Рыжовой, одному из его инициаторов С.А. Серякову.

Авторы благодарны О.Е. Клипачевой, Т.Ю. Ивановой, Н.А. Михайловой, И.М. Павловой, А.В. Бадерко, А.А. Горбуновой, Е.А. Перовой и Н.А. Орловой, участвовавшим в сборе и первичной обработке данных.

Олпорт Г.Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. С. 175.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *