на рисунках представлены нейрон нервная ткань головной мозг и нервная система человека какое общее
На рисунках представлены нейрон нервная ткань головной мозг и нервная система человека какое общее
Неврология. Общие данные. Нейрон. Нейроцит. Синапс.
Одним из основных свойств живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с внешней средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обусловливает ряд раздражений, на которые организм также реагирует. Связь между участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме осуществляется нервной системой.
Проникая своими разветвлениями во все органы и ткани, нервная система связывает все части организма в единое целое, осуществляя его объединение, интеграцию.
Следовательно, нервная система есть «невыразимо сложнейший и тончайший инструмент сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний» (И. П. Павлов).
Основным анатомическим элементом нервной системы является нервная клетка, которая вместе со всеми отходящими от нее отростками носит название нейрона, или нейроцита. От тела клетки отходят в одну сторону один длинный (осевоцилиндрический) отросток — аксон, или нейрит, в другую сторону — короткие ветвящиеся отростки — дендриты.
Передача нервного возбуждения внутри нейрона идет в направлении от дендритов к телу клетки от нее к аксону; аксоны проводят возбуждение в направлении от тела клетки. Передача нервного импульса с одного нейрона на другой осуществляется посредством особым образом построенных концевых аппаратов, или синапсов (от греч. synapsis — соединение). Различают аксосоматические связи нейронов, при которых разветвления одного нейрона подходят к телу клетки другого нейрона, и филогенетически более новые аксодендритические связи, когда контакт осуществляется с дендритами нервных клеток.
Нервная ткань
Нейрон
Нейроны обладают 4 свойствами:
Отростки нейронов проводят нервные импульсы и передают их другим нейронам, эффекторам, благодаря чему мышцы сокращаются или расслабляются, а секреция желез усиливается или уменьшается.
Миелиновая оболочка
В миелиновых нервных волокнах отростки нейронов покрыты миелиновой оболочкой (на 70-75% состоит из липидов (жиров)), которая обеспечивает изолированное проведение нервного импульса по нерву. Если бы не было миелиновой оболочки (вообразите!) нервные импульсы распространялись бы хаотично, и, когда мы хотели сделать движение рукой, то вместе с рукой двигалась бы нога.
Миелиновый слой представлен несколькими слоями мембраны глиальной клетки (леммоцит, шванновская клетка), которые закручиваются вокруг осевого цилиндра (отростка нейрона). Это закручивание хорошо видно на картинке, где изображен здоровый нерв, чуть выше 😉
Нейроглия (греч. νεῦρον — волокно, нерв + γλία — клей)
Классификация нейронов
Нейроны функционально подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные.
Синапс
Разберем строение синапса на схеме. Его составляют пресинаптическая мембрана аксона, рядом с которой расположены везикулы (лат. vesicula — пузырек) с нейромедиатором внутри (ацетилхолином). Если нервный импульс достигает терминали (окончания) аксона, то везикулы начинают сливаться с пресинаптической мембраной: ацетилхолин поступает наружу, в синаптическую щель.
Попав в синаптическую щель, ацетилхолин связывается с рецепторами на постсинаптической мембране, таким образом, возбуждение (нервный импульс) передается другому нейрону. Так устроена нервная система: электрический путь передачи сменяется химическим (в синапсе).
Яд кураре
Гораздо интереснее изучать любой предмет на примерах, поэтому я постараюсь как можно чаще радовать вас ими 😉 Не могу утаить историю о яде кураре, который используют индейцы для охоты с древних времен.
Нервы и нервные узлы
Болезни нервной системы
Неврологические болезни могут развиваться в любой точке нервной системы: от этого будет зависеть клиническая картина. В случае повреждения чувствительного пути пациент перестает чувствовать боль, холод, тепло и другие раздражители в зоне иннервации пораженного нерва, при этом движения сохранены в полном объеме.
Если повреждено двигательное звено, движение в пораженной конечности будет невозможно: возникает паралич, но чувствительность может сохраняться.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Нервная система»
1. В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.
1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса
2. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.
1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение
3. Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.
1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный, вставочный и исполнительный нейрон. Вставочный нейрон находится в центральной нервной системе (головном и спинном мозге).
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. (1) Нервная система делится на центральную и соматическую. (2) Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. (3) Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. (4) Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.
5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
1) периферический отдел,
2) образован рецепторами органов чувств,
3) под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы;
4) проводниковый отдел,
5) образован чувствительными нервами,
6) передает нервные импульсы в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий);
7) центральный отдел,
8) образован чувствительными зонами коры больших полушарий,
9) в нем происходит анализ информации и формирование ощущений.
6. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.
1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение
8. В каких местах расположены ядра (скопления тел нейронов) вегетативной нервной системы? Какие функции выполняет вегетативная нервная система?
1) симпатические ядра расположены в спинном мозге в грудной и поясничной части по обеим сторонам вдоль позвоночника;
2) парасимпатические ядра расположены в среднем и продолговатом мозге (в стволе мозга) и крестцовом отделе спинного мозга;
3) вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов и не зависит от воли человека
9. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
10. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.
1 – задний корешок спинномозгового нерва. В нём находятся тела чувствительных нейронов. Чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг. В состав спинномозгового нерва также входят двигательные нейроны, по которым сигнал идет от спинного мозга к рабочим органам.
2 – серое вещество. Образовано телами нервных клеток (нейронов). Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию.
3 – белое вещество. Образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином. Выполняет проводниковую функцию.
11. Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Тема 5
Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.
Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.
1. Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.
2. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.
3. Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации нейронов и заполните схему.
4. По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.
5. Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.
Нейрон — нервная клетка.
Сплине — место функционального контакта нейронов.
Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.
Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.
6. По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлекторной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.
7. Сформулируйте определения понятий.
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.
Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.
По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение ( рефлекс ).
По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов ( нервы ). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему ( чувствительные ). 4. Часть нервной системы, представленная нервами, нервными узлами и нервными окончаниями ( периферические ). 5. Рефлексы, которые формируются в течение жизни ( условные ). 6. Нейроны, передающие импульсы от центральной нервной системы к рабочему органу ( двигательные ). 7. Отросток нервной клетки ( аксон ). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами ( вставочные ).
Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.
1. Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.
Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.
Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.
2. Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолговатом мозге.
3. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.
Доли коры больших полушарий | Зоны коры головного мозга | Функции |
1. Затылочная | зрительная | формирование зрительных образов |
2. Височная | обонятельная, вкусовая, слуховая | формирование слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений |
3. Теменная | движения, осязательная | ориентация в пространстве |
4. Лобная | поведение и чувства | обработка информации, формирование программ действий |
Головной и спинной мозг
По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом ( центральная ).
По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположенные в органах чувств ( рецепторы ). 3. Отдел головного мозга, участвующий в координации движений, поддержании позы и равновесия тела ( мозжечок ). 4. Корешок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон ( передний ). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга ( затылочная ). 6. Вещество мозга, образованное скоплениями тел нейронов ( серое ). 7. Отдел головного мозга ( таламус ). 8. Складки коры больших полушарий ( извилины ). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий ( зрительная ). 10. Мозг, расположенный в полости черепа ( головной ). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека ( лобная ). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона ( височная ).
1. Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.
Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы
Особенность | Отдел автономной нервной системы | |
симпатический | парасимпатический | |
1 | 2 | 3 |
Место выхода волокон из спинного мозга | грудной поясничный сегмент | средний, продолговатый, крестцовый отдел спинного мозга |
Расположение ганглиев | по обе стороны позвоночника | вблизи и внутри инертных органов |
Длина преганглионарных и постганглионарных нервных волокон | преганглионарные короче постганглионарных | преганглионарные длиннее постганглионарных |
Медиатор | адреналин | ацетилхолин |
Условия | усиление и ускорение работы органов | замедление ритма |
Общие эффекты | активация систем организма в критических ситуациях | контроль «повседневных» функций |
2. Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.
Преганглионарные нейроны — путь от спинного мозга до ганглии.
Постганглионармыс нейроны — путь от ганглии до рабочего органа.
Изучите § 13 учебного пособия и заполните таблицу.
Влияние стимуляции симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы на различные функции и процессы
Органы и физиологические показатели | Симпатический отдел | Парасимпатический отдел |
1 | 2 | 3 |
Сердце | усиливает сокращение | замедляет сокращение |
Сосуды | повышает артериального давления | понижает артериального давления |
Кишечник | сужает сосуды | — |
Потовые железы | усиливает секрецию | не влияет |
Слюнные и слезные железы | уменьшает секрецию | уменьшает секрецию |
Количество сахара в крови | увеличивает | уменьшает |
Мочевой пузырь | стенки ослабевают | стенки сокращаются |
Потребление кислорода | увеличивает | уменьшается |
Изучите раздел «гигиена нервной системы» (§ 14 учебного пособия). Составьте план ответа на тему «влияние наркогенных веществ на нервную систему».
Тест по биологии нервная система
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по теме «Нервная система». Вариант 1.
Задание №1. Дополните данные предложения.
7. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание.
8. Равновесие тела, координацию движений регулирует …
9. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует ….
10. Часть нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют …
Задание №2. Выберите правильный ответ.
1. По выполняемой функции периферическая нервная система подразделяется на:
а) соматическую и вегетативную; б) симпатическую и парасимпатическую;
в) центральную и симпатическую г) периферическую и соматическую.
2. Рецепторы: а) несут возбуждение к ЦНС; б) воспринимают раздражения;
в) передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны;
г) передают возбуждение с чувствительных на вставочные.
3. Периферическая нервная система образована: а) спинной и головной мозг; б) нервы;
4.Возбуждение от ЦНС к рабочему органу передается по:
а) рецептору; б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.
5.Головной мозг, спинной мозг, синапс – это система органов:
а) нервная; б) кровеносная; в) пищеварительная; г) эндокринная;
6. Нервная система выполняет следующую функцию:
а) транспорт питательных веществ; б) гуморальная регуляция;
в) связь организма с внешней средой; г) удаление вредных продуктов.
7. Безусловный рефлекс:
а) приобретается в процессе жизни; б) вырабатывается на определенные сигналы;
в) передается по наследству; г) подкрепляется условными раздражителями.
8. Рецепторы, воспринимающие тепловые раздражители:
а) болевые рецепторы; б) механорецепторы; в) терморецепторы; г) хеморецепторы.
9. Дыхательный центр расположен:
а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.
10. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга? а) 20; б) 10; в) 12; г) 15.
11. Где находится зрительная зона? а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная.
12. Нервная регуляция осуществляется с помощью:
а) нервных импульсов; б) витаминов; в) гормонов; г) ферментов.
13. Нерв – это: а) пучки нервных волокон, лежащие за пределами ЦНС; б) аксон одного нейрона;
в) скопления тел нейронов; г) проводящие пути спинного мозга.
14. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов нога:
а) двигается, но не чувствует боли; б) чувствует, но не двигается; в) немеет; г) устает.
15. Гипоталамус представляет собой:
а) железу внутренней секреции; б) железу внешней секреции;
в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.
Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.
Особенности строения и функции: Отделы мозга:
1) является продолжением спинного мозга. а) мозжечок;
2) состоит из парных полушариев и соединяющей их непарной части. б) продолговатый мозг
3) Обеспечивает координацию движений.
4) регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.
5) обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.
Задание №4. Вставьте пропущенные слова.
3.Спинной мозг выполняет …. и…. функции.
Контрольная работа по теме «Нервная система». Вариант 2.
Задание №1. Дополните данные предложения.
Задание №2. Выберите правильный ответ.
1) Рефлексом называют реакцию организма в ответ на раздражение:
а) вставочных нейронов, б) двигательных, в) рецепторов, г) непосредственно мышц.
2) Нервная клетка в организме человека осуществляет функцию:
а) защитную, б) двигательную, в) транспорта веществ, г) проведения возбуждения.
3) Свойства нервной ткани:
а) возбудимость и сократимость, б) возбудимость и проводимость, в) сократимость, г) возбудимость
4) Нервная система состоит из клеток:
а) аксонов, б) нейронов, в) дендритов, г) медиаторов.
5) При поражении передних корешков спинного мозга нога:
а) чувствует, но не двигается, б) немеет, в) чувствует и двигается. г) двигается, но не чувствует.
6) Автономная (вегетативная) нервная система регулирует работу:
а) скелетных мышц; б) внутренних органов; в) скелетных мышц и внутренних органов.
7) Слуховая зона расположена в:
а) зрительной доле, б) височной, в) затылочной, г) теменной.
а) часть спинного мозга; б) отдел головного мозга;
в) часть головного мозга; г)мост, продолговатый, средний и промежуточный мозг
9). Таламус представляет собой:
а) железу внутренней секреции, б) железу внешней секреции;
в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.
10) Пищеварительный центр расположен:
а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.
11) Нервные узлы – это:
а) тела нервных клеток, лежащие за пределами ЦНС, б) аксон одного нейрона,
в) скопления тел нейронов, г) проводящие пути спинного мозга.
12) Центральная нервная система образована:
а) спинной и головной мозг; б) нервы;
в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания.
13) Возбуждение от рецепторов к ЦНС передается по:
а) телу нервной клетки, б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.
а) 31; б) 10; в) 12; г) 15.
15. Где находится кожно- мышечная зона?
а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; 4) височная.
Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.
Особенности строения и функции: Отделы мозга:
1) Является продолжением спинного мозга. А) средний мозг
2) Постоянно посылает импульсы к скелетным мышцам. Б) продолговатый мозг
3) Обеспечивает выработку ориентировочных рефлексов.
4) Регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.
5) Обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.
Задание №4. Вставьте пропущенные слова.
1.Мост расположен впереди … мозга.
3.Здесь же находятся центры, связанные с …, … функциями.
1. Центральная и периферическая нервная система.
4. Серое и белое вещество.
6. Чувствительная зона коры.
7. Продолговатый мозг.
9. Лобная доля коры.
10. Соматический отдел.
1а; 2б; 3г; 4в; 5а; 6в; 7в; 8в; 9а; 10в; 11а; 12а; 13а; 14а; 15в.
Задание 3. А) 2;3. Б) 1;4;5.
3. Двигательные или исполнительные.
4. Рефлекторная дуга.
6. Спинномозговой канал.
7. Передние и задние корешки.
8. Рефлекторная и проводниковая.
9. Задний, средний и передний.
1в; 2 г; 3б; 4б; 5а; 6б; 7б; 8г; 9в; 10а; 11а; 12 а; 13 б; 14 а; 15 б.
От моста отходят че репно- мозговые нервы.
1. Рецептор а) проводит возбуждение к рабочему органу
2. Двигательные нервные окончания б) передает возбуждение на рабочий орган
3.Межнейронный синапс в) воспринимает раздражение во внутренних органах
4. Чувствительное нервное волокно г) передает нервный импульс с одного нейрона на другой
5. Двигательное нервное волокно д) проводит возбуждение в центральный отдел нервной системы
5.Установите соответствие между названиями отделов головного мозга и центрами регуляции.
Название отдела центры регуляции
А. продолговатый мозг. 1. чувство голода и жажды
Б. мост. 2. центры пищеварительных рефлексов
В. Средний мозг 3. центры регуляции сердечных сокращений.
Г. Промежуточный мозг. 4. движение глазных яблок.
6. устойчивость при движении
7. центры регуляции мимики
8. центры регуляции глотания.
5.Установите соответствие между долями больших полушарий и их функциями.
Доли больших полушарий Выполняемая функция
А. затылочная доля 1. двигательная зона
Б. теменная доля 2. кожно-мышечная чувствительность
В. Височная доля 3. зрительная чувствительность
Г. Лобная доля 4. слуховая чувствительность