на соответствие какому стандарту проводится сертификация смк
На соответствие какому стандарту проводится сертификация смк
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
Lean production. Certification process of management systems. Assessment procedure
Дата введения 2015-06-02
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»
Введение
Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие СМБП, и организации, нуждающиеся в проведении аудитов СМБП согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять его положения при разработке своих собственных требований, относящихся к аудиту.
Положения, содержащиеся в настоящем стандарте, могут использоваться для целей, не связанных с декларированием соответствия, а также могут быть полезными для организаций, участвующих в деятельности по подготовке аудиторов или сертификации персонала.
В настоящем стандарте учтены положения документов Международного форума по аккредитации (IAF) и стандартов [1]-[5].
Раздел 3 устанавливает ключевые термины и определения, используемые в настоящем стандарте.
Раздел 4 содержит руководящие указания для осуществления процесса сертификации СМБП организации.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации СМБП на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям, установленным в системе добровольной сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р 55568-2013 Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины и определения по ГОСТ Р 55568, ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 19011:
3.1 производственная площадка (production site): Постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.
3.2 временная производственная площадка (temporary production site): Площадка, которая создана организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности.
3.3 держатель сертификата (holder of the certificate): Организация, на имя которой выдан сертификат соответствия.
3.4 технический эксперт (technical expert): Лицо, предоставляющее комиссии свои знания или опыт по специальному вопросу.
3.5 уведомление (notification): Свидетельство аудита, не носящее характера несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия.
3.6 аудит (audit): Систематический независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
3.7 область аудита (audit scope): Содержание и границы аудита.
3.8 заказчик (customer): Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента.
3.9 область сертификации (scope of certification): Содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком и подтверждаемые органом по сертификации с учетом допустимых исключений.
3.10 инспекционный контроль (inspection control of LPMS): Контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое с целью установления того, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.11 комиссия (commission): Один или несколько экспертов (аудиторов), проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.
1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии. Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных аудитах в качестве эксперта по сертификации системы менеджмента и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита.
2 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков, технических экспертов;
а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.12 сертификация СМБП (certification LPMS): Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что СМБП соответствует требованиям нормативного документа, устанавливающего требования к системе менеджмента бережливого производства.
3.13 эксперт по сертификации СМБП (аудитор) (certification expert (auditor)): Лицо, обладающее подтвержденной компетентностью для проведения аудита СМБП и аккредитованное в системе добровольной сертификации.
3.14 значительное несоответствие (wide nonconformity): Несоответствие СМБП, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований ГОСТ Р 56404.
3.15 малозначительное несоответствие (minor nonconformity): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании СМБП или в документации, которые могут привести к невыполнению требований или к снижению результативности функционирования СМБП.
3.16 верификация информации, выборочно собранной в ходе аудита (verification of information, selectively collected during the audit): Проверка или подтверждение достоверности записей, изложенных фактов или другой информации, связанной с критериями аудита.
3.17 нокаут-вопросы (knock-out questions): Ключевые вопросы, используемые на этапе оценки СМБП и характеризующие наличие данной системы в организации.
4 Процесс сертификации СМБП
4.1 Цели и условия проведения сертификации СМБП
4.1.1 Целью проведения сертификации СМБП проверяемой организации является определение соответствия СМБП требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям к СМБП, установленным в системе добровольной сертификации.
4.1.2 Условием проведения сертификации СМБП является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей СМБП. Область сертификации СМБП заявляет заказчик.
4.2.1 При сертификации СМБП объектами аудита являются:
— область применения СМБП;
— документированная информация СМБП;
— процессы СМБП, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, обеспечивающие выполнение целей организации, требований потребителей и других заинтересованных сторон;
— характеристики процессов и характеристики потока создания ценности продукции и услуг.
4.2.2 При проверке области применения СМБП орган по сертификации анализирует:
— все ли виды продукции и услуг, а также процессы организации, составляющие поток создания ценности этой продукции и услуг, указанные в заявке проверяемой организации на сертификацию, охвачены СМБП;
— правомерность исключений из требований к СМБП организации.
Неправомерное исключение требований из области применения СМБП должно быть рассмотрено как несоответствие. Проверка и анализ области применения СМБП могут осуществляться на протяжении всего процесса сертификации.
4.2.3 Комплект документов СМБП должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям системы добровольной сертификации, на соответствие которым проводится сертификация. При проверке содержания документов анализируют, все ли требования к документированной информации учтены в соответствующей СМБП.
Орган по сертификации проверяет наличие документации и записей, необходимых организации для обеспечения результативного планирования, осуществления процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, и управления ими.
4.2.4 Орган по сертификации должен проверить и оценить определенные организацией процессы, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, их применение ко всей организации, представленные объективные свидетельства их результативности.
4.2.5 Орган по сертификации оценивает характеристики процессов СМБП, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, на основе:
— требований потребителей и других заинтересованных сторон, данных о целях СМБП, которые организация должна достигать или выполнять;
— результатов мониторинга и измерений, анализа данных по результатам функционирования процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, для потребителя и других заинтересованных сторон.
4.3 Общий процесс сертификации
4.3.1 Процесс сертификации СМБП включает организацию работ, аудит по оценке и сертификации СМБП, состоящий из двух этапов, инспекционный контроль (аудиты) в течение срока действия сертификата. Цикл сертификации исчисляется с даты выдачи сертификата и составляет 3 года. Если заказчик принимает решение продлить срок действия сертификата соответствия, то до окончания срока действия сертификата он должен пройти ресертификационный аудит.
4.4 Выбор органа по сертификации и подача заявки на сертификацию
4.4.1 Основанием для начала работ служит выбор заказчиком органа по сертификации СМБП и подача заявки в орган по сертификации по форме, установленной в системе добровольной сертификации.
Международный сертификат качества ISO
Международная сертификация ISO — это проверка производственных процессов предприятия на соответствие требованиям мировых стандартов. Для разных отраслей предусмотрены разные типы удостоверений.
Что такое стандарты ISO
ISO (International Organization for Standardization) – это система мировых стандартов качества, разработанных Международной организацией по стандартизации. Она включает семейство нормативов, которые разрабатываются для разных областей деятельности. Каждый из них содержит список обязательных требований к производственным процессам на предприятии. Компания, которая хочет подтвердить своей соответствие этим требованиям, должна пройти процедуру сертификации качества в аккредитованном центре.
Область применения
Семейство международных стандартов ISO охватывает несколько общих систем, которые применяются во всех отраслях экономики. Например, к ним относятся системы менеджмента качества, охраны труда, экологического менеджмента и т.д. Кроме этого, в семействе имеются и специальные нормативы, разрабатываемые для отдельных отраслей, таких как пищевая промышленность, информационная безопасность и проч. Соответствие каждому типу стандарта подтверждает международный сертификат качества ISO, выдаваемый после прохождения оценки.
Кто выдает сертификаты?
Выдачей международных сертификатов занимаются уполномоченные сертификационные центры, прошедшие процедуру аккредитации. Это значит, что компания провела подготовку своих экспертов в области применения стандартов, освоила правила выполнения измерений и оснащена необходимым оборудованием для реализации замеров. После этого она получает право проводить процедуру сертификации на соответствие нормативам качества и выдавать международный сертификат ISO установленного образца.
Что оценивается при сертификации?
Каждый из действующих международных стандартов содержит собственную систему критериев качества, на соответствие которым проверяется производственное или иное предприятие. Компания, которая намеревается пройти процедуру сертификации, вправе предварительно ознакомиться с ними самостоятельно, изучив соответствующие нормативные документы, или при помощи консультантов сертификационного центра, который проводит оценку.
Кому важно получить сертификат?
В Российской Федерации сейчас действуют два типа критериев ISO:
Выбор необходимого документа зависит от вектора деятельности компании. Организациям, ориентированным на международный рынок и взаимодействие с зарубежными партнерами, стоит выбрать оригинальный стандарт качества. Крупным российским компаниям, регулярно принимающим участие в коммерческих тендерах и государственных закупках, имеет смысл пройти сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО.
Преимущества сертификации
Пройдя оценку соответствия требованиям выбранной системы ISO, компания получает:
Типы сертификатов
Сегодня наиболее востребованными считаются следующие виды документов.
Основные виды документов
Сертификат ISO 9001:2011
Система менеджмента качества СМК
Сертификат ISO 14001:2007
Система экологического менеджмента;
Сертификат OHSAS 18001:2007
Система менеджмента (управления) охраной труда
Сертификат ISO 22000:2007 (HACCP)
Система менеджмента безопасности пищевой продукции
Сертификат ISO 27001:2005
Система менеджмента управления информационной безопасностью
Примеры сертификатов
Сертификат качества ISO оформляется на фирменном бланке сертификационного центра, который проводит процедуру оценки соответствия и готовит подтверждающую документацию.
Что нужно, чтобы получить сертификат?
Чтобы получить международный документ, компании следует пройти оценку соответствия критериям выбранного стандарта качества. Это значит, что ей придется провести объемную подготовительную работу. Для этого потребуется разработать программу внедрения принципов СМК, провести обучение работников, модернизировать производство и ввести в действие нормы, а затем отработать их применение с учетом реальной производственной практики. Сделать это самостоятельно довольно сложно, поэтому чаще всего грамотные руководители предприятий обращаются в уполномоченные сертификационные центры, которые сначала сопровождают процедуру внедрения, а затем проводят оценку соответствия критериям ISO.
Этапы
После того, как подготовительная работа завершена, и система работы предприятия с применением принципов СМК уже отлажена, наступает время для проведения сертификации. Она включает следующие этапы.
Необходимые документы
Пакет документов, который потребуется предоставить в аккредитованный центр для оценки системы качества, включает:
В зависимости от выбранного стандарта качества сертификационный орган вправе потребовать дополнительные документы.
Подача заявки
Для подачи заявки на проведение сертификации следует заполнить форму, в которой содержится минимальный объем необходимых сведений для начала работ. Они потребуются специалистам аккредитованного центра для оценки ситуации, выбора международной системы менеджмента качества и принятия решения о возможности начала работ.
Скачайте заявку на проведение сертификации предприятия по стандартам качества ISO
Сроки
Работа по проведению сертификации качества включает анализ большого количества документов и обязательный выезд на предприятие. Но опытные специалисты, имеющие высокую квалификацию, достаточно быстро справляются с этой задачей. Для небольшой компании вся процедура занимает от трех рабочих дней. Для крупного предприятия срок ее выполнения, конечно, увеличивается.
Стоимость
Стоимость сертификации напрямую зависит от объема необходимых работ. Они, в свою очередь, определяются такими факторами как:
Стоимость работ по сертификации на соответствие международным стандартам качества ISO начинается от 15000 рублей.
Преимущества АТТЭК
Центр аттестации и экспертизы является аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами ISO и OHSAS.
Обратившись в Центр АТТЭК, Вы сможете получить международные сертификаты ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, ИСО 22000, ИСО 27001. Все сертификаты систем менеджмента качества, выданные центром АТТЭК, соответствуют государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и требованиям Международной организации по стандартизации. Также возможна ускоренная форма оформления сертификатов.
Аккредитация АТТЭК
Центр АТТЭК имеет действующую аккредитацию на право выдачи международных сертификатов по критериям ISO.
ООО «Брянконфи» занимается производством пищевой продукции. Изучив зарубежный рынок в своем сегменте, пришло к выводу о необходимости налаживания экспортных поставок. Для этого потребовалось прохождение сертификации по международным стандартам ISO 22000:2007 (HACCP).
Специалисты центра АТТЭК провели анализ ситуации на предприятии, включая изучение документации и выездной аудит основной производственной площадки. По результатам первичной процедуры эксперты центра вынесли ряд рекомендаций, которые были успешно реализованы руководством предприятия. По результатам этой работы после повторного анализа ситуации в компании было принято положительное решение о сертификации.
В декабре 2018 года руководству компании передали сертификат соответствия ISO 22000:2007 (HACCP), и комплект подтверждающих документов. А уже в январе 2019 года предприятие заключило первый контракт на поставку своей продукции за рубеж.
Отзывы
Ресторан Le Tour De Vin
До этого мы проходили сертификацию только на соответствие российским стандартам, и проверка по критериям ISO казалась очень длительной и сложной процедурой. Однако благодаря исчерпывающим консультациям и рекомендациям специалистов центра АТТЭК мы смогли в короткие сроки подготовиться к оценке и успешно получить сертификат.
Сеть гипермаркетов «Карусель»
Мы давно работаем с применением этой технологии, но в последнее время прибыли предприятия упали, потому что на рынке появилось много конкурентов. Тогда мы приняли решение о модернизации производства и внедрении стандарта ISO 9001. Сотрудники центра АТТЭК помогли нам организовать обучение персонала и подготовку документации, благодаря чему мы достаточно быстро получили сертификат, который помог нам выиграть крупный тендер.
На соответствие какому стандарту проводится сертификация смк
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Conformity assessment. Certification procedure of quality management systems and environmental management systems
Дата введения 2014-02-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ТК 076)
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Введение
Целью настоящего стандарта является установление единого порядка сертификации систем менеджмента качества организаций на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 для органов по сертификации систем менеджмента качества и единого порядка сертификации систем экологического менеджмента организаций на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001 для органов по сертификации систем экологического менеджмента.
Сертификация систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента) базируется на следующих основных принципах:
— добровольность, т.е. осуществление сертификации по инициативе заказчика;
— бездискриминационность, т.е. допуск к сертификации любой организации, подавшей заявку и признающей принципы, правила и требования Системы сертификации, независимо от масштаба организации, ее членства в какой-либо ассоциации, местоположения и т. п.;
— беспристрастность или объективность, т.е. независимость органа по сертификации и привлекаемых им экспертов и других специалистов от заказчика и сторон, заинтересованных в результатах сертификации. Также объективность должна обеспечиваться компетентностью экспертов и полнотой состава комиссии по сертификации;
— воспроизводимость результатов проверок и оценок системы менеджмента качества (системы экологического менеджмента), т е. применение при сертификации единых правил и процедур, использование фактических данных, документальное оформление результатов, четкая система учета и хранения документации в органе по сертификации;
— конфиденциальность, т.е. неразглашение получаемой в процессе сертификации информации всеми членами комиссии по сертификации и сотрудниками органа по сертификации;
— информативность или открытость, т.е. обеспечение органом по сертификации доступа всех заинтересованных сторон к информации в отношении процесса сертификации, а также статуса сертификации (например, выдачи, подтверждения, обновления, приостановления сертификата, расширения, сужения области применения или отмены сертификата) держателя сертификата;
— специализация органов по сертификации систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента), т е. право органа по сертификации проводить работы только в тех областях экономической деятельности, на которые распространяется область его аккредитации в зависимости от наличия в органе по сертификации экспертов и технических экспертов, компетентных в соответствующих областях экономической деятельности;
— проверка выполнения способности организации обеспечить соблюдение обязательных требований, если таковые предъявляются к продукции (услуге) в технических регламентах и национальных стандартах (других документах);
— ответственность, т.е. орган по сертификации отвечает за оценку достоверности и достаточности доказательств заказчика, а заказчик несет ответственность за соответствие требованиям, предъявляемым к системе менеджмента качества (системе экологического менеджмента).
В настоящем стандарте учтены положения обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF) и следующих стандартов:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной;
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и систем экологического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента
Действует ГОСТ Р 17021.1-2017.
ГОСТ Р 54318 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, ГОСТ Р ИСО 19011-2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 сертификация системы менеджмента качества: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем менеджмента качества) удостоверяет в письменной форме, что система менеджмента качества соответствует установленным в ГОСТ ISO 9001 требованиям.
3.2 сертификация системы экологического менеджмента: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем экологического менеджмента) удостоверяет в письменной форме, что система экологического менеджмента соответствует установленным в ГОСТ Р ИСО 14001 требованиям.
3.3 заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента.
3.4 область применения системы менеджмента: Совокупность процессов жизненного цикла продукции (услуг), охватываемых системой менеджмента.
3.5 область сертификации: Содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком и подтверждаемые органом по сертификации. Для системы менеджмента качества с учетом допустимых исключений согласно 1.2 ГОСТ ISO 9001.
3.6 производственная площадка: Постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.
3.7 временная производственная площадка: Площадка, которая создается организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности.
3.8 держатель сертификата: Организация, на имя которой выдан сертификат соответствия.
3.9 инспекционный контроль системы менеджмента: Контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое с целью установления, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.10 эксперт по сертификации систем менеджмента (аудитор): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита системы менеджмента.
3.11 комиссия: Один или несколько экспертов (аудиторов), проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.
1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии.
2 Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта по сертификации систем менеджмента качества и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита.
3 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков.
3.12 технический эксперт: Лицо, предоставляющее комиссии свои знания или опыт по специальному вопросу.
1 Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знания языка или культуры страны, в которой проводят аудит.
2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии.
3.14 малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента или в документации, которые могут привести к невыполнению требований или к снижению результативности функционирования системы менеджмента.
3.15 уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия.
4 Цели проведения сертификации систем менеджмента
— соответствие СМ проверяемой организации требованиям ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 14001;
— способность СМ заказчика отвечать законодательным требованиям и требованиям потребителей;
5 Требования к условиям проведения сертификации систем менеджмента
5.1 Работы по сертификации систем менеджмента проводят в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 и настоящим стандартом аккредитованные в установленном законодательством порядке органы по сертификации систем менеджмента.
5.2 Условием проведения сертификации систем менеджмента является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей системы менеджмента.
5.3 Область применения системы менеджмента определяет и заявляет заказчик, область сертификации системы менеджмента орган по сертификации подтверждает по результатам аудита.
5.4 При проведении сертификации систем менеджмента соблюдают принципы, установленные настоящим стандартом.
6 Объекты аудита
6.1 Объекты аудита при сертификации систем менеджмента
При сертификации СМ объектами аудита являются: