на сцене человек в красном каким светом его нужно осветить чтобы он стал невидимым
Урок физики по теме: «Дисперсия света. Спектральный состав света. Цвета»
по теме «Дисперсия света. Спектральный состав света. Цвета»
познакомить учащихся с одним из световых явлений – дисперсией света;
ввести понятие спектра;
рассмотреть спектральный состав света, зависимость угла преломления света разного цвета от длины волны;
выявить физическую сущность оптических явлений (радуга);
развивать у школьников умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
развивать воображение, память, внимание, умение логично выражать свои мысли, выделять главное в объеме информации
развивать интерес к предмету
способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, обогащению словарного запаса;
воспитывать организованность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, умение находить и воспринимать прекрасное в природе
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация на съёмном носителе, призма, фонарь, пластина с маленьким отверстием, стеклянные плоскопараллельные пластины со скошенными гранями
1. Мотивация учебной деятельности
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского “Иоланта”. Свет… Такое короткое, но такое ёмкое слово. Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник сразу, как только человек начал размышлять об окружающем его мире.) XVII век положил начало представлениям о природе света. Достаточно назвать некоторых учёных, которые внесли огромный вклад в развитие учения о природе света: (Слайд 2) Исаак Ньютон, Христиан Гюйгенс, Томас Юнг, Огюст-Жан Френель, Джеймс Клерк Максвелл, Пётр Николаевич Лебедев, Николай Иванович Вавилов. (Слайд 3)
Пусть три столетья минуло с тех пор,
Ещё не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц.
В любой среде не знает он границ.
Сегодня мы поговорим об одном из свойств света. Запишите тему сегодняшнего урока «Дисперсия света. Спектральный состав света. Цвета» (Слайд 4) (Учащиеся записывают тему в тетрадь)
2. Изложение нового материала
Дисперсия – звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само
Оно нам с детства близко и знакомо,
Мы наблюдали сотни раз его!
Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,
И над умытой свежею землей
Мостом бесплотным радуга повисла
Пленяя нас своею красотой.
Дисперсия здесь «руку приложила»
Обычный белый лучик световой
Она как будто в призме разложила
Во встреченной им капле дождевой.
Если в темной комнате толстую стеклянную пластину осветить пучком света от фонарика или лазера, то, присмотревшись, можно заметить, что в стекле на границе с воздухом пучок белого света расщепляется на множество плавно переходящих друг в друга цветных пучков.
Демонстрация 1: узкий пучок белого света от фонарика пропускается через призму. На экране – разложение белого света в спектр.
У вас на столах находятся плоско-параллельные стеклянные пластинки со скошенными гранями. Посмотрите сквозь скошенные грани на свет. Что вы видите? (Дети говорят, что видят разноцветную полосу)
Эти явления свидетельствуют о дисперсии световых волн (от лат. disperqo – разбрасываю). (Запись на лоске и в тетради)
Природы строй, ее закон в извечной мгле таился,
И Бог сказал: «Явись, Ньютон!» — и всюду свет разлился.
Явление дисперсии света первым начал изучать И.Ньютон (1666 год). (Слайд 5) Кто подготовил сообщение о Ньютоне?
Исаак Ньютон (1643-1727) пережил шестерых королей, гражданскую войну, диктатуру Кромвеля, реставрацию Стюартов, но все это мало отразилось на его судьбе. Он никогда не был женат, никогда не.выезжал за пределы Англии, практически, не имел учеников. Но его творческая жизнь была бурной и богатой событиями, как и его эпоха.
Ньютон происходил из семьи фермера в Линкольншире. В средней школе не получил даже элементарного математического образования. Неожиданно в нем проявился интерес к техническому моделированию. Строил модели ветровых и водяных мельниц, хитроумные мышеловки, построил самодвижущуюся четырехколесную повозку, приводящуюся в движение через кривошипный механизм.
Страстью молодого Ньютона были солнечные часы. По положению тени он мог определять дни равноденствий, солнцестояний, даже дни месяца. Всю жизнь он смотрел на положение теней, а не на часы, когда его спрашивали о времени.
Оптикой Ньютон начал интересоваться ещё в студенческие годы, его исследования в этой области были связаны со стремлением устранить недостатки оптических приборов.
В своём труде «Оптика» Ньютон описал проведённые им чрезвычайно тщательные эксперименты по обнаружению дисперсии света — разложения с помощью призмы белого света на отдельные компоненты различной цветности и преломляемости и показал, что дисперсия вызывает искажение в линзовых оптических системах. Ошибочно считая, что устранить искажение, вызываемое ею, невозможно, Ньютон сконструировал зеркальный телескоп. Ньютон первым измерил длину световой волны. Наряду с опытами по дисперсии света Ньютон описал ряд других опытов.
Замечательно, что эти опыты пережили столетия, и их методика без существенных изменений используется в физических лабораториях до сих пор.
Ньютон в темной комнате направил пучок солнечного света, (Слайд 6) прошедшего через отверстие в ставне, которым закрывалось окно, на треугольную призму. На противоположной стене Ньютон увидел яркую цветную полосу, состоящую из множества разноцветных полос, цвета которых, изменяясь, плавно переходили от красного к оранжевому, к желтому и до фиолетового.
Наблюдаемую на стене картину Ньютон назвал – спектром (от лат. spectrum – видение). (Запись на доске и в тетрадях)
Если внимательно присмотреться к прохождению света через треугольную призму, (слайд 7) то можно увидеть, что разложение белого света начинается сразу же, как только свет переходит из воздуха в стекло. В описанных опытах использовались пластина и призма, изготовленные из стекла. Вместо стекла можно взять и другие прозрачные для света материалы. Чем больше показатель преломления материала, тем ярче проявляется дисперсия света.
Дисперсией называется явление разложения света на цвета при прохождении света через вещество.
А будет ли разлагаться на цвета свет, имеющий окраску? (Дети высказывают своё мнение) Конечно, нет, потому что свет одного цвета – это простой свет, который в дальнейшем не раскладывается на составляющие. (Слайд 8)
Свет одного цвета назвали монохроматическим.
Только белый свет при прохождении через вещество, раскладывается на цвета.
Итак, вы познакомились с новым свойством света. Давайте выясним, где и когда в жизни мы встречаемся с этим свойством. Во многих отраслях естествознания цвет служит важным диагностическим признаком. Имея точную его характеристику, легче определять виды растений, животных, минералов. Огромное значение свет и цвет имеют в изобразительном искусстве. (Слайд 10)
Обратите внимание на картины известных художников (картины Левитана “Золотая осень”, Джогина «Закат Солнца». Айвазовского «Радуга», Шишкина «Утро в сосновом бору»)
Беседа с учащимися:
Какие цвета вы видите? Только ли те, которые входят в состав белого? (Нет. На картинах использовались пурпурные, малиновые цвета.)
Как можно получить такие цвета? (Путём смешивания различных цветов получают различные оттенки.)
Мы выяснили, что белый свет состоит из семи цветов. Какой цвет мы
получим при сложении этих цветов? (белый)
Ньютону удалось соединить цветные лучи в белый свет. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик, в котором представлен опыт Исаака Ньютона.
Итак, давайте сделаем вывод: что же доказал Исаак Ньютон?
(Учащиеся делают выводы)
Белый свет – сложный свет, который раскладывается в спектр (Слайд 11)
Свет одного цвета не раскладывается на другие цвета, потому что является простым
Совокупность пучков света всех цветов спектра образует белый свет
Теорию света Ньютона подверг резкой критике выдающийся немецкий поэт И. В. Гете. (Слайд 12) Может быть, не все знают, что Гете был и видным естествоиспытателем. Он писал: «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Не может быть, что самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей».
Друзья, избегайте темной комнаты,
Где вам искажают свет
И самым жалким образом
Склоняются перед искаженными образами.
Гете и Ньютон были разными людьми по складу своего мышления. Гете воспринимал мир как целое, предпочитал озарение и фантазию. Ньютон каждый шаг вперед перепроверял и подкреплял опытами и расчетами.
В 1807 году Томас Юнг сделал столь же важное открытие, что белый свет можно получить сложением красного, зеленого, голубого. (Слайд 13)
Перед вами схема трёх основных цветов.
Красный, жёлтый и синий – наиболее чистые цвета, ибо их нельзя получить смешением других цветов. Из них же, напротив, можно получить все остальные цвета. Три вторичных цвета получаются путём смешивания основных: красный и жёлтый в смеси дают оранжевый, жёлтый с синим, дают зелёный, синий с красным дают пурпурный. Цвета, противолежащие на цветовом круге, называются дополнительными (Дополнительный к зелёному – красный и т. д.), в смеси, с которыми они дают белый цвет. Зарисуйте, пожалуйста, эту схему. (Показать на доске, как буквами обозначить цвета)
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. (Ф.И.Тютчев)
На востоке, в Древнем Китае, излюбленным украшением в доме, даже у бедняков, были стеклянные шары и призмы, дающие радужные блики на стенах. Европейцы неоднократно описывали эти китайские игрушки. Тем не менее, никто не сопоставлял эти пестрые китайские стекляшки с великолепными красками радуги, играющей на небе. Эта связь была открыта только в исследованиях великого Исаака Ньютона.
Наверное, нет человека, который не любовался радугой. Слово радуга содержит старославянский корень «радь», что означает «веселый». Не случайно на Украине ее называют «веселкой». Существует поверье, что в том месте, где радуга уходит в землю, можно откопать горшок с золотом. Оно, возможно, родилось из рассказов о том, что ангелы сидят на вершине радуги и, играя, скатывают вниз золотые монетки. А если хотите быть счастливым, то надо пройти под радугой босиком. Жаль только, что это еще никому не удавалось. Но радуга дарит нам мечту и вдохновение. Вам было дано задание подобрать интересный материал и сделать небольшое сообщение об этом удивительном явлении. Есть желающие? (Учащиеся делают сообщения)
Издавна заметили, что радуга наблюдается, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. Если встать лицом к солнцу, то радуги не увидеть. У Иоганна Гёте есть стихи, посвящённые этому удивительному явлению:
К тебе я, солнце, обращусь спиною,
На водопад, сверкающий, могучий,
Теперь смотрю я с радостью живою,-
Стремится он, дробящийся, гремучий,
На тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою…
Сколько у радуги цветов? Говорят, что семь, но это число условное – между соседними полосами нет чётких границ. Аристотель называл, например, всего три цвета радуги: красный, зелёный, фиолетовый.. Ньютон сначала выделял пять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Позднее он говорил о десяти цветах, а затем уже остановился на семи – тех самых, которые и по сей день принято выделять в радуге. Выбор это числа определяется не физикой, а скорее тем, что число 7 издавна считалось магическим (семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели и т.д.)
Радуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Оно выглядит как дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти семь цветов — основные, которые принято выделять в русской культуре, но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.
Посмотрите на экран, и вы увидите разнообразные виды радуги. (Слайды 15, 16)
3. Закрепление изученного материала
Что такое дисперсия света? (Ответ: Дисперсия света – явление разложения белого света в спектр при помощи призмы)
Почему происходит дисперсия? (Ответ: Дисперсия света происходит из-за того, что показатель преломления среды зависит от цвета света).
Что доказывает дисперсия? (Ответ: Дисперсия света доказывает, что белый свет – сложный свет, он состоит из простых – монохроматических цветов.)
Что позволяет объяснить дисперсия? (Ответ: Дисперсия позволяет объяснить цвета непрозрачных тел, тем что тела по- разному отражают и поглощают свет различных длин волн)
5. Домашнее задание: § 23 (читать), подготовить сообщения о влиянии света и цвета на организм человека
Описание и особенности театрального освещения сцены
Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.
Основные особенности
Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:
Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.
Виды освещения
В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.
Одиночный источник света
Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.
С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.
Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.
Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.
Использование нескольких источников света
Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:
Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.
Как выбрать угол падения света
От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:
Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.
Как совмещать разные углы сценического освещения
Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:
Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.
Что надо учесть при создании схем сценического освещения
Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:
Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.
В завершении рекомендуем видео по теме:
Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.
Урок открытия нового знания по теме «Дисперсия света».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
Разработана для урока физики в 11 классе по теме «Тайна тёмной комнаты. Дисперсия света».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО Шагапова Елена Викторовна, учитель физики
МОУ СОШ №92 г. Могоча
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: «Тайна тёмной комнаты. Дисперсия света».
Цель: формирование в ходе урока представлений о дисперсии как о волновом свойстве света, содействие осознанию учащимися причин возникновения явления дисперсия.
Образовательные: сформировать у учащихся единое, целое представление о физической природе явления дисперсии света, рассмотреть условия возникновения радуги.
Развивающие: развивать правильную и чёткую аргументированную речь учащихся; уметь аккуратно выполнять эксперимент; развивать творческие способности школьников
Воспитательные: готовность воспринимать полученную информацию, воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в группе, быть внимательным в процессе выполнения работы.
Личностные УУД : повышают грамотность и получают новые знания по физике при использовании дополнительной литературы, усвоение правил поведения, формирование бережного отношения к школьному оборудованию
Регулятивные: составить план и последовательность действий, ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения; определять степень успешности своей работы и работы одноклассников .
Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия друг друга.
Познавательные : извлекать информацию из источников, представленных в разной форме ( таблицы, графики, чертежи, схемы): владеть приемами отбора и систематизации материала.
научиться делать выводы из наблюдений, полученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты, проводить эксперимент, давать определения полученным понятиям.
умение определять цели и задачи деятельности, использование различных источников для получения физической информации.
Основные термины и понятия: дисперсия, спектр
Межпредметные связи: информатика, математика, литература, история
основные: учебник Физика 11 класс, авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
компьютер, мультимедийный проектор ( презентация к уроку).
оборудование (лампа, батарейка, экран, линза)
Формы урока: индивидуальная, групповая
Задания для учащихся
Проверяют готовность к уроку
Подготовится к уроку
2. Актуализация знаний
Свет.…Такое короткое и в тоже время ёмкое слово.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского “Иоланта”. Свет… Такое короткое, но ёмкое слово. Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник сразу, как только человек начал размышлять об окружающем его мире. XVII век положил начало представлениям о природе света. Достаточно назвать некоторых учёных, которые внесли огромный вклад в развитие учения о природе света: Ньютон, Гюйгенс, Юнг, Френель, Максвелл, Лебедев, Вавилов.
Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Пусть три столетья минуло с тех пор,
Ещё не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она,
Другой сказал, что свет – поток частиц.
В любой среде не знает он границ.
Свет твоего окна – он квант или волна?
1.Назовите учёных, которые придерживались квантовой природы света?
2. Кто из учёных придерживался волновой структуры света?
Ответить на вопросы
3. Изучение нового материала
Называют и на доске открывают свойства, написанные на листах, раскрашенных в цвета радуги.
Выполняют эксперимент, формулируют тему, цель урока
Выступают учащиеся, рассказывают о радуге, читают стихи
Работают в группах
Сегодня мы будем говорить о волновом свойстве света. Какие свойства света вы уже знаете?
У нас осталось не открытым одно свойство. Давайте попробуем обнаружить его экспериментально. Используя известные свойства света, получите изображение нити лампочки от карманного фонаря с помощью собирающей линзы.
Ребята, приглашаю вас в темную комнату, где мы постараемся раскрыть тайну цветов радуги.
Назвать свойства, выполнить эксперимент
Приготовить информацию о радуге
1группа исторические факты открытия явления
2группа: рассказать о эксперименте
3группа: спектр, спектроскоп
4. Закрепление нового материала
Делают выводы, выполняют задания
Подводят итог урока
Записывают домашнее задание
я понял, я узнал, я разобрался…
Особенно мне понравилось…
Каким было общение на уроке?.
Каким было Ваше настроение на уроке?
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение волновых свойств света и выясним, какова роль света в жизни человека?
Ученик 1: Свет.…Такое короткое и в тоже время ёмкое слово.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского “Иоланта”. Свет… Такое короткое, но ёмкое слово. Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник сразу, как только человек начал размышлять об окружающем его мире. XVII век положил начало представлениям о природе света. Достаточно назвать некоторых учёных, которые внесли огромный вклад в развитие учения о природе света: Ньютон, Гюйгенс, Юнг, Френель, Максвелл, Лебедев, Вавилов.
Ученик 2: Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Пусть три столетья минуло с тех пор,
Ещё не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц.
В любой среде не знает он границ.
Свет твоего окна – он квант или волна?
Учитель: Назовите учёных, которые придерживались квантовой природы света?
Ученики: Ньютон, Планк, Вавилов.
Учитель: Кто из учёных придерживался волновой структуры света?
Ученики: Гюйгенс, Френель, Юнг, Лебедев.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о волновом свойстве света. Какие свойства света вы уже знаете?
Ученики: Называют и на доске открывают свойства, написанные на листах, раскрашенных в цвета радуги.
Получается диаграмма (одно свойство закрыто).
Учитель: У нас осталось не открытым одно свойство. Давайте попробуем обнаружить его экспериментально. Используя известные свойства света, получите изображение нити лампочки от карманного фонаря с помощью собирающей линзы.
Работают в группах (3 группы).
Задание: На партах лампочка на подставке, батарейка, линза и экран. Получают изображение нити лампочки и делают вывод: изображение имеет радужную окраску.
Учитель: Ребята, приглашаю вас в темную комнату, где мы постараемся раскрыть тайну цветов радуги. (На фоне лирической мелодии «Одинокий пастух звучит сонет Владимира Григорьевича Бенедиктова»)
Повсюду прелести, везде
Для всех природы длань
Зачем же, к красоте
ты ищешь тайн ее и жаждешь
Ученик 1: Наверное нет человека, который не любовался радугой. С радугой связывалось ощущение радости освобождения. Слово «Радуга» содержит славянский корень «радь», что означает «веселый». Не случайно на Украине ее называют веселкой. Существует поверье, что в том месте, где радуга уходит в землю, можно откопать горшок с золотом. А если хотите быть счастливым, то надо пройтись под радугой босиком. Жаль только, что это еще никому не удавалось. Но радуга дарит нам мечту и вдохновенье. Если кого-то из вас она вдохновила взяться за перо, то мы с удовольствием послушаем эти строки.
(на предыдущем уроке вам было предложено найти информацию о радуге)
Ребята, приглашаю вас в темную комнату, где мы постараемся раскрыть тайну цветов радуги. А вот, что писал Ф.И. Тютчев о радуге (читает ученик):
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла
– Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей! Оно
дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь, и живешь.
Работают в группах (3 группы).
1 группа Историческая
( исторические факты открытия явления)
2 группа: Экспериментальная (рассказать о эксперименте)
3 группа: спектр, спектроскоп
1 группа рассказывает опыт И.Ньютона
2 группа: А как вы думаете, сколько цветов у радуги? Какие?
А вот Аристотель выделял всего три: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон сначала выделял пять, затем десять цветов, но в конечном счете остановился на семи. Выбор этого числа объясняется вовсе не физикой, а его магической силой (7 чудес света, 7 смертельных грехов, 7 дней недели). Разлагать свет на цвета люди научились давно, об этом явлении знали еще в I веке нашей эры. И использовали для этого стеклянные призмы.
( на экране демонстрация: направляем на призму свет, попущенный через светофильтр)
Значит, призма не раскрашивает белый цвет, а разделяет его на содержащиеся в нем простые составные цветовые части.
( обратить внимание учащихся на спектр)
3 группа: Полосу, полученную на экране, И. Ньютон назвал спектром, от латинского SPECTRUM — видение.
В спектре Ньютон выделил семь основных цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (зарисовать в тетради).
Будучи сторонником корпускулярной теории, Ньютон объяснял этот факт так: фиолетовый свет состоит из частиц меньшей массы, эти частицы, притягиваясь веществом, отклоняются сильнее, чем частицы красного света. Поэтому у каждого света свой показатель преломления.
характеризуется разными показателями преломления в данном веществе. Белый цвет есть совокупность простых цветов.
И, принимая это во внимание, мы можем утверждать:
Дисперсия — явление разложения света на цвета в зависимости от показателя преломления от длины волны.
Наблюдать явление дисперсии можно с помощью спектроскопа — прибора для изучения спектров. Рассмотрим его устройство.
Друзья, избегайте темной комнаты, Где вам искажают свет и самым жалким образом склоняются перед искаженными образами.
Гете и Ньютон были разными людьми по складу мышления. Гете воспринимал мир как целое, предпочитал озарение и фантазию. Ньютон каждый шаг вперед перепроверял и подкреплял опытами и расчетами.
Ответить на вопросы:
А как вы считаете, если белый свет пропускать через окрашенное стекло, каким будет в результате свет? (Стекло пропускает тот цвет, в который окрашено).
Почему в комнате с тёмными обоями темно, а со светлыми светло? (Ответ. Тёмные обои поглощают свет сильнее, чем светлые).
На тетради написано красным карандашом «отлично» и зеленым «хорошо». Имеются два стекла красное и зеленое, через какое надо смотреть, чтобы увидеть оценку «отлично»? (Ответ: зелёное)
На сцене человек в красном. Каким светом его нужно осветить, чтобы он стал невидимым? (Ответ: красным)
Почему белый лист бумаги нам кажется белым? (Ответ: он отражает лучи всех цветов)
А почему мы видим зелёные листья деревьев, красные цветы? (Ответ: потому что зелёные листья отражают только зелёные лучи света, красные цветы – красные лучи)
А какой будет трава, если на неё посмотреть сквозь красное стекло? (Ответ: почти чёрной)
Домашнее задание: п. 66
Рефлексия: Дополните предложения
Сегодня на уроке я понял, я узнал, я разобрался…